Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Самодеятельное художественное творчество как феномен художественной культуры . с.11 - 94
1.1. Теоретические аспекты исследования самодеятельного художественного творчества . с.11 -33
1.2. Самодеятельное художественное творчество как фактор формирования культурных традиций. с.34 - 69
1.3. Современные тенденции развития самодеятельного художественного творчества. с.70 - 94
Глава 2 Социально-педагогические особенности организации самодеятельного художественного творчества в современных условиях . с.95 - 180
2.1. Методологические аспекты изучения локального и регионального своеобразия самодеятельного художественного творчества . с.95 - 136
2.2. Влияние социально-демографических факторов на развитие самодеятельного художественного творчества . с.137-160
2.3. Социально-педагогические возможности культурно-досуговых учреждений в возрождении народного художественного творчества.
с.161 -180
Заключение
Список литературы
Приложения
- Теоретические аспекты исследования самодеятельного художественного творчества
- Самодеятельное художественное творчество как фактор формирования культурных традиций.
- Методологические аспекты изучения локального и регионального своеобразия самодеятельного художественного творчества
- Влияние социально-демографических факторов на развитие самодеятельного художественного творчества
Введение к работе
Современное развитие самодеятельного художественного творчества обусловлено общим состоянием Российского общества, нестабильностью политической обстановки, серьезными экономическими трудностями, а также социальными противоречиями, которые существенно изменили культурное содержание общественной жизни. Сложившаяся кризисная ситуация во многом изменила нормы и правила жизнедеятельности субъектов и объектов социально-культурной сферы и в последнее время мы можем говорить о повышенном интересе общества к сохранению и возрождению национальных культурных традиций в различных регионах России.
Рассматривая вопрос о современной ситуации в развитии художественного самодеятельного творчества, мы не можем не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивали каждому краю свою самобытность и неповторимость.
При рассмотрении многообразных аспектов социально-культурного творчества особую значимость представляет исследование динамики и механизмов освоения традиционной культуры, форм ее бытования в конкретном регионе различными группами населения.
Осознание роли творческого культурно-досугового потенциала народной художественной культуры, музыкальной педагогики и перспективность использования такого опыта в современной культурной практике ставит проблему изучения сущности, специфики и особенности функционирования самодеятельного художественного творчества в современных условиях.
Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и
добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Однако, практика показывает, что большинство наших современников имеют слабое представление о культурной истории своего края. Во многих селах, городах, забыты и утеряны традиции и обычаи предков. Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Современные же традиции, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества.
В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в самодеятельном художественном творчестве на локальном уровне.
Тамбовский край известен множеством имен, сыгравших в той или иной мере значительную роль в становлении культурных традиций и способствовавших развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества. Множество документов хранятся в музеях и архивах Тамбовщины, связанных с его экономикой, культурой и бытом горожан. Глубокий след в культуре этого региона оставили: С.Ф. Голицын, Г.Р. Державин, Э.Д. Нарышкин, Е.Д. Поленова, В. Поленов, В.А. Агап-кин, П.Н. Богдашев, Ю. Голицын, М.Н. Мордасова, С.Н. Клепикова, М.Ф. Якунчикова и многие другие.
Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.
Цель определила следующие задачи:
- исследовать специфику проявления регионального самодеятельного художественного творчества в современных условиях;
- выявить исторические корни и основные этапы развития самодеятельного художественного творчества в исследуемом регионе;
- рассмотреть современное состояние и тенденции развития самодеятельного художественного творчества на региональном уровне;
- проанализировать и обобщить опыт деятельности объединений художественной направленности по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, характерных для исследуемого края;
- выработать практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;
- осуществить экспериментальное исследование по разработке и внедрению методики организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства.
Объект исследования: любительские объединения, кружки и студии художественной направленности.
Предмет исследования: деятельность учреждений социально-культурной сферы по возрождению и развитию самодеятельного художественного творчества.
Базами исследования были избраны тридцать школ города Тамбова и шесть школ города Липецка, МУ ГЦ РДМ (Тамбовский городской Центр по работе с детьми и молодежью), Дом творчества и досуга пос. Сырский Рудник города Липецка.
Методологической основой исследования являются труды исследователей по теории и практике культурно-досуговой деятельности, которые рассматривали самодеятельное художественное творчество в сфере
свободного времени: Т.И. Баклановой, Г.М.Бирженюка, Л.Г.Брылевой, Б.А. Брылина, Э.В. Быковой, Н. Гнатюка, В. Дзюбы, О.М. Итиной, В.П.Лаврентьева, А.А. Лепуонюса, А.П.Маркова, Н.Г. Михайловой, В.Е. Триодина и других. В основу исследования положена концепция доктора педагогических наук, профессора - Е.И.Смирновой.
Анализ проблемной ситуации возвращения к истокам своих культур и традиций потребовал обращения к культурологическим, историческим, социально-психологическим, философским, педагогическим работам разных авторов: В.Г. Афанасьева, М.М. Гадамера, С.Н. Иконниковой, Л.В. Петрова, Э.Ю. Соловьева, Э.В. Соколова, О.Тойнби, О. Шпенглера, П.И. Якобсона, К. Ясперса. Различные направления социально-культурной деятельности рассматривали М.А. Ариарский, А.П. Марков, Т.В. Рябова, Ю.А. Стрельцов, Б.А. Титов и многие другие. Привлекались к работе труды ученых в области театра (В.А. Богатырева, Д.П. Вайгаускайте, Е.В. Кабулы, Л.В. Комиссинской); музыкальной культуры (Д.И. Варламова, Р.П. Гудялиса, Ю.А. Грибкова, М.В. Савиновой); любителей хореографического творчества (В.П. Герасимова, Л.Д. Ивлевой, Н.П. Яценко); любителей книги - СВ. Перминовой; фотолюбителей - В.Т. Стигнеева; самодеятельных духовых оркестров - Г.А. Куписока, оркестра народных инструментов - В.И. Акуловича.
Многие исследователи по теории и методике культурно-досуговой деятельности обращались к расмотрению проблемы развития самодеятельного художественного творчества. Среди них: М.А. Ариарский, П.М. Барский, Г.П. Блинова, Т.В. Босенко, Л.Я. Витебский, Е.И. Григорьева, B.C. Гончарова, Ж.Ш. Досбенбетова, Г.А. Евтеева, А.С. Каргин, Ю.Н. Кротова, Н.В. Кипрушева, С.С. Коммисаренко, А.А. Лепуонюс, А.П. Марков, Н.Д. Пономарчук, В.А. Разумный, Т.В. Рябова, С.Н. Иконникова, З.И. Петрова, Ю.А. Стрельцов, Е.И. Смирнова, Л.И. Столярчук, В.Е. Триодин, Б.А. Титов, Г.И. Фролова, О.А. Хасбулатова, В.И. Шаронов и Другие.
В основу исследования положена следующая гипотеза: Самодеятельное художественное творчество, являющееся неотъемлемой частью художественной культуры региона может сохраняться и развиваться при условии:
1. Изучения и использование в практической деятельности учреждений культуры историко-культурных традиций.
2. Формирования устойчивых интересов к различным формам народного художественного творчества среди участников любительских объединений, а также различных групп населения не вовлеченных в активные формы самодеятельного художественного творчества.
3. Обновления содержания деятельности любительских объединений, клубов по интересам на основе развития инициативы, активной самодеятельности населения и других форм деятельности (в т.ч. установления творческих контактов в совместном времяпрепровождении).
4. Опоры на новые региональные технологии.
Методика и организация исследования строилась на основе использования архивных документов, материалов периодической печати и методов социологического исследования в учреждениях социально-культурной направленности. Поставленные в диссертации задачи и выдвинутые гипотезы проверялись в ходе исследования, проходившего в три этапа в течение 1995-1998 годов.
На первом этапе (1995-1996 г.г.) изучались:
- исторические документы архивов Тамбовской и Липецкой областей и краеведческого музея г. Тамбова;
- периодические издания, материалы архивов научно-методического Центра народного творчества г. Тамбова и г. Липецка, документы о школьных и внешкольных кружках самодеятельного художественного творчества Управления образования исследуемых регионов.
Одновременно проводилось наблюдение и изучение работы творческих коллективов, студий, любительских объединений и клубов по инте
ресам в г. Тамбове и г. Липецке, а также выявление интересов различных возрастных категорий населения методом опроса, с целью организации свободного времяпрепровождения.
В результате проведения этого этапа были уточнены и зафиксированы создавшиеся проблемы, оказывающие влияние на сохранение и развитие самодеятельного художественного творчества.
На втором этапе (1996 - 1997 г.г.) осуществлялась педагогическая экспериментальная работа по внедрению методики и организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства, а также разработка и внедрение концепции «Возрождение и развитие самодеятельного творчества» в подростковые клубы г. Тамбова и учреждения культуры г. Липецка.
Реализовывались инновационные культурно-досуговые и образовательные программы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в клубах по месту жительства с привлечением взрослого населения в процесс их воспитания, обучения. Апробировались на практике авторские программы диссертанта: «Возрождение», «Милосердие и забота», «Я для России», «Робинзоны».
Было проведено анкетирование руководителей и участников кружков, студий, клубных объединений.
Разработана и внедрена в учебный процесс Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина на кафедре социально-культурной деятельности программа по методике организации детского юношеского творчества.
Проведена диагностика состояния самодеятельного художественного творчества в школах и клубных учреждениях Тамбовской и Липецкой областей.
На третьем этапе (1997-1998 г.г.) подведены итоги и сделаны выводы по теоретическим и практическим задачам исследования.
Результаты экспериментальной работы позволили разработать и внедрить в практику учреждений культуры и досуга рекомендации по сохранению, развитию и возрождению национальных культурных традиций среди разновозрастных групп населения.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1.Выявлены социально-педагогические основы самодеятельного художественного творчества, способствующие возрождению национальных культурных традиций.
2. Предпринята одна из первых попыток исследования истоков зарождения самодеятельных инициатив среди жителей Тамбовщины в области художественного творчества и организации любительского движения XVIII-начала XX веков.
3. Раскрыто жанрово-видовое разнообразие самодеятельного художественного творчества в Тамбовском крае и определены тенденции его развития в современных условиях.
4. Проанализировано влияние социально-демографических факторов на развитие самодеятельного художественного творчества.
5. Выявлена специфика проявления самодеятельного художественного творчества в подростковых клубах по месту жительства среди разновозрастных групп населения.
6. Разработана и экспериментально апробирована на практике методика организации самодеятельного творчества в подростковых клубах по месту жительства для разновозрастных групп населения.
Практическая значимость проведенного исследования заключается:
- в создании единой системы организации самодеятельного художественного творчества через городской Центр по работе с детьми и молодежью Комитета по делам молодежи мэрии г. Тамбова;
- в разработке и внедрении культурно-досуговых и образовательных программ по организации самодеятельного художественного творчества в клубах по месту жительства;
- в организации сравнительных социологических исследований по развитию самодеятельного художественного творчества в Тамбовской и Липецкой областях;
- в проведении опытно-экспериментальной работы по организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения в клубах по месту жительства;
- в разработке и апробации методики организации детского и юношеского творчества для студентов отделения социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Апробация исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Тамбовском городском Центре по работе с детьми и молодежью, результатами которой явилось присвоение ему в 1998 году статуса опорно-экспериментального Центра по социальной работе государственным Комитетом Российской Федерации по молодежной политике и получении сертификата.
Апробация работы имела место в выступлениях на областных научно-практических конференциях: «Совершенствование учебного процесса и инновационные формы современных методов обучения»; «Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект)»; «Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края» (ТГУ им. Г.Р. Державина, кафедра СКД - 1996 год, 1997 год, 1998 год); «Всестороннее развитие личности ребенка в системе образования» по теме « Инновационные методы в деле воспитания и организации свободного времени для детей и подростков»; « Проблемы и пути организации досуга взрослого населения» для методистов-организаторов культур ного досуга Тамбовской области (ОНМЦ г. Тамбова, май 1997 год); «Интеграция российской и региональной народной культуры на современном этапе» с темой круглого стола «Экспериментальные формы организации досуговой деятельности в клубах по месту жительства» (Дом творчества и досуга, г. Тамбов, 1998 год). Организованном семинаре «Подросток нашего двора» в Московском институте молодежи (18-24 апреля 1999 год).
Выводы исследования легли в основу курса «Методика и организация детского и юношеского творчества» и «Методика и организация самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях», читаемых на кафедре социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при преподавании курсов «История досуга» и «Методика и организация любительского художественного творчества».
Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, аспирантских научно-практических семинарах ТГУ им. Державина, в Московском институте молодежи.
Структура работы:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретические аспекты исследования самодеятельного художественного творчества
В результате человеческой деятельности возникла культура. Культурно-творческая деятельность имеет различные формы проявления. Наслаждение, получаемое от досуговых занятий, расширяет художественный кругозор личности, а таюке способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих потенций, запросов и интересов в досуговой деятельности. Первым шагом к художественному самодеятельному творчеству, безусловно, является инстинктивное поведение личности. Непроизвольно проникающее искусство, как в массовое действо, так и во внутренний мир человека, отражается на неоднородность восприятия его и определяется той меркой, какая наиболее приемлема имеющейся среде обитания. Передаваемые традицией культурные ценности имеют воздействие на формирование «идеала», так как жизненный путь их бесконечен. Общество имеет огромное влияние на личность, но подлинное воодушевление проявляется тогда, когда человек определил и выбрал свое «ценное». «Каждой личности присуща специфическая иерархия этих ценностей, которые выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индиви-дуальным бытием».(237,с.733) При постижении социально-культурной динамики самодеятельного художественного творчества, мы в праве говорить о процессе социализации, касающемся ряда особенностей, которые влияют на организационные формы воздействия на личность. Это неоднородность коллектива, изолированность системы которого в результате наличия общего увлечения приводит к достижению равновесия-однородности коллектива. Творческая любительская деятельность в рамках такого коллектива помогает его членам реализовывать свои духовные потребности, выразить свое «Я». При этом самобытность внутреннего мира личности не нарушается. Напротив, в процессе обучения индивид получает возможность обрести свободу творческого выбора. Сущность человека - как существа, культурного по своей природе, позволяет говорить о его деятельности в соответствии с культурой и внутри культуры. Так, все связанное с художественной культурой является процессом, аспектом деятельности (художественно - творческий аспект деятельности любителей, процесс художественной и трудовой деятельности и т.п.). Сущность художественно-творческого начала раскрывается посредством созидания - самодеятельности, через реализацию двух типов мотивации - общения и достижения результата практической деятельности человека, даже если это не представляет значимых ценностей. Стремление к самовыражению, к более полной реализации своих потенциальных возможностей, является одним из движущих мотивов в различных областях человеческой жизни, в том числе и в сфере свободного времени. Поэтому важным условием гармонического развития личности является организация куль-турно-досуговой деятельности, способствующая самоопределению ее в обществе. С помощью полученных знаний и навыков человек углубляет свой практический опыт, саморазвивается, самообразовывается, самореализуется.
Еще с древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого. Че 13 рез восприятие знаний, ценностных и познавательных ориентации происходило единство теории и практики. Потребность к познанию, природные и приобретенные навыки в различных областях культурной жизни, приводили человечество к весомым достижениям, но и имели негативные стороны, подтачивающие сложившиеся традиции и устои его деятельности. Дилетант не может создать что-то новое, так как недостаточный опыт не может привести его к продуктивной деятельности, но и в этом случае его увлечение будет являться «творчеством для себя». Непосредственно общедоступным для всех является искусство, как ядро эстетической деятельности, средствами которого раскрывается творческий потенциал личности. В эстетическом формировании нравственности наиболее значимым является художественное воспитание как целенаправленное воздействие средствами искусства, при котором формируется художественное чувство, вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, возможность приобщаться к процессу творчества. Исключительно велико и многообразно влияние искусства на человека. В сфере искусства осуществляется процесс художественной деятельности. В.Г. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию и убеждает человека не меньше, чем наука. Выполняя познавательную функцию, развивая стремления и чувства личности, ее взгляды и убеждения, искусство объединяет теорию и практику познания человеком окружающего мира. Эстетическое развитие связано с самовоспитанием, которое способствует обоюдному слиянию нравственного и эстетического идеала, формированию внутренней духовности. Л. Толстой связывает мысль о появлении настоящего искусства с внутренней потребностью выражения накопившихся чувств.
Параллельно с аспектами научного познания и познания средствами искусства проходит соотношение двух процессов - социализации и индивидуализации. В результате взаимодействия их, создается современное представление о деятельности личности в художественных самодеятельных организациях. Являясь организованным аспектом культурной дея 14 тельности, самодеятельное художественное творчество предполагает как коллективные, так и индивидуальные, неорганизованные действа и наиболее доступно всем желающим. Особая роль в нем отводится любителям-энтузиастам, сосредотачивающим вокруг себя общую массу народа, где каждый по-своему талантлив. В художественной деятельности основой культурного мировосприятия выступает личностная сущность - любительство, как самостоятельное явление. «Духовно богатая талантливая личность не может не осознавать себя таковой, способна к подлинному самоуважению. Вот это - осознание человеком своего нравственного значения и есть первоначальный элемент нравственной культуры, которая эффективно может развиваться в процессе любительской творческой деятельности». (102, с.33) Самодеятельное творчество имеет в своей основе возможность привлечения интеллекта человека к анализу своих потребностей, как способа свободного выбора путей и форм раскрытия своего потенциала, своих дарований. «... Быть личностью - значит обладать свободой выбора и через всю жизнь нести бремя выбора, но не так, как крест, а как дело, дарующее радость, - писал А. Асмолов «. (41, с.20)
Самодеятельное художественное творчество как фактор формирования культурных традиций.
Любая художественно-творческая деятельность имеет свои закономерности в развитии культуры народа, которая касается разных исторических этапов общества, где прослеживается множество личностей и созданных ими культурных ценностей, сыгравших в той или иной мере огромную роль для общества в целом. Любое явление культурной жизни общества, в том числе PI художественно-творческая деятельность, подчиняется определенным закономерностям развития, которые, в свою очередь, обусловлены историческими, политическими, экономическими и другими условиями социального бытия.
Одним из важнейших элементов художественной культуры является народное творчество, вобравшее в себя вековой опыт народа, его представления о мире и человеке, ставшее неотъемлемой частью повседневной жизни наших предков. Современная художественно-творческая деятельность во многом наследует, возрождает и развивает существовавшие традиции. Соединение творческого опыта прошлого и духовных, эстетических ценностей настоящего позволяет надеяться на укрепление нравственного здоровья нации, на обогащение внутреннего мира подрастающего поколения. «За три четверти века так выбедняли мы, засквернели, так устали, так отчаялись, что у многих опускаются руки, и уже кажется: только вмешательство Неба может нас спасти. Но не посылается Чудо тем, кто не силится ему навстречу. И судьба наших детей, и наша воля к жизни, и наше тысячелетнее прошлое, и дух наших предков, перелившийся же как - то в нас, - помогут найти силы преодолеть и это, и это все.» (210)
Прежде чем говорить о степени влияния современной культурно-досуговой деятельности на духовное состояние личности, необходимо сделать небольшой исторический экскурс и проследить, как развивалось любительское движение на Тамбовщине, какие виды и формы самодеятельного творчества преобладали в определенный период, что влияло на их развитие, каков социально-демографический состав населения. Устав города Тамбова гласит: «...исходя из истории, традиций и тенденций развития Российского государства, с учетом местных условий устанавливаются в соответствии с действующим законодательством основные принципы и характеристики устройства жизни, благосостояния и самоуправления граждан... Город Тамбов основан как городское поселение Тамбов 27 апреля 1636 года и отстроен к 1 октября того же года по специальному плану подьячего Пушкарского приказа Ф. Наквасина под непосредственным руководством стольника и воеводы Р. Боборыкина для защиты русских рубежей. Город Тамбов с 1796 года является губернским, а с 1937 г. - областным центром и в 1990 году город включен в список исторических населенных мест России.». (234) В развитии культуры каждого города оказывает большое влияние социальный облик жителей. История городского населения и различных социальных групп Тамбовщины до революции 1917 года свидетельствует, что со дня основания города (1636 г.) численность населения росла неравномерно. Существовало несколько этапов значительного роста населения и изменения его социально-сословного состава.
Социальный облик Тамбова имел три основных периода, сыгравших роль в экономических и функциональных задачах по росту населения. Первый - с 1636 года до начала 18 века связан с военно-административными функциями, миграционными процессами и заселением Тамбовского края. Второй - с начала 18 века до первой половины 19 века связан с торгово-промышленными и культурно-административными задачами. Третий - с 1861 года по 1917 год связан с торгово-промышленным и культурным развитием эпохи капитализма. Основными жителями городов Тамбовщины до начала 18 века были служилые люди « по прибору»: стрельцы, полковые и сторожевые казаки, пушкари, солдаты, городовые, а также половинщики и третники, выполняющие за часть урожая хозяйственные обязанности. Чисто городского сословия в городе не было. Во второй период, когда Тамбовщина стала крупным зернопроизводствен-ным центром России, получает развитие в городе ремесленное производство, возникают купеческие промышленные предприятия и фабрики. Часть населения Тамбова занималась сельскохозяйственным трудом, а все остальное население составило несколько сословных групп. К 1861 году в Тамбове проживало 1800 дворян (1,5%). Росло духовенство, достигшее к этому же периоду 2190 человек обоего пола (6,5%). Отмечается численный рост купечества. Мещане, однодворцы и ямщики составляли в начале 18 века 88%) жителей. В конце XVIII века - 56%, а к середине 19 века их число составило 40%. В 1861 году всего 22% всего населения г. Тамбова составляли крестьяне различных категорий (крепостные, однодворцы, государственные и другие). Произошло выделение ремесленничества. До отмены крепостного права Тамбов был типичным провинциальным центром. Численность и состав жителей Тамбова существенно изменились во второй половине XIX - начала XX века. После отмены крепостного права сократилось количество крестьян, но зато увеличилось купечество и сложился класс рабочих, а также работников умственного труда. В 1897 году в Тамбове было 8% служащих и интеллигентов, а в 1917 году - 28% жителей старше 20 лет. Рост удельного веса пролетарских и полупролетарских элементов, промышленных рабочих составил 8% населения.
К началу XX века в Тамбове насчитывалось 6 тыс. детей из привилегированных и состоятельных семей, имеющих возможность обучаться в учебных заведениях города Тамбова. Город стал промышленно-торговым и культурно-административным губернским центром. Пестрый социально-демографический состав отражал социально-экономическое развитие города, его культурный потенциал, что в большой мере оказало влияние и на развитие любительства в различных видах художественного творчества как профессионального, так и самодеятельного.
В Тамбове, как и в России в целом, много изменилось в период бурных петровских преобразований. Эти преобразования коснулись всех уголков, всех регионов великой страны. Еще в конце XVII века монастырями и приходскими церквами были сделаны попытки распространения грамотности. В 1720 году Шацкая и Тамбовская провинции получили грозный царский указ о обучении дворянских детей и детей лиц духовного происхождения грамоте, который не был выполнен. Дело народного просвещения тормозилось крайним равнодушием к нему общества. Вместо детей знатных господ старались отдать в учение мещанских и однодворческих подростков. Позднее, по указу царя, тех, кто уклонялся от просвещения стали забирать на военную службу, что дало толчок к продвижению грамотности на Тамбовщине. Открылась гарнизонная школа, в которой обучались грамоте, письму, арифметике, ремеслу слесаря и пению. При Петре великом зародилось и книжное дело. Петровские реформы способствовали развитию художественного любительского творчества. В эти годы были созданы все предпосылки для развития музыкального искусства. Массовым жанром стал кант (кант-виват и лирический), где в поэтической форме раскрывалась народная песня и профессиональное музыкальное творчество. Петр Первый сам имел прекрасный голос и пел в духовной капелле. Особо популярными были торжественные поздравительные песни. Авторами одного из русских гимнов «Гром победы, раздавайся» были Г.Р. Державин и О. Козловский.
Методологические аспекты изучения локального и регионального своеобразия самодеятельного художественного творчества
Исследуя процесс сохранения и развития самодеятельного художественного творчества Тамбовской области, мы выяснили, что социальная активность участников самодеятельности проявляется во включении их в культурно-досуговую деятельность. Формирование нравственно-эстетической личности происходит в результате приобретения индивидуального опыта (научение) и перехода к этапу передачи общественно-исторического опыта (обучение) при условии постижения материальных и духовных ценностей народной художественной культуры.
Личность, способная изучать, развивать и сохранять культурные ценности, тесно соприкасается с влиянием педагогического процесса в деле воспитания различными средствами искусства. Это влияние развивает среди участников самодеятельности три качеетва-исполнитель, организатор и пропагандист. Превратив любительские занятия в воспитывающий процесс, способствующий формированию нравственно-эстетической личности, впитывающий истоки художественного любительского творчества, единая система по организации самодеятельности сможет возродить художественную народную культуру.
Изучение нами современного состояния самодеятельного художественного творчества в Тамбовской области показало, что за последние десять лет происходило постепенное рассеивание самодеятельной сплоченности масс, зависящей от различных внутренних и внешних факторов негативного воздействия. Отбросив навязываемые общим шаблоном при оритеты в области самодеятельности, общество подошло к новому этапу -самостоятельный путь выхода из кризисной ситуации. Каждый коллектив искал свой путь к продолжению творческой деятельности. Однако там, где имелась хорошая материальная база, большой опыт организационной деятельности, студии, коллективы, кружки перестраивались в своей работе, приспосабливаясь к новым экономическим условиям.
Отрицательную роль в разрушении самодеятельного художественного творчества сыграла и повсеместная коммерциализация сферы культуры. Она существенным образом пошатнула сложившиеся традиции и присущие каждому коллективу, группе индивидуальные формы и методы культурно-просветительной работы. Повсеместно стала наблюдаться разобщенность, то есть каждый коллектив, организация, действовали в своих интересах, пытаясь удержаться на плаву. Многие прекращали свое существование.
Мы знаем, что главной социальной потребностью личности является потребность, начинающаяся с известных частиц «само-» и «со-» , которые мы упоминали в своем исследовании. Но она, как особое проявление психики любой личности, требует при создавшейся неудовлетворенности поддержания как индивидуального, так и общественного интереса. Через реализацию своих возможностей, личность неосознанно стремится к творческой деятельности, даже если продукт ее деятельности нельзя назвать творчеством, а результат постижения знаний и навыков мастерством. При этом степень участия личности в творческом процессе нисколько ни уменьшается, так как вносит свой посильный вклад в укрепление культурных ценностей, а также в развитие самодеятельности масс. «Развитие может наполниться культурой только в том случае, если сначала впитает в себя образование и если в свою очередь образование будет эффективно содействовать становлению личности в ее собственной культуре, а не только социальному или профессиональному отбору, который весьма часть и во многих обществах ведет к утечке умов». (261)
Надо отметить, что до 1997 года мы наблюдали спад интереса к деятельности различных кружков художественной направленности. В последнее время (1997-1998 г.г.) в Тамбовском крае наблюдается тенденция повышения художественно-творческой направленности. Поэтому, мы выбрали два последних года, когда в выстроенных нами сравнительных диаграммах, столбики падения численности состава и участников самодеятельного художественного творчества стали заметно повышаться.
По данным областного Научно-методического Центра, декоративно-прикладным творчеством в быту занимаются около 1000 человек. В данное число входят профессиональные мастера и любители, интересующиеся каким-либо видом творчества, достигшие высокого результата своей деятельности. Эти люди передают свои навыки, обучая своими методами инновационного регулирования через процесс руководства в студиях, любительских объединениях, кружках художественной направленности. Был проведен опрос среди участников различных выставок, где было выявлено, что количество людей, занимающихся декоративно-прикладным творчеством намного больше. Для привлечения большего количества участников и уточнения реальной цифры, по мнению многих, необходимо проводить узконаправленные выставки. При подобной организации можно узнать и увидеть много нового и именно при такой организации может реально осуществляться преемственность поколений.
Нами исследована художественно-творческая самодеятельность населения на материалах: Областного научно-методического Центра г. Тамбова; творческих групп и коллектив области в сфере художественного творчества. Там, где опытный руководитель, способный найти выход из любой сложившейся ситуации и способный увлечь своим предметом - сохраняются и развиваются традиционные и нетрадиционные формы обучения, способствующие восстановлению массового самодеятельного художественного творчества.
Мы считаем, что необходимо отразить реальное состояние кружков, студий, самодеятельных коллективов художественной направленности.
На примере выстроенных нами диаграмм № 3. № 4 и № 5 (стр. 99V рассмотрим состояние хоровых и вокальных групп по состоянию на 1 января 1998 года, где наглядно можно увидеть изменение количественного состава коллективов по Тамбовской области с 1991 года.
Влияние социально-демографических факторов на развитие самодеятельного художественного творчества
Многообразие перемен, происходящих в стране, наличие некоторых ситуационных условий, неблаготворно повлиявших на большинство положительных сторон общественной системы, диктуют необходимость добиваться единства действий семьи, школы и других социальных институтов. Именно они помогут в обеспечении конструктивного влияния на все сферы жизнедеятельности подрастающего поколения. Главным в данной системе мы считаем население, включающееся непроизвольно в процесс нейтрального соединения школы, детского сада и семьи. Активизация населения г. Тамбова в самодеятельном звене осуществляется при взаимодействии с подростковыми клубами по месту жительства. Данные клубы создают атмосферу свободного времяпрепровождения и учитывают специфику интересов и пристрастий современного подростка, где осуществляется: 1) участие в творческих встречах и подготовка к различным видам и формам массовой и индивидуальной работы, способствующей коммуникативному общению и расширению общей культуры подростков в проявлении их активной жизненной позиции, 2) вовлечение в коллективы самодеятельного творчества (художественного и прикладного), клубы любителей искусства и другие объединения, способствующие разностороннему развитию личности, удовлетворяющие и обогащающие саму личность, 3) создание любительских объединений, инициативных групп по желанию самих подростков; 4) систематизация творческих потребностей и вовлечение населения в художественное самодеятельное творчество.
Эффективность эстетического воспитания подростков и юношества в современных условиях проявляется во внеклассной работе, включающей различные компоненты (школа, подростковый клуб, дома творчества, спортивные секции, кружки самодеятельности и многое другое). Но она не может измеряться суммарно-механическим обобщением составляющих компонентов. Эстетическое воспитание должно осуществляться в единой системе, где основным объектом воспитания и развития является личность. Опыт подобной работы реализуется в городе Тамбове. Так, например, произошедшая реорганизация Центров «Радуга», «Надежда», «Ровесник», расположенных в трех районах города Тамбова - Советском, Ленинском и Октябрьском, создала единую структуру - МУ ГЦ РДМ (городской Центр по работе с детьми и молодежью), находящийся в ведении Комитета по делам детей и молодежи Мэрии г. Тамбова. Центр сыграл огромную роль в развитии и восстановлении художественно - творческой деятельности любителей. МУ ГЦ РДМ взаимодействует с различными социальными институтами, которые помогают ему в организации жизнедеятельности клубов по месту жительства (см. схемы № 1 и № 2 в приложении № 4 и №5), а также школ города.
28 клубов городского Центра по работе с детьми и молодежью (МУ ГЦ РДМ) неоднозначны в своей деятельности, но практика показала, что интерес ребят намного увеличился. Связано это, прежде всего с тем, что педагоги поставили перед собой цель - разностороннее развитие способностей подростков, с учетом дифференцированного подхода к функциональному назначению культурно-досуговой сферы. Это позволило выделить в ее инфраструктуре два равнозначных компонента - инфраструктуру общественно-организованного досуга и инфраструктуру индивидуально - проводимого досуга.
Необходимо отметить, что совсем иная ситуация в других регионах. Например, подростковые клубы г. Воронежа к 1998 году прекратили свою деятельность. Исследование, проведенное в г. Липецке, показало, что в
Правобережном районе - 6 клубов, Левобережном - 5, Советском - 9 и Октябрьском районе - 8. Деятельность этих клубов ограничена кружковой работой, имеющей только спортивное направление (дзюдо, бокс, борьба, самбо, волейбол, автомотоспорт). Занятия проводятся в бывших комнатах школьника. Действуют и подростковые клубы, находящиеся в ведении Комитетов по физкультуре и спорту при администрациях районов (всего 33 - это первые этажи жилых домов), где имеются различные направления культурно-досуговой деятельности. Есть кружки и студии на платной основе. Ситуация в Тамбове прямо противоположна. В отличие от подростковых клубов города Липецка, посещение и занятия в кружках и студиях в тамбовских клубах ГЦ РДМ Комитета по делам молодежи мэрии города осуществляется бесплатно. Стремление педагогов - объединить усилия в совместном возрождении самодеятельного художественного творчества, а при участии взрослого населения - способствовать нравственному и физическому совершенству подрастающего поколения. Создаются условия для наиболее полного проявления и утверждения личности, созидания самодеятельного художественного творчества, где возможность выбора направлений разнопланова.
Проведение досуга ребят совместно с руководителями объединений и жителями микрорайонов, попавших в сферу деятельности клубов по интересам, сыграло большую роль в осуществлении преемственности поколений, даже пока на первой, начальной ступени сотворчества. Создается триединый союз, способный реально осуществить общественно-воспитательную и социально-педагогическую функции самодеятельных художественных организаций с участием художественно-творческой деятельности любителей. Роль руководителя в процессе коллективной художественно-творческой деятельности возрастает в том случае, если он приобретает навыки и умения «оригинальности» своего мастерства. Поэтому, стабильное количество участников и преемников там, где прослеживается индивидуальный почерк творческой непредсказуемости препо давания руководителя. Такой коллектив или группа имеют собственные методики развития самодеятельности.
Для выявления социально-педагогических возможностей восстановления массового самодеятельного художественного творчества, мы рассмотрели организационную деятельность подростковых клубов г. Тамбова, так как они находятся непосредственно в жилом секторе микрорайонов и имеют более тесный контакт с общим населением города. В исследовании художественно-творческой деятельности ГЦ РДМ, нами была проанализирована роль руководителя, как субъекта воспитания в социально - культурном организационном процессе, при укомплектованности подростковых клубов кадрами по половозрастному составу, а таюке имеющейся материально-технической базе помещений.