Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественная мысль башкир как социокультурное явление Кучуков Рустем Равилевич

Общественная мысль башкир как социокультурное явление
<
Общественная мысль башкир как социокультурное явление Общественная мысль башкир как социокультурное явление Общественная мысль башкир как социокультурное явление Общественная мысль башкир как социокультурное явление Общественная мысль башкир как социокультурное явление
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кучуков Рустем Равилевич. Общественная мысль башкир как социокультурное явление : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Уфа, 2006 157 с. РГБ ОД, 61:07-9/190

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Представляется актуальным проследить эволюцию взглядов башкирского народа и его мыслителей с тем, чтобы показать, как от эпохи к эпохе происходила трансформация представлений о мире, обществе и человеке.

Второй аспект, актуализирующий тему нашего исследования, - это тенденция роста национального самосознания. В этой связи представляется важным исследование этого социального феномена, выяснение факторов, способствующих его изменению.

Третий аспект актуальности связан с тем, что на рубеже XX и XXI веков не только социальный, но и культурный опыт многих народов находится в процессе модернизации. Можно констатировать, что меняется и культура межнационального общения, и образ жизни, и система ценностей разных народов, изменяются модели адаптации к происходящим изменениям. Общественная мысль играет важную роль в общественной жизни, является действующим институтом демократизации общества. В демократических странах законодательная, исполнительная и судебная власти считаются с общественной мыслью, как «четвертой властью» и уделяют большое значение ее изучению. Вообще уровень изучения и учет общественной мысли является показателем уровня демократизации общества. В условиях демократизации и коренного обновления всех сфер общественной жизни в России, с одной стороны, идет бескомпромиссное, критическое переосмысление достижений прошлого, а с другой стороны, – скрупулезный поиск рациональных зерен предшествующего национального опыта.

Отсюда четвертый аспект актуальности темы исследования связан с проблемой воздействия идей башкирских мыслителей на современное социальное развитие России и Республики Башкортостан. Анализ идей представителей общественной мысли Республики Башкортостан дает возможность новым поколениям оценить этническую и религиозную самобытность башкирского народа, особенности его мироощущения и миропонимания.

Таким образом, недостаточная разработанность этой темы в отечественной научной литературе делает ее изучение своевременным и актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Разработку поставленной проблемы ведут представители разных наук. Это философы, социологи, культурологи, историки, этнографы, антропологи, психологи и др. Им принадлежат теоретические и методологические разработки проблем становления и развития общественной мысли. Как на уровне понятий, так и на уровне персоналий раскрывается конкретно-историческое содержание различных идей, течений и явлений. Характеризуется внутреннее содержание, и диапазон восприятия в общественной мысли базовых понятий: народ, национальный дух, нация.

Особый интерес для нас представляют работы классиков: Ф.Вольтера, Ж.-Ж.Руссо, Г.Ф.В.Гегеля, Д.Дидро, О.Конта, И.Г.Фихте; современных зарубежных социологов - Г.Беккера, А.Боскова, X. Барнса и Дж. Гертцлера.

Особое значение для нас имеет наследие Г.В. Плеханова. В своих работах он исходил из исторического материализма об определяющей роли общественного бытия в отношении общественного сознания и из объективных условий развития общественной жизни выводил ход развития общественной мысли.

Взаимоотношения общественной мысли и общественного сознания стали предметом исследования таких авторов, как Л.А.Коган, В.Ф.Зыбковец, М.Н.Сочнев, Б.С.Украинцев, В.Н.Конев и др.

Работы В.И.Чудинова, В.И. Сабировой посвящены рассмотрению общественной мысли с позиций обыденного сознания; А.К.Уледова - с позиций общественной психологии; А.И.Петрухина и Г.Н.Степанова - с позиций общественного мнения.

В исследованиях Т.И.Ильинич, Ю.В.Бромлея, С.А.Арутюнова, Н.Н.Чебоксарова, С.М.Широкогорова и др. общественная мысль рассматривалась в качестве основополагающего признака народа, содержатся мысли о ее истоках и содержании.

Понятия «национальный характер», «души нации», «национального самосознания» получают широкое распространение в трудах русских славянофилов – К.С.Аксакова, И.С.Аксакова, И.В.Киреевского, А.Хомякова, в концепции культурно-исторических типов О.Шпенглера и Н.Я.Данилевского, в трудах философов русской эмиграции НА. Бердяева, П. Струве, С.Н.Трубецкого и др.

Поскольку после вхождения в состав Российского государства неизведанная и далекая Башкирия с необычной этнографией и загадочной культурой стала объектом внимания зарубежных и отечественных исследователей, ученых и путешественников, то нам оказались полезны работы П.И.Рычкова, И.Т.Георги, И.И.Лепехина, П.С.Палласа, Н.П.Рычкова, И.П.Фалька, побывавших и в Башкирии и собравших обширный материал, в котором содержатся сведения о природе края, хозяйстве, быте, культуре башкир, наблюдения о специфике и отличительных чертах «племенного характера» и мировоззрении коренного населения.

В XIX веке круг исследователей расширился, проблемы национальной самобытности, систематизации черт башкирского национального духа занимают значительное место в трудах В.А.Арнольдова, И.Казанцева, М.В.Малахова, Н.Малиева, П.Назарова. Д.П.Никольского, С.Г.Рыбакова, В.М.Черемшанского, П.Л.Юдина и др.

Различные аспекты духовности активно исследованы представителями философской школы Башкортостана: Т.Г.Султангузиным, Г.С.Исмагиловым, Д.М.Азаматовым, Д.Ж.Валеевым, Ф.С.Файзуллиным, А.Х.Вильдановым, Г.С.Кунафиным, С.М.Поздяевой, А.В.Лукьяновым, З.Я.Рахматуллиной, А.Н.Семеновой и др.

Для современных представителей примордиального подхода (К.Гирц, Э.Смит, Ю.Бромлей, М.Н.Руткевич, А.Н.Малинкин, Н.Н.Моисеев, В.И.Козлов, А.С.Баронин, В.Г.Бабаков, В.М.Семенов, А.В.Гулыга, В.А.Махнач, Э.А.Поздняков, С.А.Кравченко и др.) нация рассматривается как объективно данная реальность, высший этап развития народа.

Объект диссертационного исследования - национальный дух башкир как объективация общественной мысли.

Предмет исследования - общественная мысль башкир.

Цель исследования - выявить основные ориентиры общественной мысли башкир и определить их значение для современного общества.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

обосновать теоретические и методологические принципы изучения общественной мысли как философской проблемы.

выявить факторы, влияющие на процесс изменения общественной мысли башкир;

исследовать взаимосвязь национального духа и общественной мысли башкир;

определить значение общественной мысли башкир для современного общества.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой исследования общественной мысли являются: социокультурный подход и принцип историзма.

Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных исследователей прошлого и современности в области социальной философии, социологии, истории, культурологии, психологии и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

обоснована сущность категории «общественная мысль», которая для башкир становится средством самозащиты и сплочения не в хозяйственно - экономическом, политическом, а прежде всего личностном отношении;

раскрыта взаимосвязь общественной мысли и национального духа;

доказано, что на процесс изменения общественной мысли башкир влияют: мифы, традиции, обычаи, религия и общественно-политическая ситуация в крае в тот или иной период;

обоснована мысль, что общественная мысль башкир актуальна для современности и заключает в себе огромный духоформирующий потенциал, способный помочь современным поколениям в преодолении нынешней безграмотности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что несмотря на широкий и разноплановый охват, вопросы функционирования и развития общественной мысли башкир еще не ставились и не изучались как целостная и относительно самостоятельная социально-философская проблема. Кроме того, в работе осуществлена ретроспектива истории башкирской культуры: внутренняя периодизация исследуемого феномена основана на хронологии важных событий российской истории применительно к региональным условиям Башкортостана.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке методик изучения общественной мысли различных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть применены при подготовке специальных курсов по философии, социологии, культурологии, психологии в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференциях, в том числе: Первых Садыковских чтениях (Уфа, 2004 г.); Аитовских чтениях (.Уфа, 2005); «Российское общество и государство: политика, экономика, право» (Уфа, 2006); Международная научно-практическая конференция «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (Уфа, 2006); IX Республиканская научно-практическая конференция «Башкортостан как субъект Российской Федерации: политико-правовые, социально-экономические, историко-гуманитарные и философские аспекты» (Уфа, 2006); Вторых Садыковских чтениях (Уфа, 2006), а также нашли отражение в научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 160 наименований. Общий объем диссертации - 157 страниц.