Введение к работе
Актуальность темы исследования. Процесс культурной глобализации, протекающий с разной степенью интенсивности во всем мире, придал особую актуальность изучению мыслительных традиций Востока, в частности, философского наследия Китая, оказавшего значительное влияние на культуру стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Важной интегральной компонентой мыслительной традиции целого ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона является неоконфуцианская философская мысль. Неоконфуцианство как многомерный историко-культурный феномен возникло в Китае в XI-XII вв. Эта традиция представляла собой всеобъемлющий культурный синтез интеллектуальных достижений трех основных религиозно-философских традиций средневекового Китая: конфуцианства, даосизма, буддизма.
Именно неоконфуцианская философия во многом определила проблематику и язык философского дискурса Китая, Японии, Кореи, Вьетнама. Современная философия КНР, Японии, Тайваня, Южной Кореи, Сингапура формирующаяся в диалоге с Западом, также несет в себе выраженную неоконфуцианскую составляющую.
Плодотворное участие России в диалоге культур Азиатско-Тихоокеанского региона обуславливает научную актуальность историко-философского исследования генезиса и содержания философской системы неоконфуцианства в XI-XII вв. и реконструкции неоконфуцианского философского дискурса.
Степень разработанности темы. В отечественной науке исторический контекст возникновения неоконфуцианства еще не получил полномасштабного освещения. Однако в исследовании З.Г. Лапиной подробно рассмотрены реформы в Китае XI в., их идеологическое обоснование и возникшее в китайском обществе политическое противостояние, которое и стимулировало зарождение неоконфуцианства.
В зарубежной науке проблема политических реформ указанного периода и социальный контекст появления неоконфуцианства представлены более объемно. Идеологические программы сторонников реформ и их оппонентов анализируется в целом ряде работ, начиная с классика западной синологии Э.Балаша (E.Balazs) до современных авторов: П.Бола (P.Bol), К.Широкауэра (C.Schirokauer), П.Смита (P.Smith), Дж.Хэтча (G.Hatch). Связь между неоконфуцианством и возрождением патрилинейного клана проанализирована в работах Р.Хаймса (R.Hymes), Дж.Лю (J.Liu), Р.фон Гланна (R.von Glann). Образовательная деятельность неоконфуцианцев стала предметом рассмотрения в специальном сборнике, вышедшем под редакцией В. де Бэри (W.de Bary) и Дж.Чаффи (J.Chaffee) “Neo-Confucian Education: The Formative Stage”. Связь неоконфуцианского движения с возрождением частных учебных заведений – «академий» (шуюань) с достаточной степенью подробности рассматривается в работах Л.Уэлтон (L.Walton). Проблема обособления неоконфуцианства как особого интеллектуального движения в рамках сунского конфуцианства была поднята Х.Тиллманом (H.Tillman).
Относительно автономное направление в изучении неоконфуцианства представляют исследования современных китайских ученых. Безусловную значимость имеют работы современных «новых конфуцианцев» Цянь Му, Моу Цзунсаня и Ду Вэймина, в которых рассматривается история неоконфуцианства как традиционного учения и анализируется проблема становления неоконфуцианской традиции (даотун). Социально-политический контекст и значительный биографический материал детально представлен в нескольких энциклопедических работах, изданных в Китае за последние десятилетие: «Чжунго жусюэ байкэцюаньшу» (Энциклопедия китайского конфуцианства), «Чжунго дабайкэ цюаньшу. Чжунго лиши» (Большая китайская энциклопедия. История Китая). Помимо этого для исторической части настоящего исследования оказались важными сведения сообщаемые в энциклопедическом труде по истории китайских академий – «Чжунго шуюань ши» (История китайских академий), вышедшем под редакцией Ли Гоцзюня в 1994 г.
Отечественные исследования неоконфуцианской философии XI-XII вв., в российской китаистике представлены трудами А.С. Мартынова, А.И. Кобзева, В.В. Малявина. А.С.Мартынов осуществил сопоставительный аналитз буддийской и неоконфуцианской картин мира. В его работах также содержится краткий очерк истории неоконфуцианской мысли и рассматривается проблема «сознания» (синь) в неоконфуцианской философии. А.И.Кобзев посвятил отдельную монографию неоконфуцианской философии. Однако период зарождения неоконфуцианства (XI-XII вв.) освещен в ней конспективно, поскольку основное внимание А.И.Кобзев уделил неоконфуцианскому мыслителю XV-XVI вв. Ван Янмину и последующим этапам развития неоконфуцианства. В.В.Малявин исследовал практический аспект неоконфуцианства, в частности, практики самосовершенствования.
В отечественной науке представлен значительный фонд трудов, образующих историко-культурную основу данной диссертационной работы. Это прежде всего переводы и исследования текстов конфуцианского канона. Программа научного перевода китайского классического наследия, сформулированная в 20-30-х гг. ХХ в. В.М.Алексеевым, была последовательно осуществлена в трудах нескольких поколений российских ученых. Так, Ю.К.Щуцкий перевел и исследовал каноническую часть «И цзин» — канона, сыгравшего важную роль в становлении неоконфуцианского философского дискурса. А.А.Штукин выполнил стихотворный перевод «Ши цзин». А.С.Мартынов и Л.С.Переломов осуществили два варианта комментированного перевода ключевого текста раннего конфуцианства – «Лунь юя», ставшего типологической моделью для многих текстов неоконфуцианской философии. А.Е.Лукьянов провел исследование и выполнил перевод комментаторской части «И цзин», в том числе важнейшего в философском плане комментария «Сицычжуань». А.Е.Лукьяновым также были осуществлены перевод и исследование канонического текста «Чжун юн», оказавшего значительное влияние на формирование неоконфуцианской картины мира. А.И. Кобзев осуществил перевод текста «Да сюэ». Исследованием «Ли цзи» занимался Л.С. Васильев. Исследованием «Чуньцю» – А.М.Карапетьянц. Необходимо также отметить анализ структуры канонических текстов, проведенный В.С.Спириным.
Среди западных исследователей неоконфуцианской философии XI-XII вв. необходимо, прежде всего, отметить американских ученых Чэнь Юнцзе (Chan, Wing-tsit) и В.де Бэри. Чэнь Юнцзе принадлежат многочисленные исследования философии основоположников неоконфуцианства и источников по истории неоконфуцианской мысли. Особо выделим, выполненный Чэнь Юнцзе, перевод на английский язык одного из ключевых текстов неоконфуцианской философской традиции – антологии «Цзиньсылу». В научном наследии В. де Бэри неоконфуцианство рассматривается как комплексный социокультурный феномен. Особенно значимым, в рамках заявленной темы, представляется исследование В.де Бэри жизни и философского творчества систематизатора неоконфуцианской философии Чжу Си.
В целом количество работ по отдельным аспектам неоконфуцианской философии и по философскому творчеству неоконфуцианских персоналий XI-XII вв. в западной науке весьма значительно. Наиболее существенный вклад в разработку проблематики неоконфуцианства внесли Т.Метцгер (T.Metzger), К.Чоу (K.Chou), Дж.Бертронг (J.Berthrong), Дж.Хендерсон (J.Henderson), П.Невилл (P.Nevill). Американский синолог Д.Гарднера (D.Gardner) описал ряд неоконфуцианского философского дискурса.
Среди китайских исследователей неоконфуцианской философии отметим знаменитого философа, положившего начало систематическому научному изучению китайской философии, Фэн Юланя. Наиболее известным марксистским интерпретатором неоконфуцианского философского наследия является Хоу Вайлу. Особняком стоят работы современных «новых конфуцианцев» Цянь Му, Тан Цзюньи, Моу Цзунсаня, которые презентируют взгляд на неоконфуцианскую философию со стороны ее носителей. Безусловный интерес представляет и новая попытка интерпретации основных неоконфуцианских понятий предпринятая одним из лидеров современных конфуцианцев Чэн Чжунъином.
Цель исследования — выявление логической структуры и концептуального аппарата неоконфуцианского философского дискурса XI-XII вв. — конкретизирована в следующих задачах:
- проанализировать историческую динамику формирования неоконфуцианской философии в XI-XII вв.;
- выявить дифференцирующие признаки неоконфуцианского философского дискурса;
- определить исходные положения неоконфуцианского философского дискурса, границы и проблемную структуру дискурсивного поля;
- выделить наиболее значимые концептуальные проблемы неоконфуцианской философии и различные подходы к их решению в наследии неоконфуцианских мыслителей XI-XII вв.;
- аналитически реконструировать неоконфуцианство как философскую систему, обладающую специфической проблематикой и понятийным аппаратом.
Объект исследования – неоконфуцианская философия XI-XII вв.
Предмет исследования – формирование логико-дискурсивного и концептуального аппарата в рамках неоконфуцианской философской системы.
Теоретическая основа и методы исследования. Основу исследования составляет комплексный историко-философский подход к проблеме реконструкции конфуцианских воззрений, разработанный в трудах А.Е.Лукьянова в области генеза китайской философии, концептуального моделирования китайской традиционной картины мира, реконструкции категориального аппарата классической конфуцианской философии. В диссертационном исследовании также применен структурно-герменевтический подход к анализу религиозно-философских систем Азиатско-тихоокеанского региона, разработанный В.И.Рудым и Е.П.Островской. Использованы общенаучные и специальные методы: историко-генетический, сравнительно-исторический, проблемно-тематический анализ, философско-герменевтический.
Источниковая основа исследования включает наряду с каноническими конфуцианскими текстами письменное наследие наиболее представительных неоконфуцианских мыслителей XI-XII вв. – Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Ху Хуна, Лу Сяншаня, Чжу Си. Большинство использованных в работе источников либо вовсе не переводилось на европейские языки, либо переводилось сугубо фрагментарно. В исследование вовлечены также китайские средневековые историко-философские сочинения, современные труды ученых-синологов, справочные и энциклопедические издания.
Научная новизна исследования:
- охарактеризован социально-исторический контекст возникновения неоконфуцианства и реконструирован процесс формирования неоконфуцианской философии, институционализации и развития неоконфуцианства в XI-XII вв.;
- рассмотрена аутентичная концепция развития неоконфуцианства — «преемство Пути» (даотун) и выявлено функциональное содержание неоконфуцианского философского дискурса (философская герменевтика канонических текстов);
- проанализировано жанровое своеобразие неоконфуцианского наследия в сравнении с предшествующей конфуцианской традицией и охарактеризованы жанры неоконфуцианского философского дискурса;
- выявлены границы неоконфуцианского философского дискурса и разделы неоконфуцианской философии, рассмотрены ключевые концепции основоположников неоконфуцианства – Чжоу Дуньи и Чжан Цзая;
- определены основные векторы развития неоконфуцианского философского дискурса; рассмотрено соотношение неоконфуцианской традиции с буддийской доктриной и психотехническими практиками, показан процесс обособления неоконфуцианской философии в наследии братьев Чэн;
- проанализировано взаимное влияние неоконфуцианской философии и императорской идеологии в наследии Хунаньской школы, эксплицированы истоки школы «учения о сознании» (синь сюэ), акцентировавшей значимость индивидуальном-волюнтаристского начала в человеке, охарактеризована философская позиция Лу Сяншаня, выявившая горизонт развития неоконфуцианского философского дискурса;
- исследована первая неоконфуцианская философская система Чжу Си, выявлены ключевые проблемы неоконфуцианской философии и динамика формирования теоретических воззрений школы «учения о принципе» (ли сюэ), доминировавшей в неоконфуцианской философии.
Положения, выдвигаемые на защиту:
1. Формирование неоконфуцианской философии как самостоятельного направления в сунском конфуцианстве предположительно началось в середине XI в. Ранний этап становления неоконфуцианского философского дискурса представлен наследием Чжоу Дуньи и Чжан Цзая. Первая неоконфуцианская школа была основана в г.Лоян братьями Чэн. К концу XII в. возникли основные школы неоконфуцианской философии и сформировались два интеллектуальных направления в неоконфуцианстве – «учение о принципе» и «учение о сознании».
2. Проведенное исследование репрезентативных источников показало, что неоконфуцианский философский дискурс выполнял функцию герменевтики канонических текстов.
3. Письменное наследие неоконфуцианской философии представлено тремя функционально различными жанрами: комментарий, философский трактат и «записи бесед» (юйлу). Их общую основу конституировал герменевтический диалог между представителями иерархически разных уровней неоконфуцианского коммуникативного сообщества.
4. На раннем этапе формирования неоконфуцианской философии были определены границы и проблемная структура дискурсивного поля, обусловленные четырьмя тематическими блоками: теория космогенеза; исследование целевой причины космогенеза; место и роль человека в процессе космогенеза; методология как разработка понятийного языка канонической и комментаторской части «И цзин».
5. Формирование философского понятийного аппарата было начато основоположниками неоконфуцианства — Чжоу Дуньи и Чжан Цзаем и продолжено лидерами Лоянской школы — Чэн Хао и Чэн И. Ключевыми понятиями неоконфуцианского философского дискурса являются «искренность» (чэн), «жизненная сила» (ци), «принцип» (ли), «почтительность» (цзин), «действительность» (ши).
6. Сближение неоконфуцианства и императорской идеологии привело к внедрению в неоконфуцианский философский дискурс понятия «веление Неба» (тянь мин).
7. Тенденции развития неоконфуцианской философской мысли в XII в. в концептуализацию статуса индивидуального сознания и соответствующего понятийного аппарата.
8. Конституирование неоконфуцианской философской системы осуществлялось в процессе теоретической рефлексии о необходимости создания мыслительной традиции, базирующейся на рациональном методе философствования и способной рационально обосновать все аспекты развертывания картины мира.
Научно-практическая значимость исследования. Выводы, теоретические положения и содержательные разделы диссертации могут быть использованы при составлении образовательных программ, лекционных курсов и учебных пособий по истории философии, философии культуры, философской и культурологической компаративистики, а также в дальнейших исследованиях философии стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Апробация результатов исследования. Основные результаты, теоретические положения и выводы исследования были доложены на конференциях «Бог. Человек. Мир» (РХГА, декабрь 2004 г. и декабрь 2005 г.), на круглом столе международной конференции «Ментальность этнических культур» (Санкт-Петербург, 9-10 июня 2005 г.) По теме исследования опубликованы пять статей в научных изданиях (общим объемом 1,6 а.л.). Текст диссертации прошел экспертное обсуждение на заседании кафедры философии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Содержательные разделы диссертации использованы соискателем при составлении учебного лекционного курса «Конфуцианство» (курс включен в учебный план кафедры языков и культур Востока Русской Христианской Гуманитарной Академии с 2005/6 уч.г.), а также в разделе «Культура и искусство средневекового Китая» учебно-методического пособия «Очерки по истории искусства и культуры Средневековья» (СПб., 2007).
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 96 названий.