Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция "Жизненного разума" в философском учении Хосе Ортеги-И-Гассета Монтон, Феррер Херардо

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Монтон, Феррер Херардо. Концепция "Жизненного разума" в философском учении Хосе Ортеги-И-Гассета : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / АН СССР. Ин-т философии.- Москва, 1989.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-2/117-5

Введение к работе

Сегодня, в конце XX столетия, в мире происходят события настолько сдошше, что для их осмысления необходимо опираться на весь совокупный опыг человеческой мысли. Поэтому мы должна изучать и осмчслять идеи видных философов современности, в том числе и тех, чьи взгляды очевидно отличаюгоя от наших. Учение наиболее известного испанского философа первой половины нашего века Хосе Ортеги-и-Гассета представляет в этой плане особый интерес, поскольку, с одной стороны, он был одним из тех, кто попытался критически проанализировать многие аспекты современного западного мира, с другой - достаточно определенно выразил тенденции в понимании философского творчеотва, характерные для широкого направления европейской философии, представленного прежде всего феноменологией и экзистенциализмом.

Актуальность тещ. Актуальность исследования предложенной диссертантом теш связана о тем, что, хотя в марксистской историко-философской литература написано уже несколько серьезных работ, посвященных идеям Ортегиі однако все они так или иначе обращены к одной из проблем, поставленных этим философом (проблеме человека, проблемам социальной философии, проблемам эстетики в др.), во до сих пор не было проведено комплексное исследование исходных постулатов этой философии, связанных с по-нятнем^жнаненный разум" я вытекающим из него понятием "исторический разум". А между тем именно нэ них исходит Ортега в попытке осуществить реформу философии в создать новое онтологическое учение. Актуальность предлагаемого исследования определяется, таким образом, задачей вновь поставить вечный вопрос о природе философского екания. Анализ философского учения од-

ного as наиболее вдиягвлышх мыслителей испаноязычной философии XX века находился а русле научных разработок оэктора современной западной фмософяа.

Актуальность теш связана такхе с необходимостью исследования идеи, этого философа кубинскими марксистами. Дело в том, чво фидооофокое творчястзо Ортеги во иногом определило развагиа лсланояЛчной философии XX века, на только .введя в нез актуальг зшь проблемі! западной мысла, но и способствуя создание оовре-uohhovo испанского философского языка. Поэтому диосартациопяое , исследований основных положения.философии Ортеги представити- . леи кубинской марксистской мысли привносит в stj работу досол-влтелы*ую.актуальность.

Соотоятав литературы по теме исолазованич. В марксист-окой литературе всть уже определенное количество исследований учения Ортеги. Это, в первую очередь, работы советских ученых К.М. Долгова, II,П. ГаЯдэнко, А.Б. Зыковой, A.M. Руткевича и некоторых других: болгарского марксиста СИ. Леви, польского маркоисїа Э, Іурского. В них в целом вияснена философские основы шровоезрения этого ыыслителя, его социально-политические взгляды, выполнен анализ отдельных, наиболее существенных его произведений. Однако вое она, как щ<авило, посвящены какей-ли-бо одной части }ченая Ортеги. В то ке вреия, боз достаточно серьезного знали88 осталась основная его часи. - концепция . "рацаевигаливиа" - определяющая и обосновывавшая все остальные Между T6U она является не только определяющей, но и самостоятельной частью. Именно о введением понятия "живненннж разум" а омену пожятив *чпотнв разуй" рацнекалвсувпеской философии связывал 'Орт^га'воыможноогь нового "когорниковзкого перэворо-та" 9 философам, ч.ч, возможность создания ноеой Философе*,

которая, по его замыслу, должна била преодолеть ограниченности классической философии, проядо зсєго, классического рациона-', лизіет, я ответить на вопроси, вотавдие імред чоловеггм XX века. $фчщач новизна денного ясоледования заключается й следующем:

  1. В диссертация шзрвке гредярияята попытка вадншіут» яз. иервнй нлан, систематически оплеагь в вроанапизяровать учение . X. Ортеги с "япзпешюм рагумэ".

  2. Зо второй главе вводится аовн2 ютериал, косвяцешшй . влиянию фидософга Ортеги на филоесфжие концепции латиноамериканских мпедителвй.

  3. Диссертант привлекает также иовкй дополнительный материал зеропиоюи Ортеги о представителями испанской якїєллзгєк-ции его времени, до сих ivcp не иопельвовазяоа в марксистской . литературе.

  4. Диссертант дредцршшмаэг попытку сопоставления отдельных элаыонтов учения Срїопг о положениями марксистской «асли.

.5. Обршцеиге к аонятил паязнэгаого разума" кек основе, антропологической ожуодогии» задача которой в том, чтобн дать ..новое аонямаяае мяра как мара человека, открывает во*іж:жпосгь для понкызния фялософаи Орзогд как определенного целого.

Дела и задачи зоддадовзнрд. Осново! новой философии для-..' Opvsra додана была стать новая онтология в проаде всяго ксзоэ понятие бытия человека, освобожденное от ого иятураяяомчес- '., кого понимания. В диссертация ставится цель исследовать исходные основания рппііовиталяотачвской ноицезцки Ортоги, выяьив его сходство в поисках, новой фзлософии о другими представите-дяка эк5ист»кциалыю--55ношпологической фплософзи (Хайдеггер,

4 Іуосерль), но подчеркнув также її оригинальность его поисков; показать, что и поиски новой философии, и "преодоление идеализма" Ортега пытается осуществить в раыках самой идеалистической философии, выступая претив философии материалистической.

Целью диссертационного исследования является также проследить влияние философского учения Ортеги, прежде всего, его концепции "перспективизш", на философскую мысль в странах Латинской Америки, цеоднозначное отношение к ней различных латиноамериканских философов: показать, чи влияние Ортеги на развитие историко-философского процесса в странах южноамериканского континента имело различные формы. Но одновременно диссертант пытается раскрыть тот факт, что влияние было взаимным, что и Латинская Америка, которую триада посещал Ортега, в свою очередь, оказала на него обратное воздействие. Этот момент еще никогда не отмечался в марксистской литературе, меаду тем представляется, что для понимания в полном объеме философского творчества этого наиболее влиятельного испаноязычного мыслителя XX века он является существенным.

Теоретико-методологические основы марксистской философии дают возможность проследить эволюцию основного понятия ортего-вокой философии - понятия "жизненного разума". В ранних работах философа еще присутствует понятие "чистый разум", но в трактовке Ортеги его основной характеристикой является устремленность в мир. Затем Ортега попытался рассмотреть "разум" как существующий в единстве со спонтанностью *хи8ни" человеке, последняя отановитоя центральным понятием его исследований. В истолковании етого понятия он разделял ряд исходных положений "философии жизни", однако пытался объединить их с некоторыми

5 элементами философии зкзвогекцпзлизмз. З учении Ортега возникло понятие "жизненный разум", которое, по его замыслу, долгою было выразить единство "жизни" человека и его "jasyua", показать последний жак составную часть жизнедоятваьнсаги человека , в целом. Именно в "жизни" и "казненном разуме" (а эти дзз понятия временаш сливаются, рассматриваются ка» рэвнозкачнне) видел Ортега выражение всей совокупное связей человека с миром, поэтому через фидософскбо иселедовалсв "жяаня" он а предполагал раскрыть природу згой оеязи. Понятие "явэнь", но замы- . олу Ортеги, я должно было положить начало новому этапу р&звл-тия философии. Показать, в чем эти замыслы Ортеги не осуществились в одновременно ооветить тс интересные а плодотворные идеи, которые выдвинул Ортега, является одной из задач нашего исследования.

Теосетяко-метолологачесгагю основ? диссертационной работы ооставдяют труды классиков марксизма, а также видных советских и кубинских исследователей истории философии и современной философское мысли. Ведущими методологическими ЕрЯпшпами продета-* вленной диссертации являются следующие: конкретно-йоторический подход к исследованию*современной западной философия; положение о социальной детерминированности культурно-яоторйчвеких (а, следовательно, и философских) образований; дмявктический характер развития историко-философскоіо,проц9сс8.

Научно-праетичесзая значимость исследоваки»! заключает- ' оя в том, что его результаты могут быть исяользовенн, я прежде всего кубинокикг философами, в курсах лекций в учебных лб- ; ообиях по истории философии несовременной западной фглосо^аг. Материал диссертации может найти также применение в прогадай-

дистской и политико-прооветителъско! деятельности.

Алробация гаооты. Диссертация обсуждена на заседании оэк-тсра современной западной философии Института философии Ш СССР в октябре TS89 г.

Оттуктутза роботи. Диссертация состоит из введения, двух глав, закясчения и библиографии.