Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская семья и традиции национального жизнеустройства в повестях В.Г. Распутина "Пожар" и "Дочь Ивана, мать Ивана" : поэтико-философский аспект Калинина Ирина Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калинина Ирина Петровна. Русская семья и традиции национального жизнеустройства в повестях В.Г. Распутина "Пожар" и "Дочь Ивана, мать Ивана" : поэтико-философский аспект : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Калинина Ирина Петровна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2010.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-5/3703

Введение к работе

Тема семьи всегда оставалась одной из магистральных тем в русской литературе. Вслед за древнерусской литературой вся классическая русская литература даёт обширный материал для целостного представления о русской семье и семейных отношениях, традициях национального жизнеустройства в целом.

Обращённость к семейной тематике, к проблеме преемственности поколений и, таким образом, ориентация на глубокие архетипические основы человеческого общежития всегда отличала прозу писателей-«деревенщиков», во многом наследовавших традиции классической литературы. Внимание к этой теме со стороны писателей-традиционалистов обусловлено тем, что осмысление духовных устоев, основ семьи обнажает весь пласт национальной культуры, духовные основы бытия русского человека.

В. Распутин, как и другие писатели-«деревенщики» (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, Е. Носов, В. Шукшин), чьим призванием было «считывать судьбу и душу народную», «отвечать случившимся в народе переменам», к теме семьи подходит с особым пиететом, неоднократно подчёркивая важность этого института в нашей жизни: «Не будь семьи в обществе, управлять им, воспитывать и облагораживать его, подвигать к служению во благие имена сделалось бы намного затруднительней, если вообще возможно без принуждения, – подчёркивает прозаик. – И великое из чувств – любовь – стало бы без семьи беспризорным и одноклеточным. Без семьи все основания общества пришлось бы менять».

Актуальность исследования обусловлена его связью с ведущим направлением современного литературоведения, занятого разработкой проблемы функциональной роли этнического аспекта в историко-литературных процессах, в создании художественных ценностей, необходимостью поиска новых подходов к анализу художественного мира В. Распутина, значительностью темы семьи в повестях Распутина. Работа выполнена в рамках развивающегося научного направления кафедры литературы Мичуринского государственного педагогического института «Исследование национального самосознания и национального характера в русской литературе».

Степень изученности исследуемой проблемы. Изучению различных аспектов творчества В. Распутина посвящён целый ряд монографий, диссертаций и статей. Но, несмотря на значительное количество работ о нём, тема семьи и дома, традиций национального жизнеустройства в творчестве писателя так и не стала предметом специального монографического исследования. В то же время косвенным подтверждением важности и органичности этой темы для Распутина является тот факт, что в той или иной мере тему семьи в его творчестве затрагивает в своих работах целый ряд исследователей, в частности, Л.И. Вуколов, Н.Н. Котенко, А.Ф. Лапченко, И.А. Панкеев, С.Г. Семёнова, О.Н. Шахерова. При этом в центре их внимания оказываются такие повести писателя, как «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Пожар», рассказ «Василий и Василиса». Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» в силу объективных (хронологических) причин данными исследователями не рассматривается.

В ряде других работ затрагивается близкая к теме данного исследования проблематика. С позиции культурно-национальных ценностей рассматривает тему семьи в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» в своём диссертационном исследовании Е.С. Гапон и приходит к небесспорному, на наш взгляд, выводу о внеправославной сущности главной героини. Проблеме русского национального характера в творчестве В. Распутина посвящены кандидатские диссертации И.В. Поповой, Т.Ф. Гришенковой, И.В. Ходченковой. Для этих и других исследований, в силу специфики их конкретных задач, проблема эволюции семьи в её соотнесённости с коррозией духовных основ народа не была главной, определяющей.

В исследованиях А.А. Дырдина, С.Г. Семёновой, В.Я. Курбатова, А.Ю. Большаковой, И.В. Ходченковой, А.В. Игнатьевой затронуты отдельные аспекты специфики образа женщины в творчестве В.Г. Распутина. Однако образ женщины-жены в контексте семейных проблем и в этих работах не становится предметом специального исследования. В то же время подобный анализ образа женщины-жены в его сложной соотнесённости с эволюцией русской семьи, исследование трансформации русской семьи в контексте национальных традиций жизнеустройства позволяет открыть новые грани философской концепции произведений писателя и увидеть его творчество как целостную в своей основе, динамическую систему.

Материалом исследования является художественная проза В.Г. Распутина, а также публицистика писателя. Основное внимание сосредоточено на повестях «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана».

Границы смены общественных формаций, общественно-политического и социально-культурного развития общества, совпавшие с границами временными (конец XX – начало XXI века), ознаменовали две «катастрофические» повести писателя – «Пожар» (1985) и «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003). Подобным настроением (в нравственном смысле) проникнуты и рассказы писателя 90-х годов, его публицистика. Однако в основу анализа положены обозначенные повести, так как в них тема семьи решается особенно глубоко и полно.

К теме семьи В. Распутин обращался и в более раннем творчестве. Но собственно семья остается в этих произведениях, как правило, в некоторой тени более важных для писателя проблем рода, деревенской общины.

Объектом исследования реферируемой работы является идейно-художественная структура повестей «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана», проблемы русской семьи в контексте традиций национального жизнеустройства в названных и некоторых других произведениях В.Г. Распутина.

Семья подразумевает некое взаимодействие мужского, отцовского и женского, материнского начал. Поэтому анализ темы заставляет обратиться и к гендерным понятиям. Вслед за словарём гендерных терминов, в котором данное понятие трактуется как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола», в данной работе под «гендером» понимается социокультурная характеристика личности, связанная с биологическим полом. Социокультурные отличия, которые вытекают из разницы мужского и женского менталитета, становятся важны своей обусловленностью в большей степени «неосознаваемыми разумом формами», предопределяющими, по мнению К.Г. Юнга, наши мысли, чувства и действия и постоянно оказывающими на них влияние. Затем, как следствие, к источникам ментальных различий относятся традиции воспитания, психологические особенности и специфика образа жизни. Касаясь архетипических основ бытия, гендер, таким образом, оказывается в теснейшей связи с проблемой национального своеобразия. Без анализа особенностей традиционно сложившихся взаимоотношений двух полов невозможно понимание национальных особенностей страны и, как следствие, особенностей семейного жизнеустройства.

Представление о понятиях «мужественное» и «женственное», которые, в свою очередь, являются конструктами культуры и эволюционируют в процессе исторического развития, позволяет не только по-иному взглянуть на проблему семьи в творчестве В.Г. Распутина, но и помогает проанализировать эволюцию художественного метода писателя, уточнить наметившуюся периодизацию его творчества.

При изучении творчества В. Распутина гендерный подход становится актуальным ещё и по следующей причине: под изображением человека в литературе традиционно подразумевается, прежде всего, изображение, воспроизведение мужчины. Эта практика закрепилась и в философии, и в языке. Для выделения в традиционном ряду «людей» лиц женского пола вводится, как правило, тема «женских образов», на что справедливо обращает внимание Е. Строганова. Для писателя В. Распутина «женские образы» – неотъемлемая, если не доминирующая, часть его творчества. Неслучайно в ассоциативном ряду вслед за его именем непременно прозвучат «распутинские старухи». Гендерный подход, подразумевающий безоговорочную «двуполость», обязательную принадлежность к одному из полов, снимает подобную «маргинализацию» женских персонажей, неприемлемую для анализа творчества этого писателя.

Цель исследования заключается в осмыслении воссозданного в повестях В. Распутина «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана» процесса эволюции и трансформации русской семьи как основы национального жизнеустройства.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

установить социокультурные истоки публицистичности повести «Пожар»;

выявить основные свойства характера Алёны, его генетическую связь с эпическими образами фольклора;

выяснить существо и функцию образа дома в структуре повести «Пожар»;

определить доминанту взаимоотношений обитателей Сосновки в контексте традиций национального жизнеустройства;

изучить символическое значение заголовочного образа повести «Пожар»;

проанализировать роль образов из мира природы в парадигме повести «Пожар»;

исследовать семантику и функцию образа рынка в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»;

определить воссозданную писателем тенденцию изменений женского характера;

рассмотреть особенности гендерных отношений в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»;

охарактеризовать осмысленное писателем природное предназначение женщины;

прокомментировать специфику взглядов В. Распутина на эволюцию «мужского мира».

Метод исследования представляет собой синтез культурно-исторического, сравнительно-типологического и историко-литературного подходов.

Теоретико-методологическая база диссертации основана на различных научных концепциях русских и зарубежных философов, историков культуры, теоретиков и историков литературы: А.Н. Афанасьева, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Г.Д. Гачева, И.А. Ильина, Д.С. Лихачёва, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, П.А. Флоренского, К.Г. Юнга. В диссертации при освещении вопросов теории жанров, типологии героя, специфики литературного процесса второй половины ХХ века используются положения и идеи А.Ю. Большаковой, И.Ф. Волкова, К.Д. Гордович, Н.Ю. Желтовой, М.Н. Кима, Л.П. Кременцова, Н.Л. Лейдермана, А.Н. Николюкина, Л.В. Поляковой, Е.П. Прохорова, В.Е. Хализева и других.

Исследование опирается также на опыт изучения творчества В. Распутина и «деревенской прозы», представленный в работах Л.Ш. Вильчек, П.А. Гончарова, Н.Н. Котенко, В.Я. Курбатова, А.Ф. Лапченко, И.А. Панкеева, С.Г. Семёновой, Н.С. Тендитник, Н.Н. Яновского и других исследователей.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Социокультурные истоки публицистичности повести «Пожар» находятся в осознании писателем остроты охватившего советское общество кризиса нравственности, основ традиционного жизнеустройства, включающих дом и семью.

  2. Оплотом традиционной нравственности у Распутина является восходящий к фольклорному архетипу эпический образ мудрой жены.

  3. Образ дома в структуре повести «Пожар» осмыслен писателем в качестве одной из основ традиционного жизнеустройства.

  4. Человеческая (семейная, социальная) разобщённость является лейтмотивом повести, доминантой взаимоотношений сообщества новой деревни.

  5. Обобщённым апокалипсическим образом современности в повести Распутина является пожар.

  6. Образы из мира природы в структуре повести «Пожар» представлены писателем в качестве чаемого основания народного бытия.

  7. Образ рынка, осмысленный в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» как «всесветная барахолка», оказывается полисемантическим символом современной эпохи.

  8. Обусловленные новейшим временем изменения женского характера трактуются писателем как очевидная деструкция.

  9. Главной особенностью семейных отношений в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» является радикальное изменение гендерных ролей, усугубляющее кризис современного общества.

10. Истинное предназначение женщины писатель видит в следовании природе и традициям национального жизнеустройства.

11. Констатируя утрату героями-мужчинами первенствующей роли в современной семье, В. Распутин рассчитывает на пробуждение нравственного чувства и в «мужском мире».

Основой гипотезы нашего исследования является утверждение, что в кризисную для России эпоху «перестройки» В. Распутин в своих повестях создаёт своеобразную модель «сбережения народа» через возвращение к традиционным социально-этическим основам национального бытия.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в целостном анализе составляющих образа русской семьи, её роли в сохранении традиций национального жизнеустройства в повестях В.Г. Распутина «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана». В научный оборот вводятся новые историко-литературные материалы, публицистические произведения В. Распутина в их соотнесённости с избранной темой исследования.

Теоретическая значимость диссертации связана с определением вектора эволюции художественного метода писателя, с уточнением жанрово-видовой специфики произведений новейшей литературы, с типологизацией героев современной прозы, уточнением понятий «деревенская проза», «сибирская литература», с характеристикой механизмов использования приёмов и образов фольклорной поэтики в литературном произведении.

Практическое значение результатов исследования заключается в возможности их использования в процессе преподавания курса истории русской литературы последней трети ХХ века на филологических факультетах, в школьном изучении творчества В. Распутина.

Апробация промежуточных и итоговых результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры литературы Мичуринского государственного педагогического института, на конференциях разных уровней: на Международной научно-практической конференции «Проблемы экологического образования и воспитания в системе наукограда» (Мичуринск, МГПИ, 2006), на Всероссийской научной конференции «Михаил Пришвин: диалоги с эпохой» (Елец, 2008), на Международной конференции «М.А. Шолохов в современном мире» (Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008), в рамках Международной научно-практической конференции «Человек и природа в русской литературе» (Мичуринск, МГПИ, 2008), на VII Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008), на ежегодных научных конференциях «Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин» (Мичуринский ГПИ 2006, 2007, 2009). Основные положения диссертации обсуждались также в ходе занятий аспирантского теоретико-методологического семинара кафедры литературы МГПИ в 2006 – 2009 гг.

Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в одиннадцати публикациях автора, в том числе в издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 234 наименований.

Похожие диссертации на Русская семья и традиции национального жизнеустройства в повестях В.Г. Распутина "Пожар" и "Дочь Ивана, мать Ивана" : поэтико-философский аспект