Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века Днепровская, Инесса Викторовна

Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века
<
Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Днепровская, Инесса Викторовна. Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03 / Днепровская Инесса Викторовна; [Место защиты: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет].- Санкт-Петербург, 2011.- 336 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-9/101

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Строительство современного российского правового государства требует глубокого осмысления правовых явлений, необходим «философский поворот» в изучении права как феномена, коренящегося в духовной сфере и подчиненного нравственным принципам бытия. Во многом именно с правом связывается создание языка межкультурного диалога многонациональной России. Для того, чтобы справиться с этой ролью, право само должно строиться на основе универсальных духовных ценностей. Представление об этих ценностях и универсальных принципах, на которых должна строиться правовая культура, было выработано в русской философии. Философия права являлась одним из ведущих направлений отечественной мысли второй половины ХIХ – начала ХХ века и стремилась, с одной стороны, в формах рационального знания выразить духовный опыт, накопленный в православной культуре, а с другой – осмыслить российское правосознание в историко-культурном контексте развития Российского государства.

Степень разработанности проблемы. Следует подчеркнуть, что хотя проблема духовных оснований права была одной из центральных в русской философии права, однако она не была до настоящего времени систематически исследована в истории философии. Большинство исследований по проблеме духовности в русской философии права ограничиваются констатацией духовной составляющей отечественной философии права. Обобщающие же работы по истории русской духовности идут по пути раскрытия значения духовных ценностей в учении того или иного мыслителя, оставляя в стороне изучение духовного аспекта собственно философско-правовой проблематики. Отсутствуют докторские диссертации, непосредственно посвященные исследованию духовных основ права в русской философии. Близкими к теме нашего исследования являются работы, посвященные выявлению нравственных оснований права в русской философии. Это работы А.П. Альбова, Ю.В. Костина. Р.З. Харисова. Вместе с тем в этих работах акцент делается на исследовании нравственного содержания права, то есть на отдельном аспекте духовности, что не позволяет авторам раскрыть право как целостное духовное образование. Кроме того, эти работы рассматривают проблему в русле истории развития правовых идей, а не в историко-философском контексте.

В особую группу исследований можно выделить работы, посвященные проблеме духовности и нравственности в русской философии в связи с идейным и мировоззренческим контекстом, в котором формировалась также и философия права. В данном направлении работают А.И. Бродский, А.Ф. Замалеев, А.А. Корольков, А.В. Малинов, М.А. Маслин, В.С. Никоненко, И.Д. Осипов. Сравнительный анализ трактовок духовности в русской и западной философии дает И.А. Волков, социально-философский аспект русской духовности исследуют Н.Н. Изместьева, И.Б. Чернова. К этой группе примыкают исследования, посвященные анализу отдельных аспектов духовности в русской философии. Проблема духовных ценностей в русской мысли рассматривается Г.П. Выжлецовым, М.Н. Корнышовой. Сюда же можно отнести исследования проблемы свободы в русской философии М.И. Ненашевым, концептов правды и истины М.В. Черниковым, метафизики веры С.А. Нижниковым.

Следует отметить также и работы по истории философии права в России таких авторов, как Б.В. Васильев, А.М. Величко, Б.В. Емельянов, В.Н. Жуков, Г.С. Итенберг, А.С. Карцов, А.В. Корнев, Б.В. Холстинин, Ю.В. Ячменев. Исследованию влияния духовных факторов в формировании российской государственно-правовой системы посвящены работы А.А. Гайдерова, В.Д. Черепанова.

Немаловажное значение для раскрытия темы имеют философские исследования в области правовой культуры, правосознания и правопонимания Р.С. Байниязова, Г. Бермана, И.П. Малиновой, Г.В. Мальцева, Н. Неновски, В.С. Нерсесянца, А.В. Полякова, Э.Ю. Соловьева, И.Л. Честнова, В.А. Четвернина. Эта проблема в плане соотношения права и нравственности стала предметом обсуждения в рамках Международной научной конференции «Философия права в России: теоретические принципы и нравственные основания» (Санкт-Петербург 2007).

Большое значение для исследования проблемы духовных основ права в русской философии в целом и в творчестве привлекаемых к рассмотрению персоналий имеют работы философов и юристов начала XX в: Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, М.О. Гершензона, С.И. Гессена, Г.Д. Гурвича, Вяч. Иванова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, П.И. Новгородцева, Э.Л. Радлова, В.В. Розанова, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, А.С. Ященко.

Следует заметить, что к настоящему моменту появились серьезные исследования, концептуализирующие понятие «духовность», что делает возможным применять эту категорию для анализа русской философии права. Следует отметить таких авторов, как И.Е. Богданов, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, Н.П. Коновалова, З.В. Фомина. И.А. Бокачев, Р.А. Зобов, Л.И. Сугакова, Л.А. Коневских, А.И. Семенов, П.В. Симонов исследуют социальные аспекты духовности, истоки ее происхождения и способы проявления. Духовность в структуре личности рассматривает В.И. Ксенофонтов. Онтологические аспекты духовности выявляет А.Я. Канапацкий.

Большое значение для исследования поставленной в диссертации проблемы имеют работы, посвященные отдельным персоналиям русской философско-правовой мысли XIX века. Философские взгляды славянофилов анализируются в работах К.М. Антонова, Т.И. Благовой, З.А. Каменского, В.И. Керимова, Н.С. Коваленко, Е.Б. Фурсовой, В.А. Холодного, С.С. Хоружего. Однако этими авторами философско-правовые взгляды славянофилов специально не рассматриваются. Историко-политический контекст формирования славянофильства как идейного течения исследован Е.А. Дудзинской, В.К. Кантором, В.А. Китаевым, Н.И. Цимбаевым. В данных исследованиях политические и правовые идеи русских мыслителей представлены более широко, но в основном в аспекте предлагаемой славянофилами концепции российских реформ 60-х гг. XIX в. Тенденция изучения правовой философии славянофилов только намечается в современной исследовательской литературе, хотя некоторые предпосылки к проведению данных исследований можно увидеть в начале XX в. в работах Л. Е. Владимирова, М.Ф. Таубе, М.Д. Чадова и др. Из современных исследователей в этом плане можно отметить И.Д. Осипова, в публикациях которого правовые взгляды славянофилов получают оценку позитивно ориентированных, а не отрицающих право идей. Как феномен правового скептицизма и нигилизма трактует философию права славянофилов И.С. Ильин, что не позволяет выявить оригинальность и позитивный в юридическом отношении смысл философии права славянофилов.

Исследованию творчества Ф.М. Достоевского посвящена обширная литература. В основном это работы литературно-критического плана, многие авторы при этом анализируют и философские идеи мыслителя. Следует отметить фундаментальные исследования таких авторов, как М.М. Бахтин, А.П. Белик, И. Волгин, А.С. Долинин, Ю.Ф. Карякин, Н.В. Кашина, Л.И. Сараскина, Ю.В. Селезнев. Рассмотрению собственно этики Ф.М.Достоевского посвящено исследование В.Г. Безносова. Попытка системного рассмотрения философских идей Ф.М. Достоевского представлена в работе Р. Лаута. Оригинальный философский анализ идей писателя на основе разбора его романа «Братья Карамазовы» дан Я.Э. Голосовкером. Рассмотрению философских идей Достоевского посвящены также многочисленные журнальные публикации таких авторов, как В.К. Кантор, В. Кирпотин, Е. Плимак, Б. Тарасов и др. При этом философско-правовой проблематике в творчестве писателя посвящено всего несколько работ. Отдельные аспекты философии права рассматриваются в работах В.А. Бачинина. Этот автор исследует в основном философию преступления в творчестве русского мыслителя. Исследование творчества Достоевского в связи с прикладными идеями современной писателю юриспруденции представлено в работе Л. Параккини. Внимание современных юристов к правовым идеям писателя было выражено в ходе конференции «Ф.М. Достоевский и юриспруденция», (Саратов. 1999 г.). Представляют интерес и исследования правовых идей Ф.М. Достоевского, проведенные в рамках кандидатских диссертаций филологами Ч.А. Горбачевским, Е.В. Дорошевой, В.А. Жаровым. Однако правовая тематика творчества писателя интересует авторов этих исследований в аспекте либо истории журналистики (Е.В. Дорошева), либо в рамках характеристики литературных образов, сюжетов, тем. И.А. Есаулов исследует идеи права и благодати в поэтике Достоевского. В целом внимание исследователей в основном сосредоточено на анализе психологических, социальных и метафизических основ преступления, вскрываемых писателем. Практически не исследованным в философии Ф.М. Достоевского остается вопрос о принятии права (отрицании преступления), о способах нахождения права, о вхождении человека в правовое пространство.

Философия В.С. Соловьева стала объектом всестороннего анализа современных историков русской философии: П.П. Гайденко, А.Ф. Лосева, Н.В. Мотрошиловой, М.И. Ненашева и др. Такие направления его философии, как всеединство, софиология, стали предметом исследования докторских диссертаций Е.М. Амелиной, Г.Ф. Гараевой. Философско-правовые взгляды В.С. Соловьева анализируются в кандидатской диссертации А.В. Пепеляева. При этом основной акцент делается на правовом анализе содержания идей мыслителя, духовно-философская проблематика остается в стороне от непосредственного интереса исследователей. Следует отметить исследование философии права Соловьева Е.А. Прибытковой, отмечающей в качестве доминантной для «правовой теории всеединства» идею духовности всего существующего мира. Однако автор слишком тесно увязывает правовые взгляды мыслителя с теорией этического минимума, что приводит к необходимости «защищать» философию права Соловьева от недостатков самой концепции нравственного минимализма в праве. Отождествление духовных оснований права с нравственными принципами его философии неизбежно приводит исследователей к восприятию права в концепции В. Соловьева как не имеющего самостоятельной значимости для общества, что, на наш взгляд, не соответствует действительности. Требуется специальное рассмотрение вопроса о праве с точки зрения выявления его духовно-ценностного содержания в философии В. Соловьева.

Философии права Б.Н. Чичерина посвящены исследования А. М. Величко, А.В. Захарова, В.Д. Зорькина, С.И. Фишера. Его взгляды на государство и исторический прогресс анализируются в работах Б.В. Емельянова, Л.М. Искры, Е.Е. Миронова. Историческая концепция Б.Н. Чичерина рассматривается в диссертации Г.С. Криницкой, социологическое учение – Н.А. Добриной, А.С. Кокорева. Религиозно-этическая сторона его учения исследуется в статьях И.И. Булычева, А.В. Каримова. При этом авторы работ в основном разрабатывают какую-то одну сторону его многогранного философского наследия, Чичерин как оригинальный философ изучен явно недостаточно. Анализ его взглядов на право как духовное явление требует, прежде всего, анализа его философской системы, как фундамента его учений об обществе, праве, историческом прогрессе. Ценностно-мировоззренческий аспект его философии права остается в стороне от внимания исследователей. Рассмотрение философско-правовых взглядов Соловьева и Чичерина сквозь призму духовно-ценностного их содержания имеет принципиальное отношение к теме настоящего диссертационного исследования.

Проведённый источниковедческий анализ показывает, что проблема духовно-нравственных оснований русской философии права не стала до настоящего времени предметом самостоятельного и комплексного историко-философского исследования. Принципиальная теоретическая и мировоззренческая цель русской философии права – духовное оправдание права – не рассматривалась в имеющейся литературе как методологическая предпосылка для концептуализации философско-правовых идей отечественных мыслителей.

Объект исследования – русская философия права второй половины XIX века.

Предмет исследования – философское обоснование духовно-нравственного смысла права в философско-правовых концепциях русского идеализма второй половины XIX века.

Цель исследования – выявление и анализ духовно-нравственного содержания правовых учений ведущих представителей русского идеализма и концептуализация их идей как методологической основы духовно-нравственного обоснования права. Данная цель достигается решением следующих задач:

На основе анализа онтологии, гносеологии и аксиологии славянофилов

- выявить методологические возможности категории «живознание» в правовой гносеологии славянофилов для познания духовной сущности права;

- эксплицировать правовой смысл нравственных ценностей «веры», «правды», «любви» в учении славянофилов; показать на основе анализа правовой аксиологии славянофилов несостоятельность трактовки их учения как правового нигилизма;

- раскрыть сущность позиции славянофилов по вопросу о духовных детерминантах западного и российского правопонимания;

- проанализировать содержание соборности как принципа правовой организации общества.

На основе анализа философско-правовых взглядов Ф.М. Достоевского

- провести реконструкцию нравственной философии права писателя на основе концептуализации его правовых идей;

- показать значение «полифонизма» и «диалогичности» философского метода писателя для раскрытия коммуникативной природы права как духовного общения, основанного на признании нравственной ценности субъектов правоотношения.

- обосновать значение метафизики преступления в философии писателя как способа познания права, раскрытия духовно-нравственного смысла права для личности в ее экзистенциальном бытии.

- раскрыть содержание проблемы правомерного поведения, определив ценностное содержание правового поступка в философии Достоевского.

На основе анализа полемики Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева

- раскрыть ценностное содержание правовой и нравственной свободы как духовной основы права

- выявить диалектику личной и общественной свободы в правовой организации общества

Методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составляют классические философские работы, посвященные проблемам права и нравственности, свободы, добра, справедливости, достоинства и прав личности. Историко-философский характер работы обусловил сочетание в диссертации общефилософских подходов (единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному) с общенаучными методами познания (анализа, синтеза, системности, сравнения).

Метод категориального анализа применялся в диссертации для концептуализации правовых взглядов славянофилов. На его основе прояснялось правовое содержание таких ценностных понятий, как «правда», «вера», «любовь». Этот же метод использовался при рассмотрении содержания понятия «правовой свободы» в учениях В.С. Соловьева и Б.Н. Чичерина. Для анализа полемики этих мыслителей по вопросам права использовалась методология сравнительного анализа. В связи с отсутствием целостного и системного изложения философско-правовых идей в творчестве Ф.М. Достоевского, при исследовании его философии права применялись методы реконструкции и системного анализа.

Гипотеза исследования. Суть предлагаемого в диссертации подхода к исследованию истории русской философии права - в рассмотрении правовых концепций и идей в контексте понимания отечественными мыслителями феномена духовности и осмысления ими социального бытия, как бытия духовного. Категория «духовность» рассматривается в качестве методологической предпосылки для исследования различных направлений русской философии права. В работе показывается, что право осмысливалось русскими мыслителями через веру как основу цельного знания, правду как справедливость, свободу как творчество. Выявляемый в этих категориях духовно-нравственный смысл права связывает отдельные концепции в единое целое: от живознания, как способа осмысления и опознания права в культуре и быте народа (славянофилы) - к живому праву, проявляющемуся и творимому в поступке человека (Ф.М. Достоевский), и, наконец, к праву как жизнетворчеству, самостоятельному творческому началу, организующему жизнь человеческого сообщества в государстве как духовном союзе (Б. Чичерин, В. Соловьев).

Концептуально это можно представить следующим образом:

- Славянофилы рассматривали право в контексте соборного общения. Это позволило им выразить целостный образ права как нормативной модели поведения, в которой отразились утвердившиеся культурной традицией реальные отношения, приобретшие силу нормативности.

- Ф.М. Достоевским право рассматривалось в контексте экзистенциального общения, тем самым выявлялась диалогическая природа права, которое получало оправдание как дисциплинирующее начало в процессе обретения человеком подлинности бытия и обретении духовных смыслов. Тем не менее, и в его мировоззрении право остается духовно обусловленным со стороны экзистенциальных устремлений личности к нравственному абсолюту, а не со стороны своего внутреннего содержания.

- В полемике Б. Чичерина и В. Соловьева проясняется самостоятельный контекст правового общения. Право рассматривается как явление духовное в своей основе, внутренней идее (идее свободы – у Чичерина, идее блага – у Соловьева), а не обусловленное духовным содержанием внешних для права целей.

Научная новизна исследования заключается в концептуализации и переосмыслении философско-правовых учений ведущих представителей идеалистического направления русской философии XIX как методологической основы духовно-нравственного обоснования права. На основе анализа духовно-нравственного содержания правовых идей славянофилов, Достоевского, Чичерина, Соловьева диссертантом

- впервые была проведена концептуализация понятия «живознания» как основополагающего принципа познания права в философии славянофилов. Это дало возможность эксплицировать правовой смысл нравственных ценностей «веры», «правды», «любви» в учении славянофилов и обосновать несостоятельность трактовки их учения как правового нигилизма;

- обоснован вывод о том, что славянофилами были заложены методологические основы для философской рефлексии национального правосознания, обозначены духовно-нравственные доминанты российского и западноевропейского типов правовых культур;

- выявлено методологическое значение понятия соборность для определения права как средства установления социального мира на основе обнаружения правды;

- доказано, что славянофилами право раскрывается как сложное явление, которое включает в себя не только систему официальных норм, но также правосознание и правовую культуру, что позволяет рассматривать намеченное ими направление исследования своеобразия российской системы права в контексте интегративного правопонимания;

- впервые была проведена реконструкция правовых идей Достоевского как одной из первых коммуникативных концепций права; было раскрыто диалогическое понимание права философом;

- предложена интерпретация метафизики преступления Достоевского в качестве метода обнаружения права, нахождения духовных смыслов социального, в том числе и правового, бытия личности (в противоположность устоявшимся трактовкам его концепции преступления как психологического и метафизического исследования причин девиантного поведения);

- обосновано, что основой правовой антропологии Достоевского является категория правового поступка; выявлен духовно-нравственный смысл правового поступка в философии Достоевского как акта реализации правовых ценностей свободы и равенства; установлено, что нравственное содержание этих ценностей раскрывается в этических понятиях дисциплины и служения.

- дано сопоставление содержания правовых ценностей свободы и справедливости в учениях Чичерина и Соловьева; выявлено, что духовно-нравственное содержание правовой свободы в концепциях каждого из мыслителей связывается с идеей социального творчества, чем преодолевается сложившаяся в Новое время традиция восприятия свободы в ее соотнесении с необходимостью (Лейбниц, Кант, Гегель);

Научная новизна выражается в следующих положениях, выносимых на защиту:

  1. Исследование русской идеалистической философии права второй половины XIX века в контексте развития идеи духовности ее ведущими представителями позволяет, учитывая специфику трактовок права в рамках отдельных концепций, выявить содержательное единство данного направления в исследовании сущности права.

  2. Содержательное единство идеалистической парадигмы русской философии права определяется преимущественно духовно-нравственной проблематикой, разрабатываемой ее крупнейшими представителями.

  3. Духовно-нравственная проблематика в русской философии права связана с рассмотрением таких вопросов как: значение культурно-нравственных ценностей для формирования правосознания; роль духовно-этических начал в формировании и реализации права; влияние духовных факторов на правовое поведение человека; соотношение индивидуалистической и коллективистской ценностных систем в определении содержания и границ правовой свободы; категориальная проработка этико-правовых понятий (правда, добро, свобода, справедливость), выявляющая их универсальный духовно-нравственный смысл и специфическое историко-культурное ценностное значение.

  4. Общая тенденция русской философии права проявилась в восприятии права как типа, условия, средства, способа выражения духовного общежития. Право рассматривалось классическими представителями идеалистической философии XIX века (Славянофилы, Ф.М. Достоевский, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев) как часть нормативной системы более высокого уровня – духовно-культурной ценностной системы общества, в связи с чем, ими усматривалась несостоятельность правовых институтов, не имеющих легитимации со стороны этой системы. С этих позиций ими велась критика различных вариантов позитивизма.

  5. Категория духовности содержательно раскрывается в рассматриваемых концепциях как единство веры, правды, любви, свободы и связано с целостностью духовно-душевного мира личности. Понимание духовной целостности как единства познавательной и чувственно-волевой сфер, рациональных и сверхрациональных интенций личности находило отражение и в понимании подлинного органичного и нравственного единства общества и государства, тесно связано с понятием правосознания и правовой культуры.

  6. В учении славянофилов идея целостности является фундаментальной характеристикой человеческого бытия как бытия духовного и лежит в основе разрабатываемой ими методологии познания права, основанной на принципе живознания. Концептуализирующим моментом для понимания права как духовного явления в философии славянофилов является предмет веры – правда. Право понимается славянофилами как культурно-ценностный комплекс, в котором правовые нормы формируются в результате осознания людьми духовных смыслов правды, истины, любви в процессе реального взаимодействия людей и общества с властью. Право рассматривается с точки зрения соответствия его духовной культуре народа. Субъектом права и творцом правовых ценностей выступает в их учении народ, человек же рассматривается как выразитель этих ценностей.

В выявлении ценностного содержания права идея целостности воплощается в понятии соборности как способа организации общества на основе любви к общим ценностям. Сущность права в контексте принципа соборности выявляется славянофилами как средство установления социального мира на основе обнаружения правды. Право в их концепции не противопоставляется соборному принципу любви, а оправдывается любовью.

  1. В философии права Ф.М. Достоевского идея целостности как характеристика духовности получает преломление в понятии любви как признании «другого». Сущность права в правовой концепции мыслителя определяется взаимностью признания. Соответственно, право в философии Достоевского можно определить как экзистенциальную коммуникацию, основанную на нравственном признании духовной ценности «другого» в качестве субъекта правового общения. Концептуализирующим моментом в понимании Достоевским права является любовь как духовная основа акта признания. Через взаимность этих актов живет и творится право. Духовное содержание права раскрывается в философии Достоевского как деятельная сторона права. Правовые ценности свободы и равенства приобретают регулятивное значение только при переходе из идеального бытия в реальное. Получая в поступке направленность на «другого», свобода трансформируется в дисциплину, а равенство в служение. Без реализации в поступке право утрачивает духовное содержание, смысл обеспечения единства общественного союза.

  2. В концепциях Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева и духовность личности, и целостность духовного союза, духовное единство достигается посредством свободы. Право рассматривается ими как один из способов бытия духовной свободы в реальном человеческом обществе. Концептуализирующим моментом в учении о праве этих мыслителей является разумно-нравственная свобода и свободная воля. Духовную природу свободы они определяли как творческое начало. И Соловьев и Чичерин открывают творчество как ценность, внутренне присущую свободе. Для Соловьева творческая функция правовой свободы связывается с социальным правотворчеством государства. Положительным следствием такого правопонимания и стала концепция прав человека, включающая, в том числе, и идею права на достойное существование. Творческое начало правовой свободы объективируется в правах человека. Для Чичерина творческая функция свободы реализуется в обязанности лица к социальной ответственности, выражающейся в подчинении правопорядку. Только в этом случае может быть реализован творческий потенциал правовой свободы в совместном достижении духовного единства общества в процессе культурно-исторического развития.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическое значение работы обусловлено актуализацией в ней идейного содержания правовых концепций классических представителей русского философского идеализма в контексте обсуждаемых в современной философии права проблем интегративного правопонимания и ценностных трактовок права.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащегося в нем теоретического материала при подготовке общих лекционных курсов по истории русской философии права, отдельных тем в курсе философии права.

Апробация диссертации. Основные результаты исследований по проблематике диссертации отражены в научных трудах диссертанта, в том числе, в двух монографиях («Проблема этического осмысления политико-правовой картины мира в русской философии второй половины XIX века», Чита, 2005; «Духовное оправдание права в русской философии второй половины XIX века», Иркутск, 2010), а также в учебном пособии «Введение в философию права»; изложены в материалах международных и российских научных конференций. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, были также использованы при разработке и чтении лекционных курсов по истории русской философии и философии права.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (596 источников). Объем работы – 337 стр.

Похожие диссертации на Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века