Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы создания организационно-педагогических условий преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования 20
1. Понятие «учебная дисциплина современного танца в учебных заведениях хореографического образования» 20
2. Историческая обусловленность включения дисциплин современного танца в учебно-творческий процесс учебных заведений хореографического образования 43
3. Теоретические подходы к созданию организационно педагогических условий преподавания дисциплин современного танца 64
Глава II. Совершенствование процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования 85
1. Межпредметные связи как системообразующий элемент совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования 85
2. Совершенствование организационных условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования 105
3. Совершенствование педагогических условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования 128
Заключение 153
Список литературы 163
- Историческая обусловленность включения дисциплин современного танца в учебно-творческий процесс учебных заведений хореографического образования
- Теоретические подходы к созданию организационно педагогических условий преподавания дисциплин современного танца
- Совершенствование организационных условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования
- Совершенствование педагогических условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью организационно-педагогических условий в развитии педагогических систем отечественного хореографического образования. Возникает острая потребность обеспечения системы хореографического образования и теорией, и технологией совершенствования преподавания дисциплин современного танца, поскольку учащиеся учебных заведений хореографического образования вынуждены адаптироваться в более динамичных организационно-педагогических условиях, что, несомненно, сказывается и на возможностях освоения новых современных художественно-педагогических направлений.
Исключительная сила и широкий спектр воздействия искусства современного танца на учащихся учебных заведений хореографического образования актуализирует необходимость рассмотрения этого уникального феномена, сама природа которого позволяет комплексно формировать как эмоциональную, так и интеллектуальную сферы личности учащихся хореографических училищ. В принципе, современный танец, объективно находящийся в гармоническом, ансамблевом единстве и взаимопроникновении с классическим танцем, обусловлен интегративной, синтетической, педагогической сущностью этого процесса.
Поэтому актуально осмысление новаций российской академической хореографической школы на дисциплинах современного танца в учебных заведениях хореографического образования.
Дисциплина «Современный танец» базируется на танце модерн - системе педагогических идей, взглядов, представлений объединенных в самостоятельное направление, связанное с именами великих исполнителей и хореографов: Марты Грэхем, Дорис Хэмфри, Лестора Хортона, Рудольфа фон Лабана, Хосе Лимона, Мерса Каннингхэма и многих других. Родоначальники танца модерн стремились создать новое танцевальное направление, способное передать эмоции, чувства, переживания, страсти современного человека, уйти от идей и традиций прошлого, от четких схем и строгих правил академического классического танца, которые не могли, по их мнению, раскрыть всю глубину душевных переживаний. Развиваясь и трансформируясь, современный танец все же пришел к принятию отдельных приемов и движений классического танца, а к концу ХХ века некоторые хореографы современного танца обратились к главному выразительному средству классического балета - танцу на пуантах.
Творчество Матса Экка, Иржи Килиана, Уильяма Форсайта, Ханса ван Маннена, Начо Дуато и многих других современных хореографов, органично синтезирующих классический и современный танцы, - наглядный пример того, что установка на полный отказ от форм классического танца на практике не смогла быть до конца реализована.
Сегодня танец модерн является системообразующим элементом в подготовке артистов балета, ибо постоянно развивается, видоизменяется, появляются все новые и новые направления, которые сейчас принято называть contemporary.
Значит, актуальность исследования вызвана острой необходимостью научного поиска путей совершенствования организационно-педагогических условий преподавания современного танца в учебных заведениях хореографического образования.
Достаточно сказать, что в Россию приезжают многие известные западные хореографы и переносят на главные сцены Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов балеты, поставленные в стиле модерн. В последние годы становится традицией работа западных хореографов с учащимися Московской государственной академии хореографии и уже трудно представить отчетные концерты без обязательных номеров и одноактных современных балетов. В Европе и Америке современную хореографию осваивают не только труппы современного танца, но и многие театры классического балета. Главное, что для поступления на работу в ведущие театры мира необходимо владение не только техникой классического танца, но и основными техниками танца модерн.
Степень научной разработанности проблемы
Существенная роль в осмыслении совершенствования преподавания дисциплин принадлежит исследованиям в области философии образования, носящим в значительной мере прогностический характер. Осознанием необходимости анализа задач развития хореографического образования в рамках Болонского процесса прослеживается в работах Т.Б. Бадмаева, О.Б. Буксикова, Г.В. Бурцева, А.П. Кириллова, Н.Д. Мусина, В.Ю. Никитин, Н.В. Петроченко.
Поэтому методологическая специфика исследования динамики хореографического образования закономерно вскрывает основы хореографической педагогики и при всей ее методической разработанности во многом испытывает влияние смежных сфер - искусствоведения, культурологии.
Психолого-педагогическим проблемам преподавания в учебных заведениях, перспективам их развития большое внимание уделено в трудах Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельского, Б.П. Беспалько, В.В. Краевского, вопросам профессионального образования - П.Я. Гальперина, И.Я. Лернера, В.А. Сластенина.
Важнейшим методологическим основанием для хореографического искусства являются труды Э.Б. Абдуллина, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.С. Батракова, Б.М. Бим-Бада, А.А. Бодалева, В.В. Гузеева, В.А. Кан-Калика, М.В. Кларина, Е.А. Климова, А.В. Мудрика, В.И. Панова и других, сформировавших целостные теоретические представления о специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях различного типа и уровня.
Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах Н.П. Базаровой, Л.Д. Блок, Б.Я. Брегвадзе, А.Я. Вагановой, Е.П. Валукина, В.В. Васильева, Т.И. Васильевой, Н.А. Вихревой, С.Н. Головкиной, О.В. Жадиной, Р.В. Захарова, М.Ф. Иваницкого, А.П. Кириллова, В.С. Костровицкой, Л.М. Лариной, М.К, Леоновой, В.П. Мей, А.М. Месссерера,
Т.Б. Нарской, А.В. Никифоровой, П.А. Пестова, А.А. Писарева, Г.Н. Прибылова, Н.Н. Серебренникова, Н.В. Соковиковой, Н.И. Тарасова, С.С. Холфиной, Л.И. Ярмолович.
Особая роль и огромное влияние на становление и развитие организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования принадлежит профессорско-преподавательскому составу Московской государственной академии хореографии и ее ведущим педагогам: В.В. Анисимову, Е.П. Беловой, Г.В. Беляевой, Е.А. Бобровой, А.Г. Богуславской, Н.А. Вихревой, И.А. Ворониной, Т.А. Гальцевой, А.Н. Головко, Ю.Н. Григоровичу, Л.А. Коленченко, Г.К. Кузнецовой, И.Л. Кузнецову, В.Н. Куликовой, М.Л. Лавровскому, М.К. Леоновой, Н.В. Литварь, В.А. Майниеце, А.А. Меланьину, Т.И. Павловой, Т.В. Пуртовой, Н.И. Ревич, И.Ю. Сыровой, Н.М. Толстой, Е.К. Фарманянц, Н.П. Яценко, Н.А. Ященковой и
др.
Исследованием феномена современного танца в разное время занимались отечественные исследователи В. Никитин, Е. Суриц, Н. Шереметьевская, а также зарубежные авторы S. Banes, D. Cayon, G. Cheney, M. Cohen, R. Copplend, R. Cohan, D. McDonach, I. Duncan, L. Emery, C. Ford, K. E. Gilbert, G. Giordano, A. Hawkins, R. Heppenstall, D. Humphrey, K. Kaltebrunner, D. Lewis, V. Maletik, P. Magriel, M. John, O. Maynard, G. Shurr, M. Wigman, R. D. Yocom, и др., в работах которых подробно рассмотрен современный танец в историческом, искусствоведческом и педагогическом аспектах.
Поиском более эффективной системы обучения специалистов современной хореографии занимается профессорско-преподавательский состав кафедры народно-сценического, историко-бытового и современного танца: Е.В. Ахулкова,
-
Г. Богуславская, И.А. Воронина, А.О. Гаджиева, Т.Н. Докунина, С.А. Иванова, Ж.В. Кудрявцева, М.А. Минеев, Т.И. Павлова, Т.Ю. Петрова, М.О. Северцева, Н.В. Сергеева, Т.В. Терентьева, Н.М. Толстая, Е.К. Фарманянц.
Исследование художественно-творческих аспектов хореографического образования нашло отражение в трудах А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Жарковой, А.С. Каргина, В.Н. Нилова, С.М. Оленева,
-
С. Садовской, Е.В. Утина, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.
Анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что рассматриваемая проблема позволяет выявить противоречия между:
-
необходимостью создания организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, адаптированных с классическими, народно-сценическими, историко-бытовыми, дуэтными танцами и отсутствием этого процесса на практике оставляет систему без системообразующего, сущностного стержня;
-
интенсивным развитием авторских технологий обучения современному танцу и внутренними резервами организационно-педагогических условий, которые привносятся извне, но не выявляются как заложенные в самой системе способы обучения;
-
построением занятий по современному танцу как целостному учебному процессу и неразработанностью теоретико-методических основ дисциплины «Современный танец», обеспечивающего гармоничность в развитии художественно-творческие способности учащихся учебных заведений хореографического образования.
В связи с этим проблема данного исследования заключается в том, чтобы выявить организационно-педагогические условия, способные обеспечить совершенствование преподавания дисциплин современного танца в системе подготовки артистов балета, обеспечивающие их гармоничное художественно- творческое развитие в учебных заведениях хореографического образования.
Все это делает актуальной избранную тему диссертационного исследования «Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования».
Объектом исследования является преподавание дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.
Предмет исследования - процесс создания оптимальных организационно- педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.
Цель исследования: разработать научно-методические основы создания организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца, развивающие авторские педагогические технологии обучения, апробировать их в ходе эксперимента и внедрить в практику.
Задачи исследования:
-
рассмотреть понятие «учебная дисциплина современного танца» в учебных заведениях хореографического образования;
-
раскрыть историческую обусловленность включения дисциплин современного танца в учебно-творческий процесс учебных заведений хореографического образования;
-
проанализировать теоретические подходы к созданию организационно- педагогических условий преподавания дисциплин современного танца в отечественной педагогике;
-
определить межпредметные связи как системообразующий элемент совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования;
-
изучить организационные условия процесса совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования;
-
выявить потенциал педагогических условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, ориентированных на оптимальное обеспечение занятий, отражающих требования современного искусства.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия для учебно- творческого процесса.
Методологическую основу исследования составили:
-
положения философии познания и обучения о развитии личности, о диалектическом единстве теории и практики в подготовке артистов балета;
-
философские взгляды мыслителей на природу творчества (Платон, Н.А. Бердяев, Г.В. Гегель, И. Кант, К. Юнг, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг и др.) о дидактическом характере сознания и содержащуюся в нем совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия Человек, Творчество, Искусство, Образование.
-
методологические концепции эстетики и искусствоведения В.В. Ванслова, М.С. Кагана, С.Х. Рапопорта, опирающиеся на принципы историзма и единства логического, научного, взаимосвязанности и взаимообусловленности объективных и субъективных факторов, обеспечивающих динамику развития хореографического образования в России.
Теоретической базой исследования явились следующие положения: о деятельности и общении как ведущих факторах в хореографическом образовании (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); об образовательной среде как комплексе организационно-педагогических условий учебно-творческого процесса в учебных заведениях хореографического образования, об инновационных технологиях обучения как факторе оптимизации образовательного процесса.
Педагогическая теория развивающего обучения позволяет построить логическую цепь движения исследовательской мысли от собственно содержания хореографического искусства и пластико-интонационной теории Б.В. Асафьева и теории двойственности хореографической формы В.В. Ванслова; научной концепции хореографического воспитания В.Н. Нилова, рациональной системы обучения специалистов хореографии современному танцу В.Ю. Никитина.
Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования использовались методы теоретического познания: анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические методы для установления причинно-следственных связей, метод экспертных оценок и самооценок в учебной деятельности; анализ педагогического процесса практических занятий, педагогический эксперимент.
Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе создания оптимальных организационно-педагогических условий, которые характеризовались стремительным ростом возможностей совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования: Московской государственной академии хореографии и Московском областном колледже искусств (МОКИ).
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20092012гг. в три этапа.
На первом этапе исследования (2009г.) изучалось состояние проблемы в педагогической, психологической и культурологической литературе. Определялся общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология, теория, научная концепция, научная новизна, теоретическая значимость, положения, выносимые на защиту. Организация исследования: методы, этапы, апробация.
На втором этапе исследования (2010-2011 гг.) была разработана научная концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению организационно- педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования. Экспериментальный подход к изучению влияния организационно- педагогических условий на совершенствование процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования был осуществлен на кафедре народно-сценического, историко- бытового и современного танца Московской государственной академии хореографии. Это позволило разработать взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу педагогических идей, обеспечивающих эффективность этого процесса.
На третьем этапе исследования (2012г.) были проведены анализ и обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
-
впервые организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования рассмотрены с позиций единства биологического и психологического, духовного и физического аспектов. Сущность создания организационно-педагогических условий как процесса состоит во взаимодействии организационно-методического и педагогического процессов, которые направлены на профессиональное становление, проявляющихся внешних показателях поведения учащихся, изменений в совершенствовании преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования;
-
сформулировано понятие дисциплины «Современный танец», как специфическое человеческое качество, проявляющееся в способности или таланте в искусстве балета. Данный аспект позволил реализовать дидактический принцип последовательности действий в процессе подготовки артистов балета, с использованием вариантных возможностей современной технологии учебно- творческого процесса, обеспечивающего регулируемую педагогом авторскую методику использования организационно-педагогических условий в учебных заведениях хореографического образования;
-
обоснованы и экспериментально апробированы организационно- педагогические условия современного преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, последовательность их включения в учебно-творческий процесс, в предметную деятельность в зависимости от этапов освоения того или иного умения или навыка в сочетании с традиционными методами показа непосредственно педагогом;
-
рассмотрен процесс реализации организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования с позиций мотивационного развития личности учащегося с использованием в учебно-творческом процессе технологий общения в упражнениях и практических занятиях. Разработаны и внедрены в учебный процесс методики, направленные на стимуляцию творческого мышления, активности и самостоятельности учащихся учебных заведений хореографического образования.
Рассмотрена проблема выявления внутреннего потенциала организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования. Выделено понятие «учебная дисциплина современного танца» в учебных заведениях хореографического образования, направленное на преподавание искусства на высоком смысловом уровне, как важнейший структурный элемент подготовки артистов балета.
Определены научно-методические основы создания организационно- педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования как явления, исходящего из понимания внутреннего единства трех сущностных для учебно-творческого процесса категорий, таких, как: мышление, деятельность, художественное творчество субъектов и объектов. Выделено понятие смысла учебно-творческой деятельности как ведущего теоретического положения для построения организационно-педагогических условий преподавания современного танца.
Разработана хореографическо-педагогическая технология целостного учебно-творческого процесса в учебных заведениях хореографического образования, способствующая эффективному развитию художественно- творческих способностей учащихся, где сформулированы принципы и методы органичного построения организационно-педагогических условий совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца.
Выделены уровни создания организационно-педагогических условий: креативный уровень, имеющий основанием дивергентное мышление учащихся, и художественно-творческий уровень, в основе которого лежит способность (потенциал) к образному мышлению, высокому искусству учащихся учебных заведений хореографического образования.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования рассмотрены как целостность. Целостность трактуется как единство взаимосвязей содержательного, деятельностного и результативного с вовлечением в учебно-творческий процесс учреждений хореографического образования упорядочения соединения и межпредметных учебных дисциплин по содержательному и функциональному принципу независимых элементов.
Раскрыто теоретическое значение организационно-педагогических условий, обеспечивающих прямую связь между ними и овладением учащимися предметными умениями и навыками, обеспечивающими освоение технологий в целостном процессе развития артиста балета на основе логико-дидактического содержания.
Обоснован концептуальный подход построения целостного комплекса организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, заключающийся во взаимосвязи всех элементов педагогической системы в диалектическом единстве содержания, форм и методов познания современного хореографического искусства. Сформулированы критерии организационно-педагогических условий преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, которыми стали: осмысленность по целеполаганию; возможности внедрения авторских технологий обучения.
Выделены уровни преподавания дисциплин современного танца в оптимальных организационно-педагогических условиях: целостность, которая рассматривается во взаимодействии всех условий; креативный уровень, позволяющий учащимся познать специфику современного танца; художественно-творческий уровень, обеспечивающий образную природу изучаемого предмета современного танца на основе «творческого взлета», «творческого напряжения», стимулирующих активность и интерес к сложной профессии артистов балета.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования может быть использован в широкой практике при моделировании и проектировании занятий по современному танцу.
Создана педагогическая технология: творческие задания, виды и формы целостного процесса проведения занятий современного танца, которые могут быть использованы в широкой практике учебных заведений хореографического образования.
Разработаны организационно-педагогические условия, направленные на развитие художественно-творческих способностей учащихся учебных заведений хореографического образования, позволяющие самостоятельно готовиться к занятиям по дисциплине «Современный танец».
Материалы исследования могут быть использованы в методологической и методической подготовке педагогов учебных заведений хореографического образования, а также в системе повышения квалификации педагогов искусства.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на фундаментальные научные разработки (отечественные и зарубежные) в области философии, психологии, эстетики, обшей и хореографической педагогики; рассмотрением объекта исследования в его всесторонних и наиболее существенных внутренних связях и отношениях; применением в ходе работы методов теоретического и эмпирического уровня.
Апробация работы осуществлялась в следующих формах в:
-
выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых Московской государственной академией хореографии по вопросам методики преподавания хореографических дисциплин, специфики обучения на различных уровнях образовательных программ, реализации профессиональной практики в учебных заведениях хореографического образования; в выступлениях на кафедре народно- сценического, историко-бытового и современного танца Московской государственной академии хореографии; на всероссийских научно-практических конференциях: на VI научной конференции студентов и аспирантов Московской государственной академии хореографии с докладом: «Балетное творчество Игоря Стравинского», Москва, 21 апреля 2009 года; VII научной конференции студентов с докладом: «Преподавание дисциплины современного танца в учебных хореографических заведениях», Москва, 19 апреля 2010 года;
-
публикациях тезисов, статей (см. список авторских публикаций в конце автореферата);
-
процессе преподавания на хореографическом отделении ГБОУ ДОД Детской школы искусств №18 «Школа классического танца Детского музыкального театра им. Натальи Сац»;
-
диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой народно-сценического, историко-бытового и современного танца Московской государственной академии хореографии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущностная характеристика целостной системы организационно- педагогических условий совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования определена содержанием учебного плана и учебными программами дисциплин «Современный танец», смысловой нагрузкой каждого занятия. Система организационно-педагогических условий процесса совершенствования преподавания дисциплин «Современный танец» характеризуется возможностями и состоянием материально-технической базы:
-
проведением лекций, семинаров, бесед, индивидуальных занятий, обеспечивающих освоение учащимися дисциплин современного танца;
-
использованием технических средств в учебно-творческом процессе.
-
спецификой практических занятий учебной дисциплины «Современный танец» как высокого искусства, с учетом специфики адаптированных к пространству и времени коллективных действий, сознательного подхода учащихся к каждому педагогическому воздействию и координации действий учебной группы.
-
Совершенствование организационных условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования включает постановку цели перед учебной частью, которая вместе с деканатами и кафедрами, формирует ответственность, умение учащихся планировать свое учебное и свободное время, за счет точно разработанного расписания занятий, педагогической нагрузки и концертмейстерской занятости.
Процесс преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования возможен лишь при соблюдении следующих условий:
-
состояния аудиторий для занятий и оформленных помещений (желательно специальных) для данного вида занятий, расписания занятий, оборудования и постоянного педагогического и концертмейстерского состава;
-
целенаправленного развития ответственности у всех субъектов (в том числе технического персонала) в процессе проведения занятий по современному танцу;
-
планирование учебно-творческого процесса, на основе научно обоснованной организации выполнения и контроля принятых решений по координации дисциплин «Современный танец» в рамках межпредметных связей.
Одним из направлений совершенствования организационных условий преподавания дисциплин современного танца в учебном заведении хореографического образования является создание творческой атмосферы, здоровой обстановки, выполнение правил поведения учащимися, без которых не может функционировать и творчески развиваться учебный коллектив.
Совершенствование педагогических условий преподавания современного танца в учебных заведениях хореографического образования основывается на выяснении у учащихся мотивации, потребностей, интересов, психологических установок на овладение искусством современного танца, чтобы наиболее эффективно раскрыть задатки, способности, талант, обеспечивающих настроенность на творческий успех.
Совершенствование педагогических условий преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования должно осуществляться последовательно, прежде всего, обеспечивая возможность введения новых педагогических методик, или авторских технологий, в зависимости от уровня подготовки конкретной учебной группы.
Если созданные оптимальные педагогические условия позволяют учащимся их высоко оценить, значит, педагогические технологии способны выполнять функцию ориентира в поведении и деятельности учащегося.
Эффективность организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования проявляется в модернизации учебно- творческого процесса, связанного с освоением новой иерархии общечеловеческих ценностей, где современный танец занимает видное место. Именно современный танец служит связующим звеном между духовной культурой общества и личности, общественным и индивидуальным бытием. Поэтому модель организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования строится с учетом динамики данного процесса с опорой на общепедагогическое, научно-методическое и технологическое обеспечение.
Межпредметные связи являются системообразующим элементом совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, который интегрирует организационные и педагогические условия. Межпредметные связи позволяют интегрировать дисциплины современного танца, обеспечивая коммуникативный процесс для деятельности, которая проявляется в таких формах, как познание, целостная ориентация, коммуникация педагогов и учащихся учебных заведений хореографического образования.
В настоящее время в учебных заведениях хореографического образования весьма распространен когнитивный подход в обучении. Учащиеся обучаются, копируя движение преподавателя, высчитывая музыкальные размеры, оценивая свое отображение в зеркале. Обучение строится на изучении физической стороны танцевальной техники, которая является основой классических систем танца, и в меньшей степени - на соединении танца с чувствами и разумом, которые являются основой современного танца.
Поэтому главным организационно-педагогическим условием становления преподавания современного танца, позволяющим рассмотреть его в широком контексте, является интеграция деятельности ректората, учебной части, деканата и кафедры народно-сценического, историко-бытового и современного танца. Это обеспечивает высокий уровень творческой профессиональной культуры педагога, позволяет ему осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Единство целей и задач коллектива учебного заведения хореографического образования по созданию организационно-педагогических условий позволяет создать атмосферу сотворчества, эмоциональной насыщенности занятий современным танцем, характеризующуюся доверительностью, открытостью, свободным творчеством, культурой взаимодействия педагога и учащегося. Включение в содержание занятий личностного интереса учащегося позволяет эффективнее реализовать педагогический потенциал, что в свою очередь способствует оптимизации учебно-творческого процесса. Наличие ориентированной творческой среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в освоении учащимися дисциплин «Современный танец», дает возможность самоуправления с элементами включенности в создание организационно- педагогических условий, что позволит эффективнее реализовать личностные интересы всех субъектов и совершенствовать процесс преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Историческая обусловленность включения дисциплин современного танца в учебно-творческий процесс учебных заведений хореографического образования
Поскольку преподавание дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования тесно связано с репертуаром театров, прежде всего с классическим наследием, то все актуальнее становится необходимость усовершенствования преподавания этих дисциплин.
Генезис танца модерн исчисляется началом XX века. В Германии и США зародилось новое направление, противопоставляемое классическому балету. Целью создателей танца модерн было стремление выработать новый язык танца, отвечавший потребностям современного человека. Каждая эпоха рождает новое направление, пришло время, когда надо было уйти от классических схем и канонов прошлого, тем самым развить теорию танца, которая ближе была бы к человеку.
Доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения В.Ю. Никитин считает, что термин «танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы.
То, что сейчас понимается под термином «танец модерн», можно выразить как концентрацию хореографа и исполнителя не только на движениях тела, но и на ощущениях, возникающих в процессе танца, на душевном состоянии, которое они вызывают. Танец модерн иногда называют «танцем для головы», «философским танцем» .
Основатели танца модерн создали новое направление не на базе народного или бытового танца, а как форму выражения своих мыслей и эмоций через свободное движение.
Сущностью танца модерн стало стремление хореографа выстроить связь между формой танца и внутренним психологическим состоянием исполнителя. Для создателей танца модерн была важна новая концепция творчества, идея свободы, демократии, которую они воплощали в танце.
Основное отличие всех техник танца модерн от классического танца -использование гравитации посредством тела, стремление скрыть усилие, затрачиваемое при движении, нарушение вертикальной оси, фокус на центре тяжести тела и работа с ним.
Одна из родоначальниц танца модерн, Марта Грэхем делает напряжение одним из главных выразительных средств танца, где использует технику замираний и падений, при которых тело постоянно связано с землей, и она играет не менее существенную роль в формировании движения, чем окружающее пространство.
В танце модерн в действие вовлекается все тело, возможна и прямая спина, и ссутуленные плечи, и вдавленная грудь, любые наклоны корпуса, изгибы позвоночника, положения головы, ног и стоп, рук и кистей.
Одно из основных отличий танца модерн от классического балета -босая стопа и отсутствие идеальной выворотности.
Модерн фокусирует внимание на балансировке и использовании тела для создания формы в пространстве, а классический балет сосредоточен на линиях, на идеальной форме.
Учебная дисциплина современного танца в учебных заведениях дает будущему артисту балета возможность профессионально использовать этот опыт в своей сценической деятельности.
Возможности нового направления расширили спектр выразительных средств, что позволяет обеспечить координацию физической и интеллектуальной составляющей на уроках, понимание учащимися необходимости данной дисциплины для их творческого развития и роста, влияние на воспитание личности.
В процессе профессионального обучения современному танцу возникает актуальная педагогическая задача - раскрытие индивидуальности, воспитание личности артиста, творца, обладающего высоким интеллектом, абстрактным и парадоксальным мышлением, свободно владеющего способами самобытного выражения своего внутреннего мира. Здесь важны педагогические приемы передачи своих идей, замыслов и знаний другим в процессе будущей профессиональной деятельности.
Система танца модерн объединяет множество относительно самостоятельных направлений, связанных с именами великих исполнителей и хореографов: Марты Грэхем, Дорис Хэмфри, Рудольфа фон Лабана, Хосе Лимона, Мерса Каннингхема, Лестера Хортона и многих других. Основатели танца модерн, как правило, отрицали академический классический танец как выразительное средство, позволяющее воплотить на сцене переживания и проблемы современного человека. Стремление полностью отойти от традиционных балетных форм на практике не могло быть реализовано. Сознательное творчество Матса Эка, Иржи Килиана, Уильяма Форсайта, Ханса ван Манена, Начо Дуато, учитывающее временные тенденции развития современного хореографического искусства, позволило органично соединить классический и современный танец.
Танец модерн развивался на протяжении ста лет, существует и продолжает развиваться, видоизменяться, появляются все новые и новые направления, которые сейчас принято объединять одним термином -contemporary dance.
Здесь мы подходим к понятию «учебная дисциплина», которое является непременным атрибутом профессионального хореографического образования. Сегодня вопрос преподавания современного танца стоит очень остро, поскольку в действовавшей в течение десятилетий системе хореографического образования ему уделялось недостаточно внимания. Дисциплины современного танца в области профессионального образования в настоящее время уже включаются в учебный процесс. Создание единой «школы», такой же, как в классическом балете, в современном танце как совокупности неких принципов, подходов методов обучения, вряд ли возможно. Речь идет о создании множества «школ», которые дополняют друг друга. Каждый педагог в современном танце имеет свои авторские принципы, которые использует в процессе обучения. Можно констатировать, что существует «доктрина субъективности», которая превалирует в современной танцевальной педагогике. В одном из интервью известный российский режиссер-балетмейстер Г. Абрамов на вопрос: «Есть ли в современном танце школы, подобные классической школе?» ответил: «Есть, но чаще всего это методика отдельных стилей. В современном танце нет понятия общего стиля, как в классическом танце. Нет границ. И вообще нет определения современного танца. Нужно понять лишь одно- под термином «современный танец» понимают танец, не ограниченный условностями».
Одним из путей создания творческой модели учебной дисциплины «Современный танец» в учебных заведениях хореографического образования служит анализ достижений западных школ. Основой профессионального воспитания в западных школах является «хореографический плюрализм» и свобода выбора хореографом стиля, школы, техники, направления танца, изучаемых для создания индивидуальной манеры творчества.
В целом по России учебной дисциплине «Современный танец» уделяется недостаточно внимания, особенно в заведениях хореографического образования. В основном его «развивают» частные танцевальные студии, организованные педагогами, получившими знания о техниках модерна в США или Европе на различных семинарах и мастер-классах, обучавшихся в Летней школе American Dance Festival (ADF), ежегодно проходящей в США, на которую приезжают педагоги и исполнители со всего мира. В России такие семинары проходят в летней школе танца «ЦЕХ» (Международный центр танца и перфоманса).
Теоретические подходы к созданию организационно педагогических условий преподавания дисциплин современного танца
Одним из теоретических подходов к созданию организационно педагогических условий преподавания дисциплин современного танца стали труды Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др., которые показывают, что в учебно-воспитательном процессе тесно взаимосвязаны следующие виды педагогической деятельности: диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная;, исследовательско-творческая.
Рассмотрим сущность каждого из этих видов деятельности и те требования к педагогу современного танца, которые обуславливаются в конкретных организационно-педагогических условиях преподавания дисциплин современного танца.
Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности (от греч. diagnosis -распознавание, определение). Трудно осуществлять педагогическую деятельность, не зная особенностей физического и психического развития каждого учащегося, умственный уровень и уровень воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать настоящего артиста балета, надо прежде всего знать его во всех отношениях. Как отмечал К.Д. Ушинский: «Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.» .
Ориентационно-прогностическая деятельность выражается в умении педагога определять направление развития современного танца, его конкретные цели и задачи на каждом этапе обучения, прогнозировать (от греч. pro - вперед + gnosis - знание) результаты, то есть то, чего конкретно
хочет достигнуть педагог, какие сдвиги учащихся в освоении танца он хочет получить. Если в группе недостает сплочения учащихся, нет необходимых коллективистских отношений или же снижается интерес к учению, то на основе этого диагноза педагог ориентирует деятельность на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к учению, конкретизирует ее цели и задачи и стремится добиться укрепления способности к коллективному творчеству, высокой активности в совместной деятельности как важнейших черт коллективистских отношений. Подобная ориентационно-педагогическая деятельность осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов, форм воспитания и обучения современному танцу.
Конструктивно-проектировочная деятельность органически связана с ориентационно-прогностической. Если педагог современного танца прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной деятельности, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания педагог может предусмотреть совместную работу с учащимися на практике с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательность совместной деятельности. Для этого педагогу необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике, организации педагогических условий преподавания дисциплин современного танца, развивать у себя творческое воображение, конструктивно-проектировочные способности, уметь планировать учебную и творческую деятельность.
Организаторская деятельность связана с вовлечением педагогов, учащихся и сотрудников учебного заведения хореографического образования через стимулирование их активности. Для этого необходимо выработать целый ряд умений. Прежде всего необходимо уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности, где важным элементом является способность вдохновлять учащихся к деятельности, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.
Значение информационно-объяснительной деятельности обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на межличностных контактах. Педагог в этом случае выступает не только как организатор учебно-творческого процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. От того, насколько глубоко сам педагог владеет учебно-творческим материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный педагог знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у них умений и навыков.
Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с тем большим влиянием педагога, которое оказывает на учащихся его личное обаяние, культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, творческой и художественно-практической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к учащимся, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений «педагог - учащийся» в самом широком смысле этого слова.
Совершенствование организационных условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования
В связи с этим организационным условием является целенаправленное педагогическое регулирование вниманием учащихся. Направлять внимание учащегося надо главным образом на то, как и с какой целью он может выполнить отдельное движение или комбинацию, этюд для предотвращения развития «слепой» и интуитивной техники, где особенно следует обращать внимание учащихся на функциональную работу мышц, попутно указывая им, «когда, как и на какой группе мышц следует акцентировать свое внимание». Показ и пояснения при отработке новых элементов совмещаются с тем, чтобы зрительное и слуховое восприятие учащихся способствовало лучшей работе внимания, пониманию всех деталей заданий.
Необходимым организационным условием показа в обучении современному танцу является выявление подлинности и глубины понимания учеником двигательного действия.
Согласно полученным в ходе эксперимента данным, проверка того, как учащийся выполняет учебное задание - интуитивно или сознательно, осуществляется устным опросом. Критериями правильного понимания учащимися необходимых исполнительских действий являются связность, четкость, образность и краткость изложения мысли, а также правильное использование музыкальных и танцевальных терминов.
Сложившуюся в педагогике современного танца теорию обучения можно классифицировать как «обучение через деятельность». Анализ и синтез двигательного действия в педагогике современного танца могут как создать модель, так и быть средством (объясняющей или технологической схемой) в решаемой задаче. Выполнять функцию формирования «телесно-двигательного» (СВ. Дмитриев) и рефлексивного мышления учащихся на занятиях современного танца. «Упражнение есть повторение без повторения», доказал Н.А. Бернштейн, основываясь на том, что к улучшению техники выполнения двигательного действия приводит не само по себе упражнение, а коррекция неточностей, их осмысливание и исправление ошибок в повторных попытках. Как видим, организационные условия - это прежде всего воспитание отношения к труду, дисциплина, терпение. Вот три кита, на которых стоится карьера артистов балета. Поэтому эксперимент проводился в таком огромном государственном учебном заведении хореографического образования, каким является Московская государственная академия хореографии, где объективно каждый выпускник как учащийся способен заниматься не только творчеством, но и организационной деятельностью.
Проведенное нами исследование показывает, что одним из основных постулатов функционирования учебных заведений хореографического образования является развитие и совершенствование организационных функций. Поэтому основополагающими компонентами хореографического образования являются коммуникативные качества учащихся.
Формирование коммуникативных качеств у учащихся учебных заведений хореографического образования начинается с элементарного поручения в организаторской деятельности как методически верно выстроенной системы приемов, способной реализовать принципы интереса и мотивационной поддержки обучения.
Поэтому оптимальное сочетание организационного и мотивационного аспектов способно вывести учащихся на качественно более высокий уровень обучения, будет содействовать ценностному отношению к учебе и познанию и формировать активную творческую личность на основе психолого-методического подхода к предметному обучению .
Организационные условия преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования позволяют регулировать мотивацию к обучению, поскольку их наличие обеспечивает реальное переведение теоретических знаний во внутреннее состояние и служит одним из наиболее очевидных признаков эффективного обучения.
Здесь следует особенно подчеркнуть важное значение для нашего исследования идей, разработанных А.В. Запорожцем, который на большом экспериментальном материале показал, что организационные условия позволяют наиболее эффективно совершенствовать преподавание в зависимости от характера задач, решаемых учащимся, в зависимости от того, как реализуются их действия и тем самым определяется, ориентированы ли они на цель или на условия решаемой задачи.
Изучая зависимость организационных условий от практической деятельности у учащихся, в ходе исследования мы выяснили, что на начальном этапе освоение дисциплин современного танца является произвольным, но по мере овладения ими, когда действие производится умело и рационально, оно превращается в непроизвольное (в этом и заключается его автоматизация). Ведущие отечественные ученые считают, что при освоении моторного действия происходит такое обобщенное отражение наиболее существенных организационных условий его выполнения, при котором значительно расширяется взаимозаменяемость отдельных упражнений, что обеспечивает ему необходимую гибкость, а тем самым и подлинную произвольность. В этом положении, заложены основы оригинальной теории формирования двигательных умений и навыков, существенно отличающейся от тех теорий, в которых произвольность выключалась из этой важной области человеческого опыта.
Повторить одни и те же двигательные действия много раз на протяжении определенного времени позволяет хорошая выносливость учащихся учебных заведений хореографического образования, ибо двигательные качества служат для того, чтобы целесообразно и целенаправленно развивать двигательные действия путем анализа проявления каждой двигательной способности и сочетания их в двигательных действиях в освоении дисциплин современного танца.
Совершенствование педагогических условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования
В отношении мотивационной сферы учащихся установлено следующее. Учащиеся экспериментальной группы имеют более высокий уровень, по сравнению с контрольной группой, выраженности всех трех базовых мотивов: «Получение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома». Данный факт свидетельствует о том, что разработанная педагогическая технология позволяет повысить не только внутреннюю, но и внешнюю положительную мотивацию учебно-профессиональной деятельности учащихся. Сравнительный анализ динамики формирования рефлексивности, ценностно-смысловой сферы и познавательной мотивации показал, что в целом учащиеся экспериментальной группы имеют более высокие показатели. Это подтверждает гипотезу о том, что процесс совершенствования преподавания дисциплин «Современный танец» в учебных заведениях хореографического образования будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия для функционирования учебно-творческого процесса.
Для анализа успеваемости учащихся экспериментальных и контрольных групп все изучаемые дисциплины современного танца были разделены в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Успеваемость определялась по курсам обучения, по специальностям, а также в целом по всем контрольным и экспериментальным группам.
Особенно высокий уровень успеваемости учащихся учебных заведений хореографического образования был достигнут при модульном обучении.
Модульное обучение предполагает такую организацию учебно-творческого процесса, при которой учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определённой учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модули могут быть целевыми (содержать сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания).
«Все основные профессиональные операции разделяются на «шаги», которые компонуются в модульные элементы (операционно законченные единицы), а те - в модульные блоки (тематически законченные единицы). Состав и количество учебных элементов, подлежащих изучению, определяются входным тестированием и зависят от предварительной подготовки и устремлений каждого конкретного обучаемого.
Модульно-компетентностный подход к обучению обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных индивидуальных задач, предоставляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижений»
Модульно-блочный принцип построения учебного материала дисциплин «Современный танец» основан на структурировании учебного материала, из обособленно стоящих блоков различных дисциплин. В каждом блоке выделись этапы: теоретический, контрольный, корректирующий. Основой новых технологий модульного обучения стала рейтинговая система. Варианты этой системы учитывают количество часов по учебному плану, уровни сложности учебных задач, значимость предмета и др. Педагог курса проводил анализ основных целей предмета, определял главные контрольные точки по предмету. Перечень главных контрольных точек включал: экзамен, зачет, контрольный урок и т.д. Внедрение рейтинговой системы в учебно-творческий процесс дисциплин «Современный танец» было осложнено неразработанностью точного и конкретного перечня знаний, умений, навыков учащихся по каждой дисциплине, оценочных средств - вариантов контрольных заданий.
Измерить уровень знаний, умений, навыков учащихся, качественно оценить структуру знаний можно посредством независимого тестирования, которое применяется в ряде стран Запада и США, где действует система тестирования SAT (Scholastic Aptitude Test), GRE (Graduate Record Examination). Наше исследование показывает, что тестирование учащихся на дисциплинах «Современный танец» не может заменить собой формы контроля, основанные на принципе сознательно-практического обучения. Тем более нельзя использовать неадаптированные западные тесты, построенные на принципе «стимул-реакция». К другим факторам, позволяющим определить место тестов как вспомогательного инструментария на дисциплинах «Современный танец», относятся: - учебный материал полностью не поддается формализации в тестовой форме; - чрезмерное увлечение тестовым контролем вводит дополнительный барьер в общении между педагогом и учащимися; - применение тестовых технологий в течение всего периода обучения учащихся приводит к развитию «тестового синдрома», то есть затруднениям в четком и грамотном выражении мысли; - тестовые технологии не рассчитаны на решение задач в нестандартной ситуации; - при создании тестов предпочтение отдается заданиям средней сложности.
Сложной проблемой в зарубежных исследованиях педагогических технологий обучения дисциплин «Современный танец» является обоснование места и роли ценностных качеств личности в профессиональной подготовке артистов балета.
Автор предлагает следующую классификацию педагогических технологий обучения на дисциплинах «Современный танец» по: - характеру: на субъект-объектные и субъект-субъектные; - масштабу: на массовые, групповые, индивидуальные; - ценностной ориентации: на демократические и авторитарные; - элементу новизны: на традиционные и инновационные; - срокам: долговременные (весь период обучения) и кратковременные. Таким образом, в ходе эксперимента были проверены различные варианты совершенствования педагогических условий преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.
Первый вариант целеполагание, цель занятий для учащихся определяет педагог. Полученные данные свидетельствуют о том, что 26% учащихся принимают эту цель формально, что обуславливает низкий уровень педагогических условий освоения современного танца.
Педагог сообщает задание или тему, в соответствии с которыми может осуществляться учебно-познавательная деятельность, и на этой основе учащиеся определяют цель сами или совместно с педагогом - 29%.
Когда учащиеся самостоятельно определяют цель своей учебно-познавательной деятельности (самостоятельная работа по собственной инициативе), тогда уровень педагогических условий наиболее высокий -45%.
Как видим, большая доля самостоятельности учащихся в постановке задачи занятий определяет более высокий уровень педагогических условий.
В качестве показателей, в которых наиболее четко проявляются значения педагогических условий в совершенствовании преподавания дисциплин «Современный танец» в учебных заведениях хореографического образования, предлагается использование опыта отечественных педагогов по проведению занятий системно, постепенно продвигаясь от строгого регламентированного учебно-творческого процесса к самостоятельной деятельности учащихся. По этим показателям были получены следующие ответы: 73% в первой группе и 27% во второй.
Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования
-