Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учение И. С. Эриугены о разделении природы в контексте раннесредневековой мысли Толстенко, Андрей Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Толстенко, Андрей Михайлович. Учение И. С. Эриугены о разделении природы в контексте раннесредневековой мысли : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Санкт-Петербург. гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1993.- 15 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/1546-9

Введение к работе

Актуальность исследования. Средневековая философия вызывает повышенный интерес в современной историко-философской науке, а также в общей теории и истории науки, в которой она рассматривается как тот исток,из которого берут свое начало натурфилософские представления Нового и новейшего времени- В этой связи особое внимание вызывают те средневековые мыслители, в учениях которых получили свое выражение первые натурфилософские представления о сущности и структуре природы, се сущностных характеристиках и проделана первичная переработка античной натурфилософии и вместе с тем осуществлен ее синтез с основами христианского мировосприятия. Одним из таких мыслителей являлся Иоанн Скот Эрнугена. Именно Эриугена одним из первых обратился к осуществлению сложнейшей задачи указанного синтеза и в своем главном произведении «О разделении природы» пред-s ставил первую структализацию природно-духовних феноменов, открывающую возможность для развития натурфилософской (в противовес спіфптуалистической) интерпретации естественных явлений и процессов. Отсюда не меньший интерес и значение имеет вопрос о философских выводах Эриугепы, обрисовавших такие захватывающие перспективы для ранней средневековой мысли и се последующего развития, что даже те иследователн, которые впервые обратили внаманпе на Эриугену, долгое время находившегося в забвении, неожиданно увидели в его выводах предвосхищение результатов немецкой спекулятивной мысли, возникшей на основе философии Лейбница и Канта.

Сформулированные Эриугеной правила грамматической интерпретации «Книги природы», свидетельствующей о божественном логосе в природе, подобно тому как св. Писание учит о нем вообще, призваны наставлять верующее сознание, чтобы

оно могло грамотно воспринимать божественную истину мира как ens creatum- Тем самым Эрпугена в известной степени положил начало традиции грамматического истолкования мира и бытия Бога (Ансельм Кентербернйскнй), а также способствовал логико-силлогистическому истолкованию христианского вероучения о Боге> мире и человеке (Фома Аквинс-кпй). В философии сочинениях Эриугены средневековая мысль Западной Европы продемонстрировала свою созревшую способность не только формулировать метафизические проблемы, по и исследовать их на высочайшем уровне философской абстракции. Разработанные Эриугеной категории в дальнейшем вошли в стандартный словарь метафизики и философии природы, например, Спинозы и Шеллинга-

Каким же образом могли появиться эти воззрения в IX столетии, когда стремление к глубокому и тщательному исследованию теологических и философских проблем почти пли вовсе отсутствовало, когда такого рода рассуждения не имели того весомого значения, которое они приобрели в период зрелой схоластики? Неудивительно, что многие исследователи полагали и до сих пор полагают, что появление учения Зриугены необъяснимо из условий того времени. Однако выдающиеся положение Эрнугены в истории средневековой мысли ныне уже бесспорно- Оно связано прежде всего с переработкой неоплатонических идей, в существенном обновлении их в рамках христианского вероучения, которое стремилось к разработке онкологической проблематики. Такое объяснение позволяет нам интерпретировать «чудо» появления Эриугены как событие, совершившееся на почве взаимной встречи западной традиции богословия, тяготеющего больше к риторическому дискурсу, связанного с повседневной проповеднической деятельностью (Августин), с традицией восточного церковного «гпосиса», с его страстью к терминологическим спорам и чутким отношением к слову и нахождению онтологических оснований лингвистических дистипкций.

Однако более ясная разработка этой сложной проблемы философского синтеза дело будущего. Нашу же работу мы рассматриваем как элемент в ряду развертывающихся ныне исследовании по философской медиевистике. В заключение добавим, что даже тщательное прочтение и детальный комментарий к этому трудному и малоизвестному среди наших специалистов трактату представляется достаточным обоснованием актуальности исследования натурфилософии Эриугены.

Степень разработанности темы. В отечественной литерату-

ре проблемы, связанные с изучение богословских и философских представлений Эриугепы, до сих пор не получили надлежащего освещения. Идейное наследие мыслителя попрежне-му остается малоизученным и недоступным для широкого круга исследователей в силу того обстоятельства, что средневековая богословская и философская мысль и ныне рассматривается как сугубо схоластическая и. в конечном итоге, как нечто нам чуждое пли просто не имеющее для пас значения-

В духовной атмосфере IX века Эриугена представлял собой действительно одинокое явление. Изданные в XYII веке его сочинения вызвали удивление. В них увидели первый и даже вполне законченный опыт приведения важнейших истин христианства в строгую и логически связанную систему, попытку познать рациональным образом то, что раньше освящалось и принималось на основе сугубо церковного учения.

В XIX столетни появились исследования по интерпретации и оценке трудов Зриугены. Одна из наилучших и до сих пор имеющая значение оценок принадлежит И. Губеру. Гегель в своих лекциях по истории философии посвятил Зриугенс всего лишь несколько предложений. В отечественной литературе на творчество Зриугены обратили внимание в конце XIX века. Это прежде всего работы И- Татарского (1885), Г. Мещерского (1885), Л. Всртеловского (1886), Н. Страхова (1887). Наиболее фундаментальной по данной тематике следует считать монографию Л. Брпллпаптова, в которой проблематика восточного богословия соотносится с западной в лице Иоанна Скота Зриугены.

Зарубежная литература, посвященная Эрпугспс, достаточно обширна. Среди зарубежных исследований следует отмстить работы Ф. Штаудепмайера, Т- Кристлиба, П. Иорта, Г. Дориза, Г. Бетта, М. Каппуина, Д. О'Меары п др. При анализе западной литературы мы обнаруживаем, что в ней по сути не решена проблема ориентации Зриугены. В учении о природе он ориентируется в основном на восточное богословие (Григорий Нисский, Дионисий Арсопагит, Максим Исповедник), тогда как западное в лице Августина им просто учитывается. Данный момент, представляющийся нам фундаментальным, до сих пор пс осмыслен надлежащим образом. Эриугена не только познакомил Запад с произведениями восточной богословской школы, но и создал как бы «лабораторию», в которой кристаллизовались принципы схоластики как таковой посредством перевода изощренной греческой терминологии на латинский язык.

з;

Трудно сказать, какое направление п какой вид приняло бы дальнешее развитие схоластики в Западной Европе, если бы в основу его не были положены те стремления, которые воодушевляли Эрнугсну, тс выводы, которых он достиг; иначе говоря, если бы на Западе в последующее время живо не сознавалась бы потребность обращаться через переводы Эрцуге-ны к «чистейшим и обильнейшим» источникам греческой мудрости, как это имело место у Ансельма Кентсрберийского, Фомы Аквинского, Бонавентуры. Отсюда необходимость в особом исследовательском внимании, которое смогло бы прояснить интерпретацию природного порядка как «грамматики» мира, пока остающейся весьма в зачаточном виде.

Общая цель и основные задачи исследования. Общая цель исследования заключается в том. чтобы раскрыть религиозно-метафизические основания учения Эриугсны о природе, а также технику его «грамматического» выражения, заложившими основы правил чтения «Книги природы», имевшего фундаментальное значение в истории средневековой мысли.

Цель исследования диктует осуществление следующих задач:

—экспликация понятия «онтологической грамматпкн«, или правильного чтения «Книги природы«, в учении Эриугены о разделении природы и дальнейшее уточнение этого понятия через сопоставление с греческим постижением сущего;

—осмысление идейного наследия восточного богословия в латинской транскрипции Эриугены;

—выяснение специфики латинских переводов Эриугены греческой терминологии, покоящихся в переводе к божественной и спасительной истине пришедшего к речи в греческих терминах;

—анализ «грамматики познания» природного мира, имеющего свое метафизическое обоснование в эриугеновом «разделении натуры» (divisio naturae);

—рассмотрение концепции онто-теологической схематики в учении Эриугены о Боге, мире и человеке;

—анализ «теологической грамматики» Эриугены, в которой исходным становится понятие «усни», или сущности, пролизывающей весь порядок сотворенного Богом универсума и раздвигающей существо всякого пребывания ens creatum в божественной природе-

Методология и источники исследования. Методология исследования строится на диалектике преемственности идей, соотношении исторического и логического в историко-философ-

ских исследованиях. Использовались также процедуры контекстуального и герменевтического анализа, получившие свое выражение в работах С. С. Аверипцева, М. М. Бахтина, В. В. Бибихина, А. Ф- Лосева, М. М. Мамардашвилп. В содержательном и методологическом плане важную значимость в раскрытии данной темы имеют работы X. Г. Гадамера, Р. Гвардини, Э. Кассирера, М. Хайдеггера, М. Фуко- Использовался также опыт анализа новоевропейской философии в русскоязычной, англо и франкоязычной литературе. Источником служили научные издания текстов философского наследия как на русском, так и на английском и латинском языках.

Новизна работы. Суть научной новизны исследования мы усматриваем в последовательном использовании ряда фундаментальных философских абстракций, позволяющих вести структурно-тематический анализ учения Эриугсны: античный космонептризм, средневековый теонентризм, антропоцентризм в ренессанспой модели. Применяются .такие понятия, как «грамматика мышления», «риторическое отношение к слову« и др.. с целью нетрадиционно тсматпзнровать и выяснить оригинальные смыслы казалось бы давно установленных фактов историко-философского и научно-позпавателыюго процессов-Основные положения, полученные в ходе исследования и выносимые автором на зашиту:

  1. разработан вопросе «грамматике предопределения» Эриугсны;

  2. проведен анализ онтологических предпосылок его «теологической грамматики»;

  3. раскрыта связь концепции Эриугсны с восточно-патрис-тическнмн учениями о бытии и оито-тсологической схематике мира;

  4. сделана попытка определить место метафизики природы Эрнугены в перспективе средневековых теорий бытия и философских постулатов Нового времени;

  5. раскрыта сущность учения Эриугсны о предопределении и показана его специфика в сопоставлении с античными и пат-ристическнмп учениями;

  6. сформулированы положения, обосновывающие натурфилософию Эриугсны как источник пантеистической тенденции в поздиесредневсковой и ренессанспой философии;

  7. доказывается, что универсальное учение о «грамматике бытия» Эриугсны выступает одновременно в функции «грамматики» познания, мышления, предопределения, теологии.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

.Материалы диссертации, разработанные в иен методологические подходы и полученные результаты позволят расширить понимание специфики историко-философского процесса в период Средневековья. Выясняется диалектика преемственности логико-философских идеи п последующее развитие средневековой схоластики (Лнссльм Кептсрбериііскпй), философия Ренессанса (Н. Кузанскнн), философии природы Нового времени (Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель). В научном обороте восстанавливается целостная интерпретация религиозно-философского учения Эриугены, осуществленная не по вторичным пли фрагментарным источникам, а на офісне обращения к всему корпусу сочинений этого выдающегося мыслителя.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии и науки, логики п культурологии, в спецкурсах по историко-философским и исторнко-научным разделам, включая лекции по истории современней богословской мысли.

Апробация работы. По диссертационной тематике с 1990 года по настоящег: время проводится семинарские занятия на философском факультете Санкт-Петербургского университета, а также читаются курсы лскаип на. других факультетах- По материалам диссертации были представлены тезисы на республиканских и региональных конференциях. Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии Санкт-Петербургского университета. Основное ее содержание изложено в трех пубпі;кацн~:: о б і ~мом 1,2 п. л.

Структура д:;ссе.ртсцмі. Работа состоит нз введения, трех глав, заключения и списка использованных источников п литературы (на русском и др. языках—120 папмеповапнн).

Похожие диссертации на Учение И. С. Эриугены о разделении природы в контексте раннесредневековой мысли