Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Лямцев Евгений Владимирович

Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли
<
Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лямцев Евгений Владимирович. Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 Москва, 2007 132 с., Библиогр.: с. 121-132 РГБ ОД, 61:07-9/730

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Основные особенности антропологической философии Н.А.Бердяева 16

Раздел 2. Персонализм Н.А.Бердяева и отечественная философская традиция 31

Раздел 3. Экзистенциальный персонализм Н.А.Бердяева и французский персонализм 54

Раздел 4. Человек и мир, свобода и творчество в философских концепциях Н.А.Бердяева и А.Камю 73

Раздел 5.Философско-антропологические воззрения Н.А.Бердяева в современных оценках и интерпретациях 99

Заключение 117

Список литературы 121

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Ускоряющиеся с каждым днем темпы развития современного мира в конце XX - начале XXI вв. из прогнозов будущего переросли в реальность настоящего. Происходящие в российском обществе трансформации, органически связанные с изменениями в самосознании людей, потребовали выработки новых мировоззренческих парадигм. В этой ситуации происходит расширение поля интеллектуального поиска, осознание амбивалентности достижений культуры. Формируются социально и гуманитарно ориентированные философские концепции, что приводит к уменьшению влияния тех мировоззренческих построений, которые носили преимущественно сциентистский характер.

Характерной особенностью новой эпохи является обращение значительной части наших соотечественников к идейному и духовному наследию отечественной культуры, ее философским основам. Вместе с тем, внимание к традиционным культурным истокам не может не учитывать современных достижений Запада, вторжение которых в нашу общественную жизнь и в наше сознание стало самоочевидной реальностью. Поэтому можно с уверенностью говорить, что современную тенденцию наиболее адекватно предвосхитили те классики отечественной мысли, которые проповедовали не одну из крайностей - то ли национальной самодостаточности, то ли, напротив, однозначно западнической ориентации, - а исходили из принципа разумного сочетания «своего» и «чужого», видя проявления такого соотношения и в объективном ходе истории России, и усматривая в нем залог ее дальнейшего успешного развития.

К представителям именно такой мировоззренческой и социокультурной ориентации относится целая плеяда русских мыслителей «серебряного

века», идейных последователей Вл.Соловьева, Ф.М. Достоевского. Основная ее часть вынужденно оказалась за пределами Родины, продолжая свое творчество в европейской культурной среде. Среди них особенно выделяется фигура Н.А.Бердяева, в лице которого, по словам его современника Л.Шестова, «русская философская мысль впервые предстала перед судом Европы или, пожалуй, даже всего мира»1.

Философия Бердяева - персонализм, или философия личности. В своей философской автобиографии мыслитель подчеркивал: «я всегда был персоналистом» . Вместе с тем, в философской литературе имя Н.А. Бердяева прочно связывается с религиозным направлением философии экзистенциализма. В статье для немецкого «Словаря философов» он писал: «Философия моя экзистенциального типа, если пользоваться современной терминологией»3. Автор книги о философах XX века А.Хюбшер, обобщив эти определения, следующим образом охарактеризовал философию Бердяева: «Это персоналистское, если угодно, - экзистенциально-философское мышление...»4. Сообразно этим характеристикам в диссертации к философии русского мыслителя вполне корректно применяется определение экзистенциальный персонализм.

Современная актуальность творчества Бердяева обусловлена прежде всего тем, что предметом его философского осмысления была проблема человека, поиск истинного смысла его бытия, что находило созвучие с идеями как целого ряда его соотечественников, так и многих западных мыслителей. Можно сказать, что в сочинениях Бердяева произошла плодотворная «встреча» отечественной и западной философских традиций. И, бесспорно, тема человека, его способности к положительному творчеству,

1 См.: Н.А.Бердяев: pro et contra. - Кн.1. - СПб., 1994. - С. 411.

2 Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.., 1990. - С. 90.

3 Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб,

1994.-С. 23. 4ХюбшерА. Мыслители нашего времени. - М., 1962. - С. 73.

к проблеме свободного деятельного выбора между добром и злом остается неизменно актуальной в наши дни.

Поиск нового смысла бытия обращает взоры современников к персо-налистической и экзистенциалистской традициям, которые открыли бесконечную глубину человеческого «Я», личностного начала. Именно представители данного направления философии попытались помочь человеку обрести веру в себя, придать ему импульс решимости, готовности бросить вызов обессмысленное своего существования.

В нынешнем российском обществе, где происходит поиск социальной, политической, культурной идентичности, все большую актуальность приобретают исследования экзистенциально-персоналистической парадигмы, форм ее воздействия на методологическую, принципиально-смысловую сферы человеческого бытия. Экзистенциальный персонализм в рамках су- > ществующих проблем, обусловленных первенством в жизни человечества принципов антропоцентризма, предстает как активно развивающаяся парадигма, которая, будучи самостоятельным философским направлением, отстаивающем интересы человека в его отношениях с миром и с самим собой, претендует на то, чтобы стать идейным подспорьем для современного человека, обеспокоенного поисками смысловых ориентиров в условиях техногенной современности.

Степень разработанности проблемы. За более чем сто лет, прошедших со времени начала творческого пути Н.А. Бердяева, о нем и его философии создана обширная литература, которая продолжает пополняться. Исследованию его сочинений посвящены многочисленные публикации современников философа, которые печатались как в дореволюционных российских изданиях, так и в литературе русского зарубежья. Среди них следует назвать прежде всего работы Н.Р. Антонова, А.А. Богданова, В.В. Вейдле, В.В. Зеньковского, Вяч. Иванова, И.А. Ильина, С.А. Левицкого,

Н.О. Лосского, А.В. Луначарского, Н.К. Михайловского, Н.П. Полторацкого, В.В. Розанова, Ф.А. Степуна, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, Льва Шестова, В.Ф, Эрна5, в которых творчество Бердяева было подвергнуто многостороннему, нередко критическому, анализу.

Антропологическая проблематика, близкая той, что составляла основное содержание философских воззрений Н.А. Бердяева, разрабатывалась в творчестве мыслителей, сочинения которых представляют собой отечественный контекст, в рамках которого в данной работе рассматривается тема персонализма. В ряде их трудов затрагиваются те или иные аспекты творчества Бердяева, что представляет интерес как с точки зрения выяснения их отношения к его идеям, так и с позиции сопоставления взглядов этих мыслителей с бердяевской точкой зрения на сущность человеческой личности, проблему свободы, творческого призвания человека. Речь прежде всего идет о таких философах, как Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.Шестов6.

Признание персоналистических, экзистенциалистских взглядов русского мыслителя в кругах западной философской, общественной и теологической мысли отражено в многочисленных публикациях и исследованиях немецких, французских, американских ученых, философов, историков, публицистов, таких как Е.Аллен, Р.Баласубраманиан, Дж.Вернгейм, В.Герберг, В.Дитрих, П.Клайн, О.Клемент, Ф.Коплстон, К.Михельсон, Г.Штерн и других зарубежных исследователей и мыслителей, постигавших

См.: Работы о Н.А. Бердяеве (русские дореволюционные издания и литература русского зарубежья) // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Кн. 1.- СПб., 1994. С. 563-570.

6Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб., 1993; Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994; Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Избранное. - М.: Политиздат, 1991; Несмелое В.И. Наука о человеке. - Казань: изд-во Заря-Тан 2000; Франк С. Л. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992; Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности. - М.: ACT, 2000 и др..

суть воззрений русского философа как при жизни, так и в настоящее вре-

мя .

В современных трудах о Бердяеве отмечаются особенности и различные аспекты - от биографических, отражающих вехи творческого пути философа (публикации О.Г.Волкогоновой, А.В. Вадимова, А.В. Гулыги, Н.К. Дмитриевой, А.П. Моисеевой и др.8) до исследования основ персона-листической философии, осмысления принципов философского мировоззрения Бердяева, его размышлений о феномене человека, проблеме личности, свободы, творчества, о смысле истории и исторической судьбе России - к таковым относятся работы Л.И.Бородина, О.В. Вишняковой, П.П. Гай-денко, Т.А. Двуреченской, И.И. Евлампиева, А.А. Ермичева, Ю.П. Ивони-

7 Allen E.L. Freedom In God: A Guide to the Thought of Nicholas Berdyaev. - Folcroft,
Pennsylvania: Folcroft Library Editions, 1973; Balasubramanian R. The Personalist
Existentialism Of Berdyaev. - Madras: University of Madras, 1970; Clement 0. Berdiaev, Un
Philosophe Russe En France. - Paris: Desclee de Brouwer, 1991; Coates ./.5. The Crisis Of
The Human Person: Some Personalist Interpretations. - London, New York and Toronto:
Longman's, Green and Company, 1949; Copleston F.C. Philosophy In Russia: From Herzen
to Lenin and Berdyaev. - Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame, 1986; Dietrich. W.
Provokation der Person: Nikolaj Berdjajew. - Berlin, 1974-1979. - Bd. I-V; Klein P. Die
Kreative Freiheit Nach Nikolaj Berdjajew : Zeichen D. Hoffnung in E. Gefallenen Welt. - F.
Pustet, 1976; Michalson С Christianity and the existentialists. - New York: Charles
Scribner's Sons, 1956; Herberg W. Four Existentialist Theologians: A Reader from the Works
of Jacques Maritain, Nicolas Berdyaev, Martin Buber and Paul Tillich. - Garden City New
York: Doubleday, 1958; Segundo J.L. Berdiaeff. Une refkexion chretienne sur la persorme. -
P., 1963; Slaate H.A. Personality, Spirit And Ethics: The Ethics of Nicholas Berdyaev. - New
York, P. Lang Publisher, 1997; Stern H. Die Gesellschaftsphilosophie N.Berdjajews. - K.,
1966; Wernham J.C.S. Two Russian Thinkers: An Essay in Berdyaev and Shestov. - Toronto:
University of Toronto Press, 1968 и др.

8 Волкогонова О.Д. Н.А.Бердяев. Интеллектуальная биография. - М., Издательство
МГУ, 2001; Вадимов А.В. Николай Бердяев: изгнание: (К биографии философа)
//Вопр.философии.--1991.--№1; Галахтин М.Г. Бердяев и Россия: Опыт постановки во
проса // Из истории религиозной философии в России, XIX - начало XX вв. -М., 1990;
ГулыгаА.В. Творцы русской идеи. - М.: Молодая гвардия, 2006; Дмитриева Н.К., Мои
сеева А.П.
Философ свободного духа. Николай Бердяев. Жизнь и творчество. - М.:
Высшая школа, 1993; Кузнецов П. Николай Бердяев: штрихи к портрету //Ступени. -
1991. -№1; Свинцов В. Изгнание-1922.Николай Бердяев (О жизни и творчестве фило
софа в эмиграции) // Вестн.высш.шк.,1991; Н. А. Бердяев: Pro et contra. Кн. 1. - СПб.,
1994; Титаренко С.А. Н. Бердяев. -М.: МарТ, 2005 и др.

на, Н.В. Мотрошиловой, Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской, В.В. Сербинен-ко, М.В. Силантьевой, Н.П. Шевцовой и др.9

Постижение смыслов французских версий персонализма и экзистенциализма, составляющих европейский контекст рассмотрения идей русского философа, было бы невозможным без изучения работ представителей и исследователей данного направления, прежде всего А.Камю, Э.Мунье, Ж.Лакруа, Э.Левинаса, П.Рикера10.

Исследование различных аспектов философии представителей зарубежного, в частности, французского персонализма и экзистенциализма, а также сравнительный анализ философских воззрений Н.А.Бердяева с концепциями представителей данных направлений отражен в работах И.С.

9 Бородин Л.И. Сотворение смысла, или страсти по Бердяеву // Москва. -1993. - № 8. -
С. 3-11; Вишнякова О. В. Этика Бердяева. - М.: Гардарики, 2000; Гайденко П.П. Мисти
ческий революционизм Н.А. Бердяева // Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.,
1998. - С.5-18; Генералова Н.П. Леонид Андреев и Николай Бердяев: (Из истории рус
ского персонализма) // Русская литература. - 1997. - №2. - С.40-54; Двуреченская Т.А.
Философские взгляды B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева. М.: Моск. гос. инженер.-физ.
ин-т (техн. ун-т), 2001; Евлампиев И.Н Философия творческой свободы Николая Бер
дяева // Бердяев Н.А. Русская идея. - М.: Эксмо, 2005. - С. 5-22; Емельянов Б.В.
Н.А.Бердяев, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет. - Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2005; Ермичев
А.А.
Три свободы Николая Бердяева. - М.: Знание, 1990; Ивонин Ю.П. Творчество,
культура и цивилизация в философской концепции Н.А.Бердяева // Вечные философ
ские проблемы. - Новосибирск, 1991; Козлова О. В. Свобода и сознание в русской экзи
стенциальной философии // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996; Маль
цев К.Г., Мальцева А.В.
"Философия свободы" и соблазн христианского государства:
Н.А. Бердяев и И.А. Ильин. - М.: МАКС Пресс, 2001; Мотрошшова Н.В. Мыслители
России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов- М.: Рес
публика, 2006; Новикова Л.И, Сиземская И.Н. Введение в философию свободного духа
Н.А. Бердяева // Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды.
- М., 1999. - С. 5-20; Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. - М.: РГГУ,
Омега-Л, 2005; Силантьева М.В. Экзистенциальные проблемы этики творчества
Н.Бердяева. - М.: Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (техн. ун-т),
2002; Шевцова Н.П. Культура как система ценностей: (аксиология в контексте интер
претации культуры Н. А. Бердяева и И. А. Ильина). - М.: Моск. гос. ин-т электроники и
математики (техн. ун-т), 2004 и др.

10 Камю А. Бунтующий человек: Философия, политика, искусство. - М.,1990; Камю А.
Счастливая смерть: Роман; Посторонний: Повесть; Чума: Роман; Падение: Повесть; Ка
лигула: Пьеса; Миф о Сизифе: Эссе; Нобелевская речь. - М.: Фабр, 1993. Мунъе Э. Ма
нифест персонализма. - М.: « Республика», 1999; Лакруа Ж. Избранное. Персонализм. -
М.: Российская политическая энциклопедия, 2004; Левинас Э. Путь к другому. - СПб.,
2006; Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М., 2002 и др.

Вдовиной, Е.В. Дворецкой, К.М. Долгова, О. С.Кузнецовой, Е.А. Наймана, В.А. Суровцева, Л.М. Спыну, Л.С. Фокина, Г.В Черногорцевой и др.11

Тем не менее, фундаментальных исследований, в которых бы антропологическая философия Н.А. Бердяева в контексте соответствующих направлений отечественной и зарубежной мысли рассматривалась специально, до сих пор не проводилось. В названных выше работах этому вопросу посвящены лишь отдельные фрагменты, в котором даются в основном общие характеристики соответствующих положений учений русского и зарубежных философов. В книге Н.В. Мотрошиловой «Мыслители России и философия Запада» имеется большой раздел «Николай Бердяев и философия Запада», где проблема рассматривается преимущественно с общетеоретических позиций, с точки зрения сопоставления философии Бердяева с западными концепциями философии жизни, в то время как экзистенциаль-но-персоналистический аспект его творчества затрагивается лишь частично. И в ряде других работ, явившихся во многом теоретическим подспорьем данного исследования, тема соответствующего аспекта творчества русского мыслителя является созвучной нашей работе главным образом по объекту, нежели по предмету, целям и задачам исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает творческое наследие Н.А. Бердяева, а также труды отечественных и зарубежных авто-

Вдовина И. С. Личность в современном мире // Мунье Э. Манифест персонализма. -М, 1999; Вдовина И. С. Французский персонализм. - М.: «Глобус», 1992; Дворецкая Е.В. Англо-американская философия последней четверти XX столетия: персоналисти-ческие тенденции. - СПб.: Изд-во Лань, 2001; Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. - М.: Искусство, 1990; Интенциональность и текстуальность: Филос. мысль Франции XX в.: Ж.Делез, Ж. Деррида, М. Дюфрен, А, Камю, Ю. Кристева, Э. Левинас, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, П. Рикер. (Сост., общ. ред.: Е. А. Найман, В. А. Суровцев). - Томск: Водолей, 1998; Кузнецова О. С. Основные проблемы личностного существования в философии персонализма (Э. Мунье, П-Л Ландсберг, Н. Бердяев). - М., 2003; Спыну Л.М. Философия А. Камю как историко-философская проблема. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001; Фокин С/7. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. - СПб.: Алетейя, 1999; Черногорцева Г.В. Сущность человека в философии экзистенциализма: (По работам М. Хайдегтера и А. Камю). - М.: МАКС Пресс, 2002.

ров, в контексте которых рассматривается проблематика его антропологической философии.

Предметом исследования являются онтологические, гносеологические, этические аспекты экзистенциально-персоналистической философии Н.А. Бердяева в их связях и отношениях с соответствующими сторонами философского творчества его русских предшественников и современников (B.C. Соловьев, Ф.М. Достоевский, В.И. Несмелое, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.И. Шестов), западных мыслителей (Э.Мунье, А.Камю), а также опыт осмысления творчества русского мыслителя в публикациях последних лет.

Цель и задачи исследования. Исходя из того, что философские построения Н.А. Бердяева находили созвучия и резонансы в учениях целого ряда других мыслителей, мы ставили целью своей работы рассмотреть его экзистенциально-персоналистические идеи в проблемно-тематическом контексте соответствующих направлений отечественной и западной философской мысли. Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

выявить философские основы воззрений Н.А.Бердяева на сущность человека, определить главные особенности экзистенциального персонализма русского мыслителя;

проследить взаимосвязь персонализма Н.А.Бердяева с отечественной философской традицией, выявить истоки его философских построений и их место среди других персоналистических концепций, разрабатывавшихся в русской философии первой половины XX века;

показать созвучия и диссонансы в осмыслении проблемы человека в экзистенциальном персонализме Н.А. Бердяева и в теориях представителей французского персонализма и экзистенциализма;

выявить сходство и различие персоналистических концепций Н.А. Бердяева и Э.Мунье;

провести сравнительный анализ понимания личности, свободы и творчества в концепциях Н.А.Бердяева и А.Камю;

провести проблемно-тематический анализ исследований идейного наследия русского философа, материалов дискуссий, проведенных на протяжении последних десятилетий, посвященных изучению и содержательному обсуждению его творчества;

определить значение антропологической философии Н.А. Бердяева для философского осмысления реалий XX - XXI вв.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологическим основанием данного исследования стали общенаучные методы исследования - сравнительный анализ, текстологический анализ, а также базовые принципы историко-философского метода исследования. Существенное место занимает компаративистский подход к рассмотрению проблемы различия и схожести идей Н.А. Бердяева и представителей русской и европейской философской мысли. Компаративистика помогала детально изучить не только особенности философской рефлексии разных мыслителей, но и глубинные основания их общих воззрений на мир, человека, человечество. Использованы и учтены также другие методы, принципы, теоретические положения, разработанные современной философией и наукой, в частности, герменевтическая методология (В.Дильтей, Х.Гадамер, Ю.Хабермас), позиция теоретико-методологического плюрализма (П.Фейерабенд), «философия диалога» (М.Бубер, М.Бахтин).

Теоретической основой диссертационного исследования стали как сочинения самих философов, чье творчество анализируется в диссертации, так и работы исследователей, историков философии, посвященные теоре-

тическому осмыслению проблем и особенностей философской антропологии, персонализма, экзистенциализма и творчества их представителей.

Научная новизна исследования. В ходе исследования получены следующие результаты:

1. В диссертации впервые на уровне специального рассмотрения
предпринято исследование персоналистически-экзистенциалистских ас
пектов философской антропологии Н.А.Бердяева в сопоставлении с соот
ветствующими направлениями и тенденциями в русской и зарубежной фи
лософской мысли. Доказывается, что в творчестве русского философа, с
одной стороны, нашли продолжение идеи отечественных мыслителей и, с
другой, получили отражение многие положения представителей европей
ских школ персонализма и экзистенциализма.

  1. Выявлена взаимосвязь христианского персонализма Н.А.Бердяева с традиционными концепциями русской философской мысли в понимании смысловых ориентиров в человеческой жизни, в первую очередь, в поиске человеком себя самого и своего места в мире; исследована проблема саморефлексии из-за «раздвоенности» человека - принадлежности к миру духовному (человек - Божественное создание) и физическому (человек -часть природы) как основной проблемы в философской традиции отечественного «человековедения».

  2. Показаны связь и взаимовлияние персоналистической философии Н.А.Бердяева и французского персонализма (на примере творчества Э.Мунье). Вместе с тем, выявлены существенные различия в их философских концепциях в понимании природы объективации, понимания человеческой свободы и творчества.

  3. Путем сравнительного анализа концепций Н.А.Бердяева и А.Камю установлено, что, находясь под значительным влиянием идей М.Ф. Достоевского, мыслители схожим образом решают ряд проблем философии че-

ловеческого существования. Вместе с тем, в понимании экзистенциальных основ их позиции расходятся: если, по Бердяеву, причиной страдания человека является строгая и гнетущая упорядоченность мира, то для Камю напротив, невыносимые страдания есть результат отсутствия порядка, логики, осмысленности бытия, в которое погружен человек.

5. На основе анализа проблематики современных споров о сути бытия человека в мире доказывается нынешняя актуальность экзистенциального персонализма Н.А. Бердяева, значимость его вклада в философское осмысление данной темы в пане решительного переосмысления сциентистского отношения человека к окружающему миру, к другому человеку, необходимости обращения к духовным ценностям человеческой личности, проблеме ее свободы и ответственности перед миром.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Экзистенциальный персонализм Н.А.Бердяева созвучен традиции русских религиозных мыслителей - B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского, В.И. Несмелова, согласно которой дуалистичность природы человека (божественной и природной) определяет культурные, духовные и нравственные достижения и потребности человечества. В традиции русского персонализма центр каждой человеческой личности есть ее индивидуальное «я» как особое онтологическое начало, в основе которого лежит догмат о бого-человечестве Христа, который проецируется на человека. К подобной трактовке близки также воззрения Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина и, конечно, Н.А. Бердяева, заключающиеся в попытке дополнить творение Бога новым самотворением человека и пересотворением им мира.

  2. Французский персонализм содержит в себе многие положения, сходные с соответствующими идеями философии Н.А. Бердяева. Однако, несмотря на общность идеи о единстве человечества во времени и пространстве, наследующей христианские представления, в понимании объек-

тивации человеческой личности в концепциях Н.А.Бердяева и главного представителя французского персонализма Э.Мунье присутствуют различия, обусловленные прежде всего рационалистическим характером мышления, присущим европейской традиции, и особенностями русской религиозно-философской мысли, исходящей из приоритета мистического постижения истины.

  1. Сравнительный анализ экзистенциалистских воззрений Н.А. Бердяева и А.Камю позволяет отметить, что наряду с существующими различиями в их понимании человеческой свободы и творчества, исходным постулатом концепций этих мыслителей является признание личности наивысшей ценностью. В трактовке Бердяева мир предстает как чуждый человеку «мир объектов», подчиняющийся законам необходимости, несвободы. Для Камю проблема «человек перед миром» представляется в ином измерении: страдания человека обусловлены отсутствием порядка, логики, осмысленности бытия, в которое погружен человек.

  2. Экзистенциально-персоналистическая философия Н.А.Бердяева, отказывающая рациональному познанию в способности постичь сущность внутреннего мира человека, оказалась созвучной запросам современности. Гуманистические воззрения русского философа востребованы сегодня многими отечественными и зарубежными мыслителями, которые находят в них идейную основу для пересмотра сложившихся взглядов на человека как на самодостаточное, эгоистическое существо, сводящее свои ценностные ориентации до утилитаристских и гедонистических. Актуальность экзистенциального персонализма Бердяева вызвана пониманием человека как существа, наделеннокГтворческой свободой, сопряженной с совестью, разумом, способностью любить, стремлением к осуществлению высших ценностей - Истины, Добра, Красоты.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертационное исследование является одной из работ, которая способствует восполнению пробела в историко-философской науке: выявлены специфические черты взаимосвязи экзистенциального персонализма Н.А.Бердяева, французского персонализма и их влияние на современную философскую мысль. Диссертация дает методологические основы для дальнейшей разработки проблемы человека, поскольку открывает новые ракурсы в исследовании персоналистического экзистенциализма. Материалы и результаты работы могут быть использованы при составлении спецкурсов для студентов и аспирантов, а также в учебных курсах истории философии, культурологи, философской антропологии.

Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 21 июня 2007 г. и была рекомендована к защите (протокол № 6). Принята к защите на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 23 октября 2007 г. (протокол № 26). Ранее, 7 июня 2007 г., работа обсуждалась на заседании проблемной группы по истории философии кафедры философии РАГС. Отдельные положения исследования излагались на «круглом столе» «Иван Киреевский и идеи славянофильства: теория, история, современное осмысление», проведенном 26 мая 2006 г. Обществом историков русской философии им. В.В. Зеньковского и кафедрой философии РАГС. Основные идеи диссертации представлены в авторских публикациях.

Структура диссертации, включающая введение, пять разделов, заключение и библиографический список, обусловлена логикой решения поставленных задач.

Основные особенности антропологической философии Н.А.Бердяева

Творчество Н.А. Бердяева составляет обширнейшую библиотеку, и каждая из многочисленных его работ представляет собой отдельную тему. Тем не менее, вся их проблематика сходится в едином основании, суть которого философ выразил следующим образом: «В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, то есть, в сущности, одна проблема - проблема человека, его назначения, оправдания его творчества»1. Отсюда его непреклонное убеждение в том, что истинной философией может быть лишь философия антропологическая. По мысли Бердяева, в образе человека заключен весь основной смысл любого знания о мире, поскольку человек есть микрокосм, образ и подобие бытия Абсолютного. Философия же есть «откровение человека, но человека, причастного к Логосу, к Абсолютному Человеку, к всечелове-ку, а не замкнутого индивидуального существа. Философия есть откровение премудрости в самом человеке, через его творческое усилие. В подлинных философских интуициях и прозрениях человек соединяется со Вселенной, антропологизм - с космизмом. В малом космосе - человеке -большой космос - Вселенная» .

Антропологическая философия, по Бердяеву, зиждется на том, что все бытие может открываться лишь через человека и в человеке. Она открывает тайну человека как существа, в котором пересекаются два мира: высший мир - мир Божественный и низший мир - мир органической природы. Объектом изучения такой философии выступает не «заземленная в результате греха» необходимость, а все Бытие как сфера божественной свободы. При этом человек на этом пути познания бытия есть совершенно особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. По мысли Бердяева, человек - это не дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира.

Для Бердяева важен тот факт, что человек есть не только и не столько предмет познания, но, прежде всего, - познающий субъект. Конечно, философ не сомневается в том, что человек может быть исследован и как объект (в этом случае проблемой человека занимаются такие дисциплины как биология, социология, психология), однако при таком подходе сама целостность человеческой личности, «глубинный человек» остается как бы в стороне, внутреннее его существование не раскрывается, остается неуловимым. Бердяев настаивает на том, что тайна о человеке может быть раскрыта лишь во внутреннем человеческом существовании. Ввысшая ценность человека не в том, что он - субъект гносеологии, этики, логики или эстетики, но в том, что именно в человеке пересекаются все круги бытия, что он есть сложное составляющее всего бытия.

Согласно антропоцентрической философии Бердяева, ценность и величие каждого человека таково, что он - как цельная личность - не может быть вписан в рамки природной иерархии. Русский религиозный мыслитель считает одинаково ошибочными теории, которые пытаются вместить человека в одноплановое существование. Бердяев видит особенность человеческой личности в ее двойственности: каждый из нас и «высок», и «ничтожен» одновременно. Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и несвободное. «В человеке есть двой ственность: человек есть точка пересечения двух миров, он отражает в себе мир высший и мир низший... Человек есть существо духовное, физическое и плотское. В качестве существа плотского он связан со всем круговоротом мировой жизни, как существо духовное он связан с миром духовным и с Богом. Духовная основа в человеке не зависит от природы и общества и не определяется ими. Человеку присуща свобода...»3.

Философ придерживается сложившейся традиции в христианской теологии и христианско-религиозной философии рассматривать человека как результат творческого акта Бога. Человек есть образ и подобие Бога, он по своей природе является и телесным, и разумным, и духовным существом. Он не только дуалистичен, но и плюралистичен. Именно «в человеке скрыта загадка бытия», поскольку в нем есть единство божественного и человеческого. Поэтому только через постижение человека, его экзистенцию (самоосуществление) мы можем приблизиться к пониманию сущности Бога.

Если мир вокруг человека антропоцентричен, то сам человек, по утверждению Бердяева, не-антропоцентричен. Парадокс человеческого существования заключается в том, что поскольку человек есть великая загадка для самого себя, есть своеобразное свидетельство о существовании высшего мира, то одновременно человек - существо вечно недовольное самим собою и способное самого себя превосходить, «перерастать». Сам факт существования человека, считал Бердяев, есть разрыв в природном мире и свидетельствует о том, что природа не может быть самодостаточной, а основывается на бытии сверхприродном.

Рассматривая человека в качестве своеобразной точки пересечения двух миров - высшего и низшего, Бердяев все же признает, что человек был сотворен по образу и подобию Бога и уже потому является уникальным. В своей философской антропологии русский мыслитель подробно раскрывает вопрос о структуре человеческой личности. В первую очередь он решает вопрос о соотношении между личностью и индивидуумом.

Каждая человеческая личность, согласно Бердяеву, есть нечто уникальное, единственное, неповторимое; она не может быть объяснена ни из какой другой реальности, будь то реальность природная или социальная, и не может быть сведена к ней. Понятие личности отличается у Бердяева от понятия эмпирического человеческого существа, которое составляет, с одной стороны, часть природы, а с другой - элемент социального целого. Эмпирически существующий человек, взятый с природной своей стороны, как наделенный определенной телесно-душевной организацией, есть, по Бердяеву, не личность, а индивидуум.

Персонализм Н.А.Бердяева и отечественная философская традиция

Творчество Н.А.Бердяева отразило в себе духовную атмосферу первой четверти XX века в России - поворотного периода в истории страны. Вместе с другими русскими учеными и мыслителями, высланными в 1922 г. из страны, вынужденно находясь продолжительное время за границей, Бердяев получил возможность осмыслить все то, что на его глазах - и при его активном участии - происходило в России, и написать об этом. Не подлежит сомнению тот факт, что творчество Бердяева, хотя и было действительно самобытно, имело не только корни в философских системах более древних времен, но и может быть вполне «встроено» в систему мировоззрений, мироощущений других философов и мыслителей эпохи рубежа XIX - XX веков. К тому же, чтобы понять, каким образом христианский персонализм Бердяева встраивается в философскую традицию целой эпохи, необходимо иметь в виду, что философия того времени была теснейшим образом связана с художественной литературой и во многом черпала из нее свои идейные импульсы. Не только Николай Бердяев, но и не менее известные мыслители того времени - Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский, Василий Розанов, Лев Шестов - далеко не полный список имен тех людей, на духовное формирование которых сильнейшим образом повлияли идеи и образы таких писателей, как Лермонтов, Тургенев, Герцен, Толстой, Достоевский (Бердяев даже называл его своей «духовной родиной»).

Поэтому излишне говорить, что Н.А. Бердяев, обращавшийся в своей антропологической концепции к вопросам об устройстве бытия человека, о сущности человеческой личности, о проблемах жизни и смерти, о соотно шении добра и зла в мире, не был одинок и уникален. Эти же темы, в частности, звучали в философской концепции религиозного философа Виктора Ивановича Несмелова (1863 - 1937), оказавшего, наряду с другими отечественными мыслителями, влияние на формирование философского мировоззрения Бердяева. «С Достоевским я изначально имел глубокую связь, -писал Бердяев. - Вл. Соловьева я уже читал раньше, но теперь читал с большим вниманием. Наиболее близка мне была идея Богочеловечества, которую продолжаю считать основной идеей русской религиозной мысли. Но соловьевцем я никогда не был. Даже большее значение имела для меня книга Несмелова "Наука о человеке", особенно второй том. Мысль Несмелова соответствовала моему коренному антропоцентризму»1.

Действительно, тема поиска «истины о человеке» является центральной в творчестве Несмелова. В своей двухтомной книге «Наука о человеке» он выстраивает свои философские и богословские размышления вокруг фигуры человека, подобно, как это делает Бердяев в своих рассужде-ниях . Оновную задачу и цель человеческой жизни оба религиозных русских мыслителя видят в стремлении человека объяснить самому себе не мир в первую очередь, а себя самого и свое место в мире. Несмелое, как и Бердяев, утверждает, что наука должна познавать «живого человека».

Загадочность человека, по определению опять же этих двух философов, состоит в противоречии между «жизнью действительной», то есть определяемой физическим организмом, и «жизнью идеальной», которая, по словам Несмелова, соответствует духовной природе человека. Эта идея созвучна размышлениям Бердяева о дуалистической природе человека, заключающего в себе «тварное», «низшее» и «божественное, «высшее» начала. В философско-антропологической теории В.И. Несмелова на первое место выходят проблемы, близкие по смыслу к экзистенциализму. Он затрагивает вопросы детерминации человека, его «объективации» в этом мире. Его волнует вопрос, почему, невзирая на все культурные, духовные и нравственные достижения и потребности, человек был и остается лишь «объектом», который так же как и другие материальные объекты («вещи») вынужден подчиняться законам физического мира. Пытаясь ответить на эти вопросы, Несмелое приходит к выводу, что это существование человека «неведомо зачем» может объясняться объективным существованием идеального бытия, к которому стремится человек, независимо от реальных условий жизни. Отметим, что подобные мысли звучат у Бердяева в его рассуждениях о необходимости человека стремиться к достижению и слиянию с Божественным началом, а также в убежденности Бердяева в объективном существовании высшего, божественного бытия.

Тема Бердяева о трагической «раздвоенности» личности человека, одновременно принадлежащего к миру физическому и духовному, звучит рефреном в антропологической философии В.И. Несмелова. В частности, последний убежден, что идеальное безусловное бытие человек может сколь угодно полагать, мыслить, но при этом никогда не сможет достичь его, ибо ограничен не столько реально существующим физическим миром, сколько своей принадлежностью к «двоякому бытию» - текучему и условному; ограничен собственной двоякой природой, в которой тело вторично духу и все же подчиняется физическим законам. «Надприродная» же часть личности человека, по мысли Бердяева, равно как и Несмелова, дает ему возможность быть абсолютно свободным в любом внутреннем душевном движении к идеальному бытию, в своих моральных запросах: «Единственная ценность, какую не создает и не может создать физический мир и какую может внести в мировую жизнь одна только человеческая личность, заключается в нравственной деятельности человека» . Согласно В.И. Не-смелову, только в нравственной жизни человека совершается «таинство физического творчества духа» , т.е. обновление и спасение мирового бытия. Принадлежность человека к миру духовному, «идеальному», его органическая потребность в осознании своей «надмирности», по мысли Несме-лова, есть необходимое условие полноты жизни человека и развития его личности, является залогом того, что «человек не только живет, но и дает себе отчет в своей жизни, и потому именно, что он дает себе отчет в своей жизни, он может жить не как ему придется, а как ему хочется»5. Такое понимание В.И. Несмеловым бытия человека находит отклик в религиозном антропологизме Н.А. Бердяева.

Экзистенциальный персонализм Н.А.Бердяева и французский персонализм

Начало формирования западной теории личности в современном ее варианте обычно связывают с французской школой персонализма, основанной философом Эммануилом Мунье (1905-1950 гг.). Сам же Мунье говорил, что персонализм существовал всегда, и существовал прежде всего в христианстве, ибо, по его словам, «христианство - это и есть истинная философия, которая всегда учила, что человек есть личность, ибо Бог есть Личность, а человек создан по Его образу и подобию»1. Эта идея звучит лейтмотивом и в философско-религиозной антропологии Бердяева. Важно отметить, что Бердяев лично был знаком с Мунье, посещал заседания общества французских персоналистов, участвовал в развитии издаваемого ими журнала «Esprit». В № 49 своего журнала «Путь» Бердяев пишет положительную рецензию на книгу Э. Мунье «Персоналистская и общност-ная революция», в которой одобрительно отзывается о деятельности молодой французской интеллигенции.

Э.Мунье отстаивал мысль, что главная цель любой личности должна заключаться в том, чтобы сообща с другими личностями способствовать построению единого сообщества. Отсюда следует важный момент персо-налистической теории Мунье - понятие коммуникации (персоналистской коммуникации «я» - «другой»), то есть взаимодействия между личностями. Французские персоналисты считали, что учением о коммуникации они вносят вклад в феноменологическо-экзистенциальную традицию, в рамках которой «другой» становится предметом специального анализа. Так, например, Мунье, рассматривая отношения «я» - «другой», подвергает критике экзистенциальную трактовку этой проблемы2, которой, напротив, придерживается Бердяев. Если у Мунье отношение «я» - «другой» остается по существу вне изначального человеческого опыта, то экзистенциальный персонализм Бердяева предполагает отношения двух свободных субъектов («я» и «ты») в форме конфликта и угнетения, что, по его мнению, не есть подлинное отношение «бытия для другого».

Соглашаясь по многим пунктам с взглядами Э. Мунье, русский философ все же считал многие его идеи недостаточно разработанными. «Мунье настолько связывает личность с communaute, что не хочет говорить "я", а хочет говорить "мы"»3, - писал Бердяев. Рассуждая об общей типологии людей, он приходит к мысли о том, что по сути своей каждый человек может быть или рабом, или же тираном. С этим в корне не соглашается Э. Мунье, убежденный, что подобные пессимистичные выводы экзистенциального толка нивелируют способность человека к коммуникации с другими «себе подобными». При этом Мунье видит «угрозу превращения человека в объект не только со стороны «другого», о чем говорят экзистенциалисты, но и в отношении человека к самому себе, если он замыкается в себе, впадает в эгоцентризм. Человеку, согласно Мунье, необходимо быть открытым миру и другим людям, чтобы присутствие другого являлось благотворным источником его обновления. По мнению Мунье, «взгляд другого способен перевернуть, взволновать личность, поставить под вопрос само существование личности. Таким образом, можно сказать, что личность существует только в своем устремлении к другому, познает себя только через другого и обретает себя только в другом»4. Самая главная цель любой личности, по мысли основоположника французского персонализма, должна заключаться в том, чтобы сообща с другими личностями способствовать построению единого сообщества. При этом, по мнению Мунье, данное сообщество «основывается на серии своеобразных актов, а именно: выход личности за собственные границы и открытость «другому», умение понимать другого, умение быть великодушным, не рассчитывая на взаимность, способность к созидающей верности другому (другим)»5. Мунье трактует коммуникацию как «внутреннюю метафизическую способность личности открывать в себе чувство другого, осуществлять непосредственное восприятие «другого», ибо истинным призванием человека является... достижение взаимопонимания... Личность стремится к сообществу. И в этом сообществе другой не является границей «я», он - источник «я»; каждый имеет цель в себе и в тоже время во всех»6.

В центре концепции коммуникации Э. Мунье - идея «о единстве человечества во времени и пространстве, которая наследует христианские представления. Для подлинного христианина «нет ни гражданина, ни варвара, ни раба, ни еврея, ни язычника,... а есть люди, созданные по образу Божию и призванные Христом к спасению. Персоналистское учение о человеческом единстве выдвигалось в качестве оппонента всем формам расизма и кастовости: человек, какими бы отличиями он не обладал, остается человеком и достоин подлинно человеческой жизни»7.

Человек и мир, свобода и творчество в философских концепциях Н.А.Бердяева и А.Камю

Если Н.А.Бердяев относился к религиозному течению экзистенциализма, то французский философ и писатель Альбер Камю (1913-1960 гг.) представлял его атеистическое крыло. В своих философских, а также художественных произведениях, отражающих систему философских взглядов автора, Камю ставит во главу угла все тот же предмет рассмотрения, что и Бердяев - человека и проблему его бытия.

Ранее уже говорилось о том, что в своей философской системе Бердяев различает такие понятия, как «индивид» и «личность». Индивид для Бердяева есть категория натуралистическая, прежде всего биологическая; он есть часть рода и подчинен роду. Индивид есть также социологическая категория, и в этом качестве он подчинен обществу. Под личностью же Бердяев понимает, прежде всего, категорию не природы, а духа. «Индивидуум рождается и умирает. Личность же не рождается, она творится Богом. Личность есть Божья идея и Божий замысел, возникшие в вечности» .

Для атеистического экзистенциалиста А.Камю проблема разделения человека на две ипостаси - «индивидуума» и «личности» - не была столь актуальной, как это имело место у религиозного мыслителя Н.Бердяева, поскольку человек как объект и субъект экзистенции рассматривался у него во всей совокупности его свойств. Неслучайно эпиграфом к своему философскому сочинению «Миф о Сизифе» он избрал строчки из Пифийских песен древнегреческого поэта-лирика Пиндара: «Душа, не стремись к вечной жизни, // Но постарайся исчерпать то, что возможно» . Даже отсюда можно заключить, что к религиозной трактовке человеческого бытия А.Камю относился если не радикально отрицательно, то уж во всяком случае скептически.

И для Бердяева, и для Камю одним из важнейших экзистенциальных вопросов является вопрос взаимоотношения человеческой личности с окружающей действительностью, которая представлялась обоим мыслителям одинаково враждебной по отношению к человеку. Однако эта враждебность имеет у них совершенно различное толкование.

В трактовке Н.Бердяева мир предстает перед человеком как «мир объектов», подчиняющийся законам необходимости, причинно-следственных связей. Этот мир чужд человеку, и главный его порок заключается не столько в этой его несвободе, сколько в стремлении поставить человека в зависимость от этой несвободы, от законов «мира сего». Трагизм бытия человека в этом мире объясняется тем, что человек как существо духовное - свободен, но в силу телесной принадлежности к объективному миру он испытывает тяжесть этой зависимости от естественных законов, причинно-следственных связей, всеобщих для внешнего мира. Груз детерминации становится для него невыносимым и он испытывает потребность вырваться из этой зависимости. Поэтому истинный путь человека «есть путь духовного освобождения от "мира", освобождения духа человеческого из плена у необходимости» . Иными словами, главная драма человеческого существования, по Бердяеву, происходит от порабощения человека строгой естественной, механической а также и логической детерминацией, царящей в мире объектов.

В этом плане одной из самых важных тем философии Бердяева являлась проблема личности и социума. Его волновали вопросы сосуществования свободной творческой личности и «косного» общества, соотношения персонализации и социализации. Он выступает против ограничения, «усреднения» личностного начала, которое, по его мнению, предполагает различия, возвышения, качественные несходства. По мнению Бердяева, личность погибает, когда ее держат в принудительном равенстве со всеми другими личностями, когда ее качественное своеобразие задерживается и ограничивается коллективом, обществом. Однако это не означает, что Бердяев утверждает полную самоизоляцию личности от общества. «...Человек есть существо метафизически социальное, - отмечал философ. - Но к обществу, к социальному коллективу личность принадлежит лишь частью своего существа. Остальным же своим составом она принадлежит к миру духовному. Человеческая личность не может не определять своего отношения к обществу, но она не может нравственно определяться обществом»4.

Личность, по Бердяеву, есть носитель и творец высших, сверхличных ценностей. Вместе с тем, «личность сама есть безусловная и высшая ценность, но таковой она становится лишь постольку, поскольку причастна к ценностям абсолютного порядка, которые существуют благодаря существованию Бога. Если нет Бога как источника сверхличных ценностей, то нет и ценности личности, есть лишь индивидуум, подчиненный родовой природной жизни»5. Утрата духовности, связи с божественным началом, означает возвращение человека к первоначальному хаотическому состоянию, во власть низших стихий падшего мира, считал русский философ.

Похожие диссертации на Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли