Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ 8
1.1. Эволюция технического мастерства в художественной гимнастике в СССР и за рубежом 8
1.2. Общетеоретические вопросы совершенствования точности движений со спортивными снарядами 15
1.3. Теоретические основы процесса устранения ошибок в технике квалифицированных спортсменов 22
1.4. Устранение ошибок в технике как основной практический эквивалент повышения надежности исполнения гимнастических комбинаций 29
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ . 39
2.1. Задачи исследований 39
2.2. Методы исследований 39
2.3. Организация исследований 52
ГЛАВА 3. АНАЖЗ ПРИЧИН ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ШШАСТКАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ С ПРЕДМЕТАМИ НА СОРЕВНОВАНИЯХ 56
3.1. Характерные ошибки в упражнениях с предметами у квалифицированных гимнасток 56
3.2. Уровень владения предметами у гимнасток высших разрядов 67
3.3. Результаты анкетного опроса гимнасток и тренеров 72
ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С ПРЕДМЕТАМИ НА СОРЕВНОВАНИЯХ 79
4.1. Специфика проявления двигательных качеств, лежащих в основе владения предметами 79
4.2. Особенности двигательной функциональной асимметрии рук у занимающихся художественной гимнастикой 84
4.3. Зависимость результатов выступлений от изменений функционального состояния центральной нервной системы 87
4.4. Влияние мобилизационной готовности на надежность исполнения упражнений с предметами 92
ГЛАВА 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МСТЕРСТВА В УШАШЕНИЯХ С ПРЕДМЕТАМИ 99
5.1. Совершенствование техники исполнения упражнений с предметами (лабораторные исследования) 99
5.2. Эффективность применения программ технического совершенствования, направленных на устранение недостатков во владении предметами у квалифицированных гимнасток 117
ВЫВОДЫ 130
ФАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 177
- Эволюция технического мастерства в художественной гимнастике в СССР и за рубежом
- Задачи исследований
- Характерные ошибки в упражнениях с предметами у квалифицированных гимнасток
- Специфика проявления двигательных качеств, лежащих в основе владения предметами
- Совершенствование техники исполнения упражнений с предметами (лабораторные исследования)
Эволюция технического мастерства в художественной гимнастике в СССР и за рубежом
Художественная гимнастика - чисто женский вид спорта, обязанный своему появлению на международной арене советским специалистам, тренерам и спортсменкам. Так же как спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание, она относится к видам спорта, в которых оценивается качество исполнения (балльная система) и преобладают стереотипные движения ациклического характера. На первый план здесь выступает управление выеококоорди-нированными движениями в пространстве и во времени, выразительность движений, их эстетическая сторона, эмоциональная окрашенность, артистизм / 208 /.
Специфической особенностью художественной гимнастики является использование упражнений с предметами, из которых состоит вся программа международных соревнований. В нашей стране они составляют 80% программы мастеров спорта и 50% программы спортсменок младших разрядов. В программу соревнований входят упражнения с мячом, обручем, скакалкой, лентой, булавами, а также групповые упражнения с двумя различными предметами, которыми гимнастки несколько раз обмениваются по ходу выступления.
Для современных упражнений с предметами характерны увеличение разнообразия двигательных действий, уменьшение зрительного контроля за летящим предметом, ловля его в необычных положениях, повышение темпа, сведение до минимума связующих движений, не представляющих ценности с точки зрения оригитальности и сложности, выполнение каскадов сложных элементов при одинаковом участии в работе правой и левой рук / 106, 130 /.
Методика обучения и особенности техники упражнений с предметами освещены в ряде отечественных и зарубежных публикаций / 31, 38, 40, 132, 180, 181, 189, 190, 216, 217, 218, 226, 234, 238, 240, 241, 247, 250, 252, 253, 255 /.
Количество предметов, рассматриваемых в учебно-методических пособиях по художественной гимнастике, достигает 9 наименований. Как указывают авторы, выполнение упражнений с предметами требует владения специфическими навыками различных хватов, бросков и ловли, вращений, перекатов и др. В процессе тренировки у гимнасток вырабатывается так называемое "чувство предмета" - умение ощущать положение предмета даже без контроля зрением, тонкое ощущение временных интервалов, необходимых для начала и завершения действия без потери предмета /31, 38, 132, 227 и др. /. Большую роль в работе с предметами играет привычка к своему предмету / 189, 226 /. Среди качеств и способностей, обеспечивающих высокий уровень владения предметами, специалисты выделяют различные формы проявления быстроты, ловкость; точность и меткость, координацию, высокий уровень развития анализаторов (зрительного, тактильного, слухового, двигательного), способности к экстраполяции и антиципации движений / 38, 181, 217, 218, 243 и др. /.
Для начального обучения рекомендуется использовать облегченные варианты предметов (малый мяч, укороченная лента, облегченные булавы и т.д.), замедление темпа, упрощение техники / 31, 38, 132, 217 и др. /. Немаловажное значение для выработки правильных дифференцировок, умения придавать движениям различный характер имеет музыка.
Задачи исследований
В задачи диссертационной работы входило:
1. Изучение характера распределения ошибок, допускаемых на соревнованиях в упражнениях с предметами, и установление их причин.
2. Определение уровня владения предметами у гимнасток высших разрядов и его влияния на соревновательные результаты.
3. Изучение уровня проявления двигательных качеств и их влияния на особенности техники упражнений с предметами.
4. Разработка программ технического совершенствования, направленных на устранение обнаруженных недостатков во владении предметами у квалифицированных гимнасток.
В работе использовались следующие методы исследований:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы, документальных материалов (учебной и классификационной программ, правил соревнований, протоколов соревнований, кино- и фотоматериалов).
2. Педагогические методы - педагогические наблюдения, метод экспертной оценки, анкетный опрос, тестирование, педагогический эксперимент.
3. Инструментальные методы - рефлексометрия, нейротахомет-рия, рефлексомеханография, теппинг-тест, тензометрия, электромиография.
Результаты исследований обрабатывались с применением методов математической статистики и машинного способа, с помощью ЭВМ "ПромІнь-2"/ ІЗ, 77, 154 /.
5з_лите ат нж_ист имел целью, кроме изучения состояния вопроса, уточнения направления исследований, поиск путей и методов устранения ошибок, соответствующих практическим запросам и пригодных для непосредственного использования на современном этапе развития художественной гимнастики.
35 2гические_наблюдения были направлены на решение вопроса о количестве и характере ошибок, допускаемых на соревнованиях в упражнениях с предметами, определение различных групп ошибок во владении предметами и той части упражнений, в которой допускается наибольшее количество ошибок.
Регистрация ошибок при анализе произвольных упражнений с различными предметами осложнялась многообразием ошибок за которые производятся сбавки по правилам соревнований. Автор счел возможным разделить их на следующие группы:
1. Потери, а также запутывания - наиболее заметные и нежелательные ошибки, снижающие впечатление от упражнения в целом, караемые значительными сбавками, часто приравниваемые к срывам.
2. Ошибки хвата - допускаются при ловле, переводе или передаче предмета. К этой группе ошибок были отнесены нечеткая ловля предмета, захваты, остановки, ловля не за концы в упражнениях со скакалкой, жесткая ловля в стык обруча, ловля булавы не за головку, если это не составляет техники элемента и т.п. Такие ошибки могут караться не менее строго, чем потеря предмета.
3. Нарушения правильной траектории движения предмета. В эту группу ошибок были включены все нарушения рисунков, плоскостей, вибрации, непредусмотренные касания тела, пола или потолка, подскоки при перекатах.
Таким образом, задача регистрации свелась к записи небольшого количества знаков, давая, однако, возможность получить определенную количественную и качественную информацию об ошибках. Дополнительно фиксировались потери равновесия тела и количество вьшолненных бросков. Результаты наблюдений заносились в протоколы, составленные таким образом, чтобы определить ту часть упражнения, в которой была допущена ошибка. Упражнение условно делилось на три части - начало, середина, конец (чередование частей определялось по смене темпов музыкального сопровождения или по секундомеру).
Характерные ошибки в упражнениях с предметами у квалифицированных гимнасток
Наблюдения на соревнованиях должны были решить задачу -определить качественные и количественные характеристики ошибок, допускаемых гимнастками различных уровней мастерства при выполнении упражнений с предметами на соревнованиях. Предполагалось, что установив соотношение ошибок различного рода, можно судить об объективных трудностях, встречаемых гимнастками при совершенствовании упражнений с предметами.
В табл.1 представлены данные распределения ошибок в упражнениях с предметами у гимнасток, выступавших по программе мастеров спорта, по результатам наблюдений на соревнованиях различных масштабов с 1975 по 1979 г.
Как видно из приведенных данных, потери предметов, грубые неточности в упражнениях с лентой и скакалкой, связанные с запутыванием, составляли в среднем 24% ошибок во владении предметами. Обращает на себя внимание факт преобладания у большинства гимнасток ошибок при исполнении бросковых элементов: вместе с нечеткой ловлей потери предметов составляли 63% ошибок. Запутывания в упражнениях с лентой и скакалкой часто наблюдались после потери или нечеткой ловли предмета.
Следует отметить и некоторые специфические особенности в распределении ошибок при выполнении упражнений с различными предметами. Так, в упражнениях с лентой преобладали нарушения рисунков при исполнении змеек, спиралей, кругов - 70% ошибок; в упражнениях с булавами 78% ошибок было связано с остановками предмета при ловле, неточностями хвата и т.п.; относительно большой процент потерь наблюдался в упражнениях с мячом - 34%.
С повышением ранга соревнований прослеживается тенденция к перераспределению процентных соотношений ошибок различного рода. Для гимнасток высокой квалификации - участниц Всесоюзных соревнований, членов сборных команд республик и страны характерно преобладание менее значительных нарушений в технике: 60% ошибок составляли нарушения траектории - различные вибрации, подергивания, искажения рисунков и т.п. (табл.2).
Специфика проявления двигательных качеств, лежащих в основе владения предметами
Как известно, рациональная техника исполнения гимнастических упражнений формируется только при условии соответствия уровня развития двигательных качеств исполнителя требованиям именно данной структуры упражнения / 57, 143 /. Отсутствие достаточной физической подготовки и умений оценивать свои движения в пространстве, времени и по степени мышечных усилий может явиться причиной значительного количества ошибок исполнения в фазе стабилизации навыка / 228 /.
Изучение литературных данных позволяет предположить, что ошибки во владении предметами могут возникнуть вследствие отсутствия оптимальных соотношений в развитии двигательных качеств, асимметрии показателей правой и левой рук, неблагоприятного влияния предстартовых реакций на способность управлять высоко координированными движениями, несобранности перед выступлением, Специфические движения рук в упражнениях с предметами могут затруднять исполнение ряда элементов без предмета, в частности прыжков; причиной же недостатков в работе с предметами при исполнении целостных двигательных актов может являться уменьшение координационных способностей рук при одновременном движении ног / 37 /. Вероятно, при исполнении бросков, особенно в случае ограничения возможности зрительного контроля за летящим предметом, большое значение тлеет время двигательной реакции. Следует отметить, что лица с хорошей общей координацией могут не показывать высокого качества исполнения элементарных движений типа последовательных махов, кругов, вращении, необходимых при работе с предметами, поскольку результаты тестов, регистрирующих временные и пространственные показатели простых движений конечностей, редко находятся в достоверной связи с результатами сложных движений /69, 72, 96 /.
Наличие корреляционной связи между оценками в видах многоборья художественной гимнастики, полученное при анализе результатов соревнований различных масштабов (табл.15), может свидетельствовать о некоторых общих чертах, присущих упражнениям с разными предметами.
Однако, несмотря на то что значения всех 70 вычисленных коэффициентов корреляции оказались статистически существенными, степень связи показателей значительно варьировала на различных соревнованиях - от 0,369 до 0,950 (см.табл.15), что не позволяет сделать каких-либо выводов по поводу специфических требований техники упражнений с предметами. Наличие аналогичных связей с упражнением без предмета позволяет предположить, что взаимосвязь показателей обусловлена тем, что упражнения с предметами строятся на сходной "беспредметной" основе.
Среди качеств, определяющих высокие достижения в упражнениях с предметами, авторы многих методических публикаций выделяют ловкость, быстроту, точность и координацию движений. При ближайшем рассмотрении обращает на себя внимание определенная общность названных качеств. Как указывает В.С.Фарфель, ловкие движения - это движения очень тонкие по своей пространственной точности, своей пространственной координированности и наряду с этим укладывающиеся в определенные, подчас очень сжатые, временные рамки / 211 /.
Совершенствование техники исполнения упражнений с предметами (лабораторные исследования)
В условиях лабораторного эксперимента изучались особенности техники исполнения элементов различных структурных групп с предметами правой и левой рукой, при варьировании веса и размера предмета, при кратковременной и продолжительной работе. В исследованиях принимали участие спортсменки высокой квалификации (МС - 5, MGMK - I), их показатели сравнивались с данными, полученными при исследовании техники юных гимнасток, только начинающих осваивать технику упражнений с предметами.
Исполнение упражнений с лентой характеризуется сложной многообразной работой рук. В зависимости от характера исполняемых рисунков в движения включаются различные суставы. Например при исполнении махов и кругов ведущими являются движения в плечевых суставах. Исполнение мелких рисунков связано со сложно координированной работой рук при ведущем значении кисти / 218 /. Одним из главных недостатков в работе лентой является выраженная функциональная асимметрия движений рук / I, 18, 224 /. Возможности ее коррекции на начальных этапах подготовки были раскрыты в работе Л.Г.Шачневой / 225 /. Ниже мы рассмотрим вопрос о коррекции двигательной функциональной асимметрии рук у квалифицированных гимнасток.
Техника исполнения мелких рисунков с лентой требует выполнения движений руки и кисти в более высоком темпе, чем упражнения с другими предметами (рис.14). В случае специально организованной тренировки можно предположить осуществимость положи тельного переноса навыков с этих движений на элементы с другими предметами, выполняемые с большой скоростью движений кисти. Возможен также отрицательный перенос некоторых частей двигательного навыка (например, попытка исполнения рисунков лентой в темпе, специфичном для других предметов). Все это требует особого внимания к выработке специфических навыков владения лентой. Данное положение подтверждают и результаты исследований Л.М.Шач-невой / 225 /. Автор указывает на относительное запаздывание мероприятий по коррекции асимметрии движений рук в художественной гимнастике.
В практике судейства упражнений с лентой судьи нередко не обращают должного внимания на технику исполнения рисунков, т.е. специфику самого предмета. Многие погрешности прощаются ради исполнения зрелищных элементов, хотя лента при этом довольно часто бесформенно повисает, рисунки получаются вялые и крупные, преобладают более простые для исполнения махи и круги / I /, почти не встречаются попытки исполнить ловлю ленты после броска в какой-либо рисунок. Все это может послужить фактором отставания на международной арене. Уже сейчас болгарские гимнастки привлекают внимание более высоким темпом исполнения упражнений с предметами.