Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия образования в России: историко-философский анализ Диденко, Карина Валерьевна

Философия образования в России: историко-философский анализ
<
Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ Философия образования в России: историко-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Диденко, Карина Валерьевна. Философия образования в России: историко-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Диденко Карина Валерьевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2012.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/58

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Идейно-теоретические предпосылки и условия формирования философии образования (XI-XIX-начале ХХвв.)

1.1. Развитие идеи образования в древнерусской религиозно-философской мысли и учениях русских просветителей 26

1.2. Отечественная философская мысль ХГХ-начала XX вв. об образовании: на пути к философии образования 56

Глава 2. 1917-1991гг.: Опыт построения философии образования как самостоятельной дисциплины

2.1. Философско-образовательная мысль русского зарубежья первой половины XX века 98

2.2. Становление философии образования как науки в творчестве советских философов 120

2.3 Основные проблемы и перспективы развития философии образования постсоветской России 140

Заключение 153

Библиография 169

Развитие идеи образования в древнерусской религиозно-философской мысли и учениях русских просветителей

В первом параграфе первой главы «Развитие идеи образования в древнерусской религиозно-философской мысли и учениях русских просветителей» содержится историко-философский очерк, выявляющий становление философской мысли на Руси, круг её проблем, специфику видения вовлекаемых в её поле вопросов. Показано, что на данном длительном историческом этапе закладывался спектр теоретических предпосылок, идейных источников, ключевых вопросов, определивших своеобразие отечественной философии образования. Обнаружены первые примеры философского осмысления образовательной проблематики в Древней Руси в рамках богословской литературы в XI в.

Первый наиболее глубокий прорыв к человеку и антропологической проблематике, к которой восходит образовательная проблематика был реализован в религиозной форме. Философское осмысление образования, его природы, сущности и смысла зарождается на базе христианских представлений о становлении и развитии человеческой личности.

Обоснована роль православия, неразрывно сочетавшего в себе как религиозную, так и философскую проблематику в становлении философских представлений об образовании. Духовные ценности православия глубоко проникли в отечественную философскую мысль и определили характер взглядов на феномен образования. В силу этого обстоятельства глубинная связь отечественной философии образования с религиозным направлением мысли в той или иной степени сохраняется и проявляется на всем пути её развития.

В качестве теоретических предпосылок разработки отечественного философского знания об образовании выявляются идеи представителей раннего христианства, отцов церкви, древнерусских религиозных и политических деятелей. Общим моментом является рассмотрение образования как гармонии интеллектуальных и духовно-нравственных начал. Древнерусская философско-образовательная мысль концентрируется вокруг идеи образования как самоосущевления человека в направления единства с Богом. Оформляется сотериологическое понимание образования как основного пути спасения души.

Начиная с XVII века проблема образования постепенно освобождается от прямого влияния религиозных догматов и становится достоянием философской мысли. Первый русские просветители способствовали формированию представлений о необходимости национального образования, напрямую связывая процветание страны с развитием науки и образования.

В эпоху русского Просвещения эта тенденция станет главенствующей в философско-образовательной мысли. Постепенно происходит переориентация православного принципа внутреннего духовного делания на внешний мир, гражданские обязанности, государственную службу. Внутренняя активность переводится из области самоуглубления в мирскую практику. Параллельно с этим изменяется представление о природе, сущности и назначении образования. Если древнерусская традиция укореняет образование в Боге, то уже к середине XVII века зарождается, а в XVIII в. окончательно утверждается идея образования как внутренней потребности самого человека в самопознании. Произошедший в XVII -XVIII вв. смысловой сдвиг в рассмотрении проблемы образования акцентирует внимание на реализации творческих сил человека в материальной и практической сфере. Идея воспитания «сынов Отечества» глубоко пронизывает философско-образовательную мысль XVIII века. Мотив национального единства, служения государству и интересам нации тесно переплетаются с идеалом единства общечеловеческой духовно-нравственной традиции. Патриотическая направленность является характерной для философско-образовательных взглядов XVIII века. Утвердилась мысль о том, что образование - главное средство на пути к процветанию государства, способствующее формированию истинных его граждан. Во втором параграфе первой главы «Отечественная философская мысль Х1Х-начала XX вв. об образовании: на пути к философии образования» рассматривается новая для отечественной мысли проблематика, связанная с развитием научно-ориентированного образования. В российской культуре оказалось достаточно трудно найти соответствующие смыслы, способные послужить для этого стимулом. В этой связи освещается полемика, возникшая по поводу заимствования таковых в западной культуре. Анализируется критика механического переноса форм западной образованности на отечественную почву, внутренняя духовно-смысловая суть которой не находила отклика в понятиях, чувствах, общественных отношениях русских людей.

Освещается возникшая в этой связи полемика западников и славянофилов с позиции постановки новой проблемы - проблемы национального образования и творческого поиска собственных духовных основ развития науки и научного образования. Более остро обозначается вопрос о путях развития русского образования, а также приемлемости и эффективности в России западных цивилизационных форм. Своего рода итогом этого этапа становится понимание того, что духовно-нравственное начало, являющееся неотъемлемой составляющей образования, не может быть заимствовано. Оно национально-самобытно и произрастает на основе собственных внутренних возможностей. Но его научно-практическая сторона, основанная на всеобщих принципах разума, несёт в себе черты универсального, общего. Потому отечественная культура вполне может и должна опираться на результаты общемирового научного поиска.

Отечественная философская мысль ХГХ-начала XX вв. об образовании: на пути к философии образования

Философско-образовательные взгляды В.Н. Татищева представляют собой попытку поместить в одну плоскость нравственность, духовность и повседневную человеческую жизнь и практический интерес. Не найдя способа соединить религиозно-нравственное воспитание и научное образование, философ разводит их альтернативные пути. Пытаясь решить этот вопрос, он ищет способ привнести нравственно-воспитательную составляющую в образование, вынося за скобки религиозное содержание Укореняя нравственность в природе, он стремится преодолеть склонность православной нравственности и духовности к высокомерной глухоте к повседневной заботе жизни.

Тот же мотив объединения нравственности и духовности с повседневной жизнью человека прослеживается и в творчестве И.И. Бецкого. Согласно его рассуждениям, нравственность есть продукт развития природы, следование которой делает человека добродетельным. Следуя идее Ж.Ж. Руссо о «естественном человеке», ещё не подверженном порче нравов под влиянием оторванного от природы общества, И.И. Бецкой говорит о необходимости изоляции от его развращающего комфорта и излишеств. Научное образование как забота о практической жизни должно быть соединено с воспитанием как заботой о нравственности. Образование и воспитание, по мысли учёного, не могут быть разведены, ибо исходят из единой сферы природы. Если у Татищева духовное воспитание и научное образование выступают как параллельные пути развития творческих сил человека, то Бецкой объединяет их и подчиняет нравственность и духовность служению материальному и практическому, служению обществу и государству. Мерой образованности в таком случае становится служение государству, полная самоотдача его интересам.

Просветительская мысль об образовании руководствовалась идеей воспитания самостоятельных, инициативных, свободных людей, способных к деловой, общественной государственной активности. Но как это возможно осуществить, если в человеке видится только материал для общественно-государственного строительства? Так, И. И. Бецкой в соответствии с екатерининским «Наказом» говорит о необходимости «произвести методом воспитания новую породу людей», способных к государственной службе. Воспитание «новой породы людей» лишает человека личной ответственности за себя и судьбу Отечества.

Философско-образовательная мысль первой половины XVIII века выработала рационально-утилитарный взгляд на образование. В соответствии с этим образование наполнялось конкретно-практическим содержанием, и было направлено на передачу профессиональных знаний, подготовку к военной и гражданской службе. Русские просветители начала XVIII века руководствовались идеей образования, возвышающего человека как субъекта государственной жизни. То величие, которое в православно-религиозном направлении являлось непременным атрибутом Бога, переносилось на государство. Жертвенное служение Богу заменялось не менее самоотверженным служением государю. Возвышение человека как субъекта государственной жизни оборачивалось игнорированием единичной человеческой личности, индивидуальная воля, если она не совпадала с интересами государства, становилась излишней. Человеческая личность здесь «мельчала», теряла свою уникальность и глубину и рисковала превратиться в «человеческий материал» для изготовления «новой породы людей». Отсюда понятно стремление в процессе образования и воспитания изолировать человека от мира, создавая однородную среду, а также установка воздействия страхом.

Принципиальной иной подход к образованию представлен в творчестве великого русского учёного первой половины XVIII в. М.В. Ломоносова. С его именем связано стремление освободить образование от оков церковного догматизма. Ломоносов открывает иную перспективу образования, В произведениях Ломоносова образование связывается не с перспективой божественной реальности, но переносится в плоскость земного человеческого существования. Нравственное совершенствование актуализируется как атрибут самого человека, безотносительно к его божественному подобию. Неоценима в этом процессе роль образования, которое, по мысли автора, должно быть обращено к человеку как самоценной личности, достоинство которой не определяется и не исчерпывается его положением в системе общественно-государственных структур.

В соотвествии с традиционными для древнерусской мысли взглядами о прямой связи нравственного совершенства и способности к познанию истины, М.В. Ломоносова обнаруживает ценностное измерение образования, восходящее к нравственным исканиям человека. Образование, по мысли философа, есть не что иное, как преобразование духа в направлении добродетели и нравственной чистоты.

Духовный рост человека Ломоносов связывает не с апологетикой «святости», но с развитием естественнонаучного образования, которое восходит к всеобщности разумного начала в человеке, а потому способно дать людям чувство глубокой сопричастности друг с другом. Тем самым подчеркивает мысли о всеобщности и универсальности образования в силу единой разумной природы людей.

Исследуя творческое наследие Ломоносова в области философии образования П.А. Гагаев в своей монографии заключает, что Ломоносов предвосхищает идею соборности: «От М.В. Ломоносова, полагаем, и лежит начало духовной традиции в русском научном познании - традиции слияния этического, или религиозного, или соборного (соборного, ибо основание подлинно этического, подлинно религиозного - чувство глубокой сопричастности с другими людьми) и логического познания, гуманитарного и естественного знания; слияния, содействующего продуктивности человеческого познания».

Становление философии образования как науки в творчестве советских философов

Философы-эмигранты восприняли сложившийся на рубеже XIX -начала XX веков оригинальный облик русской философии. В.В. Зеньковский видел главное отличие русской философии в антропоцентризме философских исканий, увлеченности проблемой человека, смысле его жизни и судьбы, моральных императивах, ее "панморализме". Она глубоко социальна своими связями с реалиями народной жизни." Антропологизм и социальность русской философской мысли предопределили ее внимание к "вечным" и актуальным проблемам культуры, образования воспитания, самопознания и самосовершенствования личности, духовной жизни в эмиграции и России и оказали большое влияние на развитие отечественной философии образования.

Зеньковский продолжил в эмиграции религиозную линию отечественной философии образования. По мнению многих современных исследователей, его имя стоит в одном ряду с Н. А. Бердяевым, Е. Н. Трубецким и В. С. Соловьевым, которые представляют религиозное течение в отечественной педагогической антропологии.3 Важной вехой в становлении отечественной философии образования стала его книга «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», первое издание которой вышло в Париже в 1934 году. Он подчёркивает, что обоснование образования лежит не столько в сфере философии, сколько в сфере религии. Он обращает внимание на то, что "слабость и некая растерянность современной педагогической мысли связаны с ее подчиненностью принципам натурализма, тогда как надлежащее свое осмысление педагогическое творчество может найти лишь на почве религии, в частности - в системе христианской антропологии"

Зеньковский разделяет всё многообразие воспитательных концепций на три вида в зависимости типа мировоззрения, положенного в их основу: натуралистические, трансцендентальные и супранатуралистические или религиозные. Только религиозная воспитательная теория способна дать человеку объяснение своих и высших сил и целей. " Зеньковский обосновывает мысль о необходимости возводить фундамент воспитания на началах христианской антропологии. В соответствии с этими началами определяется и цель воспитания. Зеньковский пишет: «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия,... раскрытие пути вечной жизни»3.

Согласно Зеньковскому, динамика нашей духовной жизни определяется исканием Бога. Духовное созревание как формирование «внутреннего» человека непостижимо и подчинено лишь закону свободы. Это неизбежно приводит к постановке вопроса: «Возможно ли наше не случайное, а сознательное участие в духовном созревании детей и подростков». Но очевидно, что «...можно и должно воспитывать дитя к свободе, те есть укреплять в нём духовные силы, при которых он не будет подавлен окружающей средой, помогать ему в его детских исканиях, быть источником и резервуаром сил, необходимых ему».4 Особая роль здесь отводится семье как главному проводнику религиозного воспитания. «Само раскрытие дара свободы, раскрытие путей свободы и условий ее творческого выражения, иначе говоря, воспитание к свободе - и образует поэтому главную задачу религиозного воспитания вообще, а в семье в особенности», -писал Зеньковский.

Размышляя о свободном воспитании Зеньковский, акцентирует внимание на проблеме соотношения внешней и внутренней свободы. Проблема современной воспитательной практики, по мнению философа, состоит в том, что она обращена к свободе формальной, выраженной во внешнем поведении человека. Внешнее воспитание не понимает , что свобода «есть закон духовной жизни, и вне ее духовная жизнь либо вырождается и мельчает, либо пустеет»." В образовательной и воспитательной деятельности отсутствует ориентация на развитие духовных способностей ребёнка. Современная система образования и воспитания не видит в человеке его внутренней сущности, истоки которой в Боге. Проявлением божественной сущности личности являются разумность, духовность, нравственность (совесть), свобода, творчество, бессмертие, любовь. Зеньковский формулирует главную задачу воспитания, которая «заключается в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. Это духовное созревание не может быть регулировано извне, оно определяется свободным устремлением души к Богу, к Вечности. Этой главной задаче религиозного воспитания должны быть подчинены все остальные»3.

Основные проблемы и перспективы развития философии образования постсоветской России

В число важнейших проблем, стоящих пред философией образования на современном этапе входит проблема создания национальной парадигмы образования, основанной на самобытных культурных истоках, способствующей более глубокому укоренению человека в родной культуре. И уже в качестве таковой, способной обеспечить возможность диалога разных культур и их носителей. Подход к воспитанию и образованию с точки зрения самобытной национальной культурной традиции имеет глубокие корни в отечественной философско-образовательной мысли. Его интенсивная разработка приходится на XIX век и связана с именами И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, И.А. Ильина,

В.с. Соловьёва, B.B. Розанова, В.В. Зеньковского и др. На современном этапе эта проблема дополняется осмыслением основных тенденций науки и возможностей оформления знания разного уровня единую целостную картину мира. В этом заключается сущность современного культурологического подхода к образовательной проблематике. В рамках этого подхода формировался ряд современных философско-образовательных концепций. К их числу принадлежат «Школа национального самосознания» В. Ш. Сабирова, концепция «Русской современной школы» И.Ф. Гончарова. В основу этих концепций положены идеи соборности и всеединства B.C. Соловьёва, мысли о национальном факторе в воспитании и образовании К.Д. Ушинского, концепция диалога культур B.C. Библера и др. С разработкой культурологического подхода к образованию В.Ш. Сабиров связывает возможность утверждения новых форм отношения человека к миру, свободных от отчуждения, вносимого однобоким сциентизмом. «Сциентистский подход в образовании дезинтегрирует учителей и учеников, школу с родителями, разум, чувства и волю в психике учащегося. В современном образовании наметился отход от односторонних ориентации на науку. Школа становится на рельсы культурологического подхода. Это означает, что образование начинает опираться на весь совокупный опыт человечества, бережно относясь ко всем формам культуры: религии, морали, праву, искусству, народному творчеству, а также, разумеется, и к научному знанию»1. Сабиров подчёркивает, что культурологический подход к образованию эффективен лишь в том случае, если приоритет принадлежит отечественной культуре. Только в таком качестве он возвращает человеку чувство глубокого единения с родной культурой, порывая с тем отчуждением от своих корней, которое вносится в мировоззрение человека образованием, игнорирующим национальные культурные основы. «Важно подчеркнуть, что культурологический подход в образовании имеет положительное значение только при условии, что приоритет отдается отечественной культуре. В противном случае трудно рассчитывать на то, что школа будет готовить достойных граждан своей страны»1, - пишет учёный.

В.Ш. Сабиров очерчивает границы того идеала, на который должно ориентироваться современное образование. Согласно его мысли, на смену человеку образованному приходит человек культурный, как более широкий и богатый по своему содержанию. В этом свете перед современной философией образования стоит проблема разработки такой образовательной парадигмы, которая способствовала бы утверждению человека как свободной и ответственной личности, способной охватить всё многообразие форм человеческой культуры. Сабиров обозначает параметры, которым соответствует культурный человек. К ним относится владение научными знаниями в концептуальной форме, четкая идентификация с определенной культурой, открытость и готовность к диалогу с другими культурами, осознание своих прав и свобод, высокие нравственные качества, ответственность, развитый художественный и эстетический вкус, техническая грамотность. Опираясь на идею всеединства B.C. Соловьева, Сабиров развивает проблему «цельного знания» и «цельного творчества», сочетающего рациональные моменты с нерационализируемыми мистическим сторонами человеческого бытия.

«Если образованный человек отличался рационализмом, то культурный человек предполагает гармоничное развитие разума, чувств и воли. Но для того, чтобы произошло подобное развитие, необходимо прежде приобщение человека к ценностям своей культуры. Поэтому, чтобы стать культурным человеком, сначала надо стать человеком своей культуры. Эта задача необычайно актуальна для нашей страны и нашей системы образования, ибо, несмотря на определенные достижения советского образования и педагогики, нам предстоит возрождать ту культурную и духовную основу, которая оказалась подорванной в период «социалистического строительства» и годы «либеральных реформ». Делом современной и будущей философии образования В.Ш. Сабиров полагает изживание сциентизма, атеизма, рационализма и морализаторства как основ образования

Существенный вклад в развитие современной философско-образовательной мысли принадлежит В.М. Розину. Рассматривая проблемы и перспективы философии образования как науки, он утверждает взгляд на неё с позиций завтрашнего дня, так как «образование создает почву и условия для будущего, для иной культуры». По мысли Розина, философия образования призвана выработать пути преодоления апологетики своеволия, приведшей к разрушительным последствиям, выражением которых стали глобальные проблемы. Истоки этой ситуации он связывает с подходом к человеку, господствующим в образовании. Он пишет: «...в сфере образования мы формируем эгоцентрическую и гедонистическую личность, в других областях социального действия разрушаем природу, оказались вовлечены в глобальные процессы (например, технологического развития), которые мы не контролируем, но которые лишают нас свободы, направляя в неизвестном направлении. Перед наукой и образованием встает задача уяснения характера и масштабов человеческих действий и, в частности, понимание того, что эти действия давно уже стали стихией или особой социальной природой, не учитывая природу которой мы не можем правильно действовать».

Похожие диссертации на Философия образования в России: историко-философский анализ