Введение к работе
Актуальность темы исследования. Обращение к анализу философской и 'манитарной проблематики в исследованиях Римского клуба актуально уже в ілу глобального значения исследований, проводимых по инициативе этой еждународной общественной организации, и характера вопросов, составляющих юблемное поле этих исследований.
XX век называют веком глобальных проблем, глобальных противоречий, юхой кризисов, нарастающего темпа жизни. Деятельность Римского клуба шравлена на изучение мировой проблематики, приоритет в обращении к >торой принадлежит именно этой организации. Поэтому актуальность эедлагаемого исследования во многом определяется сферой деятельности и дачами Римского клуба, которые включают в себя: обращение к глобальной юблематике, попытки выявления возможных альтернатив развития ;ловечества, поиски путей и средств гуманизации отношения человека к эироде, призывы к объединению усилий мировой общественности для )едотвращения возможных кризисных ситуаций (во всем их многообразии), Зеспечения безопасности в мире, сохранения окружающей среды - среды 5итания человека, достижения социального равенства, свободы и іраведливости, повышения благосостояния людей.
Обращение к исследованию философской и гуманитарной проблематики їмского клуба особенно актуально и своевременно сегодня, на рубеже нового ісячелетия, когда человечество подводит итоги уходящего века, определяя дачи и приоритеты дальнейшего развития. Вместе с тем тематика исследований шского клуба постоянно меняется, отражая перемены, происходящие в временном обществе. Клуб периодически обновляет программу своей ;ятельности, и сегодня она во многом отличается от концепции, которой іедовали члены Клуба у истоков становления этой организации. Но тем не гнее и сегодня действия и идеи Клуба направлены на разрешение кризисных ітуаций в современном обществе, анализ и устранение причин, способных ізвать обострение кризисного сознания.
Важно отметить, что кризисное сознание, кризисное мироощущение іпровождают человечество на всех этапах его исторического развития, нередко міекаясь в апокалипсическую форму. Особенно остро это проявляется в іриодьі резких социальных трансформаций. На протяжении XX века к теме іизиса культуры и цивилизации обращались многие представители падноевропейской философии: Э. Гуссерль, Г. Зиммель, М. Хайдеггер, X. ртега-и-Гассет, Р. Гвардини, А. Камю и др. Особое место анализ кризисного чроощущения занимает в творчестве представителей русской религиозной ялософии: Вл. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова и др. Русской ялософии всегда было свойственно эсхатологическое восприятие истории,
особенно обострившееся в начале XX века в связи с коренными социальными переменами, происходящими в России и в Европе.
Таким образом, обращение к анализу глобальной проблематики в современном обществе, ее оценке в творчестве того или иного мыслителя, той или иной научной школы, требует развернутого системного исследования подходов к изучению причин и последствий социальных кризисов в XX веке. Особенно актуально сопоставление идей и подходов Римского клуба (особенно философской и гуманитарной проблематики его исследований и программных документов) с тенденциями анализа и оценки социокультурного кризиса (как кризиса духовности, рациональности, гуманизма), возникшего в Европе на переломе эпох, в философской литературе первой половины XX века. Представляется важным и своевременным проследить идейные корни и взаимосвязи такого направления социальной мысли, как современная глобалистика, и философии кризиса в XX веке, объединяющей широкий массив работ в области социальной философии, философии истории, философии культуры и т.д., составляющей самостоятельное направление в философии XX века и оказавшей огромное влияние на общее развитие современной философии.
Степень разработанности проблемы. Глобальная проблематика, ее истоки и перспективы, изучаются сегодня многими российскими и зарубежными учеными. В современной историко-философской, социально-философской, социально-экономической и т.п. литературе эти проблемы, а также подходы к их решению, рассматриваются с разных сторон.
В течение многих лет в нашей стране проекты и исследования Римского клуба оценивались односторонне, в свете определенных идеологических позиций. Так, в «Философском энциклопедическом словаре» отмечалось, что «политическая программа Римского клуба носит характер либерально-буржуазного реформизма. В социальной философии его лидеров эклектически смешаны концепции неомальтузианства, неокантианства, технологических теорий... Ученые - марксисты подвергли критике работы Римского клуба за слабость теоретико-методологической базы исследований, их апологетический характер, игнорирование необходимости коренных социальных преобразований для эффективного решения глобальных проблем»'. Подобные оценки можно было встретить в других работах.2
Лишь с середины 80-х годов читатели в России получили возможность более широко познакомиться с исследованиями, программными документами, отчетами этой международной общественной организации. Большое значение в этом смысле имела публикация книги основателя Клуба А. Печчеи
Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 584-585.
См.: Федоров Ю. Римский клуб поиски буржуазного реформизма // Мировая экономика и международные отношения, 1977. №12; Бестужев-Лада ИВ Кризис буржуазных концепций будущего человечества. М., 1978; Араб-Оглы Э.А Демографические и экологические прогнозы. Критика современных концепций будущего человечества М , 1979 и др.
«Человеческие качества». Эта работа посвящена истории возникновения и становления Римского клуба, формированию концептуальных идей и организационных основ его деятельности.
Подробный обзор исследований и анализ идей Римского клуба представлен в работах Гвишиани Д.М., Лейбина В.М., Мотылева В.В., Пригожина А.И., Сеитова А.А., Хозина Г.С. и др.
В отечественной философской литературе широко представлены работы, посвященные исследованию глобальной проблематики. Среди работ этого направления следует отметить труды Араб-Оглы Э.А., Гончаренко А.Н., Гудожника Г.С, Елисеева B.C., Комарова В.Д., Косова Ю.В., Лисеева И.К., Моисеева Н.Н., Фролова И.Т., Чумакова А.Н., Шахназарова Г.Х. и др.
Достаточно подробно в западной и отечественной научной литературе обсуждались методологические аспекты исследования глобальных проблем, возможности глобального моделирования, системного анализа в приложении к решению мировой проблематики. Мировое признание получили исследования японских ученых во главе с Я. Кайя (модель «Фуджи», 1974), латиноамериканских ученых во главе с А. Эррерой (модель «Барилоче», 1974), голландских ученых во главе с X. Линнеманом (модель «Мойра», 1975), американских ученых во главе с П. Робертсоном (модель «Сарум», 1976), разработанная экспертами ООН во главе с В. Леонтьевым модель «Мир-6» (1977) и многие другие. Широко известны исследования С. Менделовича, И. Галтунга, Р. Фалка, Р. Катари, А. Мазруи и др. в рамках «Проекта мирового порядка», Г. Кана, Ч. Фримана, С. Коула, К. Дойча, Ж. Лезури и др. сотрудников Института всемирной вахты (США) во главе с Л. Брауном.
Большой вклад в изучение и моделирование глобальных процессов внесли такие российские ученые, как Гвишиани Д.М., Геловани В.А., Дубовский СВ., Костюк В.Н., Моисеев Н.Н., Лапин Н.И., Келле ВВ., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф., Новик И.Б., Пионтковский А.А., Погорецкий В.Г., Садовский В.Н., Яблонский Я.И. и др.
Вместе с тем, несмотря на наличие отечественных работ по истории и теоретическим проблемам Римского клуба, в них в основном представлен анализ тематики и проектов первого десятилетия его деятельности, и прежде всего двух первых докладов. Основное внимание уделялось анализу концепций «нулевого роста», «пределов роста». В результате недостаточно изученными оказались сдвиги в проблематике, оценках, методологии и в целом эволюция идей Клуба в 80-90-е годы.
Следует отметить, что в последние годы сократилось число публикаций, посвященных исследованиям Римского клуба. Между тем в историко-философской литературе до сих пор отсутствуют специальные работы, в которых была бы представлена философская и гуманитарная проблематика Римского клуба, обращение к которой характерно для исследований этой организации последнего десятилетия.
Обращение к глобальной проблематике органично связано с эволюцией кризисного сознания в XX веке. Исследование причин и последствий социокультурного кризиса на протяжении десятилетий привлекало внимание многих видных представителей западной философии. В отечественной философии кризису европейской культуры посвящены работы Гайденко П.П., Ионина Л.Г., Руткевича А. М, Соловьева Э.Ю., Тавризян Г.М. и др.
Однако в этих работах недостаточно прослежены этапы в эволюции кризисного сознания, его особенности в послевоенное время, а также его влияние на понимание противоречий научно-технического развития и генезис глобальной проблематики.
Таким образом, проблема изучения и анализа философской и гуманитарной проблематики Римского клуба в контексте историко-философского анализа идей и учений XX века является актуальной, необходимой и своевременной.
Цели и задачи исследования. В предлагаемой работе делается попытка историко-философского анализа становления и развития философской и гуманитарной проблематики в исследованиях Римского клуба. В связи с этим ставится цель рассмотреть социальные и духовные предпосылки кризисного мироощущения в XX веке, выявить основания возникновения глобальной проблематики и ее развитие в современных социальных исследованиях (прежде всего на материалах Римского клуба) в контексте эволюции кризисного сознания и его анализа в западноевропейской и русской мысли XX века. Достижение поставленной цели требовало реализации следующих задач.
1. Выявить социальные, духовные, научно-теоретические предпосылки
возникновения глобальной проблематики в XX веке с акцентом на философской
и гуманитарной проблематике Римского клуба.
2. Дать историко-философский анализ подходов к рассмотрению
кризисного сознания в западноевропейской и русской социальной философии,
философии истории и философии культуры.
3. Исследовать генезис и особенности технократического подхода к
развитию общества в западной и русской философии в контексте разрешения
кризисных ситуаций в современном обществе.
4. Проанализировать становление философской и гуманитарной
проблематики Римского клуба в контексте эволюции кризисного сознания в XX
веке в современных социально-философских исследованиях.
5.Рассмотреть философскую и гуманитарную проблематику Римского клуба с момента его возникновения и до настоящего времени (с акцентом на материалах 90-х годов XX века), выявить тенденции в трансформации философской и гуманитарной проблематики в зависимости от характера и общей проблематики исследований Клуба на разных этапах его деятельности.
Научные результаты, полученные в диссертации и выносимые на защиту:
-
Исследованы особенности и эволюция кризисного сознания в XX веке. В работе сопоставляется рассмотрение этого социокультурного феномена в различных философских учениях. Осуществлен историко-философский анализ концепций социокультурного кризиса, представленных в западноевропейской и русской философской литературе: в работах О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета, Р. Гвардини, К. Ясперса, А. Вебера, Т. Лессинга, К. Манхейма, Э. Мунье, Э. Гуссерля, Г. Зиммеля, К. Поппера, Й. Хейзинги, П. Сорокина, Г. Федотова, Н. Бердяева и др. Выявлены основные этапы социального кризиса в XX веке, исследованы социальные и духовные предпосылки основных этапов кризиса. Показано, что в XX веке понятие и содержание социального кризиса претерпевает существенные изменения: от кризиса культуры, рациональности, идеалов Нового времени - к кризису реального человеческого существования: экологический, демографический, энергетический, продовольственный и др. кризисы, что в целом определяет характер социальной ситуации в XX веке.
-
В контексте осмысления причин и природы социокультурного кризиса рассмотрены такие философские течения и концепции XX века, как «новый консерватизм», «евразийство», концепция христианского социализма, критика тоталитаризма и др. Показано, что эти концепции связаны с осмыслением эволюции кризисного сознания в XX веке и оказали существенное влияние на формирование программ выхода из кризисных социальных ситуаций.
3. Осуществлен анализ генезиса и особенностей технократического
подхода к развитию общества в западной и русской философии в контексте
разрешения кризисных ситуаций в современном обществе. Показывается, что с
развитием техники в XX веке связан один из центральных этапов эволюции
кризисного сознания. В работе исследуются причины и последствия
технологической «экспансии», обосновывается связь технологического развития
общества и становления глобальной проблематики в XX веке. Показывается, что
дискуссии вокруг социокультурной роли техники были связующим звеном между
философскими концепциями кризиса первой трети XX века и современной
глобальной проблематикой.
4. Выявлены предпосылки становления глобальной проблематики в XX
веке на основе анализа западной и русской философской литературы; выявлены
общие основания глобального социального кризиса конца XX века и
предшествующих ему этапов кризиса. Показано, что обращение в 60-70-е годы
XX века к глобальной проблематике является следствием начинающего
проявлять себя глобального социального кризиса. В этом контексте особый
интерес представляет деятельность Римского клуба, впервые обратившегося к
исследованию глобальной проблематики. Прослежена эволюция идей Римского
клуба, изменение характера и предмета исследований, смена приоритетов как в
оценке кризисной ситуации в обществе, так и в выборе возможных путей
решения глобальных проблем. Показана определенная преемственность в оценках кризисного состояния и возможностей его преодоления в философских работах, посвященных анализу социокультурного, технологического кризиса, и работах, рассматривающих обострение глобальных экологических, демографических, энергетических и др. проблем, составляющих поле исследований Римского клуба. Показано, что в развитии идей Римского клуба можно выделить несколько этапов - от эколого-демографических предостережений человечеству (концепции «нулевого», «органического» роста) до программ гуманитарного характера: «всеобщей солидарности» в решении глобальных проблем, перестройки систем обучения, информатизации, технического оснащения современного общества.
5. Проанализирована философская и гуманитарная проблематика Римского клуба, выявлены основные точки роста данной проблематики в исследованиях Клуба. Показано, что проблематика Римского клуба органично вписывается в общий контекст философских исследований XX века. Особое внимание уделяется последнему десятилетию в деятельности Клуба. Впервые с этих позиций анализируются программные документы 90-х годов XX века, предлагающие гуманитарное решение глобальных проблем.
Научно-практическая значимость работы связана с актуальностью диссертационной темы. Результаты, полученные в работе, могут служить материалом для дальнейшего историко-философского анализа исследований Римского клуба, а также философии кризиса в XX веке. Высказанные в диссертации положения и выводы будут способствовать устранению ряда концептуальных ошибок в оценке исследований, проводимых по инициативе Римского клуба. Материал диссертации может быть использован при переподготовке и повышении квалификации преподавателей философии и социальных наук вузов, молодых исследователей, работников интеллектуальной сферы деятельности. Содержание работы также может оказаться полезным для преподавания, для разработки вузовских курсов философии и спецкурсов по истории современной философии.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой диссертации служит совокупность принципов, выработанных в сфере историко-философской науки.
В работе используются элементы сравнительно-исторического анализа, сочетание изучения истории идей и их социокультурного контекста (прежде всего для сравнения оценки кризиса культуры в западной и русской философской мысли). Вместе с тем данное диссертационное исследование использует метод логико-исторической реконструкции в приложении к исследованию эволюции кризисного сознания, а также типологизацию многообразных проявлений этого феномена в XX веке.
Анализ философской и гуманитарной проблематики Римского клуба строился с ориентацией на требования системного подхода.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре современных проблем философии Российского государственного гуманитарного университета, получила положительную оценку и была рекомендована к защите.
Основные положения и результаты диссертации получили освещение в индивидуальной монографии и ряде статей автора, опубликованных в центральных философских и теоретических журналах и изданиях.
С отдельными идеями, содержащимися в работе, диссертант выступал на научных конференциях: Первый Российский философский конгресс (Санкт-Петербург, 5-7 июня 1997) - тезисы выступления опубликованы; IV школа социологов Украины (1-7 декабря 1997); научный семинар кафедры современных проблем философии философского факультета РГГУ.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих 17 параграфов, заключения и списка литературы.