Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Место идей воспитания и образования в творчестве Л.Н. Толстого 13
1.1. Философия и образование 15
1.2. Искусство и образование 25
1.3. Наука и ремесла в их отношении к образованию 40
1.4. Религия и образование 54
Глава вторая. Принципы образования Л.Н. Толстого 65
2.1. Сущность образования 65
2.2. Содержательные принципы философии образования 98
Заключение 121
Список использованной литературы 125
- Философия и образование
- Наука и ремесла в их отношении к образованию
- Сущность образования
- Содержательные принципы философии образования
Введение к работе
Настоящая работа посвящена реконструкции философии образования великого русского мыслителя, одного из основателей народного образования в России Л.Н. Толстого.
Философия ведает самой сложной и подвижной областью человеческого бытия - мировоззрением. Философия образования — это размышление о путях формирования мировоззрения человека, если понимать под конечной целью образования создание человека мыслящего. В условиях быстро развивающегося информационного общества, существования полифоничного и вместе с тем противоречивого общественного сознания, включающего наряду с научной картиной мира, эзотерические, религиозные и другие представления, эта задача кажется очень непростой.
Потребность в рефлексии над образованием возникла не только в нашей стране, но и за рубежом. Образование - одна из центральных проблем современной культуры. Заступив место идей просвещения и пропаганды, новейшие концепции и технологии образования намерены стать если не альтернативой, то балансом и средством контроля тотальной информатизации общества и человека. Но будет ли само образование достаточно критичным и гуманным, чтобы не превратиться из средства свободной ориентации человека в орудие манипуляции в системе производства, трансляции и потребления информации? Таким образом, философия образования приобретает или должна приобрести статус не только моральной и образовательной дисциплины, но и, так сказать, правозащитной и методологической. Правозащитной — поскольку должна научить человека свободному самоопределению и ответственности за свои поступки, методологической - поскольку ее предназначение научить человека процедурам выбора не только реалистического и гуманного мировоззрения, но и самого себя в качестве уникальной личности с бесконечными творческими возможностями и способностями. Эта проблема также находится в центре внимания философии образования.
Статус и предметная специфика этой междисциплинарной науки ещё не сформировались. Один из путей уяснения философии образования - это ретроспективный анализ теорий образования и воспитания, имеющихся в истории мировой культуры. Почётное место среди них занимают идеи Л.Н. Толстого.
В существующей отечественной и зарубежной историографии нет обобщающих или специальных трудов, рассматривающих философию образования Л.Н. Толстого как целостную систему идей, занимающую место между общефилософскими идеями и педагогическими концепциями. Это связано с тем, что проблемы философии образования стали разрабатываться сравнительно недавно. К числу отечественных исследователей, занимающихся философией образования, относятся О.В.Долженко, В.М.Розин, НС.Розов, Б.С.Гершунский, Л.П. Буева, В. Л. Рабинович, Н.Н. Пахомов, А.А. Воронин. Среди учёных, занимающихся историко-философскими исследованиями по философии образования, следует отметить П.Б. Бондарева, А.Ю. Бутова, Л.А. Микешину, Е.МГлухову, Н.С. Розова1 Работы названых авторов дают возможность представить степень значимости педагогически идей в творчестве русских философов, а также выявить философские основания образования, определить его сущность и содержание. Взгляд философа на систему обучения (О.В.Долженко2), предельно широкая рефлексия над образованием и педагогикой (В.М Розин3) являются предметом философии образования, что позволяет нам отнести вышеназванные работы к этой инте-гративной, как считает Б. С. Гершунский, науке, которая определяет политику в сфере образования, даёт качественно новое знание о человеке, социально-экономической среде, педагогической науке.4
Среди новейших исследований образовательных идей в философии следует отметить диссертацию СЯ.Сидоренко,5 где утверждается, что важнейшим выражением гуманизма в европейской культуре является образование. В то же время, концепции гуманизма, будучи идеалом и программой образования, влияют на его содержание.
Анализ философской литературы о Толстом - это специальная научная проблема, поэтому выделим исследования, появившиеся за последние пять лет, хотя нельзя не сказать об обобщающем исследовании Н.С. Козлова «Лев Толстой - мыслитель и гуманист» (М., 198), имеющей большое значение для целостного понимания мировоззрения великого русского писателя. Среди новейших работ следует назвать работы Е.И. Рачина, Е.И. Мелешко, Е.В. Демидовой, М.А. Можаровой. Е.А. Ра-чин основательно исследует мировоззренческую и творческую эволюцию взглядов Л.Н. Толстого, а также влияние западной и восточной философской мысли на творчество русского мыслителя.6 В работе Е.Д. Мелешко дан целостный анализ основных мотивов и проблем философско 2 Долженко О-В. философия образования: дань моде или условие выживания.
Истоки эволюции мировоззрения Л.Н. Толстого. Дисс.... докт. филос. наук. - М., 1997. го творчества Л.Н. Толстого и его религиозно-нравственных исканий. Для обоих авторов характерен интерес к философии Толстого в контексте его учения и духовного опыта непротивления злу. К этим работам примыкает исследование Е.В. Демидовой, в котором, наряду с идеями ненасилия начала XX века, анализируется и толстовская идея непротивления злу силой. Проблемам религиозно-философской антропологии Л.Н. Толстого посвящено диссертационное исследование Ли Со Ён «Религиозно-философская антропология Л.Н. Толстого» (М. 1996), в котором автор выделяет структуру и проблемное содержание религизно-философской антропологии Толстого, показывает её специфику и выявляет гуманистический характер учения Толстого о человеке. Работа М.А. Можаровой не исчерпывается только философской проблематикой, но и включает в себя анализ проблем литературы, эстетики, педагогики, во второй главе данной работы сопоставляется проведённое Киреевским исследования основ западного и русского просвещения с толстовским подходом к этой проблеме.
В то же время за последний период были осуществлены исследования собственно педагогической мысли Л.Н. Толстого такими авторами, как Б.Т. Лихачев, Н.В. Кудрявая, Л.З. Немировская, А.А. Шаталов и др. В работах названных исследователей предприняты попытки анализа педагогики Толстого в контексте его философской мысли, однако, цели, сущность и содержание образования в понимании Толстого в этих работах специально не рассматривались. Лишь в работе Н. А. Моисеевой в контексте воспитательных и образовательных идей основательно исследуются взгляды Толстого на религию и этику, которые, как полагает автор, он считал важнейшими компонентами духовного знания, а также социально-философские взгляды мыслителя, на теоретико 7 Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого: Систематическое учение н духовный опыт. - М., 1999. методологической основе которых построена его концепция воспитания и образования.9 Работа Н. А. Моисеевой представляет для нас особый интерес, поскольку проясняет ту роль, которую играет социально-философское учение Толстого в его философии образования. Однако в ней не проанализированы взгляды Толстого на искусство и науку в их отношении к образованию, что затрудняет возможность в полном объеме вскрыть механизм образовательного воздействия культуры на человека, характер и направленность этого процесса, сущность и цели образования. Кроме того, в работе не рассматривается вопрос философского понимания общей природы образования у Толстого. Проведение такого историко-философского анализа позволяет показать справедливость и объективность толстовского подхода к данной проблеме. Это помогает понять то, что философия образования Толстого действительно актуальна в связи с современными требованиями к отечественной школе, что она в высшей степени рациональна и имеет ярко выраженный гуманистический характер.
За рубежом проблемы философии образования нашли своё отражение, как у классиков, Ф. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, так и у наших современников В ряду философов XX века укажем, в частности, на Х.-Г. Гадамера, М. Шелера, называвший образование «образом совокупного человеческого бытия», Дж. Дьюи, П.Куртца.10
В наши дни, будучи значимыми для всего мирового сообщества, проблемы философии образования активно обсуждаются современными российскими и зарубежными учеными. Примером тому может служить XX Всемирный конгресс в Бостоне (США, 1998), основная тема которо Можарова М.А. Л.Н. Толстой и ИВ. Киреевский: преемственные связи. Дисс. ...канд. фи-лол. наук была сформулирована как «Философия в воспитании человечества». Среди докладов, прозвучавших на Конгрессе, выделим следующие: Пьер Аубенью «Образование через природу человека», Ту Вей Минг «Самовоспитание как воплощённая человечность», Джон Силбер «Философия и будущее образования». Анализ историко-философской и педагогической литературы, периодических изданий, научных сборников и монографий по философии образования, диссертационных исследований даёт основание утверждать, что специальной работы по философии образования Л.Н. Толстого в современной историографии до настоящего времени не было.
Общая цель диссертации состоит в том, чтобы дать теоретическую реконструкцию философии образования Л.Н. Толстого как целостного учения о сущности, целях, содержании образования, главной задачей которого является онтологическое преображение личности через обращение её внимания на жизнесмысловые проблемы. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- определить содержание образовательной деятельности в понимании Л.Н.Толстого, рассмотрев взгляды мыслителя на философию, искусство, науку, религию в их отношении к образованию;
- выявить философские и религиозные основания учения Толстого об образовании;
- определить понимание Толстым сущности и смысла образования как естественной потребности человека получить ответы на экзистенциальные вопросы,
- раскрыть специфику и функцию толстовского учения о непротивлении злу силой в свете философии образования.
Теоретической основой диссертации являются философские и педагогические труды Толстого, а также художественное наследие писате " Подробнее см.: Вестник Российского философского общества, № 3 (7), 1988, № 3, 1999. ля, публицистические произведения, письма и дневники Толстого, а также современные исследования, посвященные философии образования. В качестве основных методов исследования используются общенаучные и текстологические методы анализа. Сопоставление понимания сущности образования в различных культурах и у различных мыслителей потребовало применения метода историко-философской компаративистики.
Л.Н: Толстой был одним из первых, кто заявил о необходимости смены ценностных установок человека в сфере образования. Но Л.Н. Толстой не оставил специального обобщающего исследования, а развил свои идеи в многочисленных статьях и сочинениях публицистического характера. Вместе с тем, совокупность его философско-образовательных идей столь основательна и оригинальна, что позволяет произвести систематическую реконструкцию этой существенный компоненты творческого наследия мыслителя. Именно в этом, прежде всего, и усматривается научная новизна диссертации. В этом смысле работа является практически первой попыткой систематического анализа и обобщения идей философии образования Толстого как фактически целостного и конкретного метода реализации фундаментальных ценностей образования: бытийственного самоопределения личности, выбора ею добра, справедливости, толерантности и т.д.
К научной новизне диссертации относится также следующее:
- развёрнутая характеристика толстовского понимания образования как бытийной потребности человека;
- раскрытие сущности, целей и задач образования в понимании Толстого;
- определение места и значимости философии образования в контексте понимания Толстым философии, науки, религии, нравственности и искусства; Поскольку философия образования не была предметом специальных научных исследований, что привело к недостаточно глубокому ее осмыслению и внедрению в практику образования, то наиболее практически значимым аспектом диссертации является открываемая ею возможность разрабатывать инновационные образовательные программы с учетом толстовской философии образования. Вместе с тем, близость этой проблематики к вопросам этики, психологии личности и философской антропологии позволяет использовать материалы и выводы работы в соответствующих университетских курсах. Кроме того, историко-философский характер исследования определяет возможность его использования в вузовских курсах по истории отечественной философии.
Работа может быть основой для дальнейшего научного исследования отечественных традиций в области философии образования и лучшего понимания перспектив современных поисков в этой области.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 17 февраля 2000 г. Базовые идеи исследования были изложены автором на международной конференции "Наука и здравый смысл в России: кризис или новые возможность?" (Москва, МГУ, 1997), а также в публикациях.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Философия образования Л.Н. Толстого является просветительски-рационалистической. Разум и просвещение суть основные, единственно существенное средства осмысления и передачи идеи добра от человека к человеку.
2. Образование, по Толстому, является конкретным методом воплощения идеи ненасильственного устройство общества.
3. В мировоззренческом отношении его учение построено на принципах религиозного гуманизма. 4. Философия образования Л.Н. Толстого направлена на преодоление зла в мире через формирование духовного, т.е. высоконравственного человека средствами образования, разъясняющими смысл человеческой жизни и побуждающим к самотворению и деланию добра. Поиск истины в ходе индивидуального и всеобщего развития и прогресс образования совпадают. Образование - это бытийная категория, позволяющая раскрыть содержание и механизм осуществления и развития человека и общества.
5. Содержание образования в философии образования Л.Н. Толстого определяется тем, что нравственность и наука в ней соединены в одно целое по принципу иерархии. Нравственный императив, в котором на первый план выступает воспитательный элемент, подчиняет себе всю сферу духовной, в том числе и образовательной, деятельности человека.
6. Знание, лежащее в основе блага, понимаемого как согласие, единение людей, составляет суть образования человека, влияет на его мировоззрение и поведение.
7. Сущность образования у Л.Н. Толстого заключается в том, что (а) образование по своей природе свободно, (б) образование - это творческое и ненасильственное сотрудничество ребёнка и педагога, (в) образование - это естественная потребность человека получить ответы на предельные вопросы о своём Я, мире и Боге как воплощении высшего блага, (д) образование складывается из двух процессов: бессознательного, спонтанного и сознательного, т.е. разумного, целенаправленного, составляющего сущность образования в общепринятом смысле этого слова.
8. В конкретно-познавательном смысле философию образования Толстого можно определить как антропоцентрическую, поскольку её ценностный вектор направлен от сознания и разума к самосознанию и глубинным пластам внутреннего мира человека, а от них - к человеку
Философия и образование
Величайшей заслугой Л.Н. Толстого является то, что он стоял у истоков создания народного образования в России. Он был одним из немногих, кто ощутил огромную потребность русского народа в образовании и открыто говорил, что образования этого нет, несмотря на уже довольно широкую сеть университетов и ремесленных школ в России конца 19 века. Поэтому Толстой и поставил общественность перед необходимостью задуматься над вопросами, мимо которых до этого проходило и обыденное и научное сознание в силу кажущейся своей простоты: что такое образование? нужно ли оно русскому народу вообще? и в том ли виде, в котором оно существовало повсеместно? в какие области человеческого духа оно должно простираться, чтобы стать по-настоящему необходимым для человека? На все эти вопросы Толстой предлагал свои ответы, резко диссонирующие с традиционными взглядами. Так, например, распространённым является мнение, что кроме специальных знаний, дающих кусок хлеба, есть ещё и знания фундаментальные, как то: философия и естествознание, искусство - и религиоведение. Быть эрудитом в этих сферах - значит слыть образованным человеком. Однако Толстой имел смелость подвергнуть критике это уже устоявшееся мнение, более того, он считал невозможным оставить в неизменной форме такие «умственные занятия и духовные радости, как теперешняя наука, философия и поэзия».1 Он считал, что они прямо противоположны «всем разумным и нравственным требованиям человека»2, полагал единственный смысл своей жизни в преобразовании этих форм духовной деятельности человека по принципам нравственности и разума, то есть практической приложимости в жизни человека.
Задача эта не пугала Толстого своей масштабностью. Он имел своё понимание сущности философии, науки и религии, которое он выразил следующим образом в письме Н.Н.Страхову в декабре 1875 года: "По-моему, наука в общем смысле, философия, религия - одно и то же. Наука есть собрание всех знаний людских подразделённых. Философия есть соединение и результат всех знаний без их подразделений и с опровержением всех других соединений знаний.
Религия есть соединение и результат всех знаний без их подразделений, без опровержений всех других соединений. Наука есть ложное понятие, когда она берется как одно целое. Наука по свойству своему есть ряд подразделений. Философия и религия различаются только полемическим характером, который свойственен философии и чужд религии."3 В соответствии с этой базовой установкой Толстого рассмотрим его взгляды на сущность и назначение философии, науки, искусства и религии в их отношении к образованию.
Со времён античности и до наших дней философы задумывались и задумываются о том, как сделать процесс воспитания и образования максимально эффективным, создавали системы воспитания и образования с целью формирования мудрого, свободного, справедливого и сильного человека, способного учреждать разумные и нравственные общественные отношения. В их числе были Аристотель, Платон, Квинташшан, гуманисты эпохи Возрождения, Ж.-Ж. Руссо, Монтень, Кант и многие другие. Философия очень часто простирала своя руки в область педагогических теорий, оставаясь при этом всё-таки самой собой. Не превращаясь в педагогику, она является необходимой базой, фундаментом для конкретных педагогических методов и приёмов воспитания и образования. При активном взаимодействии педагогики и философии, под влиянием запросов правящей элиты и времени и создавался образ человека Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени.
Человек - это общее поле размышлений для философии и педагогики. Однако следует отметить, что очень часто абстрактные философские теории, ставшие влиятельными, а то и модными, оказывали гораздо большее влияние на общественное сознание, чем общие усилия семьи и образовательных учреждений. Очень часто педагогика со всем её арсеналом специальных средств формирования облика и интеллекта человека оказывалась бессильной перед желанием людей следовать учению Ницше, например, или Шопенгауэра. К середине 19 века, когда Л. Толстой» обратился к педагогической деятельности, философских учений было создано уже предостаточно. Однако при их анализе Толстой обнаружил один общий недостаток. По его словам, «проследив ход истории философии педагогики, вы найдёте в ней не критериум образования, но, напротив, одну общую мысль...» Эта общая мысль - сотворение добродетельного человека. И, несмотря на то, изменяется или остаётся прежним понятие добродетели, её упадок или процветание не зависит ни в какой степени от образования. Следовательно, делает вывод Толстой, философия не в силах оказать решающего воздействия на образование, имеющее целью добродетель. Но на этом бесполезность философских теорий, по Толстому, не заканчивается. Они не только впустую размышляют о том, как воспитать наилучшего человека и не дают ответа на вопрос: "Чему и как должно учить народ?", но и стесняют свободу человека, заставляют образовывать род человеческий по законам добра и зла, отысканными разными философами, а между тем эти законы являются лишь малой частью общечеловеческого сознания добра и зла. Измышленные философами нравственные правила лишают человека свободы, мешают жить, т.е. противоречат потребностям и здравому смыслу людей. Толстой был уверен в том, что всё просвещение построено на «трупах задавленных людей» и возлагал ответственность за это на философию педагогики.
Наука и ремесла в их отношении к образованию
Со времён оформления науки в отрасль духовного производства научный метод является ведущим в процессе познания мира. В 19 веке научная рациональность уже занимала основательное место в развитии мышления и образования человека. Однако Толстой позволил себе усомниться в столь огромной значимости науки для человека не с точки зрения ее возможностей технического усовершенствования практической жизни, а с точки зрения формирования ею отношения человека к миру, развития нравственных качеств. По мнению Толстого, ни одна наука не может иметь исключительного значения и не является самым главным занятием на свете, потому что высшая цель жизни - исполнение воли бога. И этой областью человеческого существования ведает религия.
Размышляя над содержанием образования в соответствии с так определённой главной целью, Толстой и построил свою иерархию духовных ценностей для человека, о чем уже говорилось в предыдущей главе. Мы отметили, что искусство, по Толстому, находится под прямым водительством науки и вводит в сознание людей - из области разумного в область чувства - те истины и знания, добытые наукой, которые считаются самыми важными на данный момент. Наука же в свою очередь находится под руководством религии. Поэтому, исследуя законы внешнего мира, она вместе с тем должна постоянно "помнить своё место" и не пытаться присваивать себе значение более высокое, чем то, которое имеют нравственные учения. Наука, занимающаяся исследованием законов природы, есть только "безразличное", по выражению Толстого, заня т йе ; У)-м& как и всякий любой другой труд. Она нисколько не влияет на душевный мир человека: «Есть наука - есть жизнь, каждая имеет свои требования, свои законы».1 Под истинной же наукой, той, которая руководит искусством и подчиняется религии, Толстой понимал такую науку, которая имеет целью открыть законы жизни людей и последствия их несоблюдения: «Отрицаю я, главное то, что у нас называется наукой потому, что эта «наука» не только включает в себя самых важных знаний человечества о душе, Боге, нравственности, но, напротив, умышленно игнорирует их».2 Истинная же наука изучает, как следует жить людям, чтобы исполнить своё назначение, узнать, что достойно веры, а что нет, как учредить жизнь в обществе так, чтобы в нём было как можно меньше зла и как можно больше добра. "Не то, что мы назовем наукой, определит жизнь, а наше понятие о жизни определит то, что следует признать наукой", - писал в связи с этим Толстой.3 Он заявлял, что наука только тогда будет стройным органических целым и будет иметь разумное назначение, когда она будет «вводить в сознание людей те истины, которые вытекают из религиозного сознания».4 Только при соблюдении этого условия возможно дальнейшее развитие цивилизации. Современная же цивилизация зашла в тупик, т.к. она попыталась увеличить благо людей не любовью, а с помощью технических усовершенствований. «Наука и философия трактуют обо всем, о чём хотите, но только не о том, как человеку самому быть и жить лучше. То, что называется этикой - нравственным учением, совершенно исчезло в нашем псевдо-христианском обществе».5 Под влиянием ложной науки была нарушено понимание степени важность предметов и вопросов, которые необходимы для изучения. У людей, не искушённых в науках, эта иерархия ценностей не нарушается, и они ясно понимают, что «изучать жизнь в других существах, не имея определения своей жизни, это всё равно, что описывать окружность, не имея центра её»6.
По мнению Толстого, познание мира нисколько не способствует постижению жизни человеком в самом себе, но даже отдаляет. Отдельные науки (математические, астрономические, физические и биологические) должны лишь способствовать освобождению людей от "религиозных, юридических и общественных обманов". Но «знанию нет конца» и «способность ума воспринимать знания не беспредельна».7
Всестороннее изучение жизни путём внешнего опыта, т.е. средствами отдельных наук, по мнению Толстого, невозможно, потому что у каждого предмета «столько сторон, сколько радиусов в шаре». Изучению должны подлежать только отдельные стороны жизни, а значит необходимо установить последовательность исследования. «Человеческая мудрость не заключается в познании вещей. Есть бесчисленное множество вещей, которых мы не можем знать. Не в том мудрость, чтобы знать как можно больше. Мудрость человеческая в познании того порядка, в котором полезно знать вещи; она состоит в умении распределять свои знания соответственно степени их важности».8
Сущность образования
Разумеется, при создании новой концепции человека без идей гуманизма и духовной культуры в целом не обойтись. История показывает, что в таком деле, как образование, только духом текущего времени руководствоваться нельзя. В основе должны лежать вечные ценности, проверенные опытом человечества. В том числе - этические принципы, которые были предложены человечеству альтернативными мировыми религиями. Однако из этого не следует, как это полагал Толстой, что образование должно формировать религиозное сознание, отвечающее духу времени. Тем не менее, показать спектр вечных проблем, которые стремятся решить ми новые религии, необходимо, так как мощный гуманистический пафос, заложенный в учениях мировых пророков, очевиден. Не секрет, что в СССР людям стремились дать только научное образование, учитывающее достижения современности. По этой причине многие культурно-исторические пласты остались не затронутыми нашим образованием. Как переставляется, одной из причин стремительного распространения религиозных и эзотерические учений в современном обществе явилось то, что из поля зрения наук как главного компонента образования ускользнул человек с его сложным внутренним миром. Мы пережили век атеизма и несвободомыслия одновременно, создали бездушную культуру, характеризующуюся огромным пристрастием к масштабности. Так удобно было игнорировать человека. Его как конкретное существо легко было потерять за разговорами о мировом прогрессе. Поэтому в нашем обществе стала насущной потребность в образовании, способствующим формированию нравственно и психологически здорового и культурного человека. Нельзя до бесконечности расширять спектр знаний. Но стоит ли скупиться по отношению мировоззренческим областям знания? X.-Г.Гадамер в связи с этим писал: «...Общий отличительный признак образования... открытость (человека - К.А.) всему иному, другим, более обобщенным точкам зрения... Рассматривать как бы на расстоянии себя самого и свои личные цели означает рассматривать их так, как делают другие. Эта всеобщность - наверняка не общность понятий или разума... Общие точки зрения, для которых открыт образованный человек, не становится для него жестким масштабом...» Образование должно научить осмысленно выбирать главное из имеющейся суммы возможностей, пробуждать внутреннюю свободу, в том числе и право, изменять свои взгляды на мир. Ни один широко образованный человек не будет спасен от проблем, но свободный выбор между добром и злом, вечным и ситуативным, истинным и ложным позволит ему достойно общаться с самим собой и решать свои проблемы.
Убежденность Толстого в том, что образование, развивающее религиозное сознание, должно прививаться обязательным образом, несмотря на всю его аргументацию, представляется ошибочным, поскольку религиозное сознание основывается не на разуме и здравом смысле, а на вере. Насильственно, извне привнесённая вера невозможна. Всё то, что не найдёт основы внутри самого человека, будет для него чуждым и даже враждебным. Вера - это крайне субъективное переживание человеком своей причастности, или, как говорил Толстой, сыновности Богу. Это и чувство защищенности, и обоснование своей неслучайности пребывания на этой земле. Очень часто люди в поисках смысла жизни приходят к вере и формированию религиозного сознания. Но этот путь человек должен пройти свободно и осмысленно, опираясь на свой и всемирно человеческий жизненный опыт. Такая вера вырабатывается человеком самостоятельно и при помощи книг и общения с людьми, которым он может открыться. Человек же изначально, интуитивно с детства ощущавший божественное дыхание рядом с собой, которому не нужно доказывать существование Бога, уже имеет своё вполне сформировавшееся религиозное сознание.
Его вера отражает весь строй его индивидуального существа. Насильственное вторжение во внутренний мир такого человека будет, по меньшей мере, некорректным. Думается, что к религиозным установкам человека образовательные учреждения должны относиться так же, как к интимной, частной жизни. Однако человековедческие курсы должны быть непременным атрибутом современного образования на всех его ступенях. Проблемы философской антропологии и практической психологии напрямую соотносятся с первейшей человеческой потребностью обрести осмысленное существование, активизировать самопознание, осознать трансцендентность своей природы. При этом образование не опутывает человека никакими догмами и не сковывает мировоззренческими установками, а приглашает человека спуститься в метафизические глубины своего духа, обрести своё достоинство. Нельзя не согласится с Толстым в том, что образование должно научить человека, прежде всего, жить. Однако задача эта должна выполняться максимально корректным способом.
Содержательные принципы философии образования
Выявляя отношение Толстого к различным областям знания и духовной деятельности, мы заключили, что он часто уничижительно отзывался о философии, об умозрительных и эмпирических науках. Предлагая пересмотреть содержание образования, Толстой ставит в центр своей философии образования понятия "я", "люди", "мир", "Бог" и рассматривает их в плоскости морали и нравственного самосовершенствования. Необходимость новых этических и религиозных учений остро ощущается в кризисные моменты развития общества, так как именно религиозно-нравственные концепции устремляют к новым перспективам развития природы человека, к самосовершенствованию и освоению высших ценностей бытия. Толстой, озабоченный задачей нравственного совершенствования, обличает, часто впадая в нигилизм, несовершенство нравственного и религиозного состояния современного ему общества в целом и образования, в частности. Он предлагает новые основания образования, считая таковыми «учения о религии и нравственности»: "...Разумное образование возможно только при постановке в основу его учения о религии и нравственности.» Свою точку зрения Толстой убеждённо защищает и обосновывает рядом положений. Рассмотрим их более детально.
Во-первых, он считает, что человек сильнее всего нуждается в метафизическом объяснении жизни, т.е. ему необходимо "объяснение пределов жизни во времени и пространстве".2
Раньше объяснением смысла о значении жизни и смерти занима 99 лась религия, и только по этой причине, считает Толстой, она и занимала первое и главное место в системе воспитания. (Напомним, что воспитание наряду с научением Толстой считал взаимосвязанными и необходимыми компонентами образования). «Место это теперь осталось пустым, вакантным, и мы видим те озабоченные, сложные, бессодержательные и, главное, безопорные споры о том, что должно быть главным предметом преподавания и целью воспитания».3 В силу этих соображений пренебрежение со стороны учителей к тому, чтобы заложить в восприимчивые детские души основы христианской нравственности Толстой считает преступлением.4 Обратим внимание на то, что, принимая за основу образования религию, Толстой, имел в виду не официальные религиозные доктрины, а то «истинное религиозное учение», которое соответствовало бы духу времени. Вот почему он высказывает странные на первый взгляд суждения: "...У христиан в настоящее время нет системы образования, и происходя это от того, что нет религии».5 Вывод о том, что христиане, по существу, индифферентны в вопросах религиозного понимания жизни, что они христиане только по названию, а не по вере, Толстой делал на том основании, что люди в массе своей или не верят в официальное религиозное учение, или стараются притвориться верующими, или, наконец, усилиями своего разума пытаются самостоятельно разрешить те вечные проблемы, на которые уже не в силах ответить "религиозное, отсталое закоснелое учение, признаваемое священной, непогрешимой истиной..."6
Необходимость создания нового религиозного учения проистекала из его убеждения в том, что всякое знание, доставляемое нам разумными его формами - как теоретическими, так и художественными - не открывает и не может открыть нам сущности мира и смысла жизни. Это, по сути, означает, что одним из полюсов познавательной позиции Толстого явля 100 ется глубокое сомнение в возможность с помощью какого-либо академического знания ответить на вопросы о сущности объективной действительности и смысла жизни. «Опытные знания» рисуют картину бесконечности вселенной, её неисчерпаемости, как в самой себе, так и в процессе её познания. И это делает их бесполезными и ненужными. "Умозрительные" науки, в том числе и философия, подводят человека к мрачному тупику или в- лучшем случае только формулируют вопрос о сущности и смысле бытия. Но знания и ответы и того и другого "отделов" науки бессмысленны для человека, неистребимо стремящегося в своих вопро-шаниях быть последовательным и дойти до конца, до истоков бытия и своей собственной жизни. От истинной религии Толстой требует такой ясности, логичности и убедительности, чтобы человек понял то, что неспособны донести до него науки и всякое иное знание.
Во-вторых, в защиту религиозного и нравственного учения как основы образования Толстой выдвигает тезис; утверждающий возможность самоисчезновения социальных бедствий при условии внедрения в сознание людей знания, необходимого и обязательного для исполнения, т.е. понимания того, как прожить свой срок так, чтобы исполнить назначенное Богом. "Исполняя своё внутреннее назначение, живя для души, человек невольно и самым действительным образом служит улучшению общественной жизни".7