Введение к работе
I. Тема диссертации. Основная проблема
Тема диссертации - метафизика Франсиско Суареса (1548 - 1617) - испанского теолога и философа, обладателя почетного титула «Doctor Eximius» («Превосходный Доктор»), самого известного и влиятельного представителя второй схоластики. В рамках обширной темы выделяется комплекс взаимосвязанных проблем: сущее как таковое (ens ut sic) - предмет и центральное понятие суаресовской метафизики.
Степень разработанности проблемы и ее актуальность
В двадцатом веке, особенно во второй его половине, опубликованы сотни исследований, посвященных суаресовской метафизике. Тем не менее Суареса все еще нельзя назвать ни хорошо изученным, ни активно изучаемым философом. Слишком часто к его метафизике обращались не ради нее самой, а ради того, чтобы найти в ней подтверждение собственным концепциям (М. Хайдеггер), возложить на Суареса ответственность за падение престижа схоластики в XVII-XVIII вв. (Э. Жильсон), обвинить его в злонамеренном извращении «единственно истинной» философии томизма (К. Джакон) или, наоборот, объявить его верным последователем Фомы Аквинского, внесшим незначительные косметические поправки в изначальный томизм (М. Грабман, Ж. Пикар). Между тем до сих пор остаются неизученными или недостаточно изученными философская система Суареса как самостоятельный феномен, ее базовые понятия и логика
*VoC НАЦИОНАЛЬНА* |
БИБЛИОТЕКА I
4
сопряжений этих понятий, содержание и
направленность смысловых сдвигов, претерпеваемых у Суареса традиционными схоластическими терминами. Не исследована попытка Суареса реализовать в метафизике идеал научной строгости и безупречной доказательности, соединенных с решительной опорой на реальный человеческий опыт: идеал, который на своем материале стремились осуществить знаменитые естествоиспытатели эпохи. Непроясненность этих и других вопросов, в свою очередь, имеет следствием поразительную устойчивость некоторых штампов в интерпретациях и оценках суаресовской метафизики. Так, до сих пор о Суаресе пишут как об эклектике, от которого странно было бы даже ожидать непротиворечивого согласования заимствованных идей (М. Форливези); продолжают обвинять его втом, что именно он отсек мир объективированных сущностей от божественного начала и обратил Бога в фикцию разума, вскоре отброшенную за ненадобностью (Ж.-Л. Марион). Все сказанное относится в первую очередь к самому предмету и центральному понятию суаресовской метафизики: сущему как таковому. Ясно, что глубокое осмысление дела Суареса и его роли в истории философии должно начинаться с анализа наиболее фундаментального понятия его философии. Именно этим определяется актуальность проблемы, которой посвящена диссертация.
Цель и задачи работы
При написании диссертации преследовались следующие цели: описать и в существенных пунктах проанализировать суаревскую концепцию метафизики как науки; представить максимально полный и скрупулезный анализ понятия ens ut sic - сущего как такового; опровергнуть некоторые укоренившиеся в литературе
5
предвзятые мнения, связанные с этим понятием.
Для достижения указанных целей предполагалось решить следующие задачи:
- реконструировать систему научного знания, как ее
мыслит Суарес, и определить место, занимаемое
метафизикой в этой системе;
дать характеристику целей и методов метафизического исследования; установить границы адекватного предмета метафизики;
проанализировать те пункты учения Суареса о метафизике как науке, в которых он дополняет и преобразует аристотелевско-томистскую концепцию метафизического знания;
обосновать тезис о принципиальном единстве метафизики у Суареса и недопустимости ее расчленения на естественную теологию и собственно онтологию;
дать описание познавательных процедур, связанных с конституированием понятия сущего как такового;
представить формальные и функциональные характеристики сущего как такового, обосновать его аналогический характер и отсутствие противоречия между аналогией и единством понятия сущего;
- высветить взаимное отношение концептуального и
реального планов в метафизике Суареса и их
взаимодействие в реальной сущности;
- выявить несводимость суаресовского учения о
сущем к логизированному эссенциализму, раскрыть
глубинную онтологическую основу реальности сущего в
метафизике Суареса.
Методологические установки и метод исследования
Избранный метод исследования подразумевает: во-первых, реконструкцию общей концепции научного знания, составляющей эпистемологический контекст суаресовского учения о природе метафизики ее целях, задачах и методах. во-вторых, логико-лингвистический анализ собственных положений Суареса; в-третьих, сопоставление некоторых пунктов его учения с соответствующими доктринами более раннего времени. Поскольку основной целью нашей работы является прояснение собственных концепций Суареса, этим историческим сопоставлениям отводится скорее иллюстративная и пояснительная роль; поэтому они никоим образом не претендуют на всеохватность и полноту. Тем не менее они позволяют констатировать тот сдвиг интереса от мира внемысленного бытия к миру человеческого мышления о бытии (мы называем его «эпистемологическим сдвигом»), который резко отличает Суареса от Фомы и скорее сближает его со Скотом и номиналистами позднего средневековья, а также роднит с Декартом.
Текстологическая база
В ходе работы над диссертацией использовались несколько изданий «Метафизических рассуждений». Что касается первых трех Рассуждений, в качестве базового текста было выбрано итальянское издание, подготовленное К. Эспозито: Suarez, F., Disputazioni Metafisiche Nil, testo latino a fronte, Milano, Rusconi, 1996. По качеству текста и уровню аппарата это лучшее из современных изданий первых глав трактата Суареса. Использовалось также
7 более ранее испанское издание Р. Ромеро: Suarez, F., Disputaciones Metafisicas, Madrid, 1960. Оба издания -как испанское, так и итальянское - сопровождаются переводами на соответствующие языки. Эти переводы тоже принимались во внимание, особенно в сложных местах, где вставали вопросы, связанные с интерпретацией текста. При работе с пятьдесят четвертым Рассуждением ценным подспорьем стало американское переводное издание: Francisco Suarez, S.J., On Beings of Reason (De Entibus Rationis). Metaphysical Disputation LIV, Marquette University Press, Milwaukee 1995 (перевод на английский язык, вступительная статья и комментарии проф. Дж. П. Дойла). Работа над остальными Рассуждениями осуществлялась по старому парижскому изданию: Suarez, F., Opera omnia, Vives, Parisiis 1856 - 1 861, voll. XXV-XXVI.
Новизна и научная ценность исследования
Новизна и научная ценность исследования заключаются в следующем:
- диссертация посвящена тому этапу истории
философии, который недостаточно изучен в мировой
исследовательской литературе, а в российской историко-
философской науке отсутствует вообще: второй
схоластике, то есть схоластике эпохи Возрождения и
Барокко;
темой диссертации является философская мысль Ф. Суареса - крупнейшего представителя второй схоластики, сыгравшего значительную роль в становлении философского рационализма Нового времени, но практически не известного в России;
в диссертации подвергается анализу центральное понятие философской системы Суареса, слабо изученное в мировой литературе. В результате удается точнее
8
определить место метафизики Суареса в
историко-философском процессе, опровергнуть некоторые штампы в интерпретации суаресовской онтологии, укоренившиеся в работах западных исследователей, и высветить как традиционные, так и новаторские стороны учения Суареса о сущем.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней впервые дан всесторонний анализ центрального понятия суаресовской метафизики. Отсюда открывается возможность будущего основательного и аргументированного сопоставления учения Суареса о сущем с метафизическими учениями XVII-XVIII вв. и анализа влияния Суареса на философию ближайших в нему полутора столетий. Далее, даже при первом прикосновении к труду Суареса и вообще к трактатам второй схоластики заметны параллели с философскими учениями двадцатого века, в первую очередь с учениями феноменологического толка. Никаких сравнительных исследований в этой области пока не проводилось вообще, и настоящая работа могла бы послужить для них отправной точкой. Наконец, диссертация дает представление об огромном философском потенциале трактата Суареса, который может быть задействован в современных дискуссиях по метафизическим проблемам и по вопросу о самой правомерности существования метафизики в наше время.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученные результаты в новых учебниках и учебных пособиях, посвященных указанному периоду истории философии. Далее, выводы
9 настоящей работы могут применяться в лекционных курсах на философских и других гуманитарных факультетах. Наконец, возможно использовать полученные данные при подготовке новых справочных изданий и энциклопедий, а также при создании электронных информационных баз.