Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Средства создания пространственно-временного фона в современных англоязычных североирландских романах Кандрашкина, Оксана Олеговна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кандрашкина, Оксана Олеговна. Средства создания пространственно-временного фона в современных англоязычных североирландских романах : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Кандрашкина Оксана Олеговна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.].- Самара, 2013.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/658

Введение к работе

Реферируемое диссертационное исследование выполнено в русле работ, ставящих перед собой задачу комплексного изучения художественного текста, и направлено на выявление лингвопоэтически значимых средств выражения художественного пространства и времени в современной североирландской англоязычной литературе.

Пространство и время относятся к наиболее фундаментальным характеристикам реальности. Они также являются важнейшими мировоззренческими, идейно-содержательными и композиционными характеристиками искусства, в частности, литературы.

Пространство и время как формы существования материи в реальном мире присутствуют практически во всех его проявлениях, и поэтому в художественном отражении этого мира они оказываются сопряженными с самыми различными языковыми формами и средствами создания художественного образа. Художественный текст, независимо от того, к какому литературному жанру принадлежит, отражает события, явления или же психическую деятельность человека в их пространственно-временной ориентированности. Художественное время и пространство - важнейшие категории и универсальные составляющие смысловой структуры текста. Литературоведы и филологи рассматривают время и пространство как отражение философских представлений художника, анализируют специфику данных категорий в разные эпохи, в разных литературных направлениях и жанрах, изучают грамматическое время в художественном произведении, рассматривают время и пространство в их неразрывном единстве.

Категории пространства и времени в художественном тексте связаны с его структурированием и цельнооформленностью, поэтому, на наш взгляд, лингвопоэтический анализ этих категорий необходим для понимания главной идеи произведения словесно-художественного творчества и сопутствующих ей авторских интенций.

Лингвистическая репрезентация художественного времени и пространства в художественном тексте может быть представлена различными лексическими и грамматическими средствами, позволяющими понять центральную идею исследуемых произведений, основной темой которых стал этнополитический конфликт.

Степень разработанности темы

В отечественной филологической науке и литературоведении существует много исследований, посвященных выражению пространственно- временного аспекта в художественном тексте. Эти категории рассматриваются в контексте художественного своеобразия произведений определенного автора или литературного направления.

Основополагающей в рамках исследования пространства и времени в тексте является работа М.М.Бахтина (1975), в которой он указал на неразрывность пространства и времени в литературном произведения. В дальнейших исследованиях [Лотман, 1988; Лихачев, 1979; Топоров, 1983], описывающих типы и виды пространства и времени в художественном тексте, также подчеркивается взаимосвязь времени и пространства. В лингвистическом плане эти категории изучаются с точки зрения их языковой репрезентации в тексте [Бабенко, Казарин, 2003; Николина, 2003; Новикова, 2003; Маховикова, 2002; Тураева, 2009].

Основополагающими исследованиями по разработке лингвопоэтического метода анализа художественного текста, используемого в настоящей диссертации, являются труды О.А.Ахмановой (1977), В.Я.Задорновой (1992), А.А.Липгарта (1996), Т.Б.Назаровой (2010) и Е.Б.Борисовой (2010). Эти ученые внесли большой вклад в разработку методологического аппарата лингвопоэтики как науки, применив данный метод исследования на материале произведений словесно-художественного творчества. В работах О.С.Ахмановой и В.Я.Задорновой, помимо теоретической обоснованности лингвопоэтики как науки, впервые было произведено сопоставительное лингвопоэтическое исследование произведений на разных языках, А.А.Липгарт продолжил разработку данного метода исследования на материале сонетов В.Шекспира. Развивая мысль о целесообразности применения общефилологического подхода к изучению художественной литературы, Т.Б.Назарова использует лингвопоэтический метод исследования с учетом семиотических характеристик художественного текста [Назарова, 2010]. Е.Б.Борисова обосновала использование лингвопоэтического метода анализа художественного образа не только в металогическом, но и автологическом повествовании, применив лингвопоэтический анализ в сопоставительном плане на материале эпических произведений. В исследованиях второй половины 20 века лингвопоэтический метод анализа применяется для анализа не только художественных, но и других типов текста, например, рекламы [Морозов, 2001], публицистических и философских текстов [Серебряков, 2010]. Однако, ни в отечественном, ни в зарубежном языкознании, категории пространства и времени не рассматривались с применением лингвопоэтического метода исследования.

Произведения современных североирландских авторов активно изучаются за рубежом, в основном в аспектах анализа образа города Белфаста и темы североирландского конфликта [Cairns, 1988; Kennedy-Andrews, 2003; O'Brien,1995; Pelaschiar, 1998]. Существует и ряд исследований, посвященных общим литературоведческим и языковым особенностям и темам современной североирландской прозы [Harte, 2000; Foster, 1974]. В отечественной филологии современная североирландская литература еще ни разу не выступала в качестве предмета исследования.

Актуальность диссертационного исследования определяется важностью расширения границ и возможностей лингвопоэтического метода исследованя, в частности, применительно к категориям времени и пространства в художественном тексте, а также обоснованием роли глобального вертикального контекста как необходимого условия для адекватного восприятия идейно-авторского замысла произведений художественной литературы.

В качестве объекта исследования рассматриваются категории художественного времени и пространства в современных североирландских англоязычных романах. Предметом его стали лингвопоэтически значимые средства создания пространственно-временного фона произведений.

Материалом исследования послужили 3 англоязычных романа современных североирландских писателей: Аниты Бернс (Anna Burns No Bones), Люси Колдуолл (Lucy Caldwell Where They Were Missed) и Гленна Паттерсона (Glenn Patterson That Which Was), в которых мы, с помощью метода тематического расслоения текста, выделили фрагменты, создающие пространственно-временной фон описываемых событий.

Основная цель диссертационного исследования – раскрыть взаимосвязь авторских идей, сюжетно-композиционных приемов и языковых средств в создании особого художественного пространства и времени (хронотопа) произведений современных североирландских писателей.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

  1. провести анализ привлекаемого языкового материала и выявить его соответствие каждому из существующих в лингвистике и литературоведении содержательных аспектов и категорий, применимых к выражению художественного пространства и времени в ряде современных англоязычных североирландских романов;

  2. описать категорию вертикального контекста применительно к произведениям словесно-художественного творчества и выявить элементы вертикального контекста, значимые для создания пространственно-временного фона и передачи индивидуального авторского замысла;

  3. проанализировать сюжетно-композиционные особенности современных англоязычных североирландских романов, чтобы определить и охарактеризовать, каким образом и в какой степени сюжетно-композиционные приемы подчинены реализации идейно-эстетической позиции авторов изучаемых романов;

  4. выделить разноуровневые средства английского языка (фонографические, лексико-фразеологические, морфосинтаксические), участвующие в создании художественного пространства и времени в каждом из исследуемых романов, вычленив при этом наиболее характерные индивидуально-авторские приемы.

Методологическую основу исследования составляет метод лингвопоэтического анализа, который базируется на приеме тематического расслоения текста, с последующим анализом выделенного тематического слоя на разных уровнях языка, и метод лингвопоэтического сопоставления, в основе которого лежит сравнение текстов, отмеченных функционально-стилистическим, тематическим и жанровым сходством, для выявления сравнительной значимости того или иного сюжетно-композиционного приема и/или языкового средства в создании художественного времени и пространства.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области литературоведения (М.М.Бахтин, Л.Я.Гинзбург, В.М.Жирмунский, Д.С. Лихачев, В.П.Мещеряков, Г.Н.Поспелов, Ю.М.Лотман), лингвостилистики (И.В.Арнольд, И.Р.Гальперин, В.А.Кухаренко, З.Я.Тураева), лингвопоэтики (О.С.Ахманова, Е.Б.Борисова, Г.В.Борисова, В.Я.Задорнова, Л.М.Козеняшева, А.А.Липгарт, Т.Б.Назарова, Ю.В.Флягина), теории филологического анализа текста (Л.Г.Бабенко, Н.С.Болотнова, Н.А.Николина, М.И.Чижевская), вертикального контекста (О.С.Ахманова, Л.В.Болдырева, И.В.Гюббенет, Л.А.Машкова, Л.В.Полубиченко).

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проведено исследование категорий художественного времени и пространства в произведениях современных североирландских писателей, одной из основных тем которых стал североирландский этнополитический конфликт. Несмотря на то, что каждый автор создает особый пространственно-временной фон событий в романах, их объединяет набор схожих средств различных уровней языка, способов и приемов передачи категорий времени и пространства.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она продолжает развитие лингвопоэтического метода исследования, применительно к анализу категорий художественного пространства и времени в современной североирландской англоязычной литературе, которая ранее не становилась предметом изучения отечественных лингвистов.

Практическая ценность диссертационного исследования определяется возможностью использования его основных положений и выводов в вузовских лекционных курсах по стилистике английского языка, теории текста, по лингвострановедению, при написании курсовых и дипломных работ, а также на занятиях по анализу и интерпретации художественного текста.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Категории пространственно-временного континуума тесно взаимосвязаны с сюжетно-композиционными характеристиками современных англоязычных североирландских романов и способствуют реализации авторского замысла.

  2. Современные англоязычные североирландские авторы прибегают к использованию как собственно стилистических приемов, так и нормативных лексических единиц и синтаксических конструкций, которые, вплетаясь в языковую ткань произведения, получают дополнительные коннотации и становятся лингвопоэтически значимыми для выражения пространственно-временного фона в романах.

  3. Вертикальный контекст современных англоязычных североирландских романов имеет большое значение не только для интерпретации и восприятия основных тем произведений и авторских идей, но и для линейного понимания произведений, включающих конкретно-исторический аспект тематики – события североирландского конфликта.

  4. Топонимы и антропонимы представляют собой основные элементы вертикального контекста, значимые для выявления идейно-авторского замысла и интерпретации исследуемых романов. Они становятся ведущими средствами создания художественного пространства и времени в произведениях, отражающих события североирландского конфликта.

Апробация работы. Результаты исследования излагались в виде докладов: на ежегодной международной научно-практической конференции: «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» (Самара, 2010-2012 гг.), на второй международной научно-практической конференции «Связи с общественностью в пространстве современной культуры и образования: императивы модернизации и управление изменениями» (Самара, 2011 г.), на международной научно-практической конференции «Филологические чтения» (Оренбург, 2011), на 6-ой международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2012), на ежегодных итоговых научных конференциях преподавателей и аспирантов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (Самара, 2009-2012 гг.).

По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 2,85 пл., в том числе 3 статьи в научных журналах, входящих в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка источников на русском и английском языках.

Похожие диссертации на Средства создания пространственно-временного фона в современных англоязычных североирландских романах