Введение к работе
Актуальность темы исследования. Актуальность проблемы личности в наше время связана с духовными поисками самоопределения человека в системе трансформирующихся ценностей современного общества. Слова Э Мунье о том, что «мы потеряли ключи к нашему универсуму», сегодня более актуальны, чем когда-либо Современное общество функционирует по принципу рационализации, а наука и технологии служат процветанию исключительно экономических и политических структур В такой системе человек, сама личность превращаются в один из объектов этой гигантской «системы объектов» Противостоять такой ситуации сложно, человек чувствует себя обезличенным, полностью лишенным духовных средств и свободы для самореализации
Сегодня становится очевидным, что мы переживаем кризис, в котором личность не находит своего места и призвания И именно в этот момент следует задать главный вопрос что осталось от человеческой личности в такой «гигантской машиле объектов», как глобализация9 Каким образом и какими средствами личность может противостоять всепроникающему процессу потребления?
Современное общество нуждается в переоценке ценностей и иовом понимании назначения человека, поиска места личности и ее роли в изменяющемся мире, поскольку именно сегодня происходит радикальная переоценка системы ценностей, перелом в понимании внутреннего содержания личностного бытия В связи этим, как нам кажется, одну из важных ролей в решении этих вопросов могут сыграть идеи французского персонализма и его институционального органа - журнала «Эспри»
Необходимость сегодняшнего возрождения идей персонализма ею сторонники объясняют следующим образом По словам Этьена Борна, «все серьезные проблемы современности обретают свое значение только в том случае, если они трактуются с позиции философии личности» Ему вториг Жан Лета-вель «Сегодня необходимо переосмыслить человека с точки зрения тех требо-
ваний, которые еще в 40-е годы выдвинул Э Мунье» Как бы резюмируя общую позицию, Жерар Люроль формулирует следующий тезис «Приоритет личности сегодня велик как никогда»1
Степень научной разработанности проблемы. Основой для разработки темы исследования явились сочинения философов-персоналистов, архивные материалы, хранящиеся в библиотеке ИМЕК, а также современные труды зарубежных и отечественных историков философии
Как особая философская позиция, своего рода мыслительная установка, персонализм берет свое начало в работах стоиков, ев Августина и ев Бернарда Клервоского В историко-философском плане в современной зарубежной философии проблемы личности ставились в трудах М Шелера, Ф С Шиллера, Ш Ренувье, Л -В Бека, Дж Меца, В Шгерна
Отечественные исследования по проблеме личности носят обширный и неоднородный характер Проблема познания личности и ее творческого начала как чего-то надприродного в человеке ставилась в произведениях С Булгакова, Н Бердяева, Л Шестова Теория построения иерархизированного мира, состоящего из упорядоченного множества замкнутых субстанций (личностей), разрабатывалась в отечественной научной мысли такими философами, как Н Лосский, С Аскольдов, А Козлов
Во Франции движению персонализма посвящено много работ Среди авторов, писавших о персонализме, были как сами персоналисты, ставившие цели апологетики и саморефлексии, так и исследователи, если так можно сказать, со стороны, которые, особенно в последние годы, при всей своей симпатии к персонализму уже относягся к нему преим>ществешю как к феномену историческому, хотя и не исчерпавшему своей актуальности К первой группе можно, прежде всего, отнести исследования Ж Лякруа, автора книги «Персонализм как антиидеология»2, предложившего взгляд на персонализм как на философскую модель, альтернативную в XX в всем осіальньїм как по форме, так и по содержанию Среди основных работ философски или хронологически «внеш-
1 См вступительную статью Вдовиной И С в кн Мунье Э Манифест персонализма / перевод
Вдовина И С М Республика, 1999 С 12
2 Lacroix J Personnalisme comme anti- ideologic P Presses Umversitanes dc France, 1972
них» исследователей, внесших существенный вклад в понимапие персонализма как историко-философского феномена, следует выделить труды Ж Люроля, опубликовавшего диссертацию о генезисе личности основателя персонализма и директора журнала «Эспри» Э Мунье и влиянии современников на его теорию личности3, Ж -Ф Пети, исследовавшего христианские положения персонализма , Г Бартоли5, проанализировавшего излагаемые па страницах «Эспри» теории в их связи с экономической и политической системами общества, М Ви-нока, рассмотревшего влияние «Эспри», наряду с другими журналами этого периода, на интеллектуальный климат европейского общества
Среди современных отечественных историков французского персонализма следует назвать И С Вдовину, переводы и исследования которой внесли выдающийся вклад в изучение этого философского течепия в России7 Методологически и концептуально важным в ее трудах представляется взгляд на персонализм не как на обособившееся философское явление, замкнутую школу, но как на круг мыслителей, идейное значение которых можно понять только принимая во внимание ситуацию их постоянного тесного диалога с другими течениями во французской и европейской философии первой половины XX в, прежде всего, философией А Бергсона, феноменологией и экзистенциализмом
Вместе с тем, несмотря на относительное разнообразие отечественной и зарубежной литературы, посвященной истории французского персонализма и журнала «Эспри», существует заметный дефицит, особенно в отечественной научной литературе, в сфере исследования данной проблематики Несмотря на публикации И С Вдовиной, история и идеи французского персонализма, влияние «Эспри» как институционального органа персоналистического движения на европейское общество остаются фактически не исследованными в отечест-
3 Lurol G Mourner, I, П Р Harmattan, 2000
4 Petit J Philosophic et theologie dans la formation du personnalisme d'Emmanuel Mourner P Cerf,
2006
3 Bartoli H L'economie dans la revue Esprit De la revolution personnahste a un reformisme dans le fil de l'histoire (1932-2007), Renne Presses Universitaires de Renne, 2007
6 Winock M Esprit «Esprit» Des intellectuels dans la cite (1932-1950) P Semi, 1975
7 См подробнее Вдовина И С Персонализм // Новая Философская Энциклопедия М.2001
Том 3 С 222-224 , Э Мунье Что такое персонализм? / перевод Вдовиной И С М, 1994, Э
Мунье Персонализм / перевод Вдовиной И С М, 1992, Вдовина И С Французский персона
лизм М, 1992, Вдовина И С Эстетика французского персонализма. М., 1993
венной литературе Представленные лакуны позволяют сформулировать цель и задачи данной диссертационной работы
Цель и задачи Целью предпринимаемого диссертационного исследования является всестороннее рассмотрение феномена персонализма как общеевропейского философского явления, получившего свое институциональное оформление во Франции 1930-х гг вокруг основанного Э Мунье журнала «Эспри», ставшего центром специфической философской коммуникации, основанной на общеевропейском взаимообмене персоналистическими философскими идеями и концепциями
Реализация поставленной цели предполагает решение стедующих задач
исследовать персонализм как историко-философское явление, те как связанный с определенной исторической ситуацией философский феномен,
проанализировать феномен персонализма с институциональной точки зрения, иначе говоря, как общеевропейскую сеть философской коммуникации, сконцентрированную вокруг журнала «Эспри»,
провести теоретико-методологический анализ основных концепций личностного существования, предложенных авторами «Эспри», и связанных с ними ключевых понятий, характеризующих философию персонализма,
продемонстрировать пластичность основных понятий и идей персоналистов, развивающихся во взаимном диалоге друг с другом и не носящих статичного характера.
Объект и предмет исследования Объектом настоящего диссертационного исследования явится анализ взаимовлияния различных философских концепций и понятий внутри круга «Эспри» в конгексте дискуссий о духовных основах личностного существования Предмет исследования 1) институциональные аспекты феномена «французского персонализма», прежде всего, журнал «Эспри» как центральный орган и форма оріапизации персоналистического движения, 2) идеи и понятия, освещенные на страницах журнала «Эспри», отражающие актуальные социально-политические проблемы и интеллектуальные споры своего времени
Ввиду сложности и многоаспектное исследуемой проблемы весь комплекс поставленных задач требует привлечения значительного методологического и теоретического материала.
Методологической основой данного диссертационного исследования выступают труды французских, русских и немецких философов XX века Главной спецификой исследуемого в диссертации историко-философского материала является то, что основные произведения философов-персоналистов представлены не в виде трактатов, диссертаций, лекций или монографий, т.е они не представляют собой академические, университетские жанры Теории и идеи персоналистов изложены преимущественно в журнальных статьях, эссе и манифестах Эти жанры отличает политическая и полемическая заостренность, злободневность, а также личная, социальная и политическая ангажированность Это налагает известные трудности па историко-философский анализ этих текстов и требует учета социально-исторического контекста их создания Поэтому в дапном диссертационном исследовании анализируются ие просто отдельные теории и тексты, но они рассматриваются в тесной привязке к социально-историческим; и политическим процессам во Франции и Европе в целом в 1920-1950-х годах и к институциям, прежде всего, журналу «Эспри» как центральному органу движения персоналистов
Научная новизна исследования. К важнейшим элементам содержания диссертации, определяющим ее новизну и значимость, относятся стедующие се положения
В диссертации французский персоншшзч рассматривается не как «закрытая» философская система, национальная или академическая «школа», а как широкий общеевропейский фішософский феномен, функционирующий по принципу солидаризованных коммуникативных связей,
Выявляется, что «Эспри» необходимо рассматривать не просто как печатный орган персоналистического движения, а прежде всего как политически и религиозно независимую организацию
Дается всесторонний контекстуальный анализ понятия «вовлечения/) как одного из ключевых понятий философии персонализма
Подробно анализируются работы немецкого философа П -Л Ланд-сберга, входившего в круг «Эспри», творчество которого пока недостаточно исследовано как в отечественной, так и в мировой историко-философской литературе, показывается его ключевая роль в развитии основных концепций, характеризующих философию персонализма в целом,
Помимо опубликованных текстов также привлекаются архивные материалы библиотеки ИМЕК, в которой хранится личная переписка основателя французского персонализма Э Мунье
Теоретическая и практическая значимость работы Полученные в результате исследования теоретические выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретической проблемы личностного существования в современном обществе, а также при разработке программ эмпирических исследований по названной проблематике В учебном процессе при разработке и чтении курсов по истории философии XX века, социологии, культурологии Кроме того, материалы диссертации могут служить методологической основой при анализе социально-психологических проблем современного общества.
Апробация исследования Некоторые из основных положений данного диссертационного исследования получили освещение в научных стаїьях автора Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (3 июля 2009 г) и рекомендована к защите
Структура диссертационной работы обусловлена логикой постановки и решения основных исследовательских задач Она состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка и приложения