Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансцедентальный плюрализм Б.В. Яковенко в контексте философии русского неокантианства начала XX-го века Ненашева, Светлана Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ненашева, Светлана Анатольевна. Трансцедентальный плюрализм Б.В. Яковенко в контексте философии русского неокантианства начала XX-го века : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Санкт-Петербург, 1998.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Конец ХГХ - го - начало XX - го веков представляет собой важный по своему значению период в развитии русской философии. К этому времени русская философия, пройдя длительный путь становления, восприняв и переосмыслив опыт истории мировой философской мысли, сохраняя в себе особенности мироощущения, присущие национальной культуре, достигла высокого уровня профессионализма и проявила себя в необычайном богатстве философских построений. Осмысление целостной картины становления русской философии требует учета разнообразных теоретических позиций, представленных в отечественной философии данного периода, через рассмотрение различных подходов к решению важнейших философских проблем, в контексте дискуссий и полемик, в которых развивается любая философская мысль.

В начале столетия русская философская мысль отражала собой закономерный поворот рефлексирующего сознания в поисках самоидентификации себя как определенного типа философской культуры, во многом оформлявшегося под влиянием европейской традиции. Благодаря развитию университетской философии, начиная со второй половины ХГХ - го века, центр философствования смещался в область постановки и решения теоретических вопросов. В процессе восприятия достижений современной западноевропейской философской мысли происходила все большая "теоретизация" философского знания, усложнялась "техника" философствования, расширялась гносеологическая проблематика. В теоретическом самоопределении отечественной философии неокантианство занимает особое место в многообразии философских направлений в России этого периода. Отстаивая идеал классической рациональности и научности в философском знании, ратуя за автономность философии, представители русского неокантианства являли собой теоретическую оппозицию мыслителям религиозного ренессанса.

Русское неокантианство сформировалось на рубеже веков в результате конструктивного усвоения принципов немецкого неокантианства, представленного учениями марбургской и баденской школ. Помимо философов, последовательно развивавших традицию немецкой трансцендентальной философии в своем творчестве - С. Гессен, Г. Гурвич, Г. Ланц, В. Кубицкий, М. Рубинштейн, В. Савальский, В. Сеземан, Ф. Степун, Б. Яковенко, к неокантианству тяготели многие русские мыслители, включавшие элементы трансцендентализма в свои теоретические

построения - Б. Вышеславцев, Б. Кистяковский, П. Новгородцев, А. Спир, С. Франк и другие. Наиболее ярко феномен русского неокантианства объективировался в создании и последующей деятельности международного журнала по философии культуры "Логос" /1910 - 1914/, редакторами которого стали русские ученики Г. Когена и Г. Риккерта - С. И. Гессен, Ф. А. Степун и Б. В. Яковенко. Исходной методологией философского познания "молодых русских гносеологов" /как назвал их Н. О. Лосский/ был трансцендентализм и критицизм, воспринятый ими в форме немецкого неокантианства и обогащенный феноменологией Э. Гуссерля.

Выбор трансцендентальной философии Б. В. Яковенко в качестве темы диссертационного исследования определяется рядом обстоятельств. Во-первых, обращение к философии Б. Яковенко, в связи с ростом интереса к русскому неокантианству в последнее время, представляет собой попытку конкретизировать специфику философских идей и сущность философствования целой плеяды малоизвестных представителей этого направления в истории отечественной философия. Будучи активнейшим сотрудником журнала "Логос", его редактором и выразителем как полемических, так и теоретических настроенной молодых русских философов, Яковенко проявил в своем творчестве все искания и устремления русского неокантианства. Изучение философского наследия —ого русского мыслителя, анализ его исходных гносеологических предпосылок и последующего самоопределения в онтологической и метафизической тематике раскрывает сущность идей русского неокантианства. Во-вторых, присущее Яковенко стремление к гносеологическому обоснованию бытия, утверждения его наличности посредством трансцендентального метода характеризовало определенную тенденцию не только в развитии русской, но и европейской философской мысли к сближению гносеологии и онтологии, философии и метафизики. В-третьих, философия Яковенко вызывает несомненный интерес в качестве проявления самостоятельного творчества. Созданная им философская концепция трансцендентального плюрализма представляет собой яркий образец развития трансцендентального идеализма в России. И, наконец, внутренняя интенция философского творчества Яковенко, соответствующая общей направленности эволюции русского неокантианства, намечающая путь к "гносеологической метафизике",демонстрирует,что несмотря на "немецкие" корни своего философствования, специфическое решение основных философских вопросов русскими неокантианцами органично вплеталось в общее проблемное поле

-5-национального философствования и тем самым заключало в себе некоторую приемственность в развитии русской философии как целостного явления.

Таким образом, анализ трансцендентальной философии Яковенко в контексте русского неокантианства будет способствовать формированию более цельного представления о глубине и многообразии развития теоретической философии в России.

Степень разработанности темы. В связи с активизацией изучения в недавнем прошлом русской философии начала ХХ-го века, начавшегося с восстановления статуса и значимости русской религиозной философии, появились исследования, направленные на расширение общей картины развития отечественной философии данного периода. Разрабатываемые в этом аспекте материалы и труды, посвященные теме "русской кантианы" представляют собой значительный пласт исследований в области истории русской философии. Наиболее полно и обстоятельно в историко-философской литературе представлены работы, касающиеся творчества русских кантианцев - А. И. Введенского, Г. И. Челпанова, И. И. Лапшина, ориентировавшихся на философские идеи И. Канта. Деятельность более молодого поколения русских мыслителей, чья философская позиция связана с течением немецкого неокантианства, группировавшихся вокруг философского журнала "Логос", стала предметом историко-философского внимания сравнительно недавно. Преимущественно интерес к журналу и его редакторам - С. Гессену, Ф. Степуну, Б. Яковенко определялся полемикой с представителями русского иррационализма, которая развернулась в философской литературе того периода и продолжалась вплоть до революции. В последние годы творчество русских неокантианцев привлекает исследователей своей непосредственной близостью и взаимосвязанностью с одним из основных направлений философской мысли ХХ-го века - феноменологией.

Наиболее ценными с историко-философской точки зрения являются фундаментальные труды русских философов - В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, Г. В. Флоровского - посвященные истории отечественной философии, в которых русское неокантианство определяется как самостоятельное течение русской мысли, дается его оценка и разбираются концепции отдельных его представителей. Интересны с позиции саморефлексии русского неокантианства на самого себя и определения собственного исторического значения работы Б. В. Яковенко и С. И. Гессена по истории русской философии.

Важную роль в воссоздании картины становления воззрений русских неокантианцев играют работы их современников, широко представленные в литературе означенного периода. Богатый материал дают полемические статьи и заметки Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. А. Алексеева /-Аскольдова/, С. Грузенберга, Н. О. Лосского, Л. М. Лопатина, П. Новгородцева, Э. Л. Радлова, А. Топоркова, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, В. Ф. Эрна и других русских философов, возникшие в процессе полемики между неокантианцами и представителями других направлений в русской философии на страницах русской печати в журналах : "Вопросы философии и психологии", "Логос", "Русская мысль", "Северные записки" и др.

В работах современного периода, посвященных данной теме, просматриваются две тенденции в исследовании русского неокантианства. Историографический подход характерен для работ М. В. Безродного, В. В. Крамме, В. В. Сапова, И. Чубарова. Авторами работ, имеющих цель историко-философского анализа и теоретического осмысления философии русского неокантианства являются А. И. Абрамов, А. Г. Вашестов, А. А. Ермичев, Ю. Матьюс.

Специально выделим работы, касающиеся непосредственно творчества Б. В. Яковенко и анализа различных аспектов его философской деятельности. К ним относятся историко-философские труды В. В. Зеньковского и Н. О. Лосского, а так же немногочисленные статьи отечественных исследователей. Необходимо отметить одну особенность, характерную для первых работ о Б. В. Яковенко, в которых его философские воззрения рассматривались в связи с анализом возникновения феноменологии в России. Так в своем диссертационном исследовании А. Вашестов однозначно относит Яковенко к представителям феноменологии, тогда как Ю. Матьюс определяет его как последовательного неокантианца. Данное разногласие в первоначальной оценке философской позиции русского мыслителя объясняются тем обстоятельством, что перу Яковенко принадлежала одна из первых в России больших аналитических статей о творчестве Э. Гуссерля. И хотя сам Яковенко /как и большинство неокантианцев/ не разделял основных идей феноменологии, тем не менее являлся проводником феноменологического учения в России. Последние работы о Яковенко - А. И. Абрамова "О русском кантианстве и неокантианстве в журнале "Логос" " /1994/; А. А. Ермичева "Борис Валентинович Яковенко" /1991/; "Несколько слов о Б. В. Яковенко как историке философии" /1991/,

-7-"Трансцендентализм "Логоса" и его место в истории русского идеализма начала ХХ-го века" /1988/, "О самоопределении философии в "русском духовном ренессансе" /1993/; В. В. Сапова "Рыцарь философия - штрихи к портрету Б. В. Яковекко" /1994/ - дают более адекватное представление о нем как о представителе неокантианства в России.

Перечисленными работами практически исчерпывается степень изученности творчества этого русского философа в современных историко-философских исследованиях. В настоящее время опыт изучения русской философии начала ХХ-го века требуют более детального рассмотрения явления русского неокантианства и в связи с этим философии Б. В. Яковенко.

Общая цель и основные задачи исследования. Главной целью диссертационного исследования является анализ трансцендентального идеализма Б. В. Яковенко в контексте философии русского неокантианства, выявление основных тенденций его философии, связанных с общей напрвленностью развития русского неокантианства.

Цель исследования достигается посредством последовательного решения и реализации следующих задач :

- рассмотрения особенностей формирования философских воззрений русского
неокантианства, обусловленных характером восприятия идей немецкого
неокантианства и их критикой в русской философии ;

- выявления специфики философствования русского неокантианства, его тенденции
к синтезу онтологии и гносеологии, метафизики и философии ;

- реконструкции философской системы Б. В. Яковенко, определения
основополагающих принципов и гносеологических установок его
философствования;

анализа изменений методологической позиции Б. В. Яковенко в аспекте общей трансформации русского неокантианства;

осмысления места и значения творчества Б. В. Яковенко в контексте философии русского неокантианства и в истории русской философской мысли начала ХХ-го века.

Методологические основания исследования. Основополагающие принципы данного исследования условно можно разграничить по следующим аспектам:

- культурно-исторический, представляющий собой диалектику приемственности
философских традиций и позволяющий, с одной стороны, выявить внутреннюю

-8-
взаимосвязь русского неокантианства с философскими установками и общей
направленностью отечественной философской мысли, с другой стороны, показать
"сверхнациональный" характер русского неокантианства, в котором отразилось
взаимодействие и взаимовлияние русской и западноевропейской философии,
развивающихся в едином эволюционном процессе мировой культуры ;
- конкретно-исторический, проявившийся, во-первых, в детальном рассмотрении
историко-философских обстоятельств формирования русского неокантианства и
выявлению на этой основе его особенностей, во-вторых, в реконструкции
философской концепции трансцендентального плюрализма Б. В. Яковенко как
наиболее разработанного "образца" теоретических построений русского
неокантианства, на основе которой конкретизируется содержание

методологической платформы и выявляется диалектика присущих данному типу философствования категориальных конструкций. Таким образом, на основе характеристики философской системы Б. В. Яковенко определяются основные тенденции русского неокантианства к положительной разработке онтологической и метафизической проблематики в ракурсе трансцендентально-философской традиции.

Помимо обозначенных методологических принципов в качеств ориентиров в диссертации приняты теоретические разработки отечественных историков зарубежной философии, посвященных философии немецкого неокантианства и феноменологии : В. У. Бабушкина, К. С. Бакрадзе, Гайденко П. П., Григорьяна Б. Т., Грищенко А. М., Какабадзе 3. М., Кузьминой Т. А., Могрошиловой Н. В., Попова С. И., Шашкова Н. И. и других.

Научная новизна и итоги исследования. В диссертации на примере

исследования трансцендентальной философии Б. В. Яковенко в контексте феномена

русского неокантианства предпринимается попытка преодолеть узость подхода к

рассмотрению характера русской философии начала ХХ-го века исключительно

как "самобытно" - религиозного и преимущественно "практически" -

ориентированного. Научная новизна исследования и историко-философская

значимость работы заключается в обосновании следующих идей :

— Исходя из конкретно-исторической и философской характеристики

формирования русского неокантианства определяется специфика данного

философского направления, заключающаяся в стремлении его представителей

синтезировать в

своем творчестве достижения западноевропейской и русской философских традиций.

Конструктивный анализ философской концепции Б. В. Яковенко, конкретизировавшего в своем творчестве основные тенденции развития русского неокантианства, позволил определить место и значение деятельности этого малоизвестного русского философа в истории отечественной философской мысли. - Особенность процесса теоретического самоопределения русской философской мысли данного периода, проявляющаяся в метафизической и онтологической направленности различных /не исключая и русское неокантианство/ направлений русской философии, характеризует не только целостность развития отечественной философии как культурного феномена, но и указывает на диалектическое единство в развитии русской и западноевропейской философской мысли.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации, разработанные и обоснованные в ней теоретические положения и полученные результаты, позволяют дополнить понимание и осмысление своеобразия развития русской теоретической философии качала ХХ-ro века и таким образом расширяют область и тематику изучения историко-философского процесса в России.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории русской философии и историографии, а также по сравнительному анализу русской и западноевропейской философской мысли.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории русской
философии Санкт-Петербургского государственного университета.

Положения данного исследования апробированы в выступлениях на конференциях, в научных публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Трансцедентальный плюрализм Б.В. Яковенко в контексте философии русского неокантианства начала XX-го века