Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Личность как основа политико-правовой философии Б.Н. Чичерина 17
1.1. Природа личности и ее свойства в философии Б.Н. Чичерина .17
1.2. Свобода – неотъемлемое содержание личностного начала .28
Глава II. Закон нравственный и закон юридический в философско-правовом учении Б.Н.Чичерина .47
2.1. Соотношение свободы, нравственности, права в учении Б.Н.Чичерина .47
2.2. Полемика Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева относительно нравственных основ права 64
Глава III. Особенности либерализма Б.Н. Чичерина 82
3.1. Охранительный либерализм Б.Н. Чичерина 82
3.2. Христианский аспект философско-правовых взглядов Б.Н. Чичерина 101
Заключение 120
Библиография 130
- Свобода – неотъемлемое содержание личностного начала
- Соотношение свободы, нравственности, права в учении Б.Н.Чичерина
- Полемика Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева относительно нравственных основ права
- Христианский аспект философско-правовых взглядов Б.Н. Чичерина
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Переживаемый Россией в настоящее время период политико-правового самоопределения и идентификации в мировом правовом поле обуславливает интерес к изучению политических и правовых учений. Особенно актуальным является обращение к богатейшему наследию русской либеральной социально-политической, правовой и философской мысли конца XIX - начала XX вв., давшего сильные импульсы общественному сознанию. Разработки теорий отечественными учеными являются ориентиром движения по пути демократических преобразований и чрезвычайно важны для понимания современных проблем России, особенностей развития и становления российского общества.
Достойное место среди представителей политико-правовой мысли дореволюционной России конца XIX - начала XX вв. занимает Б.Н. Чичерин, внесший заметный вклад в развитие отечественной философии и общественно- политических идей. Б.Н. Чичерин создал фундаментальные сочинения в различных областях науки: право, история, философия, политология, социология. Уже в преклонные годы ученый посвятил несколько лет занятию высшей математикой и естествознанием, опубликовав на эти темы несколько специальных статей. Б.Н. Чичерин - фигура уникальная, сложная; обширно его научное наследие, и столь же велико общественное и нравственное значение ученой деятельности мыслителя: талантливого педагога, публициста, политика.
В богатом и разностороннем научном творчестве Б.Н. Чичерина значительное место отводится философскому осмыслению проблем права и государства. Своей философией права, защитой государственно-правовых начал, глубоким анализом свободы личности Б.Н. Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие философских и юридических идей в России. Суждения ученого созвучны современным реалиям. Многие размышления и выводы Б.Н. Чичерина представляют интерес для сегодняшней науки и могут использоваться практически в процессе реформирования российской правовой действительности.
Б.Н. Чичерину, безусловно, принадлежит почетное место в истории русского либерализма. При этом оригинальность философии права мыслителя проявляется в его особой мировоззренческой позиции, гармонично сочетающей положения либерализма и консерватизма, основывающейся на христианских ценностях, которую сам Б.Н. Чичерин обозначил именем «охранительного либерализма». За последнее время состоялось немало дискуссий о содержании либеральной политики применительно к условиям нашей страны. Либерализм явился базовой идеологией и политикой западноевропейских стран, принципы которых для России имеют на современном этапе развития, несомненно, большое значение. Однако его не стоит рассматривать как поверхностное заимствование. Представляется, что в современной России существует потребность в выявлении базовых философских характеристик, которые разработал российский либерализм.
Труды Б.Н. Чичерина, развивая европейскую философско-правовую науку, одновременно продолжают традиции русской философско-правовой мысли, особенностью которой является сосредоточенность на нравственно-правовых вопросах, попытке приблизиться к нравственному идеалу, что важно для нынешней России, которой требуются не только институциональные преобразования, но и социально-психологическая, идеологическая, нравственная переориентация общества.
Взгляды мыслителя покоятся на солидной философской основе. Мировоззрение Б.Н. Чичерина формировалось под влиянием известных профессоров: Т.Н. Грановского, В.С. Соловьева, К.Д. Кавелина, П.Г. Редкина. Кроме того, ученый был современником таких выдающихся фигур, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.Н. Катков, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев и др. Б.Н. Чичерин выступал оппонентом или единомышленником почти всех знаковых фигур своего времени. Его полемика с В.С. Соловьевым, А.И. Герценом является серьезным моментом в истории русской философии. Важно также отметить, что Б.Н. Чичерин вместе с С.М. Соловьевым и К.Д. Кавелиным был основателем государственной школы русской историографии.
Творчество Б.Н. Чичерина было достойно оценено его современниками. Однако впоследствии работы Б.Н. Чичерина оказались забытыми на многие годы, и только в последние десятилетия появились публикации, посвященные анализу его политических и правовых взглядов. Однако существующие на сегодняшний день работы раскрывают лишь отдельные грани творчества мыслителя. Философско-правовые воззрения Б.Н. Чичерина не получили достаточно полного историко-философского рассмотрения и требуют дальнейшего изучения.
Степень научной разработанности темы. Основательных научных исследований философско-правовых идей Б.Н. Чичерина существует немного, несмотря на интерес к его творчеству, появившийся особенно в последнее время.
Философско-правовые идеи Б.Н. Чичерина получили определенное освещение в работах философов и юристов конца XIX - начала XX века: К.Д. Кавелина, Н.Н. Алексеева, С.М. Соловьева, В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева, П.Б. Струве, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, И.В. Михайловского и др. После революции 1917 года исследований, посвященных работам Б.Н. Чичерина, в России не было. И только в 1940-1950-е годы ХХ столетия к творчеству Б.Н. Чичерина обратились представители русского зарубежья: В.В. Зеньков- ский и Н.О. Лосский в работах по истории русской философии. В контексте взглядов указанных мыслителей в данном исследовании рассматривается философия права Б.Н. Чичерина.
В трудах советских ученых Н.Л. Рубинштейна, Н.Г. Сладкевича и др. Б.Н. Чичерин изображался как защитник буржуазных ценностей, его философ- ско-правовые взгляды подвергались резкой критике с точки зрения марксистско-ленинской философии. Более взвешенная оценка творчества мыслителя дана в работах Г.Б. Кизельштейна, В.Д. Зорькина, в которых Б.Н. Чичерин характеризуется как выдающийся философ, историк, государственный деятель, а также отмечается существенный вклад мыслителя в науку.
Рост интереса к творчеству Б.Н. Чичерина наблюдается в 1990-е годы. На родине мыслителя, в Тамбове, был создан Центр по изучению теоретического наследия Б.Н. Чичерина. В его организации и научной работе приняли активное участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и др. городов. А.С. Кокоревым, Н.М. Авериным, Л.М. Искрой и др. проводятся «Чичеринские конференции», издаются сборники статей, монографии, посвященные творчеству Б.Н. Чичерина .
Слабая разработанность заявленной тематики объясняется также тем, что тексты мыслителя стали в определенной части доступны с середины 90-х годов ХХ века. Основные научные и публицистические работы Б.Н. Чичерина оказались библиографической редкостью. И лишь в последние годы трудами А.В. Полякова, И.И. Евлампиева и др., в России появились новые издания классических работ Б.Н. Чичерина, среди которых - «Философия права», «Наука и религия», «Собственность и государство», «Общее государственное право», «История политических учений» и др.
Рассматриваемые Б.Н. Чичериным в своих произведениях темы, особо интересовавшие ученого, находят отражение в работах современных исследователей, таких как А.М. Руткевич, В.Н. Порус, В.В. Ванчугов, Б.И. Пружинин, И.В. Кондаков и др. На философско-правовых вопросах, как и Б.Н. Чичерин, акцентируют внимание А.Ф. Филиппов, Б.Н. Кашников, И.К. Пантин и др. Среди отечественных авторов, развивающих тему свободы в своих трудах, такие как Г.Л. Тульчинский, В.П. Зинченко, Г.С. Померанц и др. Проблема личности разрабатывается в книгах М.К. Мамардашвили, Л.М. Баткина, А.В. Прокофьева и др. Философско-нравственным, религиозным вопросам посвящены публикации Д.И. Дубровского, А.К. Судакова, Т.П. Лифинцевой и др.
Большой вклад на современном этапе в изучение идей либерализма в России, концепций отдельных либеральных мыслителей, в том числе воззрений Б.Н. Чичерина, занимались А. Валицкий, В.С. Нерсесянц; С.С. Алексеев,
-
Ф. Пустарнаков, И.Д. Осипов, В.И. Приленский, А.А. Кара-Мурза, В.К. Кантор, Т.Ю. Сидорина, Б.В. Емельянов, О.А. Жукова, А.В. Захаров, А.Н. Ерыгин, Е.В. Миронов, С.Л. Чижков, Е.А. Прибыткова, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская,
-
С. Секиринский, А.Л. Доброхотов, А.С. Туманова, Э.Ю. Соловьев и др .
Различного рода работы, касающиеся научного наследия Б.Н. Чичерина, в виде небольших статей опубликованы в некоторых изданиях. Среди прочих статьи В.Э Березко, В.Н. Жукова, А.С. Сенина, Т.Ф. Пирожковой, Ю.Г. Клименко, А.В. Зимина и др.
Работы указанных авторов чаще всего касаются биографии или обзору главных произведений мыслителя (А.С. Кокорев, Н.М. Аверин и др.). Значительное внимание уделено исторической (Л.М. Искра, А.Н. Ерыгин и др.), социологической (А.С. Кокорев, В.С. Нерсесянц и др.) концепциям Б.Н. Чичерина, его политической позиции (И.Д. Осипов, И.И. Евлампиев и др.), конституционно-правовым взглядам (А. Валицкий, А.В. Захаров и др.). Таким образом, анализ творчества Б.Н. Чичерина в целом ряде аспектов философско-правовых идей является еще не завершенным.
О недостаточной научной разработанности темы свидетельствует также малое количество диссертационных работ, посвященных исследованию философии права Б.Н. Чичерина.
В современных исследованиях, при всей их значимости, за пределами внимания исследователей остались философско-правовые воззрения Б.Н. Чичерина на категории «личность», «свобода», «закон», «нравственность» в их взаимосвязи с особенностями российского уклада жизни, а также христианская основа философско-правового учения мыслителя. К тому же, в научных кругах по сей день продолжается спор о концептах либерализма и консерватизма. Учитывая, что эти вопросы составляют основное смысловое содержание философии права Б.Н. Чичерина, представляется необходимым провести их историко-философский анализ. Это определило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объектом исследования является философско-правовая мысль конца XIX - начала XX вв.
Предметом исследования является система философско-правовых взглядов Б.Н. Чичерина
Целью исследования является историко-философский анализ философ- ско-правового учения Б.Н. Чичерина о личности, свободе, нравственных основах права. Исходя из поставленной цели, в диссертационном исследовании ставятся и решаются следующие задачи:
-
-
Изучение биографических, философско-правовых и идейно-политических истоков учения Б.Н. Чичерина. Анализ философско-правовых взглядов Б.Н. Чичерина в контексте его современников, предшественников и последователей.
-
Исследование особенностей либерализма Б.Н. Чичерина.
-
Определение понятия «личность» в трактовке Б.Н. Чичерина, анализ взглядов мыслителя на природу личности и ее свойства.
-
Установление и анализ философских оснований предлагаемого Б.Н. Чичериным соотношения свободы, нравственности, права. Методологическая основа исследования определяется его комплексным междисциплинарным характером, что предполагает сочетание приемов и методов различных дисциплин, прежде всего философии, а также истории и права.
Существенное место в методологическом арсенале работы занимают такие методы, как сравнительно-исторический, позволивший проанализировать философско-правовые воззрения Б.Н. Чичерина на фоне реформирования современной ему политико-правовой действительности; сравнительно-правовой, посредством которого сопоставлялись философско-правовые взгляды Б.Н. Чичерина с теоретическими положениями российских философов-правоведов, получившими распространение в дореволюционной России рубежа XIX-XX веков.
Источниковую базу исследования составили, прежде всего, философские произведения Б.Н. Чичерина, его публицистические статьи и письма, а также труды предшественников, современников и последователей философа, изучение которых дало возможность наиболее полно и рельефно выявить вклад ученого в отечественную философию права. Кроме того, в качестве источников были привлечены аналитические работы исследователей философии Б.Н. Чичерина, а также произведения авторов, развивающих философско-правовые воззрения мыслителя.
Научная новизна исследования. В результате проведенной работы исследована особая мировоззренческая позиция Б.Н. Чичерина в подходе к проблеме права, сочетающая основные идеи либерализма и консерватизма, а также христианский аспект философско-правовых взглядов мыслителя;
выявлены фундаментальные, традиционные составляющие русской фи- лософско-правовой мысли - ее ценностное ядро в представлении Б.Н. Чичерина, а именно: личность, свобода, нравственность;
на основе изучения взглядов Б.Н. Чичерина на природу личности и ее свойства сформулировано определение понятия «личность» в трактовке ученого;
проанализирована специфика воззрений Б.Н. Чичерина на категорию «свобода»;
осуществлен анализ теоретических оснований предлагаемого Б.Н. Чичериным соотношения свободы, нравственности, права;
Научная новизна исследования получила воплощение в следующих положениях, выносимых на защиту:
Б.Н. Чичерин занимает особое положение в истории духовного и политического развития России, отличаясь оригинальной мировоззренческой позицией, включающей в себя идеи либерализма и консерватизма. Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина имеет своей основой христианские ценности. Но, будучи гегельянцем, мыслитель строго придерживается рациональных подходов. В своем учении мыслитель пытается синтезировать в единое целое религиозные и философские воззрения.
Основными категориями философии права Б.Н. Чичерина выступают личность, свобода, нравственность. По мысли ученого, мы ничего не поймем в общественных отношениях, не зная природы и свойств человека. Свобода личности, согласно Б.Н. Чичерину, является «краеугольным камнем» всего правового порядка, всего государственного и общественного здания. Проблема соотношения права и нравственности также занимает центральное место в политико-правовой философии Б.Н. Чичерина.
В трактовке Б.Н. Чичерина личность в своем специфическом проявлении есть единая, сосредоточенная в себе и отдельная от других сущность, человеческая индивидуальность, которая является носителем абсолютного начала, подтвердившая свою метафизическую природу, осознающая свободу на основе собственного внутреннего опыта, обладающая внутренней самоопределенностью, свободной волей и независимостью от внешних определений. При этом необходимо учитывать противоречивость духовной природы человека, определяемой в своих действиях не только добром, но и злом. Поэтому личность возможна лишь в становлении, непрерывном преодолении собственной ограниченности.
Б.Н. Чичерин различает свободу внутреннюю (свободу воли), которая проявляется в нравственном самоопределении и регулируется нравственным законом и совестью человека, и свободу внешнюю (свободу действий), которая реализуется в сфере гражданского общества и в государстве, и определяется правовым законом. Идея внутренней свободы личности тесно связана с идеей абсолютного начала. Человек, как носитель Безусловного, - абсолютный источник своих действий. Этим он возвышается над остальным творением и только в силу этого свойства он должен быть признан свободным лицом, имеющим права.
В представлении Б.Н. Чичерина категорически необходимо разграничение права и нравственности, несмотря на непременную их взаимосвязь, взаимодополнение на основе общих ценностных оснований. Идеалом общежития для мыслителя является такая его форма, где нравственный закон господствовал бы над всеми отношениями. Вместе с тем Б.Н. Чичерин убежден в том, что невозможно вести человечество к нравственному идеалу путем внешнего при-
нуждения, а только лишь путем свободы, так как нравственность по принуждению - это искажение нравственности как таковой.
Научно-практическая значимость. Материалы работы углубляют и расширяют представления о наследии Б.Н. Чичерина. Предпринятое исследование творчества мыслителя позволяет глубже увидеть непреходящее значение фундаментальных ценностей русской философско-правовой мысли и в этом контексте оценить современные социальные, правовые, духовные процессы с их возможными последствиями.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в научной работе для дальнейшего изучения наследия Б.Н. Чичерина, в разработке и преподавании курсов по истории русской философии, философской антропологии, истории политических и правовых учений, философии права. Кроме того, положения работы могут быть приняты во внимание современной публичной властью, занимающейся поиском действенных средств формирования правового государства, разработкой современной модели либерализма, а также законодательства и правоприменительной практики .
Апробация исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 2-ой научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых НИУ ВШЭ «Философия. Язык. Культура» (Москва, 2011); XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2011); научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых НИУ ВШЭ «Философия свободы» (Москва, 2011).
По теме диссертации опубликованы работы общим объемом 2,9 п.л., в том числе три статьи (авторский объем - 1,9 п.л.) в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК Минобрнауки России.
Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографии.
Свобода – неотъемлемое содержание личностного начала
Свобода – одно из основных, многозначных, эволюционирующих, не поддающихся классическому определению философских понятий. Данная проблема с древнейших времен волнует умы человечества, ее изучению посвящены многочисленные исследования. Категория свободы была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса. Тема свободы занимала важное место и в русской философии: в работах В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. В истории философской мысли это понятие прошло длительную эволюцию - от «отрицательной» (свобода от) до «положительной» (свобода для) трактовки. И тем более раскрытие понятия свобода для России актуально «сегодня, после падения коммунистической доктрины, определявшей жизнь большей части народа, после распада СССР», когда «спущенную сверху свободу народ воспринял как «свободу от» - от труда, от ответственности, как вседозволенность... Народ не искал... «свободы для» - для какой-либо независимой деятельности, и, получив ее, не знает, что с ней делать»1. Ведь, к сожалению, верна мысль, что «вся трагедия русской истории заключалась в том, что за века развития не выработался регулятор, отличающий произвол от свободы личности, которая ставит своим пределом свободу другого лица, другого человека»2.
Различные модификации общефилософской проблемы свободы рассматривались в русской философии неоднократно, причем в различных направлениях, и особенно активно в конце XIX - начале XX веков. Главным был спор о правильном понимании «русской свободы»: в чем она состоит, откуда произрастает. «Именно отсюда, из спора о русской свободе возникло и общее увлечение немецкой философской классикой, и острые дискуссии о характере и судьбах русского народа»3. Углубление в историю проблемы свидетельствует о том, что отношение к свободе как к научной категории претерпевает определенную эволюцию, которую можно обозначить как движение от эпистемологического анализа свободы к ее осмыслению как социального явления, и взаимосвязи свободы и личности. Интерес к свободе как ценности личности объясняется стремлением мыслителей XIX века приспособить свои идеалы к новым условиям жизни.
Изучение свободы личности является одним из центральных вопросов отечественного дореволюционного либерального направления. Поднятые в зарубежной философско-правовой мысли (особенно в немецкой философии права) теоретические вопросы свободы своеобразно преломляются и осмысливаются классиками русской философии права с учетом достижений европейской правовой мысли и российских особенностей, национальных традиций1. Взгляды либеральных мыслителей во многом стали основой для исследования свободы личности современными российскими учеными: обращение к свободе личности было связано с возрождением либерализма в России. Также идеи либеральных философов-правоведов позволяют современным юристам и сегодня совершенствовать категории «свобода», «личность», «право», по-новому взглянуть на свободу личности и строить современное законодательство с учетом прогрессивных традиций русской философско-правовой мысли.
Князь Е.Н. Трубецкой отмечал, что для Б.Н. Чичерина «…свобода личности служит краеугольным камнем всего правового порядка, всего государственного и общественного здания именно по тому, что он верит в человека, как носителя Безусловного»1. И несомненно утверждение Е.Н. Трубецкого, что тема свободы составляет руководящий мотив всей публицистической деятельности Б.Н. Чичерина. Так, мыслитель требовал уважения к человеческому достоинству и независимости подчиненных от власть имеющих, от подвластных – признания в самих себе этого достоинства, а также подобающего свободным людям отношения к власти. И в этом, действительно, заключается вся суть той «возвышенной» программы, которую Б.Н. Чичерин предлагает в своих работах; именно с этой точки зрения он рассуждает и о положении крестьянства и дворянства, и о национальном вопросе, и о земских учреждениях, и о свободе религиозной.
Глубокое обоснование понятия свободы принадлежит классикам немецкой философии – Канту, Гегелю, учения которых представляли для Б.Н. Чичерина некую вершину человеческой мудрости. По утверждению Гегеля, в целом человек отнюдь не свободен, поскольку свобода – это «сущность духа»2, тогда как человек – это не только духовное, но и телесное существо, подчиненное законам природы. И для обретения свободы человек должен преодолеть свою природную ограниченность. Согласно Гегелю, это преодоление осуществляется не посредством овладения стихийными силами внешней природы, а путем обретения духовной эмансипации, осуществляемой посредством религии.
Соотношение свободы, нравственности, права в учении Б.Н.Чичерина
Вопрос о соотношении нравственности и права насчитывает тысячелетия, приобретая в различные эпохи то философское, то религиозное, то практически прикладное звучание. Поиск общественного идеала – это постоянный процесс обновления политических ценностей, смена идеалов истинных и ложных. Однако вопросы взаимосвязи нравственности и права никогда не получали однозначных ответов.
Проблема соотношения нравственности и права относится к числу наиболее актуальных проблем отечественных философских и юридических наук1. Со времени глобальных политических изменений 90-х годов XX века в российском обществе развернулась острая полемика по самым болевым проблемам. Длительное существование тоталитарного режима в стране, фактически исключившего свободу и права человека, неизбежно привело к нравственной деградации общества. Тяжелое наследие государственного аморализма, доставшееся России, усугубилось с началом «перестройки»: ведь любой переходный период связан с потерей привычных духовных ориентиров, социальной напряженностью, нравственной дезориентацией.
В условиях обновления общества философский анализ нравственности и права является необходимым. Требуется переосмысление представлений о соотношении нравственности и права, которое отвечало бы объективно назревшим и объективно происходящим процессам возвышения права в жизни общества на основе ценностного единства нравственности и права. Сейчас Россия стоит перед важной задачей – так скорректировать правовую систему, чтобы содержащиеся в ней ценности были востребованы обществом, где нравственность и право взаимно дополняли бы, получали обоснование друг в друге.
Изменения, происходящие в России сегодня, заставляют нас обратиться к опыту предшествующих поколений. Реформирование государства, попытка построить правовое государство требует усвоения всего позитивного потенциала, наработанного человечеством.
Вопрос о соотношении нравственности и права приобрел необычайную мировоззренческую остроту в конце XIX – начале XX вв. Поиски ответа на данный вопрос были связаны с необходимостью осознания национально-культурной самобытности, места России в развитии мировой цивилизации, путей и перспектив дальнейшего развития страны. И на рубеже веков отечественная философия, общественная мысль, юриспруденция раскрывают проблему соотношения нравственности и права во всей многогранности и многомерности, предлагая разнообразные альтернативы ее решения. Наиболее влиятельными течениями политико-правовой мысли дореволюционной России, создавшими богатый арсенал разнообразных идей и концепций относительно традиционно значимой для отечественной мысли проблемы соотношения права и нравственности, стали либеральное, консервативное и революционное направления1. В идеях соотношения нравственности и права представителей данных направлений проявилось несовпадение взглядов на прошлое и будущее России. Так, консерваторы предпочитали давать правовым институтам нравственную оценку, умаляя роль права в пользу морали. Радикалы исходили из исторической обусловленности государства, права и нравственности и призывали к революционному переустройству общества. Однако в конце XIX века в России заметно возрастало и значение традиции либерализма.
Большой вклад в разработку проблем соотношения нравственности и права внесла именно либеральная политико-правовая мысль дореволюционной России второй половины XIX – начала XX вв. и особенно ярко проявилась в государственно-правовых взглядах К.Д. Кавелина, В.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого и др.
Представители либерального направления политико-правовой мысли России второй половины XIX – начала XX вв. выступали против распространенного в России негативного отношения к праву, обосновывали проведение широких правовых реформ, которые способствовали бы постепенному формированию правового государства, основанного на торжестве права и нравственных принципах, юридическом закреплении прав личности. Русские либералы стремились к согласованию государственно-правовых и нравственных норм, к созданию некой синтетической модели движения к государственно-правовому и нравственному идеалу, государственному и нравствен-1 ному прогрессу общества. Осмысливая проблемы соотношения права и нравственности, либеральные мыслители выступали против смешения этих, относительно самостоятельных областей человеческой жизни и научного знания, одновременно подчеркивая их непременную взаимосвязь, взаимодополнение на основе общих ценностных оснований.
В политико-правовой философии Б.Н. Чичерина значительное внимание уделено проблеме соотношения права и нравственности. Идеалом общежития для мыслителя является такая его форма, где царствует наибольшая степень свободы личности и где нравственный закон господствует над всеми отношениями. Ученый отмечает, что приблизиться к этому идеалу можно лишь последовательной работой многих поколений, причем необходимо всегда сообразоваться с местными и временными условиями, а главное – не забывать, что вести человечество к нравственному идеалу можно лишь путем свободы, так как «мысль о возможности осуществлении Царства Божия на земле действием внешней власти и путем принуждения представляет собой полное извращение нравственного закона»1.
Б.Н. Чичерин различает свободу внутреннюю, которая проявляется в нравственном самоопределении и регулируется нравственным законом и совестью человека, и свободу внешнюю, которая реализуется в сфере гражданского общества и в государстве, и определяется правовым законом.
Полемика Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева относительно нравственных основ права
Несмотря на личное знакомство и общение, взаимное уважение и признание научных заслуг, Б.Н. Чичерин и В.С. Соловьев дважды горячо полемизировали. История их спора является серьезным моментом в истории русской философии. Резкость этой полемики достигает своего пика именно тогда, когда оба: и Б.Н. Чичерин, и В.С. Соловьев, бывший на 25 лет моложе Б.Н. Чичерина, стояли на вершине их прижизненной славы.
В основном, правовая философия В.С. Соловьева представлена в «Критике отвлеченных начал» (на раннем этапе творчества), в «Оправдании добра» и в брошюре «Право и нравственность» (на позднем этапе). Б.Н. Чичерин отвечает В.С. Соловьеву в работах «Мистицизм в науке» и «О началах этики». В.С. Соловьев также не медлил с реакци-1 ей в обоих случаях, и, при всей запальчивости тона, ответ его является глубоким анализом позиции оппонента. Следует отметить второе столкновение, когда нравственные аспекты права становятся для В.С. Соловьева предметом особого позиционирования (в «Критике отвлеченных начал» мыслитель еще придерживается формалистического понимания права).
В предисловии к сочинению «Право и нравственность» В.С. Соловьев, говоря о внутренней взаимосвязи между этими двумя областями, указывал на два крайних взгляда, отрицающих эту связь с двух противоположных точек зрения: «Один взгляд выступает во имя морали и… отвергает право и все, что к нему относится, как замаскированное зло. Другой взгляд, напротив, отвергает связь нравственности с правом во имя последнего, признавая юридическую область отношений как совершенно самостоятельную и обладающую собственным абсолютным принципом. Согласно первой точке зрения, связь с правом пагубна для нравственности; согласно второй – связь с нравственностью в лучшем случае не нужна для права… Как безусловный отрицатель всех юридических элементов жизни высказывается… граф Л.Н. Толстой, а неизменным защитником права как абсолютного, себе довлеющего начала, остается Б.Н. Чичерин»1.
Право, согласно В.С. Соловьеву, как проявление добра имеет свою абсолютную основу в Боге, религиозные и моральные нормы определяют содержание норм правовых. Право для В.С. Соловьева является связующим звеном между религией и нравственностью, с одной стороны, и государством – с другой. В.С. Соловьев выдвинул положение о принудительном требовании определенного минимального добра: «право есть низший предел или определенный минимум нравственности»1. «Определение права как «минимума Добра» – центральная идея и своего рода «визитная карточка» философии права Вл. Соловьева»2. Суть предложенной В.С. Соловьевым концепции заключаются в следующем: Требования права строго ограничены, тогда как чисто нравственные требования (например, любовь к врагам) являются, по существу, неограниченными и всеобъемлющими. Хотя требования права минимальны по сравнению с требованиями нравственности, однако оно ориентирует на обязательную реализацию минимального добра в общественной жизни. Нравственность полагает добровольное исполнение своих требований, тогда как право допускает принуждение и даже требует принуждения: «право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла»3. Б.Н. Чичерин же, по мнению одного из современных философов соловьевского направления, являл собой «лукавство пореформенного либерализма»: «Своеобразие чичеринской модели разумного законодательного поведения – просто в историцистском истолковании естественных прав, отложенных государством в долгий ящик»4. Э.Ю. Соловьев в своих рассуждениях признавал, что Б.Н. Чичерин опирается на представление о человеке как о свободно-разумном существе, ко-1 торое изначально наделено духовной потребностью в совершенствовании. Поэтому широкие гражданские права причитаются человеку сразу и по понятию – в полном объеме, в порядке простого признания государством его «неживотной, сверхприродной природы». Однако достаточно быстро выясняется, что это всего лишь доктринальный и даже ритуальный идеализм: «На практике все обстоит так, как если бы государство положило все естественные права, причитающиеся людям от Бога и от природы, в свой банк, а затем выплачивало их малыми долями, сообразно своему расчету своих же выгод»1.
Возражая В.С. Соловьеву, рассматривавшему право как минимум нравственности, Б.Н. Чичерин утверждает: «…право не есть только низшая ступень нравственности, как утверждают морализирующие юристы и философы, а самостоятельное начало, имеющие свои собственные корни в духовной природе человека»2. Б.Н. Чичерин полагал, что юридический закон имеет дело только с внешними формами свободы. Ученый, критически оценивая данную позицию В.С. Соловьева, считал, что в своей философии он не сумел раскрыть проблему свободы воли в нравственном самоопределении. Относительно нравственности Б.Н. Чичерин замечает: «это не естественное качество, данное природой раз и навсегда, человек сам работает над собою…»3. Для В.С. Соловьева характерно смешение права и нравственности, согласно Б.Н. Чичерину, нравственность не может регулироваться правом.
Христианский аспект философско-правовых взглядов Б.Н. Чичерина
23 декабря 2010 года в Институте философии РАН состоялся круглый стол по вопросу соотношения русской либеральной традиции и христианских ценностей. Во вступлении заведующий отделом социальной и политической философии ИФ РАН, Президент фонда «Рус-1 ское либеральное наследие», доктор философских наук А.А. Кара-Мурза отметил красноречивость факта, что учения основоположников европейского либерализма Джона Локка и его последователей закладывали в основу национальных вариантов либеральных учений прямую религиозную санкцию, и что слабость либерального проекта в России обусловлена отсутствием прочных религиозно-философских оснований, слабой укорененностью в национальной традиции: «Глубокая, метафизическая связь христианства с политическим воплощением либерального проекта вполне очевидна…, но в современном российском контексте остается пока темой маргинальной»1.
В либерализме множество направлений, каждое из которых по-своему строит свои отношения с религией и церковью. По мнению некоторых исследователей, «русский либерализм большей частью не был христианским, не был религиозным. Большинство русских либералов в XIX – начале XX вв. были антихристиански настроены»2. Но так ли это? Среди причин данного обстоятельства в литературе отмечаются и времена Раскола (во второй половине XVII века), который закономерно привел к реформам Петра, Екатерины Великой, не одухотворенным нравственным значением церкви, и пассивность русской церкви относительно крепостного права, ее социальная беспомощность, отношение русского народа «к церкви… как к департаменту, в который он обязан время от времени являться»3. Тем не менее, в России существовали учения, не только воспринимающие религиозные
ценности, но и включающие вопросы веры в свое учение. Яркими примерами христианских либералов являются И.С. Аксаков, В.С. Соловьев, В.А. Караулов, Ф.А. Степун, П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, братья Трубецкие и др.
В действительности, либерализм глубоко укоренен в христианстве. В основе либерализма лежит уважение к человеческой личности, как к высшей ценности, которое в наиболее полной форме дается христианством; принцип свободы, глубинный смысл которой неотторжим от христианства1. Даже «экономический либерализм с его ярко выраженной внерелигиозной позицией кажется однозначным лишь на первый взгляд: «невидимая рука», идея рынка как самоорганизующегося и самодостаточного целого, отношения рынка и свободы – все это по сути лишь перелицовка ключевых теософских идей о промысле Божьем и благодати в отношении к человеческой свободе»2. К тому же либерализм дискредитирует себя, когда забывает об исторической традиции, отрывается от национальных корней, не имеет религиозно-философских оснований. Поэтому наиболее глубокомысленные либералы обращаются к христианству.
Б.Н. Чичерин в области религии «в детстве был окружен атмосферой старой дворянской традиции, из которой он почерпал «младенческую веру», утраченную им лишь в юношеские годы»3. Влияние университета отразилось на религиозном мировоззрении молодого ученого: «младенческая вера» сменилась скептицизмом.
Необходимо отметить, что многие из русских либералов, особенно на ранних этапах своего творческого становления, прошли через религиозный скептицизм. В этом вопросе интересна история участников веховского направления (ключевом течении русской либеральной мысли), большинство из которых в молодости были народниками, социалистами, марксистами, но позже (особенно в эмиграции) поменявших свое мировоззрение и вернувшихся к церковному христианству. Анализируя эволюцию взглядов данных авторов, во вступительной статье ко второму изданию сборника «Из глубины», Н.П. Полторацкий отмечает: «Веховство… такое идейное течение, характерными особенностями которого являются отрицание атеизма, материализма, интернационализма, революционизма и политической диктатуры (вплоть до тоталитаризма), предельным выражением коих является большевизм-коммунизм, – и утверждение начал религии, идеализма, патриотизма, традиционализма и народоправства»1.
Конечно, Б.Н. Чичерина нельзя отнести к представителям русской религиозной философии. В науке мыслитель строго придерживается рациональных доводов и «чужд всяким попыткам внести какие-либо… мистические элементы в свои размышления»2. Вместе с тем Б.Н. Чичерин – последовательный и искренний христианин. И в этом снова проявляется его оригинальность и уникальность и как личности, и как философа3.
Следует подчеркнуть, что взгляды Б.Н. Чичерина формировались под влиянием таких известных профессоров, как Т.Н. Гранов-1 ский, К.Д. Кавелин1, П.Г. Редкин. В своих мемуарах о студенческих годах Б.Н. Чичерин с теплотой вспоминает своих учителей: «Отношения между профессорами и студентами были самые сердечные: с одной стороны, искренняя любовь и благоговейное уважение, с другой стороны, всегдашнее ласковое внимание и готовность прийти на помощь. У Грановского, у Кавелина, у Редкина… собиралось всегда множество студентов; происходили оживленные разговоры не только о научных предметах, но и о текущих вопросах дня, об явлениях литературы. Библиотеки профессоров всегда были открыты для студентов…»2 (отметим, что воспоминания Б.Н. Чичерина, «отличающиеся богатством фактологического материала и мастерством стиля, близкого к художественному»3, принадлежат к лучшим образцам русской мемуарной литературы).
Особое влияние на формирование личности ученого оказал Т.Н. Грановский, создавший «идеальный первообраз профессора»4, заложивший «основу нового типа русских просвещенных деятелей»5, один из представителей христианского либерализма. Почти все, кто знал Т.Н. Грановского, отмечали его высокие нравственные человеческие качества. И восхищение Б.Н. Чичерина своим учителем как одареннейшим из научных деятелей всегда сочеталось с преклонением перед его личными духовными качествами: «Все преподавание Грановского насквозь было пропитано гуманностью, оценкой в человеке всего человеческого, к какой бы партии он ни принадлежал, в какую бы сторону ни смотрел… В нем было… гармоничное сочетание всех высших сторон человеческой природы, и глубины мысли, и силы таланта, и сердечной теплоты, и внешней ласковой обходительности…»1.
Б.Н. Чичерин прошел большой жизненный путь и как человек, и как ученый. Взгляды мыслителя покоятся на солидной философской основе. Б.Н. Чичерин, прежде всего, был учеником и последователем гегелевской философии: В своих мемуарах он вспоминал о времени своего скептицизма: «Под влиянием гегелизма и построенной на нем собственной философии… я верил в будущую религию духа, ведущего человека к конечному совершенству; все же существующие и существовавшие религиозные формы я считал преходящими моментами человеческого сознания, не достигшего полноты»2. Здесь необходимо отметить, что раннее творчество Б.Н. Чичерина обнаруживает противоречия и колебания. Так, в одних своих произведениях ученый отстаивает права человека, требует уважения к личности, ее достоинству, в других – все подчиняет государству и задачам его развития.
Похожие диссертации на Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли
-