Введение к работе
Актуальность темы исследования. На рубеже тысячелетий,когда ювечество оказалось перед жесткой альтернативой - либо изме-гь тип культуры, отношение к природе, либо, погибнуть - начал змироваться новый философский этос, ориентированный на обще-ювеческие ценности и взаимопонимание, столь необходимое в час зленской опасности . В то же время явственно обозначилась тен-іция фрагментаризации социального и культурного опыта, децент-тизации всевозможного рода структур, политических, экономичес-с, духовных, протест против тоталитаризма и рациоцентризма.так ігически определивших судьбу двадцатого столетия. Эти две каза-:ь бы противоположные доминанты - с одной стороны, необходимость шства и согласил, с другой, настоятельная потребность в уникаль-и опыте - и выражает философский этос, проектирующий такие кон-1ты рациональности, где единство достигается не путем униформа-1 особенных моментов, культур, индивидов, а, напротив, стано-гся возможным только в результате их экстремального и свободно проявления.
Отечественная философская наука в последние годы тоже поддается в работу, направленную на созидание общечеловеческого т. В отом смысле чрезвычайно актуальными представляются тео-гичєскиє исследования, творческое освоение концепций современ-1 западной философии, обсуждающих новые модели рациональности, эсобенности тех направлений, которые оказались в средоточии со-зльной,политической и культурной жизни эпохи, не только вырази-ее духовные устремления, но во многом определили и сформирова-гнтегральный облик современного мира. К таким направлениям от-
I См.: Мотротилова И.В. Новейшие тенденции развития запацно-зопенско:1 философии. Философия и культура. М., 1987.
носится и Франкфуртская школа, еще в тридцатых годах начавшая поход против тоталитаризма, осуществившая вдумчивую, проницательную критику инструментальной рациональности и предложившая альтернативные типы философствования. Значение " Франкфуртской школы определяется не только ее теоретическим влиянием -и внутри традиции западного марксизма и за ее пределами, во. в зг имодействии с феноменологией, фундаментальной онтологией,герме невтикой, а сегодня - и с постмодернизмом. Франкфуртцы выделяются неординарной попыткой превратить философствование в дело, первостепенное для разрушения тоталитарных систем с их идеологией тожественности и замкнутости. Как ни одно из философских направлений XX века,критическая теория оказала непосредственно воздействие на политическую жизнь не только Западной Европы, н и Соединенных Штатов, обнаружив поистине ме»;континенгальный характер.
Степень разработанности проблемы. В нашей философской нау названное направление, естественно, не осталось без внимания.0> бенно большой массив исследовательской литературы создан в коні 60-х годов. Глубоко и всесторонне проанализированы социальны! концепции школы, ее методологический инструментарий, негативна: диалектика, ее критика идеологии и массовой культуры.
I Григорьян Б.Т. Современная ситуация в западной буркуазш философии. Вопросы философии, 1985, № I. Его же. Что такое фил< софия и зачем она? (Западная философия в поисках своего мостооі ределения). Вопросы философии, 1985, Jf> 6; Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987;Мельвиль ЮЛ Пути буржуазной философии XX века. М., 1983; Нарский И.С.Франкфуртская школа // Краткий очерк истории философии. М.,1975; Новейшие теченья и проблемы философии в ФРГ. М., 1978; Ойзерман 1 Формиропание философии марксизма. М., 1974; Подорога В.Л.Закэнь
одном из наиболее значительных трудов, коллективной монографии' Социальная философия Франкфуртской школы" прослеживается история азвития основных идей франкфуртцев, анализируются их логико-мето-ологическио принципы, негативная диалектика и ее основные катего-ии "тождество" и "позитивность", "нетождественность" и "негатив-ость"; выявляется противоположность "критической теории общества" атеридлистическому пониманию истории; рассматривается проблема скусства в негативной философии, разбирается отношение "критиче-кой теории" к христианской теологии; особенно-акцентируется воз-ействие Франкфуртской школы на социальные концепции современного елкобуржуаэного леворадикального движения. В книге дается анализ е только социологических и философских, но и культурологических, стетических, экономических и политических концепций критической еории.
Франкфуртская школа в целом исследуется и в монографии Ю.Н. авыцова"Критика социально-философских воззрений-Франкфуртской колы". Автор показывает, что всесторонняя критика социаль'но-по-итических и логико-гносеологических установок франкфуртцев воз-эжна только при условии учета трлс взаимосвязанных процессов: нешняя история школы, связанная с географическими перемещечия-и; внутренне развитие концептуальных схем и, наконец, индиви-уальные философские биографии ведущих представителей, Макса эркхаймера, Теодора Адорно и Герберта Наркузе., В монографии и зуществляется подобный подход, прослеживается эволюция теории г первых шагов на ниве "критической рефлексии" до попыток раз-методы "негативной диалектики" Т.В.Ацорно // Критика современно неомарксизма (на материалах ФРГ). М.-, 1981; Современные за-/бстаые концепции диалектики. М., 1987; Фарман И.П. Теория поганий и философия культуры. М.,'1986; Федотова В.Г. Критика ;цио-культурннх ориентации в современной буржуазной философии. ,1981.
работать философию истории и создать теоретическое обоснованче негатиЕизка, универсальный метод социального познания, "негатив ную диалектчку". И, наконец, автор анализирует неудержимую направленность негативной диалектики к политическому экстремизму. Но несмотря на то, что Франкфуртская школа не была обижена сниманием, многие важные аспекты темы остались вне поля зрения: не .осуществлен специальный систематический анализ негативной диалектики в контексте адорновской критики культуры,не исследовались достаточно глубоко теоретические дискуссии Адорно с Кьер' кегором, Гуссерлем, Хайдеггером, Поппером.не проанализировано в должной мере посмертно изданное сочинение Адорно "Эстетическая теория' .слабо освоена западная теоретическая литература по негг тивной диалектике.публикуемая в последние годы особенно активно'
-
CLcbtm Т. (iithtucM Ниюгіе. ^.S.^.^-Fr/a^Md^jSi
-
$ В. Це^&хіол. ckl JcAcnm-ісКсніє. Яеіаса>л, %ігт.,19Ю; Въсшл. С. RtctijcAe Theo-u'e ігелш КісіїШ/пщ. Be*ui-fi/utr-JotjsW; &ucA-Jm>u$ У. ТЫ &и$іп ь Медя-
Тїігс*±Є.>Млк %o^faunm.
juu&t&u.dUe*- *"* "ditn&tucftjz Tkavvit da.oAtfbcj> foxnit-
Особый интерес представляет сборник материалов симпозиума, впервые организованного в родном для Адорно Франкфуртском универ ситетс ((Ым^Оъс- fuH^e*&vLfz/d.itf[983).На симпозиуме,куда учени ки Адорно,в целях объективности,не были приглашены (исключая Ю.Х бермаса)речь шла "об актуальном влиянии философских и социологич ских работ Адорно".Интеллектуальный уровень научных обсуждений, общему признанию,был настолько нысок.что в ФРГ в движение пришли все силы,ориентированные на полемику с негативной диалектикой.По следователи Адорно присоединились к "группе независимых студенто организовавших в Гамбургском университете контрсимпозиум с нямер ниєм отвоевать Адорно у официальной науки,пытающейся применить к его бунтующему мышления научные стереотипы.
5 .
Что же касается анализа взглядов отдельных представителей школы, то специальных монографий по этой проблематике пока не имеется,хотя многие важные аспекты изучены и представлены как разделы в отдельных трудах и диссертациях. Проблемы философ языка Т.Лдорно анализируются п кандидатской диссертпции и ряде статей В.А.Подороги. По его мнению, самым существенным для понимания негативной диалектики является признание ее неориторической основы. Критическая теория Адорно не следует гегелевским образцам философствования. У нее другая задача: используя законы речевого воздействия и внушения, негативную метафорику, противодействовать диктату дискурсивного, понятийного мышления, чтобы прорваться к вытесненным, подавлеїшьтм импульсам природного, миметического.
Значительное внимание уделено концепции Адорно, формировании негативной диалектики и ее отношении к эстетике d книге !".П.Фарман "Теория познания и философия культуры". Автор исследует характерную для философ-ии Адорно тенденцию к высвобождению теории познания от традиционных методов и обновлению ее пстетическими категориями и принципами. В монограми В.Г.Федотовой "Критика социо-культурных ориентации в современной буржуазной философии" теория Адорно также рассматривается в плане дилеммы сциентизм-антисциентизм. Негативная диалектика причисляется к разряду антисциентистских концепций., пытающихся вытеснить научный стиль мышления художественным и заменить понятийность моделированием.
Во многих названных выше исследованиях негативная диалектика связывается,главным образом,с движением "новых левых",трактуется в духе радикального,абстрактного отрицания,теоретического оправдания анархистского бунта. Сегодня такая интерпретация, исторически законная и оправданная, уже недостаточна. Франкфуртская школа, в особенности, негативная диалектика, обнаруживает актуальность в плане формирующегося философского этоса и нового политического мышления как то направление, которое одним из первых предложило альтернативную форму философствования. В обозначенном аспекте теория Адорно еще не изучалась.
Цели и задачи исследования. Опираясь на имеющиеся исследования, диссертант намерен осуществить под новым углом зрения исследование философского наследия одного из крупнейших мыслителей XX века, оказавшего непосредственное влияние не только на культурную жизнь и интеллектуальный климат эпохи, но и на политические события, на формирование нынешнего облика единого и взаимосвязанного мира, признающего право на жизнь различных социальных и культурных проектов. Автор ставит перед собой задачу рассмотреть негативную диалектику в контексте современной социальной проблематики и изменившейся философской ситуации, что позволяет обнаружить ее не востребованное прежде теоретическое содержание и дать новую оригинальную интерпретации, в которой негативная диалектика предстает не в виде ущербного учения, а как альтернативный способ философствования, отвечающий устремлениям и поискам конца XX столетия.
Эту новую интерпретацию диссертант думает осуществить,воссоздавая целостную историческую картину философского пути Лдор-но,исследуя негативную диалектику в двух основных контекстах-кон-цепцни философии истории и концепции эстетической теории,причпм
целостный, исторический подход подразумевает обрашение к анализу
творческого взаимодействия теории Адорно с современными философ
скими направлениями. Намечается реконструировать процесс формиро
вания теории, обнаружить ее сущностные черты и показать, каким
образом она вливается в современный историко'-философский процесс.
Специальное исследование философского наследия" Теодора Адорно мо
жет стать одним из реальных шагов к теоретической реконструкции
такого сложного идейно-теоретического комплекса как Франкфурт
ская школа, что позволит по-новому понять и оценить философские
направления, работающие в традиции западного марксизма. Интер
претация негативной циьлектики в ключе эстетической теории от
кроет новые возможности для обсуждения сущностных тенденций сов
ременного философствования, его склонности к эстетическому, худо
жественному восприятие мира. _.
Основные положения диссертации, претендующие на новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
I. Франкфуртская школа не может быть ядеква-тно охарактеризована в традиции западного марксизма. Если первоначально франк-фуртцы действительно ориентировались на исторический материализм и приоритет политэкономического анализа в комплексном исследовании общества, то в дальнейшем они перєгали к проблемати-зации внеэкономических, метафизических форм господства, к критике основ инструментальной рациональности.
2. Программный для школы труд "Диалектика просвещения" представляет одну из наиболее основательных в истории философии XX века попытку осмысления глобальной проблематики.Критика технологической рациональности осуществляется не ради критики и не вследствие патологической ненависти к культуре,а с единственной
І 'ПохкЬлімл. JUL. СЫс-и^о Т. >і.иІлк.Кк. dvi-О^і-ІкНІХшл^. Ft low. JMuln., і 969.
целью заново обдумать, почему человечество погружается в изощренные виды варварства и обсудить возможные'варианты спасения.
-
Фрінкфуртская школа не ограничивается тотальным отрицанием разума и культуры, но осуществляя фронтальную критику инструментальной рациональности, предлагает альтернативные формы философствования, один из которых представлен негативной диалектикой Т.Адорно .
-
Негативная диалектика проектирует парадоксальную модель мышления: восстановить в правах те пласты опыта, которые прежде подавлялись - природное, непосредственное, миметическое начало, но так, чтобы не утратить понятийность, рациональность. Другими словами, выразить непосредственное на языке понятия, не растворяя его в понятии, сохраняя их нетождественность.
-
Миметическое мышление Адорно,изначально противоречивое, стремящееся высказать невысказываемое,ввести в понятие непосредственное, сохранив его непосредственность, можно считать новым типом диалектичности как конфигурации рацио и мимесиса. Негативная диалектика не сводится ни к одному историческому типу диалектики - ни к платоновскому диалогу, ни к саморазвитию гегелевского абсолюта, но представляет философский эксперимента, попытку радикального изменения модели диалектики с учетом историческо^ го опыта XX столетия.
-
Адорновская диалектика негативна не потому, что, двигала в плоскости гегелевской триады, останавливается на "второй стороне логического" и не возвышается до конкретного единства противоречив. Логические матрицы гегелевской диалектики
I CLduOKjxoT. Nt^atCre, 5b-caM&ti, Ft/ant M&in ІЧ6&.
юобше не приложим,! к негативному дискурсу. Теория Адорно нега-ивна, поскольку выдвигает в центр нетождество менщу вещью и по-штиєм, особенным и всеобшим, стремясь выразить уникальное так, !тобы не подчинить его понятию. Эксперимент осуществляется та-сим образом, что мысль изображается.
-
Констеллятивное мышление находит нетрадиционные формы 'неметодического" метода, "несистематической" теории и "ненасильственного синтеза", когда обобщение осуществляется не в эезультате суммирования особенного под всеобщее, но через экстремальное проявление особенных моментов, что необычайно іктуализирует негативную диалектику, позволяя увицеть в ней эдин из возможных проектов в духе нового философского зтоса.
-
Негативная диалектика с ее центральной философемой нетождественное выразила один из основных импульсов XX столетия - протест против униформизма и тоталитаризма, безжалостно уничтожающих не только духовную уникальность, но и жизни миллионов. Теория Адорно во многом способствовала формированию современной духовной и социальной ситуации шгоральности
и децентрализации.
9. Несмотря на бесспорную актуальность и ряд продуктивных
идей, проект миметической рациональности не может избежать кри
тики. Главная задача негативной диалектики - ввести в понятие
непонятийное, оставив его непонятийным - остается во многом не
решенной проблемой. Свободный духовный опыт обогащается живой
фантазией, но в известной степени лишается уровня всеобщности
и необходимости.
Методология и источники исследования. Методологической основе й работы являются разработанные классиками принципы научного анализа историко-философского процесса: объективности, исто-
рического и логического, противоречия. Существенное значение для диссертационной работы имели коллективные труды, подготовленные в Отделе истории философии Института философии АН СССР: Методологические проблемы исследования истории философии 4.1,2, U., 1986; Проблемы марксистско-ленинской методологии истории философии. U., 1987 и коллективные монографии Института философии и права АН КазССР#по теории материалистической диалектики: Диалектическая логика, т.1-4, Алма-Ата. 1985-1987.
В своем исследовании автор опирался на работы Ж.М.Абдиль-дина, К.А.Абишева, Н.С.Автономовой , В.У.Бабушкина, B.C. Биб-лера, В.В. Бибихина, И.С.Вдовиной, Б.Т.Григорьяна, Ю.Н.Давыдова, А.Ф.Зотова, А.Б.Зыковой, Э.В.Ильенкова, А.В.Михайлова, Ю.К. Мельвиля, Н.В.Мотрошиловой, И.С.Нарского, А.Н.Нысанбаева, М.С. 'Орынбекова, Т.И.Ойзермана, В.А.Подороги, М.С.Сабитова, Э.Ю.Соловьева, Г.М.Тавризян, И.П.Фарман, В.Г.Федотовой.
Источниками диссертации явились осуществленные автором переводы сочинений Т.Адорно,М.Хоркхаймера,Г.Маркузе,Д.Лукача, а также многочисленных исследований на немецком, английском и французском языках, посвященных негативной диалектике Т.Адор-но, которые, в основном, впервые вовлекаются в научный оборот в отечественной философской литературе.
Практическая ценность работы. Исследование одного из важнейших направлений современной философской мысли имеет научную значимость в плане предстоящей разработки фундаментальных трудов по истории философии XX века, поскольку создает подготовительные материа-та, необходимые при осмыслении современного историко-философского процесса.
Диссертация положила начало систематическому исследованию западных типов диалектики в Секторе теории диалектики Института философии и права АН КазССР,где создана специальная творческая группа;приступившоя к разработке плановой темы "Диалектика в духовном опыте XX столетия".
Предложенная Интерпретация негативной диалектики как альтернативного типа философствования существенна и для дальнейшей конкретизации принципов нового философского этоса,ориентированного на взаимопонимание и мир. Результаты исследования могут быть использованы также в практике преподавания истории философии.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите па заседании Отдела теории диалектики Института философии и права АН КазССР и на заседании Сектора современное западной философии Института философии АН СССР. Основные положения, выводы И'результаты исследования изложены в ряде докладов и сообщений:на заседании сектора современной западной философии (1980),на методологических семинарах Института философии и права АН КазССР (1985, 1988), на конференции Института философии и права АН КазССР (1988), на всесоюзных симпозиумах в Алма- Лте (1977, 19Э0), Киеве (1979), Ереване (1984), Еильнюсе (1986). Соответствующими докладами автор Еыступил также на Международных конгрессах в Риге (1981) и Москве (1987). .
По теме диссертации опубликовано дче монографии.Теоретические подходы исследования философского сомнения и категории отрицания осуществлены в книге "О роли сомнения в познании"(Алма-Ата,1976). Значительная часть материала диссертации, анализирующая соотношение негативное диалектики и эстетической теории, опубликована в работе "Негативная диалектика. Два образа
критической теории Теодора Адорно" (Алма-Ата, 1990). Отдельные положения работы изложены также в главах нескольких коллективных монографий и в ряде научных статей.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии общим ооьемомЗі страниц машинописного текста.