Введение к работе
Актуальность. Искусство двадцатого столетия во всем разнообразии видов и форм отличается тяготением к синтезу, который многозначен в своих проявлениях. Это и тенденция к- объединению разных видов искусства, и перевод художественного произведения с языка одного вида искусства на язык другого, и взаимопроникновение принципов разных искусств.
Проблема синтеза в связи с этим становится одной из фунда-' ментальных в-современном искусствознании. Все чаще появляются "пограничные" исследования, находящиеся на стыках наук. Вопросы взаимосвязи музыки и танца лежат в русле данной проблемы. Общ- ность принципов двух искусств, коренящаяся в их эстетической природе, позволяет проводить между ними множество аналогий. Это привлекало внимание исследователей, чаще всего - балетоведов. Музыковедение же почти не затрагивало подобные вопросы, хотя балет, как жанр музыкального театра, входит в его компетенцию. В этом свете назрела необходимость более- глубокого и полного рассмотрения проблемы взаимодействия музыки и танца, важной как для балетоведения, так'и для музыковедения.
Цель работы диктовалась стремлением по возможности целостно и полно с музыковедческих позиций рассмотреть феномен взаимосвязи музыки и танца в зстетико-теоретическом аспекте. Необходимость комплексного изучения столь обширной и сложной проблемы выдвигает перед исследователем определенные требования, в том числе знание литературы по вопросам смежного искусства и достаточную ориентированность в его художественном языке. Исходя из этого, решались следующие задачи: установить общие для
двух искусств законы, находящиеся в сфере художественного времени и пространства; на этой основе определить проявление танцевального начала в музыке и, соответственно, музыкального начала в танце; с этих позиций проанализировать ряд балетов в исторической эволюции и представить классификацию синтеза в балетном спектакле.
Выбор материала исследования определен обширностью поставленной задачи. Теоретические положения диссертации опираются, с одной стороны, на музыкальные образцы различных эпох и стилей от средневековья до современности, с другой - на практику балетного театра разных исторических периодов. При этом более подробно исследуются балеты, начиная с эпохи романтизма, как зарубежные, так и отечественные.
Методологической основой диссертации послужили принципы системного и исторического подхода к оценке описываемых явлений. В работе использован метод комплексного анализа балетного спектакля, учитывающий связи музыки и хореографии. Исследование опиралось на специальную литературу по эстетике, истории и теории музыки, истории балета Полезный материал был почерпнут из работ Б. Асафьева, В. Зобова и А. Мостепаненко, "П. Карпа, В. Красов-ской, В. Конен, Т. Курышевой, В. Холоповой и других авторов.
Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что это первая попытка обстоятельного научного исследования со стороны музыковедения по проблеме взаимопроникновения принципов двух-искусств. Взгляд на нее с позиций эстетики и музыкальной науки позволяет определить как общие черты между музыкой и хореографией, так и различия между ними.
В работе продолжено построение теории пластичности и тан-цевальности музыки, начатое предыдущими исследованиями (В. Ко-нен, Т. Курышевой, А. Жюрайтите).
С точки зрения музыковедения разрабатываются вопросы, представляющие интерес для теории танцевального искусства: принципы хореографического тематизма и формообразования, пластической фактуры и симфонизма.
В диссертации делается попытка классификации синтеза в балетном спектакле на основе взаимодействия составляющих его компонентов - словесного, слышимого и видимого. Исходя из предложенной типологии синтеза в определенной системной последовательности рассмотрен ряд балетов. При этом основные акценты в анализе каждого балета сделаны с одной стороны,на выявлении танцевального начала в музыке и музыкального в хореографии; с другой - на взаимодействии музыки и танца.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что данное исследование восполняет один из пробелов в теории взаимодействия и синтеза искусств. Обобщение наблюдений о природе двух смежных искусств, суждения о закономерностях их развития могут представить интерес для музыковедов, балетоведов, хореографов. Положения диссертации могут быть использованы в дальнейших театроведческих и балетоведческих исследованиях, в курсах анализа музыкальных произведений, истории и эстетики балета.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории современной отечественной музыкальной культуры Московской государственной консерватории им. П. К Чайковского. Основные положения диссертации отражены в публикациях
- 4 -общим объемом 2,7 печ. л..
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав (одной вводной и трех основных), включающих пятнадцать разделов и краткого заключения. Диссертацию дополняют библиография и два приложения (таблица-схема ко второй главе и нотные примеры). Основной текст изложен на 169 машинописных страницах.