Введение к работе
Предмет исследования. Диссертация посвящена анализу взглядов виднейшего русского мыслителя XX века Семена Людвиговича ФРАНКА (1877-1950) на проблему человека. С.Франк был очень близок к русским философам экзистенциального толка, таким как Н.Бердяев, Л.Шестов и др., и естественно, что проблема человека занимает значительное место в его философском наследии. Но в отличие от своих коллег по "Вехам" и по "Вольной академии духовной культуры" С.Франк был основательным и фундаментальным метафизиком, его учение о человеке помимо экзистенциальных проблем включает в себя скрупулезный анализ бытийствен-ных оснований человека, его укорененности в бытии, в Боге, в той трансцендентной реальности, внутренняя связь с которой делает человека личностью, закладывает основания всех его способностей и талантов, дает ему смысл жизни и укрепляет в борьбе со злом.
Впервые в истории русской философской мысли экзистенциальные проблемы человеческого существования получают серьезное онтологическое обоснование, становятся специфически философскими проблемами в их строгой ограниченности от социологических или психологических подходов.
С.Франк, по признанию его современников, по оценке его учения в позднейших историко-философских исследованиях является одним из самых глубоких русских мыслителей, в то же время он -продолжатель мощной философской традиции, идущей от Платона и неоплатоников через Мейстера Экхарта и Николая Кубанского, -апофатической традиции в философии и богословии. Работы С.Франка поражают своей глубиной, систематичностью, необыкновенным литературным даром автора. Они не просто повествуют о сложнейших философских проблемах, но обладают мощной эвристической силой, будят мысль, прививают навыки самостоятельного исследования. Его творчество является ярким опровержением культивируемого у нас предрассудка, согласно которому русская философия есть нечто ущербное, неполноценное, неразвитое в сравнении с великой русской лихературоп. Конечно, в определенном смысле С.Франк не только русский, но и европейский мыслитель, после
его высылки из России он много и плодотворно работал на Западе, стал широко известен европейской философской общественности, выпускал книги на европейских языках. Но в сущности своей он всегда оставался истинно русским человеком, глубоко связанным с русской историей, с русской духовной традицией, с очаровательной мистикой православия, с русским искусством. То, что он писал о Пушкине, можно без колебаний отнести и к нему самому: "... характерное для Пушкина сочетание трагизма с духовным покосы, мудрым смирением и просветленностью более всего типично для русского духа. Его трагизм есть не мятеж, а тихая примиренная скорбь, светлая печаль" .
С.Франка трудно отнести к какому-нибудь направлению или школе. В.В.Зеньковский, например, и другие исследователи объявляют его представителем философии всеединства, наряду с П.Флоренеким и С.Булгаковым, поскольку все они остро ощущали целостное живое единство космоса в его связи с запредельным абсолютным началом бытия. То есть космологические идеи здесь переходят в богословие, живая пестрота мира хранит в себе тайну абсолюта. Конечно, можно учение Франка, так же как Флоренского и Булгакова отнести и к философии религии, но, в отличие от последних, уилософия Франка пронизана глубокими экзистенциальными мотивами, которые делают ее очень близкой феноменологии и экзистенциализму. Франк - не теолог, а философ: все трансцендентное у него имманентно, открывается только через живой внутренний опыт; Бог у него прежде всего "Бог живых", чем глубже мы заглядываем в себя, тем более прикасаемся к фундаментальным основам оьшш, тем оолее мы живы. Поиски условий и возможностей "живого человека" составляют суть того, что, по моему мнению,можно назвать "экзистенциальной онтологией" Франка.
Актуальность темы определяется насущной необходимостью изучения наследия, оставленного нам крупнейшими представителями русской Философии, восстановления прерванных связей с отечественной духовной традицией. Изучение это
франк С.Л. Светлая печаль // Пушкин в русской философской критике. - М., 1990. - С.481.
тем более необходимо, чем более сегодняшняя духовная ситуация в России напоминает ту атмосферу экономического, культурного и экзистенциального кризиса, в которой работали и нили отечественные мыслители первых десятилетий XX века. Анализ причин кризиса, проведенный ими, уровень философского осмысления духовной ситуации эпохи, положения человека, его основных отношении - к ооществу, к государству, к природе, к Богу, пути преодоления отчуждения личности от своих оытийствинных корней - все это дает нам высочайшие образцы стиля и способов философствования. Этим определяется потребность в тщательном исследовании доставшегося нам наследия, потребность не только в том, чтобы понять и осмыслить опыт своих духовных предков, но прежде всего в том, чтобы понять самих себя, свои сегодняшние проблемы и противоречия. С.Франк является одним из тех мыслителей, которые именно сейчас в нашу эпоху всеобщего развала, нравственного одичания, нигилизма наиболее близки нам своей верой в человека, его богоподобие, в его метафизическую основательность и укорененность в бытии, нам близки его поиски истинно человеческой "родины", трезвое, лишенное всяческих иллюзий представление об обществе и возможностях человеческого освобождения.
Если же говорить о степени разработанности темы, то приходится констатировать, что основные работы С.франка появились, были вновь переизданы в России после семидесятилетнего перерыва только в последние три года. Конечно, они выходили за рубежом, особенно в издательстве ШЖА-Пресс, и были доступны специалистам, но широкого резонанса в России до сих пор не вызвали. О Франке писали его современники, исооишю Н..Бердяев, и более поздние представители русской философии в России и за рубежом: И.И.Лапшин, Н.Арсеньев, И.А.Ильин, С.Н.Булгаков, Ф.А.Степун, С.А.Левицкий, более или менее подробный обзор и анализ учения С.Франка дали в своих "Историях русской философии" Н.О.Лосский и В.В.Зеньковский. В современной литературе работы о Франке появляются с конца 80-х годов - это прежде всего статьи Ю.П.Сенокосова, В.В.Сухорукова, он же защитил в 1988 году кандидатскую диссертацию "Социально-философские взгляды С.Л.Франка"; следует отметить также статьи
Г.П.Токмаковой, Н.П.Отарченко, Б.Любимова, Н.К.Гаврюшина, А.Казакова, А.В.Кураєва. Но пока еще ни одной большой серьезной работы о С.Франке не написано. Несколько трудов, посвященных Франку, выпущено современными европейскими исследователями, например, интересная работа Р.Глезера "Вопрос о Боге в философии 0.франка", ыежду тем философское наследие русского мыслителя нуждается в обстоятельном и подробном изучении. С.франк - мыслитель мирового уровня, его идеи, касающиеся философии религии, философской онтологии, психологии и антропологии, истории философии, занимают важное место в истории европейской мысли XX века, оказали существенное влияние на многих мыслителей России, Германии, Франции.
Целью исследования является осмысление и анализ многообразного философского наследия С.Франка, прежде всего относящегося к проблеме человека, к метафизике человеческого бытия:
анализ учения С.Франка как философской реакции на социальный и экзистенциальный кризис в России в начале века;
исследование религиозно-философской традиции, в рамках которой происходило становление основных идей С.Франка;
рассмотрение фундаментальных категорий философии С.Франка, прежде всего категории "реальность";
анализ духовных основ личности, связи личности с реальностью, с бытием, с Богом;
анализ душевных основ личности, учения о душе как спонтанной, динамической потоке переливаний, источнике творческой активности сознания;
исследование основных онтологических характеристик человеческой природы: творчества, любви, веры, сыысложизнешшх устремлений личности.
Научная новизна диссертации заключается в том, что
- во-первых, в проведенном исследовании впервые показано,
что С.Франк первым в русской философии дал комплексный анализ
концепции человеческой личности;
во-вторых, в диссертации показано, что С.Франк является одним из немногих философов, чьи учения способствовали решительному повороту к онтологической проблематике, к преодолению вульгарного социологизма и психологизма в трактовке личности и ее жизненного мира, бытийственпых условий ее существования: Бога, веры, творчества, морали л т.д.;
в-третьих, в диссертации выявлен тот факт, что в русской философской традиции учение С.Франка является самым последовательным и решительным преодолением поверхностно-наивного рационализма, Франк - один из основателей трансцендентальной философии XX века, положившей начало новому типу рациональности, который органично включает в себя творческую интуицию, мистическое откровение бытия, в том числе и бытия Бога как сверхрациональной тайны. В этом своем качестве "экзистенциальная онтология" С.Франка не могла не оказать - прямо или косвенно - существенного влияния на все важнейшие направления европейской мысли и их представителей - например, Н.Бердяева, Н.Гартмана и М.Хайдеггера, Э.Гуссерля и К.Юнга;
в-четвертых, в диссертации раскрывается осуществленный С.Франком творческий синтез православной религиозно-поэтической мистики и философской метафизики, при котором важнейшие метафизические категории, прежде всего характеризующие человеческое бытие, обогащаются, освещаются с новой неожиданной стороны и в оригинальных перспективах;
в-пятых, в диссертации впервые проанализирована полемика вокруг наследия С.Франка в русской эмигрантской, советской и постсоветское литераторе.
Что касается практической значимости, то нужно отметить, что материалы и выводы диссертации в определенной мере заполняют пробал в философской критической и комментаторской литературе, посвященной творчеству С.Франка. Они используются автором при чтении учебных и специальных курсов, касающихся истории русской философии, в подготовке учебных программ и пособий по истории философии. Материалы диссертации опубликованы в статьях, которые могут быть использованы
для практической раооти преподавателей вузов.
Гаоота оыла апробирована на кафедре истории інлосомш Российского Университета дружбы народов, ее идеи об-сушлал,.св ни иц^идрильпих, семинарах в Московском институте инженеров гражданской авиации, были доложены на научных конференциях, в частности, на международной конференции "Этика прав человека" (Москва, МГУ, 1293 г.).
От у, у к т у р а. диссертации: работа состоит из введения, двух глав и заключения.