Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Зарождение либерально-демократического направления в общественной мысли Южного Азербайджана : (конец XIXначало XX в. ) Бабаева, Нушабе Рашид кызы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабаева, Нушабе Рашид кызы. Зарождение либерально-демократического направления в общественной мысли Южного Азербайджана : (конец XIXначало XX в. ) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / АН Азерб. респ. Ин-т филос. и права.- Баку, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3407-9

Введение к работе

Актуальность теми. Пересмотр в последние годы в нашей стране ряда методологических подходов к проблемам социально-экономического, идейного развития общества Послужил мощным импульсом для активизации научных исследований в области обществоведческих наук. Новое политическое мышление,, заключающееся в отказе от господства догматизма и идеологизации отечественной науки, восстановлении принципов объективности, в признании прав человека, а также приоритета общечеловеческих ценностей л интересов, оказало огромное влияние на формирование и обновление идейной направленности обществоведческих исследований .

іі начавшемся общем оздорсалении духовной жизни общества соответственно повышается и научный уровень исследований в обществоведении, іісла во многих публикациях периода застоя прослеживалась тенденциозная оценка общегуианистическях идеалов общественных деятелей, мыслителей прошлого, а сами общественно-политические, идейные процессы "насильственно" укладывались в прокрустово ложе марксистской методолгии, то сейчас, в период осмысления новых юлитических реалий взоры все чаще обращаются к тем мыслителям, <оторые, конструируя своеобразное "гуманное" общество, провидели з революции некоторые зловещие черты будущей действительности.

В связи с этим возникает необходимость пересмотра проблем общественно-политических, идейных процессов в Иране и, в более ши-юком плане, на мусульманском истоке, в частности в Южном Лэер-іайджане в конце XIX - начале XX века.

Развитие новой общественной мысли в Южном Азербайджане /йра-
іе/ в XIX веке, как и в других странах мусульманского Востока,
іра всей сложности этого процесса отражало в первую очередь рост
буржуазной идеологии, идей, подготовивших буржуазную революцию
905-1911 гг.

Буржуазная идеология зарождалась и развивалась здесь в усло-иях господства разлагающихся, но все еще действенных феодальных нститутов, усиленного проникновения западного политического, эко-омического, культурного влияния.

В философской и общественно-политической мыоли Южного Азер-айдікана /Ирана/, также как и Востока, в последней трети XIX в.

П, ,Ъ, а г* с. 3-15; Народы Азии и Африки. 1389, А 'г, с. 3-5;-1НШт/?'Ш й т- ^b9' * 3- - *І?: НаГсды А-ии'и Адаки/-'

под влиянием прогрессивной европейской, русской и североазербайд жанской мисли получали свое развитие политические, правовые, нра Бсггешше ид1 и эпохи Просвещения, составившие определенный этап их ззтории.

Опираясь на прогрессивные традиции национальной культуры, і стотже и, в частности, кжноаэерОайджанские просветители стремились использовать идеи западноевропейских и русских просветителе применительно к своей действительности, учитывая при этом реалы; господство ислама и традиционных представлений в государстве и с ществонном сознании.

Просветители привнесли в общественное сознание новые, прогрессивные представления о мире, человеке, обществе и государстве высказывались за отделение религии от государства, за ее приспос бление к требованиям времени, васгаивоя при этом на сохранении і лигин как национальной традиция и морально-этической нормы.

Мирза йсиі хан Мостешар-эд-доуле, З.Марагаи, А.Талибов, МЛ бризи, М.Рушдийе - далеко не полный список южноазербайджанских просветителей, являвшихся носителями прогрессивных идей И ВОЗГЛЕ вдвших процессы зарождения и развития новой иранской культуры.

Совокупность идей, связанных с порождением сопиально-эконс ыаческой, политической, культурной жизни страны, укреплением НЕ ционального суверенитета, стала цель» теоретической и практической деятельности Мирзы Юси$ хана, З.Марагаи, М.рушдийе ш др.

Актуальность процесса яаровденші буржуазной идеологии в Юх> Азербайджане с точки зрения политического развития Ирана закличе ется также в том, что без углубленного изучения реформаторских і члнаний этого периода, эволюции оощестренно-ислитической мысли, мусульманского реформизма и их взаимодействия невозможно научно мыслить суть происходящих событий г, современном Иране. Отнюдь НЕ абстрактное значение это имеет и для глубокого понимания nepcnef тив развития идейных процессов и в мусульманских республиках бьн иего Союза, в том члсле в Азербайджанской Республике.

П. Степень разработанности проблемы. В отечественной латерг ре вопросам истории становления и (формирования новой идеологии, культуры, новых общественных отношений и классов в Иране посвяще кы работы советских иранистов С.Л.Агаева , А.М.Агахи , Д.М.Анар>

Агаев С.Д. Иран в прошлом и настоящем. М., 1981.

Агахи A.M. Из истории общественной и ііилосод,ской мысли в Иране Б., Х97І.

ловой , 1І.К.Беловой и Ц.Б.Никитиной , Н.А.Кузнецовой0, Т.А.Ибрагимова^, М.С.Иванова5, Н.АЛ'алипова6, Г.Р.Хатеш7, Р.А.Сеидова8 и др. Ь связи с исследуемой проблематикой среди названных работ нельзя не отметить историко-философскую работу Н.А.Талипова "Общественная мысль в Иране в XIX - начале XX вв.". Автор па основе философского аналипа религиозно-реформаторского бабидского движения и млровоззренческих концепций З.Марагаи, і/,.;.іальком хана, А.Талы-бова и Шамс-ол-Арафа рассматривает историко-гносеолоїлческие корни и сосиально-идеологические аспекты-иранского просветительства, закономерности его развития.

Особый интерес представляет также работа "Очерки истории Южного Азербайджана" , подготовленная авторским коллективом, где впервые в отечественном востоковедении широко освещены социально-экономические, политические и культурные аспекты истории Юкного Азербайджана XIX - начала XX в. Лажной для исследуемой нами проблемы представляется глава, в которой рассматриваются в сравнении основные этапы культурного развития Южного и Северного Азербайджана, подчеркивающие исключительное влияние североазербайджанских мыслителей и писателей на развитие новой буржуазной культуры в Южном Азербайджане.

О процессе просветительского развития на Востоке советскими востоковедами написан ряд специальных работ . Жизни и творчест-

Анаркулова Д.М. Социально-политическая борьба в /Іране в середи
не XIX в. іл., 1983. .

' Зарождение идеологии национально-освободительного движения /XIX-начало XX в./. М., 1973.

Ближний и Средний постои. Товарно-денежные отношения при феодализме. Сб. статей, ivl., 1980. I Ибрагишов Т.Э.(Ша1шн).Иранда си^аоя чэмиЗЗвтлэр вэ тешкилатларын Э'аранмасн ве онларын фэали^эти.Б. ,1967.

Лванов М.С. Очерк истории Лрана. М,, 1952.

?йййаов Н,А' Общественная мысль в Иране в XIX - начале XX в. М.,-19оо.

патами Ь.Р.МїЬачир Иран гэзетларинин мгстэмлэкечилик вэ империализм влетівша щбаразвей.Б. ,1969.

Сеидов Р.А. Иранская буржуазия в конце XIX - начале XX в. М., Чэнуби Азарбадчан тарихинин очерки (І828-І9І7).Б.,1985.

Краткие сообщения института народов Азии. 1963, № 73: Просветите00/ литер!1тдах истока, м., 1973; Народы Азии и Африки.

ву А.Талыбовп, З...1арагаи посвящены монографии л статьи . Однако в отечествиннэй иранистике нет ни одной специальной работы о жизни к деятелі іости вндаюлегося общественно-политического деятеля Мир-к іісиі хана шОстсіаар-зд-Доуле. Отдельные сведения о нем обстс ятелыю упоминаются лишь как об авторе сочинения "*1ек келме", пр* этом о нем самом и о его работе говорится только в обэдх словах, и тем самым его роль в развитии просветительской идеологии оказывается умаленной. О значении реформаторской л просветительской деятельности лирзы іЬиф хана^фрагментарно говорится или упоминает ся в работах иранских ученых . В связи с зтим хотелось бы отметит работы 'і.Адамийата, в которых он старается показать место и энач< ние ооаественио-поллтической и реформаторской деятельности Мирзы ЮсіЦ) хана.

Нельзя не отметить, что 4.Адамийат изучением идейной эволюш иранского общества .XIX века внес весомый вклад в мировую иранисті ку^. ііго капитальные труды написаны на основе большого количеств! малодоступных материалов, собранных им в иранских а иностранных библиотеках и архивах. Главная цель исследователя при рассмотрении данной проблемы - изучение истории общественно-политической мысли прошюго столетия, мировоззрения носителей новых идей, ПГХ> слеасивая при этом эволюцию политической мысли и раскрытие генези' са идей конституционного движения. Кго историко-соииологическая работа ".Ідея прогресса и правление Закона" охватывает период 1858-ІЬВЗ гг. (Ученый изображает динамику идейного развития иранского общества, исследует важнейшие этапы поступательного развития прогресса, удаляя основное внимание политическим ре^рмам пр правления ліирза Хосейн хана Сепахсаляра.

ІМанафи М. Талибов U.9.(hajaT вв ^арйдычнлыгн).Б.Д^7,Э1Ш1задэ Керкэмли сттэрэккпр вв маарі!фчя.БГіКИ,І?84.27.9.!Лвм:йдзадз Гі.к. Талибов М.Э.Эдэби.-дат вэ инчэсэнэт,1Э84,28.9.

ММтов А.Ы. Марагаи 3. и его роман /Прилож. к "Дневнику путеше ствяя дбрахим-бека или его злоключения по причине фанатической любви к родине" ларагаи 3./. М.-Л., 1963.

2 Кермана Н. Тарих-е бидари-йе Иран, їехран, 232L2; Тарбийат Ш. Ці нешмандан-е Азербайджан. Техран, 1314; Реэвани М. Эдал-е магару тийат-е Лран. Техран, 1342; Аринпур И. Аэ саба та нима. Лж. 1. Техран, 1351.

Адамийат Ч, Фе?.р-е аэади ве мсгалдвме-йе нехэат-с маарутийат. їехран, 1342; Адамийат і. Андишейе тарахти ве хокумат-е ганун. Асре Сепахсалар. Техран, 1351; Адамийат 4. ;/,аіалпг-е тарихи. Ъ дран, 1352; Адамлйат Ф, Дцеологи-йе лехзаЯе гасругнйат-е Иран.

x. 1. Техран, 2535; Адамийат і. Андишоха-йе ]пл<.:?ои Тебризи. ехран, 1363.

Но мнению автора, Мирза Хосейн хан Сепахсалар и і..иряа Юси^. хан ..'.сстешар-мд-доуле стоят во главе прогрессивной идеологии этого периода, ./.ирэа ыси± хан характеризуется кок один и и самих близких, мудрих друзей, едлномишіешшоь Сеиахсолара. »1х шіровоззре-ние *.Адамн(!ат связывает с щоцессом развития нового мьлиления в Иране, с зарождением национального /общеиранского/ самосознания а национализма. Лмешю они, считает учений, впервые провозгласили а новом, светском представлении такие понятия, как "ьатан", "мил-лет". й.Лдамлйат говорит об исключительной роли лирзы іісиф. хана в зарождении светских норм в законодательстве страны.

Наконец, книга С.Адакийата мохет служить необходимым пособием для изучения эволюция светских идой и других аспектов идеологии иранского общества.

Б другой своей монографии ",,1ыслл Талыбова Гебрнзи", посвященной яизни и деятельности видного мислителя-просаетптеля, Ф.Адами-йат подчеркивает, что по сьосму мировоззрению многие мыслители, писатели прошлого столетия достигли интеллектуальной вершины и ИХ заслуга в первую очередь состоит в распространении просвещения. К ним оитор причисляет и А.іллнбова. і.Адамийат старается показать А.ТалыОова просветителем - популяризатором естественных наук и прогрессивных общественно-политических идей а отметить значение его учения в истории развития духовной культуры страны.

Анализируя .рнлосо,рские и социально-политические воззрения просветителя, „.Лдамийаг считает, что они отражали основные идейные течения своей эпохи.'А.Талибов - сторонник эмпирической и рациональной (*илосо*ии, в то время как основу его политических убеждений составляют политический либерализм и демократизм.

Специально вопросам идеологии Нового времени посвящена монография иранского историка j.'1'абари "СоциальніЛ учения и движения в Иране" . Основное место в работе отведено противопоставленной официальному политическому курсу оппозиционной просветительской идеологии, ее течениям, анализу деятельности просветителей и их социально-политических взглядов.

Исследованию различных вопросов истории конституционного движения посвящены работы таких иранских историков и литераторов XX

Табари Э. Джаханбиниха ве джонбешха-йе эджтемаи дар Иран. Бах-

века, как Э.Джавид , А.Кесреви , Ь.Ыуса , іЛ.^-стелами , іі.Раиіг і другие.

Большое число исследований, посвященных различным аспектам общественно-политического развития .Іране XIX - начала XX в., издг но в CJA, европейских странах, которые внесли определенный вкля; в изучение истории /ірана этого периода. К таким работам относятся монографии и статьи д.Брауна , Х.Алгара , ДкЛ'оОерто , А.Хаи-ри3 и др.

Х.Алгар в работе "Религия и положение Лрана в 1785-1905 гг. Роль духовенства в каджарский период" рассматривает последствия влияния ислама на ослественно-аолнтическуп жизнь страны, место і роль духовенства в.общественной казни Лрана, причины его активизации и выступлений в роли руководящей силы в борьбе против Кад-харской династии. 8 работе также говорится о докторах, породивших просветительство и антифеодальное движение.

В деле исследования мировоззренческих концепций иранских п{ светителей особый интерес вызывает статья Ханра "Мыслители XIX і ка Лрана". В ней автор рассматривает условия армирования новых идей, ориентированных, с одной стороны, на мусульманские концепции и традиций, с другой - на идеи европеизаоди, а такхе излагае общественно-политические взгляды просветителей.. По мнению Хаири, заслуга иранских мыслителей XIX в. прежде всего в том, что они ознакомили своих соотечественников г новыми представлениями о го сударстве, народе, правительстве, что сказалось на пробуждении национального сознания иранцев.

Для донюшгия идейной эволюции иранского общества втоми m

Дхавид Э. Нехзат-е *апругийат-е Иран ве нагш-е аэади-хахан-е джахак. Техран, 134.

^ Кесревя А. Тарих-е мааруте-йе Иран. Техран, 1333.

^ Муса Б. Техаввелат-е фёкри дар Иран. Техран, 1334.

.Эстелами.М. Барраса-йе адабийат-е еырузи-йе йран. Техран, 2535

Раин И. Анджоманха-йе серри дар доуре-йе нехэат-е мапрутийат-е лран. *іехрнн, іо4із»

  1. Brown E.G.The Press and Poetry of nodern Persia.Vol,II,Canbr.1

  2. Algar.Religion and State in Iran, 1785- 1906.The role of the Ulu: the Qajar Period.Los angelee,1969.

  3. Orient Modern..XLVII,1967.

  4. Akten des VII Xongresse fUr Arabitik und Islaa'^ioqsnacbaft.Oot

1974. .."

-9-.

I 2

човниu ХІХв. валиш исследования историков-арабистов , туркологов

і пяербпйджаїюведов2, так как и в Турции, арабских странах и Обзорном Азербайджане происходили аналогичное пронесен.

iil. Цель и задачи исследования. Целью диссертационного иссле-юиаііия является в неразрывной связи с анализом особенностей со-малгно-экономической, политической и культурной-жизни іияного ізорбайджана и Ирана в целом в XIX - начало XX в., а такжо процесів развития просветительства в Южном Азербайджане,изучить общест-іенно-политические воззрения Мирзы Юсиф хана Мостевлр-эд-Доуле, „Талыбова, З.Уарагаи при нових подходах к. рассмотрению затрону-ых проблем.

Для достижения поставленной ноли били определены следующие сследовательские задачи:

характеристика социально-экономических, 'политических л ультурных условий Шного Азербайджана, а также реформаторских вчинений в период правления Насер-ад-Дан иоха;

определение роли.Южного Азербайджана э сошально-экономи- гской и культурной жизни Ирана;.

анализ особенностей развития просветительской идеологии Кяном Азербайджане /Иране/л взглядов южноазербайджанских просителей на проблему общественного ч государственного устрой-ва, а так#е на буржуазно-демократические реформы;

- освещение вопросов,.касающихся отношения к исламу и духо-
інству, а такхе влияния.мусульманского реформаторства на процесс
звятия просветительства.

1У. Источниковедческой базой исследования являются проиэве-иия южноазербайджанских.просветителей на персидском языке, аиская пресса второй половины XIX - начала XX века - газеты хтар", "Тарбиййат", "Насери",-."Эхтийадж",'пХабль-оль-матини, . есторонне использованная советская и иностранная историко-фило-^дкая, историческая и востоковедческая литература.

^?9аденив идеологии национально-освободительного движения
аІХ - начало XX в./. Ы.,.1973; Левин З.И. Развитие основних
течения общественно-политической мысли в Сирии и Египте /новое
зремя/. М., 1972. ;.. -. ;.-.

Іудана И.А. Танзимат и -'Мустафа Рашид-паша. М., 1984; Фадеева І.Л. инициальные доктрины в идеологии и политике османской им-іерии /османизм - панисламизм? XIX - нач. XX в. М., 1985.

,хмедов Э.М. Философия азербайджанского Просвещения. Б., 1983; эммэдзадэ п,М. Ахундов веТ11эрг.Б.,1971.

V. ;;пучнмя ноішна исследования связана прежде всего с акту
илыюстью теки диссертации, представляющей определенный научный
интерес, а связи с этим хочется подчеркнуть, что в силу того, чт
в советской историко-^алосо^ксй науке до настоядего времени еще
нет специальной раСоты, посвященной всестороннему изучению обще
ственно-политических взглядов и*лрзи iJcKi хана .'.'.остсшар-эд-Доуле,
эта проблема исследуется л анализируется наии впервые.

о процессе исследования ми приходим к целому ряду новых арг монтированных выводов, связанных с оценкой и анализом общественно-политических воззрение кжноизерСаЙджанских просветителей и ха рактернстикой социально-политического, идеологического процесса Ирана.

VI. Практическая значимость исследования заключается в том
что сделанные автором в результате исследования выводы мсгут со
действовать пониманию особенностей и характера политике—идеологи
чесних процессов, протекавших в /ране с середины XIX века до на
чала XX века.

иажным представляется ввести в научный оборот ряд новых источников и материалов по проблемам общественно-политической мысл Южного Азербайджана, важность такого исследования возрастает, ее ли учитывать общий подъем.интереса к новым аспектам исламского ^актора в ряде стран Ближнего и Среднего ііостока и, в частности, в Иране в последние два-три десятилетия. В связи с этим более уг лубленное изучение общественно-политической и культурной жизни LxHoro Азербайджана конца XIX - начала XX в. значительно поможет разобраться, пенять а прийти к истокам этого явления.

УП. Структура диссертации. Работа состоит из введения, дву> глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы по теме исследования.

Похожие диссертации на Зарождение либерально-демократического направления в общественной мысли Южного Азербайджана : (конец XIXначало XX в. )