Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX века Пишун, Сергей Викторович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пишун, Сергей Викторович. Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX века : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.03.- Москва, 1996.- 40 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования мокно обосновать следующими аргументами. Последние годы отмечены большим количеством публикаций по истории отечественной философской мысли XIX в. Значительная их часть была посвящена изучению взглядов отдельных представителей русского "любомудрия". Это имело благоприятные последствия, открывало широкие перспективы для последующих теоретических поисков ж открытии, ибо позволило современной историко-философской науке накопить значительный исследовательский материал» В настоящее время необходимо переходить к "сквозным" исследованиям, находить определённые тенденции и закономерности развития отечественной философской культуры прошлого, причём это можно делать как на уровне сопоставления целых систем, так и на уровне сравнения отдельных элементов данных философских учений о Вместе с тем, необходимо делать это на прочной "эмпирической" основе, не отказываться от постоянного обращения к творчеству отдельных представителей интересующих нас направлений русской философии. В данном контексте обращение к богатому наследию отечественной духовно-академической философии, внесшей значительный вклад в развитие, русского философского теизма, поможет лучше понять специфику русской культуры философствования, осознать особенности и основные направления развития отечественного философского идеализма в пору его расцвета.

В последнее время существенно возрос интерес научной общественности к антропологической проблематике. Тема человеческой индивидуальности ныне разрабатывается психологами, теологами и, разумеется, философами» При этом обнаруживается ценность достижений прошлых эпох, особенно в плане разработки "онтологии души", "метафизики человека"» Собственно, "новый" взгляд на человека, то, что П.С.І^ревич называет "антропологическим ренессансе^", есть не что иное, как актуализация определённых исторически сложившихся типов антропологических учений,, Православный философский теизм также в значительной степени повторял иудео-христианскую доктрину понимания человека. В этой связи следует отметить, что актуальность данно-

го исследования обусловлена также определением степени оригинальности русского философского идеализма XIX в. Необходи- мо было подчеркнуть глубокую и неразрывную связь русской теистической философии с иными философскими течениями, особенно с патристикой, рационализмом Декарта и Лейбница, немецким классическим идеализмом и западноевропейским теизмом XIX в.

Кроме того, актуальность данного исследования русской религиозно-философской антропологии обусловлена важностью изучения проблемы человека,как таковой, сущностных, бытийетвен-ных характеристик индивидуума* Потому важной представляется теоретическая реконструкция православного метафизического учения о человеческой душе (метафизической психологии), православной философской концепции об онтологической укоренённости морали в человеческом бытии.

Особое значение и актуальность в наше время переоценки многих ценностей и сыены мировоззренческих ориентации приобретает определение целей и смысла жизни каддого конкретного человека» Человек часто осуществляет акт выбора, прислушиваясь к собственному "внутреннему голосу" и ему необходима уверенность в справедливости своих ценностных предпочтений. Для того, чтобы получить эту уверенность, человек должен обратиться к природе собственного внутреннего ыира, своей духовной природы, индивидуальности, личности, "Лица". В этой связи вполне естественным выглядит обращение к пониманию данной проблемы представителями православной моральной метафизики и трансцендентной аксиологии прошлого столетия.

Степень разработанности проблемы. Посвящать в тонкости православного философского понимания человека можно лишь при хорошем знакомстве с отечественной философской историографией по этой теме (на протяжении всех периодов её развития)» Круг этого знакомства долхен включать в себя обзор публикаций различных авторов о центрах православной философской образованности в России и на Украине, а также репрезентацию творчества конкретных персоналий, - тех, кого мы будем называть "православными персонологаш" и, соответственно, рассмотрение литературы о них.

Важнейшим условием формирования православного философского учения о человеке являлось развитие в нашей стране философ-

ской образованности. Именно в стенах Духовных академий православная философско-религиозная антропология (персонология) получила своё концептуальное обоснование. Большое количество специальной литературы, в которой можно проследить становление персонодогической проблематики в русском теизме XIX века, посвящено непосредственно истории развития духовно-академической философии. На эту тему есть обобщающие исследования А«Никольского, В.Н.Воскресенского, Н.Розанова, И.С. Захары, О.А.Печуряной. Многие авторы (как дореволюционные, так и современные) обращались к истории преподавания философских дисциплин в отдельных Духовных академиях и семинариях. В этой связи можно указать на публикации С.К.Смирнова, ИДоЧистоБяча, Д.й.Ростиславова, Д.К.Вишневского, П.В.Знаменского, П.СШкуринова, А.И.Абрамова, ВлДустафика. Ряд интересных материалов историков отечественной мысли посвящены конкретным представителям духовно-академической теистической философии, на основе которой формировалась православная переонология. В частности, привлекают к себе внимание публикации СШевырева, Е«Дыдевского, С.К.Смирнова, А.И.Введенского, С.С«Глаголева, Я.Н.Колубовского о Ф.А.Голубинском, АЛ.Крылова, Е.Зефирова, НЛ.Бедяева, А.Воронцова, й.И.Кор-сунского об архиепископе Никаноре (А.К.Бровковиче), М.й.Вла-диславлева, М.Н.Ершова, СА.Галахова о Ф.Ф.Сидоиском, В.И. Аскоченского, Д.Щеглова, Т.З.Барсова, А.П.Высокоостровско-го, В.С.Серебреникова, Д.П.Миртова о В.Н.Карпове, .А.Тс-р~ новского, Д.ИяЧижевского о П.С.Авсеневе, Н.Флоринского, Д.В.Поспехова о ССГогоцком, А .Воскресенского, ФЛебедин-цева, Н.Петрова о й.М.Скворцове, В.С.Соловьёва, Г.Г.Шпета, А.Н«Аксакова, А.Ходзицкого, Я.Н.Колубовского, К.Фоменко, А.И.Абрамова о П.Д.Юркевиче, В.Я.Шульгива, В.М.Зверева о СМоНовипком, А.И.Введенского, П.В.Тихомирова, й.Н.Корсун-ского, М.Преферансова, й.А.Татарского о В,Д.Кудрявцеве-Платонове, ЗЛ.Радлова и Н.Москвина о М.И.Каринском, Антония (Храповицкого), Е.А.Будрина, А.М.Туберовского, В.А.Снегире-ва о В.И.Несмелове, ^.Д.Муретова, В.Виноградова, К.А.Смирнова, СВоинова, В.В.Розанова, Е.Вучетича о М.М.Тарееве и др.

Вместе с тем, в представленной историко-философской литературе затрагивались философско-антропологические проб-

лемы в учениях лишь отдельных православных мыслителей. В начале 30-х гг. нашего столетия попытку реконструкции целостного православного философско-метафизического учения о человеке предпринял в своем сочинении "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии" известный философ В.В.Зеньков-ский. В настоящее время определенный интерес представляют оригинальные и глубокие исследования по реконструкции целостной православной антропологии "моралиста-математика" и одновременно "мистика-неопаламиста" С.С.Хоружего, а также игумена Вениамина (Новика). Указанные авторы активно используют терминологию немецкого экзистенциализма.

Специфика данного диссертационного исследования состояла в попытке определения существа подхода православных мыслителей XIX в. к проблеме человека в рамках репрезентации теистической антропологии, несшей в себе персоналистический элемент, указывающий на духовную своекачественность индивидуума. При этом диссертант стремился сочетать собственные умозрительные выводы с обширным историко-философским материалом "эмпирического" характера, ориентируясь на соблюдение принципов историзма и объективности. Сама проблематика задает нашему исследовательскому замыслу вполне определенную цель - на основе репрезентации контекста и выявления логики философствования воплотить идею гуманитаризации научного познания применительно к исследованию духовно-философской мысли России XIX в.

Цель и основные задачи диссертации. Православная антропология имела серьезную метафизическую глубину и ее изучение требует тщательного философского анализа. Общая цель данного диссертавдонного исследования как раз и состоит в определении специфики православной философско-религиозной антропологии XIX века ("православной персонологии"). Достижение данной цели подразумевает решение следующих задач:

  1. Определить философский статус православного учения о человеке и его место в общей системе духовно-академического теизма, в качестве необходимой предпосылки анализа содержания православной персонологии.

  2. Указать на социально-исторические и социокультурные детерминанты, т.е. на те общественные, национальные, совдаль-

но-психологические условия, которые прямо или косвенно повлияли на становление и развитие православного философско-мета-физического учения о человеке.

  1. Проанализировать теоретические истоки православной персонологии, исследовать ее концептуальную связь с античной, святоотеческой и средневековой философскими традициями, рационализмом Декарта и Лейбница, немецкой классической философией, славянофильством, метафизикой всеединства и европейским теизмом XIX в.

  2. Раскрыть содержание центрального интегративного понятия, вводимого в диссертацию, т.е. "православной персонологии".

  3. Реконструировать православную "метафизическую психологию" как учение о духовности и бессмертии человеческой души.

  4. Определить существо православной моральной метафизики как важнейшей части православной персонологии.

  5. Представить основные теоретические линии в православной трансцендентной аксиологии, как философско-метафизическом учении о цели и смысле человеческой жизни.

  6. Показать концептуальное единство всех составных элементов православной персонологии.

  7. Исследовать философско-антропологаческие построения ряда ведущих православных теистов XIX в. в каждой из четырех Духовных академий ССанкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской).

  1. В приложении показать религиозный и теистический характер близкого к православной персонологии 'учения о мире человеческом" в "философии понимания" В.В.Розанова.

  2. Сделать краткий обзор литературы по истории духовно-академической философии вообще и православной философско-религиозной антропологии XIX в. в частности.

  3. Ввести в исследовательский оборот ряд до того невостребованных материалов по истории отечественной религиозной философии XIX - нач. XX вв.

Методология исследования. Методологической основой данной диссертации явились труды классиков философии, работы по философской герменевтике и теории истории философии. Исследование намеченной в диссертации теш предварительно предполагает решение вопроса: возможно ли с точки зрения современности понять высокую православную духовно-философскую культуру прошлого столетия? В данном случае диссертант исходил из принципа актуализации эпистемогенеза, обосновывающего возможность осмысления сегодняшними авторами менталитета прошлых эпох и мышления конкретных философов XIX в. Вместе с тем, на пути реконструкции логики культуры философствования и исторической поэтики личности могут быть некоторые сложности. Определенный "методологический оптимизм" в нас вселяют работы М.М.Бахтина, Б.С.Библера, В.П.Бизгина, Д.С. Лихачева, В.Г.Кузнецова, Л.А.Микешной, З.А.Каменского, Б.С.Горского и др. В данном исследовании использовались ценные теоретические результаты, содержащиеся в работах А.Ф.Лосева, В.А.КуЕакЕна, Я.П.ВоронковоЙ, Ю.А.Кимелева, Н.С.Семен-кина, В.Н.Акулинина, Л.Е.Шапошникова, И.Й.Семаевой, П.С.Гу-ревича.

При осмыслении наследия отечественных философов-теистов вначале будет применена внешняя историческая интерпретация,т.е. проведен контекстуальный анализ. Он не будет являться исчерпывающим, но, тем не менее, некоторые важнейшие культурно-исторические особенности того времени диссертант был намерен представить. Кроме того, автор попытался определить непосредственные теоретические истоки православной философско-религиозной антропологии, т.е. провести выявление детерминантов по градации. Во второй, третьей и четвертой главах будет предпринята попытка внутренней исторической интерпретации, т.е. предметом диссертационного исследования станут непосредственно тексты русских, украинских и белорусских мыслителей-теистов XIX в. С представителей духовно-академической философии, а также "раннего" В.В.Розанова). Собственно концептуальный анализ православной персонологии проводится через предварительное раскрытие особенностей ее внутреннего содержания и затем путем адекватного представления составляющих ее частей: метафизически психологии

_ 7 _

и метафизической яфики (моральной метафизики и трансцендентной аксиологии или "метафизики жизни").

Источники исследования. В исследовательский оборот был введён широкий круг текстов (философских и богословских трактатов, статей, рецензий, заметок, писем), имевших значительное временное различие, они связаны единой логической нитью и им придан некоторый смысл в рамках единой концепции. Важным элементом данного диссертационного исследования стало использование материала значительного числа докторских, магистерских диссертаций, а также кандидатских сочинений, защищавшихся в духовных академиях в дореволюционный период. Научная ценность многих диссертаций того времени сохранилась до сих пор. Без их широкого задействования не может считаться достаточной источниковая база для исследования, ибо в них отражена степень готовности духовно-академической школы решать философско-антропологические, морально-метафизические и аксиологические проблемы.

Научная новизна диссертации состоит з том, что на основе анализа содержания философских сочинений представителей духовно-академического теизма XIX в., а также "философии понимания" В.В.Розанова раскрыто собственно православное философское понимание человека, его уникальности, неповторимости, а также даётся репрезентация православного взгляда на природу личности, её свободу. С одной стороны, диссертант делает попытку системного обозрения и интерпретации православного философско-ыетафизического учения о "лице", а, с другой стороны, на конкретном историко-философскоиі материале показывает эволюцию и степень изменения теистической рефлексии на антропологическую проблематику в контексте отечественной духовной культуры XIX в.

Зта новизна конкретизирована в следующих пунктах:

  1. Обосновывается тезис о том, что приоритетной темой, сущностным ядром православного теизма XIX в, в целом и духовно-академической философии в частности являлась проблема человека, нравственного достоинства личности.

  2. Проведена самостоятельная интерпретация православного философско-ыетафизического учения о человеке, выявлена его специфика, обоснована необходимость системного подхода

при рассмотрении русской теистической антропологии.

  1. Определены важнейшие истоки православной "метафизики человека" и показана тесная связь отечественной философско-религиозной антропологии XIX в. с античным платонизмом, философской патристикой и особенно немецкой классической философией и европейским теизмом XIX Б.

  2. Проведен целостный анализ православного философского учения о духовности и бессмертии души человека и показана глубокая связь данного учения с философией И.Канта и особенно с теизмом Г.Ульриси, И.Фихте-младшего, Г.Яотце, Г.Тейх-мшлера.

  3. Показан генезис православной моральной метафизики, ее генетическое родство с нравственным богословием. Шесте с тем, всячески подчеркивается существенное отличие моральной метафизики от богословского нравоучения.

  4. Проводится анализ православного философско-метафизи-ческого учения об онтологической природе морали.

  5. Исследуется различие ряда течений внутри православной трансцендентной аксиологии относительно рефлексии целей и смысла человеческой жизни.

6. Осуществлена творческая реконструкция философско-антропологических построений конкретных представителей духовно-академического теизма, а также близкого ему"учения о мире человеческом" в "системе понимания" "раннего" В.В.Розанова.

9. Предпринята общеконцептуальная реконструкция логики философствования отечественных теистов XIX века, исходивших в своих выводах из рассмотрения проблем человеческого существования и уж затем обращавшихся к проблемам "внеличностным".

Собственно, термин "православная персонология XIX в." понимается в диссертации в широком и узком смыслах. Б первом случае говорится в целом о философском направлении, исходившем при рассмотрении проблем человеческого бытия из платонической и святоотеческой традиции. Б узком смысле слова под "православной персонологией" понимается философское учение о "лице", обосновывающее метафизическое общение души и тела и, одновременно, отрицандее возможность физического контакта

между душой и телом. Основываясь на общетеоретических и исторических методах исследования, диссертант попытается обосновать правомерность введения в научный лексикон единого понятия, в содержание которого органически "вплетались" бы оба смысла.

Теоретическое и практическое значении диссертации. Данное исследование православного философского теизма имеет целью способствовать углублению понимания существа философско-религиозной антропологии и, стало быть, дальнейшему развитию историко-философской трактовки этой проблемы. "Синтетический" взгляд на проблему человека, свойственный отечественному теизму XIX в., имеет как методологическое, так и историко-философское значение. Восстанавливающийся сейчас отечественный философский идеализм, исходящий из иудео-христианской антропологической рефлексии, может для своего концептуального углубления и развития востребовать материал данной диссертации о персонологических исканиях представителей "высокой православной схоластики" XIX в.

Кроме того, диссертация открывает новый мощный информационный источник для подобного рода исследований - докторские, магистерские диссертации и кандидатские сочинения, защищавшиеся в Духовных академиях в XIX в., ибо фундаментальные сочинения требуют относительно полной репрезентации контекста.

Теоретические выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии, спецкурсов по истории отечественной религиозной философии XIX в., в ходе работа методологических семинаров по изучению русской духовной культуры прошлого столетия.

Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы. Общий объем диссертации - 336 страниц, в том числе - 296 страниц - основной текст и 40 страниц - список использованной литературы.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором на теоретическом семинаре кафедры философии МПГУ имени В.й.Ленина в июне 1393 г. Отдельные положения

диссертации обсуждались в ходе работы школы-семинара по русской философии в Московок, авиац,, инс-те (январь 1995 г.), на теоретической научной конференции в Уссурийском высшем военном автомобильном командном училище (УЗВАКУ) (март 1996), теоретических семинарах в Уссурийском государственном педагогическом инс-те (октябрь 1993 г., апрель 1995 г», март 1996 г.). Материалы диссертации были представлены на научную конференцию в ИДИ в мае 1995 г., и на научную конференцию "Бог-человек-Вседешая. Соборные возможности человечества" в Московски! физико-технический янет-т (май 1995 г.).

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии Московского педагогического государственного университета, вызвала оживлённую дискуссию и была рекомендована к защите»

Похожие диссертации на Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX века