Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.) Анарбаев Арап

Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.)
<
Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.) Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.) Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.) Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.) Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.) Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.) Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Анарбаев Арап. Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.) : ил РГБ ОД 61:85-9/303

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Марксистско -ленинская мысль в советском киргизстане в период развития и упрочения социализма 16

1.1.. Некоторые особенности становления философской науки в Советском Киргизстане 16

1.2 Исследование философских проблем . 46

Глава II. Марксистско-ленинская философия в советском киргизстане в условиях развитого 66

2.1. Разработка проблем диалектического материализма и философских вопросов естествознания 70

2.2. Проблемы исторического материализма и теории научного коммунизма до

2.3. Разработка проблем марксистско-ленинской этики, эстетики и научного атеизма .*. 127

2.4. Историко-философская проблематика 143

2.5. Борьба с враждебной идеологией 155

Заключение 167

Список литературы 179

Введение к работе

Актуальность темы исследованиям КПСС как партия научного коммунизма всю свою деятельность строит на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории и считает важнейшей своей обязанностью ее постоянное творческое развитие. " Марксистско-ленинская партия не может выполнять свою роль, - говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУТ съезду партии, - если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обобщению новых явлений жизни, творческому развитию марксистско-ленинской теории"1.

Успехи партии в области внутренней и внешней политики были бы невозможны без теоретического осмысления пройденного пути и выявления объективных тенденций общественного развития, исследования закономерностей коммунистического строительства;*

На ХХУТ съезде КПСС было отмечено, что за последнее время марксистско-ленинской наукой немало сделано для разработки актуальных проблем теории. Подлинными достижениями марксистско-ленинской мысли стали положения и выводы, содержащиеся в материалах ХХІУ-ШТ съездов КПСС, Пленумов ЦК, в выступлениях и трудах Генерального секретаря ЦК КПСС К;У;Черненко;' Из того, что сделано в области теории, прежде всего выделяется разработка учения о развитом социалистическом обществе.

Коммунистическая партия на основе опыта реального социализма дала его всестороннюю характеристику. Тем не менее, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, следует признать, что марксистско-ленинская наука еще до сих пор не

I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат,1981, с.77.

- 4 -изучила в должной мере общество, в котором живем и трудимся,не полностью раскрыла присущие ему закономерности^, речь вдет о том, чтобы сосредоточить усилия всех общественных наук на углубленном изучении важнейших закономерностей экономического,социально-политического и духовного прогресса страны. Пленум подчеркнул необходимость улучшить пропаганду марксизма-ленинизма, истории и политики партии, опыта ее деятельности на различных этапах борьбы за социализм^ к числу проблем, всестороннее освещение которых в этой связи диктуется, относятся закономерности развития философской науки в СССР, опыт КПСС в области марксистско-ленинской философии, накопленный ею в борьбе за победу пролетарской революции в нашей стране, в ходе строительства социализма, в период его победы, упрочения, развития и всестороннего совершенствования. "И социалистическое содружество, и международное коммунистическое движение очень нуждаются в разработке научной истории марксизма-ленинизма, в том числе истории борьбы за научно-материалистическое мировоззрение,особенно со времени Октябрьской революции до наших дней"3. црИ решении новых сложных проблем современного международного развития, при дальнейшем продвижении вперед мирового революционного процесса, при осуществлении задач социалистического и коммунистического строительства, развития социалистической идеологии и культуры, философии и всего обществознания маркеистььленинцы снова и снова обращаются к революционному идейно-политическому,

І.Материалн Пленума Центрального Комитета КШС.14-15 июня 1983го-да. - М.:Политиздат,1983,с.19.

2.Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы
партии:Постановление Пленума ЦК КПСС. - Материалы Пленума Цент
рального Комитета КПСС.14-15 июня 1983 года. - М.Политиздат,
1983,с71. ,

3.Советский народ - строитель коммунизма,/Под ред.К.К.Каракеева,

. Ц.А.Степаняна и др./:В 2-х кн.--, кн.1. - Фрунзе-.Кыргызстан, 1977,с.134.

~ 5 -

социальному, научному и философско-теоретическому опыту ленинской партии, что предопределяет пристальное внимание к разработке проблем, связанных с формированием марксистской философской мысли в нашей стране в целом и в отдельных республиках. Это живой, совершающийся на наших глазах историко-философский процесс со своими трудностями, противоречиями и достижениями должен стать предметом самостоятельного исследования .

Научное освещение и партийная оценка итогов развития марксистско-ленинской философии эпохи социализма имеет существенное значение и для критики буржуазных и ревизионистских фальсификаторов и извратителей марксистско-ленинской философии и ее истории в СССР, его отдельных регионах, республиках. Проявляя необычайный интерес и внимание к истории советской философской науки, они часто пытаются использовать именно то обстоятельство, что некоторые ее периоды и проблемы недостаточно освещены в советской литературе. Так, абсолютизируя известные субъективные и догматические ошибки, допущенные отдельными советскими философами в период от середины 30-х до конца 50-х годов, они изображают это время как "застой" марксистской мысли в СССР . Неверны и противоречат исторической правде представления о советской философской науке, распространяемые в зарубежной марк-сологической литературе, как о "догматической", "сциентистско-позитивистской".

Буржуазные идеологи всячески отрицают интернациональный характер марксистско-ленинского учения, стремясь доказать не-

I.Передовая; Развивая марксистские традиции. - Вопросы философии, 1982, Я 7,0.15.

2. Social Thought in the Soviet Union. Chicago,1969.

приемлемость его идей для народов Советского Востока . Они разглагольствуют о несовместимости маркеизма-лленинизма с природой религиозно-идеалистически понимаемого "восточного" человека,с его извечной приверженностью к религиозным традициям. Основываясь на концепции их "боголюбия", убеждают своих читателей,что сознание советских среднеазиатских народов как было до революции религиозным, осталось таким до сих пор. Марксистско-ленинские идеи, якобы, не могли войти в сознание этих народов по причине инертности и особенности мусульманского характера. По их утверждению, теория Маркса, возникшая на Западе, не может победить в мусульманском мире, так как эти народы по своему духовному, психическому складу и верованию в корне отличаются от

всех других народов .

Подавляющее большинство работ, публикующихся на Западе по истории общественно-философской мысли в СССР, утверждения марксизма-ленинизма в сознании и культуре советских среднеазиатских народов, представляет собой сознательную и враждебную нашему

1. Harmstone Teresa Rakowska. Russia and nationalism in Central Asia.London,197О/ Nationalities and Nationalism in the USSR^ a Soviet Dilemma. Ed.by K.A.Linden and D.Simes. Washington, 1977* Soviet Asian Ethnic Frontiers. Ed.by Y/illiam Cagg and Brian Silver, New York,1979j J.Wheeler. Islam and the Soviet Union. "Asian Affairs», Vol.10, part 3, October 1979/ A.Bennig-sen,E.Wimbush. Muslim National Communism in the Soviet Union* A Revolutionary Strategy for Colonial World. Chicago and London, 1979/ Ethnic Russia in the USSR. The Dilemma of Dominance. Ed.by E.Allworth.New York,1980j B.Jurevitz. National Communism in the Soviet Union. Pitssburgh,1980.

2. A.Bennig:aen ,E.Wimbush. Muslim National Communism in the Soviet Union. A Revolutionary Strategy for Colonial World.Chicago and London,1979/ p.20. G.Wheeler. Islam in the Soviet -Union. «Asian Affairs», vol.10, Part 3, October 1979,p.250і-

- 7 -учению фальсификацию. Она является существенной частью анти -коммунистической деятельности, направленной на дискредитацию социализма. Реальная жизнь, исторический опыт советского общества, бурное развитие философской науки в нашей стране опровергает домыслы и извращения антикоммунистов. Однако при всей антинаучности буржуазной фальсификации необходим ее глубокий ша-лиз и принципиальное опровержение. К тому же июньский (1983г.) Пленум ЦК КПСС еще раз подчеркнул исключительную важность донести правду о социалистическом обществе, о его преимуществах до широчайших народных масс во всем мире, разоблачать лживую, подрывную империалистическую пропаганду1. В свете этих требований клевете и извращениям империализма необходимо противопоставить подлинную историю марксистско-ленинской философии в СССР, отдельных республиках, рассказать людям настоящую правду о ленинизме и советской философской науке.

Важное значение для всестороннего освещения философии марксизма-ленинизма в нашей стране имеет изучение путей формирования и развития марксистско-ленинской философской мысли в республиках Советского Востока. Нельзя не согласиться с мнением, что "сегодня особенно необходимо глубоко раскрыть процесс проникновения, распространения и торжества марксистско-ленинского учения в этом регионе, процесс приобщения к нему рабочих, крестьян, интеллигенции, широких народных масс, вставших на путь социализма, минуя капиталистическую стадию развития"2.

I.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.14-15 июня 1983 года. - М.:Политиздат, 1983, с.7.

2.РК>вчук М.Т. ,Мамедов Ш.Ф. Проблемы исследования истории философской мысли в Средней Азии и Казахстане. - Вопросы философии, 1978, В II,с. 115.

- 8 -Степень разработанности темы. Наследованию истории философии марксизма-ленинизма в СССР и за рубежом уделяется самое пристальное внимание. Об этом свидетельствует обширная литература, созданная как советскими исследователями, так и зарубежными марксистами. Разработке истории советской философской науки посвятили свои работы Б.В.Богданов, Л.Ф.Ильичев, М.Т.Швчук, В.И.Клушин, В.Н.Колосков, Ф.В.Константинов, Б.М.Митин, А.И.Новиков, Т.И.Ойзерман, А.Ф.Окулов, Л.Н.Суворов, П.Н.Федосеев, А.Г.Харчев, Б.А.Чагин, Б.Д.Яковлев и др.1

В изучении истории формирования и развития марксистско-ленинской философской мысли в нашей стране в послеоктябрьский период чрезвычайно большую ценность представляют коллективные труды "ИЗ истории марксистско-ленинской философии после второй мировой войны" (М. ,1961), УІ том "йзтории философии" (М., 1965)', "Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европейских социалистических странах" (М.,1965), "Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки"(М.,1970), "Ленинский этап в развитии философии марксизма"(М., 1972),"Изтория общественной мысли" (М.,1972), "Теоретическое наследие В.И.Ленина и современная философская наука" (М.,1974), "Методологические проблемы истории философии и общественной мысли"(М., 1977), "Марксистско-ленинская мысль в СССР. Исторический путь и проблемы его исследования" (Киев,1978), "Методологические

проблемы общественных наук"(М.,1979), "Ленинизм и торжество научного материалистического мировоззрения в СССР" (Минск,1981). В трудах советских ученых проанализирован большой историко-философский материал, даны оценки отдельных этапов развития I.Перечень литературы дан списком в конце диссертации.

- 9 -философской мысли в СССР от Октября до сегодняшнего дня. В них содержатся важные теоретические обобщения исторического опыта развития философского знания в стране, рассматриваются ее узловые неисследованные проблемы, раскрывается борьба советских философов за ленинское теоретическое наследие против различного рода извращений и фальсификаций.

Эти публикации свидетельствуют о том, что успешно решают- ' ся советскими учеными те основные задачи развития марксистской философии в СССР, которые предначертал В. И.Ленин. Реализация ленинского плана развития советской философской науки привела к развертыванию исследований в самых различных областях философского знания. Под руководством партии советские философы ставили и решали актуальные вопросы, возникавшие в процессе социалистического и коммунистического строительства. Этот процесс является выражением роста философского знания и философской культуры в нашей стране, их углубления, все большего проникновения в массы, внедрения в практику коммунистического строительства. Теоретические и практические выводы, содержащиеся в этих исследованиях, представляют собой важный шаг в создании подлинной картины развития марксистско-ленинской философии в СССР в послереволюционный период.

Значительный интерес к изучению истории марксистско-ленинской философии наблюдается и в союзных республиках, так как благодаря огромной идейно-теоретической деятельности Коммунистической партии, маркеистско-ленинзкое мировоззрение в короткий срок утвердилось во всех советских республиках,овладело сознанием миллионов людей, превратилось в могучую материальную силу. В тесном содружестве с философскими учреждениями и кадрами Москвы, Ленинграда и других крупных научных центров страны оп-

—ю -ределенную работу по формированию у людей диалектико-материа-диетического мировоззрения, по пропаганде и развитию философского наследия Маркса-Энгельса-Ленина, по разоблачению реакционной буржуазной идеологии проделали и национальные философские кадры, воспитанные за годы Советской власти в союзных и автономных республиках.

Анализ современного состояния философской мысли в республиках показывает, что для всех союзных республик характерно интенсивное обсуждение современной философской проблематики, соотнесенной с процессами социалистического и коммунистического строительства. Всюду на местном материале, с учетом опыта работы братских республик всесторонне изучаются процессы развития нашего общества, изменения в различных сферах жизни в условиях развитого социализма. Главное внимание обращается на изучение и пропаганду наиболее фундаментальных положений марксистско-ленинского учения. В процессе развития общества и науки в круг философских исследований вовлекаются все новые проблемы. В ходе этого движения философской мысли постепенно.выявились философские вопросы, общие для всей страны в целом, и проблемы, наиболее характерные для данной республики, для данного региона. И это вполне закономерно, что в нашей литературе многогранная деятельность философов союзных республик получает все более замет-

т ное освещение .

Определенные результаты достигнуты в разработке вопросов

истории марксистско-ленинской философии в республиках.Средней

Азии и Казахстана, народы которых пришли к социализму, минуя

ні ціні— '»'' я^іщт hhw—wwі^шч^ми—»

I. Очерк истории философии на Украине. - Киев, 1966; Очерки истории марксистско-ленинской сбилософии в Белоруссии. - Минск, 1968; Историко-философские публикации, посвященные 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции и 60-летию образования СССР в журналах "Вопросы Философии" и "Философские науки".

- II -

капитализм1.

В Киргизской ССР в разработку этой проблемы внес большой вклад доктор философских наук, действительный член Академии, наук Киргизской ССР, заслуженный деятель науки республики А.А. Алтмышбаев. В работах А.А.Алтмышбаева, а также АЛ.Какеева на основе богатого исторического материала освещены основные мо-_ менты распространения марксистско-ленинских идей в республике, особенности борьбы против враждебных марксизму-ленинизму течений в условиях строительства социализма в Киргизии. Большое внимание в них уделяется анализу причин успешного претворения

в жизнь великих идей марксизма-ленинизма, показу роли Коммуни-

р стической партии в пропаганде идей научного коммунизма .

Тем не менее, история распространения и утверждения марксизма-ленинизма в Киргизии еще не получила достаточного освещения. Большинство имеющихся публикаций посвящены дооктябрьскому периоду распространения марксистско-ленинских идей в республике. Лишь работа АЛ. Какеева охватывает и более поздний период. Однако, все эти работы не ставят своей.целью изучение развития марксистско-ленинской философской шсли в республике как самостоятельной проблемы с ее достижениями и противоречиями.

Развитие философии в нашей стране, в том числе и в Советском Киргизстане, является органической составной частью исто-

  1. См.: Из истории марксистско-ленинской Философии в Узбекистане. - Ташкент, 1968; Очерки истории философской и общественно-политической мысли в Туркменистане. -Ашхабад, 1970; Бей-сембиев К. Победа марксистско-ленинской идеологии в Казахстане. - Алма-Ата, 1970.

  2. См.: Алтмышбаев А.А. Ленин и пропаганда марксизма в Киргизии. - Фрунзе; Илим, 1967; его же. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. - Фрунзе:.Илим,.1980;.Какеев . АЛ. Некоторые особенности распространения и утверждения идей марксизма-ленинизма в Киргизии. - Дис. ... канд.рлос.наук. -шрунзе, 1964; его же. Марксистско-ленинская мысль в Киргизии. ~ Фрунзе: Кыргызстан, І9ВІ.

- 12 -рий единой, интернациональной по своей сущности марксистско-ленинской философии. Эта часть представляет собой конкретизацию, применительно к условиям развития СССР, ленинского этапа в истории марксистской философии. Являясь составной частью СССР, Советский Киргизстан прошел те же этапы экономического, политического и культурного развития, что и все советские народы. Марксистско-ленинская философия в нашей республике, как и философская мысль в СССР в целом, прошла в своем развитии основные три периода, в конечном счете соответствующие главным периодам истории советского общества в современную эпоху*.

Первый период начинается с победы социалистической революции в республике и перехода власти в руки трудящихся и примерно продолжается до середины 30-х годов, когда в республике, как и во всей нашей стране был построен социализм в основном. В этот период шла острая идейная борьба за преодоление пережитков патриархально-феодального прошлого, сформированы новые черты социалистической культуры на базе прогрессивного национального культурного наследия.

Второй период развития марксистско-ленинской философии связан с упрочением социалистической сознательности масс, их психологии и нравственности. Он охватывает время с середины 30-х до конца 50-х годов,.что совпадает с построением развитого социализма в нашей стране.

Со вступлением нашей страны в период развитого социалистического общества и постепенного перерастания его в коммунизм начался новый этап в культурном строительстве в республике, в формировании и дальнейшем творческом развитии марксистс-

I. Советский народ - строитель коммунизма. /Под ред.К.К.Каракее-ва, Ц.А.Степаняна и др./ - В двух кн., кн.1. - Фрунзе, 1977, с.135—143.

- ІЗ -ко-ленинской идеологии и философской культуры. Философская наука Советского Киргизстана достигла в настоящее время такого развития, когда имеются все возможности приступить к научному обобщению проделанного, подвергнуть анализу исследования киргизских советских философов.

Цель и задачи исследования. Основная цель предлагаемой дис-чертации - проследить путь развития марксистско-ленинской философской мысли в Советском Киргизстане.

Цель достигается путем решения следующих задач:

выявить основные закономерности становления марксистско-ленинской философской мысли, общие для каждой национальной республики и определить специфические особенности этого процесса в Советском Киргизстане;

выделить основные этапы марксистско-ленинской философии в республике и раскрыть их взаимосвязь с практикой коммунистического строительства;

осветить и теоретически обобщить научно-исследовательскую и пропагандистскую деятельность философов республики в области диалектического и исторического материализма, научного коммунизма, истории философии;

определить тот реальный вклад, который внесло развитие

философской мысли в республике в общую историю марксистско-ленинской философии;

- показать несостоятельность буржуазной фальсификации фи
лософского сознания киргизского народа.

Методологическая основа и источники диссертации.При написании диссертации автор руководствовался произведениями классиков марксизма-ляенинизма, решениями партийных съездов,конферен-

-14-ций и пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Киргизии, важнейшими постановлениями ЦК КШС и ЦК КП Киргизии, выступлениями руководителей Коммунистической партии и советского государства. Нами широко использованы данные периодической печати на киргизском и русском языках, материалы, имеющиеся в Государственной библиотеке имени В.И.Ленина, Книжной палате Киргизской ССР и Республиканской государственной библиотеке имени Н.Г.Чернышевского в г.Фрунзе.Мы использовали также материалы партийного архива Киргизского филиала ИМ при ЦК КПСС и частично материалы Центрального Государственного архива Киргизской ССР.

Большим подспорьем для нас явились такие фундаментальные работы, как "Очерки истории Коммунистической партии Киргизии" (Фрунзе,1979), "йзтория Киргизской ССР",т.її (Фрунзе,1973),а также научные исследования местных авторов, в которых нашли отражение различные аспекты социалистического и коммунистического строительства в республике.

Основным источником для написания диссертации послужили, собственно философские работы - монографии, книги, диссертации и научные статьи философов республики. Сегодня в Киргизии в области философской науки работают более 170 человек, в том числе I академик, 2 члена-корреспондента Академии наук Киргизской ССР, 6 докторов и свыше 90 кандидатов наук, которыми ежегодно публикуется солидная литература по различным направлениям марксистско-ленинской философии.

Научная новизна и практическая значимость исследования.

Хотя о некоторых вопросах развития философской науки в Советском Киргизстане опубликован ряд статей, тем не менее мы все еще не имели ни одной цельной работы, посвященной этой проблеме.

В диссертации впервые осуществлено целостное научное изучение истории распространения, утверждения и дальнейшей твор-

- 15'-ческой разработки проблем марксистско-ленинской философии в республике в период победы и развития социализма. В ней на основе большого количества фактического материала определяются основные этапы и особенности развития философской науки в Киргизской ССР, которые в основном совпадают с этапами развития советского общества, показывается вклад ученых республики в разработку актуальных проблем марксистско-ленинской философии. На конкретных фактах раскрываются достижения киргизского народа в области социалистической культуры, науки, формирования марксистско-ленинского мировоззрения. В работе дается критический анализ буржуазной фальсификации утверждения социалистической идеологии в республике.

Фактические материалы и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научных и идейно-воспитательных целях: в дальнейшей разработке проблем истории марксистско-ленинской философии, распространения идеологии рабочего класса в странах социалистической ориентации, истории развития науки и культуры б республиках Советского Востока, освещении истории социалистического и коммунистического строительства в республике; в лекциях, спецкурсах, семинарах по истории марксистско-ленинской философии в вузах; в деле разоблачения буржуазных и ревизионистских извращений духовной жизни народов СССР; в воспитании молодого поколения в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма.

Некоторые особенности становления философской науки в Советском Киргизстане

Во второй половине 30-х годов в СССР было уже в основном построено социалистическое общество. Этот вывод зафиксирован в Конституции СССР (1936 г.) и в решениях ШІ съезда партии (1939 г.). Опыт СССР подтвердил не только правильность теоретического положения марксизма-ленинизма об объективной неизбежности смены капитализма социализмом, но и практическую возможность построения социализма.

Построение социализма в основном - главный итог переходного периода - представляет собой создание всех необходимых . его устоев, а не только экономического фундамента социализма. Это означало: а) завершение в основном социалистического преобразования экономики, превращение социалистических форм хозяйства из безраздельно господствующих в единственную форму хозяйства; б) полную ликвидацию эксплуататорских классов, уничтожение всех причин эксплуатации человека человеком, достижение идейно-политического и морального единства народа - рабочих, крестьян и народной интеллигенции, упрочения дружбы между народами; в) осуществление культурной революции.

Вместе со всем советским народом завершил переход к социализму и киргизский народ. К значительным завоеваниям социализма относилось формирование рабочих кадров из числа киргизов. Новым стало и киргизское дехканство. Перейдя.на оседлость и строя свою жизнь на социалистических началах, оно по своему социально-политическому облику в корне отличалось от киргиз ехканства феодально-патриархального строя. Выросла, вышедшая из народа, преданная делу социализма интеллигенция.

Разительные перемены произошли и в положении киргизской женщины. Забитая и угнетенная в прошлом, она теперь стала свободным и равноправным строителем новой жизни, выросла политически и культурно, приобщилась к активному участию в управлении государством.

Невиданный скачок, происшедший в экономическом, политическом и культурном развитии киргизского народа, дальнейшее развитие советской демократии и укрепление дружбы народов Страны Советов явились, основой для преобразования Киргизии в суверенное государство. По Конституции СССР в 1936 году Киргизская АССР была преобразована в союзную республику. 23 марта 1937 года у Чрезвычайный съезд Советов республики принял Конституцию Киргизской ССР. Провозглашение Киргизии суверенной социалистической республикой стало ярчайшим свидетельством мудрости ленинской, национальной политики, проводимой Коммунистической партией.

На основе общности коренных интересов всех классов и социальных слоев советского общества, наций и народностей СССР сложилось нерушимое социально-политическое и идейное единство советского народа.

В нашей.литературе социализм рассматривается как устойчивое качество, определенное состояние общества, имеющее свою собственную природу. Социализм - это вовсе не временное сожительство незрелого коммунизма и "родимых пятен капитализма", а общественный строй, характеризующийся едиными по своей природе - социалистическими принципами. Социализм, как первая фаза коммунистической формации, имеет ряд общих черт с высшей фазой коммунизма, так как это общество основано на началах коллективизма, на общем владении средствами производства.

-Вместе с тем социализм существенно отличается от высшей фазы коммунизма - по всей социально-экономической структуре и характеру материально-технической базы. Социализм - это определенная стадия коммунистической формации, но не кратковременный этап. В советской науке ныне утвердилось мнение, что в рамках социалистической фазы налицо по меньшей мере два этапа.

Первый этап наступает с создания социализма в основном и завершается построением зрелого, развитого социалистического общества. Этот этап в документах КПСС и братских, партий характеризуется как этап упрочения, развития или завершения строительства социализма. Этап развитого социалистического общества охватывает последующую стадию социалистического развития на путях к коммунизму. На этом этапе обеспечивается всестороннее совершенствование социалистического общества, развертывается создание материально-технической базы коммунизма, происходит постепенное становление коммунистических общественных отношений.

На этапе построенного в основном социалистическогообщества ( со второй половины 30-х годов и до конца 50-х годов) оставались еще многочисленные проблемы, связанные с завершением строительства социализма и созданием развитого социалистического общества в СССР. В.И.Ленин учил, что "социализм есть.то общество, которое вырастает из капитализма непосредственно, есть первый вид нового общества

Исследование философских проблем .

В условиях упрочения и развития социализма в Советском Киргизстане, как и во всей стране, развертывалась большая пропагандистская работа в области философии, сыгравшая огромную роль в утверждении и дальнейшем развитии марксизма-ленинизма.

Если в 30-е годы и в первой половине 40-х годов деятельность теоретических работников зачастую была направлена преимущественно на популяризацию, пропаганду идей марксистской философии, то в послевоенный период и 50-е годы количественно и качественно выросшие теоретические кадры начали заниматься разработкой актуальных проблем марксистско-ленинской философской науки.

Именно в этот период начинают появляться общие направления научно-исследовательской работы в области философии. Главными объектами философских исследований явились: - изучение ленинского наследия в области диалектического материализма; - теоретическое обобщение некоторых вопросов перехода киргизского народа к социализму, минуя капитализм; - освещение вопросов пролетарского интернационализма и советского патриотизма; - изучение мировоззрения отдельных представителей общественно-философской мысли киргизского народа; - вопросы борьбы с пережитками прошлого в сознании людей. а/ Освещение вопросов диалектического материализма и философских вопросов естествознания.

В рассматриваемый период, особенно в предвоенные и в ближайшие послевоенные годы внимание философов направлялось главным образом на изучение основных черт диалектического метода и материалистической теории, изложенных в труде И.В.Сталина "О диалектическом и историческом материализме". Большинство работ по диалектическому материализму, изданных в это время в республике, по своей проблематике не выходит за пределы идей названного произведения.

В них освещались вопросы о материальности мира и его познаваемости, охарактеризовались основные черты марксистского диалектического метода. Написанные доступно, с привлечением большого количества примеров и иллюстраций, они, однако, имели в большей степени просветительский, чем научно-исследовательский характер .

В предвоенные годы на кафедрах марксизма-ленинизма педагогического и медицинского институтов велись и научные исследования по некоторым актуальным проблемам диалектического материализма. В частности, Н.Борткевич разработал тему "Первичность материи - вторичность сознания", В.Мокеев - "Материалистическая -диалектика о возможности и действительности"» Эти научные разработки позднее представлены в качестве кандидатских диссертаций.

В 50-е годы по проблемам диалектического материализма и философским вопросам естествознания защитили кандидатские диссертации Т.Абдылдаев, А. А. Брудный и др; Т. Абдылдаев в своем исследовании "О формах перехода от старого качественного состояния к новому в процессе видooбpaзoвaния, (1956 г.) разработал вопросы своеобразия проявления закона перехода количественных изменений в качественные в процессе видообразования ; соотношения случайности и закономерности в этом процессе, единства формы и содержания применительно к современным представлениям об организме, о принципе детерминизма в биологии и т.ді В диссертации раскрываются связи современных биологических теорий с учением Дарвина-Тимирязева, философский смысл и значение современных теорий наследственности.

А.А;Брудный в своих работах исследует сущность диалектико материалистической теории познания и ее отличие от различных теорий познания идеализма, анализирует ступени процесса поз т нания . Философские обобщения делаются на основе достигнутого уровня естественных наук, особенно павловской физиологии. А.А.Брудный провел значительную работу по изучению и обобщению данных физиологии высшей нервной деятельности об аппарате и механизме отражения І На большом естественно-научном материале показывается, как во взаимодействии существ с внешним миром возник и формировался физиологический аппарат отражения, развивались и совершенствовались процессы, составляющие физиологический механизм отражения, йзходя из учений И.П.Павлова о двух сигнальных системах, автор, с одной стороны, прослеживает причинную зависимость отражения от раздражения, поступающих из внешнего мира, а с другой, раскрывает активность отражения,его относительную самостоятельность, проявляющуюся во взаимопереходах физиологических процессов при движении познания от чувственного отражения действительности к воспроизведению ее в мышлении. Значение исследования состояло прежде всего в подтверждении положения диалектического материализма о первичности материи и вторичности сознания.

Разработка проблем диалектического материализма и философских вопросов естествознания

По мере роста научных кадров общие вопросы марксистской философии, в том числе материалистической диалектики (гносеологические аспекты понимания предмета марксистской философии,общее и отдельное,их взаимоотношения в процессе изменения социальных отношений и др.) стали объектами специальных исследований.

В основном же в республике разрабатывались некоторые частные вопросы материалистической диалектики, причем, как правило, с позиций методологии наук, преимущественно естественных.

Потребность в овладении оптимальными способами идеологического влияния на умы людей настоятельно выдвигает необходимость научного анализа закономерностей человеческого общения. Иначе и не может быть, так как общение относится к ряду универсальных явлений общественной жизни и охватывает множество ее сторон, начиная от языковых и кончая нравственными и политическими. целый ряд исследований, выполненных философами республики, связан с проблемой общения. По итогам исследований защищены одна докторская, 10 кандидатских диссертаций, опубликованы монографии, книги, брошюры и статьи1.

А.БРУДНый, анализируя диалектическое единство языка, сознания и общения , предлагает концепцию, согласно которой заметно влияют на развитие языка и мышления формы общения. В работе "Язык, сознание и действительность" им обосновывается классификация форм общения. Рассматривая их в социально-историческом плане, автор приходит к выводу, что характер общения между людьми начал существенно и необратимо изменяться и в обозримом будущем это окажет влияние на психологию личности.

Рассматривая различные аспекты зависимости сознания от материи, автор делает вывод о том, что язык, в той мере, в какой его существование чувственно воспринимаемо, есть факт действительности, язык есть одновременно факт сознания - в той мере, в какой его существование выражается в осознании смысла.

Таким образом, в языке, как в фокусе, сходятся связи, соединяющие сознание и действительность, индивидуальное сознание с общественным, мысль - с общением . и деятельностью людей.Значительное место в работах А.Брудного занимает вопрос о соотношении сознательного и подсознательного в речевом мышлении. С психологической точки зрения чрезвычайно существенна концепция двух "семантических состояний" слова - ситуативного и внеситуативного, а философа, несомненно, заставит задуматься осуществленный автором анализ двух аспектов понятия " отражение "-процессуального и результативного-1-.

Он привлек внимание к эвристическому аспекту одного из логических парадоксов Эвбулида и показал, что он имеет значение для определения наиболее общих признаков языка, йзходной точкой этих исследований явился сопоставительный анализ понятий о знаке и сигнале в свете ленинской теории отражения, ряд выводов автора подтвержден экспериментально.

Монография А.Брудного "Семантика языка и психология человека" содержит множество тщательно разработанных концептуальных положений, например, анализ исторической динамики эффективности языкового общения2, особый интерес вызывает решение вопросов о различии аксиального и ретиального общения, особенно важном сейчас в связи с разработкой теоретических вопросов массовой -коммуникации. Понятие фасцинации, предложенное Ю.В.Кнорозовым, получило в книге дальнейшее развитие.

Однако не со всеми положениями автора можно согласиться. Так, например, логически небезукоризненно рассуждение, содержащее критику понятия "произвольность", в некоторых современных физиологических теориях, в частности в теории Н.А.Бернштейна , Здесь автор, на наш взгляд, попадает в порочный круг, поскольку не замечает того обстоятельства, что психическая активность индивида имеет характер динамической системности, и нет смысла искать для каждого произвольного действия полностью адекватную ему "внешнюю причину".

Не совсем раскрытым остается понятие интерсубъектявности . Есть и другие неточности. Так, анализируя взгляды О.Хаксли на роль языка в деятельности, автор совершенно упускает из виду, что та же тенденция гораздо более характерна для работ американских "общих семантиков". Проблема выбора объекта для критики здесь не является чисто академической проблемой, так как "общая семантика" - направление весьма активное в идеологическом отношении. Квалифицированная полемика со сторонниками этого направления придала бы книге еще более наступательный характер.Как известно,идеи общей семантики до сих пор не получили в нашей философской литературе обстоятельного и адекватного критического разбора

Проблемы исторического материализма и теории научного коммунизма

В рассматриваемый период в центре внимания ученых нашей страны были такие.темы, как закономерности общественно-экономических формаций, соотношение экономической, социально-политической и духовной сфер общественной жизни в различных социальных системах, общество и культура, общество и личность, социальные последствия технического прогресса, методология общественного познания, критика буржуазных и ревизионистских фи-лософско-исторических концепций.

В связи со значительно углубившимся разделением научного труда, своеобразной региональной специализацией философы Советского Киргизстана разрабатывали некоторые, можно сказать, традиционные для них темы: решение национального вопроса и развитие национальных отношений в нашей стране, некапиталистический путь развития народов Средней Азии, вопросы КУЛЬТУРНОГО строительства, коммунистического воспитания и др. Философы Киргизстана, глубже обращаясь к проблемам нации и национальных отношений, внесли определенный вклад в их творческую разработку. Теоретические проблемы национальных отношений неоднократно (1963,1966,1969,1975,1977,1981 гг.) обсуждались на всесоюзных и межреспубликанских конференциях во Фрунзе.

Партийная организация Киргизии накопила значительный опыт воспитания трудящихся на принципах социалистического интернационализма и дружбы народов; Основные идеи ученых республики по этим проблемам получили поддержку философской общественности страны.

"Ученые и руководящие работники республики много внимания уделяют разработке проблем социалистического интернационализма, национальных отношений, вопросов развития многонационального социалистического государства и советского народа как новой исторической общности;1 Многие годы этими проблемами занимается первый секретарь ЦК Компартии Киргизии т Т.Усубалиев,,х.

Из работ, выполненных по этой проблематике, особого вни-мания заслуживают исследования М.С .Джунусова6, А.И.Нарынбае-ва , А.Табалдиева и других.

При изучении процесса развития наций в условиях социализма киргизские философы много внимания уделяют марке истско-лле-нинскому положению о двух тенденциях в национальном вопросе. Согласно В.И.Ленину, первая тенденция означает: а) пробуждение национальной жизни и национальных движений; б) борьбу против всякого национального гнета; в) создание национальных государств, А вторая тенденция характеризуется: а) развитием и учащением всяких (экономических, политиче ских, культурных и др.) отношений между нациями; б) ломкой национальных перегородок; в) интернационализацией капитала, экономической жизни вообще»

А.Табалдиев в докторской диссертации "Диалектика двух тенденций в развитии наций и национальных отношений в советском обществе(опыт социологического анализа)" решительно возралает тем, кто тенденции в национальном вопросе при капитализме переносит на эпоху социализма и делает вывод о едином общесоциологическом законе развития наций в условиях капитализма и социализма, А.Табалдиев показывает, что хотя между ними есть связь и преемственность, они коренным образом отличаются друг от друга. Две тенденции в национальных отношениях при социализме нельзя отождествлять с двумя тенденциями в национальном вопросе при капитализме. Если между ними существует преемственность, это не значит, что они совпадают и по содержанию,и по характеру, и по форме .

Автор указывает, что стремление наций к обособлению удовлетворяется в социалистическом обществе путем практического проведения принципа самоопределения. Вторая же тенденция приобретает новое качество, так как объединение наций осуществляется на основе уничтожения национального угнетения,на началах равноправия, взаимного доверия, уважения и добровольного соглашения между суверенными советскими республиками.

Понятие "развитие нации" нередко отождествляется с понятием "расцвет нации". А.Табалдиев раскрывает неправомерность такого отождествления, ибо всякий расцвет есть развитие,но не всякое развитие приводит к расцвету1. Расцвет наций, по его мнению, не является лишь развитием национально-специфического, он охватывает и инонациональное в жизни наций.

Вторая тенденция, тенденция сближения наций, как правило, целиком отождествляется некоторыми советскими учеными с интернационализацией. Сближение наций, утверждает автор, - это лишь одна сторона общего процесса интернационализации.

Похожие диссертации на Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.)