Введение к работе
Актуальность исследования
Американский романтизм - уникальное явление в мировой культуре, оказавшее колоссальное влияние на эстетические, этические, политические и философские концепции и тенденции во второй половине XIX - XX веках. Декадентство, импрессионизм, экспрессионизм, символизм, анархизм, ницшеанство, толстовство, движения за национальное освобождение в Индии и в среде афроамериканцев, феминизм, прагматизм, экзистенциализм, примитивизм, экологизм, традиционализм, геополитика, фридмановская модель Вселенной, футуризм, сюрреализм, авангардизм, «чёрный романтизм» пражской литературной школы, «магический реализм», джаз, битники, субкультуры хиппи, панков и готов, классический кинематограф, поп-культура и многие другие значимые явления, течения и направления культурной жизни последних двух столетий не избежали существенного, а зачастую определяющего, влияния основных представителей американского романтизма: В. Ирвинга (1783-1859), Ф. Купера (1789-1851), Р. Эмерсона (1803-1882), Н. Готорна (1804-1864), М. Фуллер (1810-1850), Э. По (1809-1849), Г. Торо (1817-1862), Г. Мелвилла (1819-1891) и У. Уитмена (1819-1892). Актуальность определения философских оснований источника настолько разнообразных (если не сказать пёстрых) воздействий очевидна, так как обращает нас к одному из наиболее существенных фрагментов духовного фундамента нашего времени.
Наиболее ярко и отчётливо философский базис данного явления выражен в сочинениях Р. Эмерсона: «Природа», «Опыты», «Избранники человечества», «Жизненное направление». Кроме того, в диссертационном исследовании разбираются работы Э. По: «Эврика», «Месмерическое откровение», «Беседа Моноса и Уны», «Разговор Эйрос и Хармионы», «Сила слов», «Маргиналии»; и Г. Торо: «Неделя на реках Конкорд и Мерримак», «Уолден, или жизнь в лесу», «Дневники», касающиеся философской проблематики и имеющие форму философских трактатов, диалогов, эссе или отдельных записей. Поскольку у Г. Мелвилла и У. Уитмена нет произведений, которые можно рассматривать как собственно философские (при всей
метафизической насыщенности «Моби Дика» и «Листьев травы»), труды этих авторов остаются за скобками диссертации.
В приобретающих всё большее влияние консервативных, фундаменталистских и традиционалистских кругах Латинской Америки, Африки, Азии, Европы и России сложилось устойчивое представление об интеллектуальной и художественной жизни США как преимущественно светской, принявшей в себя все основные характеристики парадигмы модерна. Это служит причиной тотального антиамериканизма, без необходимого разграничения того, что действительно является секулярным в истории Америки, а что представляет собой попытку эту секулярность преодолеть и сформировать в Соединённых Штатах сакральное культурное измерение. Действительно, по историческим причинам (прежде всего таким, как сравнительная молодость страны и неродное для её первых поселенцев континентальное пространство, а также разрыв с Европой, произошедший во время Войны за независимость 1775 - 1783 гг., и противостояние носителям коренных культур континента, выродившееся в истребление последних) в США не было того фундамента священной традиции, которым обладали в прошлом практически все остальные страны мира. Разрозненные протестантские секты не были способны восполнить данный пробел, и именно в светской, индивидуалистической среде писателей и философов эпохи романтизма была совершена наиболее существенная попытка заимствования из духовной истории человечества и привнесения в мировосприятие американцев тех первооснов сакрального, которых были лишены замкнутые и ориентированные преимущественно на этику и обычай религиозные объединения страны. Поэтому выявление и систематизация основных составляющих такого философского фундамента американской культуры периода её становления, фактически совпадающего с эпохой её расцвета, является актуальной в том числе и по указанной причине.
Степень разработанности темы
Специальных работ, посвященных общим философским основаниям американского романтизма, не существует ни на русском, ни на английском языках. Затрагиваются либо отдельные персоналии (их жизнь и творчество), либо частные (например, гносеологическая, космологическая, этическая, онтологическая, эстетическая,
литературоведческая, историко-компаративистская и политическая) проблематики. Из отечественных исследований прежде всего необходимо выделить работы Э.Ф. Осиповой , которые, если воспринимать их в качестве трилогии, дают наиболее цельный и полный русскоязычный обзор литературного и философского творчества указанных американских романтиков. Также значимым является вклад в изучение романтизма в США, сделанный Н.Е. Покровским". Общий историко-литературоведческий анализ феномена дан в сборнике «Романтические традиции американской литературы XIX века и современность»3, в котором наибольший интерес в контексте избранной проблематики представляют работы Т.Л. Морозовой4, Ю.В. Ковалёва, Г.В. Аникина6 и О.М. Кириченко7. Необходимо упомянуть также фундаментальную монографию Ю.В. Ковалёва8, отчасти затрагивающую
-О
и философскую проблематику, а также работы Н.А. Шогенцуковои и А.Н. Ннколюкина10. Из зарубежных исследований наиболее важны работы Х.-Д. и X. Клумпыш", Д.Д. Гроссмана12, Л.Д. Уоллс13, Э.В. Карлсона'4, Радж Кумар Гупты15, изучившего культурные связи Востока и Соединённых Штатов.
1 Осипова Э.Ф. Генри Торо. Очерк творчества. Л. Ленинградский университет. 1985г. 128 с;
Осипова Э.Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. СПб., 2004. 171 с. и Осипова Э.Ф.
Ральф Уолдо Эмерсон: Писатель и время. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.136 с.
2 Покровский Н.Е. Генри Торо. М.: Мысль, 1983.188 с. и Покровский Н.Е. Ральф Уолдо
Эмерсон: в поисках своей вселенной. Конкорд, США, 1995. 374 с.
3 Романтические традиции американской литературы и современность. М.: Наука, 1982. 351 с.
4 Там же. С. 10-26 и 101-159.
' Там же. С. 27-54.
6 Там же. С. 55-77.
7 Там же. С. 78-100.
8 Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт: Монография. Л.: Худож. лит., 1984. 296 с.
9 Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. Эдгар По. Герман Мелвилл. Джон
Гарднер. URL: www. I Faculty / phyl / kzl / sh9. html (дата обращения: 13.03.2007).
10 Эстетика американского романтизма. Под ред. А.Н. Ннколюкина. М.: Искусство, 1977.463
с; Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М.: 1968.411 си Николюкин А.Н.
Жизнь и творчество Эдгара Аллана По // По Э.А. Полное собрание рассказов. М.: Наука, 1970. С. 693-
728.
1' Клумпьян Х.-Д., X. Генри Дэвид Торо. Урал LTD, 2001. 398 с.
" Гроссман Д.Д. Эдгар Аллан По в России. Легенда и литературное влияние». СПб, Академический проект, 1998.198 с.
13 Walls L.D. Seeing New Worlds: Henry David Thoreau and Nineteenth-Century Natural Science.
Madison: U. of Wisconsin P, 1995.300 p.
14 Carlson E.W. A companion to Рое studies. Greenwood Press, 1996. 604 p.
Цель и задачи исследования
Цель исследования: выявить и систематизировать философские основания американского романтизма, опираясь на важнейшие сочинения Р. Эмерсона, являющегося наиболее цельным философом данного направления, а также на те произведения Э. По и Г. Торо, в которых затрагивается философская проблематика.
Задачи исследования:
-
Объяснение уникального характера американского романтизма, состоящего в наложении сакрального мировидения на светское и заимствовании премодернистского философского базиса в условиях господствовавшей в то время в Соединённых Штатах парадигмы модерна;
-
Выявление важнейших источников философского и религиозно-мистического влияния на мировоззрения Р. Эмерсона, Э. По и Г. Торо;
-
Определение онтологических и религиозно-мистических оснований американского романтизма;
-
Рассмотрение гносеологического базиса американского романтизма.
Научная новизна
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нём
впервые в отечественной историко-философской литературе даются цельное представление и систематизация философского базиса американского романтизма,
применяется парадигмальный анализ, на основании которого определяется уникальное место американского романтизма в культуре последних двух столетий на основе новой интерпретации термина «археомодерн»,
15 Gupta R.K. The great encounter: a study of Indo-American literature and cultural relations. New Delhi: Abhiriav publications, 1986. 276 p.
эстетико-символистский холизм определяется как общее онтологическое основание американского романтизма.
Теоретико-методологическая основа исследования В диссертационной работе в качестве методологии исследования используются парадигмальный анализ (в том виде, как он разработан А. Дугиным, поскольку данная версия парадигмальных соотношений, наиболее ясно дифференцирующая традиционные (сакральные) и современные (светские) мировоззренческие основания, в наибольшей степени отвечает задачам исследования) и компаративистский анализ (с опорой на определение задач компаративистики, которое экстраполируется на выявление межпарадигмальных отношений). Также применяются герменевтический и типологический методы.
Положения, выносимые на защиту:
-
Американский романтизм представляет собой парадигмальную аномалию, для определения характера которой вводится понятие «обратный археомодерн». Обратный археомодерн состоит в перенесении элементов ориентированного на сакральность мировоззрения премодерпа на почву светского модерна. Эта эклектика привела к парадигмальной аномалии, которая позволила формирующейся американской культуре установить связь с общечеловеческой культурной традицией.
-
Основными религиозными и философскими влияниями на американских романтиков являются древнеиндийская, древнекитайская, античная (прежде всего платонизм) и немецкая классическая философия, а таюке Гёте и британские романтики. На Эмерсона существенное влияние оказал также Сведенборг.
-
Общим онтологическим основанием для американских романтиков является эстетико-символистский холизм.
-
Гносеологическими основаниями философии американского являются интуитивизм и сверхрационализм.
Апробация результатов исследования
Результаты данной' работы были изложены в докладах на конференциях: «X Кантовские чтения» (Калининград, 2009) и «Модели в современной науке: единство и многообразие» (Калининград, 2009).
Научно-практическое значение исследования
В диссертации дан наиболее общий обзор философского базиса американского романтизма, являющегося фундаментом художественной и интеллектуальной жизни США и первостепенным источником влияния последней на мировую культуру.
Данное диссертационное исследование может быть использовано при подготовке лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по истории западной философии XIX века, в дальнейших историко-философских и литературоведческих исследованиях феномена американского романтизма, в американистике, а также при изучении парадигмальных аномалий в философии и культуре в целом.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.