Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Истоки протестантского движения на Кавказе 24
1.1. Предпосылки проникновения протестантов на Кавказ в XIX веке... 24
1.2. Проникновение протестантских миссий и проповедников на Кавказ и распространение протестантской идеологии в начале XIX в... 32
Глава II. Конфессиональная среда на Северном Кавказе и религиозная политика Российской империи в регионе в XIX в 43
2.1. Формирование русского населения на Северо-Восточном Кавказе и миссионерская деятельность русской православной церкви 43
2.2. Возникновение протестантских общин в Дагестане как следствие переселенческой политики царизма на Северо-Восточном Кавказе в конце Х1Х-начале XX в 63
Глава III. Религиозная жизнь в Республике Дагестан: история и современность 83
3.1. Государственно-щерковные отношения в республике в первые десятилетия советской власти и деятельность протестантских групп (ЕХБ) 83
3.2. Евангельские христиане-баптисты в 1970-х гг.: (на примере деятельности баптистов-раскольников)
3.3. Адвентисты седьмого дня в республике: история и современность
3.4. Социально-экономическое положение РД в начале 90-х гг. XX в. как один из факторов возрождения религии 83
Заключение 157
Библиография 167
Список принятых сокращений Словарь основных терминов
- Проникновение протестантских миссий и проповедников на Кавказ и распространение протестантской идеологии в начале XIX в...
- Возникновение протестантских общин в Дагестане как следствие переселенческой политики царизма на Северо-Восточном Кавказе в конце Х1Х-начале XX в
- Евангельские христиане-баптисты в 1970-х гг.: (на примере деятельности баптистов-раскольников)
- Социально-экономическое положение РД в начале 90-х гг. XX в. как один из факторов возрождения религии
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В конце 1980-х гг. в нашей стране произошло резкое усиление публичной значимости религии. Религия стала использоваться как символ патриотизма, но в то же время и эт-ничности, таким образом, наряду с интегрирующей функцией, служила основанием и для размежевания общества на этноконфессиональные группы и конфликтов на религиозной почве.
Характерной особенностью современной религиозной жизни в России явилась распространенность различных альтернативных религиозных организаций, традиционно называемых сектами - учитывая эмоциональную окраску термина «секта» ученые предпочитают пользоваться понятиями: «деноминация», «альтернативная» или «маргинальная» религия, «новые религиозные движения».
Представленное исследование посвящено одному из аспектов достаточно сложной и значимой в научном отношении проблемы истории распространения и деятельности протестантских религиозных течений на Северном Кавказе, в Дагестане в частности. Многие исследователи, обращавшиеся к проблеме российско-кавказских отношений, нередко разрабатывали ее в экономическом, политическом, правовом, этнокультурном и других направлениях. Конфессиональный аспект этой проблемы не вызывал в отечественной исторической науке столь оживленного интереса как в последнее время и традиционным объектом изучения были в основном ортодоксальные религии (православие и ислам). Что касается Республики Дагестан, то на фоне происходящего здесь бурного возрождения ислама совершенно очевидна некоторая односторонность религиозных исследований.
В этой связи актуальность обозначенной проблемы определяется не только ее недостаточной изученностью, но также особой значимостью в условиях современного «религиозного ренессанса», массового перехода значительной части общества на религиозные позиции и активизацией протестантских течений на территории Дагестана и Северного Кавказа.
В качестве изучаемого региона был выбран Дагестан, где исторически сложился уникальный механизм по сотрудничеству и поддержанию диалога между представителями различных конфессий. Показательно, что в отличие от других регионов России, здесь, на современном этапе, не произошло столкновений на религиозной почве. Это еще раз подчеркивает возможность существования толерантных отношений в нашем обществе.
Среди христианских конфессий в нашей республике протестантизм занимает первое место по количеству своих религиозных общин, а по числу своих последователей - второе место после ислама. По данным Комитета Правительства по делам религий на 1 марта 2007 г. общее число христианских объединений насчитывает 41 организацию, из которых русско-православных приходов - 15, протестантских общин - 26. На сегодняшний день протестантизм представлен здесь такими течениями как Адвентисты
7-го дня, Евангельские христиане-баптисты, относящиеся к Союзу Евангельских христиан-баптистов, Совет Церквей Евангельских христиан-баптистов, Христиан веры евангельской (пятидесятников), Свидетелей Иеговы.
Сегодня, когда идет процесс укрепления позиций протестантизма в нашей республике и на Северном Кавказе, требуется глубокое осмысление и изучение положения и правового статуса протестантов. В данном исследовании на уровне кандидатской диссертации впервые предпринимается попытка изучения истоков исторического прошлого протестантских групп в Дагестане.
Объектом исследования данной работы является история возникновения и распространения представителей протестантского вероучения в Дагестане. Немаловажная роль отводится колониальной политики царизма во второй половине Х1Х-начале XX вв. Имперские амбиции, а также экономическая необходимость вынуждали русское правительство изыскивать средства для распространения своего влияния на Северном Кавказе и на Дагестан в частности. Поэтому после окончания Кавказской войны, к середине XIX в., российское государство, закончив военный этап колоїшзации Кавказа, предприняло новые меры, направленные на окончательное «умиротворение» региона. Не последняя роль среди них отводилась и изменению религиозно-национального состава населения этого региона.
Предмет исследования составляет собственно история деятельности протестантов (на примере групп Евангельских христиан баптистов и Адвентистов седьмого дня) на территории Дагестана в период конца XIX- начала XXI века.
Степень изученности проблемы. При исследовании темы автором была привлечена литература, выходившая в свет с середины XIX в. по 2008 г. включительно.
Особый интерес для исследования представляют многочисленные работы по истории сект. Сектантство, вышедшее из недр русской православной церкви, сыграло в кавказской истории своеобразную и немаловажную роль. Исследование советскими учеными религиозного сектантства -продукта общественных противоречий буржуазно-помещичьей России началось еще в начале XX в.. В исследованиях русского старообрядчества и сектантства огромная работа была проделана В.Д. Бонч-Бруевичем. Собранные им материалы о религиозных движениях духоборов, Старого и Нового Израиля, баптистов, толстовцев, скопцов, старообрядческих общинах издавались в виде сборников1 с 1908 по 1916 г.
Можно также выделить монографии С.Д. Бондаря , в которых исследуются история появления и причины распространения в империи изучаемых им религиозных движений; их внутренняя структура, особенности вероучения и богослужения, отношение к обществу и государству. Данные работы содержат обширный фактологический материал.
Необходимо отметить, что в советской науке религия оценивалась как исторически бесперспективное, даже вредное явление. Предварявшие авторские работы обширные предисловия и послесловия оценивали предлагавшийся читателю материал в свете марксистско-ленинской идеологии; в самом названии работ нередко прописывалось отношение к предмету исследования. Таким образом, сложилась ситуация, когда в течение более чем 70 лет работ, посвященных проблемам теории и истории религии, выходило огромное количество, но научную ценность имели только некоторые из них.
В конце 50-х годов авторы, пишущие на атеистические темы, стали остро ощущать потребность в более непосредственном и систематическом знакомстве с состоянием современной религии. Этот период представлен работами А.А. Ерышева, Л. Мандрыгина, Л.Н. Митрохина, Э.Г. Филимонова2 и др. В частности, особо следует отметить работу Л.Н. Митрохина3, исследующего русское сектантство с позиций историзма и рассматривающего его как конкретную форму существования христианства, связанную с изменениями в «базисе» общества.
Периодизация исследования религиозного сектантства подробно изложена в статье А.И.Клибанова4.
В конце 60-х гг. вышли книги А.Т. Москаленко, З.В. Калиничевой, Г.С. Лялиной, А.И. Будова, И. Бражника5 и др.
Большинство трудов советских авторов имеет характер общего анализа христианского сектантства в России и лишь отдельные из них посвящены рассмотрению особенностей сектантства в регионах. На долю изучения протестантских сект на Кавказе отводится лишь включение фактов развития кавказского баптизма в контексте других исследований.
В этой связи представляется необходимым указать на монографию А.В. Исаенко6, который ввел в научный оборот причинно-следственные характеристики этических установок сект рационалистического типа на
1 Бондарь С Д Адвентисты седьмого дня. СПб, 1911, Он же. Секта меннонитов в России. Пг, 1916.
2 Ерышев А.А. Евангельские христиане-баптисты Киев, 1960; Мандрыгин Л. Внутренний мир верующе
го и причины религиозности. М, 1964; Митрохин Л.Н Баптисты. М, 1966; Филимонова Э.Г. Баптизм и
гуманизм. М, 1968
3 Митрохин Л.Н. Баптизм; история и современность. СПб., 1997.
* Кпибанов А.И. 50 лет научного исследования репигиозного сектантства // ВНА. Вып. 4 М, 1967.
5 Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск, 1978; Калиничева З.В.
Социальная сущность баптизма Л, 1972; Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. М, 1977; Бу
дов А И. Религиозные иллюзии на порог жизни М., 1980, Бражник И Социальная сущность религи
озного экстремизма М, 1971
6 Исаенко А В. Экстремисты-баптисты и их последователи. Орджоникидзе, 1988.
Кавказе в их историческом аспекте. Его работа, несмотря на известную долю атеизма, явилась для нас наиболее интересной.
Что касается советской историографии Дагестана, то здесь мы можем отметить, что у нас в республике выполнены многочисленные исследования по религиям, местным особенностям их распространения и проявления. В проведенных исследованиях показаны условия распространения иудаист-ской, мусульманской и христианской религий. На долю изучения сектантства в Дагестане приходится всего лишь несколько работ. Среди них хочется отметить работы М.М. Ихилова1, хранящиеся в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук (далее - РФ ИИАЭ ДНЦ РАН). В своих плановых работах, выполненных в духе атеизма, в разделах «Влияние церкви, мечети, синагоги на сохранение религиозности населения городов Дербента и Махачкалы» он упоминает о существовании в городах нашей республики незарегистрированных баптистских общин. Особо хочется отметить его работу «Христианство в Дагестане», являющейся одним из разделов пятилетнего обобщающего труда «Атеизм и религия в Дагестане» (1976-1980), где отдельный параграф посвящен «Христианству и его сектам в Дагестане (XIX - нач. XX вв.)». Несмотря на то, что данная работа представляет для нас определенный интерес, на наш взгляд, ее автор сосредоточил свое внимание на узкой исторической справке о появлении представителей русского сектантства и западного протестантизма на Кавказе и в Дагестане в результате преследований на религиозной почве со стороны российских властей и Русской православной церкви. В своей работе при написании о русском переселенческом движении на Северо-Восточный Кавказ, он, на наш взгляд, вполне оправданно связывает появление сектантов и протестантов в регионе в ходе колониальной политики царизма.
Интересный материал имеется в республиканской периодической печати. На страницах местных и республиканских газет советского времени общественные организации, осуществлявшие атеистическое воспитание трудящихся, в лице атеистов-пропагандистов в Дагестане часто выступали на страницах газет «Дагестанская правда», «Красное знамя» (Махачкала), «Кюлярская правда» (Кизляр), «Знамя коммунизма» (Дербент), «Избер-башский рабочий», «Луч коммунизма» (Буйнакск), «Дружба» (Хасавюрт). Большую роль играют при этом статьи и заметки под рубриками «Пережиткам - нет» и «Преграды с пути», рассказывающих о деятельности религиозных сектантов. Так, в газете «Дагестанская правда» неоднократно публиковались статьи о деятельности представителей Совета Церквей Еван-
1 Ихилов М М. Характер и степень религиозности населения т. Дербента (социологическое исследование). Махачкала, 1972 // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 261; Его же Характер и степень религиозности населения г. Махачкалы (социологическое исследование). Махачкала, 1974 // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 333; Его же. Христианство в Дагестане (пережитки и пути их преодоления) Махачкала, 1980 // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. On. 2. Д 475.
гельских христиан-баптистов1, где рассказывалось о противозаконной религиозной деятельности данных групп на территории нашей республики. В частности о вовлечении ими детей и школьников в секты, о запрещении детям вступать в ряды октябрят, пионеров, комсомольцев, принимать участие в общественной жизни, посещать кино, театр. В одном из номеров газеты в рубрике «Судебный очерк» освещалось судебное разбирательство над руководителем секты СЦ ЕХБ Н.Г. Невструевым, который был осужден 28 июня 1972 г. Кизлярским городским народным судом к 2 годам заключения в Исправительной трудовой колонии за нарушения законодательства о религиозных культах и вовлечении в богослужение несовершеннолетних. В 80-х гг. впервые вышла статья, рассказывающая о группе Адвентистов седьмого дня2 в г. Махачкале.
Несмотря на швестную идеологическую направленность исследований советского периода, работы ряда историков и религиоведов СССР сохраняют научную ценность.
Рассматривая современную отечественную историографию, нельзя не остановиться на работах, изданных представителями рассматриваемых протестантских конфессий. В обобщающем исследовании Евангельских христиан-баптистов3 излагаются различные аспекты исторического прошлого баптистской церкви как на территории Российской империи в XIX в., а также об организации первых общин и развитии церквей в XX столетии. Имеются данные и об их представителях на Кавказе. Что же касается другой двухтомной работы последователей адвентистского учения4, то в данной монографии изложены исторические сведения о зарождении адвентизма на территории Российской империи во второй половине XIX столетия, а также об организации первых общин и развитии Церкви Адвентистов Седьмого Дня (далее - АСД) в начале XX столетия. Большое место отводится освещению тех проблем и трудностей, которые имели место в жизни Церкви АСД за 70-летний период советской власти. Здесь помещены некоторые сведения об адвентистах на Кавказе, и в частности, в Дагестане.
Значительный вклад в изучение истории христианства на Северном Кавказе внес митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон5, в работе которого рассмотрены особенности религиозной жизни в казачьих регионах юга России в XIX - начале XX в. Вышеназванная работа предоставляет нам сведения о конфессиональной палитре рассматриваемого нами северокавказского региона и миссионерской деятельности Русской православной
1 Дагестанская правда, июль, 1970. С. 2-3; Дагестанская правда. 26 декабря 1977. С. 3, Дагестанская
правда, 24 марта 1979 С. 5.
2 Дагестанская правда от 17 октября 1980. С. 2.
3 История евангельских христиан-баптистов в СССР Изд-е Всесоюзного совета евангельских христиан-
баптистов. М., 1989.
4 Юнак Д История церкви адвентистов седьмого дня в России 1886-1981 гг. В 2-х т. Заокский: «Источ-
ник жизни», 2002
5 Гедеон, митрополит ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и
после присоединения его к России. М. Пятигорск, 1992
церкви (далее - РПЦ). Взаимоотношения РПЦ с другими конфессиями, ее миссионерская деятельность анализируется в работе С.А. Раздольского1.
В июне 2008 г. была успешно защищена кандидатская диссертация М.Ю.Данилюк2, третья глава которой посвящена исследованию миссионер-ско-просветительской деятельности Русской православной церкви, как главного идеологического орудия Российского правительства в Дагестане.
Положению сектантских церквей на Кавказе посвящена диссертационная работа Ю.А. Васильевой3, основанная на богатом архивном материалом.
Основные этапы развития законодательной системы в отношении религиозных групп, в том числе и протестантских, в Российской империи в дореволюционный период, а также ее реализация на Северо-Западном Кавказе были рассмотрены в диссертации Е.Н.Кумпан4.
Раскрывая фрагментарно изученную тему в истории Северного Кавказа, то есть заселение его территории представителями немецкого населения, переселяющихся сюда, в основном по религиозным воззрениям (немцы меннониты, реформаты и др.), мы высказьгеаем предположение, что данные группы способствовали распространению протестантизма в кавказском регионе.
История немецких колоний Северного Кавказа, религиозная жизнь групп немцев-католиков, лютеран, меннонитов получила свое освещение в вышедшей в середине 90-х гг. статье и немного позже кандидатской диссертации Т.Н. Плохотнюк5.
В диссертационном исследовании М.М. Мусаева6 освещается малоисследованная проблема переселения и социально-экономическая адаптация немцев христиан-меннонитов и евангельских лютеран в Дагестане в период с 1864 по 1941 гг.
В продолжение темы переселенческой политики России на Кавказе, когда к середине XIX века после окончания Кавказской войны, русское правительство провело ряд мероприятий, среди которых не последняя роль отводилась изменению религиозно-национального состава населения на вновь присоединенных территориях. Одним из направлений вышеуказан-
1 Раздольский С.А. Миссионерская деятельность православной церкви на Северном Кавказе в XIX—
начале XX веков- Автореф, дис.... канд. ист. наук. Краснодар, 1997.
Данилюк М.Ю. Роль Русской православной церкви в политике России в Дагестане во второй половине XVIII-начале XX в.: Автореф. дис. ...канд ист. наук. Махачкала, 2008. ^Васильева Е.Ю. Протестанты на Кавказе в XIX веке: Дис.... канд. ист. наук. Владикавказ, 2002.
Кумпан Е.Н. Конфессиональная политика Российской империи и ее реализация на Северо-Западном Кавказе в 1861-1917 гг.: Автореф. дис.... канн ист. наук. Краснодар, 2005.
5 Плохотнюк Т.Н. Дорога // Тарих. 1994, № 1; Она же. Немецкое население Северного Кавказа. Соци
ально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (нач. XVIII-cep. XX вв.): Автореф. дис....
канд. ист. наук. Ставрополь, 1996.
6 Мусаев М.М. История переселения и социально-экономической адаптации немцев в Дагестане 1864-
1941 гг.: Дис.... канд. ист. наук. Махачкала, 2007.
ной политики явилось «сектантское», в результате которого в Дагестане появились представители протестантских групп.
Среди работ, посвященных изучению переселенческой политики царизма на Северо-Восточный Кавказ во второй половине XIX в., необходимо отметить ряд работ дагестанских ученых.
Переселенческая политика царских властей в пореформенный период на Северном Кавказе и в Дагестане и хозяйственная жизнь русских переселенцев показана в работе Г.И. Милованова1.
В работах М.Х. Мансурова2, наряду с освещением проблем законодательства в переселенческой области, имеются упоминания о присутствии сектантов в Дагестане
В научных трудах И.А.Суздальцевой3, наряду с основными аспектами русского переселенческого движения в Дагестане Х1Х-начале XX вв. отмечены факты переселения и поселения сектантов.
М.-Р.А. Ибрагимов в своих исследованиях уделяет пристальное внимание процессу формирования русского населения в Дагестане4. Его работы содержат интересные выводы, фактический и статистический материал, в частности, сведения о численности и составе переселяемого русского населения Дагестана конца XIX в., среди которых имелись представители изучаемого нами течения.
Большой интерес по исследуемой нами проблеме представляет публикация материалов международных и региональных научно-практических конференций : доклады ученых М.М. Омаровой, Т.О. Омаровой, Г.Р. Ази-зовой, Б.А. Бекмурзаева, СИ. Муртузалиева, К.М. Ханбабаева, а также представителей протестантских церквей Д.А. Луганского (АСД), В.И. Дьяченко (ЕХБ) и др.
' Мипованов Г.И. Переселенческая политика царизма в Дагестане в конце XIX - начало XX в. Махачкала, 1963
2 Мансуров М X. Русские переселенцы в Дагестане (вторая половина XIX - начало XX в) Махачкала,
1994; Его же Русское население Дагестана в конце XIX - нач XX вв (к проблеме проникновения и
развития капиталистических отношений в Дагестане): Дис.... д-ра ист.наук. Махачкала, 1995.
3 Суздальцева И А. Русское переселенческое движение на Северо-Восточный Кавказ в конце XIX-
началеХХвв/Дис ... канд ист наук. Махачкала, 1996; Она же Русские переселенцы в Дагестане в
конце ХІХ-начале XX в: численность, состав, деятельность. Махачкала, 2006.
4 Ибрагимов М-РА К истории формирования русского населения Дагестана // Советская этнография.
1978. № 2; Он же. Основные этапы формирования русского населения в Дагестане // Дагестан в со
ставе России- Исторические корни дружбы народов России и Дагестана. Махачкала, 1990
5 Через диалог религий к прочному миру и межнациональному согласию на Северном Кавказе. Мате
риалы Северокавказской научно-практической конференции (г. Железноводск, 25-26 сентября
2002 г,). Пятигорск, 2003; Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества. Мате
риалы Республиканской научно-практической конференции (27 октября 2000 г.) Махачкала, 2002,
Северный Кавказ и Дагестан; современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации. Ма
териалы региональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию РЦЭИ ДНЦ РАН
(1-3 октября 2002 г.). Махачкала, 2004, Взаимодействие государства и религиозных объединений,
современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конфе
ренции (15 октября 2003 г.) Махачкала, 2004.
Осмыслению истории и современного положения религий, получивших распространение в нашей республике, культурного наследия и традиций народов Дагестана посвящены коллективные исследования М.Р. Кур-банова и Г.М. Курбанова1.
Квалификационное диссертационное исследование Г.Р.Азизовой2, в котором рассматривается история христианства в Дагестане, в той или мере касается вопроса существования в нашей республике протестантских общин.
Большое значение для нашей темы имеют статьи и публикации сотрудников Управления по делам религий К.М. Ханбабаева3, М.М. Омаро-вой4 и Т.О.Омаровой5.
При исследовании социально-экономического положения Республики Дагестан, как одного из факторов возрождения религии в регионе и укрепления позиций протестантов, нами были использованы исследования СИ. Муртузалиева6, А.К. Алиева7, СИ. Мусаевой8, В.Ф. Алиевой9, Т.А. Абдусаламовой10.
Источниковую базу диссертации составили различные источники и архивные материалы, извлеченные нами из фондов Центрального Государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД), где имеется значительный блок документов по истории жизнедеятельности протестантов в нашей республике. Это следующие фонды: 1-п (Дагестанский обком КПСС); 2 (Канцелярия Военного губернатора Дагестанской области); 21 (Дагестанский областной статистический комитет ЦСУ МВД). Перечисленные фонды содержат данные о заселении районов Дагестана русскими крестьянами протестантского вероисповедания.
1 Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. Махачгала,1998; Они же. Рели
гии народов Дагестана, история и современность. Махачкала, 2001; Они же. Религия в истории на
родов Дагестана. Махачкала. 2006;
2 Азизова Г.Р. Христианство в Дагестане: история и современность: Дис канд. ист. наук Махачкала,
2002.
3 Ханбабаев К.М. Адвентисты седьмого дня в Дагестане // Тезисы докладов республиканской научной
конференции молодых ученых Дагестана по проблемам гуманитарных наук. Махачкала,1993; Ханба
баев К.М., Омарова Т.О. Христианство в Дагестане // Дагестанская правда, 2000 20 октября. № 204;
Исмаилов А.Ш., К М.Ханбабаев, Рагимов А.А. Религии в Дагестане: История и современное состоя
ние. Махачкала, 2007.
4 Омарова М М. Из истории государственно-конфессиональных отношений в Дагестане // Государство
и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень № 2. Махачкала, 2002.
5 Омарова Т.О. Нетрадиционные вероучения в Дагестане // Религии и религиозные организации в
Дагестане. Справочник. Махачкала, 2001.
6 Муртузапиев СИ. Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «Зоне нестабильно
сти» (эмпирические исследования в Дагестане и на Северном Кавказе) Махачкала, 2006, Он же. Се
верный Кавказа с «изнанки» и «снаружи». Махачкала, 2007.
7 Алиев А К. Северный Кавказ. Современные проблемы этнополитического развития Махачкала, 2003.
8 Мусаева СИ. Межнациональные отношения в Дагестане: история и современность Махачкала, 2001.
9 Алиева В Ф. Русское население Дагестана. Махачкала, 2001.
10 Абдусаламова ТА Социальные аспекты изменений в жизненном уровне населения Дагестана (по
данным статистики и анкетных опросов). Махачкала, 2002.
В фонде 372 (1756-1883) (Кизлярский Крестовоздвиженский мужской монастырь Кавказской духовной Консистории) хранится немало отчетов священников разного уровня, последний из которых датируется 1876 г., которые предоставлялись последний месяц каждого года Священному Синоду. Уделяя внимание борьбе с расколом и сектантством, Синод обязывал все духовные институты подавать в Консисторию от приходских священников исповедальные росписи о бывших и не бывших у исповеди членов прихода.
Исследованные фонды 167 (1897-1935) (Николаевская церковь города Порт-Петровска, Дагестанской области), 46 (1902-1916) (Благочинный церквей Дагестанской области Владикавказской епархии г. Темир-Хан-Шуры) содержат большое количество отчетов и рапортов православных священников, совершавших многочисленные миссионерские поездки вглубь Дагестана. Вышеупомянутые документы содержат цифровые данные о количестве крестьян, исповедующих вероучение той или иной секты в различных поселках и хуторах Дагестанской области. В основном отчеты являются подлинниками.
Особо следует подчеркнуть значимость для нашего исследования фонда р-1234 (1946-1982 гг.) (Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по ДАССР), в котором сосредоточен огромный фактический материал по протестантам в Дагестане советского периода XX в. Из вышеуказанного фонда нами было проработано 7 дел, касающихся обществ Евангельских христиан-баптистов в Махачкале, Кизляре, Хасавюрте, Бабаюрте; группы АСД в Махачкале. В данном фонде хранится много документов и материалов о баптистах в Дагестане, из чего мы можем сделать вывод, что приверженцы этого протестантского вероучения являлись наиболее активными в нашей республики. Фонд также содержит многочисленные списки членов общин ЕХБ и АСД. В фонде р-37(1921-1938) (Центральный исполнительный комитет советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ДАССР (ЦИК ДАССР) г. Махачкалы) хранятся анкеты на служителей культа, списки учредителей общества баптистов в гг. Дербенте и Махачкале.
Интересным для нашей темы явилось дело о регистрации сторонников «Совета церквей» ЕХБ в гт. Кизляре и Хасавюрте ДАССР (1971-1986 гг.)1. Данные общества получили название «раскольников» и действовали обособленно на территории нашей республики. Деятельность этих групп в советском Дагестане характеризовалась как противозаконная. В деле 45 фонда р-1234 хранится информация о состоянии и мерах, предпринимаемых в отношении «противозаконной деятельности» ЕХБ «Совета церквей» в ДАССР. На сегодняшний день объединений ЕХБ, относящихся к Совету церквей ЕХБ насчитывается 5 общин в республике. По своим религиозным
'ЦГАРД Ф. р-1234. Оп 6. Д. 8.
убеждениям эти организации не признают государственной регистрации церквей.
Фонд р-564 (1931-1938) (Комиссия по делам культов при Президиуме ЦИК ДАССР) содержит немало выписок из протоколов заседаний ЦИК и СНК ДАССР, постановления Комиссии по рассмотрению вопросов о регистрации религиозных объединений на территории Дагестана, в том числе общин ЕХБ.
Отметим, что вся информация, содержащаяся в архивных документах, носит в основном внутриполитическую окраску и фиксирует факты, интересующие административные учреждения и органы внутреннего порядка. Это в какой-то степени сужает сферу исследования внутриобщинных проблем и историю их развития. Но, тем не менее, материалы местного архива предоставляют возможность составить довольно обширную в той или иной степени картину о протестантских общинах в Дагестане в советское время.
Из опубликованных материалов большую ценность для исследования социально-экономических, политических и культурно-конфессиональных проблем на Кавказе в ХГХ в. представляют «Акты, собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею», изданные под редакцией А.П. Берже в разные годы, с 1866 по 1904. В «Актах» более обстоятельно обрисована деятельность западных протестантских миссий. В VIII томе тематически выделены отдельные разделы, которые скрупулезно фиксируют выяснение спорных земельных вопросов при обосновании общины Каррас шотландскими миссионерами в 1802 г. и далее, дела Базельских миссионеров в Закавказье и на Северном Кавказе, связанные с основанием типографий, учреждением школ и развитием хозяйства, а также возникающие при этом разногласия с армяно-григорианским духовенством и многое другое .
«Акты» помогают составить комплексное представление о различных вероисповеданиях на Кавказе и выделить общие и частные проблемы. Здесь также собраны сведения о численности, районах расселения, о правительственных мероприятиях, проводимых по отношению к русским переселенцам.
Для раскрытия темы широко привлекались опубликованные документальные материалы периодических изданий ХГХ - начала XX вв. Были использованы количественные данные о сектантах различных толков в Дагестане и Дагестанской области, размещенные на страницах «Кавказского календаря»2. Для изучения переселенческого движения на Кавказ и в Дагестан нами был привлечен опубликованный материал в виде «Обзоров Дагестанской области»3, где содержатся сведения о численности переселяемых русских крестьян, среди которых наблюдались и представители различных
'Акты, собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею (далее - АКАК) Т VIII. Тифлис, 1881. С. 245-339.
2 Кавказский календарь на 1849-1916 гг. Тифлис, 1848-1917.
3 Обзоры Дагестанской области за 1898-1903 гг. Темир-Хан-Шура, 1899-1904
сектантских групп. Используя вышеуказанные источники, а также «Сборник статистических сведений о Кавказе»1, «Сборник статистических сведений по Закавказскому краю»2, мы постарались для наглядности привести таблицы, в которых отражено соотношение христианских религиозных групп в Дагестане, и попытались проследить динамику увеличения или уменьшения их количества в различные периоды времени.
В конце XIX века в Тифлисе стал выходить в свет «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СПОМПК), которое являет собой историко-этнографическое дореволюционное издание. В данном сборнике для нас представила интерес статья М. Заалова3, основная цель которой показать особенности жизни и религии менонитских колоний на Кавказе.
Ценный фактический материал содержится в работах мемуарного характера. Сюда можно отнести дореволюционный труд в виде монографии, написанный православным священником Е пископом Алексием4, где для нас представляет интерес история появления протестантских общин западного происхождения: баптизма, адвентизма и меры, которые предпринимались православным духовенством в отношении сектантов.
Статистические данные о современном количестве христианских, в том числе и протестантских организаций даются нами по состоянию на 1 марта 2007 г. Они собраны диссертантом в текущем архиве Комитета правительства Республики Дагестан по делам религий: фонд «Христианство».
Таким образом, изучаемая в диссертации проблема в большей или меньшей степени освещалась в специальной литературе и имеет достаточную источниковую базу. Однако попытка специального монографического исследования истории эволюции протестантской идеологии на территории Дагестана предпринимается впервые. В научной литературе не раскрыты сложные и неоднозначные процессы, происходившие в жизни протестантских христианских общин Дагестана за последние десятилетия XX века.
Цели и задачи диссертационного исследования. Учитывая современное состояние изученности рассматриваемой темы, автор ставит целью данной работы на основе критического, комплексного и всестороннего изучения источнико-историографической базы проследить эволюцию процесса формирования и функционирования протестантских общин на примере Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и Адвентистов седьмого дня (АСД), действовавших на территории Дагестана с момента их появления в регионе до настоящего времени. В перспективе возможно рассмотрение и остальных протестантских учений.
'Сборникстатистических сведений о Кавказе. Тифлис, 1869. Т. 1. 2 Сборник статистических сведений по Закавказскому краю. Тифлис, 1902. Ч. 1. 3Заалов М Меннониты и их колонии на Кавказе // СМОМПК. Вып. 23 Тифлис, 1897. С. 89-93 4Епископ Алексий Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1908.
Для достижения поставленной цели и раскрытия темы диссертант сконцентрировал внимание на решении следующих задач:
выявить причины появления протестантов в лице немецких колонистов на Кавказе, тем самым проанализировать религиозную политику царизма в регионе и создания ими колоний в Дагестане и на Северном Кавказе;
изучить роль западных протестантских миссий в распространения евангельского вероучения и созданных ими колонии в отдельных районах Северного Кавказа;
определить экономические, социальные и конфессиональные факторы, создавшие на Кавказе благоприятную среду для распространения протестантизма в XIX - XX вв.;
проанализировать особенности противостояния Русской православной церкви и православного духовенства в отношении местных сектантских групп, в том числе и представителей протестантизма;
раскрыть содержание и особенности переселенческой политики российского правительства на Кавказе и в Дагестане;
проанализировать религиозную политику царизма в изучаемом нами регионе;
восстановить реальную картину положения рассматриваемой конфессии в ее многообразии и противоречивости, начиная с 1922 по 1991 годы, т.е. в рамках периода советской власти до перестроечного времени;
показать укрепление позиций рассматриваемого нетрадиционного учения (протестантизма) в Дагестане через призму социально-экономического фактора.
В связи с отмеченным, диссертант попытался внести посильный вклад в решение указанных выше проблем.
Хронологические рамки данной работы охватывают события, связанные с переселением русских крестьян из внутренних губерний России в Дагестан с конца XIX в. и начала XXI в.
К концу XIX в. в результате переселенческой политики русского правительства, основной задачей которой явилось изменение религиозно-национального состава населения Кавказа, представители протестантизма пополнили и население Дагестана. Необходимо заметить, что в отличие от северокавказского региона, первые сведения о представителях протестантов в Дагестане относятся к 1892 г. Несмотря на так называемое «сектантское» направление в политике царской администрации численность представителей изучаемого нами религиозного направления в Дагестанской области было не таким высоким, как в других районах Северного Кавказа. Тем более в конце 90-х гг. XIX в. вышел указ, который допускал к переселению только лиц «православного вероисповедания».
Верхняя хронологическая граница обусловлена необходимостью проследить деятельность представителей протестантизма в Дагестане, в частности групп Евангельских христиан-баптистов и Адвентистов седьмого дня в различные периоды, вплоть до сегодняшнего дня. 14
Географические рамки изучаемого региона определяются территорией, заселенной первыми протестантами в границах современного Дагестана. Раньше на этой территории располагались Хасавюртовский и Киз-лярский округа Терской области, а также Дагестанская область.
Методологической и теоретической основой изучения источников и литературы послужили дополняющие друг друга основополагающие принципы и методы исторического исследования. Главный из них - метод историзма, предполагающий изучение исторических фактов или явлений в конкретных исторических условиях, в строгой взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых событий, их органической связи с прошлым и настоящим. Определенное место при изучении различных аспектов темы принадлежит методу ретроспекции, без применения которого трудно воссоздать картину прошлого в диалектической взаимосвязи и хронологической последовательности. Применение метода сравнительного анализа позволило выявить специфику событий прошлого и настоящего. Сочеташіе и комплексное использование сильных сторон указанных методик позволило глубже рассмотреть поставленную в диссертации проблему.
Научная новизна диссертационного исследования:
- впервые изучение такого направления в христианстве как протес
тантизм в Дагестане явился предметом комплексного исследования на ма
териалах нашей республики;
- в процессе изучения темы был введен в научный оборот новый
фактический материал, выявленный автором в ходе работы в архивах Рес
публики Дагестан, обобщен широкий круг статистических, делопроизвод
ственных источников;
было выявлено, что конфессиональная политика Российского правительства в Дагестане во второй половине XIX в. осуществлялась в рамках общероссийской религиозной политики, отличаясь при этом рядом особенностей, обусловленный социальной и политической спецификой региона;
показаны меры, предпринимаемые светскими властями и Русской православной церковью в отношении местных сектантских объединений, в том числе и протестантских групп;
при изучении эволюции советской модели государственной религиозной политики советского государства в послеоктябрьский период до 80-х гг. XX в. на материалах местного архива, были определены причины конфликтов между государством и религиозными организациями, в частности протестантскими;
подъем протестантских организаций был связан с современными жизненными реалиями, происходившими в нашей республике с конца 80-х гг. XX в.;
Критическое изучение источников и историографии проблемы позволили восполнить пробел в истории проникновения и распространения протестантов на территории Дагестана, выделить особенности каждого этапа и определить состояние данных общин на начало XXI столетия.
Положения, выносимые на защиту:
С появлением немцев, западных протестантских миссий и проповедников на Кавказе в начале XIX в. была создана благоприятная среда для формирования оппозиционного течения по отношению к доминирующей православной церкви.
Во второй половине XIX - начале XX в. Русская православная церковь в сотрудничестве с региональными властями и под руководством Святейшего Синода разрабатывала и применяла комплекс мер способствовавших упрочению стабильности на Кавказе и укреплению позиций господствующей церкви в изменяющихся общественно-политических условиях.
После окончания Кавказской войны, к середине XIX в., российское государство, закончив военный этап колонизации Кавказа, предпринимало новые шаги, направленные на окончательное «умиротворение» региона. Имперские амбиции, а также экономическая необходимость вынуждали русское правительство изыскивать средства для распространения своего влияния на Северном Кавказе и на Дагестан в частности. Пытаясь укрепить свои позиции на вновь присоединенных территориях, царизм провел ряд мероприятий, среди которых не последняя роль отводилась изменению религиозно-национального состава населения этого региона. Одним из направлений в этой политике являлось «сектантское».
Появление первых представителей рассматриваемой нами конфессии в изучаемом регионе (Дагестане) относится к концу 90-х годов XIX-началу XX столетия. Но необходимо принять внимание, что процент сектантов, в том числе и представителей протестантизма, в Дагестанской области, нежели в целом на Северном Кавказе, был значительно ниже. Учитывая сложную обстановку в регионе, духовные и светские власти не желали усугублять ее «нежелательным элементом».
Самой многочисленной и распространенной протестантской общиной в Республике Дагестан в советский период являлась группа Евангельских христиан-баптистов, считавшуюся местными властями «наиболее близкой к православному вероучению». Что касается других представленных течений в протестантизме (адвентисты, иеговисты, пятидесятники), то данных по советскому периоду в местном архиве о них нет. Мы можем только предполагать о наличии вышеуказанных групп в нашей республики. Тем более есть данные в архиве, что в Дагестане действовала некая группа «пятидесятников-трясунов». В диссертации мы также приводим данные об адвентистских проповедниках, действовавших в Хасавюрте в 30-е гг. и в 50-е г. XX в.
На протяжении всего советского времени несовершенное законодательство о религиозных культах в нашей стране вызывало недовольство со стороны большинства верующих. Противоречия в религиозной области стали по-настоящему преодолеваться лишь в процессе демократизации российского общества, начало которого относится к середине 80-х годов XX века.
- Возрождение и укрепление позиций такого направления в христи
анстве как протестантизм в наши дни связано с теми социально-
экономическими преобразованиями, которые произошли в нашей стране в
постперестроечное время.
Практическая значимость. Содержащиеся в работе научные результаты могут быть использованы:
при создании обобщающих трудов по истории Дагестана и Северного Кавказа;
при подготовке лекционных курсов по религиоведению и спецкурсов (пособий) по истории религии;
при разработке конфессиональной политики Российской Федерации в Дагестане и Южном Федеральном округе;
для создания правительством РД стратегии по отношению к религиозным течениям путем совершенствования системы государственно-конфессиональных отношений, преодоления внутри и межконфессиональных противоречий, в повышении уровня религиозной толерантности в северокавказском регионе.
Научная апробация работы. Диссертационная работа обсуждалась, получила положительную оценку и была рекомендована к защите на заседании Центра истории Дагестана в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук. Основные положения и выводы работы докладывались на международной и региональных конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка использованных терминов, списка принятых сокращений.
Проникновение протестантских миссий и проповедников на Кавказ и распространение протестантской идеологии в начале XIX в...
В конце 60-х гг. вышли монографии А.Т. Москаленко, З.В. Калиничевой, Г.С. Лялиной, А.И. Будова, И. Бражника1 и др. По наблюдениям А.Т. Москаленко, сектантство первой половины XIX в. находилось под значительным влиянием хилиазма, проникавшего в Россию после 1812 г. в эпоху царствования Александра I.2 Это учение о тысячелетнем царстве Христа на Земле, которое должно наступить после второго пришествия, особенно захлестнуло молокан и подтолкнуло их к массовому переселению на Кавказ. Именно здесь ожидалось это великое событие. Данная монография представляет собой обобщающий труд по проблеме изменения хилиастических представлений у русских сектантов и посвящена анализу идеологии, раскрывающей социальные функции и особенности деятельности хилиастических учений.
Следует заметить, что значительная часть использованных нами работ имеет характер общего анализа христианского сектантства в России и лишь отдельные из них посвящены рассмотрению особенностей сектантства в регионах. На долю изучения протестантских сект на Кавказе отводится лишь включение фактов развития кавказского баптизма в контексте других исследований. В этой связи представляется необходимым указать на монографию А.В. Исаенко, который ввел в научный оборот причинно-следственные характеристики этических установок сект рационалистического типа на Кавказе в их историческом аспекте. Его работа, несмотря на известную долю атеизма, явилась для нас наиболее интересной.
Что касается историографии Дагестана советского периода, то здесь мы можем отметить, что у нас в республике выполнены многочисленные исследования по религиям, местным особенностям их распространения и проявления. В проведенных исследованиях показаны условия распространения иудаистской, мусульманской и христианской религий. На долю изучения сектантства в Дагестане приходится всего лишь несколько работ. Среди них следует отметить работы М.М. Ихилова , хранящиеся в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук (далее - РФ ИИАЭ ДНЦ РАН). В» своих плановых работах, выполненных в духе атеизма, в разделах «Влияние церкви, мечети, синагоги на сохранение религиозности населения городов Дербента и Махачкалы» он упоминает о существовании в городах нашей республики незарегистрированных баптистских общин. Особо хочется отметить его работу «Христианство в Дагестане», являющейся одним из разделов пятилетнего обобщающего труда «Атеизм и религия в Дагестане» (1976-1980), где отдельный параграф посвящен «Христианству и его сектам в Дагестане (XIX - нач. XX вв.)». Несмотря на то, что данная работа представляет для нас определенный интерес, на наш взгляд, ее автор дает неполное представление об ответвлениях русского сектантства и западного протестантизма (баптистов, адвентистов), хотя и связывает их появление на Кавказе и в Дагестане в результате преследований на религиозной почве со стороны российских властей и Русской православной церкви. В своей работе в разделе, посвященном русскому переселенческому движению на Северо-Восточный Кавказ, он увязывает появление с ним сектантов.
Интересный материал по теме исследования имеется в республиканской периодической печати. На страницах местных и республиканских газет советского времени общественные организации, осуществлявшие атеистическое воспитание трудящихся, в лице атеистов-пропагандистов часто выступали в газетах «Дагестанской правде», «Красном знамени» (Махачкала), «Знамя коммунизма» (Дербент), «Избербашский рабочий», «Луч коммунизма» (Буйнакск), «Дружба» (Хасавюрт). Большую роль играют при этом статьи и заметки под рубриками «Пережиткам - нет» и «Преграды с пути», рассказывающих о деятельности религиозных сектантов. Так, в газете «Дагестанская правда» неоднократно публиковались статьи о деятельности представителей Совета Церквей Евангельских христиан-баптистов1, где рассказывалось о противозаконной религиозной деятельности данных групп на территории нашей республики. В частности о вовлечении ими детей и школьников в секты, о запрещении детям вступать в октябрята, пионеры, комсомол, принимать участие в общественной жизни, посещать кино, театр, о судебном разбирательстве над руководителем секты СЦ ЕХБ Н.Г. Невструевым, который был осужден 28 июня 1972 г. Кизлярским городским народным судом к двум годам заключения в Исправительной трудовой колонии за нарушения законодательства о религиозных культах и вовлечении в богослужение несовершеннолетних освещалось в рубрике
Возникновение протестантских общин в Дагестане как следствие переселенческой политики царизма на Северо-Восточном Кавказе в конце Х1Х-начале XX в
Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон характеризуя миссионерскую деятельность РПЦ отмечал, что «...в развитии христианства на Северном Кавказе наметились и определились две смежные линии: одна — внешняя миссия, направленная на иноверцев-горцев, другая — внутренняя миссия, обращенная к русскому православному населению»1. На решения этих задач была направлена вся деятельность Астраханской, а затем Кавказской и Владикавказской епархий.
Рассматривая миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви в северокавказском регионе, можно разделить ее на 2 периода по основным направлениям ее деятельности: 1 период - с конца XVIII в. по 60-е гг. XIX в. характеризуется началом интенсивной колонизации края русскими и Кавказской войной; 2 период — с начала 60-х гг. XIX в. по 1917 г. -утверждением российских государственных институтов власти в крае и активизацией миссионерской деятельности РПЦ.
С появлением и распространением так называемого «сектантского элемента», основным направлением в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви была весьма напряженная работа по удержанию народа в православии. Тем более, что в ходе интенсивной миссионерской деятельности сектантов, объектами становились по большей части христиане, а не мусульманские народы и это не могло не вызывать определенного беспокойства со стороны русской администрации. В результате на борьбу массового «отпадения от православия» были мобилизованы как духовные, так и светские власти. Изучались причины «отпадения» и география распространения этого явления, вырабатывалась система мер против раскольничества и сектантства. В этой связи, еще в январе 1827 г. генерал П.П. Ермолов довел до сведения императора положение дел и предложил учредить особое Миссионерское Общество для распространения между горцами исключительно одного Греко-Российского исповедания2.
9 июня 1860 г. было учреждено «Общество восстановления православного христианства на Кавказе», которое было возглавлено Кавказским наместником А.И. Барятинским. Позднее оно находилось под патронажем Михаила Николаевича - великого князя, брата императора. Основными целями данного Общества являлись: 1. восстановление существующих в горских приходах церквей или постройка новых; 2. увеличение ежегодных пособий для церковно-приходских школ3. По мнению М.А. Мусаева «Общество восстановления православия в горах» -являлось-«интеллектуально-финансовым центром христианизации, а еще точнее, православизации населения Кавказа»4. На приобщение всего Кавказа к православию выделялись крупные суммы. Так, в 1885 г. бюджет «Общества восстановления православия» составлял 182565 р. 94 к., и вся эта сумма была освоена . Но, несмотря на это, успех миссионерской деятельности данного общества был весьма незначительным. В отчете приводится факт обращения двух мусульманок (в Осетии) в христианство, над обращением одной из которых священник трудился 6 лет. А в школах «Общества восстановления православия» из 1417 учащихся 11 составляли мусульмане, из них один дагестанец. Незначительный успех на миссионерском поприще данного общества объясняется, во-первых, слабой подготовленностью священников, во-вторых, влиянием мусульман и, в-третьих, бедственным положением обращающихся в христианство2.
В 1873 г. в Ставрополе было учреждено так называемое Андреевское братство. Основные задачи этого братства заключались в следующем: «содействовать успехам христианства в Кавказской епархии, доставлять обитающим в ее пределах иноверцам средства к познанию православной христианской веры и принятию ее, предохранять православных лиц от совращения в секты, противодействуя их распространению, оказывать пособие религиозно-нравственному просвещению православного населения Северного Кавказа»3.
Однако, ни духовные комиссии, работавшие на Кавказе, ни Общество восстановления христианства, ни строительство церквей специально для «постепенного вразумления отпавших от православия» не возымели должного действия и не дали ожидаемого успеха. Еще в начале XIX в. царская администрация признавала полезность миссионерской деятельности западных протестантов. Тайный советник Блудов в своем секретном отношении к барону Розену от 5 июля 1836 года за № 152 отмечал, что «таковые действия миссионеров в пользу мухамеддан, при глубоком невежестве сих последних, хотя и не могли иметь быстрых успехов, однако между ними положено надежное основание к общему принятию христианства. В отношениях с мухамедданами миссионеры старались всячески удалять их подозрения, что будто бы труды миссии между ними предприняты по велению правительства. Это показалось им необходимым потому, то мухамеддане легко могли думать, что они со временем перестанут довольствоваться мерами поучения и убеждения и перейдут, наконец, к употреблению силы»
Евангельские христиане-баптисты в 1970-х гг.: (на примере деятельности баптистов-раскольников)
Вместе с Евангельскими христианами-баптистами на территории Дагестана активно действовали отколовшиеся от них группы баптистов, которые получили название «раскольников» (инициативная группа). Эти группы существуют и по сей день по всей России, отказываясь от официальной регистрации и действуя не легально в республике.
Последователи этого течения делают упор на усиление религиозной пропаганды среди детей и молодежи. Последнее ограничение было закреплено изменением ст. 4 Конституции РСФСР, принятой всероссийским съездом Советов ,в июле 1918 года. Как писал Н.Орлеанский, «...Привлечение новых кадров трудящихся, особенно детей, в число сторонников религии,... каковая деятельность, несомненно, вредна с точки зрения интересов пролетариата и сознательного крестьянства, конечно, никоим образом не может находиться под защитой закона и охватываться понятием «свобода религиозных исповеданий»1.
Таким образом, власти рассматривали проповедь Евангелия и деятельность с привлечением новообращенных в среду верующих людей как преступление перед законом государства.
В 60-е гг. XX в. в союзе ЕХБ произошло обособление группы верующих, которое оказалось весьма серьезным и продолжительным. В результате, в 1961 г. была создана так называемая «инициативная» группа, пытавшаяся организовать чрезвычайный съезд и встать во главе Союза (здесь - ВСЕХБ - Всесоюзный съезд евангельских христиан-баптистов - высший руководящий орган баптистов — Авт.). Так как пропаганда имела успех у меньшинства верующих (16,5 %), то созыв съезда не осуществился, и в 1965 г. была создана параллельная организация, возглавляемая Советом церквей ЕХБ. Основная причина такого переворота являлось недовольство со стороны большинства верующих в отношении деятельности ВСЕХБ. Недостаточная осведомленность о жизни братств, об имевшихся трудностях, непонимание их причин приводили к тому, что руководство ВСЕХБ принимало ошибочные решения
В 80-х гг. в одном из интервью корреспонденту газеты «Московские новости» председатель ВСЕХБ В.Е. Логвиненко о причине разделения высказал следующее: «Негативную роль сыграли принятые в 1959 году нашим церковным руководством «Положение о Союзе евангельских христиан-баптистов в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ», которые ограничивали каноническую и духовную жизнь церкви»3.
В результате данного раскола, тысячи людей предпочли нелегальное положение и стали уклоняться от регистрации общин. Последнее положение привело к столкновению верующих с законом. Деятельность отделившегося Совета церквей характеризовалась широкой религиозной пропагандой вне стен молитвенных домов, самодеятельным изданием обращений, бюллетеней, религиозной литературы, провоцированием конфликтов между верующими и органами власти.
Совет церквей ЕХБ создал нелегальное издательство «Христианин», издающее разнообразную литературу: «Братский листок», «Вестник истины» и т.д. клеветнического содержания, которая не является чисто религиозной, а именно ясно выраженную политическую направленность. Ее основное целевое назначение возбуждение граждан рядовых баптистов к политике коммунистической партии и Советского правительства по отношению к религии, церкви, верующим4.
В советское время это течение характеризовалось как, состоящее из руководства, вставшего на путь экстремизма, и из рядовых верующих, которые последовали за своими лидерами. Как отмечает Г.С.Лялина, в его составе оказалась немногочисленная, но агрессивная группа, включающая бывших пресвитеровчи проповедников. Они и ранее проявляли политическую нелояльность к социалистическому строю, ныне же они избрали объектом своих атак действующее законодательство о религиозных культах . «Сюда же вошли и некоторые пресвитеры и проповедники, пытавшиеся захватить правящие позиции во ВСЕХБ, руководствующиеся зачастую карьеристскими интересами»2.
По мнению Г.С.Лялиной, в состав этой группы вошли и малообразованные, с ограниченным политическим кругозором, суженными социальными связями, верующие, которые не видят смысла существования за пределами религиозной деятельности3.
Программные требования СЦ ЕХБ сводятся, как уже отмечалось, прежде всего к выступлениям против существующего законодательства о религиозных культах, за предоставление права бесконтрольной деятельности религиозным объединениям. Они отказываются от регистрации своих общин в установленном порядке, подстрекают верующих к различным демонстрационным протестам против закона страны1.
По архивным данным на 1967 г. приходится наиболее активная деятельность в нашей республике так называемых групп «Совета церквей» -раскольников. Архив4 дает нам информацию о существовании таких групп в гг. Кизляре и Хасавюрте.
Как было уже указано в 1 данной главы, в 70-х гг. в г. Хасавюрте действовали две группы ЕХБ: первая в количестве 32 человек, возглавляемая пресвитером Петровым Б.К., 1925 г.р., и вторая группа баптистов раскольников во главе с Чистяковым Вениамином Григорьевичем, 1933 г.р. Последний характеризуется как «участник массовых антиобщественных беспорядков верующих в 1966 г. в г. Москве, неоднократно привлекавшейся к административной ответственности за противозаконную деятельность»2.
Осенью 1976 г. от группы баптистов-раскольников было направлено письмо-уведомление генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу, Председателю совета Министров СССР Н.И. Косыгину, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорному, Генеральному прокурору СССР Руденко, Прокурору ДАССР, прокурору г. Хасавюрта, в котором говорилось нижеследующее: «Мы, верующие граждане евангельско-баптисткого исповедания г. Хасавюрта ДАССР, уведомляем Вас о случившемся факте ущемления прав человека на «свободу совести», «свободу собраний» и «свободу отправления религиозных обрядов».
Социально-экономическое положение РД в начале 90-х гг. XX в. как один из факторов возрождения религии
Важно отметить и такую серьезную причину оттока населения из Дагестана, как угроза исламизации всей общественной жизни в республике, так как немалая часть населения считает неприемлемой для себя перспективу жить в теократическом (исламском государстве).
Таким образом, следствием миграционных процессов явилось осложнение этнополитической и социально-экономической ситуации, обострение криминогенной обстановки, значительное увеличение нагрузки на рынке труда в местах оседания мигрантов. По характеру миграционных процессов В.С.Белогуров выделяет две зоны. Первая — преимущественно территории с русским населением - это Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область. Вторую зону составляют северокавказские республики, откуда происходит миграционный отток, прежде всего русского населения. В пределах этой зоны «воронкой миграционной депрессии» стала Чеченская республика, из которой с начала 1990-х годов происходил интенсивный отток русскоязычного населения1.
Таким образом, несмотря на множество позитивных сдвигов по возрождению религиозных традиций, духовности, в связи с принятием закона в 1991 г. Верховным Советом Республики Дагестан «О свободе совести и религиозных организациях» и отходом государства от регулятивных функций в сфере религии, проявился и ряд негативных тенденций, приводящих к напряженности в религиозной жизни.
Прежде всего, растет межэтническая напряженность и межнациональные конфликты. Опросы общественного мнения в полиэтнических регионах РФ свидетельствуют о том, что основными факторами возникновения межэтнической напряженности является: ухудшение экономической ситуации в стране (60-65 %), просчеты в национальной политике (40-45 %), нестабильная обстановка в обществе (40 %). При этом чисто этнические разногласия в ответах респондентов оказались на последнем месте1.
В период с сентября 1999 г. по февраль 2002 г. С.И.Муртузалиев совместно с Н.М.Вагабовой и К.М.Ханбабаевым было проведено анкетирование студентов дагестанских государственных университетов: ДГУ, ДГПУ и их филиалов в городах Буйнакск, Кизляр и Махачкала. Опросом было охвачено 516 студентов 1-6-х курсов дневного и заочного отделений, из них по половому признаку: юношей — 48,7 %, девушек - 51,3 % в возрасте от 17 до 26 лет.
По мнению студентов, межнациональные отношения в Дагестане недостаточно стабильны - 39,8 %, напряженные, возможны конфликты - 28,7 %, стабильные - 25,6 %, затрудняюсь ответить - 5,9 %.
Перечисляя причины, вызывающие напряженность в межнациональных отношениях, респонденты указали: социально-экономический кризис - 24,4 %, различные проявления национализма - 29,2 %, политическое противоборство партий, национальных движений и группировок - 16,3 %, ошибки в проводимой государством национальной политике - 14,2 % публикации статей и телевизионные передачи отдельных СМИ, провоцирующие национальную неприязнь - 7,7 %, рост безработицы - 7,5 %, национальную предубежденность массового сознания — 6,7 % .
Результаты опроса свидетельствуют о недостаточном осознании студентами того факта, что нестабильность и напряженность последних лет XX века создана не широкими массами трудящихся, не политическими партиями и национальными движениями (хотя свою «лепту» они внесли), а властными структурами - они заложены в конституции РФ, легимитирующей «практически неограниченную президентскую власть. Противостояние ветвей власти, частая и малообразованная смена правительств, непредсказуемость политических решений, откровенное игнорирование интересов народа явились главными факторами социальной неопределенности и риска»1.
Таким образом, в условиях бурных социальных потрясений активизировавшуюся деятельность церкви, религиозных объединений разного толка с одной стороны, можно оценить как позитивный процесс, ибо историческая справедливость начала восстанавливаться - насильственно отлученный от религии народ вновь возвращается к своим многовековым духовным ценностям. В христианских церквях, мусульманских мечетях, иудейских синагогах, буддийских дацанах, многие миллионы наших соотечественников не только отправляют свои религиозные надобности, но и рассчитывают услышать слова утешения и поддержки в столь нелегкое для них социальное время. Церковь в меру своих возможностей это делает. В этих условиях весьма важно соблюдать основные положения взаимоотношений государства и церкви, изложенные в Конституции Российской Федерации, согласно которой церковь отделяется от государства. Важно гарантировать для каждого осуществление свободы совести; важно, чтобы среди религий не появилось такой, которой на государственном уровне отдают предпочтение; важно, чтобы не появилось религии, чьи догматы в качестве обязательных преподавались в школах.
Ведь на сегодняшний день этнополитическая и конфессиональная напряженности в регионе усилилась в результате циркуляра Министерства образования РФ о введении в светских школах нового учебного предмета «Православная культура» и т.п., который по существу представляет закон Божий с элементами культурологи