Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в. Дзидзоева Марина Георгиевна

Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в.
<
Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в. Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в. Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в. Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в. Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в. Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в. Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в. Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в. Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дзидзоева Марина Георгиевна. Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Владикавказ, 2004 157 c. РГБ ОД, 61:05-7/87

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социальное призрение населения Северного Кавказа 17

1. Формы социальной опеки населения во 2 половине XIX — начале XX в 17

2. Мероприятия советской власти по общественному призрению населения .. 36

Глава II. Социальная политика в системе здравоохранения 61

1. Медицинское обслуживание населения в Х1Х-начале XX в 61

2. Становление советской системы здравоохранения 86

Глава III. Социальная политика в народном образовании 104

1. Государственная политика и благотворительная деятельность в народном образовании вХГХ-начале XX в 104

2. Организация новой системы образования 126

Заключение 145

Список использованной литературы 150

Введение к работе

Актуальность исследования. Социальная защита населения остается одной из острых проблем современной России. Сегодня в стране действуют государственные социальные службы различной направленности, появляются благотворительные фонды при местных и центральных органах власти, при крупных, промышленных предприятиях, банках, коммерческих: фирмах, частные фонды и общества. Намечается тенденция к созданию широкомасштабной комплексной системы государственной, общественной и частноблаготворительной социальной помощи населению. Для ее успешного формирования необходимо изучение исторического опыта.

Во второй половине XIX века контроль за социальным призрением осуществляло Министерство внутренних дел, хотя в большинстве российских регионов эта функция постепенно переходила к земским и городским учреждениям - правопреемникам приказов общественного призрения на местах. Их деятельность была признана более эффективной и мобильной. В этот период интенсивно развивалась благотворительность, появились ее новые формы и виды. Сеть общедоступных больниц, школ, приютов, столовых, мастерских, школ и училищ охватывала всю Россию. К началу XX в. число благотворительных заведений различного назначения исчислялось тысячами, а количество учащихся достигало нескольких сотен тысяч. Этот пласт российской действительности необходимо вернуть из исторического небытия. Революционный максимализм послеоктябрьского периода, изменение общественного устройства, фундаментальное переосмысление нравственных ценностей привели к искоренению благотворительности из социальной действительности. Само понятие благотворительность было лишено общечеловеческого гуманистического содержания и рассматривалось как нечто недостойное советского человека. Изменение политической и идеологической систем, появление новой структуры управления и хозяйствования привели к реорганизации системы общественного призрения.

Была создана новая административная система социального обеспечения, выработаны современные формы и методы.

Изучение исторических традиций, позитивного опыта социальной поддержки населения, накопленного разными общественными системами, особенно актуально в современной России, в том числе в одном из ее сложнейших регионов - на Северном Кавказе.

Состояние изученности проблемы. Обращение к проблеме социальной защиты населения обусловлено ее недостаточной изученностью, особенно в XIX веке. Дореволюционная российская историография этого вопроса включает в себя основные направления общественной мысли о помощи и поддержке ближнего: конфессиональное, основанное на идее социального христианского служения обществу; правовое, призывавшие государство к социальному страхованию граждан, к борьбе с нищенством, с социальными патологиями.

На Северном Кавказе специальных исследований по проблеме социального призрения населения не было, но отдельные аспекты этого вопроса рассматривались в некоторых трудах дореволюционных авторов. Большая часть этих работ посвящена деятельности бесплатных лечебниц, общин сестер милосердия, а также бесплатных санаторных учреждений для бедных, врачей, в определенные дни лечивших неимущих больных1.

В местной прессе активно обсуждался вопрос о характере благотворительности, ее объектах, о «профессиональных нищих», о необходимости выработать систему оказания общественной и частной благотворительной помощи действительно нуждающемся. К сожалению, имена авторов этих статей не указаны2.

На Северном Кавказе долгое время сохранялись общинные структуры и родственные объединения, в рамках которых осуществлялась помощь нуждающимся. А.Г.Ардасенов, К.Борисович и некоторые другие авторы описали крестьянскую практику социального призрения, игравшую существенную роль в аграрном регионе. Законодательство, по сути, закрепило у всех северокавказ-

ских народов традиционные виды помощи престарелым, увечным, всем нуждающимся, которые находились на попечении родственников или общинников3.

В советской историографии различные формы и виды традиционной крестьянской взаимопомощи достаточно обстоятельно изучены всеми народами Северного Кавказа. Это объясняется тем, что сельская община считалась одним из фундаментальных вопросов отечественной науки. У осетин эти вопросы разработаны А.Х. Магометовым, у адыгов - Э.Л: Коджесау, F.X. Мамбетовым, Х.М. Думановым, В.Х. Кажаровым, у дагестанцев - М.М. Агларовым, у балкарцев — А.И. Мусукаевым, у карачаевцев - В.П!' Невской, у чеченцев - З.И. Хасбулатовой!

В отличие от традиционной крестьянской модели социальной опеки, совершенно неизученными остаются формы государственной, общественной и частной благотворительной помощи населению, которую оказывали многочисленные общества и комитеты, отдельные лица. В основном, эти организации, были сосредоточены в городах. Поэтому в некоторых монографиях и очерках о городах Северного Кавказа, содержатся фрагментарные сведения по этим вопросам5.

В исследованиях по развитию народного образования и здравоохранения, в основном написанных по советскому периоду, часто содержатся; вводные, очерки, где приводятся факты деятельности бесплатных школ и лечебниц, попечительских советов, благотворительных организаций?. Но жесткие социологические схемы, идеологическое давление вынуждали авторов единодушно приходить к выводу, что только советская власть смогла обеспечить социальную защиту населения. Аналогичная ситуация складывалась и при изучении других проблем, связанных с рассматриваемой темой7.

Ныне на волне происходящих в нашей стране перемен на смену прежнему замалчиванию ошибок и негативных явлений пришло непомерное их выпячивание. При этом одновременно приуменьшаются или полностью игнориру-

ются социально-экономические достижения нашей страны за годы Советской власти. Вот почему одной из актуальных задач исторической науки сегодня является объективное изучение и переосмысление наших достижений и накопившихся проблем, а также извлечение из них уроков для созидательного труда в условиях обновления российского общества.

Восстановление подлинной картины социалистического строительства, в частности социальной защиты населения, требует сегодня ухода от гипотетических трактовок, нередко основанных на личных, субъективных взглядах, к.систематическому конкретно-научному исследованию на основе первичных документальных материалов.

Вопросы социально-экономических преобразований Терской области частично затрагиваются в академических изданиях истории республик, краев и областей региона, в очерках истории их партийных организаций; а также некоторых монографиях, посвященных другим проблемам8. Мы остановимся лишь на тех работах, которые близки нашей проблеме.

В исследовании K.G. Бутаева «Экономическое и политическое положение Горской республики» показаны сложности начала строительства основ социализма на Тереке, зарождение системы социальной защиты населения9.

В! работе А.П. Хасиева рассматриваются вопросы хозяйственного строительства, культуры, народного образования и здравоохранения. Автор дает краткую характеристику этих сфер жизни общества в дореволюционное время и на материалах Осплана описывает проведенные преобразования и перспективы развития социальной политики10. В исследовании Г.К. Мартиросиана «Социально-экономические основы революционных достижений на Тереке» приведен обстоятельный статистический материал и интересные комментарии, дающие представление о ломке старой и становлении новой социальной политики, ее особенностях в переходную эпоху. Значительный интерес представляет работа экономиста К.Х. Дзокаева «Экономическое развитие осетинского крестьянства от пореформенного периода до 1925 г.», где приводятся статистиче-

ские данные, фиксирующие изменения в социально-экономическом положении населения Осетии11. Аналогичные проблемы рассматриваются на кабардинском материале в работе Г.А. Кокиева «Борьба кабардинской бедноты за Советскую власть (1917-1921 гг.)12.

В 1960-х годах появляются работы, отличающиеся более глубоким подходом к проблеме социально-экономических преобразований, роли в них ревкомов. Значительным вкладом в эту проблему стали публикации обобщающих трудов по истории народов и партийных организаций автономных республик. Разработке проблемы ревкомов на Северном Кавказе посвящены работы А.К.-

М. Исрапилова и Н.Ф. Бугая . Оба автора дают высокую оценку той роли, которую сыграли ревкомы в организации социальных мероприятий в 1920-х годах.

Существенным дополнением к изучению проблемы развития социальной политики стали монографии Е.Т. Хакуашева «Кабардино-Балкария в годы восстановления народного хозяйства СССР (1921-1925 гг.)», очерки «Из истории борьбы за власть Советов и социалистические преобразования в Чечено-Ингушетии», в которых рассматривается положение народных масс, а также усилия Советской власти по организации социальной защиты людей14. Интересующие нас вопросы, отчасти затрагиваются и в труде Г.Ш. Каймаразова, которое представляет собой обобщающее исследование процесса обновления: и развития социалистической интеллигенции в автономных республиках Северного Кавказа в период от Октябрьской социалистической революции до 60-х годов. Исследователь прослеживает закономерности и особенности формирования - интеллигенции в национальных районах, наглядно показывает ту помощь, которая была оказана им со стороны русского и других народбЬерБраная15.работа проведена учеными по исследованию социально-культурного строительства. Эта проблема получила, отражение и в трудах, опубликованных в 80-х годах. Однако деятельность революционных комитетов в этой области, на наш взгляд, рассмотрена не до конца, а порой не всегда объ-

ективно и верно. Так, кабардинский исследователь М.Х. Герандоков утверждает, что о развитии культуры в Кабардино-Балкарии «можно говорить лишь с момента упрочения здесь Советской власти и образования Кабардино-Балкарской автономной области . Но публикация документов о деятельности ревкомов Терской области говорит о том, что уже в 1920 г. были проведены социально-культурные преобразования, и в частности в здравоохранении и в системе образования.

Об этом же свидетельствуют материалы, приведенные в работах других авторов!7.

Особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные развитию культуры, и в частности народного образования, в которых затрагиваются проблемы финансирования бесплатных учебных заведений и отдельные аспекты социальной политики в области школьного строительства. В монографии известного: кабардинского ученого Т.Х. Кумыкова «Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во 2 пол. XIX - нач. XX в.» описываются история возникновения первой кабардинской школы, организация педагогических курсов, деятельность Нальчикской горской школы, история мусульманских школ, однако главную ценность. для нас представляет материал по «Обществу распространения образования среди кабардинцев и

і о

горцев (балкарцев) . История развития народного образования в Осетии изучена М.С. Тотоевым. Имеются также содержательные очерки по истории отдельных учебных заведений19. Некоторые сведения, характеризующие особенности социальной опеки в области народного образования содержатся и в работах А.Х. Галазова, Е.Е. Хатаева, А.А. Магометова, СР. Чеджемова, Б.П. Берозова, А.И. Гозулова . В этих работах, а,также в указанной монографии Л.С. Гатаго-вой хорошо прослеживается сочетание государственной и общественно-благотворительной форм социальной поддержки населения в области образования.

10 Проблема социальной защиты населения Горской республики прослежи-

валась в контексте продовольственной политики СТ. Меликовым . На протяжении длительного периода развитие всех регионов страны рассматривалось только как поступательное. В монографии же Л.Х. Дзаховой «Горская республика в восстановительный период: экономика и социальная политика» применяется несколько иной подход: наряду с успехами социалистического строительства показаны и трудности, с которыми сталкивались советы и ревкомы в экономическом и социальном строительстве .

Таким образом, по проблеме социальной защиты населения Северного Кавказа нет специального исследования, глубокого и обобщающего.

Источниковую базу данного диссертационного исследования составляют архивные документы, опубликованные источники и периодическая печать.

Основная часть архивных источников по становлению и развитию системы социальной защиты населения хранится в различных фондах ЦТ А РСО-А. В фондах «Терское областное правление. Канцелярия общего присутствия (ф. 11) и «Канцелярия начальника Терской области» (ф. 12) содержится материал по социальной опеке населения на Северном Кавказе в пореформенное время в различных сферах жизнедеятельности - помощь неимущим, забота о беспризорных детях, медицинское обслуживание, опека учебных заведений. В фонде «Терское областное правление по обществам и союзам» (ф. 199) обнаружен материал о благотворительных обществах и комитетах, которые оказывали помощь населению. Особенно информативны отчеты, этих обществ. По социальной политике в советский период нами использованы материалы следующих фондов:

1 (Войсковое правительство Терского казачьего войска, 1917-1918 гг.), 2 (Канцелярия войскового атамана в правительстве Терского казачьего войска, 1917-1920 гг.), 36, 37 (Отдел труда и социального обеспечения Терского областного революционного комитета, 1920-1921 гг.), 39 (Владикавказский окружной революционный комитет, 1920-192 Г гг.), 47, 50 (Земельный отдел исполни-

тельного комитета Владикавказского окружного Совета депутатов трудящихся, 1917-1923 гг.), 81, 83, 86, 97, 121 (Народный комиссариат просвещения Терской области, 1917-1920 гг.), 122 (Северо-Осетинский училищный Совет, 1917-1920 гг.), 138 (Народный комиссариат путей сообщения Терского областного Совета народных комиссаров, 1918 г.), 142 (Фабрично-заводской отдел народного комиссариата торговли и промышленности, 1918 г.), 199 (Правление профессионального союза работников просвещения и социалистической культуры Терской области, 1913-1924 гг.), 225 (Правление профессионального союза работников просвещения и социалистической культуры, 1918-1924 гг.).

Не менее значимым источником являются опубликованные документальные и статистические материалы, среди которых: «Всеподданнейший отчет совета Императорского человеколюбивого общества» (1899 г.), «Обзор Терской области» (Приложение к всеподданнейшему отчету (1887 г.) . Особую важность эта группа источников имеет для изучения проблемы медицинского обслуживания населения. В «Записках Терского медицинского общества», в отчетах начальника Терской области (разделе «Врачебная помощь»), в «Отчете о I съезде служащих врачей гражданского- ведомства на Кавказе», в. «Трудах I съезда врачей Терской области», в отчетах санитарных врачей обнаружены ценные сведения, позволившие выявить реальное состояние медицинской службы на Северном Кавказе24.

В работе использованы также отчеты и другие материалы благотворительных обществ - общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области, обществ воспитательно-исправительных приютов для несовершеннолетних и др.

Ценный статистический!материал по пореформенному времени включен в «Кубанский сборник», «Труды Кубанского статистического комитета», в «Статистический ежегодник Терской области» ; статистические сведения по советскому периоду включены в справочник «Северная Осетия к десятилетию Октября», где представлен материал по здравоохранению и народному образованию, в многочисленные сборники документов и материалов d

ванию, в многочисленные сборники документов и материалов о Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии .

Особую информативность имеют источники, опубликованные в сборниках «За власть Советов в Кабарде и Балкарии. Документы и материалы по истории борьбы за советскую власть и образование Кабардино-Балкарской автономной области (1917-1922), «Революционные комитеты Кабардино-Балкарии и их деятельность по восстановлению и упрочению власти и организации социалистического строительства. Декабрь 1919-июль 1920 г.», «От вековой отсталости :— к социализму. Осуществление ленинской национальной политики в Чечено-Ингушетии (1917-1941 гг.)», «Материалы по истории осетинского на-рода» . В этих изданиях нами отобран материал, характеризующий формирование социальной политики советского государства в области общественного призрения, медицинского обслуживания и здравоохранения.

Третью группу источников составляют материалы периодической печати. Период со 2 пол. XIX - до нач. XX в. лучше всего представлен в газете «Терские ведомости» и сборниках «Статьи неофициальной части Терских ведомостей», а также в газете «Терек», в «Кавказском календаре», в «Терском календаре», во «Владикавказских епархиальных ведомостях». По советскому периоду были использованы центральные газеты «Правда» (1918-1920 гг.), «Известия ВЦИК» (1918-1920 гг.), и местное издание - «Горская правда» (1920).

Предметом диссертационного исследования является система социальной защиты населения Северного Кавказа в области общественного призрения, здравоохранения и народного образования. Эта система включала в дореволюционное время частную и общественную благотворительность, государственную поддержку, а в советский период - принципиально новые ее принципы, методы и формы.

Хронологические рамки охватывают период со второй половины XIX до первой четверти XX в. Этот временной срез позволяет рассмотреть динамику основных видов социального призрения: государственного, общественного и

частного (2 пол. XIX - нач. XX в.) и государственного обеспечения (с 1917 г.), проследить трансформацию механизмов социальной поддержки в условиях изменения общественного строя и идеологии, в новой исторической реальности.

Методологической основой диссертации являются принципы объективности и историзма, преемственности и системности научного анализа. В работе применяется системный подход, позволивший рассмотреть отдельные сферы социальной защиты населения как составляющие элементы единой системы, связанные между собой. Использован также сравнительный метод, дающий возможность проводить анализ социальной защиты населения в разных общественных системах.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Цель работы - изучение истории становления и развития системы социальной защиты населения Северного Кавказа во 2 пол. XIX - первой четверти XX в.

Конкретные задачи исследования сводятся:

во-первых, к анализу форм и методов социальной опеки населения в социальном призрении, в медицинском обслуживании, в народном образовании;

во-вторых, к социальной помощи на различных исторических этапах.

Под субъектами помощи понимаются наряду с государством, государственными ведомствами и учреждениями общественные, религиозные, национальные, просветительские и другие благотворительные общества и комитеты, частные лица. Объектом помощи было малоимущее население.

Научная новизна определяется неизученностью проблемы. Впервые комплексному исследованию подвергается формирование и развитие социальной защиты населения на Северном Кавказе. Сделана первая попытка изучения благотворительной деятельности. В научный оборот вводятся новые архивные источники.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть рассмотрены государственными органами, благотворительными фондами в оп-

ределении стратегии социальной защиты населения. Они могут быть использованы в учебном процессе при разработке общих и специальных курсов по истории Северного Кавказа.

Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Колонии Красного Креста на Кавказских Минеральных водах. Ростов на-Дону, 1903; Ларин Е. Очерк деятельности лечебницы Благотворительного общества в Пятигорске. Пятигорск, 1899; Долгат М. Краткий очерк санитарного состояния г. Владикавказа за 1901 г.II Записки Терского медицинского общества. Владикавказ, 1902; Митник П.Е. Санитарные недостатки г. Владикавказа// Записки Терского медицинского общества. Владикавказ, 1901; Писнячев-ский К.В. Развитие заболеваний сыпным тифом на Кавказских курортах в связи с общей постановкой врачебно-больничной помощи населению области// Труды I съезда врачей Терской области. Владикавказ, 1912.

2 Терские ведомости (далее ТВ), 1884 №11, 12; 1896 №112, ИЗ; 1903 №61, 1908 №4,9,51;
1910 №164 и др.

3 Ардасенов А. Г. Переходное состояние горцев Северного Кавказа. Тифлис, 1896; Борисо
вич К. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного Кавказа.// Этнографическое
обозрение, 1899 № 1 -2

4 Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII-XIX вв.). Орджоникидзе, 1974;
Коджесау Э.Л. К вопросу о сельской общине у адыгов в XIX - нач. XX в.// Ученые записки
Абазинского НИИ, вып. 11 Майкоп, 1970; Агларов М.А. Андийцы. Историко-
этнографическое исследование Махачкала, 2002; Сельская община в Нагорном Дагестане:
Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса. М., 1988;
Мусукаев А.И. Балкарский «тукъум». Патронимическая организация и фамилия в системе
сельской общины. Нальчик, 1978; Невская В.П. Карачай в пореформенный период. Черкесск,
1964; Хасбулатова З.И. Структура сельской общины и патронимии у чеченцев во 2 половине
XIX века.// Вестник Московского университета, серия 8 «История», 1981. №1.

5 Город Грозный// Популярные очерки. Грозный,1984; Коссович П.Ф., Азаматова М.З., Ма
лых С.Н. Майкоп. Краткий исторический очерк. Майкоп, 1957; Очерки истории Ставрополь
ского края. Ставрополь, 1984; Ларина В.И. Очерк городов Северной Осетии. Орджоникидзе,
1960; Семенов Л.П., Тедтоев А.А., Кусов Г.И. Орджоникидзе-Владикавказ. Очерки истории
города. Орджоникидзе, 1972; Нальчик - столица Советской Кабарды. Нальчик, 1950; Ша-
баньян Н.Ж. Город Грозный. Грозный, 19721

Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. Москва, 1993.;Тхостов Д.Р. К истории развития здравоохранения в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1971; Нахушев Х.Т. К истории развития здравоохранения в дореволюционной Кабардино-Балкарии// Ученые записки КБ НИИ, 1967. Т. 25; Грибанов Э.Д. К истории здравоохранения Северной Осетии в первые годы Советской власти. Орджоникидзе, 1958.

Мартиросиан Г.К. Социально-экономические основы революционных достижений на Тереке. Владикавказ: Свет, 1925.

Земля и хозяйство в Терской области (Балкария, Кабарда, Карачай) Владикавказ, 1920. Вып. 1; Датиев И.М. Земельный вопрос в Терской Советской социалистической республике. Владикавказ, 1921; Бутаев К.С. Политическое и экономическое положение Терской республики. (Доклад на II Терской областной конференции РКП'(б) 23 августа 1921 года.) Владикавказ, 1921; Его же. Борьба горцев за революцию. Владикавказ, 1922; Калмыков Б.Э. Исто-

рия революционного движения на Тереке. Пятигорск, 1927. Вып. 1; Янчевский Н.Л. Краткие очерки истории революции на Юго-Востоке (1917-1920). Ростов-на-Дону, 1924. Т. I—II; Map-тиросиан Г.К. Социально-экономические основы революционных движений на Тереке. Владикавказ, 1925; Алиев У.Б. Национальный вопрос и национальная культура в северокавказском крае. Ростов на-До ну, 1926; Его же. Достижения Советской власти на Северном Кавказе в области национальной политики к 10-летию Октября. Ростов на-Дону, 1927.

9 Бутаев К.С. Экономическое и политическое положение Терской республики. Владикавказ,
1921.

10 Хасиев А.П. Хозяйственное и культурное строительство в Северной Осетии. Владикавказ,
1928.

11 Дзокаев К.Х. Экономическое развитие осетинского крестьянства от пореформенного пе
риода до 1925 г. Дзауджикау, Известия СОНИИ, Т. 11. Вып. 1, 1948.

Борьба кабардинской бедноты за Советскую власть (1917-1921 гг.) Нальчик, 1946.

13 Исрапилов А.К.-М. Революционные комитеты в борьбе за установление и упрочение Со
ветской власти в национальных районах Северного Кавказа. Махачкала, 1976; Бугай Н.Ф.
Революционные комитеты в национальных округах Северного Кавказа (1919-1920 гг.). Наль
чик, 1977; Его же. Революционные комитеты Дона и Северного Кавказа (1919-1921 гг.) М.,
1979; Его же. Революционные комитеты - чрезвычайные органы Советской власти (1918-

1921 гг.). Автореферат диссертации. М., 1985 и др.

14 Хакуашев Е.Т. Кабардино-Балкария в годы восстановления народного хозяйства СССР
(1921-1925 гг.) Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1984; Из истории
борьбы за власть Советов и социалистические преобразования в Чечено-Ингушетии. Гроз
ный, 1983.

15 Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе.
М., 1988.

16 Герандоков М.Х. Становление и развитие социалистической культуры Кабардино-
Балкарии (1923-1937 гг.) Автореферат диссертации. Нальчик, 1977. С. 4.

17 Вопросы культурного строительства в советской Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1984;
Мартиросиан Г.К. Указ. соч.; Город Грозный. Популярные очерки истории. Грозный, 1984;
Коссович П.Ф., Азаматова М.З., Малых С.Н. Майкоп. Краткий исторический очерк. Майкоп,
1957.

18 Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во 2
пол. XIX - нач. XX в. Нальчик: Эльбрус, 1996.

19 Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в поре
форменный период. Орджоникидзе, 1957; Габеев А.В. Владикавказское осетинское духовное
училище// Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического институ
та им. К.Л. Хетагурова. Орджоникидзе, 1940.

20 Галазов А.Х. На пути к всеобщему среднему. Орджоникидзе, 1979; Его же. Народное обра
зование в Северной Осетии в прошлом и настоящем// Известия СОНИИ, Т. 28: Орджоникид
зе, 1971; Хатаев Е.Е. Просветители горских народов (XIX). Орджоникидзе, 1985; Магометов
А.А., ЧеджемовС.Р. Педагогика сегодня. Владикавказ, 1994; Берозов Б.П. Из истории на
родного образования в Осетии (60-70-е годы XIX в.)// Некоторые вопросы истории и практи
ки воспитания. Вып. 3. Орджоникидзе, 1975; Гозулов А.И. Начальное образование и пер
спективы всеобщего обучения на Северном Кавказе. Ростов на-Дону., 1926.

2 Меликов СТ. Неурожай, голод и продовольственная политика Советской власти в 1921-

1922 гг. (На материалах Горской республики)// Северная Осетия: история и современность.
Владикавказ, 1992.

22 Дзахова Л.Х. Горская республика в восстановительный период: экономика и социальная политика. Владикавказ, 2003.

Всеподданнейший отчет совета Императорского человеколюбивого общества за 1899 г. СПб., 1901; Обзор Терской области за 1887 г. (Приложение к всеподданнейшему отчету). Владикавказ, 1888.

24 Записки Терского медицинского общества. Владикавказ, 1902; Отчет начальника Терской
области. (Врачебная помощь). Владикавказ, 1912-1915; Отчет о I съезде служащих врачей
гражданского ведомства на Кавказе. Тифлис, 1911; Труды I съезда врачей Терской области:
Тифлис, 1913; Отчет санитарного врача А. Первова за 1914 год. Владикавказ, 1915.

25 Кубанский сборник. Труды Кубанского статистического комитета. Т. 17. Екатеринодар,
1912; Статистический ежегодник Терской области. Владикавказ, 1913.

26 Северная Осетия к десятилетию Октября. Владикавказ, 1927; Борьба за Советскую власть в
Северной Осетии (1917-1920). Документы и материалы. Орджоникидзе, 1957; Восстанови
тельный период в Северной Осетии. Сборник документов. Орджоникидзе, 1965; Роль Крас
ной Армии в хозяйственном и культурном строительстве на Северном Кавказе и Дагестане в
1920-1921 гг. Сборник документов и материалов. Махачкала, 1968; Москва. Кремль. Ленину.
Сборник документов и материалов. Грозный, 1969; Под знаменем Ленина. Сборник: доку
ментов и материалов (1917-1924 гг.). Орджоникидзе, 1970; Революционные комитеты Тер
ской области в борьбе за восстановление и упрочение Советской власти. (Октябрь 1919 г. -
август 1930 г.). Сборник документов и материалов. Сухуми, 1971; Борьба за Советскую
власть в Северной Осетии. Сборник документов и материалов. (1918-1920 гг.). Орджоникид
зе, 1972; Съезды народов Терека. Сборник документов и материалов. Т. 1-2. Орджоникидзе,
1977-1978; Культурное строительство в Северной Осетии (1917-1941 гг.). Сборник докумен
тов и материалов. 1917-1941 гг. Т. 1. Орджоникидзе, 1974; Из истории завода «Электро
цинк». Документы и материалы. Орджоникидзе, 1980.

27 За власть Советов в Кабарде и Балкарии. Документы и материалы по истории борьбы за
Советскую власть и образование Кабардино-Балкарской автономной области (1917-1922 гг.).
Нальчик, Кабардино-балкарское книжное изд-во, 1957; Революционные комитеты Кабарди
но-Балкарии и их деятельность по восстановлению и упрочению Советской власти и органи
зации социалистического строительства. Декабрь 1919-Июль 1920 г. Сборник документов и
материалов. Нальчик, 1968; «От вековой отсталости —к социализму. Осуществление ленин
ской национальной политики в Чечено-Ингушетии (1917-1941 гг.). Сборник документов и
материалов. Грозный, 1977; Материалы, по истории; Чечено-Ингушской АССР. Вып. 3-й.
Грозный, 1977; Материалы по истории осетинского народа. Т. 5. Дзауджикау, 1942.

Формы социальной опеки населения во 2 половине XIX — начале XX в

В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Естественно, изменяется и:управление общественным призрением.

Функция наблюдения за общественным призрением остается; за Министерством внутренних дел, хотя в большинстве губерний надзор за ним осуществляли земские и городские учреждения, ставшие правопреемниками приказов общественного призрения на местах.

С 1869-г. произошло разграничение капиталов приказов общественного призрения. Кредитная часть перешла в ведение Министерства финансов, оно же распределяло их по губерниям как средства для призрения бедных. Материальные средства данной группы заведений складывались из недвижимых иму-ществ, капиталов, пожертвований, пошлин, штрафных и пенных денег, кружечных сборов, процентов от карточных игр, обязательных пособий от городов и земств, субсидий Государственного казначейства. Можно отметить, что в пореформенный период к концу XIX в. государственная финансовая, поддержка впервые начинает приобретать систематический и регулярный характер..

Помимо земских и городских учреждений, на местах существовало цер-ковно-приходское призрение, на которое земские собрания после отмены приказов возложили обязанности по общественной поддержке.

Дальнейшее развитие получают и учреждения, «управляемые на особых основаниях» (их деятельность регламентирована и узаконена). К ним относятся: Императорское человеколюбивое общество, Попечительство о трудовой помощи, Ведомство учреждений императрицы Марии (включает в себя Попечительство Государыни Императрицы Марии о глухонемых и Попечительство Государыни Императрицы Марии Александровны о слепых, Российское общество Красного Креста, Александровский Комитет о раненых). В 1913 г. к особым учреждениям добавляется Всероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе с Центральным институтом, призванным распространять знания по уходу за младенцами и бороться с детской смертностью. В том же году в целях призрения сельских сирот учреждается Романовский Комитет.

Набирала силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимаются различными видами помощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусства и культуры. В 1909 г. происходит объединение отдельных благотворителей и благотворительных обществ во Всероссийский союз учреждений обществ и деятелей по общественному и частному призрению.

В Терской области социальной опекой населения занимались войсковые, городские и частные благотворительные учреждения. Для оказания помощи-бедным военным Терское войско выделяло специальные средства. Сведения о бедных собирались местными войсковыми учреждениями. Они подавали ходатайства, которые рассматривались в областном правлении; Трижды в год (в марте, августе, декабре) областное правление распределяло пособия нуждающимся.

Медицинское обслуживание населения в Х1Х-начале XX в

Испокон веков медицинскую помощь населению оказывала традиционная медицина. У каждого народа сложилась своя народная система выхаживания больных, свои травники, костоправы, повивальные бабки. Среди них были и отставные военные, получившие некоторые навыки в русской армии.

Отсутствие налаженной сети медицинских учреждений, постоянных профилактических и предохранительных мер, мизерность средств на медико-санитарные цели у местных властей, усугублявшиеся культурной отсталостью, обусловливали частые вспышки эпидемий инфекционных заболеваний (холера, натуральная оспа, тифы, малярия и другие) и очень высокую смертность населения, особенно среди детей.

Медицинской помощи, в самом элементарном понимании этого слова, не было. Во Владикавказском округе (Северной Осетии) медперсонал был представлен только врачом и четырьмя участковыми фельдшерами. Причем, врач выезжал в села округа только по распоряжению администрации и требованию судебных следователей.

Во Владикавказской крепости существовал один из крупнейших на Кавказе военный госпиталь на 600 мест, положивший начало системе медицинских учреждений Северной Осетии. По уставным положениям крепости, при ней должен был быть лазарет, обеспечивающий «ратников» медицинской помощью; руководство же лазарета возлагалось на фельдшера. Военные врачи, как впрочем, и медицинские чиновники, лишь изредка приезжали в лазарет.

В 1808 году при Владикавказской крепости был развернут военный госпиталь, о чем комендант крепости генерал-майор граф Ивелич писал: «...весьма достаточным и для казны выгоднейшим установить оной гоф-шпиталь на 300 человек»...1 Военный госпиталь оказывал медицинскую помощь как солдатам и офицерам русской армии, так и местному населению. Знаменательным событием для Владикавказского госпиталя стал приезд Н.И.Пирогова в 1847 году. Он продемонстрировал военным врачам метод эфирного наркоза, ознакомился с состоянием медицинской помощи на месте. В своем отчете о данной поездке великий русский хирург писал: « ...по пути между Тифлисом и Ставрополем мы осмотрели Владикавказский и Екатериноградский военный госпитали. Во Владикавказе из операций, произведенных нами под влиянием эфирных паров, замечательно вырезывание зоба. Это был первый случай, который мы встретили на Кавказе у одной 17-летней девушки. Больная во время операции была в бесчувственном состоянии. Когда мы выехали из Владикавказа, рана находилась уже в хорошем положении и последовательного кровотечения не было: Во Владикавказском военном госпитале мы употребили также эфирование в двух случаях притворных болезней, а именно: в притворной неподвижности плечевого и локтевого суставов...»2.

Медицинский персонал госпиталя в ходе этого посещения получил не только возможность ознакомления с методикой применения эфирного наркоза, но и наблюдать за ходом оперативного вмешательства самого великого Н.И. Пирогова. В то же время ученый продемонстрировал возможность применения наркоза в судебно-медицинской экспертизе. Врачи госпиталя, выпускники Петербургской военно-медицинской академии, Московского и Киевского университетов, активно внедряли в лечебный процесс новейшие достижения медицины того периода; вели борьбу с инфекционными заболеваниями (1868 г. - эпидемия малярии; 1892 г. - эпидемия холеры; 1892, 1910 гг. - вспышки туберкулеза). В 1867 году решением общества Владикавказских почетных граждан была открыта бесплатная лечебница.

Государственная политика и благотворительная деятельность в народном образовании вХГХ-начале XX в

Российское правительство впервые обратилось к вопросу народного образования на Северном Кавказе еще в середине 18 века. Первые школы появились в результате деятельности православных миссионерских организаций.

Пожалуй, народное образование было единственной сферой жизнедеятельности, где получила широкое развитие церковная; (христианская) благотворительность. В 1745 г. была организована Духовная комиссия в Осетии, затем «Общество восстановления православного христианства на Кавказе», которые впервые дали возможность малоимущему населению получить образование. Одним из результатов ее успешной работы стало открытие в 1764 году в крепости Моздок первой осетинской школы,.по распоряжению Екатерины П. Направленность школы очевидна из письма Екатерины II астраханскомугубернатору Якобию: «Нет лучшего способа по обстоятельствам осе-тинцев и ингушовцев учинить их прямыми христианами, к здешней стороне приверженными, как просвещением из них молодых людей»1.

В сентябре 1836 года во Владикавказе были открыты уездное и приходское духовные училища.. Духовенство стояло у истоков просвещения. Экзарх Грузии. Высокопреосвященный Евгений предписывал протоиерею Шио Два-лиеву открыть во Владикавказе училище для детей осетинских владельцев, старшин и некоторых сирот. В училище принимали детей и на казенное содержание, если они по окончанию принимали духовный сан. Если родители не давали письменного обязательства о вступлении ребенка в духовное звание, обучение становилось платным. Экзарх Грузии требовал от благочинных привлекать горцев к обучению за «казенный кошт». Но со временем стало ясно, что письменные обещания родителей не были гарантией перехода в духовное звание. Получив образование, горцы уклонялись от церкви. Это стало причиной отмены для них казенного содержания. Численность учащихся резко сократилась, что вынудило Экзарха ввести «казеннокоштные» стипендии для горцев. Но по окончании училища они все-таки старались поступать в кадетские корпуса и другие светские учебные заведения. В 1862 году училище было закрыто2. Цель воспитания детей в училище определялась «Правилами», в которых указывалось: «Правила и поступки горцев почти во всем противоположны правилам и поступкам христиан и граждан. Поэтому-то священнейшею обязанностью смотрителя и наставников Владикавказского училища должно быть направление деятельности юных питомцев в противную сторону от примеров, их окружающих, на сторону чистой христианской нравственности ... В душах этих диких надобно возродить новый мир с христианскими понятиями о коренных обязанностях и отношениях к Богу, к людям, к себе самим, ко всему обществу и правительству Российскому и государю»3.

По жалобе воспитанников Кавказскому Наместнику на плохое бытовое состояние училища, оно было закрыто в 1863 году. Архимандрит Иосиф считал это событие самым печальным за все время своей деятельности в Осетии.

В 1862 году священник А. Колиев открыл в городе осетинскую женскую школу, на базе которой через год Совет общества восстановления православного христианства на Кавказе открыл трехклассную осетинскую женскую школу. В 1866 году она была преобразована в женское училище. Священник А. Гатуев так определил цель открытия училища: «Дать религиозно-нравственное христианское воспитание дочерям осетин, извлечь народ осетинский из магометанского заблуждения, смешанного с язычеством и возвысить его, даровав ему христианских матерей и усердных учительниц сельских церковно-приходских школ». К. Хетагуров писал, что «во все времена своего существования школа пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. Она не могла вмещать всех желающих учиться в ней ... Она была безусловно лучшим учреждением просветительной деятельности «Общества восстановления православного христианства на Кавказе»4.

Похожие диссертации на Становление и развитие системы социальной защиты населения на Северном Кавказе во II-й пол. XIX-нач. XX в.