Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье Батомункуева Саяна Баировна

Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье
<
Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батомункуева Саяна Баировна. Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Улан-Удэ, 2006.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-22/345

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава I. Теория и методология исследований социокультурных традиций в современной городской бурятской семье

  1. Семья как объект междисциплинарных исследований 13

  2. Традиции, обряды, обычаи в этнокультурной истории бурят 30

  3. Социальная динамика развития традиций в городской 58

бурятской семье

Глава П. Современные проблемы возрождения и изменения социокультурных традиций в городской бурятской семье

2.1. Социокультурные традиции в современной городской 74

семье бурят

  1. Методика исследования возрождения социокультурных 91 традиций в семье

  2. Роль семье в возрождении социокультурных и национальных 109

традиций

Заключение 129

Литература 132

Приложение 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На данном этапе в обществе происходит возврат к истокам своих культур, приобщение к традициям, необходимым для сознания принадлежности к своей нации, для этнической самоидентификации в меняющемся мире. В связи с этим повысился интерес к современным исследованиям проблем традиционных культур, возросла значимость этнических факторов в общественной жизни.

В современном обществе возрастает интерес к традициям, обрядам, обычаям и ритуалам. В ситуации политического, социального, экономического, экологического и культурного кризиса человек возвращается к утраченным духовным ценностям через возрождение социокультурных традиций. В процессе этнической мобилизации и самоидентификации народов требуется активизация исследований социальных институтов, выявления условий и факторов формирования этнической специфики.

Семья как основной институт и носитель этнокультурных традиций является важнейшим социальным инструментом влияния на процессы общественного развития, изменения культурной политики. Именно в семье порождаются, культивируются и развиваются социокультурные изменения.

Именно семья является носителем и хранителем традиционных ценностей. Знание о состоянии современной городской бурятской семьи дает возможность формировать объективный взгляд на процессы, происходящие в обществе.

Необходимость изучения социокультурных традиций в семье связана также с общей тенденцией повышения интереса различных отраслей наук к традиционным культурам, определению их места и функций в общем социокультурном пространстве, их влиянию на развитие социальных институтов, в частности института семьи и брака. Перестройка в отечественных общественных науках открыла новые перспективы для более углубленного изучения гуманистического, общечеловеческого потенциала, заложенного в культурно-историческом наследии всех народов.

Сохранение и развитие традиционных этнических культур требует изучения современных проблем становления и возрождения национальных традиций в образе жизни современной бурятской семьи. Трансляционные и коммуникативные функции семьи необходимы в современном процессе формирования общества

Социальные и культурные изменения, происходящие в результате изменения мировоззрения, могут сыграть важную роль при изучении и анализе процессов взаимодействия и сближения этнокультур. В условиях происходящей в настоящее время интенсификации межкультурного взаимодействия народов, для многих из них возникает существенная угроза забвения своих исторически сложившихся социокультурных традиций. Вследствие этого перед исследователями встает проблема изучения степени сохранения своей культуры.

Диссертационное исследование посвящено одному из основных социальных институтов - семье, и позволяет проанализировать основные тенденции развития социокультурных традиций в этой ячейке современного общества, остающейся хранителем и транслятором бурятской культуры.

В условиях современной действительности изучение семьи приобретает все большую актуальность. В семье аккумулируются все аспекты жизнедеятельности человека и общества. Кризисное состояние российской семьи обусловливает необходимость исследования особенностей бурятской семьи для выработки и решения вопросов, связанных с государственной национальной и семейной политикой.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к традициям и оценка их роли в обществе стали формироваться еще в античности, но не приобрели характер систематических исследований. Теоретическое изучение традиций, начавшееся в эпоху Просвещения, проникнуто отрицанием их значения в жизни общества и развития культуры, их фундаментальности и значения в жизни общества и развитии культуры. Многие мыслители того времени единодушно выносят традицию за скобки общественно-исторического процесса, подчеркивают преимущество разума перед инертностью и застылостью традиций. Но уже на рубеже XVIII-XIX веков появляются и иные оценки места и роли традиций в различных сферах общественной жизнедеятельности, формируется мнение о том, что нет будущего, оторванного от прошлого.

В XIX веке к вопросу о роли традиций в процессе изменения социальных систем все более активно обращаются представители западной и русской философии истории и социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс)1. В это время окончательно складываются два образа традиций, закрепляемые в системе философского знания: 1) традиция есть культурная память «предводительница народов» (Г. Лебон); 2) традиция есть бремя, сдерживающее развитие общества (К. Маркс)2.

В это же время традиция начинает изучаться в ее конкретных эмпирических формах этнографами и антропологами, которые, по мере накопления материала, стали обнаруживать закономерности зарождения и функционирования традиций в различных социумах. Таким образом, тема традиций обретает многомерность своего проблемного поля и все чаще становится объектом анализа. 1 Вебер М. Город. - Пч: Наука и школа, 1923 .- 135 с; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. - М., 1991.; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд.- T.3. - 377с. 2 Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1994.; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд.- T.3. - 377с.

В современной отечественной науке проблемы традиций, их социальную сущность и противоречивую природу, в разное время исследовали: С.А. Арутюнов, Б.М. Бернштейн, Ю.В. Бромлей, В.Б. Власова, В.М. Каиров, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, И.В. Суханов, и др1.

Исследование содержания традиций в России резко возросло с 60-х годов XX века. Это было связано с необходимостью осмысления наследия прошлого и процессов преемственности в общественном развитии, обнаружения моментов устойчивости и повторяемости, необходимостью осуществления сознательного отбора унаследованных от прошлого прогрессивных традиций и их использования в политике социокультурного строительства (Э.В. Соколов, А.К. Харчев и др. ).

Далее были предприняты попытки проследить закономерность связей традиционной деятельности людей с экономическими традициями, выявить механизмы ее возникновения и развития на различных этапах истории духовной жизни общества: Н.И. Дряхлов , общественно-историческими условиями, исследовать социальную П.М. Кожин, И.В. Суханов, П.Д. Тищенко и др4.

Конец 70-х - начало 80-х годов XX века ознаменовался признанием необходимости существования традиций для нормального функционирования общества (дискуссия на страницах журнала 1 Арутюнов С.А. Обычаи, ритуал, традиции // Советская этнография.- 1981. - №2.; Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные аспекты // Современная этнография. - 1981. - №2.; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М.: Наука, 1987,- 333 с; Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. - 1980.-№4.; Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. - М., 1994.; Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 3. - С.59-71.; Плахов В.Д. Социальные нормы и отклонения // Соц.исслед-1995.; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976. 2 Соколов Э.В. Семья: граждановедение // Соц-пол. Журн.-1994.- № 1,2.- С.118-126.; Харчев А.Г. Социологическая революция и семья // Социологические исследования.-1994.-№6.-С.74-87. 3 Дряхлов Н.И. Традиции и модернизация в современной России. Исследования. - М., 1992. - № 10. 4 Кожин П.М. Традиции в системе этноса // Этнографическое обозрение.-1997. №6.; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976.; Тищенко П.Д. Традиция: преемственность и разрыв. // Культура. Традиции. Образование: Ежегодник. - М., 1990. -Вып. 1. «Советская этнография» 1981г., №№2,3) и исследованием их полифункциональности и динамических качеств (Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, И.В. Суханов)1.

В 80-х годах происходит эволюция понятия «традиция», расширяется его содержание, делаются попытки построить общую теорию традиции (Ю.В. Бромлей, Э.С. Маркарян)2. Изучается не только содержательная сторона данного социального явления, но и механизмы его трансляции в обществе.

В перечисленных исследованиях делались попытки раскрыть социальную природу традиций, проследить процесс их генезиса и исторического развития, специфику становления и функционирования. Некоторые из развиваемых в них теоретических положений носят постановочный характер, нередко имеют дискуссионный характер. И хотя в отдельных трудах не всегда выдерживается логичность, теоретический анализ порой подменяется узко этнографической трактовкой, тем не менее, в целом данные работы представляют собой богатый методологический, методический и эмпирический материал.

Бурятские традиции подробно изучались в различных исследованиях СП. Балдаевым, Г.Р. Галдановой, Ф.А. Кудрявцевым, Г.Д. Нацовым, М.М. Николаевой, А.И. Улановой, Н.О. Шаракшиновой и др3. 1 Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 3. - С.59-71.; Плахов В.Д. Социальные нормы и отклонения//Соц.исслед.- 1995.;Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976.;Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976. 2 Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М.: Наука, 1987.- 333 с; Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 3. - С.59-71. 3 Балдаев СП. Бурятские свадебные обряды. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959. - 200 с; Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск: Наука, 1987. - 115 с; Кудрявцев Ф.А. История бурят- монгольского народа от XVII в. до 60-х годов XIX в. - М. - Л., 1940. - 242 с; Нацов Г.Д. Материалы по истории и культуре бурят. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - 156 с; Николаева М.М. Обряды, связанные с рождением ребенка у бурят // Бурятоведческий сборник / Бурят-Монгольская секция ВСОГГРГО и кабинет монгольского языка и культуры. - Вып.5. - Иркутск, 1929. - С.47-49.;

В основном их работы носят этнографический, историко-культурный характер.

На сегодняшний день наука о семье переживает второе рождение. Появление в последние годы многочисленных исследований служит тому подтверждением. Однако проблема возрождения традиций в современной семье исследована еще не достаточно.

Коренные изменения, затрагивающие основы семьи - вопрос, поднимаемый в науке с XIX - начала XX века. Интерес к семейным отношениям мы видим в работах философов XIX века И. Гердера, М. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо, рассматривавших семью, как общество в миниатюре. Семейные отношения рассматривались в работах Л. Моргана, К. Маркса, Э. Тайлора, Ф. Энгельса и др. Структурно-функциональные методы в исследовании семьи применяли Э. Дюркгейм, Т. Парсонс др.

Отдельные вопросы изучения семьи мы находим у таких ученых, как М.М. Ковалевский, В.В. Соловьев, П.А. Сорокин, С.А. Токарев, и др. Кроме этого, при работе над диссертационным исследованием изучались исследования А.И. Антонова, М.Ю. Арутюняна, И.В. Бестужева-Лады, Э.К. Васильевой, Т.А. Гурко, Ю.А. Гаспаряна, СИ. Голода, В.В. Елизарова, М.С. Мацковского, А.А. Петракова, Л.И. Савинова, А.Г. Харчева, З.Я. Янковой и др.

Социология семьи, как специальная социологическая дисциплина выделяется к концу XX века и в настоящее время приобретает все большее теоретическое и практическое значение, так как изучает наиболее подвергшиеся изменениям свойства семьи.

Анализу социокультурных процессов у бурятского народа посвящены работы Ц.Б. Будаевой, Е.М. Залкинда, В.И. Затеева, Д.Д. Мангатаевой, Т.М. Михайлова, А.П. Окладникова, Ю.Б. Рандалова, Б.В.

Хараева . Некоторые стороны семейных отношений бурят рассматривались в исследованиях К.Д. Басаевой, К.В. Вяткиной, Д.С. Дугарова, Д.Д. Нимаева, и др . На современном этапе существенно возрос интерес к проблеме бурятской семьи, что отразилось в диссертационных исследованиях Э.В. Гылыковой, СП. Татаровой и др.

В числе монографических исследований о бурятской семье важное место занимает книга И.И. Осинского, Э.В. Гылыковой, которая является основным трудом по данной проблеме. В монографии «Бурятская городская семья на рубеже ХХ-ХХ1 веков» впервые проводится социологический анализ современной национальной семьи, где одним из аспектов изучения семьи является сохранение и место национальных традиций в современной культуре.

В данном исследовании проведен анализ возрождения традиций в семье у бурят. Работа К.Д. Басаевой «Семья и брак у бурят (вторая половина XIX - начало XX веков)», подготовленная несколько лет назад, на настоящий момент остается наиболее полноценным этнографическим исследованием по бурятской семье.

Цель исследования - выявление значения и влияния возрождения социокультурных традиций на состояние и развитие современной городской бурятской семьи.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 190 с; Залкинд Е.М. Исследования и материалы по истории Бурятии. - Улан-Удэ, 1973. - 174 с; Затеев В.И., Хараев Б.В. Динамика изменений и взаимодействия этносоциальных и демографических структур региона (на материалах РБ).- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999.- 92 с; Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: тенденции формирования и развития. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.-131 с; Михайлов Т.М. Об обычаях и традициях бурят в современный период // Этнографический сборник.- Вып.4.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1965.- С.3-17.; Окладников А.П. История Бурят-Монгольской АССР. - Улан-Удэ, 1951. - Т. 1. - 574 с; Рандалов Ю.Б. Об изменениях в социальной структуре бурятского населения // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. - Улан-Удэ, 1996.- С.13-17. 2 Басаева К.Д. Семейно-брачные отношения у бурят // Этнографический сборник. Вып. 3. АН СССР, Сиб. отделение БКНИИ. -1962.- С.38-52.; Вяткина K.B. Очерки культуры и быта бурят. - Л.: Наука, 1969. -218 с: ил.;Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. - Новосибирск: Наука, 1988. - 169 с; проанализировать с точки зрения междисциплинарных исследований основные методологические подходы к изучению содержания понятия «социокультурные традиции в семье»; выявить сохранившиеся этнокультурные традиционные ценности и их модификацию в современных условиях; исследовать роль семейных социокультурных традиций современной городской семье бурят.

Объектом исследования является современная городская бурятская семья.

Предметом исследования выступает изучение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье.

Гипотеза исследования основывается на следующих предположениях: исторические, политические, социально-экономические изменения привели к трансформации семейной структуры у бурят; социально-экономическая и идеологическая перестройка последних десятилетий повлияла на возрождение национальных традиции, обычаев, обрядов в современной городской бурятской семье.

Методологическая основа исследования. Основой методологического исследования стал междисциплинарный подход. Системный и структурно-функциональный анализ послужил основным методологическим принципом изучения. Использованы методы: синтез, обобщение, сравнение, наблюдение, сравнительный анализ, историко-культурный, этнографический, социологическое анкетирование. Источниковедческую и исследовательскую базу работы составляют материалы социологических и историко-культурных исследований семьи и ее аспектов

Эмпирической базой исследования послужили материалы Госкомстата РФ и Республики Бурятии о характере и уровне развития социально-культурной и экономической инфраструктуры.

Использованы также результаты социологического исследования, проведённого автором весной 2003 года по проблемам социального развития и адаптации городской семьи к изменяющимся социально-, экономическим условиям в г. Улан-Удэ.

Научная новизна работы. В диссертации предпринята попытка комплексного междисциплинарного анализа изменения социокультурных и этнокультурных традиций семьи. На основе социологического исследования выявлены и проанализированы возрождающиеся социокультурные традиции в современной городской бурятской семье, определены их роль и место в типе семьи, который соответствует современному этапу развития общества, указаны пути сохранения традиционных ценностей, положительно влияющих на устои многонационального государства.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные теоретические выводы и эмпирические данные могут быть использованы при разработке концепции государственной и региональной семейной политики в процессе формирования нормативно-правовой базы и создании программ эффективного регулирования семейных и этносоциальных отношений. Материалы диссертации предлагаются для государственных учреждений, педагогической практики вузов и школ, для общественных организаций, результаты рекомендуются для включения в содержание национально-регионального компонента.

Основные положения, выносимые на защиту: семья является основным хранителем и транслятором традиционных ценностей; современная городская бурятская семья приобретает новые свойства под влиянием кардинальных изменений социального строя в России и процессов глобализации; бурятская городская семья в современных условиях приобрела смешанный патриархально-детоцентристский тип развития; социокультурные традиции обеспечивают преемственность в развитии семьи и общества; возрождение традиций необходимо для сохранения социокультурной целостности этноса, в том числе семейных основ, влияющих на стабильность и устойчивое развитие общества и государства.

Апробация работы. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на международных и межрегиональных научных конференциях. Результаты и данные были применены в разработке курса лекций по теме «Социология семьи» в Восточно-Сибирском государственном технологическом университете. По теме диссертации автором опубликовано 6 научных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Похожие диссертации на Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье