Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторические этапы и проблемы развития марксистской философии в Кыргызстане Какеев, Аскар Чукутаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Какеев, Аскар Чукутаевич. Исторические этапы и проблемы развития марксистской философии в Кыргызстане : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.03.- Алма-Ата, 1991.- 34 с.: ил.

Введение к работе

!-ч««

.«;;[

Іііі'Актуальность исследования. Процесс коренной перестройки, роисходящий в стране, обнажив многочисленные экономические, по-итические, идеологические, философские проблемы, со всей чевидностью поставил вопрос о необходимости переосмысления ис-орического опыта, поскольку истоки многих из них лежат в прош-ом. В Программном заявлении ХХУШ съезда КПСС "К гуманному, емократическому социализму" отмечается, что "Съезд считает: лубинные истоки кризиса не в ущербности самой идеи социа-изма, а в тех деформациях, которым она подверглась в прош-ом"1.

В настоящее время в центре и республиках развернулась боль-ая работа по осуществлению глубокого анализа как исторического рошлого, так и назревших проблем, определению путей их решения, артийные документы, принятые в последнее время, не только' откры-агот широкие возможности для восстановления ленинских принципов сследования общественных явлений, но и способствуют ломке уста-евших взглядов, считавшихся последним словом теоретической мыс-и.Принципиальное значение имеют постановления ЦК КПСС "Об отме-е постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года "О журналах Звезда" и "Ленинград, "Об отмене, правовых актов, связанных о вековечением памяти А.А.Жданова , "Об издании серии "Из истории течественной философской мысли", решения комиссии Политбюро ЦК ЛСС, созданной в соответствии с постановлением октябрьского 1987 г.) Пленума ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов»

К гуманному, демократическому социализму: Программное

заявление ХХУШ съезда КПСС. - til.: Политиздат, 1990. С.4. 2

Правда. - 1900. - 22 окт. 3

Правда - 1909. - 19 ram. 4

Правда - 1988. - 14 мая.

связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начале 50-х годов и другие.

Значение указанных документов заключается не только в том что они восстанавливают историческую справедливость в отношении деятелей науки и культуры, видных партийных и государственных ра> ботников, незаслуженно репресси рованных, но и в том, что открывают путь к восстановлению , научных принципов рассмотрения общв' ственных явлений, утверждению исторической правды на основе всестороннего анализа полных фактов, преодолению догматического спо^ соба мышления.

Очищающая сила этих документов заключается также в том, что они способствуют преодолению широко распространенных в прошлом некритических, обывательских, догматических представлений в отно-шении так называемых "нормативных документов", считавшихся содер* щими только окончательную истину в последней инстанции.

Под мощным воздействием идей перестройки в Кыргызстане как ^ отъемлемой составной части страны Советов идет процесс обновленні духовной жизни, крутой ломки устаревших стереотипов мышления, при одолеваются негативные последствия культа личности, административно-командных методов руководства во всех сферах общественной жизни.

В решениях ХУШ, XIX съездов Компартии Киргизии,ряда ее пленумов осуществлен всесторонний анализ состояния дел, вскрыты крупные недостатки, ошибки, имевшиеся в прошлом. В последние Г0Д1 ЦК Компартии Киргизии принял ряд важных постановлений, направленных на преодоление ошибок, допущенных в области науки и культуры Важное значение имеют постановления: "О творческом наследии Мол-до Кылыча (Шамырканова) и Касыма Тыныстанова , "О реабилитации в партийном отношении Абдрахманова Юсупа, бывшего председателя Совнаркома Киргизской АССР' , "О дальнейшем развитии национально-русского двуязычия, улучшении изучения й преподавания киргизской русского и других языков народов СССР в республике, принятие Верховным Советом республики закона "О государственном языке Киргизской ССР" и другие.

В утверждении вдей перестройки, нового мышления в общественном сознании республики, в преодолении отживших идей и представл(

1 Советская Киргизия, 1988. 4 янв.

2 Советская Киргизия, 1988, 4 янв.

шй, сложившихся в прошлые годы, определенную роль сыграли выступления в печати философов, историков и писателей .

Вместе с тем следует отметить, что в отдельных публикациях [опускаются необоснованные суждения, подвергающие сомнению вер-юсть тех или иных теоретических положений, давно гюдтвервденных історической практикой.

Несомненно, что актуальность изучения проблем путей станов-[вния и развития философской мысли в Кыргызстане диктуется самой ;огикой развития историко-философской науки, находящейся на пути озрождення и обновления.

Степень разнообразности проблемы. Советскими исследователями роделана значительная работа по обобщению истории мирового фило-офского процесса, истории' развития марксистской филосо-іии в СССР, в том числе по истории философской и общественно-олитической мысли в советских республиках.

В изучение общих закономерностей мирового философского провеса, в разработку основных этапов и проблем развития историко-илософской науки в СССР значительный вклад внесли советские ченые Л.М.Архангельский, Б.В.Богданов, М.Н.Грецкий, В.Е.Евгра-ов, М.Т.Иовчук, Л.А.Коган, В.Н. Колосков, В.П.Копнин, А.Д.Ко-ичев, В.А.Лекторский, В.А.Малинин, Ш.Ф.Мамедов, С.Ф.Одуев, .И.Ойзерман, А.Ш.Окулов, В.Ф.Пустарнаков, З.В.Смирнова, А.Д.Су-эв, Н.Ф.Уткина, П.Н.Федосеев, Б.А.Чагин, Э.Г.Юдин, Б.Д.Яковлев

др.

В исследование проблем развития философской, обществ енно-по-. лтической мысли народов Средней Азии и Казахстана существенный клад внесли Ж.М.Абдильдин, К.А.Абишев, Г.Г.Акмамбегов, А.Г.Ашу-эв, К.Б.Бейсембиев, А.М.Богоутдннов, М.С.Бурабаев, М.Д.Ддаор* эев, О.Д.Дкумабаев, А.Х.Кашмжанов, Н.К.Кулиев, З.А.Мукашев, .Н.Муминов, А.Н.Нысанбаев, Ы.С.Орынбеков, О.А.Сегизбаев, А.Т. ,грсунов, М.Н.Хайруллаев, Т.Х.Хыдыров, Г.О.Чарыев и др.

Проблемам развития философской и общественно-политической дели в Кыргызстане посвящены работы А.А.Алтмышбаева, Б.Аманалие-і, А.Аиарбаева,М.С.Джунусова,А.Й.Наринбаева,С.Ыбыкеева и др. Вые-

См.: Брудный А.А. Новое мышление. г-Фрунзе, Кыргызстан, 1988; Табышалиев С. История далекая и близкая. Советская Киргизия, 1988, 26 июня; Шерстобитов В.П. Клич к пониманию действительности. Советская Киргизия, 1989, 12 января: Байджиев М. Многомерность перестройки. Советская Киргизия, 1989, 8 февраля.

ета с тем не оледует упускать из виду того, что историко-философская наука, как и другие отрасли обществоведения, не была свободна от отрицательного влияния догматического мышления, характерного для периода культа личности, застойного времени, Указанные не; статки можно отнести и к ранним работам автора.

' Ценность многих работ, выполненных в прошлом, заключается в той, что в них содержатся, научно выверенные выводы и положения, выдержавшие проверку временем, а также громадный фактический мате риал, неподвластный воздействию внешних влияний, имеющие непреходящее значение. Многие труды сами со временем стали необходимым

ИСТОЧНИКОМ ДЛЯ ИЗуЧеНИЯ СОСТОЯНИЯ фИЛОСОфСКОЙ, Общественной МЫ0Л1

того или иного периода развития советского общества.

Что касается работ, посвященных проблемам развития философ-окой мысли в Кыргызстана, то следует отметить, что в них, наряду с научно-обоснованными выводами, положениями, имеются противоречив: односторонние утверждения, устаревшие взгляды, в частности в оце: ко творчества отдельных деятелей культуры. Ряд проблем представлен лишь в порядке постановки, практически не осуществлен целост ный и специальный анализ истории философской, общественной мысли киргизского народа. Не уделяется должного внимания проблемам раз вития философской мысли в Кыргызстан в послеоктябрьский период.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения сп циальных исследований по новому осмыслению многих проблем истори философской и общественной мысли кыргызского народа, особенно пс олеоктябрьокого периода, в свете идей перестройки, нового мышления

Цель и задачи исследования. Основная цель настоящей работы ооогоиз в раскрытии особенностей становления,разшшт философсш иыодц в Киргизстане после Октябри, анализе основных проблей, ра: рабагываеиых философами республики, освещении главных направление, перспектив ее развития. Эта цель выдвигает ряд конкретних вадач, среди которых необходимо выделить следующие:

раскрыть специфические особенности дореволюционной общее венно-фнлософекоЯ мысли, проникновения социалистических идеи щ Кыргызстане.

рассмотреть закономерности распространения и утверждения социалистической идеологии ( после Октября;

раскрыть взаимодействие устной и письменной культур как

юви формирования нового миропонимания, философской культуры;

показать современное состояние развития философской науки з республике, проанализировать основную проблематику философских ісследований, осветить тенденцию ее развития;

показать, что развитие философской мысли киргизского наро-;а является важным признаком ускоренного роста его культуры.

Научная новизна диссертации заключается:

в выявлении характерных недостатков, допускавшихся в пери->д культа личности, в застойные времена, при рассмотрении проблем 'юльклора, творчества народных акынов, выражавшихся в прямолиней-юсти, односторонности, в догматическом преувеличении значения :лассовых моментов в ущерб общечеловеческим, а также в стремлении іесколько возвысить, подтянуть значение фольклора,творчества отельных народных акынов, допуская модернистские толкования;

в раскрытии сущности такого уникального процесса, как вза-:модействие устной и письменной культур и их характерных черт.со-тавляющих основу механизма распространения различных идей, в том иоле философских;

в1 раскрытии отрицательных последствий утверждения автори-арно-бюрократической системы в 30-е годы, в результате чего вмё-то диалектики стали господствовать метафизика, еклектика, а вме-то материализма - вульгарно-механические представления, невидан-ый размах получают репрессии, приведшие к отторжению многих пред-тавителей советской общественно-философской мысли от научно-куль-урной деятельности;

в показе тенденциозности вульгарно-социологических методов( тремившихся односторонне вогнать в "прокрустово ложе" жесткой деологизированной схемы тех или иных представителей общественно-илософской мысли, отдельных эпических произведений, в частности паса "Манас";

в осуществлении анализа текстов прошений представителей лргызского народа о принятии в подданство ІЬссии, единичных книг, эданных до революции, ранее вообще не рассматривавшихся как ис-эчник для изучения общественно-философской мысли;

в ведении в научный оборот новых материалов, касающихся «ни и деятельности отдельных представителей, как дореволюционно., так и послереволюционного периодов общественно-политической философской мысли в Кыргызстане .ранее находившихся в спецхранах;

- в показе основных проблем и перспектив развития философ-
окой науки в республике и др.

Методология и источники исследования. Работа базируется на фундаментальных положениях материалистической диалектики и материалистического понимания истории. В качестве основного метода Исследования взяты категориально-проблемный и конкретно-исторические методы.

Важным источником диссертации являются труды советских ученых, посвященные истории философии в СССР, становлению и развитию . материалистической философии в советских республиках, исследованию проблем ' материалистической философии во многих стре нах мира. Кроме того в работе широко использованы труды, посвящеь Ные тем или иным проблемам, разрабатываемым исследователякиреспуС лики.

Исключительное значение для выполнения настоящей работы имели решения ХХУШ съезда КПСС, XIX Всесоюзной партконференции, съездов народных депутатов СССР, а также решения ХУШ, XIX съездоЕ Компартии Киргизии, сессий Верховного Совета Республики Кыргызста:

Диссертация написана на основе изучения фондов Партархива Института истории партии при ЦК Компартии Киргизии, Центральных архивов Киргисской и Узбекской ССР, материалов и документов рукописного фонда Отделения общественных наук АН Республики Ныргыэстен.Ос Новными источниками для диссертации явились дореволюционные письменные памятники, рукописные трактаты, дневники, монографии, книги,статьи, диссертации, авторефераты, философов, деятелей культу{ республики. Кроме того в качестве непосредственных источников работы широко использованы данные периодической печати на кыргыэскс и русском языках, хранящихся в Государственной библиотеке им.В.И. Ленина в г.Москве, в республиканской библиотеке им.В.И.Ленина.

Практическое значение исследования. Основные вьшоды и практг ческие рекомендации диссертации могут быть использованы:

в процессе дальнейшего изучения проблем развития философской мысли в Кыргызстане, а также вопросов истории марксистской философии в советских социалистических республиках;

в определении наиболее перспективных направлений развития философской науки в республике; в совершенствовании проблем координации научных исследований; s

в утверждении объективных оценок в отношении тех или иных

(еятелей национальной культури, устранению "белых пятен" в исто-ши национальной культуры;

в усилении работы по формированию высокой философской ;ультуры у трудящихся;

утверждении диалектико-материалистических воззрений, путем іреодоления метафизических, эклектических, догматических, вуль-'арно-механических представлений, широко бытовавших в период гульта личности, в застойные годы;

в процессе чтения лекций, проведения спецкурсов, спецсеми-і іаров, посвященных проблемам философской мысли народов СССР, в 'ом числе вопросам развития философской, общественной мысли, іатериалистической философской науки в Кыргызстана.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доло-сены на спецсеминаре по истории философии и на заседании кафедры іилософии ИГПЇ при МГУ им.М.В.Ломоносова, где были утверждены ее 'ема и план-проспект (1978 г.). Результаты исследования доклады-іались на республиканских и Всесоюзных научных конференциях в '.Фрунзе "Ленинизм и опыт строительства социализма в республиках !оветского Востока" (1969 г.); "Торжество идей Великого Октября і Киргизии" (197 г.); на заседаниях круглых столов "Перестройка і философские науки: проблемы и перспективы" (Коммунист Кнргиэ-ітана, 1988, 10); "Исследование философских понятий киргизского іарода прошлых эпох" (Ала-Тоо, 1989, 7); "Ленинизм - двигатель іерестройки" (Советская Киргизия, 1990, I апреля), а также на за-іедании Президиума АН Киргизской ССР 3 апреля 1990 года, где бы-[и одобрены основные положения научного доклада "Об основных ас-« іектах изучения истории общественной мысли в Киргизии".

По теме диссертации опубликованы разделы трех коллективных юнографий, выпущенных в центральных и республиканских издатель-;твах (История философии в СССР, том 5, книга первая. Изд-во "На-* чса", М., 1985; том 5, книга вторая, изд-во "Наука, М., 1988, Поэтическая культура социализма, изд-во "Илим", Фрунзе, 1984), мо-юграфия и четыре брошюры общим объемом 18 п.л. Отдельные положе-іия диосертации использованы при подготовке ряда решений ЦК Ком-іартии Киргизии по проблемам культурного наследия кыргызского на-юда, национально-русского двуязычия. В течение ряда лет диссер-ант выступал с докладами и научными сообщениями по проб лемам, о тч гасящимся к предмету исследования, на теоретическом семинаре пре-

I -

подавателей кафедр общественных наук вузов г.Фрунзи при ЦК Компартии Киргизии, методологическом семинаре Института философии и права АН Республики Кыргызстан.

Диссертационная работа обсуждалась и одобрена в 1989 году на объединенном заседании Отделов проблем духовной культуры, коми-плексного исследования человека, интернационализма и национальных отношений, кафедры философии Института философии и права АН R-'спубли Кыргызстан, кафедры марксизма-ленинизма Кыргызского сельскохозяйственного института им.К.И.Скрябина.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Исторические этапы и проблемы развития марксистской философии в Кыргызстане