Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы духовно-нравственного единения верующих и неверующих как социальный феномен Субботина, Людмила Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Субботина, Людмила Викторовна. Проблемы духовно-нравственного единения верующих и неверующих как социальный феномен : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06, 09.00.11 / Рос. академия управления.- Москва, 1993.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/1934-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Кризис, который мы переживаем.выявил несовпадение интере-ов различных групп общества, остроту и конфронтацию полити-эских взглядов, противостояние жизненных установок, мировоз-ренческих позиций. Происходят глубинные изменения в сфере энностей. Мы стали свидетелями тенденции к духовному возрож-энию, и в то же время свидетелями,очевидцами контртенденции адения нравственных и духовных ценностей, что находит свое ыражение в жестокости, нигилизме, росте преступности и дру-их пороках общества.

Крайнее обострение национальных вопросов, активизация церк-и, религиозных организаций, смещение акцентов в государствен-о-церковных отношениях дают возможность иного самоощущения для ерующих и неверующих. Становится очевидным стремление весьма ироких кругов идентифицировать духовное возрождение общества религиозное пробуждение не только с целью возвысить уровень уховной жизни, но и с прагматической установкой - "мобилизо-ать" религию как противодействие падению моральных основ.Тен-енция стремления к духовному оздоровлению общества наделена отенциалом для преодоления взаимной отчужденности последовате-ей различных конфессий, а также верующих и неверующих. Пробле-а актуализируется и тем, что до сих пор недооценен и сам этот отенциал.

Реальность свидетельствует о том, что интегральная потреб-ость в социальном и духовном единении общества является важней-ей задачей дня. Казалось бы, очевидная необходимость сплочен-ости подвергается сегодня сомнению и не носит абсолютно бесспорого характера еще и в силу осложненноети истории вопроса данной роблемы.

Недавняя общественная практика на протяжении десятков лет езко разводила по полюсам атеистов и верующих, упорно отстаива-а приоритет одних и сомневалась в правомерности полноценного су-ествования других. Сегодня этот печальный опыт продолжает ока-

- 2 -зывать свое влияние на исследовательские подходы, поменяв местами атеистов и верующих. До сих пор противостояние различных групп и слоев рассматривается вульгарно-социологически. Объективные подходы к исследованиям только формируются. Статистические данные по названной проблеме не являются достаточно точными. Нет их и у священнослужителей . Неслучайно, несмотря на обилие всякого рода данных результатов опросов и исследований, долженствующих свидетельствовать о широком распространении религиозной веры, такие аналитики как П.Гуревич, М.Мчед-лов предостерегают от недооценки того факта, что значительную часть населения составляют все-таки люди неверующие. И именно новый подход к исследованию традиционных групп, каковыми являются верующие и неверующие, к вновь выявленным в ходе последних исследований групп "христиан вообще", "верующих вообще", малая градация между верующими различных конфессий позволяют, заметить, что направленность общества на духовное возрождение может послужить основанием для преодоления взаимной отчужденности между вышеперечисленными группами. Несмотря на державный распад, размежевание людей согласно вновь обозначенным интересам, все же существует основа, порождающая социальную потребность для единения верующих и неверующих. Поэтому предметом данного исследования является формирующаяся в российском обществе тенденция к духовно-нравственному единению, отношения верующих и неверующих, некоторые взаимосовпадающие аспекты их ду ховной сферы.

Универсальная потребность в единении различных слоев обще ства не может быть реализована без хотя бы каких-то моментов единения /с перспективой увеличения общих точек соприкосновения/. Сегодня элементы указанного процесса мы можем наблюдать в противостоянии нарастающему падению нравственных и духовных ценностей. В условиях, когда жизненно необходим путь к обрете-

I. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир свидетельст вует.что с 1971 г. до начала 1988 крещение приняли 30 млн. человек. Цифра получена путем деления мира, выданного Патри архией для совершения одновременно с крещением обряда миропомазания, на количество,расходуемое на одного крещенного. /Известия - 29 апреля, 1989 г./.

нию общности нравственных позиций, как на обыденном уровне, так и в категориях философии, морали, богословия, эстетики, осмысление условий и критериев нравственного единения видится автору весьма актуальным.

Состояние научной разработки проблемы

Все годы своего существования советская философия пристально изучала духовно-нравственные проблемы. На этот счет существует разная по качеству, но довольно обширная библиография. Проблемы духовной жизни, соотношение общезначимых и классовых ценностей, нравственных ориентиров и идеалов рассматривались в работах Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова, С.Ф.Анисимова, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыелова, Е.В.Золотухиной-Аболиной, Н.З.Чавчавадзе, В.Н.Шердакова и др. авторов. Значительная часть исследований окрашена классовым приоритетом, грешит либо упрощенными толкованиями, либо подвержена официальному в недавнем прошлом стереотипу о превосходстве классовой морали, либо носит характер ожесточенной критики. Подобные подходы делают большую часть существующих исследований во многом малопродуктивными для современной практической деятельности.

Труды, посвященные анализу религиозных ценностей, религиозной морали, их соотношения с общечеловеческими ценностями,немногочисленны.

В большинстве работ отечественных ученых до недавнего времени религия рассматривалась вне контекста культуры. Такой подход оказывал влияние на взаимоотношения верующих и атеистов. Вопросам необходимости и возможности диалога и сотрудничества марксистов и христиан посвящены работы В.И.Гарадяи, Ю.П.Зуева, И.М.Кичановой, Л.Н.Митрохина, М.П.Мчедлова и других авторов.

Сделана попытка рассмотреть, основываясь на марксистско-ленинской методологии, нравственные аспекты взаимоотношений верующих и неверующих в диссертациях Л.Я.Подвойского, А.К.Жаки-ной.

По всей вероятности, тезисом монолитности и единства советского общества объясняется отсутствие исследований, позволяющих выявить источники, факторы и механизмы консолидации различных слоев верующих. Думается, в наименьшей мере разработанным яв-

- 4 -ляется вопрос о путях и перспективах, а главное, реальной основе единения таких значительных по численности групп, как верующие и неверующие. Лишь с началом политического процесса, провозглашенного перестройкой, стали появляться работы, затрагивающие явления диалога, консенсуса и прочих проблем, сопутствующих неблагополучию нашего общества, глобальных вопросов, волнующих человечество .

Реалии дня таковы, что многие широко употребляемые понятия, такие, например, как "духовность", "общечеловеческие ценности", "диалог","сотрудничество", наконец "единение", не имеют разработанных методологических аспектов, теоретического осмысления с учетом изменений общественной жизни.

Целью настоящего исследования является рассмотрение в социально-онтологическом плане проблемы духовно-нравственного единения на уровне отношений верующих и неверующих, выявление предпосылок для поиска методологических, теоретических, эмпирических основ данного единения.

Автор ставит перед собой следующие научно-исследовательские задачи:

выявить предпосылки интегральной потребности общества і духовном единении;

рассмотреть имеющиеся в литературе точки зрения и подходы по проблеме единения верующих и неверующих в духовно-нраї ственнэй сфере, выявив специфику понятия "единение";

исследовать проблему соотношения религиозного и светскс го вариантов понятий "духовности","нравственности','"ценностей"і контексте культурной проблематики;

определить критерий нравственного достоинства личности;

посредством анализа реалий дня выделить основные напраї ления, тенденции процесса единения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в не предпринята попытка, вопреки сложившемуся вульгарно-социологическому подходу к рассмотрению взаимоотношений различных групг

и слоев общества, подойти по-новому к пониманию самих этих rpj Т7~См7:Зуев Ю.П.Религиозные объединения и верующие в условиях демократизации советского общества//Философские науки.-№ 4. 1988//;В.М.Иванов.Принципы ненасилия.-Прогресс,1991г.;Этик ненасилия/под ред.А.Гусейнова/-Фил.об-во.1991 г.

- 5 -и выявлению общих точек их соприкосновения.

В этой связи выявлена основа единения верующих и неверующих, выступающая как социальная потребность современного российского общества. Гипотетически определено, что важнейшей основой для такого единения является духовно-нравственная сфера, поскольку в ней утверждаются ценности и духовные ориентиры для верующих и неверующих.

Показывается, что сближение критериев нравственных оценок верующих и неверующих - важное условие единения в духовной сфере, что оно возможно при сохранении мировоззренческих различий. Рассматривается невозможность идентификации религиозного пробуждения и духовно-нравственного возрождения нашего общества.

Предпринята попытка методологической разработки понятий "единение","духовность" в контексте философско-гуманистичес-кой духовной традиции. Раскрывается содержание и основные направления сотрудничества верующих и неверующих как результата единения в нравственной сфере.

Теоретико-методологической основой исследования является философско-гуманистическая традиция, которую в самые глухие времена разрабатывали советские этики, освещавшие экзистенциальные проблемы личности, ее духовных ориентиров, проблему нравственного абсолюта. Именно признание феномена нравственного абсолюта, как вершины иерархии нравственных ценностей, позволило в данном исследовании сблизить позиции на уровне нормативных положений морали, на уровне относящихся к высшим иерархиям ценностей. Основополагающими в исследовании стали принципы объективности и историзма.

При разработке темы были использованы труды философов G.H. Булгакова, Э.В.Ильенкова, М.К.Мамардашвили, В.В.Соловьева,Т.И. Ойзермана, Н.З.Чавчавадзе, Г.П.Федотова, Э.Фромма,А.Уайтхеда, историков Н.И.Конрада, Д.Е.Фурмана, эт'иков Аврелия Августина, Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова, И.М.Кичановой, богословов А.Вете-лева, А.Меня, Ф.Родэ,К.Хилла, Г.Честертона, религиоведов Ю.П.Зуева, А.И.Клибанова,В.Д.Тимофеева,Д.М.Угриновича,политолога Р.

Швашенбергера .

1. Работы этих и других авторов приводятся в списке использованной литературы.

Работа не претендует на социологический анализ, в ней не ставится задача изучить массовидные процессы. Базой исследования является литература, которая в той или иной мере освещает проблематику с богословской точки зрения, светской науки, публицистики. Также используется обширный материал, полученный в ходе личного знакомства с ситуацией в русле обозначенной проблематики.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что проведенное исследование позволяет глубже осмыслить предпосылки формирования гражданского согласия в духовной сфере, осознать как фактор стабилизации общества процесс единения верующи: и неверующих. Исследование выявляет те механизмы и благоприятные предпосылки, которые могут способствовать становлению названного процесса. Материалы, приведенные в диссертации,способствуют разграничению явлений духовно-нравственного оздоровления общества и религиозного пробуждения, помогают понять осО' бенности светской и религиозной духовности.

Акценты, поставленные на практических аспектах процесса единения, выводы и предложения, следующие из содержания работы могут быть использованы в деятельности государственных структур, определяющих государственно-церковные отношения, в работе общественных и политических организаций по расширению диалога и сотрудничества верующих и неверующих, направленных на духовні нравственное оздоровление общества.

Материалы исследования могут представлять интерес для широкого круга лиц, интересующихся проблемами духовного возрождения .

Апробация работы

Основные положения изложены в выступлениях и публикациях автора н." международной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование" в г.Омске /май 1992 г./ и на заседании "круглого стола" "Государственно-церковные отношения в современном российском обществе" в г.Москве (РАУ,октябрь'1992 г.).

Похожие диссертации на Проблемы духовно-нравственного единения верующих и неверующих как социальный феномен