Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-теологическое учение ал-Мухасиби Калашников Евгений Анатольевич

Философско-теологическое учение ал-Мухасиби
<
Философско-теологическое учение ал-Мухасиби Философско-теологическое учение ал-Мухасиби Философско-теологическое учение ал-Мухасиби Философско-теологическое учение ал-Мухасиби Философско-теологическое учение ал-Мухасиби Философско-теологическое учение ал-Мухасиби Философско-теологическое учение ал-Мухасиби Философско-теологическое учение ал-Мухасиби Философско-теологическое учение ал-Мухасиби
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калашников Евгений Анатольевич. Философско-теологическое учение ал-Мухасиби : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 : Москва, 2004 157 c. РГБ ОД, 61:04-9/730

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Жизнь и творчество ал-Мухасиби 19

1.1. Суфизм: история развития и основные аспекты философской доктрины 19

1.2. Биография и основные труды ал-Мухасиби 30

1.3. Особенности изучения суфийской литературы: работы ал-Мухасиби как пример суфийского сочинения 49

Глава 2. Философские аспекты суфийской доктрины ал-Мухасиби 62

2.1. Учение о познании 62

2.2. Этическое учение 94

2.3. Философия любви 118

Заключение 140

Библиографический список 143

Приложение. Глоссарий

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В XX веке человечество

столкнулось с такими угрозами, которые поставили перед ним вопрос

собственного выживания и потребовали поиска путей выхода из

сложившейся ситуации. Проблемы духовного характера приобрели

наибольшую остроту в современном обществе, состояние которого многие

ученые характеризуют как предкризисное: «Впервые в истории физическое

выживание человеческого рода зависит от радикального изменения

человеческого сердца». Именно поэтому человечество вынуждено

рассматривать необходимость решения проблемы мирного сосуществования

»-различных цивилизаций как единственно возможный способ сохранения

жизни на Земле. На этом фоне растущая активность стран мусульманского

Востока объясняет повышенный интерес исследователей к изучению

духовного наследия Востока, который в течение многих столетий притягивал <

западного человека своей загадочностью.

Проблема «Восток - Запад» стала основой многочисленных

исследований, направленных на выявление точек соприкосновения

различных цивилизаций. Вместе с тем, появились и работы, посвященные

поиску возможных «линий разлома» между цивилизациями, столкновению

цивилизаций. На данном этапе результаты этих поисков можно обобщить

следующим образом: и сторонники теории диалога цивилизаций, и

сторонники теории столкновения цивилизаций единогласно признают

приоритет культурной жизни народов в ходе консолидации цивилизаций и

разрешения возникающих между ними противоречий. На основании данного

1 Фромм Э. Иметь или быть?: Пер с англ. / Общ. ред. и поел.: В.И. Добренькое. - М.: «Прогресс», 1990. -
С. 18.

2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994, № 1. - С.ЗЗ.

вывода можно утверждать, что для понимания духовной культуры Востока особенно важно изучить наследие прошлого и проследить степень его влияния на современность, кроме того, знания о прошлом позволяют глубоко осознать и точно оценить значение событий, протекающих в современном обществе. С этой точки зрения, любое исследование прошлого представляет интерес для современности, в частности - всесторонний анализ философских учений прошлого.

За последние три десятилетия особо возрос интерес отечественных и зарубежных востоковедов к изучению творчества суфиев. Суфизм в качестве одного из духовных феноменов ислама и мусульманской культуры оказал и продолжает оказывать огромное влияние на многие сферы религиозной, социально-политической и культурной жизни стран мусульманского Востока.

В данном контексте следует обратить внимание на философскую
проблематику раннего суфизма, в частности, - на изучение взглядов
представителя раннего суфизма ал-Мухасиби (781-857). Исследование,
направленное на анализ творчества этого автора является как никогда
актуальным и своевременным, так как многие востоковеды признают
значительное воздействие творческого наследия ал-Мухасиби на дальнейшее
формирование и развитие суфизма. Историко-философский анализ
проблематики, обозначенной в произведениях ал-Мухасиби, представляет
интерес еще и тем, что данный мыслитель синтезировал в своей доктрине
взгляды разных философских и религиозных школ: учения древнегреческих
философов; религиозно-философские концепции зороастризма, иудаизма,
христианства и мусульманства. ,

Изучение философии ал-Мухасиби, несмотря на определенные достижения зарубежных исследователей в этой области, не представляется достаточно полным и всесторонним. Кроме того, в русскоязычной исследовательской литературе, посвященной изучению арабо-

мусульманского философского наследия, нет ни одного специального исследования, в котором бы были изложены и проанализированы взгляды ал-Мухасиби. Поэтому необходимость изучения теолого-философских взглядов ал-Мухасиби с позиции историко-философского анализа является столь актуальной.

Степень разработанности проблемы. Литература, посвященная истории, теории и практике суфизма, представляется едва ли обозримой. В диссертации рассмотрены лишь труды тех авторов, чей вклад в изучение традиций арабо-мусульманского философского наследия является наиболее весомым. Другим важным фактором при выборе источников для данного исследования является непосредственное упоминание или ссылка на жизнь и творчество ал-Мухасиби.

Основу диссертации составляют священные тексты и труды самого ал-Мухасиби, фрагменты из которых впервые приводятся на русском языке. Авторов же имеющейся по теме диссертации литературы можно объединить в три группы:

Первая группа исследователей - средневековые арабские авторы, чьи работы в строгом смысле не могут быть названы научными исследованиями: в них приводятся данные о жизни ал-Мухасиби, предпринимаются попытку оценить его влияние на последующие поколения суфиев, а также цитируются фрагменты его произведений. Анализ трудов средневековых авторов позволяет выявить тот факт, что интерес к изучению и анализу работ ал-Мухасиби возникает уже в последние годы жизни мыслителя, однако зачастую данный интерес вызван негативным отношением к роли суфизма в духовной жизни халифата. Большинство работ, относящихся к периоду преследования суфизма, имеет критическую направленность и носит характер дискредитации суфизма. Суфизм обвиняют в отступлении от шариата, зачастую считая данное течение противоречащим основным доктринам ислама, что проявляется в отношении средневековых авторов к

творчеству конкретных представителей данного направления философской мысли. Поэтому при оценке творчества ал-Мухасиби следует учитывать негативное отношение к его творчеству со стороны представителей «официального» ислама.

Ученик и последователь ал-Мухасиби, известный представитель суфизма Абу Наср ас-Саррадж уделяет немаловажное значение анализу разногласий между ал-Мухасиби и Ахмадом б. Ханбалом. В его исследовании «Китаб ал-люма» встречаются цитаты из работ ал-Мухасиби, а так же фрагменты из бесед последнего с учениками, что дает богатый материал для формирования наиболее полной картины о мировоззрении ал-Мухасиби.

Известный биограф Абд ар-Рахман ас-Сулями (ум. 1021), посвятивший \ свои работы жизнеописанию выдающихся суфиев, высоко оценивает моральные и гражданские качества ал-Мухасиби. Работы ас-Сулями носят^ характер литературных произведений - в них не уделяется особого внимания философским воззрениям мыслителей. Ас-Сулями признает авторитет ал-Мухасиби в вопросах суфизма и приводит массу высказываний мыслителя по проблематике мистицизма.

Абд ал-Кахир ал-Багдади (ум. 1037) включает имя ал-Мухасиби в перечень мыслителей, считавших веру основным признаком набожности.

Абу Нуайям ал-Исфагани (ум. 1038) уделяет некоторое внимание учению и жизни ал-Мухасиби. В его работе встречаются интересные замечания по поводу философских и теологических аспектов концепции ал-Мухасиби.

Абу Бакр ал-Хатиб ал-Багдади (ум. 1071) ограничивается позитивной оценкой произведений ал-Мухасиби и признает несомненную пользу, которую приносит их чтение.

Персидский мистик Абу ал-Хасан ал-Джаллаби ал-Худжвири (ум. 1063/1074) рассматривает в своей работе некоторые аспекты мистического учения ал-Мухасиби, используя фрагменты произведений последнего в качестве аргументаций собственной точки зрения. Согласно утверждениям

некоторых исследователей, ал-Худжвири полностью основывает свое учение на философии ал-Мухасиби. Ал-Худжвири с уважением относится к разносторонней образованности ал-Мухасиби, его моральным качествам и глубине его знаний. Работы ал-Худжвири дают богатый исследовательский материал и позволяют составить наиболее полное представление о некоторых аспектах учения ал-Мухасиби. Кроме того, ал-Худжвири приводит перечень произведений мыслителя, часть из которых утеряна для современных исследователей..

Ученик ас-Сулями, один из первых систематизаторов суфийской доктрины, Абд ал-Карим ал-Кушейри (ум. 1075) в своем трактате часто цитирует высказывания ал-Мухасиби по тем или иным вопросам. Некоторые аспекты учения ал-Кушейри позволяют предполагать, что он находился под влиянием творчества ал-Мухасиби и позаимствовал у последнего ряд положений мистической доктрины.

Основание обвинений, выдвинутых против ал-Мухасиби
представителями официальной идеологии, суммирует Шаграстани (ум. 1153)
в своей известной работе «Книга о религиях и сектах» (Китаб ал-милал ва-
нихал). По его мнению, ал-Мухасиби использовал методы калама и,
используя метод логических доказательств, утверждал религиозные
принципы ранних имамов. Предпочтение рациональных доводов слепой вере
в догматы религии рассматривалось в качестве симпатии к мутазилизму,
поэтому учение ал-Мухасиби было признано незаконным, а работы
мыслителя еще на долгое время сохранили на себе отпечаток негативного
отношения.

Шейх багдадских суфиев, основатель ишракитского направления в суфизме, Шихаб ад-Дин Абу Хафс ас-Сухраварди (ум. 1191) в своей наиболее значимой работе, посвященной основным принципам мистического пути, разрабатывает концепцию, которая по своим качествам сходна с концепцией ал-Мухасиби. Ас-Сухраварди включает в свое произведение

фрагменты философских исследований ал-Мухасиби, чье мнение он считает «светом, выявляющим разницу между добром и злом».3

Один из многочисленных противников философского учения ал-Мухасиби - Сибт Ибн ал-Джавзи (ум. 1200) - приверженец ханбализма, который направил свою критику в основном на аспект учения ал-Мухасиби о растворенности человеческой божественной души в душе Бога, а также о предпочтении бедности богатству. В своей работе Ибн ал-Джавзи цитирует ряд высказываний ал-Мухасиби, которые дают достаточно обширное представление о взглядах мыслителя на указанные вопросы. Кроме того, Ибн ал-Джавзи приводит фрагменты из бесед ал-Мухасиби с учениками и некоторые другие подробности жизни мыслителя, что позволяет составить наиболее полное представление о тех аспектах учения мыслителя, которые оказались утраченными для современности.

Известный суфийский поэт и мыслитель Фатх ад-Дин Аттар (ум. 1220) посвящает некоторые фрагменты своих произведений обзору взглядов ал-Мухасиби. Он представляет вниманию читателя ряд историй из жизни мыслителя, анализ мистических аспектов его учения, высказывания и, фрагменты бесед с учениками и наставниками.

Историк Мухаммад б. Каймаз ад-Дахаби (ум. 1348) придерживается негативной позиции Ахмада б. Ханбала, но все же признает обширные знания и весомый авторитет ал-Мухасиби в области калама, юриспруденции и философии. Особо жесткой критике ад-Дахаби подвергает утверждения ал-Мухасиби о способности Бога к речи. Необходимо отметить, что иногда ад-Дахаби все же разделяет взгляды ал-Мухасиби и подвергает сомнению утверждения его противников.

Один из ранних исследователей суфийского наследия Тадж ад-Дин ас-Субки (ум. 1370) признает плодотворное влияние произведений ал-Мухасиби на формирование взглядов человека и дает им высокую оценку. Ас-Субки

3 Цит. по: Smith М. An Early Mystic of Baghdad. - London, 1935.

анализирует причины преследования ал-Мухасиби со стороны ханбалитов и приходит к выводу, что существовало весомое основание для гонений, однако он оправдывает ал-Мухасиби тем, что последний использовал методы мутазилитов (одна из причин преследования), но прибегал к этим методам в крайних случаях. В произведении. ас-Субки особое внимание уделено проблеме разума и ее трактовке в представлении некоторых авторитетов религиозной мысли, среди которых значительная роль отведена ал-Мухасиби.

Магрибский ученый ал-Хасан ибн Мухаммед ал-Ваззан (ум. 1494), известный также как Лев Африканский, коротко упоминает в своей работе «Descrittione dell'Africa»4 некоторые аспекты творчества ал-Мухасиби и отмечает, что его последователи долгое время подвергались гонениям за их философские взгляды.

Вторая группа состоит из научных работ, посвященных исследованию раннего суфизма. Творчеству ранних суфийских авторов посвящены отдельные труды Л.Массиньона, Г.Мейсона, Р.Грамлика, М.Смит и др.

В работах Л.Массиньона,5 рассвет творчества которого приходится на. первую половину XX века, проводится детальный анализ некоторых положений философской доктрины ал-Халладжа. Помимо биографических данных о жизни этого известного суфия, в своих исследованиях Л.Массиньон систематизирует представления ал-Халладжа о роли: познания и любви в философии раннего суфизма. Несмотря на стремление популяризировать идеи суфизма, интересные данные о жизни и творчестве ал-Халладжа можно найти в работе современного исследователя суфизма Г.Мейсона.

Обзор работ другого представителя раннего суфизма — ал-Макки - дает в своей работе современный немецкий автор Р.Грамлик. Его вклад в

4SmithM.yK.co4.-C258.

5 «The Passion of al-Hallaj» и «Hallaj».

исследование раннего суфизма заключается в переводе на английский язык известного произведения ал-Макки «Кут ал-кулуб».6

Среди этих исследований особое место занимает работа М.Смит «Ранний
мистик Багдада».7 Огромная заслуга М.Смит (1902-1971) состоит в том, что
она является автором единственного на данный момент крупного
монографического исследования, полностью посвященного творчеству ал-
Мухасиби. В указанную работу включены биографические данные и очерки
религиозно-философского учения мыслителя. Особое внимание М.Смит
уделяет рассмотрению аскетической и психологической теорий ал-Мухасиби,
а также мистических аспектов его учения. Несмотря на полноту и глубину
исследования, работа М.Смит все же носит характер популяризаторства идей
суфизма, а акцент на психологическую и мистическую теории ал-Мухасиби
несколько умаляет философское значение его трудов. *

К третьей группе относятся авторы исследований, посвященных вопросам ислама, общей проблематике течений внутри него и конкретной проблематике суфизма. В исследованиях, представленных в данной группе, практически не встречается указаний на творчество ал-Мухасиби (либо эти указания носят достаточно общий характер), поэтому они используются для воссоздания той историко-культурной атмосферы, в которой творил ал-Мухасиби. В основном эти работы относятся к XX веку, когда отмечается значительное повышение интереса отечественных и зарубежных исследователей к изучению культуры арабо-мусульманских стран, следствием чего является деятельность целой плеяды талантливых авторов, представляющих ярчайшую страницу востоковедения.

Историческое значение мусульманства в развитии стран Ближнего и Среднего Востока стало темой исследований известного российского востоковеда А.Е.Крымского (1871-1942). В его работе «История мусульманства» проведен исторический анализ ислама в качестве одной из

6 Gramlich R. Abu Talib al-Makkis Qut al-qulub, vol. 4. II The Journal of the American Oriental Society. 1/1/1998.

7 Smith M. An Early Mystic of Baghdad.

основных предпосылок возникновения арабского халифата, а также влияние религии на другие сферы жизнедеятельности мусульманского общества. Сходная проблематика рассматривается в работах Г.Э.Грюнебаума (1909-1972) - он проводит анализ основных особенностей мусульманской цивилизации, а также уделяет внимание решающей роли ислама в развитии арабских стран.

Произведения В.В.Бартольда (1869-1930) также дают богатый материал
по общей проблематике ислама, кроме того, автор представляет вниманию
читателей; обзор наиболее значимых религиозных движений арабского
халифата в средних веках. В работе В.В .Бартольда «Ислам» дается краткий
очерк о суфизме с перечислением наиболее ярких представителей данного
направления, среди которых встречается имя ал-Мухасиби.8 Автор
перечисляет основные принципы мистического учения, главными:
составляющими которого являются учение об исчезновении личности
человека, идеи о подвижничестве и общине.

Исследованию литературного наследия суфиев посвящены многие работы Е.Э.Бертельса (1890-1957). В своих произведениях Е.Э.Бертельс. предлагает вниманию читателя не только глубокий литературный анализ творчества суфийских авторов, но и общий материал по предпосылкам зарождения данного направления, его развитию, влиянию на культурную и политическую жизнь общества. Необходимо указать, что Е.Э.Бертельс один из немногих отечественных востоковедов отмечает в своей работе значение творчества ал-Мухасиби и его влияние на последующее развитие суфийской доктрины. Однако влияние мыслителя сводится к упоминанию значения для истории суфизма работы ал-Мухасиби «Книга соблюдения и выполнения, заветов Господа» (Китаб ар-риая ли хукук аллах ва ал-киям бига), которое «было исключительно велико, ибо почти все авторы, писавшие позднее (X-XII вв.) о суфийском «пути» очень широко пользовались ею».9 Подобное

* Бартольд В.В. Ислам. Общий очерк. - Пб. 1918. - С.58.

9 Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. В кн. Избранные труды. T.3. - М.: «Наука», 1965. - С. 30.

сведение влияния творческого наследия ал-Мухасиби к единственному произведению представляется неполным и неточным.

Несмотря на идеологичность, присущую философским исследованиям советского периода, историко-философские методы, примененные крупным востоковедом С.Н.Григоряном, позволяют пролить свет на некоторые положения суфизма, проявившиеся в процессе эволюции взглядов отдельных представителей арабо-мусульманской философии. Следует обратить внимание на то, что в классификации этапов развития суфийской доктрины ранний суфизм выделяется как «выступившая; в скрытой форме ересь», основным признаком которой автор выделяет аскетизм.10 Подобное сужение суфизма до разновидности аскетизма значительно умаляет и, более того, искажает роль и значение данного направления в жизни арабского халифата.

Большая заслуга в деле исследования общей проблематики арабо-мусульманской философии, рассмотренной в контексте изучения творчества отдельных ее представителей, по праву принадлежит А.В.Сагадееву (1931-1997). В своих работах он рассматривает предысторию возникновения философской мысли на мусульманском Востоке, этапы развития и основные, направления арабо-мусульманской философии. Несмотря на то, что в исследованиях А.В.Сагадеева отсутствует анализ положений суфизма, обзор идей данного направления можно встретить в рассмотрении суфийского периода творчества отдельных представителей мусульманской философии.

В исследованиях М.Т.Степанянц нашли отражение общие направления развития суфизма.. М.Т.Степанянц рассматривает идейную эволюцию суфизма на примере анализа наиболее разработанных в суфийской философии положений - онтологического, гносеологического и этического, -глубокий анализ которых дает исследователю богатейший материал для изучения. В работе «Философские аспекты суфизма» автором отмечено

10 Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. - М.: «Наука», 1966. -С.74.

влияние раннего суфизма на формирование взглядов суфиев позднейшей эпохи.11

Н.С.Кирабаев в своих работах анализирует основные течения и школы
классической арабо-мусульманской философии, дает общую характеристику
особенностей арабо-мусульманской цивилизации и проводит сравнительный
анализ развития философии в Европе и Арабском халифате средних веков.
Наибольший интерес для данного исследования произведения Н.С.Кирабаева
представляют тем, что в них четко очерчено место и значение суфизма в
арабо-мусульманской философии. Кроме того, в одной из его работ
встречается упоминание об ал-Мухасиби как о «тонком психологе». *

Изучению некоторых проблем истории философии суфизма на примере анализа творчества одного из ярчайших представителей арабо-мусульманской философии - ал-Газали - посвящают свои работы В.В.Наумкин и М.М. аль-Джанаби, в произведениях которых с различных точек зрения рассмотрены этапы эволюции взглядов этого мыслителя.

Оригинален и интересен опыт применения А.В.Смирновым парадигмального метода в историко-философском исследовании, задачей: которого является попытка воссоздания философской системы известного суфийского автора Ибн Араби. Особый интерес для представленного исследования представляет положение об идейной преемственности между различными течениями средневековой арабской философской мысли.

В западной исследовательской литературе по суфизму наблюдается тенденция рассматривать в основном психологические аспекты, что приводит к преувеличению роли психологического тренинга в суфизме. Вместе с тем следует отметить, что исследования, посвященные суфизму, представлены серьезными и глубокими работами. К числу таких работ можно причислить произведения Т.Дж. де Боэра, Р.Леви, Л.Массиньона, Р.А.Николсона, Г.Корбэна, А.Кныш и других. Но даже произведения таких

" Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М.: «Наука», 1987. - С. 14.

12 См, Кирабаев Н.С. Из словаря арабо-мусульманской философской классики. // Вестник РУДН. 1999, №1.

серьезных авторов зачастую пестрят неточностями и искажениями не только по вопросам ранних, но и более поздних этапов развития суфизма. Например, автором одной из работ суфизм не может быть причислен к философскому наследию на том основании, что является разновидностью религиозного знания, поэтому «вопрос детального изучения развития суфизма относится скорее к истории религии, а не к истории философии».13

Таким образом, главный недостаток современной исследовательской литературы по суфизму заключается в том, что она подчас склонна повторять односторонность и стереотипность работ прошлого, которые на протяжении нескольких столетий отражали критическое отношение официальной идеологии к суфизму и его школам. Другой недостаток современных исследований суфийского наследия - желание популяризировать психолого-религиозные аспекты данного направления арабо-мусульманской мысли, результатом чего является тенденция к упрощению и искажению положений суфийской доктрины.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является философско-теологическое учение ал-Мухасиби, а предметом - основные положения учения о познании, этики и философии любви.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в том, чтобы частично восполнить пробел, образовавшийся и исследовательской литературе по проблематике раннего суфизма, посредством анализа основных направлений философско-теологической доктрины ал-Мухасиби.

Следует отметить, что в диссертации автор намеренно избегал сравнений идей и проблем суфизма с учениями как западных, так и восточных мыслителей. Данное решение продиктовано, с одной стороны, невозможностью охватить в рамках диссертации все доктрины и учения,

13 Boer De, Т. J. History of Philosophy in Islam. I Tr. Dom J. McCann. - London, 1903. - C.64. *

оказавшие влияние на суфизм (как невозможно перечислить тех мыслителей, которые находились под влиянием самого суфизма). Это положение можно объяснить широтой суфизма, которая позволяла подвести под него, по словам Е.А.Бертельса, почти любую концепцию, любое мировоззрение.14 С другой стороны, отклонение от фактического материала уведет линию исследования в область гипотез и домыслов. Однако это утверждение не является отрицанием того факта, что взгляды ал-Мухасиби и идеи различных течений арабо-мусульманской мысли находятся в отношении идейной преемственности в пределах общего проблемного поля, и должны рассматриваться «не как отдельные, изолированные или параллельные доктрины, а как обусловившие друг друга этапы единой линии развития мысли».15 Поэтому, несмотря на преследования со стороны «официального» ислама, творчество ал-Мухасиби не было окружено культурным вакуумом,, мыслитель находился в поле разработанного его предшественниками круга философских проблем и, в свою очередь, его работы вдохновили многих мыслителей и стали основой для дальнейшей разработки и углубления = поставленных мыслителем вопросов.

В соответствии с поставленной целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:

анализ основных религиозно-философских вопросов, представленных в творческом наследии ал-Мухасиби;

исследование особенностей суфийского учения о познании на основе произведений ал-Мухасиби; *

выявление основных положений этического учения ал-Мухасиби;

определение категорий философии любви.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют сформулированные в работах ведущих философов классического

14 Бертельс Е.Э. Очерк истории персидской литературы. - М., 1928. - С.52.

15 См. Смирнов А.В. Что стоит за термином «средневековая арабская философия» (рассмотрение вопроса в
ракурсе проблематики истины и причинности) // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения.
/ Отв. ред. ЕА.Фролова. - М.: «Восточная литература» РАН, 1998. - С.44-45.

периода и современности основополагающие принципы исследования истории с использованием историко-сравнительного, социокультурного и герменевтического анализа.

Эмпирическую основу исследования составляют теоретические положения и выводы авторов классических работ по исламу и суфизму: Т.Дж. де Боэра, А.Е.Крымского, Р.Леви, Р.А.Николсона, В.В.Бартольда, Л.Массиньона, М.Смит, Е.Э.Бертельса, Г.Э.Грюнебаума, А.В.Сагадеева, С.Н.Григорян, М.Б.Пиотровского, В.В.Наумкина, М.Т.Степанянц, Н.С.Кирабаева, Ю.М.Почты, М.М. аль-Джанаби, А.В.Смирнова, Г.Корбэна, Р.Крамлика, Г.Мейсона, А.Кныш и других. Необходимо отметить, что в данной работе впервые вводятся в научный оборот переводы оригинальных произведений ал-Мухасиби, а также дан обширный исследовательский материал работ иностранных авторов.

Научная новизна диссертационного исследования. Анализ философской проблематики суфийского учения ал-Мухасиби выявляет противоречивость некоторых положений этической доктрины суфизма, Ь частности - различное отношение суфия к предписаниям религии на различных этапах духовного совершенствования; рассмотрение учения ал-Мухасиби о познании позволяет определить роль психологического аспекта в гносеологии суфизма, а именно опровергает идею о приоритетном значении «психологических теорий» в гносеологической концепции суфиев; исследование основных положений мистической доктрины ал-Мухасиби позволяет определить значение философского учения суфиев о любви, что дает возможность анализировать понятие «любовь» в качестве философской категории; выявление социальной значимости ученого-суфия в качестве носителя истинной системы ценностей дает возможность объяснить идеи подвижничества в суфийском движении.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертации позволяют более точно определить значение творчества ал-

Мухасиби в философии суфизма. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при подготовке курсов и спецкурсов по истории арабо-мусульманской философии, философии суфизма, а также при дальнейшем изучении философско-теологического учения ал-Мухасиби.

Исследовательский материал может быть использован при преподавании истории философии, культурологии и религиоведения.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования представлены в опубликованных автором работах: «Категория «смирения» в философии ал-Мухасиби», «Жизнь и творчество ал-Мухасиби7> и «Учение ал-Мухасиби о познании».. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории философии Российского университета дружбы народов 2 июня 2004 г. и рекомендована к защите.

Структура работы. В первой главе диссертации раскрывается социально-исторический и культурный контекст жизни и творчества ал-Мухасиби. В первой главе, состоящей из трех параграфов, проводится краткий экскурс в историю суфизма. На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов, рассматриваются некоторые особенности суфийского движения, определяется роль суфизма в культурной и социально-политической жизни средневекового арабо-мусульманского Востока, выявляются этапы формирования и развития основных положений суфийской доктрины. Кроме того, в ней дается описание эпохи, окружения, жизни и личных качеств ал-Мухасиби. На примере работ ал-Мухасиби, выявляются характерные особенности суфийского произведения и трудности изложения доктрины суфиев для европейского читателя.

Вторая глава посвящена анализу философской проблематики доктрины ал-Мухасиби: учению о познании, этике и философии любви. Рассмотрение положений учения о познании позволяет объяснить такие особенности суфийской доктрины, как предпочтение интуитивного метода познания рациональному, аскетическую направленность, невозможность полного

постижения Бога и др. Анализ этического учения ал-Мухасиби выявляет основную проблематику морально-этической доктрины и дает возможность объяснить неоднозначное отношение суфиев к выполнению предписаний официальной религии. Этические аспекты религиозно-философской доктрины ал-Мухасиби, рассмотренные в свете их практического осуществления, представляют взгляды мыслителя на социальную роль суфия, что проясняет подвижнические идеи суфизма. Обзор положений философии любви знакомит читателя с представлениями суфиев о состоянии единения индивида с Абсолютом, его значении и этапах.

В заключении диссертации даются выводы и итоги проведенного исследования. Изучение произведений ал-Мухасиби как одного из основателей суфийского направления мысли позволяет разъяснить противоречивость этических идеалов суфия на различных этапах духовного совершенствования. Анализ положений учения ал-Мухасиби о познании дает возможность опровергнуть тезис о чистой «психологичности» суфийской гносеологии. Рассмотрение роли ученого как носителя подлинной системы ценностей частично объясняет значение подвижнических идей суфизма.

В приложении приводится словарь встречающихся в тексте суфийских терминов.

Суфизм: история развития и основные аспекты философской доктрины

Название крупного мистического направления в исламе - «суфизм» -большинство исследователей склонны объяснять обычаем ранних суфиев носить грубую шерстяную одежду (суф) в качестве символа самоотречения и покаяния. Этот обычай свидетельствовал о признании следующих ценностей: ведение аскетического образа жизни, стремление к подвижничеству и склонность к познанию подлинной реальности - Бога - интуитивно-экстатическим способом.

Период возникновения суфизма отечественные и зарубежные востоковеды относят к VIII в. Одна из основных предпосылок возникновения суфизма - влияние основных философских течений арабского средневековья. Не менее важную роль в процессе формирования идейной базы суфизма сыграл расцвет науки, литературы и искусств, который пришелся на середину VIII в. Именно в этот период выдающиеся ученые, приглашенные в Багдад, перевели на арабский язык массу произведений с сирийского, персидского, греческого и хинди. Результатом переводческой деятельности стало ознакомление арабского мира с духовным наследием других цивилизаций. Кроме того, некоторые исследователи выделяют среди предпосылок зарождения суфизма возникновение в VIII в. на территории арабского халифата крупного аскетического движения.16

В современном востоковедении принято рассматривать несколько основных этапов истории развития суфизма. Период с VIII в. по X в. считается эпохой становления данного направления религиозно-философской мысли арабского Востока. Именно в этот период определяются многие аспекты идейной проблематики суфизма, которые были развернуты более поздними авторами в достаточно строгую мировоззренческую систему. В XI в. идеи суфизма приобретают значительную популярность практически на всей территории распространения ислама. Свидетельством многообразия суфийских школ и течений является тот факт, что в этот период предпринята первая попытка систематизации идей суфизма в единое учение. XII в. стал эрой расцвета суфизма. Данный период характеризуется основанием первых суфийских орденов. Наиболее ярким явлением духовной жизни халифата в XII в. считается возникновение нового направления в арабской литературе — суфийской литературы. Следующий этап в истории суфизма - с XIII в. по XVB. - эпоха расцвета суфийских орденов и литературы. Однако увлечение суфийской идеологией не ограничилась средними веками, а вылилось далеко за их пределы - некоторые исследователи отмечают, что в несколько трансформированном и адаптированном к требованиям эпохи виде, суфизм сохранил свою привлекательность вплоть до XX в.

В персоналиях суфизм представлен целой плеядой выдающихся деятелей науки, религии, политики, философии и искусства. Необходимо отметить, что сведение проблематики суфизма к воззрениям отдельных мыслителей данного направления ведет к искажению доктрины суфизма. Это объясняется фрагментарностью участия многих мыслителей в процессе формирования и развития суфийской идеологии. Указанная особенность позволяет причислять к данному течению и тех авторов, в творчестве которых можно выделить «суфийский» период. В данном исследовании следует ограничиться перечислением наиболее выдающихся суфиев: ал-Мухасиби (781-857), ал-Худжвири (ум. 1063/1074), ал-Кушейри (ум. 1075), Ансари (ум. 1089), ал-Газали (1058/1059-1111), ал-Джилани (ум. 1166), Санаи (ум. ок. 1190), ас-Сухраварди (ум. 1191), Аттар (ум. ок. 1220), Ибн Араби (1165-1240), Руми (ум. ок. 1273), Ибн-Таймия (ум. 1328) и другие.

Приведенный выше краткий исторический очерк требует перейти непосредственно к определению и рассмотрению основных положений такого яркого явления духовной жизни арабо-мусульманского общества, как философия суфизма. По мнению представителей отечественного востоковедения суфийская философия обязана своим возникновением внутреннему развитию идей самого суфизма, а также влиянию основных направлений философии средневекового арабского Востока, которые в определенной степени повлияли на стиль, методы и содержание философской проблематики суфизма.17

Обзор основных религиозно-философских положений доктрины суфизма осложняется многообразием взглядов представителей данного направления, более того, нельзя говорить и о существовании «единого» суфизма, так как присущая суфизму универсальность размывает его пространственно-временные рамки (по мнению некоторых исследователей, суфизм свободен от ограничения географическими, социальными, политическими, национальными и хронологическими рамками). Однако определенные успехи отечественного и зарубежного востоковедения позволяют выделить некоторые элементы общности в учениях суфиев с той лишь оговоркой, что обобщение положений различных доктрин суфизма ведет к абстракции, которая неточно отражает истинное положение вещей. Данной абстракции достаточно для того, чтобы обрисовать общий фон, в который автор исследования попытается вписать творчество ал-Мухасиби.

В философии суфизма отечественным востоковедением принято выделять онтологические, гносеологические и этические аспекты. Положения онтологии суфизма были разработаны более поздними авторамл (основу онтологии составляют взгляды Ибн Араби), поэтому онтологическая концепция суфиев представляется значительно меньшей по объему.19 Одной из наиболее влиятельных идей суфизма является концепция сотворения, которая основывается на идее трансцендентности Бога. По мнению суфиев, до начала творения Бог занимался созерцанием собственного величия, в результате чего возникла Любовь, манифестация которой определила многообразие имен и атрибутов Бога. Желание Бога созерцать Любовь заставляет его обратить взор в Предвечность и извлечь оттуда собственное подобие, заключающее в себе все божественные атрибуты и имена, прачеловека, Адама.

Существование Бога, его «растворенность» в мире, неразрывная связь творца и твари, являются для суфиев негласной истиной, видимо, поэтому в суфизме акцентируется особое внимание на проблемах человеческого познания, его границ и методах постижения божественной истины. Гносеология суфизма отражает прохождение этапов «мистического пути», в ходе которого адептом достигаются определенные уровни совершенства. Путь совершенствования состоит из трех основных этапов: шариат, тарикат и хакикат. Название первого этапа — шариат — свидетельствует об основной обязанности мистика на данном этапе, т.е. о выполнении предписаний религиозного канона, Закона. Выполнение Закона является обязательным для каждого верующего, но для суфия прохождение первого этапа дает возможность продолжать путь мистика. Верующий, усвоивший догмы ислама, переходит на следующий уровень совершенства - тарикат, продвижение по которому обозначается достижением определенных стоянок - позиций (макамат).

Верующий, прошедший этап тарикат, вступает на следующую ступень совершенствования - хакикат. В отличие от предыдущего уровня, хакикат характеризуется состояниями {ахвал). Достигнув состояния растворенности в Боге, верующий приобретает чувство единения с божественной сущностью.

Непостижимость божественной сущности посредством рациональных методов является констатацией их ограниченности, но не может рассматриваться в качестве причины отрицания ценности самого рационального знания. Для суфиев очевидно несовершенство рациональных методов познания при попытке постижения Бога, которое возможно лишь в интуитивном, мистическом опыте. Кроме того, самопознание как ось суфийского учения о познании является причиной рассмотрения суфийской гносеологии в качестве своеобразного герменевтического круга: «в ней та же логика движения от субъективности к субстанциональности, от самопознания человека к познанию Бога и вновь возвращение от целого к частному».21

Биография и основные труды ал-Мухасиби

В период правления Аббасидов, в эпоху золотой эры ислама, когда арабская литература и искусство достигли своего расцвета, в Басре, которая считалась центром арабо-мусульманской культуры данной эпохи, в 781 году родился Абу Абдулла Харис бну Асад Анази известный позже как ал-Мухасиби. Его имя Анази вероятнее всего указывает на принадлежность рода к бедуинскому племени анази. Еще ребенком ал-Мухасиби прибывает в Багдад и там получает наиболее полное образование, которое было возможно в то время. Свое обучение ал-Мухасиби продолжил самостоятельно, изучая различные философские доктрины, а также знакомясь с идеями некоторых школ калама, особенно мутазилизма. В процессе обучения ал-Мухасиби прибегал не только к изучению идей разнообразных школ фикха, но также к точным философским определениям и диалектическим методам, используемым рационалистическими школами того времени. Более того, его образование не исключало контакт с христианским и еврейским религиозно-философскими школами.

О жизни ал-Мухасиби известно чрезвычайно мало. Биографы склонны считать, что его отец был сторонником вакифов (согласно другим источникам - рафидов или кадаритов). После смерти отца ал-Мухасиби стал наследником довольно крупного состояния, однако он отказался принять наследство и приказал передать все деньги в государственную казну, несмотря на то, что жил в состоянии крайней бедности. Объясняя причину своего поступка, ал-Мухасиби сказал, что пророк запретил членам различных религиозных направлений наследовать друг от друга.27

Прозвище «ал-Мухасиби» мыслитель получил за его склонность к постоянному самоконтролю. Некоторые исследователи также утверждают, что своим прозвищем он-обязан тем, что каждая его фраза была глубоко обдумана и взвешена.

Существует мнение, что ал-Мухасиби был главой суфиев Багдада. «Суфий, - называет его ал-Мунави в книге «Движение планет» (Ал-кавакиб ад-дуррийя), - чья стрела настигла свою цель». Ал-Мухасиби был выдающимся учителем и проповедником, чьи речи «дают новую жизнь человеческому сердцу». Ал-Мухасиби пользовался диалектическими методами и терминологией мутазилитов, хотя и не принимал их доктрины, о чем свидетельствует некоторые его работы, критически настроенные против идей этого течения. Бесспорен авторитет ал-Мухасиби как знатока хадисов и законов внутреннего и внешнего поведения. Аттар называет его «шейх святых; столп набожности; великий и почитаемый лидер; муж выдающихся качеств; крупный авторитет в среде суфиев в вопросах материального и духовного; образец поведения; мудрый советчик; человека, имеющий огромное влияние на умы людей. Ученые того времени признавали его несомненный авторитет в любой сфере знаний». Об ал-Мухасиби говорят как о созерцателе, прирожденном мыслителе, всегда готовом помочь не только хорошему и преданному другу, но и незнакомому человеку. Аскетизм ал-Мухасиби и факты достижения им мистических состояний были широко известны, что стало источником многочисленных легенд о способности ал-Мухасиби творить чудеса: согласно некоторым источникам, он мог точно определять происхождение пищи (суфии могли употреблять в пищу только те продукты, которые заработаны собственным трудом или подарены друзьями, которые, в свою очередь, приобрели их законным образом). Существует ряд историй об ал-Мухасиби, основанных на рассказах ал-Джунайда. Среди них есть история о том, как ал-Мухасиби постоянно вызывал ал-Джунайда в пустыню для проведения бесед, которые строились на ведении импровизированного диалога. В ходе диалога ал-Джунайду предлагалось задавать вопросы на интересующие его темы. Интересно, что ал-Мухасиби протоколировал беседу по возращении домой.

Согласно свидетельству Джами, в течение четырех лет ал-Мухасиби проводил круглые сутки, стоя спиной к стене, и отдыхал, только опускаясь на колени. На просьбу объяснить подобное поведение ал-Мухасиби отвечал: «В присутствии Великого и Милосердного Господа я стыжусь не быть рабом».32

В другой истории рассказывается о том, как ал-Мухасиби научился смирению у необразованного человека. Согласно этой истории, ал-Мухасиби написал книгу о методе интуитивного познания Бога. Он был очень доволен книгой и одобрительно перечитывал ее, когда в дверь постучали, и молодой нищий вошел и спросил его: «Является ли познание Господа обязанностью перед Ним, или же оно есть право, которого человек может просить у Него?» Ал-Мухасиби ответил: «Это обязанность, возложенная на человека Господом». Нищий сказал: «Будет несправедливо, если Господь будет скрывать от человека его обязанность». И ал-Мухасиби согласился: «Да, это наше право, которое человек, может просить у Господа». Тогда нищий сказал: «Господь слишком справедлив, чтобы заставлять человека ошибаться». И поднялся, приветствовал ал-Мухасиби и вышел. Тогда ал-Мухасиби, почувствовал, что недостаточно знаком с предметом, сжег книгу, и отказался от своего намерения писать на эту тему, рассуждая: «После случившегося я вижу, что еще не готов говорить о познании Господа».

Как известно, преемники ал-Мамуна поддержали рационализм мутазилизма и поощряли свободомыслие, но с приходом к власти халифа ал Мутаваккиля (847-861) начался период реакции. Учение мутазилитов было объявлено незаконным и, хотя ал-Мухасиби использовал в своей доктрине только логические и диалектические методы мутазилитов (зачастую для опровержения их же учения), оригинальность творчества ал-Мухасиби и применение в обучении методов мистических течений вызывали сомнение властей. С этого времени он больше не может свободно преподавать в Багдаде.

Многие исследователи признают, что отрицательное отношение ханбализма к ал-Мухасиби вызвано исключительно личным стремлением Ахмада б. Ханбала отомстить противникам за нежелание признать его учение. Интересно признание Ахмада б. Ханбала в том, что он присутствовал на одном из занятий, где встретился с учениками ал-Мухасиби и обсуждал с ними некоторые вопросы. Ахмад б. Ханбал остался также и на ночное слушание, где был свидетелем мистических состояний ал-Мухасиби и его учеников. Ал-Джавзи приводит историю о том, как Ахмад б. Ханбал провел ночь на собрании суфиев в доме Исмаила б. Исхака, одного из учеников ал-Мухасиби. Согласно утверждениям ал-Джавзи, Ахмад б. Ханбал не принимал непосредственного участия в собрании, а наблюдал его со стороны, причем о его присутствии знал лишь хозяин дома. Беседа ал-Мухасиби с учениками и техника достижения мистического состояния глубоко потрясла Ахмада б. Ханбала, о чем свидетельствует его признание, приведенное ал-Джавзи: «Не думаю, когда-либо видел мужей, подобных этим, и не думаю, что слышал что-либо подобное о мистике». Другая версия этой истории гласит, что он добавил: «Слышанное мной об учении суфиев сильно отличается от услышанного сегодня. Да простит меня Господь!» .

Учение о познании

Некоторые отечественные и восточные востоковеды склонны рассматривать аспекты суфийского учения о познании производной «психологической теории»74 суфизма, что является недостаточно корректным. Прежде всего, употребление самого определения «психологическая теория» не соответствует сущности базисных положений учения суфиев о познании - более подходящим представляется употребление термина «учение о душе», поскольку определение «психологический» подразумевает использование конкретной понятийной и проблемной базы, разработанной в рамках западноевропейской науки, а применение данной базы к суфизму неизбежно искажает его суть.

Не меньшее сомнение вызывает положение о сведении учения о познании к «психологической теории» суфиев. Несомненно, концепция познания в суфизме тесно связана с суфийским учением о душе, однако утверждение о том, что основные аспекты теории познания - анализ внутреннего «я», классификация методов познания и определение этапов процесса познания -являются производной учения о душе, представляется сомнительным и требует опровержения.

Особый интерес суфийских авторов к проблемам познания объясняется в данном исследовании тем, что познание рассматривается ими в качестве способа достижения главной мистической цели. Практическая ценность познавательной деятельности четко прослеживается в представлениях суфиев о самопознании. Именно цель жизни мистика - растворение индивидуальности в божественной душе, а также идея невозможности постижения божественной сущности, являются базисными положениями суфийского учения о познании. Однако, рассматривая невозможность познания Абсолюта, следует говорить о невозможности достижения конечного знания о нем. По представлению суфиев, индивид может познавать разлитого в мире Бога, получая данные из явлений материального и духовного мира. Суфии выделяют два метода познания - рациональный и интенциональный, — причем приоритетное значение принадлежит последнему, что объясняется достоверностью полученных при его помощи знаний (эти знания не подвержены искажающему воздействию разума и чувств). При рассмотрении процесса познания в свете мистической доктрины становится очевидным, что он направлен на достижение единения субъекта и объекта познания, а это придает познавательной деятельности практический характер - полученное индивидом знание позволяет ему обнаруживать в себе новые недостатки, борьба с которыми - очищение — является способом достижения конечной цели мистика. Необходимо отметить еще одну особенность суфийского учения о познании - поскольку познание предполагает субъектно-объектные отношения,, то в случае исчезновения индивидуального сознания исчезает и субъект познания. Следовательно, этап растворенности индивида в Абсолюте, нельзя рассматривать как этап познавательного процесса, поскольку в данном случае речь идет о совершенно ином уровне отношений человека с Богом.

В произведениях ал-Мухасиби встречается масса высказываний о значении познания, здесь приводится одно из наиболее ярких: «Лучший из людей есть тот, кто ближе к Господу; ближе к Нему тот, кто лучше знает Его. В соответствии с [уровнем] его знаний о Господе, человек достигает [уровня] совершенства. В соответствии с [уровнем] его знаний о Господе, человек служит Ему. В соответствии с [уровнем] его знаний о Господе, человек скромен перед Ним и убежден в Его заветах; в соответствии с [уровнем] его знаний о Господе, человек поступает и утверждает правоту [поступка]. В соответствии с [уровнем] его знаний о Господе, человек доволен Им, следует Его воле и верит Ему. В соответствии с [уровнем] его знаний о Господе, человек благодарит Его за Его милосердие, надеется на Него и боится Его. Это знание ведет человека к правильным мыслям о Нем; дает ему терпение в повиновении Его воле; удерживает его от неповиновения Ему; учит его скрывать свое служение Ему; требует стойко переносить бедствия, встреченные на пути следования Его заветам, которые заставляют любить дорогое Ему и избегать неугодного Ему. Если человеку недостает ума, то его ждет крах в достижении перечисленного».

Согласно представлениям ал-Мухасиби, существует два метода постижения мира: рациональный или «естественный» - процесс обработки разумом данных чувственного опыта (метод получения знаний ограничивает возможность их интерпретации); интуитивный или «сверхъестественный» -индивид получает знание в непосредственном контакте с объектом познания, без участия разума и чувств (метод познания дает возможность неограниченной интерпретации). Ал-Мухасиби и другие представители суфизма сходится во мнении, что оба метода познания эффективны, однако обосновывают предпочтительность интуитивного метода и утверждают наибольшую значимость для познания явлений внутреннего «я» в сравнении с явлениями внешнего мира.

Сущность внутреннего «я», «орган» познания, - сердце (калб) - духовный принцип, осуществляющий контроль над сознательной деятельностью человека, в процессе которой последний воспринимает и интерпретирует действительность. Концепция сердца у ал-Мухасиби соответствует представлениям иудаизма, согласно которому сердце представляет весь внутренний мир человека - рациональный, эмоциональный и волевой. В Новом Завете термин «сердце» используется для обозначения сферы духовного опыта: «сердцем веруют к праведности»;77 «Господа святите в сердцах ваших».

Сердце, в том значении, в котором употребляет данный термин ал-Мухасиби и другие суфии, представляет ядро человеческой личности; вечную сущность смертного по своей природе человека. Данное понимание позволяет говорить о сердце как о сущности, которая определяет нравственные качества человека; является отличительной чертой человека, выделяющей его из остального тварного мира; позволяет человеку познать божественную сущность, выполнять или нарушать заветы Бога. «Господу нужны лишь сердца верующих, — пишет ал-Мухасиби, - ибо их тела последуют за их сердцами».

Согласно представлениям ал-Мухасиби, каждый орган человеческого тела выполняет установленную Богом функцию. Наряду с «действиями частей [тела]» {стал ал-джаварих) — подконтрольное сердцу внешнее поведение, которое направляет тело к добру или злу, - существуют также «действия сердца» {стал ст-калб). Они понимаются, как совокупность поводов и мотивов внешних действий; познавательного, эмоционального и волевого процессов; набор достоинств и недостатков; способность достижения мистических состояний {ахвал) и позиций {макамат). У сердца есть «ухо», слышащее голос Бога и шепот дьявола; и у сердца есть «око», созерцающее духовные реалии в состоянии озарения, и слепнущее во мраке пороков.

Этическое учение

Перед рассмотрением основных положений этической доктрины ал-Мухасиби следует оговориться, что в суфизме не отрицаются религиозные каноны ислама. Учение суфиев требует от адепта определенных усилии, направленных на то, чтобы самостоятельно убедиться в истинности и ценности предписаний религии. В сущности, мистик не занимается разработкой новой этики, - он принимает этику ислама, но принимает ее не в качестве навязанной извне структуры, а как осознанную и взвешенную систему нравственных норм. Суфий должен принять и изучить религиозные ценности на начальном этапе мистического пути. Активная познавательная деятельность позволяет добиться переосмысления религиозных норм, которое убеждает суфия в их непреложной истинности. Таким образом, происходит возврат к указанным ценностям на новом уровне, гдр закрепленные священными текстами нормы принимаются в качестве собственных. Как следует из приведенных выше положений, суфий принимает этику ислама и, в то же время, является «строителем» своей этики.

Этические аспекты философии ал-Мухасиби тесно переплетаются с учением о познании, которое в свете этики суфизма представляет собой род деятельности, направленной на достижение такого уровня духовного развития личности, когда возможен переход к жизни достоинств. Согласно суфийской доктрине, достоинства являются этическими категориями и определяют направление продвижения адепта по мистическому пути. Необходимым условием для вступления на эту ступень является готовность индивида к получению божественного милосердия.

Милосердие - «наиболее ценный дар Бога», который «переполняет достоинствами нищих духом и наделяет преимуществами кротких сердцем».141 Ал-Мухасиби отмечает, что только смиренная душа способна «вместить» милосердие. Следует отметить, что определение роли смирения в этическом учении как подготовки к получению милосердия, а также анализ категории смирения в качестве этапа познания, позволяет определить значение процесса познания в качестве подготовительного этапа формирования ценностей индивида. По мнению ал-Мухасиби, милосердие изначально находится в каждой душе в состоянии потенции, и лишь в смиренной душе потенция способна развернуться в акт. Эгоцентричная сущность человеческой природы выступает в роли основного препятствия на пути духовного самосовершенствования; благодаря смирению, человек может преодолеть все препятствия путем добровольного отказа от; способности волеизъявления, что подготавливает душу к развертыванию милосердия.

Сущность милосердия заключается в том, что оно являеіся призывом обратиться к Богу, «помощью, оказанной нам для возвращения к Нему, . одним из самых ценных даров Господа». С этой точки зрения, задача милосердия заключается в том, чтобы привести волю человека в соответствие с божественной волей, что дает человеку возможность правильно поступать и точно оценивать значение собственных поступков. В учении ал-Мухасиби божественное милосердие является источником нравственных ценностей индивида и представляет собой божественный дар в виде света, освещающего сердца людей (кур ал-калб).. Свет божественного милосердия укрепляет сердце верующего в его борьбе против сил тьмы, но этот свет прольется только в то сердце, которое готово принять его: «Нет ничего опаснее для тьмы, - пишет ал-Мухасиби, - чем свет, однако он может осветить сердце лишь того верующего, который способен принять и осознать его; но невежа умирает во тьме [своего невежества], и свет [в его сердце] гаснет; и нет ничего более приятного Иблису, чем тьма сердца... Ибо нет ничего опаснее для тьмы, чем свет и белизна, свобода от порока и чистота; и злу не найти прибежища в лучах света».143 Таким образом, божественная природа милосердия: предполагает активное участие индивида для достижения состояния, в котором становится возможным воздействие этогр дара. Бог являет милосердие лишь тем, кто открывает свои сердца навстречу его дару. Ал-Мухасиби цитирует один из хадисов, согласно которому Бог сказал: «Сын Адама, если приблизишься ко Мне на пол пяди, -Я приближусь к тебя на пядь; если ты приблизишься ко мне на пядь, - Я приближусь к тебе на локоть; если приблизишься ко Мне на локоть, — Я приближусь к тебя на сажень; и если ты приблизишься ко Мне в медлительности, - Я приближусь к тебе в спешке». И это, добавляет ал-Мухасиби, означает предоставление помощи, ответ на молитвы, наставление на путь истинный, покровительство и защиту от греха.144 Поэтому ал-Мухасиби указывает среди характеристик истинного верующего стремление к развертыванию милосердия, и здесь милосердие выступает как признак богоизбранности.

Божественное милосердие выполняет функцию фундамента при построении системы нравственных ценностей индивида, поскольку добро, воплощенное в мыслях, действиях или воле, является результатом его воздействия на внутренний мир индивида: «оно [милосердие] есть источник всех набожных желаний, всех добрых советов и всех праведных поступков».145 Роль нравственных ориентиров, на которые необходимо равняться при построении системы ценностей играют достоинства.

Итак, источником достоинств (фадл) - совокупность высоких моральных качеств, - является милосердие. Особенность природы достоинств заключается в их двойственности - с одной стороны, они представляют собой божественный дар («влиты» в душу человека Богом), а с другой, они рассматриваются как результат смирения, достигнутого человеком ценой собственных усилий («распахнутость» души как условие развертывания божественного дара).

В учении ал-Мухасиби в качестве наиболее значимых достоинств можно выделить веру, доверие, надежду, страх, набожность, сострадание, справедливость, терпение и благодарность.

Первое и самое ценное достоинство - вера (иман) - основа всех остальных достоинств. Она базируется на знании о Боге, полученном человеком в качестве божественного дара. Несмотря на то, что вера основана на знании, она представляет собой большую ценность по сравнению с последним. «Вера, - пишет ал-Худжвири, - есть конкретное поведение человека, направляемое Господом... Склонность к вере есть направление, [заданное] Всевышним, в то время как вера есть действие человека... Вера есть поглощение всех человеческих качеств в поиске Господа».146 Один из учителей ал-Мухасиби говорил: «Вера есть убеждение сердца в знании, полученном от Невидимого, ибо вера есть нечто сокрытое,, и она дается только укрепленному Богом человеку, [укрепленному] знанием, дарованным Им».147 Вера, по мнению ал-Мухасиби, основывается на глубоком знании и искреннем признании атрибутов Бога.

Похожие диссертации на Философско-теологическое учение ал-Мухасиби