Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История еврейских общин Прованса и Лангедока в XII-XIV вв. : по материалам респонсов Корякина Надежда Валерьевна

История еврейских общин Прованса и Лангедока в XII-XIV вв. : по материалам респонсов
<
История еврейских общин Прованса и Лангедока в XII-XIV вв. : по материалам респонсов История еврейских общин Прованса и Лангедока в XII-XIV вв. : по материалам респонсов История еврейских общин Прованса и Лангедока в XII-XIV вв. : по материалам респонсов История еврейских общин Прованса и Лангедока в XII-XIV вв. : по материалам респонсов История еврейских общин Прованса и Лангедока в XII-XIV вв. : по материалам респонсов
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корякина Надежда Валерьевна. История еврейских общин Прованса и Лангедока в XII-XIV вв. : по материалам респонсов : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Корякина Надежда Валерьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки].- Москва, 2007.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/958

Введение к работе

Актуальность темы исследования объясняется необходимостью изучения истории субэтнических культурных общностей в наше время, для которого характерно наличие острых межэтнических противоречий и стремление искать корни этих конфликтов в прошлом.

Исследование культуры евреев Прованса и Лангедока позволяет оживить утраченные из-за перипетий истории, поблекшие оттенки облика еврейской цивилизации и воссоздать картину жизни еврейского социума в целом.

Провансальская еврейская культура обладала восточным культурно-историческим базисом. Оригинальность этой цивилизационной модели определялась языком, на котором говорили ее представители, нюансами иудейской традиции, составившими систему провансальских еврейских обычаев (например, комплексом брачных обрядов). Восточные корни культуры евреев Прованса следует искать в галахе - совокупности законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, регулировавших повседневную жизнь общины. Интерпретация этих законов в Провансе и их трансформация в систему обычаев, повлиявших на бытовой уклад, устройство еврейского социума, внутрисемейные отношения и т.п., определили самобытность провансальской еврейской культуры. Кроме того, на формирование своеобразных черт этой культуры повлияли традиции, позаимствованные у христианского окружения и адаптированные к системе еврейских обычаев.

В сфере социально-экономических отношений различия между различными еврейскими общинами были менее существенными, так как во всех странах Западной Европы, где жили евреи, они существовали в XII - XIV вв. в качестве особых коммун в рамках общественной структуры средневековых городов. Именно этим была обусловлена сфера основных занятий евреев - торговля и ростовщичество. Вопрос о том, владели ли евреи каким-либо недвижимым имуществом, применительно ко многим странам остается спорным из-за нехватки источников. Благодаря респонсам, можно с уверенностью утверждать, что евреи Прованса приобретали, продавали и передавали недвижимость по наследству.

Евреи обладали внутренней административной автономией, весьма скромной, по словам Марка Блока. Подобно другим буржуа-горожанам, они

принесли в Европу «элемент новой социальной жизни, глубоко чуждой по духу той, которую мы называем феодальной».

С учетом влияния христианского окружения можно воссоздать обстоятельства сосуществования восточной и западной цивилизаций. Следствием этого симбиоза стало формирование устройства еврейских общин, благодаря которому обеспечивалась их успешная интеграция в провансальское средневековое общество в целом. Обычаи окружения повлияли на образ жизни евреев, превратив его в качественно новое явление. Восточная по своему происхождению и облику культура адаптировалась к условиям западной цивилизации и приобрела некоторые свойственные ей черты.

Предметом исследования является субэтническая общность евреев Прованса и Лангедока, в частности, общинные институты, сложившиеся в процессе развития этой общности. Одной из наиболее важных составляющих общинной организации является система общинного управления и судопроизводства, поскольку в ней отразились основные тенденции развития еврейской субэтнической группы в целом.

Цель исследования - определить место, которое занимали еврейские общины Прованса и Лангедока в обществе средневековой Европы в целом и среди европейских еврейских общин в частности. В диссертации исследуются структурные элементы еврейского социума и механизмы его взаимодействия с христианским окружением.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  1. Проанализировать основные тенденции в истории компактной субэтнической общности евреев Прованса и Лангедока;

  2. Определить особенности провансальской галахической традиции и проследить ее развитие;

  3. Изучить пути взаимодействия еврейских общин с христианским окружением и обычаи, позаимствованные евреями у «соседей».

Хронологические рамки работы. Диссертация посвящена развитию еврейских общин Прованса и Лангедока в XII - XIV веках. В этот период еврейские общины данной территории («исторического Прованса») существовали в виде компактной субэтнической общности. От сефардской и ашкеназской (ашкеназами принято называть евреев Центральной и Восточной Европы) субэтнических групп данная общность отличалась специфической формой самоидентификации и

1 Блок М. Феодальное общество. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - С. 348 - 349.

особенностями культуры (языком, обрядностью). Внутри этого периода выделяется два этапа развития еврейского суда и общин в целом. Первый период (XII - начало XIII вв.) стал временем расцвета еврейской культуры Прованса. Во второй период (XIII - XIV вв.) основные характеристики этой культуры сохраняются, но постепенно наступает кризис еврейской общинной жизни под влиянием как внешних (политика французских королей), так и внутренних (особенности социальной структуры) факторов.

Источниковая база. Письменные источники, содержащие информацию по избранной нами теме, можно условно разделить на две большие группы - еврейские и нееврейские.

Группа еврейских письменных источников, использованных в диссертации, включает: эпистолярные документы (респонсы, т. е. переписку раввинов с представителями еврейских общин), галахические кодексы и трактаты, полемику, комментарии (во многих сочинениях по галахе сочетались элементы нескольких жанров) и повествовательные источники. Следует отметить, что провансальские респонсы впервые вводятся в научный оборот как исторический источник.

Респонсы выполняли внутри еврейской общины роль, которая соответствовала, с одной стороны, роли судебных вердиктов, а с другой - функциям законодательных актов.

Для того чтобы определить особые черты респонсов как исторического источника, можно сравнить их с другими юридическими документами того же периода и из того же региона. В «параллельном» христианском контексте существовали документы, аналогичные респонсам, т. е. переписка, которой придавалось значение источника права, например, письма епископа города Шартра Иво (1040 - 1116). В них содержатся ответы на вопросы, возникавшие в процессе адаптации канонического права к взаимоотношениям внутри общины. Епископ отвечал на них, включая в текст ответа смысл заданного вопроса, и ссылаясь на соответствующие источники права. В одном из его писем упоминается суд над крещеной еврейкой, которая вернулась в иудаизм и тем самым совершила преступление с точки зрения церкви.

Содержание респонсов было обусловлено насущными потребностями повседневной жизни, поэтому они содержат ценный материал для изучения истории повседневности. Следует учесть, что историческому знанию, полученному при исследовании респонсов, априори недостает динамики в силу фрагментарности источниковой базы и отсутствия в большинстве случаев четкой датировки. Тем не

менее, этот материал обладает неисчерпаемым потенциалом для воссоздания структуры еврейского социума, отношений между различными общественными группами и внутри этих групп (например, отношения в семье), обычаев, нравов. Исследование респонсов позволяет восстановить картину функционирования общины как живого организма.

В диссертации используются преимущественно опубликованные источники. Работа с неопубликованными текстами, из которых одних только респонсов насчитывается приблизительно три тысячи, требует многолетней подготовки, поэтому изучение оригиналов можно считать задачей будущих исследований. Из неопубликованных источников использован латинский регистр XIII века, доступный в виде фрагмента, фотокопия которого хранится в Национальном Архиве Израиля в Иерусалиме под номером F221. В данном тексте описаны некоторые установления, регулировавшие жизнь провансальских евреев, например, правила расселения общины в городах.

Наиболее ранние образцы респонсов из Прованса и Лангедока относятся к XII веку. Первая из известных исследователям коллекций респонсов на иврите и арамейском языке, в которых идет речь о деятельности провансальского еврейского суда, принадлежит авторству раби Авраама Бен Давида (принятая аббревиатура -Раавад) из Поскьеры.

Самой большой группой респонсов являются тексты, связанные с именем раби Шломо ибн Адрета (Рашба). Авторитет этого эксперта в области галахи, судьи и одного из крупнейших консультантов по вопросам еврейского суда своего времени, был настолько велик, что только на территории Пиренейского полуострова и Юга Франции можно найти десятки городов, еврейские общины которых обращались к нему с вопросами и получали в ответ респонсы. Впервые респонсы Рашба были изданы в Болонье в 1539 г., затем - в Венеции в 1645 г., к настоящему времени существует более десятка изданий. Наиболее полным из доступных в настоящий момент является издание 2000 г.

Другой сравнительно большой группой источников являются тексты, изданные А. Софером , под названием «Респонсы мудрецов Прованса». Они распределены по разделам Талмуда и, в отличие от респонсов Рашба, хуже

2 .1964 ,рір ГП Л 701Q Д^ЕПТ .ПІРОЗІ Л1ГГШ1 .ТрОІЗП 717 р ПЛ"Ш

Авраам Бен Давид из Поскьеры. Респонсы и вердикты. - Иерусалим: Мосад Рав Кук, 1964.

3 .л - к 'э ,гптал tin тоа д^епт .к"зепл mmcm пЬкя
Респонсы Рашба. - Иерусалим: Махон Ор ха-мизрах. - Т. 1-5.

4 .Ґ'ГШІ ,<-|0Г КГГРУ D1D7 Д^ЕПТ .К^ТГГПЭ ТОП ЛЧГШЛ

Респонсы мудрецов Прованса. - Иерусалим: Изд. Акива Йосеф, 1967.

атрибутируются, так как далеко не всегда в тексте ответа содержится указание на источник запроса. Тем не менее, это практически единственный сборник именно провансальских источников.

Респонсы - одна из групп источников на иврите и арамейском языке, наиболее важный и репрезентативный, но не единственный информационный ресурс. Респонсам присущи черты как документальных, так и эпистолярных источников, в большинстве случаев они дошли до наших дней в виде сборников, которые иногда составлялись по принципу тематического единства включенных в него текстов, в иных случаях - в связи с именем какого-либо эксперта в области еврейской традиции. Тексты респонсов в подобных сборниках сортировались в соответствии с замыслом авторов, подвергались изменениям, сокращались, упомянутые в оригинале имена участников событий часто заменялись условными, со временем уменьшалась актуальность содержания и исчезала прямая связь между смыслом респонсов и их применением. Таким образом, документальные источники обретали форму справочников.

В распоряжении исследователей имеется всего несколько источников, созданных в более поздний период, связанных с именами различных испанских, в том числе каталанских, раввинов, например, Ниссима Геронди.

К последней группе еврейских источников относятся описания путешествий (итинерарии), которые содержат мало информации об исторической динамике, однако в них можно найти ценные сведения о географии расселения и численности общин. В диссертации использован итинерарий испанского еврея Биньямина из Туделы (XII в.) Этот путешественник побывал во многих странах Европы, Азии и Африки, оставив потомкам рассказ об их населении. По итогам путешествия он написал книгу на иврите, которая позднее была переведена на латынь и на другие языки. Несколько страниц в этом произведении посвящено евреям Прованса и Лангедока.

К группе нееврейских источников относятся законодательные и нотариальные акты. Это внешние источники. Они созданы представителями христианского окружения, а не самой еврейской общиной, хотя евреи в них также упоминаются. Эти тексты содержат в большей степени информацию об отношениях между этим окружением и евреями, нежели о самих евреях. В таких источниках имеется очень мало сведений о внутренней жизни общин. Тем не менее, поскольку информация о взаимоотношениях евреев и христиан зачастую слабо представлена в еврейских текстах, «внешние» источники приобретают большую важность.

Наиболее важными сборниками законодательных актов являются приложение к работе Г. Сэжа и книга Ж. Ренье, изданная И. Т. Ассисом, в которой собраны выпущенные в XIII - XIV вв. законодательные акты королей арагонской династии в отношении евреев. Собрание Г. Сэжа содержит не только переводы, но и тексты на языке оригинала. Подборка документов, сделанная Ж. Ренье, представляет собой скорее учебное пособие, нежели научную публикацию источников. Тем не менее, она весьма полезна, поскольку содержит столь необходимую нам «фоновую» информацию о жизни еврейских общин.

Некоторые документы, относящиеся к истории евреев Монпелье, были опубликованы в Париже в 1889 г. В большинстве своем это официальные акты, регулировавшие взаимоотношения евреев с властями.

Следует упомянуть также полемические сочинения, написанные в средние века евреями, например, «Маген Авот» раби Менахема Ха-Меири (1249 - 1316), а также созданные уже в раннее Новое время христианскими авторами, например, юристом Жаном Боденом, одним из лидеров французских кальвинистов Филиппом де Морнэ, обвиненным в ереси клириком Ришаром Симоном и т. п. Произведения этих писателей являются ценным источником по истории ментальности и позволяют изучить взгляд извне на еврейскую культуру.

Деятельность общинных учреждений наиболее полно представлена во внутренних еврейских источниках. Другие аспекты жизни средневекового еврейского социума, например, торговые отношения с христианами, привилегии и т. д., отражены в текстах лишь фрагментарно и поддаются изучению только с помощью «внешних» источников.

Историография. Изучение средневековой истории евреев начало развиваться позже многих других отраслей медиевистики, что связано с проблемой накопления материала источников, написанных на иврите и арамейском языке, отсутствием в Западной Европе еврейских архивов, относительно слабым интересом к средневековью у еврейских историков. К примеру, достижения школы Анналов сравнительно недавно стали использоваться при изучении средневековой еврейской истории.

В зарубежной историографии существуют три основных подхода к изучению истории провансальского еврейства по письменным источникам. Представители первого из них считали своей основной целью накопление фактологического

Помимо письменных, существуют эпиграфические источники, которые в диссертации используются иллюстративно.

материала с помощью работы в архивах с оригиналами документов (нееврейских текстов). Эти исследователи сосредоточились на изучении внешних источников. Один из первых подробных очерков истории евреев в интересующий нас период принадлежит авторству Г. Сэжа. Его монография охватывает весьма длительный период в истории еврейства средиземноморского побережья Франции - с V по XIV вв. Особенно ценную часть его книги составляют приложения - многочисленные документы на латыни и французском языке.

Исследователи, придерживающиеся второго подхода, считают наиболее эффективным способом исследования истории еврейских общин работу с внутренними источниками, созданными самими евреями и написанными на языках, на которых говорили в общинах.

Отличия между первым и вторым подходом обусловлены разной профессиональной подготовкой историков, работавших в данной области. Если первый из названных подходов больше связан с общими тенденциями в развитии европейской историографии, то второй определяется процессом формирования школ национальной истории и изучения собственного этнокультурного наследия.

Представители третьего подхода исходят из принципа максимального использования имеющихся источников. В своей работе они сочетают разные группы источников, как внешние, так и внутриобщинные, что создает много преимуществ для одновременного исследования различных аспектов жизни еврейских общин. Эффективность методов работы при этом значительно повышается. В первую очередь от них требуется высокий уровень исследовательского мастерства, в том числе владение несколькими языками, а также знание базы источников, включая архивы, коллекции рукописей и их копий, изданных источников. Основные идеи третьего подхода представлены в книгах И. Шацмиллера и И. Т. Ассиса .

Несмотря на большую ценность респонсов как источника по истории еврейских общин Прованса и Лангедока, имеется мало работ, посвященных их изучению. Образцовым исследованием с точки зрения методологии является статья

6 ShatzmillerJ. Jews, medicine, and medieval society. - Berkeley : University of California Press, 1994;
Medecine et justice en Provence medievale : documents de Manosque, 1262-1348. Aix-en-Provence :
Publications de l'Universite de Provence, 1989; Recherches sur la communaute juive de Manosque au
Moyen Age 1241-1329. - P. : Mouton, 1973; Shylock reconsidered : Jews, moneylending, and medieval
society. - Berkeley : University of California Press, 1990; Shylock revu et corrige : les juifs, les Chretiens et
le pret d'argent dans le societe medievale. - P.: Les Belles Lettres, 2000.

7 Assis Y. T. The golden age of Aragonese Jewry : community and society in the Crown of Aragon, 1213-
1327. - L.: Littman Library of Jewish Civilization, 1997; Jewish economy in the medieval crown of
Aragon, 1213-1327 : money and power. -Leiden : E.J. Brill, 1997.

Р. Бен Шалома, поскольку именно он добился удачной комбинации «внутренних» еврейских и «внешних» христианских источников.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляет концепция histoire totale («всеобъемлющей истории», когда объектом исторического исследования может считаться любой предмет или явление, возникшие в человеческом обществе). Эту концепцию разработал авторский коллектив журнала «Анналы», основанный в 1929 г. Марком Блоком и Люсьеном Февром. Идея «всеобъемлющей истории» подразумевает изучение всех аспектов культуры или цивилизации, включая социальную структуру, материальную культуру, повседневную жизнь, интеллектуальную и художественную культуру и многое другое. Между этими различными сферами жизни общества не устанавливается ни иерархии, ни детерминизма, поскольку все они считаются равнозначными и одинаково ценными сферами бытия. Синтезу марксизма и методологии Школы «Анналов» в отечественной исторической науке немало внимания уделено в работах

А.Я. Гуревича.

В диссертации теоретические основы, разработанные представителями
Школы «Анналов», используются с корректировками, обусловленными

спецификой истории еврейской субэтнической общности и отношением к этой истории со стороны представителей Школы «Анналов».

Что касается методики исследования респонсов, то основным руководством в этой области при работе над диссертацией послужила единственная в своем роде книга X. Соловейчика «Респонсы как исторический источник». Ее первое издание вышло в свет в 1973 г.

Предметом исторического исследования, по мнению X. Соловейчика, должна быть последовательность респонсов, а не единичный текст, так как смысл отдельных терминов и содержание текстов в целом можно выяснить с наибольшей точностью, только сопоставляя разные источники. Кроме того, следует подробно изучить контекст создания респонсов в его историческом, географическом, демографическом и культурологическом аспектах.

Научная новизна работы. Данная диссертация является первым, в том числе в отечественной историографии, обобщающим исследованием, посвященным истории евреев Прованса и Лангедока как определенной субэтнической группы. Впервые на основе респонсов реконструируется комплекс обычаев провансальского

8 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / Избранные труды. - М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999.-Т.2.

еврейства и связи этой этноконфессиональной общности с сефардскими еврейскими общинами, а также с христианским социумом.

Практическое значение. Содержание и выводы диссертации могут использоваться в исследованиях по истории средневекового европейского еврейства в целом, а также по локальной тематике, например, по истории еврейских общин Франции. Кроме того, диссертация может стать пособием по изучению галахической традиции, в частности, весьма специфического сектора этой традиции, каковым является комплекс провансальских обычаев. Фактический материал, вошедший в текст диссертации, может оказаться полезным при подготовке курсов лекций для вузов, в учебный план которых включены такие дисциплины, как общая история евреев, история евреев в средние века, история еврейской культуры и т. п.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры иудаики ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова и была рекомендована к защите. Основные положения исследования частично опубликованы в сборниках «Диалог со временем» (издательство: ИВИ РАН), «Ломоносов-2000. История», «Тринадцатая ежегодная международная междисциплинарная конференция по иудаике. Тезисы докладов». Основные теоретические выводы и фактологический материал данной диссертации составили основу лекционного курса по еврейской эпиграфике Франции и Прованса на летней школе по иудаике в Москве (июль 2004 г.) и лекционного курса по истории евреев Прованса и Лангедока на зимней школе по иудаике в Одессе (январь 2006 г.). Отдельные положения работы вошли в доклады автора на семинаре по иудаике в Еврейском университете Иерусалима в 2004 г. и на 14-ом международном конгрессе по иудаике в Иерусалиме в июле 2005 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и исследовательской литературы. Специальные термины, использованные в работе, раскрываются в тексте диссертации.

Похожие диссертации на История еврейских общин Прованса и Лангедока в XII-XIV вв. : по материалам респонсов