Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Габович, Михаил Михайлович

Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца
<
Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Габович, Михаил Михайлович. Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01.- Москва, 1986

Содержание к диссертации

Стр.
ВВВДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ БРЕЩПОСЬШКЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕШ

ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ БИОМЕХАНИКИ В ХОРЕОГРАФИИ 12

  1. Развитие биомеханики физических упражнений ...... 12

  2. Анализ основных этапов использования принципов биомеханики в методике преподавания классического танца 19

  3. Основные направления исследования проблемы совершенствования технического мастерства в спорте и возможности их использования в хореографии.. 29

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38

2.1. Методы исследования . 38

  1. Изучение научных источников 38

  2. Экспертные методы 38

  3. Инструментальные методы 41

  4. Педагогические методы исследования 53

  5. Методы математической статистики 53

2.2. Организация исследования 54

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТЕЛА

В ДВИЖЕНИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАВНОВЕСИЯ В КЛАССИЧЕ
СКОМ ТАНЦЕ 57

  1. Анализ кинематических характеристик движения головы и суставов, участвующих в формировании вертикальной оси тела .. 60

  2. Анализ динамических характеристик движения тела . 65 в упражнениях с элементами равновесия

»

Стр. ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВРАЩАТЕЛЬНОГО

ДВИЖЕНИЯ В МУЖСКОМ КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ (НА ПРИМЕРЕ "МАЛОГО" ПИРУЭТА EN DEHORS СО П ПОЗИЦИИ) 72

  1. Анализ кинематических характеристик движения звеньев тела, определяющих вертикальную ось вращения 79

  2. Анализ амплитуды колебаний суставных звеньев маховой ноги в период вращения 91

  3. Анализ амплитуды колебаний суставных звеньев

рук в период вращения en dehors 96

4.4. Анализ динамических характеристик звеньев тела
(определение момента инерции) при вращении

en dehors 101

ГЛАВА 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРЫЖОВЫХ ДВИЖЕНИЙ 108

  1. Анализ кинематических характеристик движения тазобедренного сустава толчковой ноги (на примере высоко-дальнего прыжка) 112

  2. Анализ динамических характеристик тела в вертикальном прыжковом движении 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ 129

БИБЛИОГРАФИЯ 133

ПРИЛОЖЕНИЕ I 146

ПРИЛОЖЕНИЕ П 177

Введение к работе

Коммунистическая партия и советское правительство постоянно уделяют большое внимание проблеме обогащения духовного потенциала советских людей. Программа КПСС, решения ХХУІ и ХХУП съездов партии выдвигают ее как важную задачу, связанную с гармоническим развитием личности советского человека, формированием его нравственных и эстетических идеалов /1,2/. Существенная роль в ее решении отводится развитию комплекса духовных факторов, в первую очередь, литературы и искусства, в сложной взаимосвязи которых образуется понятие духовной культуры социалистического общества.

Этот весьма многообразный, социально обусловленный феномен включает все вида творчества. Основные черты, принципы и требования творческого процесса распространяются на хореографическое искусство, являются основополагающими и для решения задач советского балета. Достижения советской хореографии, основанной на лучших образцах произведений русской и мировой балетной классики, обогащенной творчеством мастеров советской школы классического балета, позволили ей занять ведущее место в мире, стать эталоном мировой хореографической культуры.

Вместе с тем, классический танец и система его хореографической лексики находятся в постоянном развитии. Расширяется технический арсенал хореографических движений. Трансформируясь и подчиняясь требованиям хореографии, в ее структурную ткань органически вплетаются некоторые элементы спортивных упражнений. На основе уже имеющихся традиционных движений классического танца разрабатываются новые сложные группы. Процесс совершенствования методики преподавания как одно из основных звеньев в общей сие-

теме повышения исполнительского мастерства нуждается сегодня в разработке новых, более эффективных приемов и методов технического освоения сложных хореографических движений. Методика преподавания классического танца в настоящее время представляет собой сложный многофакторный комплекс, в котором одно из существенных мест должно принадлежать внедрению и активному использованию научных принципов осуществления двигательных актов.

Проникновение науки в искусство хореографии возможно в плане изучения внутренних закономерностей различных видов движения, глубокого анализа их структуры, морфологии и причинно-следственной взаимосвязи. Научнообоснованный, творческий подход к методике освоения сложных элементов лексики классического танца позволит исполнителям более эффективно и рационально, с меньшими физическими затратами совершенствовать технологию танца и сохранить при этом эмоционально-психологические резервы для того, чтобы со всей полнотой реализовать главную цель искусства балета -создать художественно-одухотворенный танцевальный образ, "душой исполненный полети.

Советский исследователь балета Н.И.Зльяш в своих трудах подчеркивает именно эту особенность русской, советской школы классического танца, поэтичность и одухотворенность его классических танцевальных образов, присущие духовному складу, национальным традициям народа идейно-эстетические принципы /132,133, 134,135,136/. Хореографический спектакль имеет синтетический характер, то есть включает многие виды искусства, их взаимодействие создает драгоценный алмаз балетного спектакля, наиболее яркой гранью которого является танец /13/. Это повышает актуальность и значимость проблемы совершенствования танцевального мастерства.

Сегодня советское хореографическое искусство, наряду с традиционными классическими спектаклями, имеет в своем репертуаре современные произведения, отражающие стремительный ритм сегодняшнего дня, трудовую доблесть, гуманизм советских людей, пафос созидания светлого будущего. Тематическое и жанровое многообразие лучших балетных спектаклей раскрывает богатство окружающего мира всеми красками и оттенками хореографической палитры классического танца. Основанные на принципах социалистического реализма, они являются глубоко возвышенными идейно-художественными произведениями советского искусства.

Задача сохранения приоритета советского классического балета требует постоянного поиска новых путей и методов совершенствования исполнительского мастерства, так как результат творческих усилий всех авторов балетного спектакля - композитора, балетмейстера, сценографа - в конечном итоге зависит от исполнителей, воплощающих замысел создателей произведения в художественно-танцевальных образах.

Таким образом, возросшие требования к развитию хореографии предполагают разработку эффективных средств повышения мастерства исполнителей. С этим понятием тесно связано идейное содержание хореографии. Здесь действенно проявляется диалектическая взаимосвязь формы и содержания. На данном этапе развития хореографии совершенствование исполнительского мастерства требует использования в методике преподавания классического танца открытий и достижений в сфере наук, непосредственно связанных с двигательным процесом, в первую очередь, анатомии, физиологии, механики, биомеханики. Это позволит педагогу более рационально строить систему хореографических упражнений, постичь их внутреннюю взаимосвязь,

точнее, безошибочнее определять дальнейшие пути совершенствования исполнения. Один из них связан с эффективным применением принципов биомеханики как методом формирования исполнительского мастерства артистов балета. Некоторым аспектам данной проблемы -ее историческому развитию, научному содержанию, междисциплинарному характеру, а также вопросам практического использования принципов биомеханики в методике преподавания классического танца - посвящена настоящая работа.

Актуальность научного обоснования и разработки методов совершенствования технического мастерства исполнителей в современной хореографической педагогике обусловлена тем, что ни в теории, ни в практике хореографического образования не использованы в полной мере экспериментальные методы регистрации биомеханических характеристик исполнителей и исполняемых ими движений, связанных с основными элементами мужского классического танца - устойчивостью, вращением, прыжком.

Результаты таких исследований и разработанные на их основе методические рекомендации могут быть систематически использованы в преподавании хореографий. Системно-структурный анализ хореографических упражнений может способствовать не только выявлению причин того или иного движения и устранению ошибок при его исполнении, но и успешному решению проблемы повышения уровня мастерства как взаимосвязи эмоционального и физического факторов движения. При этом доминантой процесса создания художественно-хореографического образа остается эмоционально-психологический компонент двигательного действия исполнителя.

Цель исследования - анализ путей повышения эффективности процесса совершенствования исполнительского мастерства в хореог-

рафии на основе использования принципов биомеханики физических упражнений и разработки объективных показателей технического уровня исполнителей, включающих количественные и качественные оценки исполняемых движений.

Изучение научно-методической литературы в области биомеханики и педагогики хореографии, рассмотрение некоторых аспектов исследуемой проблемы в сфере совершенствования спортивного мастерства, а также личный опыт автора позволили выдвинуть следующую гипотезу: последовательное систематическое применение достижений анатомии, физиологии, механики и биомеханики является одним из важнейших условий эффективного развития современного хореографического мышления. Реализация полученных знаний в тренировочно-сценической практике создает возможность повысить уровень мастерства исполнителей в плане техничности, эстетичности и стабильности хореографических движений. Этот процесс также позволит выявить отдельные недостатки подготовки артистов балета, расширить методический арсенал преподавания классического танца и, в конечном итоге, будет способствовать лучшему воплощению художественно-танцевальных образов в балетных спектаклях.

Цель и гипотеза исследования определили его задачи:

дать теоретический анализ основных принципов биомеханики физических упражнений и возможностей их использования в методике преподавания классического танца;

рассмотреть основные направления совершенствования спортивного мастерства с целью использования имеющихся здесь достижений в сфере хореографии;

осуществить выбор адекватных методов количественной оценки движений и их использование в сочетании с экспертными оценка-

ни авторитетных мастеров хореографии;

изучить условия исполнения и выявить латентную структуру движений в основных видах упражнений мужского классического танца - устойчивости, вращения, прыжка - на основе биомеханических методов исследования;

экспериментально доказать эффективность применения биомеханических количественных характеристик движений как объективных параметров уровня исполняемых движений и квалификации исполнителей;

выявить наиболее распространенные технические ошибки при исполнении анализируемых движений и разработать практические рекомендации по их устранению биомеханическими средствами в учебно-тренировочном процессе.

Научная новизна диссертации состоит в следующих полученных автором результатах:

в выявлении латентной структуры исследуемых упражнений -движений устойчивости, вращения, прыжка, - включающей фазы, периоды* моменты движений, соподчиненность которых имеет важное значение для эффективной реализации двигательных действий исполнителя;

в доказательстве возможности объективной количественной оценки исследуемых сложных движений на основе изучения и использования их биомеханических параметров;

в получении количественных данных, характеризующих закономерности изменения биомеханических параметров движений при различных уровнях технической квалификации исполнителей;

в экспериментальном обосновании предлагаемых практических рекомендаций по совершенствованию исполнительского мастерства в

мужском классическом танце;

в выборе и обосновании адекватности методов количественной оценки исполняемых движений и их использовании в сочетании с методами экспертных оценок авторитетных мастеров хореографии;

в применении для экспериментальных исследований новейшей аппаратуры, а также в адаптации методики получения информации и ее машинной обработки, впервые осуществленных в сфере изучения проблем хореографии.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

в выявлении возможности применения методических принципов биомеханики физических упражнений для совершенствования сложных элементов движений из лексики мужского классического танца;

в экспериментальном обосновании необходимости учета основных закономерностей изменения биомеханических параметров исследуемых упражнений, выявленных посредством метода киноциклографии, позволякщего объективно оценивать уровень технической подготовки артистов балета, а также повысить эффективность процесса их обучения;

в разработке практических рекомендаций, повышающих эффективность учебно-тренировочного процесса, которые могут быть успешно использованы педагогами в преподавании классического танца в хореографических училищах, творческих вузах, в тренировочных классах театров балета, а также балетмейстерами - при постановке спектаклей.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- теоретическое изучение и практическое использование прин
ципов биомеханики физических упражнений является одним из наибо-

лее существенных факторов повышения исполнительского мастерства артистов балета и должно стать неотъемлемым элементом их профессиональной подготовки, репетиционной и сценической деятельности;

технический уровень движений, как одна из сторон исполнительского мастерства, может быть объективно оценен методом их биомеханического анализа;

биомеханические параметры движений закономерно изменяются в количественном отношении в зависимости от уровня технического мастерства артистов и могут служить его объективным показателем;

разработанные на основе биомеханических исследований сложных структурных движений хореографии практические рекомендации способствуют повышению исполнительского мастерства артистов балета.

Структура и основное содержание диссертации: Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений. Диссертация объемом 187 страниц содержит 122 страницы машинописного текста, 16 таблиц, 10 иллюстраций и 42 страницы приложений. Список использованной литературы включает 149 работ отечественных и зарубежных авторов.

Похожие диссертации на Принципы биомеханики в методике преподавания классического танца