Введение к работе
Актуальность темы. Изменение государственной политики в отношении религии и церкви в последние два десятилетия способствовало возрождению Русской православной церкви в целом и старообрядческой церкви в частности. Духовная, культурная и просветительская деятельность как православной церкви, так и иных конфессий в России заметно активизировалась. Строительство новых храмов, передача законным владельцам и восстановление старых церквей, организация приходов и службы – все это обусловило повышение интереса общества к истории православия и старообрядчества как его составляющей.
Территория Республики Татарстан представляет собой многонациональный регион с преобладанием татарского и русского населения, где в тесном взаимодействии сосуществуют народы восточнославянского, тюркского и финно-угорского происхождения, то есть она является зоной интенсивного протекания этнических процессов. Исторический опыт Казанского старообрядчества по адаптации своей этноконфессиональной группы в инокультурной и иноконфессиональной среде представляет значительный интерес при изучении общих закономерностей взаимодействия культур.
Исследование прошлого старообрядчества необходимо для построения объективной картины российского прошлого. Понимание процессов, происходивших в социальной, экономической и духовной сферах жизни российского общества до 1917 г., вряд ли возможно без осознания роли многомиллионной старообрядческой массы.
Историография проблемы включает в себя три этапа: дореволюционный, советский и современный.
В историографии дореволюционного периода можно выделить два основных направления: официальное (консервативное, богословское) и демократическое (народническое, либеральное).
Труды авторов официального направления историографии, характеризуют негативное отношение к расколу и староверию, которое трактуется почти исключительно с религиозной точки зрения. Большинство авторов данного направления являлись духовными лицами.
Научное исследование феномена старообрядчества началось с середины XIX столетия. По случаю открытия при академиях и семинариях миссионерских отделений правительством сделано было распоряжение о снабжении академических и семинарских библиотек книгами и рукописями, признанными раскольниками. Вследствие этого в академические библиотеки поступили драгоценные собрания древних книг и рукописей.
Благодаря созданию книгохранилищ и изданию памятников письменности, научная разработка истории раскола быстро была продвинута вперед. Первым капитальным трудом в этой области, следует признать «Историю русского раскола» (1855) доктора богословия, митрополита Московского Макария. Несмотря на то, что он был ярким представителем официальной церковной традиции, для которой раскол – «величайшее зло не только для церкви, у которой похищал множество чад, но и для государства, в котором производил непрерывный ряд возмущений, и погубил множество несчастных поселян» и защищал Никона, Макарию как историку следует отдать должное – он искренне хотел отойти от старых схем повествования, искал новые основы для периодизации, пытался обогатить свое исследование беспрецедентным обилием источников. Впрочем, все попытки по-новому трактовать некоторые сюжеты церковной истории из-за непоследовательности исследователя только усугубили противоречивость сочинения Макария.
Ученой степени доктора богословия за диссертацию «Происхождение белокриницкой иерархии» был удостоен также профессор Московской академии Н.И.Субботин. Антистарообрядческая направленность историка прослеживается во всем его творчестве. Главная заслуга Н.И.Субботина и других «синодальных» историков состояла в сборе и публикации документов о старообрядчестве.
Характерными для этого этапа историографии являются труды писателя, доцента кафедры истории и обличения русского раскола Санкт-Петербургской Духовной Академии П.С.Смирнова, который был рекомендован при изучении раскола в духовных семинариях и формировал основные принципы оценки староверия духовными чинами.
Изучение старообрядчества официального направления велось также с целью использования данных для контроля и ограничения староверия. В этой области преуспел чиновник МВД Павел Иванович Мельников, который в должности чиновника особых поручений при нижегородском губернаторе принимал непосредственное участие в правительственном надзоре над староверами и близко изучил их жизнь по документальным данным и личным наблюдениям.
В течение второй половины XIX в. и в начале XX столетия было издано множество материалов по истории старообрядчества и сектантства под редакцией Н.И.Субботина, Е.В.Барсова, В.Г.Дружинина, Н.Попова. Используя эти материалы, а также вновь найденные, профессор Московской академии Н.Ф.Каптерев с богословской точки зрения рассмотрел вопрос об обрядовой «неправильности» древнерусской церковной службы.
В своих работах по истории церковных реформ второй половины XVII в. Н.Ф.Каптерев полностью опроверг концепцию о том, что старообрядцы были слепо преданы якобы искаженным в России обрядам. Его труды привели к окончательному восстановлению исторической истины в отношении защищаемых старообрядцами древних церковных обрядов, подтвердив, что они являются не каким-то еретическим нововводством, а были приняты на Руси от Греческой церкви в древнейшее время.
Основателем демократической школы, рассматривавшей историю «раскола» как историю народной борьбы против политического режима, являлся казанский профессор А.П.Щапов. В своей первой работе, вышедшей в 1859 г., он пришел к мысли, что раскол, наряду с другими народными движениями, был проявлением борьбы народа за свободное развитие «начал общинной жизни», которые заключались в «духе мирской инициативы и мирской круговой поруки», что старообрядческое движение имеет гражданскую (социальную) природу, религиозный же фактор был лишь историческим толчком, а затем знаменем и поводом, за которым стояла гражданская оппозиция низов господствующим классам.
Один из самых известных исследователей народнического направления в историографии раскола – А.С.Пругавин. В 80–90-х гг. XIX века им были опубликованы десятки статей о старообрядчестве журналах «Голос», «Новое время», «Вестник Европы», «Русская мысль» и многих других. Особенность концепции А.С.Пругавина – идеализация старообрядчества. В своих статьях он исследовал правовое положение староверов и очевидным образом приходил к выводу о произволе властей и несправедливых гонений правительства.
Представителем демократического направления исследователей раскола являлся также один из основателей газеты для старообрядцев «Общее дело» Василий Иванович Кельсиев. В Лондоне он издал четыре сборника «Правительственных сведений о раскольниках», ставших ценным источником в изучении правительственной политики по отношению к староверию.
После октябрьской революции в отечественной историографии возобладала марксистская методология исследований, которая априори признавала реакционную сущность религии и церкви. Религия признавалась своеобразной формой, оболочкой, под которой в условиях господства средневекового мировоззрения таился социальный и антифеодальный протест.
В историографии советского периода преобладали исследования староверия как движения протеста, причем большинство исследований было посвящено истории раннего периода «раскола» (XVII – первая половина XVIII вв.). Особое внимание в работах такого рода уделялось социально-экономическим аспектам деятельности старообрядчества. Например, В.Г.Карцов отождествлял «раскол» XVII века в России с западноевропейским протестантизмом, представляя смысл того и другого явления как вызов духовной и светской власти.
В.Ф.Миловидов и А.Е.Катунский выделяли особенности множества толков староверия, также разграничив их с позиций классового подхода.
В целом, историки советского периода не считали изучение старообрядчества важным направлением исторических исследований, что определило незначительное количество исследований по сравнению с предыдущим периодом.
Среди работ по истории староверия, изданных за границей, в среде российской эмиграции, наиболее значимыми являются монография русско-американского историка профессора С.А.Зеньковского «Русское старообрядчество: Духовные движения XVII в.» и «Очерки по истории русской церкви» А.В.Карташева.
Характерной чертой современного периода историографии старообрядчества стало вовлечение в дискуссию по проблемам староверия широкого круга ученых и самих старообрядцев. Объединение усилий тех и других стало возможным на страницах центральных и региональных старообрядческих изданий, на старообрядческих сайтах, а также в рамках тематических конференций.
В последнее десятилетие появляются работы (включая диссертационные), посвященные как отдельным старообрядческим согласиям, так и локальным группам, состоящим из представителей разных толков и согласий. Внимание исследователей привлекают такие проблемы, как особенности вероучения старообрядцев отдельных согласий, взаимодействие представителей разных согласий друг с другом. Исследователи В.В.Керов, Е.Перелетова, О.Л.Шахназаров, Н.Н.Зарубина, рассматривают вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности старообрядчества.
Большинство современных исследований о старообрядчестве затрагивают в той или иной степени проблему взаимоотношений старообрядцев и власти (центральной и местной, гражданской и духовной), тем более что именно она лучше других отражена в источниках. Этой теме посвящены диссертационные исследования И.С.Наградова, А.А.Наумлюка, монография О.П.Ершовой «Старообрядчество и власть».
Среди многочисленных региональных исследований следует отметить диссертационные работы по истории староверия Самаро-Саратовского Поволжья С.А.Обухович и Центрально-Черноземного региона А.В.Апанасенок.
О степени изученности рассматриваемой нами проблемы можно судить по комплексу исследовательских работ, посвящённых старообрядчеству Казанской губернии.
Огромная заслуга в исследовании старообрядцев губернии в дореволюционной историографии принадлежит профессору Казанской духовной академии Н.И.Ивановскому. Его статьи «О рябиновщине», миссионерские отчеты содержат бесценный материал.
Ценным источником и в наши дни остается описание казанских кладбищ, сделанное знатоком казанской истории Н.Я.Агафоновым, так как в нем выделены и старообрядческие захоронения. Это позволяет достаточно полно установить состав старообрядческих общин с конца XVII в. по середину XIX в.
Среди современных научных работ по истории староверия Казанской губернии выделяются своей полнотой и документированностью сборники, изданные Институтом Истории АН РТ и их сотрудниками: «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана», «Республика Татарстан: православные памятники. Казань, 1998», «История Казани в документах и материалах XIX века. Промышленность, торговля, финансы». Статьи, посвященные старообрядцам, в этих сборниках были написаны признанными исследователями казанского староверия: Е.В.Липаковым, А.М.Елдашевым, Л.М.Свердловой. Эти исследователи являлись авторами самостоятельных монографий.
Также информацию о казанских купцах-старообрядцах можно встретить в научно-популярных работах краеведов Л.И.Девятых и И.А.Алиева.
Как было уже сказано, характерной чертой современного периода историографии старообрядчества стало вовлечение в дискуссию по проблемам староверия самих старообрядцев. Так, безусловную ценность в современной историографии имеют исследования духовного наставника Казанской старопоморской общины о.Александра Хрычева, изучающего историю родной общины с самого ее зарождения, а также труды сотрудника Национального музея РТ Е.И.Карташева, в своих работах опирающаяся на богатый архивный материал.
Среди современных казанских диссертационных исследований стоит выделить труды «Торгово-экономическая жизнь Чистополя во второй половине XIX – начале XX вв.» Л.Г.Гафиатуллиной и «Татарское купечество Казанской губернии (конец XIX – начало XX веков)» Ф.Ф.Нигамедзинова, позволяющие составить общую картину экономической жизни Казанской губернии.
Основная цель исследования – комплексное исследование старообрядчества в Казанской губернии в XIX – начале XX вв., его социально-экономического положения, взаимодействия с обществом и властью, вклада в экономику и культуру. Достижение данной цели становится возможным при решении следующих задач:
– выделить существующие толки и согласия, изучить центры расселения старообрядцев губернии;
– определить численное отношение старообрядческого населения региона;
– определить особенности и характер взаимоотношений старообрядцев с местной духовной и гражданской властью;
– охарактеризовать наиболее ярких представителей старообрядческого купечества губернии, а также рассмотреть направления и характерные черты их торговой деятельности;
– выявить особенности просветительской, благотворительной деятельности старообрядчества, условия и отличительные черты их храмостроительства.
Объект настоящего исследования – старообрядчество Казанской губернии.
Предметом исследования является социально-экономическое и конфессиональное развитие старообрядческих общин в Казанской губернии в XIX – начале XX веков.
Хронологические рамки исследования определены периодом с начала XIX в. до 1917 г. В течение ХIХ и н. XX веков в России шли ускоренные процессы модернизационного развития, общество претерпевало качественные изменения, трансформировалось духовно и нравственно, соответственно менялось и старообрядчество. С XIX века начинается динамичный рост старообрядчества, значительное расширение ареала его распространения, оформление старообрядческих общин и их лидеров – купцов.
Верхняя граница периода обусловлена социальными потрясениями – революциями, которые в корне изменили экономическую, политическую, социальную, культурную обстановку в стране, что напрямую отразилось на жизни разных конфессий, в частности старообрядчества. После прихода к власти большевистского правительства старообрядцы в течение нескольких лет утрачивают полученные права; их лидеры, наставники, священники подвергаются репрессиям, а храмы закрываются или разрушаются.
Территориальное пространство диссертационной работы охватывает земли Казанской губернии. С 1802 г. по 1917 г. губерния имела четкую и неизменную территорию из 12 уездов, включающую в себя крупнейшие центры старообрядцев Поволжья – Казань, Чистополь, село Можарки, села Свияжского, Тетюшского, Чистопольского, Лаишевского уездов. Этим населенным пунктам и регионам в работе уделено особое внимание.
Источниковая основа исследования. Источники, послужившие основой исследования, достаточно разнообразны. Они могут быть разделены на две большие группы – неопубликованные и опубликованные.
К неопубликованным источникам относятся материалы, извлеченные из фондов Национального архива Республики Татарстан. Ценные сведения были найдены в фондах Казанской Духовной Консистории (Ф.4). Получить разносторонние сведения о взаимоотношениях старообрядцев с гражданской администрацией на протяжении всего рассматриваемого периода позволили документы Казанского губернского правления и канцелярии губернатора (Ф.1 и 2). Взаимодействие купцов-старообрядцев с местной властью, городом отражено в фондах Казанской Городской думы и городской управы (Ф.98 и 114).
Опубликованные источники можно поделить на три группы: законодательные акты, статистические и справочные данные и периодические издания.
К законодательным актам Российской империи, регулировавшим правовое положение староверов, относим издававшиеся в течение XIX в. «Полное собрание законов Российской империи», «Свод законов Российской империи», «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи (1825–1835)», «Собрание постановлений по части раскола» и «Материалы для истории раскола». Статьи «о ересях и расколе» второго отдела «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (1846 г.) опубликованы в 6 томе сборника «Российское законодательство X–XX вв.».
Статистические и справочные материалы это т.н. «ведомости о числе раскольников разных сект», составляемые духовными консисториями и духовными правлениями, данные начальников губерний, миссионеров, всевозможные единовременные запросы. Статистические материалы представлены также в «Обзорах» Казанской губернии, «Памятных книжках» и «Адрес-календарях» Казанской губернии и других изданиях местных статистических комитетов. Сюда же относятся данные «Статистических таблиц Российской империи» за 1858 год, «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба» 1861 г. и Всероссийской переписи 1897 г. К справочным материалам принадлежат и отчеты епархиальных противораскольнических миссионеров.
В исследовании широко использовались материалы периодической печати. При работе были привлечены материалы центральной и местной печати, а также старообрядческой периодики.
С целью научного изучения феномена старообрядчества во второй половине XIX в. правительством были основаны специальные журналы, такие как «Православное обозрение» (Москва), «Православный собеседник» (Казань), «Братское слово» (Санкт-Петербург). Не смотря на ярлык официальных журналов, здесь можно встретить ценную, а иногда даже объективную, информацию о старообрядцах.
Первые старообрядческие периодические издания появились в небольшом количестве за границей (например, в 1870-х – начале 1880-х гг. в Австрии выходила газета «Старообрядец»). Легальная и систематически издаваемая старообрядческая пресса появляется в России с 1905 г. после введения основ веротерпимости: еженедельник «Церковь» (затем издавался как «Слово церкви» и «Голос церкви»), журналы «Старообрядческая мысль», «Старообрядческий вестник» и некоторые другие. В 1906–1907 гг. в Нижнем Новгороде издавался журнал «Старообрядец», который в 1908–1909 гг. был продолжен под названием «Старообрядцы».
Теоретико-методологической базой исследования являются принципы объективности и историзма в изучении явлений, процессов, связей и отношения. Под принципом историзма понимается анализ развития старообрядчества Казанской губернии с момента его появления в регионе и особенности изменения его под воздействием государственно-церковной политики в XIX – начале XX вв. Принцип объективности предполагает всестороннее изучение старообрядчества Казанской губернии.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является первым комплексным исследованием истории старообрядчества Казанской губернии, в котором анализируются в совокупности экономические, социальные, культурные характеристики старообрядчества за более чем 100-летний период.
В рамках настоящей диссертационной работы впервые в отечественной исторической науке:
– комплексно исследуется старообрядчество Казанской губернии XIX –начала XX вв.;
– в научный оборот вводится большое количество новых архивных документов и материалов, ранее неизвестных или малоизвестных научной общественности;
– на основе богатого архивного материала сделан анализ статистики старообрядчества в Казанской губернии XIX – начала XX вв.
– выявлены малоизвестные до сих пор центры старообрядцев Казанской губернии XIX в.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в уточнении и развитии представлений о российском старообрядчестве как одной из важных социальных, духовных и культурных направлений дореволюционной России, его месте и роли в общественной жизни страны, постепенной эволюции его традиций, связанных с изменением политического климата в стране. Материалы диссертации могут быть привлечены при построении учебных курсов по истории, культурологии, религиоведению, краеведению, использоваться государственными служащими, ответственными за координацию конфессиональной политики как в стране, так и на региональном уровне, а также экскурсоводами при составлении своих методических программ. Материалы диссертации могут быть использованы в области других общественных наук, в частности в социологии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. XIX век стал периодом роста старообрядчества, значительного его распространения в Казанской губернии. Здесь сложились крупные центры староверия Поволжья: Казань, Чистополь, Свияжский, Тетюшский, Лаишевский, Чистопольский, Цивильский и Спасский уезды.
2. Статистика старообрядчества в России и Казанской губернии была неудовлетворительной. Она не отражала истинное число ревнителей старой веры.
3. На территории Казанской губернии в XIX в. проживали представители 5 крупных старообрядческих согласий: поповцы, старопоморцы безбрачники, новопоморцы брачники, рябиновцы, спасовцы. А также единоверцы.
4. Взаимоотношения старообрядцев Казанской губернии с властью развивались вслед за изменением общероссийского внутриполитического курса в отношении старообрядчества. Характер взаимоотношений также зачастую определялся не столько распоряжениями центральной власти, сколько действиями местных властей – губернаторов, полицейских чиновников, приходских священников.
5. Купцы-старообрядцы внесли большой вклад в развитие экономики Казанской губернии. Старообрядческие династии входили в торговую элиту Казани и Чистополя.
6. В Казанской губернии впечатляют активность, изобретательность, присущие старообрядческой деятельности в XIX в., а также размеры вложений в строительство храмов, учреждение богаделен и приютов, организацию школ, старообрядческой печати.
Апробация темы исследования. Результаты исследования нашли отражение в 7 публикациях автора, в том числе 2, опубликованных в изданиях из перечня ВАК. Основные положения диссертации были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Общественно-политическая мысль России: традиции и новации» (Ижевск, Удмуртский государственный университет, 24–25 октября 2006 г.), XII научно-богословской конференции «Христианское просвещение и культура» (Йошкар-Ола, Йошкар-Олинское епархиальное управление, 25 мая 2009 г.), XIII научно-богословской конференции «Христианское просвещение и культура» (Йошкар-Ола, Йошкар-Олинское епархиальное управление, 19 мая 2010 г.), научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов «Актуальные проблемы истории Татарстана и татарского народа» (Казань, Институт истории АН РТ, 27 мая 2010 г.), X научно-практической конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (Казань, Казанская Духовная семинария, 5–6 ноября 2010 г.).
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений.