Введение к работе
Актуальность работы. В результате обрзтения собственной независимости народ Узбекистана осуществляет ныне процесс духовной де-кодонизации, гкубокого самопознания, поиска достойного места з мировом сообществе.'."С древних времен,- шшэт И.А.Карймоз,- топи ка-
ШЄЙ ЗЄМЯИ МЫСЛИЛИ К ЖИЛИ НераарНВНО СО ВСеМ ИЗВЗСТНЫМ ИМ %ЕОВЭ -
чеством. Свидетельств тому немало. Шелковый путь из глубин Азии на
Бликний Восток, в Звролу и Африку. Творчество великих предков -. из
вестных всему куиьтурному мару ученых и мыслителей, строителей го
сударств и городов Самарканда, Бухары, Шахрисабза, Хивы, до с»х пор-*
удивляющих своим величием и красотой". И как естественное явлекиз,
.сопровождающее всякие подобные общественные перемены, следует сони-'
мать обращение людей к истории - с тем,- .чтобы найти в ней опору з
попытках разобраться в событиях настоящего. '
Одной из значительных страниц истории Узбекистана и всего региона Центральной Азии является джадидазм. Возникнув на рубеже XIX и XX веков, как теория и практика национально-освободителілого движения против колониализма, дкадидизм аккумулировал з сэбэ «но-п:е лучшие черга духовного наследия г-кзегных наролол;.он взявав" свой способность бороться протяв царизма, имперских притязаний, вульгарного социализма; он указал ясную перспективу перехода я экономическому и политическому суверенитету Туркестана. Нд будет преувеличением сказать, таким образом, что изучение джадидизмэ способно помочь решешго нынешних проблем и, в частности, доставленной ії.А.Карямовнм залачл - создания ддеологии независимости.
Каримов И. А, Узбекистан: свой путь обновленая а прог-рэсса.- Ташкент: Узбекистан, IS92.-C.62; - . "
4. <
Дгадкд* отстаивали принцип неприкосновенности частной собственности, вперше выдвинули идею свобода банковского капитала. Оки стремились создать таков государство, где сильны были бы центра листскае начала, мощная светская власть. Лидеры движении, особенно А.Фитрат (I886-IS38), обосновали необходішость построения на будущей свободной родине правового государства с приоритетами закона и законопослушания. Заслугой джадидов можно назвать и должное внимание к аграрному вопросу, дехканству, социальной справедливое». гн, благотворительности, меценатству. Джадиды, хорошо знавшие историю к психологии своего народа, отвергали революционные скачки, предпочитала мирные и бескровные формы политической борьбы. Как еи-дим, все сказанное вполне соотносится с нынешними процессами в Узбекистане, стратегией и тактикой Президента И.А.Каршлова, провозглашенных им пяти принципов перехода к рыночной экономике.
Джадиды, как и нынешние силы прогресса и реформ, видели основную сбои социальную опору в молодежи, с её патриотическими -устремлениями связывали успех собственных начинаний. И тогда, т.е. в конце LIX-начаяе XX вв., и ныне передовыми слоями масс ставилась во главу угла задача борьба с инерцией, косностью, безынициагив-
*
ностьзз,' консерватизмом, исторические пграллзлп, таким образом, па-лицо - они помогают и способствуй! гдзлогачзскому обеспеченна пути незаЕпсахюста.
Стеиэкь изучзнноста проблемы, йсадидизм изучался еда б ІУІ8-I92G годах склеїли лучших представителей узбекской творческой ий- .
ТЄЛЛЕГЄаПУ.Е. ОднаКО В ИОСйЭДуКЧвМ И ВПЛОТЬ ДО ПрСВОЗІ',- АЛ'ЗгШЯ Н83--
вгеикосга Узбекистана готалятарньйь. режимом сзуг;ас:и v ось негласное тебу на исследование проблемы, которая ст^ ;а "Сол.;.,: гл-гно:.;" лс-
торил нашого народа. Ухо тем более касается младобухарцев, которым
з самостоятельном плане посвящены всего две работы.
Как свидзгелъство перзгивавпихся исторических условий и одновременно нелегкого творческого пояска следует воспринимать, выходив-елэс научные труди: в конце 20-30-х гг. - С.Айни, З.Федорова, О.Гло-вацкого и др.; в оО.-60-х гг.- И.М.&ушнова, А.М.Богоутдинова, З.Ш. Радзабова, С.Багыева и др.; в 70-х гг. - Х.П.Вахидова, Э.А.Каримовз, С.З.'симанова, ,А.^.-ішанова и; др.;з начале 80-х гг.- А.Алиева и др.
Яозчми подходами, обусловленными крахом тоталитарного репскма, отличаются "посвященные джадидам работы литературоведов последних лот." Поскольку идеология дладидизма является по существу своему частью общего духовного наследия народов мусульманского Востока,то -осмысление этого феномена невозможно баз обращения к трудам М.М.Хайруллаева, М.Б.Баратова, А,К.Еалиева," А.Ф.Файзуллаева, Ю.Д.
BUlllHlHl-HIWWI !! НИШ И lit и «щ .м-че^^мі— іШііііН.ИІ Нін II І II І Ill II II НІНИ
^а'мойлович А. Н. ііервое тайное общество младобухарцев // Восток.- М.-І922.-ЯІ,- С.97-99; X о д ж а е в Ф. 0 младо-бухарцах // Историк-марксист.- M.-I926.-J6I,- С.133-141;
Чулпон ва Нитрат адабий меросини урганиш буйича тузилган комиссия хулосалари // Узбек тили ва адабиёти.- 1988 .-ffi2»- С.26-33; И з-з s т С_у л т о н, М а.м'а s о н о в С. %цаниятдаизнинг икки сий-моси // Узбекистон адабиёти. ва санъати.-ЗДЗВ.- з июнь; Поупов Э., Каримов Э. Объектив бахо барит пайтя келди // Узбекистон хомкунисти.- І986.-И2.-70-83 б.; К, о с им о в С. Бехбудвй ва-яа-дидчилик // Узбекистон адабиёпх ва санъати.- 1990,- 19 январь; 1у с-с и м о в Б. дададчилпк //'Ёщлик,- "I9SQ.-Jf?7.- 8-9 б.; К a jlh'm о э Н. Явлено їитрат // Фая ва тур;луш.-1990.-й7»-8-9 б.; А дід-в'в А. Чатл этипган адиб // i'yraicTOHj- I9B6.-tfI0.-* 8-12 б.; Т у р.- д и е в Ш. Исмоилбек Гасшрзли ва, Тураастон // Узбекистон адабивти ва санъати 1991,- 15 январь; Б;о. л'т-а боев X. Номаълум витрат // Ёшлик.-1990,->4.- 34-37 б.;Шарафиддинов 0. Истицдол' фидойилари^ Тошкент: Шарк» I9SQ.-B7 б. ва бошц.;
джумабаева, М.К.Арипова, Х.А.Алпкулова и др.
Цель к задачи исследования. Основная цяль работу, состслт в обоснований наличия, анатазе, и периодизации разв;іт;ія общєстванно-оилософских взглядов мя&добухарцев. Перед дкг-.сертацкеГ: в этой сея-ул стояли следующие задачи:
— раскрыть преемственность в развитии обществекно-философ-сколМысли Бухарского зшрата нового л новейшего времэнк, роль и значение местных просветителей (А.Доюш и его ккояа) в формлровэ-ник идеологии нладсбухарцзв, тесную идейную сеязь последних с мыслителями остальннх мусульманских регионов Российской империи;
— винить существование первых младобухареккх групп, определить дх идейные установки, показать становление целостной общест-ваько-фквоссфсксй платформ указанного SBiiseiirj;;
- ооьектлвцо, с поьздиі нового ьипдешл, рассг.:отреїь посатден-:-:ііє младобузарцаи рабогн сбпзствоведоз стран Запада.
Прздмзт к ооьект ксегедовакчя. щуедкзтоа исследования являются
-7-общгствэяно-политлческиё взгляда д^лдидов, проанализированные' с учетом н'оенх фактоз и с непредвзятых позиций. В качестве остекта исследования избран процесс зарождения, функционирования и последующей эволюции общественно-философских воззрений мігадобухарцев.
Источником основной информации слугхпли лнтогра^крозэчине и наборные книга, рукописи и газеты, хранящиеся в нзучне—иссиедовз-тельскіїх центрах, музеях и библиотеках Ташкента, Самарканда, Коканда, Бухари, Казаки, Астрахани, Бахчисарая, Баку, Душанбе. Ялты, Оикрэрсшля, ^анкг-ііатербурга, Мосюи; различные чяотнна колеклди; каталоги тврксг-их и персидских книг библиотек Си.А., 2раки,:к, -i-Vp'/a-нии, Нэ^икойрятанпл, Турции.
Автор при написании диссертации широко ошіралея ка обнаружен-пае км ноше "атер.'зли из Лендов егтадутоких архивов: «"збэкдетача -Архива аппарата Президента, вентрального государственного архава, центрального государственного архива іишо^от&ронодскуг.ентов, Сдуя-бн национальной безопасности, архивов аппаратов ^скнг.ов г."г:п>:энет, '>."аркаппс:;г;і, органоне:; п Бу-.сарсг.сй облаете.:; ?ссс;:.: - Гроудар-с.'~'з;::юго архива, Государственного архива эрг.гнт, Государственного jpx.'tEa ліїїоратут:: ;: искусства, Гссудг>рственнсго геспг.с—дстсртсс-.чо:1 о эр/ива, вентрального архива ^нігясторстза бе"атас;ісс:"і, асігт-; -лінсго арх/.га і.'-пунотаро'тва ннестрячннх дгл, ііентрн хранения и ;:" ~'.у:.".г, .toxyvn'Tc?. ::оге;:г.яЛ істотнії: -'козні:'і — "госп'Г"!^а -^^:::^^0^ с:іг..:ст::: L,,,..: „':с:, па - т\. г',;.;<;^ V--;t"o;.'ot:c'! об'Т"ст;і,
-8-ственная связь мезду всеми разнагвдностяив среднеазиатского джада-длзма.
Основными результатами иссдедовагаи, обяадащнми научной новизной, по нашему мнению, яваявтся сяадующик :
показаны закономерность появааная на общественной арзне Бухарского эмирата джадааиэма я его лдаологші, взаимосвязь этой идеологий с обществэнно-фялооафсвига учениями центральной Азии конца XII века, с именами Ахмада Лонища и других крупных просветителей, влияние на младобухарцев туркестанскоз, западной, русской, татарской, иранской, азербайджанской философий;
определена и охарактеризованы первые группы шіадобухарцав я их идейные установки; в отдельности и совокупности оассмотрзны общественно-философские произведения С.Айни, A.itapaTa, М.-С.ла-хима, публицистические работы о Бухаре М.-л.Бехбуди, М.-К.Абдура-шидхааова, Х.-М.Шукруляаева, 'й.Гаогринского, ш.Иарджаня, Г.Курса-вя, Ь.-А.^арагаи;
систематизированы основные идейно-философские концепции младобухарцев; детально проанализированы крупнейшее общесгьаннс-философскоа произведение народов Средней Азии начала XX века ~ трактат А.Фитрата "Путеводитель освободяекпя" (1Э15), а такке документы младобухарцев "Реформа в Бухаро" (191?) и %'Ьрс?.5ноь:ап (Ю20);
выявлен п обоснован либерализм младобухарцав, рассмотрело возппкновзнез в их срздо республиканских идей, изучена и прознзяп.-зировашз сбцастюішо-фплоссфские статьи кгадобухарчез на странице;-туркестанских, татарских, аззрбайдаанекгх г. руссглх поганий;
раскрыто развития радикализма и'возт'-:дйьо!!«;-. аа этой осеоьз
- 9 -нескольких концепций шадобухарцев, разработка з последних некоторых фуниамзнталънкг. философских понятий;
показана ватаость подхода к трудам западных советологов о младобухарцах с позиций нового ютле.чия; кзучзга к критически обобщены работа обществоведов Запада ІУ85-І992 гг., выявлена "рациональные зерна" этих исследований;
представлены в качестве приложения неизвестные или малоизвестные среди специалистов философские тексты, а тэкге схемы, копии фотоснимков, краткие биографические данные об упоілянаемах в диссертации лицах.
ідтодологяческая база, методы исследования, категориально-понятийный аппарат.Методе логической основой исследования с луги ли идеи единства всемирно-исторического процесса, постулатеитого и прогрессивного развития человечества. Автор опирался на труда и выступления Президента Узбекистана И.А.Йарпмова, научные монографии востоковедов, срилосо-ров, историков, филологов и т.д.
В диссертации используются разнообразные катоды ксследовацня: аяалоші:, исторического и логического, оообптенпп п-ограничения и т.д. Особо'следует отметить, .что научное повествование опирается на динает.ку взакмоотноЕэнг'! традиционного и современного, национального и об-дзчо логического, ксп^эсспсиаггьг'ого п фундглэптадмого,
Работа зиждется на такпд устаггв:с:;:ся nzn научно стг.оррзктлро-ванных автором понятиях, как илпбсралдг:лп,"яарсди:їчгстго!*,гйс:іс7и-туцлонннй !.хнзр:с!см","народная до:,:оіфаткя!,1,"ргснубллкзндзі^ п т.д.| креко того, автор прэдпрккзпас-г лгїитку дать схрзде~гяия пегжляп "Д7.адидпзмп,"кадиідсгЕ",пі,!.іадобух8р^" ет.д. В оценка пезятпяtipoc-вотлтольство" дпесортапї согласился с глкз'сзх: об иделтичносгз его а
-10-некоторых случаях с понятием "дкадидизм".
Территориальные и хронологические рамки исследования. В диссертации процесс становления и развития общественно-политических идей лаадидвзма прослежен на материалах Бухарского эмирата. Тем не менее, известно, что границы эмирата отнюдь ни совпадали с границами культурно-ЗйлософсхоЗ среды Центральной Азие и всего мусульманского Востока начала XX века. В силу этого автор отказывается от строгих географические рамок.; Хронологически же исследование базируется на периоде 190Ь-1920 гг.
Практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут стать ватага подспорьем в работе исполнительных органов по более широкой пропаганда л внедрению жизнь идей прогресса и процветания незанвешюго Узбекистана. Положения данцой работы могут быть использованы гакке. при чтвнал вузовских курсов лекций по философзг,. кудьтурОЕСтиа, истории Узбекистана, политологии, праву, этике, эстетике, репЕтиовадение» .Диссертация шжет привлечь внимание музейных в библиотечных работников..
Апробация работк. Основные результаты исследования доклады-
пі ни цщ|Щ1иим»*ч^*1—я—
вались на ьшЕреспубягшааской научно-теоретической конференции "Особенности раоЕзявя национальных культур в условиях перестройки в обновленая ойззегга" (Tcskbet, І99Ї); межреспубликанской Ваучно-твораютесксЗ .кенфаредаи, посвященной 70-яетио бухарской рэзаггнпи (Бухара, 1990); заседании Проблемного Совета по мате-рсаяпстЕпеокой-ЯЕадеггпке Минвуза РФ .{Ленинград, 1988); заседании сзг.тора яегорна фгкоесфгз Ш PS (Москва, 1290); межреспубликанской паучгл-їіракгячзской конференции Фондов культура (Ялта, 1990); ЛврЕЩ:%85Сзщ:.йз20соф8ках чтениях (Бухара, 1932); __
-II-
рєспубликанскоЯ научно-гборегическоИ конференции, посвященной творчеству А.Фптрата (Бухара, 1992); различных научных мероприятиях Бухарской области (I987-I9S3). Некоторые положения диссертации излагались в письмах и заметках, опублакомнинх журналами "Общэственная мысль","Деловая аизнь", "Вопросы фичософяи","Философские науки",.газетами "Узбекистон овози","Правда Востока", "Халк. сузи","Народное слово","Бухоро хацицати" и др.
Структура диссертации . Диссертация состоит из введения, шести глав (двенадцати параграфов), заключения, двух приложении, двух схем, списка использованной литературы. Логика расположения материала - хронологическая.