Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема "национальной самобытности" является одной из важнейших тем латиноамериканской философии, объектом исследования самых различных философских направлений и школ. Будучи неразрывно связанной с самим генезисом и развитием философского мышления в Латинской Америке, эта проблема отражает одну из характерных особенностей латиноамериканского способа философствования, делающую его отличным от философской традиции Запада.
Столь пристальное внимание к проблеме самобытности со стороны латиноамериканских философов обусловлено своеобразием этнокультурного происхождения латиноамериканского мира, явившегося результатом взаимодействия по крайней мере двух исторических типов культур - индейской и ибероевропейской.
Стремление определить культурно-цивилизационную "инаковость" латиноамериканского континента, очертить перспективы развития нового культурно-исторического сообщества являются определяющими в философских построениях многих латиноамериканских мыслителей. Вследствие этого, говоря о концепциях "национальной самобытности" в Латинской Америке, необходимо иметь в виду их следующую типоло-гизацшо: концепции индеаяизма, афроамериканиэма и латиноамерика-низма (испаноамериканизм).
Следует отметить, что в настоящей работе анализируются прежде всего концепции самобытности, нашедшие свое отражение в "философии латиноамериканизма". характерной особенностью которой является то. что ее представители (в отличие от сторонников индеаниз-ма и афроамериканиэма) один из важнейших факторов "латиноамериканской самобытности" усматривают в процессах культурной и расово-
этнической метисации в Латинской Америке .
Анализ "философии латиноамериканизма" представляется актуальным в первую очередь в связи с тем. что он позволяет раскрыть одну из основных тенденций в развитии современной латиноамериканской культурфилософской мысли - переоценку культурной и расово-этни-ческой метисации в Латинской Америке.
Кроме этого необходимо отметить, что в данной работе в качестве концепций самобытности классифицируются все те концепции, в которых проблема "латиноамериканской самобытности" или еще шире, тема "латиноамериканского", не только выступает в качестве основного предмета исследования, но и рассматривается лишь как необходимая предпосылка для создания "собственной" философии в Латинской Америке. Тем самым концепции самобытности рассматриваются в данной работе одновременно и как концепции "национальной" (самобытной) философии - "философии латиноамериканского" .
Исходя из вышесказанного, анализ концепций "латиноамериканской самобытности" представляется весьма актуальным. Подобный анализ позволяет не только выявить одно из основных направлений в развитии современной культурфилософской и философской мысли Латинской Америки, пытающейся обрести свой самостоятельный духовный статус, заявить о своем равноправном месте в общемировом культур-
Что касается такой разновидности афроамериканизма, как афролати-ноамерйканизм (афрокубанизм и лузо-тропикализм). то его представители (І.Фрейри. А.гамос. Ф.Ортис) в силу культурной и расовой специфики тех стран, в которых эта концепция получила распространение (Бразилия. Куба), обращаются к анализу особого вида метисации - миспегенации (культурное и расовое смешение афро- и еврозлементов). вследствие чего в центре их философских построений стоит образ особого типа метиса - афрометиса (афрокреольский мулат). Однако анализ данной темы выходит за рамки настоящего исследования.
Различие между терминами "философия латиноамериканизма" и "философия латиноамериканского" достаточно условно. В том и другом случае прежде всего имеется в виду "философия о латиноамериканском"; Поэтому далее, говоря о концепциях самобытности в латиноамериканской философии, автор будет использовать термин "философия латиноамериканизма".
ном контексте, но и расширить представление о развитии философской мысли в целом, взглянув на этот процесс с иной, неевропейской точки зрения. Подобная возможность обусловлена тем, что исследование проблемы "национальной самобытности" многими латиноамериканскими философами рассматривается в конечном итоге не как самоцель, но как одна из важнейших предпосылок равноправного диалога с западной философией и культурой в целом. Однако возможность подобного диалога видится лишь на пути перехода от "одномерного" или абстрактного универсализма, нивелирующего реальное культурно-историческое многообразие человечества, к "конкретному универсализму", основанному на признании множественности и самобытности культур.
Кроме этого анализ данных концепций представляется актуальным и с точки зрения дальнейшей разработки теоретико-методологических проблем, связанных с исследованием философской культуры неевропейских регионов.
Цель и задачи исследования. Главная цель диссертации состоит в анализе взглядов на проблему самобытности представителей "философии латиноамериканизма", являющейся одним из ведущих направлений современной философской мысли Латинской Америки. В соответствии с этой целью определены следующие основные задачи исследования:
выявить теоретическую значимость постановки проблемы "латиноамериканской самобытности" в исследуемых концепциях;
показать то общее, что объединяет представителей "философии
латиноамериканизма" в исследовании данной проблемы и в то же время
выявить различные подхода к ее решению;
раскрыть основные тенденции в понимании латиноамериканскими философами дальнейших путей и перспектив развития философской мысли в Латинской Америке;
определить специфику концепций "латиноамериканской самобытности" по сравнению с концепциями самобытности других неевропей-
ских регионов;
- раскрыть основные теоретико-методологические основания, связанные с исследованием проблемы "национальной самобытности" латиноамериканского континента.
Степень разработанности проблемы. Характеризуя степень разработанности предмета исследования, необходимо отметить, что на сегодняшний день отечественная историко-философская наука и латино-американистика в целом располагают достаточно многочисленными публикациями, посвященными анализу философской культуры Латинской Америки . В этих исследованиях рассматриваются основные тенденции и направления в развитии латиноамериканской философии, раскрывается своеобразие в подходе латиноамериканских мыслителей к решению универсальных философских проблем, определяются основные теоретико-методологические основания, связанные с изучением философской мысли Латинской Америки.
Анализируя концепции "латиноамериканской самобытности", автор опирался также на работы таких отечественных философов, филологов и историков, как В.А.Анишин. Р.А.Бургете. И.Р.Григулевич. Э.В.Де-менчонок, В.Б.Земсков. А.Б.Зыкова. А.Ф.Кофман, Г.Г.Кромбет, Н.Г.Кротовская, В.А.Кузьмищев. А.Ф.Кудрявцев, В.Н.Кутейщикова. Н.И.Петякшева, И.А.Тертерян, Е.Н.Федина, Я.Г.Шемякин, А.В.Шесто-пал. А.Ф.Щульговский и др.
Следует отметить, что во многих работах указанных авторов получили отражение те или иные аспекты исследуемой проблемы, а также был предпринят анализ философских воззрений некоторых из
1 См.: Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки. М.. 1978; К вопросу о специфике латиноамериканской философии. М...1980; Проблемы философии и культуры в Латинской Америке. М., 1983; Из истории философии Латинской Америки XX века. М., 1988; Титов В.Ф. марксистская философская мысль в Аргентине. М.. 1981; Аладьин В.Г. Проблема человека и общества в философии Аргентины. М., 1986: и др.
рассматриваемых философов1. Однако исследования концепций самобытности в "философии латиноамериканизма" в каком-либо целостном и систематическом виде еще не предпринималось.
Помимо работ отечественных авторов в диссертации используется также латиноамериканская исследовательская литература, посвященная представителям анализируемого направления. Здесь в первую очередь необходимо указать работы А.Ардао. А.Вильегаса. Ф.Миро Кесады. А.Саласара Бонда и М.Самбарино.
В теоретико-методологическом плане автор опирался также на общеметодологические принципы историко-философского анализа, разработанные как классиками философии, так и отечественными исследователями истории философии.
Научная новизна диссертации. Основными результатами исследования, обладающими существенными элементами новизны, являются следующие:
проведено систематическое исследование проблемы "латиноамериканской самобытности" в одном из ведущих направлений современной философской мысли Латинской Америки - "философии латиноамериканизма" : данная проблема рассмотрена в диссертации в трех основных аспектах: теоретико-философском, культурно-историческом и онтологическом:
проанализированы взгляды на проблему самобытности тех латиноамериканских мыслителей (Э.Маис Вальенилья. Э.ОТорман. Э.Уран-га. Ф.Ларройо). философские воззрения которых еще не получили достаточного освещения в работах отечественных исследователей, что также представляет собой новый историко-философский материал в отечественной литературе;
1 См.. напр.: Кромбет Г.Г. Концепции "национальной" философии Л.Сеа// Из истории философии Латинской Америки XX века; Петякше-ва Н.И. "Этическая философия" Энрике Дусселя// Там же; Деменчо-нок Э.В. Латиноамериканская "философия освобождения"// Проблемы философии и культуры в Латинской Америке.
- б - .
раскрыты основные тенденции в понимании латиноамериканскими философами проблемы культурной метисации, а также показано, какое влияние эти тенденции оказали на развитие латиноамериканской культурфилософской мысли и прежде всего - на развитие концепций "латиноамериканской самобытности";
обосновано положение о том, что из всех имеющихся в латиноамериканской исследовательской литературе подходов к пониманию теории "культурной метисности" наиболее плодотворным с точки зрения раскрытия самобытности латиноамериканской культуры как качественно нового культурного образования является подход, опирающийся на концепцию "культурного синтеза": в этой связи дана критика концепции "индометисации" как новой разновидности латиноамериканского индеанизма;
показано (на примере анализа концепций "национальной" и "региональной" онтологии), что в ряде случаев ситуация культурной метисации рассматривается латиноамериканскими философами не только как источник историко-культурного своеобразия латиноамериканского континента, но и как основа "онтологической самобытности" латиноамериканского "способа бытия".
Научно-практическая значимость работы. Основные положения диссертации могут быть использованы в культурологических и конкретных историко-философских исследованиях, главным образом - при анализе "философии латиноамериканизма" как одного из направлений современной философской мысли Латинской Америки. Материалы диссертации могут быть также использованы в преподавании специального курса по истории зарубежной философии. Кроме этого основные выводы и результаты диссертационного исследования могут оказаться полезными для дальнейшей разработки теоретических и методологических вопросов, связанных с изучением истории философской мысли в странах Латинской Америки.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора, в разработке программы и планов семинарских занятий по спецкурсу "Латиноамериканская философия XX века". Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы.