Введение к работе
Актуальность исследования. XVIII век характеризуется преобразованиями, носящими всеобъемлющий характер. Воздействие преобразований испытали на себе и социальная структура, и экономика, и государственное устройство, и армия, и внешняя политика, и культура, и быт. Но, пожалуй, самой характерной чертой этого времени является то, что это была эпоха развития Просвещения и либеральных идей.
Преобразования, начатые Петром I, продолжила Екатерина II. Важнейшей тенденцией XVIII в., формировавшей разнообразие черт общественного сознания, являлось развитие фамотности и образования в стране, повышение общей и художественной культуры, развитие науки, изобретательства, гуманитарных, философских, энциклопедических знаний, рост книгоиздания. На волне европеизации и Просвещения формируется идеология энциклопедизма, которая является не только всесторонним образованием, осведомленностью в различных областях знания, но и способом систематизации и организации идей.
Энциклопедизм в России имел своих носителей в лице русских просветителей. Выразителями идеалов энциклопедизма были: Д.С.Аничков, А.М.Брянцев, Н.Н.Поповский, А.Я.Поленов, И.А.Третьяков, С.Е.Десницкий, Н.И.Новиков, П.С.Батурин, Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов, П.А.Словцов, Ф.В.Ушаков. Среди них был и Яков Павлович Козельский.
Научная разработка и изучение истории философии XVIII в. расширяет рамки понимания реального проявления различных форм духовной культуры и общественного сознания. Сегодня мы располагаем лишь фрагментами исторической панорамы нашей духовности.
Исследование творческого наследия Я.П Козельского, одного из представителей русского Просвещения и энциклопедизма, в какой-то степени ликвидирует одну из брешей, зияющих в этой панораме.
Степень разработанности темы. Труды Я.П.Козельского были изданы еще при его жизни. Однако в XIX в. наследие русского мыслителя-энциклопедиста отошло на второй план'. Это было связано с резкой радикали-
1 Исследователи жизни и творчества Козельского (Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях. 1772; Галич А.И. Картина человека 1834. С.34; Модзалевский В.Л. Малороссийский родосповник. Т.Н. 1908) ограничились скудными сведениями, почерпнутыми из энциклопедического словаря Брокгауза, а также из материалов Екатерининской комиссии по составлению уложения, где приводятся самые краткие биографические данные о мыслителе и дается сухой перечень его трудов.
зацией общественного сознания, переходом от просветительских идеалов стабильного развития к идеологии революционализма.
Начало изучения творческого наследия Козельского связано прежде всего с именем П.Столпнянского1. В своей статье автор впервые поставил вопрос о несправедливом забвении соотечественниками Козельского и осуществил попытку дать общую оценку его творческого наследия.
Заново интерес к творчеству Козельского возродился в советский период. В 50-е годы XX столетия были опубликованы основные трактаты Козельского: "Философические предложения" и "Рассуждения двух индейцев Калана и Ибрагима о человеческом познании"2. Это стимулировало исследовательский интерес к идейно-философским исканиям Козельского. Появляются статьи и диссертационные исследования.
В монографии Ю.Я.Когана3 были освещены многие стороны жизни и творческой деятельности мыслителя-энциклопедиста.
Общая оценка философского наследия Козельского дана в работах Г.Гуковского, Г.П.Макогоненко, Ю.Лотмана, С.А.Покровского; Е.С. Кулябко4. Творчество Козельского представлено в них как органическое, глубокое, передовое.
Философские, общественно-политические и экономические взгляды мыслителя были проанализированы в работах И.С.Бака, И.Я.Щипанова, В.А.Демичева5.
В.Е Прудниковым были раскрыты педагогические взгляды Козельского, его вклад в развитие математики и механики6.
1 Столпнянский П. Один из незаметных деятелей екатерининской эпохи. Яков Павлович Козельский. (Историко-литературный материал) // Русская старина. 1906. N212. С.565-584. избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. М., 1952.
3 Коган Ю.Я. Просветитель XVIII века Я.П.Козельский. М., 1958.
4 Гуковский Г. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. Л.,
1938. С.32-70; Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII в. М., 1951.
С.36-38, 83-86, 118-121; ЛотманЮ. К биографии Козельского//Вопросы философии. 1959.
№8. С.97-99; Покровский С.А. О некоторых направлениях в истории русской общественно-
политической мысли XVII1-XX вв.// Проблемы истории философии и социальной мысли XIX
в. М., 1960; Кулябко Е.С. Козельский Яков Павлович // Замечательные питомцы Академиче
ского университета. Л., 1977. С.89-95.
5 Бак И. Я.П.Козельский. Философские, общественно-политические и экономические воззре
ния // Вопросы философии. 1947. №1. С.83-100; Щипанов И.Я. Философия русского просве
щения. М., 1971. С.40-41, 124-143; Демичев В.А. Я.П.Козельский о предмете философии и
классификации наук//Вопросы философии. 1958. №4. С.132-137.
6 Прудников В.Е. Я.П.Козельский // Русские педагоги-математики XVIll-ХІХ вв. НІ., 1956.
С.115-132.
Вопросы истории в произведениях и переводах мыслителя были рассмотрены Л.А.Дебровым1.
Исследованию социально-утопических взглядов, проблемам гармоничного человека в русской общественной мысли посвятили свои работы В.И.Липский и Ю.И.Парамонов2.
Интерес к наследию Козельского сохранился и по сей день, о чем свидетельствуют исследовательские работы, учебные пособия Н.М.Золотухиной, А.Ф.Замалеева, В.В. Ильина, Н.В.Солнцева, Н.М.Чалова3.
Творчеству Козельского были посвящены также и диссертационные исследования: Ю.Я.Когана4, В. С.Дмитриченко5, В.А.Демичева6
Несмотря на то что в этих диссертациях были отмечены те или иные стороны мировоззрения Козельского, в них нет цельного рассмотрения его жизни, творчества и взглядов. В силу идеологической фундированное эти работы изобилуют партийно-классовыми формулировками и выводами. Козельский выступает в них как борец со всем "буржуазно-крепостническим строем", что не вполне соответствовало действительности. Исследователи, рассматривая Козельского как философа и переводчика, не увидели в нем мыслителя-энциклопедиста, который внес вклад в формирование идеологии энциклопедизма.
В этой связи энциклопедизм как явление духовной жизни России второй половины XVIII в. не получил достойного внимания у исследователей, не стал объектом целостного и всестороннего анализа.
1 Дебров Л.А. Вопросы истории в произведениях и переводах Я.П.Козельского // Историче
ские взгляды русских просветителей 11-ой половины XVIII в. Саратов, 1987. С.92-116.
2 Липский Е.И., Парамонов Ю.И. Социально-утопические взгляды русского просветителя
XVIII в. Я.П.Козельского // Некоторые вопросы Марксистско-ленинской философии. Челя
бинск, 1969. Вып.2. С.138-148; Парамонов Ю.И. Проблема гармоничного человека в соци
альной утопии просветителя второй половины XVIII в. Я.П.Козельского // Всестороннее раз
витие личности советского человека. Свердловск, 1979. С.119-127.
3 Золотухина Н.М. Утопический уравнительный идеал Я.П.Козельский // История политических
и правовых учений России XI-XX вв. М., 1995. С.192-194; Замалеев А.Ф. Лекции по истории
русской философии. СПб., 1995. С.123-125; Ильин ВВ., Солнцев Н.В., Чалов Н.М. XVIII в. Обо
собление философии от религии и становление ее как самостоятельной системы знания. Яков
Павлович Козельский //Русская философия в лицах. М., 1997. С. 37-39.
4 Коган Ю.Я. Русский мыслитель XVIII в. Я.П.Козельский: Автореферат дисс. канд. филос. н.
М., 1946.
5 Дмитриченко B.C. Общественно-политические и философские взгляды Я.П.Козельского:
Автореферат дисс. канд. филос. н. Киев, 1955.
6Демичев В.А. Философские, социологические и общественно-политические взгляды Я.П.Козельского: Автореферат дисс. канд. филос. н. Л., 1959.
В данном контексте значительный интерес представляют труды Т.В.Артемьевой и В.М.Зверева1, в которых феномен энциклопедизма предстает как "умственный переворот", как метод систематизации различных областей знания.
Своеобразие русского энциклопедизма состоит в том, что он, в отличие от западноевропейского (ориентированного на идеалы гуманизма и правосознания), на первое место ставил вопрос о просвещенной власти и гражданственности, трансформируясь преимущественно в направлении политической идеологии. Это своеобразие русского гуманизма со всей полнотой и отчетливостью выразилось в творчестве Козельского.
Все эти обстоятельства определили цели и задачи исследования.
Цели и задачи исследования. Исходя из очерченных выше проблем, автор ставит своей целью исследовать феномен энциклопедизма в духовной жизни России XVIIIb. и определить вклад в него Я.П.Козельского.
Цель исследования определила следующие задачи, рассматриваемые в диссертации:
исследовать истоки и содержание русского энциклопедизма второй половины XVIII в., предпосылки его возникновения;
выделить основные черты феномена энциклопедизма и их проявление в духовной жизни российского общества и в просветительской деятельности передовых русских мыслителей;
применить теоретико-методологические основания изучения русского энциклопедизма для анализа творчества Козельского как одного из его идеологов;
показать влияние идей западноевропейских просветителей и отечественных традиций на развитие философских воззрений мыслителя;
осветить социально-философские и военно-теоретические взгляды Козельского как составляющие энциклопедических воззрений мыслителя.
Методологическая основа и источники диссертационной работы. В качестве методологической основы диссертационного исследования выступает системный подход к изучению истории духовной культуры, а также традиции изуче-
1 Артемьева T.B. История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996; Зверев В.м. Социологическое прочтение философский идей России XVIII века: контент-анализ. СПб., 1998.
ния русской общественной мысли, накопленные отечественной историко-философской наукой.
Значительное место занял анализ произведений Я.П.Козельского по истории, философии, математике, механике, а также переводных работ.
Источниками исследования послужили опубликованные труды Козельского, его рукописи и документы, хранящиеся в Санкт-Петербургском филиале архива РАН; в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга; в историческом архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи; другие архивные материалы и публикации, посвященные анализу жизни и творчества самобытного русского мыслителя-энциклопедиста.
Научная новизна работы. К историко-философским и теоретическим достижениям диссертации относятся следующие моменты:
анализ идейных предпосылок русского энциклопедизма, его духовной связи с средневековой образованностью и Просвещением;
дано определение сущности феномена энциклопедизма;
энциклопедизм представлен как способ организации и систематизации различных областей знания, показаны способы проявления энциклопедизма в классификации наук и в структуре философского знания;
выявлены основные формы и черты русского энциклопедизма: секу-ляризм, гуманизм и отчетливо выраженное национальное самосознание;
выявлена сущностная направленность энциклопедизма: просветительская в России и сциентистская на Западе;
определен вклад Я.П.Козельского в формирование и распространение идеологии энциклопедизма в России во второй половине XVIII в.;
изучена роль Козельского в развитии военно-философской мысли и становлении военной науки в России.
Научно-практическая значимость результатов, полученных в диссертации. Научно-практическое значение и результаты, полученные в диссертационном исследовании, вносят определенный вклад в решение важной научной задачи, которая стоит перед современной историей русской философии. Выбор энциклопедизма в качестве объекта историко-философского исследования позволяет глубже и полнее изучать развитие русской
ской философской мысли XVIII в., определить место и роль просветительской мысли в духовном развитии России. Изучение жизни и творчества Я.П.Козельского, особенностей складывания его мировоззрения открывают путь к изучению истоков либерально-правового направления в отечественной общественно-политической мысли.
Материалы работы могут быть положены в основу общих курсов по истории русской философии и политологии, использованы при разработке спецкурсов, отражающих малоисследованные вопросы отечественной философии и истории.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета и кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской артиллерийской академии.
При подготовке и написании диссертации выводы и результаты исследовательской работы были апробированы в выступлениях на первом Российском философском конгрессе, IV симпозиуме историков русской философии, а также на различных научно-теоретических и научно-практических конференциях. В течение ряда лет автор использовал результаты работы при проведении занятий со слушателями Михайловской артиллерийской академии.
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в трех научных публикациях.