Введение к работе
Реферируемая диссертация посвящена исследованию традиций создания семьи, отраженных в башкирском фольклоре.
Актуальность исследования. Семья, одна из самых древних форм организации жизни и быта людей, в течение многих тысячелетий создавалась в соответствии с обычаями и традициями предков. Общественные ценности, нормы поведения, идеи, обычаи, обряды как проявление социального и культурного наследия, переданнные от поколения к поколению, нашли яркое отражение в различных жанрах фольклора народов мира. Мотивы, так или иначе связанные с брачно-семейными отношениями, встречаются в поговорках, пословицах, частушках и песнях, сказках, преданиях, легендах и эпосах.
В современной башкирской фольклористике имеются исследования, в которых анализируется свадебно-обрядовое наследие народа в общем плане, при этом традиции создания семьи у башкир в качестве сложного духовно-философского и социально-этнического явления всесторонне не рассматривались.
Комплексное изучение фольклорных источников, отражающих древние свадебные традиции и обряды башкир, позволяет раскрыть историко-философские, социально-этнические и духовно-нравственные источники исторической динамики воззрений башкир на семью, прежде всего аккумулированные в понимании сущности смысла жизни и идее достижения бессмертия. Указанный аспект семейно-брачных отношений в башкирском фольклоре является малоизученной проблемой. Это и обусловливает особую актуальность исследования.
Объект исследования — башкирские эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Миней-батыр и Шульген-батша», «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылу», «Акхак-кола», «Кунгыр-буга», «Кара-юрга», дастаны «Ялык-бий», «Хикаяти-Угуз», «Последний сартай», предания и легенды, вошедшие во II том сборника «Башкирское народное творчество», причитания, пожелания, привороты, заговоры, прибаутки, предсказания, пословицы и поговорки, хранящиеся в архиве кафедры литературы и фольклора Башкирского государственного университета и в личном архиве автора.
Предмет исследования - башкирские свадебные обряды и традиции создания семьи, отраженные в фольклорно-поэтическом наследии.
Цель и задачи работы. Основной целью исследования является изучение традиций создания семьи у башкир как социально-этнического, духовно-нравственного и межличностного явления, представленного в различных произведениях башкирского фольклора. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Анализ научных трудов в области фольклористики по проблемам создания семьи и семейно-бытовых отношений.
Обзор произведений устного народного творчества, отражающих особенности обзаведения семьей у башкир.
Изучение древних форм брачно-семейных отношений у башкир, их воззрений на создание семьи, представленных в эпосах, преданиях и легендах.
Выявление особенностей поэтики башкирских свадебных обрядов как многоступенчатой народной драмы.
Рассмотрение обряда причитаний как неотъемлемой части башкирской свадебно-обрядовой поэзии.
Степень разработанности проблемы. Семейно-бытовые обряды тюркских народов являются объектом исследования многих направлений науки - истории, этнографии, философии, социальной и этнической психологии, филологии.
Описания башкирских свадебных обрядов с комментариями содержатся в историко-этнологических трудах М.А.Бурангулова, Г.Ф.Вильданова, Х.Г.Габитова, ГКурбангали, С.И.Руденко. Труды названных ученых и других исследователей устного народного творчества являются надежной основой для изучения семейно-бытовых обрядов и традиций с позиций современной науки.
Свадебные обряды и связанные с ними жанры народного творчества изучались и анализировались также учеными-филологами С.А.Галиным, А.Н.Киреевым, Н.Х.Максютовой, М.М.Сагитовым, А.М.Сулеймановым, Р.А.Султангареевой, А.И.Харисовым. В исследованиях Н.В.Бикбулатова, Р.Г.Кузеева, П.К.Назарова, С.И.Руденко, Б.К.Юлуева свадебные обряды рассматриваются преимущественно как историко-этнографическое явление. Комплексное изучение поэтики свадебных обрядов башкир, ее исследование через сопоставление и сравнение со свадебно-обрядовым наследием других тюркских народов является одной из актуальных научных проблем башкирской фольклористики. Необходимость изучения свадебного фольклора в данном аспекте подчеркивается в научных трудах А.В.Тороновой, Н.П.Лобачевой и других исследователей.
В монографиях А.И.Харисова «Литературное наследие башкирского народа», Дж.Г.Киекбаева «Лексика и фразеология современного башкирского языка» имеются определенные сведения о сенляу (причитание) как ярком образце поэтики свадебных обрядов. В них дается определение жанра сенляу, его общая характеристика, объясняются правила исполнения, но особенности сенляу как неотъемлемой части поэтики свадебных обрядов в полной мере не исследованы.
Такие жанры башкирской свадебно-обрядовой поэзии, как туй йыр?ары (свадебные песни), Ьамак (прибаутка), арбау (заговор, привораживание), эйтем (приговаривание, прибаутка), телэк, алгыш (пожелание), эйтеш (словесное или песенное состязание), татшак (частушка), сенлэу (причитание), являются первоисточником современной башкирской поэзии. Тщательное исследование художественных особенностей народной поэзии позволяет выявлять образцы построения строф, до сих пор считавшиеся не присущими башкирскому стихосложению, раскрыть поэтическую фонетику, ее экспрессивные средства.
Теоретическая и методологическая основа и методы исследования. Достоверность результатов исследования определена современными научными методами сравнительно-исторического, сопоставительного и структурного анализа фольклорных материалов, достаточным объемом и широтой
анализируемых источников с опорой на теоретические и методологические труды ученых-фольклористов. Теоретической и методологической основой данной работы являются научные труды С.М.Абрамзона, С.Н.Азбелева, Р.Н.Безертинова, Н.В.Бикбулатова, М.А.Бурангулова, А.Н.Веселовского, С.А.Галина, Л.Н. Гумилева, Н.П.Дыренковой, В.М.Жирмунского, Дж.Г.Киекбаева, А.Н.Киреева, Н.А.Кислякова, Н.И.Кравцова, Р.Г.Кузеева, Р.С.Липец, А.С.Мирбадалевой, Е.М.Мелетинского, П.К.Назарова, Л.П.Потапова, Б.Н.Путилова, С.И.Руденко, СГ.Рыбакова, А.М.Сулейманова, Р.А.Султангареевой, А.В.Тороновой, А.И.Харисова, Б.К.Юлуева и др.
Научная новизна. Впервые подвергается анализу ряд башкирских эпосов, преданий и легенд, отражающих древние формы брака у башкир, исторически обусловленные национальным своеобразием семейно-свадебных обрядов. В диссертации рассматриваются особенности создания архаичной семьи не только как социально-бытового, но и индивидуально-личностного явления, социально-генетические корни которого восходят к древнейшим эпохам человеческой истории.
Проведенное исследование образа жизни башкир, их веками сложившихся обрядов, отражающих традиции сватовства, формирования семьи, роли любви и взаимопонимания в семье, в произведениях устного народного творчества представляет несомненную научную ценность. В данной работе на основе тщательного изучения исторических традиций башкирского народа, связанных с созданием семьи, раскрывается не только духовно-философская сущность этого важнейшего социально-личностного феномена, но и выясняются фольклорные мотивы прочности семейно-брачных отношений. Новым в сфере научных изысканий является изучение ярчайших образцов свадебно-обрядовой поэзии башкир как проявления нравственно-эстетической сущности народного духа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранные и проанализированные в нем материалы являются не только богатым источником для изучения башкирского фольклора в общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях, но и могут быть использованы в качестве информационно-методической базы в семейном воспитании, пропаганде здорового образа жизни, воссоздании свадебных обрядов и ритуалов в целях укрепления устойчивости и прочности современной семьи.
Апробация и внедрение. Основные положения диссертации и результаты исследования изложены в монографии автора «Феномен обзаведения семьей у башкир», а также в статьях, опубликованных в журналах «Вестник Башкирского университета», «Учитель Башкирии», «Ватандаш» и «Вельские просторы», представлены в виде докладов на всероссийской научно-практической конференции «Эпос «Урал-батыр» и мифология» (Уфа, 2003), на методических и теоретических семинарах кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета. Материалы диссертационного исследования используются преподавателями филоло-
гических факультетов вузов республики, учителями общеобразовательных школ на уроках башкирского языка и литературы, истории и культуры Башкортостана.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры башкирской литературы и культуры филологического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. МАкмуллы и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.