Введение к работе
Актуальность темы. Обнаружение в 1947-1956 годах в местности Вади-Кумран, близ северо-западного побережья Мертвого моря свитков, принадлежавших ессейской Кумранской общине (П в. до н.з. -Ів.н.з), по праву считается самым крупным открытием рукописей в новое время. Манускрипты Кумрана (явившего миру первый опыт мессианизма in aotu ), с одной стороны, во многом подтвердили прозорливое предположение ряда протестантских и католических философов, теологов и писателей конца ХУІІІ—XIX веков (e.g., И.Д.Михаэлиса, Х.Ф.фон Аммона, К.Ф.Бардта, К.Г.Вентурини, Г.И. Планка, Э.Ренана) о том, что ессейство предвосхитило ряд основополагающих доктрин первоначального христианства, а с другой -мнение известного французского социалиста XIX е. Т.Дезами, почитавшего ессеев одними из первых в истории носителями коммунистической (или, точнее, эгалитаристской) идеи. Радикализм (если не сказать революционность) идеологических воззрений и социально-политических позиции кумранитов обусловили эзотерический характер их произведений (прежде всего, очевидно, по соображениям безопасности). Так, намеки на исторические события носят в рукописях Мертвого моря иносказательный, аллегорический характер, почти все из упоминаемых здесь деятелей и все группировки фигурируют под условными обозначениями, кличками, а подчас и шифрами, абсолютные и относительные датировки отсутствуют (за единственным исключением: см. т.н. Дамасский документ (CD) 1:5-11). Идеологические представления выражаются в свитках, как правило, завуалированно, часто в аллегорической или метафорической форме, скупым, лапидарным языком. Кроме того, большую сложность для исследователей представляет то, что лишь десять кумранских произведений дошли до нас в более или менее полном виде; от остальных сохранились только отдельные фрагменты. Все тексты Кумрана
полны лакун. Поэтому не приходится удивляться, что практически во всех исследованиях по истории и идеологии Кумракской обаины отсутствуют отождествления значительного числа упоминаемых в рукописях сект и лиц, а религиозные и теологе—философские воззрения рассматриваются лишь в отдельных аспектах.не выявляется их целостная система, взаимосвязь; таким образом,ь целом реконструкция истории конгрегации косит фрагментарный,эпизодический характер,а многие проблемы не получают даже гипотетического разрешения. Показательны в этом отношении следующие слова российского кумрано-веда И.Д.Амусинн,который в своей последней работе "Кумранская общи-
на"иосква,1383)писал:"...ш не знаем истории... общины (имеется в Еиду Кумранская община.- И.Т.), особенно темен ее начальный период. Нам неведомы узловые события, связанные со временем и обстоятельствами возникновения общины, ее генетические связи, Еремя и обстоятельства поселения в Кумране и появления Учителя праведности (имеется в виду харизматический лидер конгрегации.-И.Т.), значение ряда важных символических обозначений, которые используются в кумранских рукописях. А как говорил Аристотель, "нельзя развязать узел, не зная, как он завязая". Задача написания истории Кумранской общины - дело будущего" (с.186). Через несколько лет немецкий кумранолог и специалист по Новому Завету О.Бетц, подводя итог сорока годам кумранских исследований, констатировал: "Идеология и исторшз этой секты(вс.Кумранской обаины.-И.Г.), ее происхождение и развитие, внутренние противоречия и расколы, отождествление Учителя праведности и его главного(ых) противника(ов) все еще являются предметами обсуждения или даже отказа от такового. Кумранские авторы не были заинтересованы в сообщение точной информации о себе посторонним иудеям и еще ыекьсе - будущим поколениям язычников (gentiles)", (одагап and the Nev.' Testament: Forty їеагз of Research, Qwaran Chronicle 1 (i990), p.20.). А другой немецкий религиовед М.Клинг-хардт, суммируя итоги состоявшегося в октябре IS82 г. в Граце (Азстрия) симпозиума под пессимистическим названием ''Кумран нигде", посвященного обсуждению результатов сорока пяти лет исследований вопросов, связанных с происхождением рукописей Мертвого моря и хйрбет-кумранского поселения, отмечает: "...продолжают иметь место попытки дать всеобъеиладее истолкование свитков, базируясь на сугубо частном понимании ряда... рукописей кумранктов, таких, как iqs, lQSa и CD (имеются в виду основные произведения сектантов - Устав общины, т.н. текст "Двух колонок" и Дамасский документ.- К.Т.). Кажется, что сегодня точно так же, как и 45 лет назад, небольшое число основных манускриптов вынуждены нести на себе груз доказательств самых разнообразных теорий, в то время как данные всей совокупности свитков, рукописи как единое информационное целое остаются без внимания. Если будущее исследование свитков сконцентрируется именно на этом, то в кумранологии несомненно произойдет продвижение вперед* (Ошигап Howhere? A. Symposiiim on the Origin of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Сіивгал Site (GraJ^Austria, Oct.17/18,
1992).- Qumran Chronicle 2 (1992), pp.36
Об отсутствии ясности в вопросах истории, идеологии и религиозной практики Кумранской конгрегации говорит и тот факт, что на основе одних и тех же текстов кумранктов питаются идентифицировать с самыми разнообразными религиозными и этическими течениями в Иудее П в. до н.э.- I е. н.э.,как-то: с ессеями, саддукеями, фарисеями, зелотами и сикариями, самаритянами, адептами Иоанна Крестителя, эбионитами, обшиной Иакова, брата Иисуса Галилеянина, и рядом других движений.
Сенсационное опубликование осенью 1991 г. всех текстов рукописей Мертвого моря, некоторые из которых до того были недоступны для изучения даже специалястам-кумраяологам, как кажется,еще больше усилило разноголосицу мнений по основным проблемам истории и идеологии Кумранской обпятаы. Все это, как нам представляется, является достаточным основанием для того, чтобы еще раз обратиться к рассмотрению этих вопросов.
Научная новизна исследования, в монографии на оскоеє анализа кумранских рукописей и сообщений античных историков и философов представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумрач близ северо-западного побережья Мертвого моря во П е. до н.э. -I в. н.э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становление иудейских религиозно-этических движений ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумрани-тов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения я развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии.
Автор книги предлагает собственную историко-философскую интерпретацию ряда опубликованных в начале SC-x гг. кумранских текстов (часть из которых вообще не были известны до опубликования монографии русскоязычному читателю).
Практическая значимость.Содержааиеся в монографии материалы мо-могут быть использованы исследователями, занимающимися историей идеологий стран восточного Средиземноморья и, прежде всего,Иудеи, в эпоху эллинизма и ранний период римского господства, а такле
историей иудаизма и раннего христианства, палестинских гностических и мистических учений, интертестаментальной и новозаветной литературой при написании научных статей и монографий и при подготовке и чтении лекций и спецкурсов по истории религий, философии и литературе народов древнего Ближнего Востока на философских и восточных факультетах университетов и в духовных учебных заведениях.
Методологической и теоретической основой монографии послужили историко-филологический метод работы с источниками на различных языках, сравнительный метод философского анализа идеологических построений древних религиозно-мистических конгрегации, достижения российской и мировой науки в области кумрано-логии и оиблеистики, религиоведения и философии религии в целом.
Монография е ее автореферат обсуждены на заседании сектора Древнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН в 1995г. За вреь'я, предсествоЕавшее выходу книги, работа не раз апробировалась как письменно (общий объем вышедших в свет и находящихся в печатк статей и монографиш составляет 49 а.л.), так и устно, в виде доклздое, сделанных автором на заседании секторе Древнего Востока СПб.5 Институте во стоков еде кия РАК, госЕЯшекког памяти Е.В.Струве, а такке: е феврале 1988 года, кг конференции "Страны сеЕерс-вапгдвоР Африки и Красноморского региона е древности и раннем среднеЕекоЕье" е Институте востоковедения (Коскеє) в декабре 1988 года, на 71-х Сергеевских чтениях" е Московской государственном университете в январе IS8S года, на ХХІУ-й годичной сессии СПб.Ф Института еостоко-еєдєкия РАН в марте I98S г., не заседании сектора Древнего Востока, посеяшєкном памяти И.Д.Аыусияа, в ноябре 1990 г., не международном коллоквиуме по рукописям Мертвого коря в Ь'огиляяах (около Кракова) б июле 1931 г., на ПУП-й годичной сессии СПб. Ф Икстгтута востоковедения РАН в декабре 1993 г., на международной конференции "Аккультурация и политический строй е эпоху слд::ккзь:а" в Берлине в і-*арте 1994 г., е Манчестерской университете для профессоров и аспирантов философских факультетов и факультетов теологии и религий Манчестерского, Шеффилдского к Бирмингемского университетов в феврале 1S95 г., на совметном торжественном заседании СПб.Ф Института востоковедения РАН и московского Института востоковедения в честь 60-летия д.и.н.,гл.науч. сотр. СПб.Ф Института востоковедения РАН И.М.Дьяконова 17 января І&&5 ,г.
Обьеы и структура монографии. Работа состоит из "Предисловия" (написано доктором исторических каук Н.Б.Янковской; с.5-6), "Предисловия автора" (с.8-12), четырех глаз (с.14-313) и "Заключения" (с.315-316). Завершают работу списки "Сокращений" (с.317-323) и "Библиография" (с.324-362). Обзий объем книги - 24 п.л.