Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект Фадеева Юлия Валерьевна

Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект
<
Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фадеева Юлия Валерьевна. Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : М., 2005 216 c. РГБ ОД, 61:05-22/569

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования традиций городской молодой семьи 14

1.1. Традиция: понятие, сущность и ее социальное значение 14

1.2. Современная городская молодая семья: сущность, функции и социальные проблемы в аспекте преемственности традиций 32

Глава II. Молодая городская семья Подмосковья и ее традиции 51

2.1. Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья в конце XX-начале XXI вв 51

2.2. Эволюция семейных традиций у городской молодежи на современном этапе 90

2.3. Проблемы сохранения семейных традиций у городской молодежи 111

Заключение 128

Список использованной литературы 135

Приложения 145

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется как кризисом социального института семьи, порождающего негативные тенденции в семейной сфере (в частности, нарушение процесса социализации подрастающего поколения, а также рост подростковых и молодежных девиаций), так и процессом депопуляции России, обусловленным социально-экономическим кризисом современного российского общества и эволюцией института семьи, утратившего многие свои функции на современном этапе развития общества.

За последние 15 лет в Московской области (как и по всей Российской Федерации, за исключением двух ее субъектов) сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, из-за снижения рождаемости и роста смертности, что привело к отрицательному естественному приросту населения. По сравнению с 1990 г. превышение числа умерших над числом родившихся увеличилось в 4,9 раза. Среди регионов РФ по уровню рождаемости Московская область занимает одно из последних мест.1

Неуверенность в завтрашнем дне и в возможности содержать и воспитывать детей на должном уровне обуславливает массовый переход от наиболее распространенной двухдетной модели семьи к однодетной. В 2000 г. в Московской обл. родилось 30,6 тыс. первенцев и 13,7 тыс. вторых по счету детей у матерей (для сравнения: в 1990 г. родилось 38,2 тыс. первенцев и 24,1 тыс. вторых детей). Доля рождений первого по счету ребенка в общем числе новорожденных детей увеличилась с 56% в 1990 г. до 64,3% в 2000 г., а доля рождений второго ребенка уменьшилась с 35,2% в 1990 г. до 28.7% в 2000 г.2

Социально-экономическая нестабильность, нарастание сложностей в создании нормальных условий жизни приводит к росту внебрачных рождений.

Если в 1990 г. в Московской области родилось вне брака 8062 ребенка (11,8% от числа всех рождений), то в 2000 г. - уже 11056 внебрачных детей (23,2% от числа всех рожденных детей). Только у 49% малышей, рожденных матерями-одиночками, есть официально признанные отцы. Больше половины внебрачных детей рождается у матерей в возрасте моложе 20 лет и 20-24 года.1

В 1990-е годы в Московской области наблюдалась тенденция к сокращению показателей брачности. Если в 1990 году в брак вступило 55 тысяч пар, то в 2000 году - 45,9 тысяч пар, а в 2002 году - 50,46 тысяч пар. Коэффициент брачности снизился с 8,2 пары на тысячу населения в 1990 году до 7,1 пары на тысячу населения в 2000 году. По коэффициенту брачности в 2000 году Московская область занимает четвертое место среди регионов РФ (для сравнения: РФ - 6,2 пары на тысячу населения, г. Москва - 7,9 пар).

В Московской области в первый брак вступило 63% мужчин и женщин. В 2000 году в среднем за один день зарегистрировано 126 браков, а в 1990 году — 151 брак. Из общего числа браков, заключенных в 2000 году, 36,5% мужчин и 47,6% женщин вступили в брак в возрасте от 18 до 24 лет. 34,5% мужчин и 25,8% женщин вступили в брак в возрасте от 25 до 34 лет.3

В 2000 году в Московской области было расторгнуто 33,8 тысяч браков, что на 16% больше, чем в 1999 году. В 2002 году этот показатель вырос до 40,9 тысяч браков. Коэффициент разводимости в 2000 году равен 5,2 разводов на тысячу человек населения, против 4,4 разводов на тысячу населения в 1990 г. и 4,5 разводов на тысячу в 1999 г.4

По данным Комитета по делам семьи и молодежи, из 2,5 млн. семей в г. Москве - более 400 тысяч молодых, где оба супруга не старше 30 лет, при этом 80% детей рождаются именно в молодых семьях.5

По статистике столичного управления загсов, в Москве за 2004 г. было зафиксировано 71 790 браков и оформлено 46,8 тысяч разводов, т.е. распалось 65,2% браков.1 По данным Госкомстата России за 2003 г., 65% распавшихся браков приходится на молодые семьи.

Семейные традиции, воспроизводимые молодой городской семьей, могут служить основой стабилизации института семьи, сохранения национальной культуры, средством решения демографических и других социальных задач (в том числе преодоления девиаций), стоящих перед современным российским обществом.

Современной семье для обеспечения стабильности и преодоления девиационных процессов явно не хватает социальной сплоченности и семейных традиций. Решение многих острых социальных проблем нашего общества практически невозможно без опоры на традиционные системы ценностей, способствующих воспроизводству этнокультурной самоидентификации общества и обеспечивающие его интеграцию.

Степень научной разработанности проблемы.

В данной диссертационной работе исследуются традиции городской молодой семьи Подмосковья на современном этапе, поэтому наряду с социологическими работами нами привлекалась для анализа степени научной проработанности проблемы философская, культурологическая, социально-психологическая и этнопедагогическая, историческая и этнографическая литература, в которой затрагивалась проблема традиций семьи (в том числе — молодой городской семьи).

С точки зрения философии, традиция предстает как явление социальной коммуникации, то есть определенная форма общения людей. Благодаря традициям культурный опыт передается от поколения к поколению и от одного народа к другим. В отечественной науке примерно с 1960-х годов исследование традиционной культуры, традиционности начинает оформляться в самостоятельное научное направление. С.А. Арутюнов, Э.С. Маркарян, К.В. Чистов, И.В. Суханов и др. разрабатывали проблемы сущности традиций и традиционности, показали отдельные аспекты социально-культурного наследования, различия между «первичными» и «вторичными» традициями (Чистов К.В.) и т.п.1

В постсоветское время происходит переосмысление основ культуры и перспектив ее эволюции, в научный оборот вводятся новые актуальные проблемы: конфликт «новых» и «старых» ценностей в ходе модернизационного процесса, вопросы «целевых» ценностей Востока - Запада, цивилизационных отличий, перспектив духовности, менталитета, идентификации и социальной роли различных форм культуры. В этом направлении работают Б.С. Ерасов, С.А. Арутюнов, А.С. Панарин и др. В современной зарубежной литературе также активно разрабатываются эти проблемы (Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, ДР.).2

Однако пока слабо проработаны вопросы культурной преемственности в новых исторических условиях, корреляции традиционной культуры, традиционных ценностей с инновационными вариантами культуры и ценностей. Нуждается в разработке вопрос об особенностях функционирования (воспроизводства и развития) традиционной культуры в условиях сильного инокультурного влияния и проблем ее эволюции. Необходима разработка вопроса о роли традиционной культуры в таких важных процессах как социализация, идентификация и др. Важным является уточнение роли традиционной культуры в становлении массового сознания разных уровней и форм: этнического, национального, политического, религиозного и т.д. Коротко говоря, целостных, систематизированных представлений о роли и месте традиции в современных российских общественных процессах до сих пор не выработано.

Хотя в социологии первенство в разработке понятий «традиция», «традиционное общество» обычно связывают с именем М. Вебера, разработку проблемы сохранения социальных традиций и выявления их социальной роли вели О. Конт, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис и др.1

Отдельные аспекты проблемы семейных традиций в современной социальной работе затронуты в работах Н.С. Данакина, И.С. Максимова, П.Д. Павленка, Л.И. Савинова, М.В. Фирсова, А.Ю. Фодоря, Е.И. Холостовой, Е.М. Черняк и др.2

Б.Н. Попов обосновал и представил следующее определение, характеризующее национальные семейные обычаи и традиции. В.Н. Аргунова выявила, какие социальные аспекты имеют традиции, а также какие понятия включены в традиции и обычаи современной семьи разных народов и оказывают существенное влияние на характер семейных отношений, на становление и развитие новых элементов в семейных традициях. Типичные социальные нормы традиционной и современной семьи были систематизированы М.С. Мацковским.1

В конце XX - начале XXI вв. усилилось внимание к изучению молодой семьи. М.С. Мацковским и Т.А. Гурко (в связи с изучением ими факторов, влияющих на успешность функционирования молодой семьи) была предпринята попытка типологизации молодых семей по стилю жизнедеятельности. А.И. Антонов рассмотрел ряд особенностей молодой семьи, объективно связанных с недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности, характер и динамику социальных процессов, происходящих в молодежной среде.2

В социально-педагогической и этносоциологической научной литературе анализировались преимущественно этнические традиции сельской семьи различных народов РФ, а также выявлялась специфика современных семейных традиций народов Поволжья, Северного Кавказа, Сибири, Крайнего Севера и т.д.3 Традиции молодой городской семьи (на материалах Подмосковья) на современном этапе развития российского общества социологами не рассматривались. Настоящее исследование позволит восполнить данный пробел.

Цель исследования - выявить традиции современной городской молодой семьи; рассмотреть соотношение традиций и инноваций в жизни городской молодой семьи Московского региона; выработать рекомендации, направленные на укрепление социального института семьи посредством актуализации семейных традиций российского общества.

В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:

• раскрыть понятие «традиция», его сущность и социальное значение;

• рассмотреть сущность, функции, социальный статус и социальные проблемы современной городской молодой семьи в аспекте преемственности традиций;

• проанализировать изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья в конце XX - начале XXI вв.;

• проследить эволюцию семейных традиций у городской молодежи и выявить соотношение традиций и инноваций на современном этапе на материалах городской молодой семьи Московского региона;

• рассмотреть проблемы сохранения семейных традиций у городской молодежи Подмосковья.

Объект исследования: современная городская молодая семья Московского региона.

Предмет исследования - традиции городской молодой семьи Московского региона как фактор, способствующий ее стабилизации.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили концепции традиции (О. Конт, К. Маркс, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Р. Парк, Ч. Кули, П. Сорокин, Р. Редфилд, Л. Вирт, Т. Парсонс и др.) и социологических аспектов изучения молодой городской семьи (Л.С. Алексеева, А.И. Антонов, Г.Г. Аракелов, А.Г. Волков, Т.А. Гурко, М.С. Мацковский, В.Ю. Меновщиков, А.Г. Харчев, др.).

Теоретические методы, примененные в исследовании: метод восхождения от абстрактного к конкретному; историко-типологический и историко-генетический методы сравнительно-исторического анализа, структурно-функциональный метод.

Эмпирические методы, примененные в исследовании: массовый социологический опрос в форме анкетирования; невключенное наблюдение; интервью; сравнительный анализ вторичных социологических данных и официальной статистики; анализ научной литературы по проблеме.

Эмпирической базой исследования послужили материалы массового социологического опроса, проведенного в 2004 г. среди членов молодых семей гг. Ивантеевка, Королёв, Красноармейск, Мытищи, Пушкино, Сергиев Посад Московской области.

Поскольку молодежь до 30 лет составляет от 21,59% городского населения (в Королёве) до 27,92% (в Пушкино), а доля городской молодежи, состоящей в браке, колеблется от 0,38% до 54,96% (у мужчин) и от 1,66% до 62,53% (у женщин) в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной подгруппе, к тому же отсутствует отдельная статистика повторных браков, не представляется возможным установить точные данные о численности молодых городских семей выделенного региона (ввиду отсутствия официальной статистики). Нами было опрошено 600 человек.

Кроме того, в качестве эмпирической базы исследования использованы данные, полученные в ходе социологического опроса студентов факультета «Институт гуманитарных технологий» ГОУ ВПО «Московский государственный университет сервиса»; материалы невключенного наблюдения автора, интервью; вторичные социологические данные мониторингового исследования социально-экономического потенциала российских семей, проведенного в течение 1996-2000 гг. Академией проблем социальной работы при участии Е.М. Черняк (генеральная совокупность - более 5 тысяч студентов столичных вузов обоего пола, в возрасте от 17 до 25 лет; а также данные межрегионального социологического исследования (Московская, Ленинградская, Свердловская области, г. Воронеж, республики Татарстан, Удмуртия и Бурятия, Ханты-Мансийский автономный округ), проведенного в 2004 г.1

Гипотеза исследования: в условиях системной трансформации современного российского общества и кризиса, переживаемого социальным институтом семьи, семейные традиции, видоизменяясь, сохраняют свою интегрирующую и стабилизирующую роль.

Научная новизна диссертации:

• раскрыта социальная сущность семейных традиций современной городской молодой семьи как стабилизирующего социального института;

• выявлены изменения в системе жизненных ценностей современной городской молодежи и различные типы традиций городской молодой семьи;

• проанализирован современный этап процесса эволюции традиций городской молодой семьи;

• выделены структурные элементы семейных традиций, определены их организационные формы, типы, виды, субъекты, функции (жизнеобеспечения, стабилизирующая, социальной поддержки, интегрирующая) и сферы бытования;

• показаны роль и место в социальном процессе традиций городской молодой семьи в современном российском обществе (в том числе - в социальной работе с населением);

• введены в научный оборот результаты социологических исследований, проведенных автором с 2001 по 2005 гг.

Теоретическая значимость исследования.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы при теоретическом изучении социальной роли и места семейных традиций в жизни современной городской молодой семьи, а также в процессе подготовки учебных пособий и чтения учебных курсов «Социология семьи», «Социология молодежи», «Социология культуры», «Семьеведение» в вузах.

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования могут быть использованы:

• в разработке основных параметров социальной политики, направленной на укрепление социального института семьи и стабилизацию общества на региональном уровне;

• в организационно-методической работе с городской молодежью и с городской семьей (в особенности - молодой);

• в социальной работе с молодежными и семейными клубами, общественными организациями и движениями, действующими в социальной сфере;

• при разработке технологий социальной работы с семьей и с молодежью. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Семейные традиции имеют важнейшее значение как для интеграции и стабилизации современной городской молодой семьи, так и для общества в целом. Социальный институт семьи трансформируется, но традиции семьи сохраняют свою социальную сущность (как интегрирующий и стабилизирующий фактор) в современном российском обществе.

2. Основные функции традиций современной молодой городской семьи: жизнеобеспечения, стабилизирующая, социальной поддержки, интегрирующая.

3. Организационные принципы в развитии семейных традиций молодой городской семьи: уважение к старшим, к женщине-матери, трудовое воспитание, гостеприимство, семейно-родственная взаимопомощь.

4. Классификация различных форм семейных традиций по социально-культурным структурам, субъектному аспекту, типам, видам, функциям и сферам бытования у городской молодой семьи - основание для выявления потенциальных возможностей традиций в формировании устойчивых семейных отношений.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры «Социология и социальная работа» ГОУ ВПО «МГУС». Основные ее положения изложены в докладах, сделанных на конференции, посвященной десятилетию социальной работы в России и десятилетию кафедры «Социология и социальная работа» ГОУ ВПО «МГУС» (г. Пушкино, 2001 г.), на международной научно-практической конференции «Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации» (М., 2005 г.) и в шести научных публикациях автора объемом 2,5 п. л.

Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Традиция: понятие, сущность и ее социальное значение

В эпоху реформ и кризиса общество обращается к своему культурному наследию, поэтому для современной России обращение к традиции особенно актуально. Системная трансформация современного российского общества, кризис социального института семьи, процесс депопуляции России, обусловленный как социально-экономическим кризисом современного российского общества, так и эволюцией института семьи, утратившего многие свои функции на современном этапе развития общества, определили актуальность темы данного исследования.

По мнению А.В. Захарова, «некоторые архаические формы культуры по-прежнему играют в жизни современного человека весьма значительную роль»,1 а Умберто Эко полагает, что «мы уже вошли в эпоху нового средневековья, или ... нас ожидает «ближайшее средневековое будущее».

Этимологически термин «традиция» происходит от латинского traditio -«передача, предание». До начала XIX века термин «традиция» имел несколько не совпадающих друг с другом значений.

В бытовом значении слово «традиция» употребляется в одном ряду с «обычаем», «ритуалом», «обрядом» и т.п. Здесь традиция — то, что принято людьми с незапамятных времен, устойчиво повторяется и воспроизводится. Подразумевается, что в традиции заключается нечто важное, положительное, представляющее безусловную ценность и, следовательно, нуждающееся в сохранении. Традиционная (или народная) культура — основа национального духовного богатства. На ней всегда строилось патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающих поколений.

Различные научные дисциплины вкладывали в это понятие свой смысл. Так, в юриспруденции традицией обычно называли акт передачи владения каким-либо имуществом.

В этнографии традицией считали устный способ закрепления и передачи от поколения к поколению некоей важной информации. Термин «традиционная» обычно рассматривается в этнографии как синоним понятий «народная», «фольклорная».1 В последнее время среди специалистов идут дискуссии о возможности расширительного толкования понятия традиции.

Во многих религиозных конфессиях под традицией подразумевали существовавшие нормы вероисповедания. В целом, понятие традиция ассоциировалось с мифом, фольклором, религией, бытовыми образами, т.е. с архаическими способами культурного наследия. В связи с этим традиция осознавалась как нечто противостоящее науке, философии, творческому мышлению.

Необходимо отметить, что традиционный тип преемственности связан с тем, что сохранение каких-либо норм, верований и установлений узаконивается самим фактом их существования в прошлом, но отнюдь не их эффективностью и оправданностью «перед лицом разума». И вряд ли такие сегодняшние понятия, как «философская традиция» и даже «художественная традиция» могли существовать в языке прошлого. До сих пор довольно часто понятиями «традиционная культура», «традиционное общество» нередко обозначают тип преемственности, характерный для сельской общины.

В последующем значение термина «традиция» существенно расширилось. Заметно стерлась грань между традицией и творчеством («творческая традиция»). Традиционность первобытного (примитивного) общества перестала рассматриваться как нечто монолитное, ибо обнаружилась множественность традиций уже на архаических стадиях, выявилось множество связей между локальными, национальными традициями и общечеловеческими ценностями.

Эти изменения произошли в результате ускорения темпов экономической, социальной, политической жизни общества и сокращения активной жизни отдельных элементов культурного наследия. Столь многоплановые подходы различных авторов к пониманию традиции закономерно привели к множеству ее определений.

Социолог Ю.Г. Волков определяет традицию как «совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение».1 С.К. Бондырева и Д.В. Колесов считают, что традиция - способ накопления жизненно важного общественно значимого опыта.2

Главным критерием (признаком) традиции в этих определениях выступает то, что традиция - это сохранение и наследование некоторой социальной практики поведения и даже мышления для укрепления жизнестойкости.

Похожее определение дает известный ученый К.В. Чистов. Он пишет, что «традиции - это механизм аккумуляции, передачи (трансмиссии) и актуализации (реализации) человеческого опыта, т.е. культуры, ... это сеть (система) связей настоящего с прошлым».3 Здесь также акцентирован момент преемственности социального опыта как главный критерий традиции.

С точки зрения философии традиция предстает как явление социальной коммуникации, то есть определенная форма общения людей. Благодаря традициям культурный опыт передается от поколения к поколению, от одного народа к другим и является важнейшим организационным началом.4

Что и как транслируется в процессе культурной коммуникации? Компонентом традиции может стать любой функциональный элемент

культуры: знания, нормы морали, ценности, приемы художественного творчества, политические идеи. Традиция выступает как широкое (родовое) понятие, а обычай, обряд, ритуал - как более частные, видовые по отношению к нему, что и определяет традицию как социальный институт.

Способ трансляции культурного наследия зависит от особенностей коммуникативных технологий, которые имеются в распоряжении общества на тот или иной исторический промежуток времени. Например, М. Маклуэн выделял три основных этапа в развитии коммуникаций: вербальный, письменный, или печатный («галактика Гутенберга»), и электронный. Следовательно, традиция может быть не только устной, но и письменной, и не обязательно анонимной. К традициям можно отнести и научную или философскую школу, и архитектурный стиль, и официальную государственную церемонию или праздник - культурные установления, возникающие уже в постфольклорную эпоху.

Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья в конце XX-начале XXI вв

Ценности — это осознанные или неосознанные, характерные для индивида или группы индивидов представления о желаемом, определяющие выбор с учетом возможных средств и способов действия;1 это идеи или верования, воспринимаемые как ценные теми, кто их проповедует.2

Ценностные ориентации - обобщенная концепция природы, места человека в ней, отношения к человеку, тип межличностных отношений и отношений человека с окружающим миром.3

Концепция ценностей несет определенную этическую нагрузку, поскольку нередко переплетается с религиозными представлениями. В социологической теории функционализма ценности занимают центральное положение, поскольку рассматриваются как действенный инструмент социального сплочения различных индивидов.4

Ценностно-рациональное действие (т.е. действие, обусловленное логикой и направленное на достижение или развитие определенных ценностей или идей) характерно (наряду с целерациональным типом действия) именно для современных обществ.5

По мнению Т. Парсонса, ценностный консенсус (т.е. всеобщее согласие в отношении действительно значимых для общества вещей) является основой социального порядка, т.к. служит средством интеграции разрозненных индивидов, препятствует обострению конфликтов между ними. Степень . распространения ценностного консенсуса в обществе является предметом оживленных дискуссий, а многие социологи (представители постмодернизма) вообще отрицают его существование, т.к. считают, что во фрагментарном обществе, состоящим из множества различных социальных групп, практически не наблюдается межгрупповое единство мнений по поводу ценностей.1

Как отмечают исследователи, у современной городской молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Структуру предпочтений городской молодежи можно разделить на три подгруппы: 1) сферы жизни, значимые в высокой степени, - работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями; 2) значимые на среднем уровне - учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс; 3) значимые в низкой степени - религия, общество, страна, город, среда обитания.

Факторы, определившие изменения в ценностной системе современного российского общества, и направление изменений ценностных ориентации современной городской молодежи рассмотрены на материалах Подмосковья. В 2004-2005 гг. нами был проведен социологический опрос среди городской молодежи Подмосковья, преимущественно семейной (опрошено 600 человек, проживающих в шести городах северо-востока Московской области).

Московская область по численности проживающего на ее территории населения занимает второе место среди регионов РФ, уступая только г. Москве. Ее удельный вес в общей численности населения России 4,4%.3

Обращает на себя внимание тот факт, что с возрастом не только увеличивается абсолютная численность лиц, фактически состоящих в браке, но и растет относительная доля молодых людей, официально зарегистрировавших свой брак (от 60 до 90%). Очевидны следующие тенденции: 1) значительное превышение доли замужних женщин по сравнению с долей женатых мужчин в одной возрастной подгруппе; 2) весьма существенное превышение состоящих в официальном браке по отношению к состоящим в гражданском браке; 3) резкое увеличение с возрастом доли лиц, состоящих в браке.2

Молодежь до 30 лет составляет наименьшую долю городского населения в Королёве и Красноармейске, а наибольшую - в Пушкино3.

В Королёве уровень разводов достиг свыше половины уровня брачности, в Мытищах и в Пушкино он достиг почти двух третей уровня брачности, в Красноармейске - свыше двух третей уровня брачности, в Ивантеевке - более 70%, т.е. самые низкие показатели по уровню разводов у г. Королёва, самые высокие - в Ивантеевке .

В целом по выделенным городам и районам Московской области наблюдается тенденция сокращения количества разводов (наиболее значительная - в Красноармейске, наименьшая - в Ивантеевке). Однако изменения в статистике разводов молодежи Подмосковья неоднозначные: так, судя по количеству разводов пар, где возраст супруга менее 25 лет, в Ивантеевке и Мытищинском районе наблюдается наилучшая картина (отрицательная динамика разводов); а, исходя из количества разводов пар, где возраст супруги менее 25 лет, в Ивантеевке, Королёве (вместе с посёлками входящими в городскую черту) и Мытищинском районе наблюдается отрицательная динамика разводов, при этом в Мытищинском районе -максимальное снижение числа разводов (почти в 1,5 раза).5

. Согласно статистике частных домохозяйств интересующего нас региона, средний размер частного домохозяйства в регион - 2,6 человек.1

Поскольку объект нашего исследования - молодая городская семья Подмосковья, мы не рассматривали частные домохозяйства, состоящие из одного человека. Т.к. возможно совместное проживание и ведение общего хозяйства молодой семьи с родителями, нами выделены домохозяйства, состоящие из 2 и более человек. Однако (ввиду отсутствия статистики) не представляется возможным выявить точное количество домохозяйств, образованных именно молодыми семьями.

Поскольку молодежь до 30 лет составляет от 21,59% городского населения (в Королёве) до 27,92% (в Пушкино), а доля городской молодежи, состоящей в браке, колеблется от 0,38% до 54,96% (у мужчин) и от 1,66% до 62,53% (у женщин) в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной подгруппе, к тому же отсутствует отдельная статистика повторных браков, можно лишь строить предположения о реальной численности молодых городских семей Подмосковья.

Эволюция семейных традиций у городской молодежи на современном этапе

Традиция - способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, порядков, правил поведения.1 Этнические обычаи и традиции - компоненты психического склада этноса, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.2

Характер и особенности современного этапа изменения семейных традиций у молодежи будут рассмотрены на материалах социологического опроса молодых семей подмосковных городов.

В современной российской социологии семьи можно выделить три подхода при анализе тенденций развития современной семьи:

1) трансформация традиционной семьи в современную под влиянием социокультурной модернизации как прогрессивная эволюция, неизбежная под влиянием объективных факторов. Российская семья в своем развитии включена в общеисторический процесс; 2) кризис института семьи в современной России, глубокая его деградация; 3) трансформация семьи - это общемировой процесс, а кризис института семьи - это условие его модернизации в российских условиях.

Инерция традиционных семейных ценностей и образцов поведения особенно велика. Советская модель семейного поведения, сложившаяся в период социалистической модернизации, и в 1990-е годы ещё сохраняла свои ведущие позиции, оставаясь «последним бастионом» уходящей цивилизации.2 Вместе со сменой модели семьи менялись господствующие в обществе нравы, формировалась новая мораль, соответствующая «духу» современной, точнее, западной цивилизации. Именно эта сфера жизни российского общества и стала решающей для его «сближения с Западом». Невидимое столкновение западных ценностей с национально-традиционными составило главное содержание истории народов России в самом конце XX - начале XXI века. Культурные факторы превратились в главный механизм общественных перемен, а браки и разводы - в основной показатель успешности движения по пути «цивилизационного прогресса».

Анализ ответов на вопрос «Разводился ли кто-нибудь среди Вашей родни?» показал3, что среди родни 47,7% опрошенных мужчин были разводы. Среди родни опрошенных женщин этот показатель составил 62%. Среди студентов родня разводилась у 11% мужчин и 72% женщин. У государственных служащих разводы среди родни были у 50% мужчин и 42% женщин. Среди сотрудников фирм и частных предприятий родня разводилась у 6,7% мужчин.

На вопрос «Кто именно среди Вашей родни разводился?» респонденты ответили следующим образом:1

а) родители разводились у 39,3% мужчин, среди родителей опрошенных женщин этот показатель составил 22,7%. Среди студентов родители разводились у 11% мужчин и 27,7% женщин, среди государственных служащих

- у 33,3% мужчин и 6,7% женщин, среди сотрудников фирм и частныхпредприятий - у 23,3% мужчин и 11% женщин;

б) бабушки и дедушки разводились у 22,1% женщин, в том числе: у 33,2%студенток, у 11 % - женщин государственных служащих;

в) дяди и тети разводились у 23,8% женщин, в том числе: у 16,6% студенток, у 20% женщин - государственных служащих, у 11% женщин сотрудников фирм и частных предприятий;

г) братья и сестры разводились у 8,3% мужчин и 8,3% женщин. Среди студентов братья и сестры разводились у 16,7% женщин, среди государственных служащих - у 16,7% мужчин.

Согласно материалам проведенного нами опроса,2 в полной семье росли 50% мужчин и 82,6% женщин. Среди студентов в полной семье росли 33,3% мужчин и 83,1% женщин, среди государственных служащих - 33,3% мужчин и 60% женщин, среди сотрудников фирм и частных предприятий - 66,7% мужчин и 22% женщин.

В полной семье росли супруги 63,3% мужчин. Супруги женщин, росших в полной семье, составляют 63,7%. Студентами, имеющими супругов, выросших в полной семье, являются 20% мужчин и 60,7% женщин. Государственными служащими, имеющими супругов, выросших в полной семье, являются 50% мужчин и 33,3% женщин. Супругов, выросших в полной семье, имеют 36,7% мужчин и 33,3% женщин, являющихся сотрудниками фирм и частных предприятий, т.е

Похожие диссертации на Традиции городской молодой семьи :Социологический аспект