Введение к работе
Актуальность исследования. Серьезное знакомство с наследием современной зарубежной философской мысля, преодоление отрыва от общего контекста развития да.ровой философия является одним из важнейших условий пояска выхода из духовного кризиса нетего общества, 'осознавшего недостаточность, а подчас я пагубность привычных," наработанных концепций я мыслительных приемов в новых условиях общественно-исторических реальностей. В связи с этим наше внимание обращено в философским взглядам американского мыслителя Джорджа Сантаянн, представляючим собой значительный вклад в сокровищницу мировой духовной культуры.
В современный период обострения интереса к человеческой субъективности и всему комплексу связанных с ней проблем происходит активное восприятие я использование философских учений, обращенных к проблемам существования человека в мире как индивида и для которых веяно внутреннее состояние субъекта. Одним из таких ученяй является учение Дк. Саятаянл. считавгзего. что" философия должна отказаться "от вс?х претензий ка создание систем Вселенной, оставить теория Вселенной науке ... и сконцентрировать езое вникание яа личном опыте, лячних перспективах, личных идеалах"*. Американский мыслитель рассматоявал философии как разработку моральной позиции по отнокенип к миру, как "способ достижения гармония с самям собой и своим окружением"**. Он утверждал, что каждая личность обладает неповторимым, уникальным и сачоденностнш* характером, я мы всегда можем обратиться к сфере добра и ценностей, потенциально существующей в каждом яз нас.
Богатое творческое наследие Дх. Сактаяны, незаурядного мыслителя, признанного классика американской философии, прекрасного поэта я писателя, блестящего стилиста,.зызнвает непреходящий интерес в даре.'Однако; в отечестяеяяоЯ ксгсряко-їялософской литературе взгляда Сантаяны не получили должного освещения. Недостаточная изучеішость и идеологическая направленность яятер-
Х// Sanfayana G. Obiter Scripfa. A/ew Уог& -ZxOnc/ог., 1936. P. 100. й3{/ Santayana G. The Realm of Being. Orie-vofume edit ion. tfe« 7огїх, 1942. P. 827.
яретаций идей философа закономерно актуализируют предпринятую в диссертация попытку преодолеть устоявіаиеся стереотипи в оценке творчества американского мыслителя; выработать широкий и непредвзятый подход к изучению его философского наследия, а также достичь целостного представления о сложном процессе становления и развития Философского мировоззрения Дж. Сантаяны.
Степень Разработанности теми. В отечественной философской литературе практически нет работ, анализирующих генезис и эволюцию философии Дж. Сантаяны. Кроме того,"-отсутствуют исследования, дающие полное и систематическое представление о сложном и многогранном учении американского мыслителя. В немногочисленных работах отечественных исследователей творчества Сантаяны освещаются лишь некоторые аспекты его философии, в сачзи с чем образ философа складывается в настоящее время только в отдельных его чертах.
В рабогах Богомолова А.С. и Шиной Н.С. осуществлен глубокий анализ воззрений Дж. Сантаяны как представителя критического реализма, но подвергнута суровой критике моральная философия мыслителя. В трудах Ендовицкого В.Д. предметом изучения стали эстетическая концепция к социальная теория Сантаяны. Диссертационная работа Кандарели Т.Р. "Критика иррациональной эстетики Джорджа Сантаяны" /Тбилиси, 1983/ продолжает критический анализ эстетических взглядов философа. В рабогах Луканова Д.М. философские идеи Сантаяны рассматриваются в контексте общих установлений школы критического реализма, а также как своеобразное выражение экзистенциальной философии США. В диссертациях Дегесиса Л. А» "Гносеологические проблемы в философии Джорджа Сантаяны" /Вильнюс, 1984/ и Попельской Е.О. "Критика гносеологии Джорджа Сантаяны" /Минск, 1986/ анализируется зрелая гносеологическая система философа, выявляется общность его философских взглядов с позицией других представителей критического реализма.
В последнее время появились небольшие интересные работы, анализирующие связь философии Дж. Сантаяны с философией жизни /Гарин И. Воскрешение духа.М., 1992/, индийской философией /Шохин В.К. Джордж Сангаяна и индийская философия. Вопроси философии. 1992, # 4/ и прагматизмом /Епояя Т. Уильям Джемп и Даордж
Сантаяна: два видения философии. Вестник МГУ. 1994. М А/.
В зарубежных исследованиях, посвященных анализу творчества
Дж. Сантаянн. раскрывается структура его философских построений
в контексте американской культуры. Наиболее интересными, на наш
взгляд, являются работы Р. Батлера, Т. Мунсона, Т. Сприджа и 'не
которых других. В них рассматривается трогай спектр проблем:
онтологических, эстетических, гносеологических, социальных, эти
ческих. ,
Милтон-Мунитц в работе "Моральная философия Сантаяны" пришел к выводу, что философия Саятаяны представляет собой разновидность христианской этики. В. Смит в книге "Идея-люди настоящего" заключил, что фокус философии американского мыслителя есть эволюционизм.
Еоспоминания друзей и коллег Сантаянн X. Каллена. К. Ламон-та. Ля. Рандалла, М. Муяитца, Э. Нагеля, Г. Шнейдера я Дж. Гут-манка на вечере памяти философа оформились позже в 'книгу "Разговор о Джордже Сантаяяе". Перед читателем живо встает образ Сантаяны как человека и как великого философа. Дав высокую оценку идеям Сантаяны, оказавшим больное влияние на развитие американской философии, собеседники согласились с выводом X. Каллена, в течение многих лет являвшимся ассистентом Сантаяны, что выдавшийся мыслитель был "одиноким и тоскующим, человеком,', построившим свое философскую систему для защиты'от собственных, чувств",.
Работы Джорджа Сантаяны.почти не знакомы нашему читателе, за исключением двух переведенных и опубликованных эссе"Основы и предназначение поэзии" /М., 1974/, "Прогресс в философии" " /Вопросы: философии. 1992, Я 4/, а также фрагментов из раннего произведения философа "Чувство красоты" /Л., 1S57/.
Цель я задачи исследования. Философия Джорджа Саятаяны претерпела значительную эволюцию, неизбежную для столь долгой жизни. Достижение целостного представления о процессе становления и развития философского мировоззрения Саятаяны на основе всестороннего анализа его. взглядов на важнейшие проблемы философии и является целью настоящей работы.
Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
- выявить и проанализировать факторы, повлиявшие на формирование жизненной и философской позиций Сантаяны:
изучить истоки философских идей я концепций американского мислителя:
проследить философскую эволюцию Сантаяны по линии перехода от натурализма к критическому реализму:
проанализировать основные положения философии Сантаяны;
показать своеобразие философского учения Сантаяны и определить его роль в духовно-практическом осознании дара.
Методология я источники диссертяппи. Методологической основой настоящей диссертации является сравнительно-исторический метод. Б целях последовательной реконструкции идей и стиля мышления философа в контексте его культурной срелы. воссоздания феномена философия Сактаяны в его историческом контексте бгли проанализированы философские концепции представителей трансцендентализма, прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и неореализма. В диссертации также использовался герменевтический метод.
Работа выполнена непосредственно на широкой источниковедческой американской литературе, включающей как философские произведения самого Джорджа Сантаяны. так и монографии, посвященные творчеству философа, а такжеисследовательские работы, содержащие анализ общих установлений школы критического реализма я американской философии в целом.
Няучнг.я новизна Работы,. Научная новизна работы заключается в постановке' и содержательном анализе ряда малоисследованных аспектов, касающихся основной проблемы диссертации:
- расширены представления о предпосылках становления фило
софского мировоззрения Дж. Сантаяны: на основе' анализа малоизу
ченного материала, включающего как произведения самого американ
ского мыслителя, так и работы западных исследователей его твор
чества, выявлены и проанализированы специфические условия и фак
торы, повлиявшие на формирование своеобразного видения мира фи
лософа; по существу, впервые в отечественной философской литера
туре дан наиболее полный анализ истоков философии Сантаяны - от
античной мысли до современных ему философских направлений;
- обоснована целесообразность условного выделения двух
периодов творчества Сантаяны для изучения динамики развития его
философского мировоззрения. Такая периодизация аргументирована тем, что ранний период научных исканий американского мыслителя отмечен переходом от поэтических опытов к первичным философским построениям, постановкой ряда ватшейшпх для его творчества Философских проблем я их решением с натуралистических позиций. Второй период творчества Сантаяны характеризуется вступлением философа в школу критического реализма я окончательным определением собственной философской позиции;
- на основе критического анализа ранних взглядов Сантаяны, а также его зрелых гносеологической и онтологической систем показаны суть и своеобразие философии мыслителя.'
Практическая значимость исследование. Провепенннй в диссертации анализ философии Дж. Сантаяны имеет определенное прак- ' тическое значение, поскольку учение философа, мыслившееся им как "моральная рефлексия". как' "дисциплина ума и сердца, нецер-' ковная религия" предлагает ряд конкретных решений в нравственном самосовершенствовании человека. Основная интенция Сантаяны -предложить каждому из нас способ "выживания" в динамичном и непривычном мире - не лишена сегодня смысла.
Выводы и результаты диссертации,, ее материал в целом могут быть использованы в дальнейших исследованиях в области современной зарубежной философии, а также при разработке общих и специальных-курсов по история зарубежной философии.
Апробация работы. Отдельные положения диссертации докладывались на межвузовских конференциях, проводивших ся в Санкт-Петербургском государственной университете: "Структура и методология современной зарубежной философии: проблемы исследования и преподавания" /23-24 марта 1993 г./, "Методология исследования философских культур: общее и особенное" /24-25 апреля 1995 г./.
На заседании кафедры современной зарубежной философии философского факультета ШбГУ диссертация была обсуждена и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав /каждая из которых содержит в себе по три параграфа/, заключения и списка использованной литературы.