Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема разума в концепции ноосферы В. И. Вернадского Цицилина, Нина Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цицилина, Нина Ивановна. Проблема разума в концепции ноосферы В. И. Вернадского : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1993.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/3941-9

Введение к работе

Актуальность исследования. Новая историческая ситуация взаимодействия общества с природой, реалии бытия человечес-сой цивилизации поставили множество новых разнообразных кон-сретно-научных, практических, философско-мировоззренческих проблем, связанных с изменением роли и места человека в мире. 3 настоящее время формируется ряд научных гипотез, которые іредлагают свои варианты решения данных проблем.

Концепция В.И.Вернадского, неся в себе потенциал общена-гчной теории, позволяет синтетически охватывать в контексте ізаимодействия общества и природы новейшие достижения естес-'веннътх, технических и общественных наук. В этой связи необ-:одимо более детально понять идею В.И.Вернадского о становле-іии эпохи ноосферы через развитие разума и его основных прояв-гений (научной и философской мысли) - как своеобразных и неотъ-(млемых компонентов материального мира.

Тесно увязывая изменение и ускорение биогеохимических провесов на Земле с разумом человека, считая этот процесс бес-:онечным и безграничным, он первым сформулировал мысль о рода разума как глобального, планетарного фактора, как основно-'0 звена в создании ноосферы. Разум в его понимании - сложное 'бразование, возникшее в процессе эволюции, глубинную сущ-гость которого определить чрезвычайно трудно и современная :аука пока этого окончательно не сделала. Среди нескольких пределений разума наиболее интересным и несущим глубокую мысловую нагрузку, на наш взгляд, является определение '.И.Вернадским разума как культурной биогеохимической энер-ии. Он полагал, что это основополагающий момент в объедине-ии истории человеческой цивилизации и истории природы, и в о же самое время главное отличие человека от всего остально-о живого вещества. В концепции В.И.Вернадского связывались оедино становление ноосферы и фактическое проявление чело-ечества как единого целого во всех его социальных, естествен-ых и технических проявлениях.

В.И.Вернадский наряду с научными и мировоззренческими проблемами уделял серьезное внимание и проблемам общечеловеческим, этическим. Его концепция о ноосфере пронизана принципом гуманизма, верой в то, что свобода, демократия, соблюдение прав человека станут нормой внутренней жизни каждого государства и всего мирового сообщества. Подробное рассмотрение данной проблемы позволяет по-новому осмыслить его теоретические посьшки и утверждения, увидеть то ценное, что был( скрыто за идеологическими запретами и догмами. Концепция В.И.Вернадского дает базу для определения естественнонаучных оснований нравственности, морали, обшечеловеческих ценностей.

Сегодня как никогда необходимы серьезные изменения в подходах к системе "природа-общество", в основе которых должно лежать осознание на ином качественном уровне роли всего живого, существующего на Земле и, прежде всего, человечества, если оно само готово к тому, чтобы разумно согласовывать интересы личности и различных социальных институтов, тем самым обеспечивая выживаемость рода человека. Концепция В.И.Вернад ского является источником новых естественнонаучных и философ ских исследований современной картины мира.

Состояние научной разработки проблемы.

Современными авторами - философами и представителями раз личных конкретных наук - в творческом наследии В.И.Вернадско го довольно подробно исследуются в основном две проблемы: различные аспекты концепции биосферы и гипотеза о переходе биосферы в ноосферу. С разных точек зрения подвергаются анализу мировоззренческие и философские позиции ученого.

В центре внимания - теория В.И.Вернадского о биосфере ка одной из оболочвк земли - многоуровневой, пространственно-временной системе, состав и структура которой обусловлены ка деятельностью живых организмов, так и их взаимодействием с геохимической основой биосферы; разработки о роли живого вещества как главного компонента биосферы; теория эволюции биосферы и ее составляющих, исследование биологических систе и на их основе развитие методологии исследований и математи-

- З -іеского моделирования процессов взаимодействия человека и іриродьі .

В последние годы все большее внимание привлекают вопросы, ірямо вытекающие из концепции ноосферы:

теоретико-методологический статус ноосферы;

генезис ноосферы;

ноосфера и единство человеческого рода;

ноосфера и глобальные проблемы современности;

концепция ноосферы В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шарде-т;

утопическое и реальное в учении о ноосфере;

ноосфера как управляемое развитие .

См. : Аксенов Г.П. Понятие живого вещества от Бюффона до
Вернадского // Вопросы истории естествознания и техники.-
1988. - I. - С 57-66; Аллен Дж.. Нельсон М. Космические
биосферы. - М., 1991; Будыко М.И. Человечество и биосфера
в конце лХ века // Научное и социальное значение деятель
ности В.И.Вернадского. - Л., 1989. - С. 20-28; Вернадский
и современное представление о биосфере. - М., 1978; Б.И.
Вернадский и проблемы организационно-экономических иссле
дований. - М., 1989; Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопла-
нетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения.-
Новосибирск, 1991; Методологические проблемы экологии чело
века. - Новосибирск, 1988; Природа биологического позна
ния. - М., 1991; Программа биосферных и экологических ис
следований Академии наук СССР // Вестник АН СССР. - 1988. -
№ II. - С.5-159; Развитие представлений В.И.Вернадского
о ноосфере. - М., 1991; Учение В.И.Вернадского о переходе
биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значе
ние. - М., 1991. - Т.1-2;'Экологическая альтернатива. -
М., 1990. v

См.: Гиренок Ф.И. Теоретико-методологический статус концепции ноосферы в современной науке. - Автореф.дис...канд. филос.наук. - М., 1980;Кутырев В.А Утопическое и реальное в учении о ноосфере // Природа. - 1990. - ]"р II. - С. 3-Ю; Кузнецов М.А. Учение В.И.Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества //Вопросы философии. - 1998. -№ 3. - С. 39-48; Микулинский С.Р. О понятии ноосфера// Вопросы истории естествознания и техники. - 1983. - № 3. -С.43-49; Симкин Г Н. Рождение этосферы // Вопросы философии. - 1992,-№ 3. - С. 95-103; Учение В.И.Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности. - М., 1988. Ч.1І-; Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии. - 1991, - № 7. - С. 36-45.

Имеются также отдельные статьи о роли В.И.Вернадского как историка науки . Эта тема требует отдельного серьезного исследования.

Мировоззрение В.И.Вернадского как крупного ученого также представляет большой интерес. Этой проблеме посвящены диссертационные исследования: докторская - И.И.Мочалова , кандидатская - В.А.Росова . В поле зрения ученых - философское значение естественнонаучных трудов В.И.Вернадского ,эта проблема анализируется в диссертациях И.А.Позикова и В.П.Яковлева .

  1. См. : В.И Вернадский и отечественная наука. - Киев, 1988; Елисеев Э.Н. В.И.Вернадский - историк кристаллографической науки // Научное и социальное значение деятельности В.И.Вернадского. - Л., 1989. - С. 162-174; Никулинский C.F В.И.Вернадский как историк науки // Труды по всеобщей истории науки. -М.ч 1988, - С.19-41J его же. Вернадский -историк науки // паука и жизнь. - 1980. - № 8. - С.52-57.

  2. См.: Мочалов О. Естественнонаучные и философские основы мировоззрения В.И.Вернадского. - Дис... д-ра филос.наук. -

  3. См.: Росов В.А. Генезис мировоззрения В.И.Вернадского и современная наука. - Дис...канд.филос.наук. - Л., 1987.

  4. См.: Аронов Р.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизичес-кие формы пространства и времени? 7/ Вопросы философии.-1988. - № I. - C.7I-b4; Моисеев Н.Н. Общественная эволюция, рациональное общество // Политические исследования. -1992. - № 3. - С. II3-I22; Мочалов И.И. ВИ Вернадский о логике и методологии научного творчества // Вопросы философии. - 1963. - № 5. - С. Юо-117; его же. Творчество Вернадского и Философия // Философские науки. - 1988. -№ 4. - С. І0І-І07; Пахомов Б.Я., Петров Ю.А/Союз философа и естествознания на современном этапе. - М., 1987; Рутке-вич М.Н Шварц С.С. Философские проблемі управления биосферой // Вопросы философии. - 1971. - N 10. - С. 39-63; Шинкарук В.И. К вопросу о философских взглядах В.И.Вернадского Шо поводу статьи Р.А.Аранова и В.В.Терентьева "Существуют ли нефизические формы пространства и временив //Вопросы философии. - 1988. - № 7 - С. І28ІІЗЗ.

  5. См.: Козиков И.А. Философские основы естественнонаучных трудов З.И.Вернадского. - Дис... канд.филос.наук. - М., 1963; Яковлев В.11. Философское значение наследия

В.И.Вернадского. - Дис.. . канд.Филос.наук. - Ростов-на-Дону, 1963.

Оценки естественнонаучных и философских взглядов ученого не нишены известных стереотипов, сложившихся еще в 20-е - 30-е годы, однако в целом эти работы дают довольно полное представление о сложном процессе формирования взглядов В.И.Вернадского на становление природы, на роль человека в современном мироздании, на общие философские вопросы, на развитие научного 10знания и многое другое.

В данной диссертации анализируется концепция В.И.Вернадского о природе и роли разума в формировании качественно нового состояния человеческого общества. Диссертант обращает внимание на ряд малоисследованных или неисследованных проблем и юложений и предпринимает попытку дать им собственное истолкование. К ним относятся:

сущность и свойства разума, которые, по мнению В.И.Вернадского, превращают его в планетарную силу и делают основой генезиса ноосферы;

философская мысль как реализация разума, ее роль в осмыслении природных и общественных процессов, их преобразовании, значение философии в научном творчестве;

научная мысль как одно из высших проявлений разума, ее зсновные свойства, формирование взаимоотношений между государством и ученым, возможности влияния науки на государственную политику;

гипотеза В.И.Вернадского о внесении разумного и научного начала в деятельность общественных институтов, политических партий и государств, о путях перехода от индивидуальной

{ "общественной этике" и возможностях формирования коллективного мнения в обществе.

Цель исследования.

Целью диссертации является исследование взглядов В.И.Вернадского на роль и природу разума и его проявлений в становлении ноосферы.

Задачи исследования.

Глава I, параграф I - показать, как гражданская позиция З.И.Вернадского, его мировоззренческие, социально-политичес-сие, этические взгляды повлияли на формирование идеи ноосферы.

В этой связи раскрыть смысл и значение, которые придавал В.И.Вернадский "общественной этике", как одному из основных каналов реализации разума в сфере социальной жизни; выявить точку зрения В.И.Вернадского на роль различных средств (политические партии, общественные объединения, всеобщее просвещение и образование народа), способствующих разумному устройству государства.

Параграф П - рассмотреть те общие моменты, которые по мнению В.И.Вернадского, можно уже считать первыми и очень важными достижениями человечества на пути к единому мировому сообществу: быстрая трансформация мышления, направленная на осознание идеи единства человечества, процесс развития средств связи, ускоряющий сношения между людьми, образование единой экономической системы, искоренение на земле нищеты, голода, болезней, войн, использование во благо человечества новых видов энергии.

Проанализировать наиболее интересные, на взгляд диссертанта, позиции тех авторов, которые порождают споры, дискуссии пс некоторым проблемам концепции В.И.Вернадского.

Глава II, параграф I - раскрыть точку зрения В.И.Вернадского на черты разума как специфического свойства человека, свойства, способного обеспечить ему новый вид адаптации к среде обитания; на историю и этапы качественного преобразования разума, на его возрастающее геохимическое, химическое, социокультурное значение; рассмотреть некоторые аргументы гипотезы В.И.Вернадского о разуме как одном "из проявлений механизма биосферы".

Параграф П - проанализировать взгляды В.И.Вернадского на сущность и специфические черты философской мысли как одно из проявлений разума, ее влияние на становление ноосферы.

Параграф Ш - показать позицию В.И.Вернадского в рассмотрении научной мысли как высшего проявления разума, в анализе ее главных свойств - достоверности, общеобязательности, независимости от конкретной личности, в раскрытии ее роли в разумной практической деятельности людей, создающих ноосферу.

_ 7 -

Источниковедческую базу исследования составили:

Естественнонаучные и философские труды, публицистика В.И.Вернадского, содержащие основополагающие идеи дальнейшего развития человечества и биосферы, перехода к ноосфере .

Воспоминания учеников и соратников В.И.Вернадского -І.П.Виноградова, Б.Л.Лнчкова, А.Е.Ферсмана, В.Г.Хлопина,

4.Д.Шаховской, открывших новые страницы в его учении .

Материалы из архива В.И.Вернадского, хранящиеся в архиве Академии наук России.

Работы Ч.Дарвина, В.В.Докучаева, А.Е.Ферсмана, позволивше глубже понять значимость естественнонаучного и философского наследия В.И.Вернадского .

[. См.: Вернадский В.И. Очерки и речи. - Петроград, 1922. -Вып. 1-2; его же. Биосфера. - Л., 1926; его же. Биогеохимические очерки. - М.-Л., 1940; его же. Избранные сочинения. - Ы., 1954. - Т.І; его же. Проблемы биогеохимии. Труды биогеохимической лаборатории. - М., 1980; его же. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. - М., 1987; его же. Труды по истории науки в России. - М., 1988; его же. Труды по всеобщей истории науки. - М., 1988; его же. Записка о выборе члена Академии по отделу философских наук // Философские науки. - 1988. - № 4. - С І07-ІІЗ; его же. Философские мысли натуралиста, - М., 1988; его же. Начало и вечность жизни. - И., 1989; его же. Научная мысль как планет-

Русская жизнь и "внепартийные" 7/ Русские ведомости. -1906. - 25 марта; его же. Письма о Государственном Совете// Русские ведомости. - 1906. - 24 мая; его же. Три решения. Мысли из жизни // Полярная звезда. - 1906. - № 14 - С.163-173; его же. Перед грозой // Русские ведомости. - 1908. -12 января; его же. Наука и проект университетского устава А.Н.Шварца // Русские ведомости. - 1908. - 6 ноября.

В.И.Вернадский как ученый и человек //Природа. - 194о. -JP 3. - С. 78-83; Александр Евгеньевич Ферсман. Жизнь и деятельность.. - М 1965; Письма В.Г.Хлопина к В.И.Вернадскому. - М.-Л., 1961- Шахо вская А.Д. Кабинет-музей В.И.Вернадского. - М., 1959.

См.: Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор. -М.-Л., 1927- его же. Происхождение видов. - М., 1952; Докучаев В В. Сочинения. Работы в области геологии. -М.рЛ., І949. _ Т. I; Ферсман А.Е. Избранные труды. - М.,

Методология исследования.

В работе применялся системный подход, который дал возможность комплексно оценивать естественнонаучные и философские проблемы, обсуждаемые в диссертации. Автором использовался ана литический метод, позволивший рассмотреть различные аспекты ис следуемой проблемы. Анализ трудов В.И.Вернадского осуществлялся с применением исторического метода, что показало эволюцию его взглядов на затрагиваемые в диссертации вопросы. Применялся также метод сравнительного анализа научной литературы, публицистических материалов, мемуаров и реальных жизненных процессов.

Автором использовался также личный опыт научно-педагогической и общественной деятельности с природоохранными, экологиче скими организациями Волгоградской и Саратовской областей.

Научная новизна исследования состоит:

в обосновании гипотезы о том, что мировоззренческие, философские, политические, этические взгляды В.И.Вернадского явились полноправными теоретическими источниками формирования концепции ноосферы, ядром которой выступали его естественнонаучные идеи. В связи с этим раскрывается смысл введенного им понятия "общественная этика", характеризуются ее основные содержательные элементы: общественный идеал, общественное мнение, общественное понимание, общественный стыд. Раскрывается необходимость нравственного поведения в государственном управлении, политике и других сферах общественной жизни;

в выделении основной категории в концепции ноосферы В.И.Вернадского - разума, в выявлении его сущности,природы

и роли в процессе превращения биосферы в ноосферу. Разум характеризуется В.И.Вернадским как своеобразный "механизм" преобразования биосферы в новое качественное состояние, позволяющий создать такие условия длячзловеческой личности, в которых она сможет жить и работать по законам "научности" и "разумности";

- в анализе точки зрения В.И.Вернадского на философскую и
научную мысли как основные проявления разума, обеспечивающие
коренное изменение окружающей реальности, характеризующие

возрастающее значение человечества как новой геологической силы. Рассматриваются их основные черты, особенности, специфические механизмы действия в формировании ноосферы.

Результаты выполненной работы можно представить в виде следующих выводов.

  1. В основе концепции ноосферы В.И.Вернадского лежит идея о том, что разум человечества становится таким фактором, которые необходимо принимать во внимание как геологическую силу (пожалуй, самую мощную из когда-либо существовавших). Развитие разума не может быть остановлено - это процесс объективный, вплетенный в общую эволюцию органического мира.

  2. В.И.Вернадский считал, что«разум есть глубинная суть человека, многообразие проявлений разума (научная, философская, космогоническая мысль, религия, искусство) составляют его диалектическое единство и могут быть разделены только в человеческом воображении. Научная и философская мысли составляют основные факторы становления ноосферы.

  3. В.И.Вернадский развивал идею о том, что разумное нача-ло, несмотря на все трудности и противоречия, все явственнее реализуется в социальной жизни. Задача государственной власти, общественных институтов состоит в усилении и регулировании этого процесса средствами, находящимися в их распоряжении. Существенно важно следующее - мировоззренческие, философские, общественно-политические, этические взгляды В.И.Вернадского, его политическая деятельность сыграли важную роль в формировании концепции ноосферы.

  4. Современные авторы (и представители естественных наук,

и философы) по разному оценивают концепцию ноосферы В.И.Вернад-кого. Многие из них отмечают ее известную утопичность, недостаточную аргументированность, методологическую спорноеть.Другие, являясь ее сторонниками, дополняют взгляды В.И.Вернадского, придают им новую окраску и звучание. Несомненно, однако, что творческое наследие В.И.Вернадского служит источником оригинальных идей и замыслов.

5. В работе высказывается мысль о необходимости интенсив-
-гой перестройки человеческого мышления в русле глобального

пересмотра взаимоотношений человека и природы. Человеческое общество теснейшим образом связано и взаимодействует со всеми формами жизни на планете, включая многообразие конкретных организмов, их популяций, сообществ, экосистем, вплоть до биосферы в целом. Эта зависимость и многоплановость связей и отношений человека с биологическими системами природы и задачи прогрессивного развития общества требуют адекватного по сложности комплексного подхода к использованию ресурсов и условий, обеспечиваемых живым веществом биосферы. Другая сторона этого вопроса связана со все расширяющимся вводом в окружа щую жизнь техники.

Практическая и теоретическая значимость исследования определяется тем, что его выводы могут послужить дальнейшему де тальному исследованию проблемы разумности и научности в философском творчестве В.И.Вернадского, полнее раскрыть сложное противоречивое единство его идей и взглядов.

Идеи В.И.Вернадского позволяют поставить вопрос об объект ной необходимости перехода к научному регулированию взаимоотношений человека и природы.

Диссертант вводит в научный оборот некоторые малоизвестные публицистические работы ученого периода его активной политической и общественной деятельности.

Материалы диссертации могут быть использованы для разрабо ки рекомендаций, пособий в учебных курсах экологии средней и высшей школы, для разработки спецкурса по философским вопросам естествознания в высших учебных заведениях.

Апробация работы.

Основные положения и выводы работы обсуждены на заседания проблемной группы и кафедры философии Российской академии упр ления, на научной конференции "Судьба России: взгляд русских мыслителей" в марте 1992 года, на"круглом столе',' посвященном А.И.Герцену в апреле 1992 года, отражены в ряде публикаций.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

- II -

Похожие диссертации на Проблема разума в концепции ноосферы В. И. Вернадского