Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Брак и формы его заключения
Глава II. Предсвадебные обряды
1. Знакомство и ухаживание
2. Сватовство
Глава III. Свадьба чеченцев-аккинцев
Глава IV. Послесвадебные обряды
Заключение
1. Список сокращений
2. Библиография
3. Список информаторов
Введение к работе
Актуальность темы. Вступление в брак - один из важнейших этапов в жизни человека. Брак создает семью - ячейку воспроизводства населения. В ее рамках в значительной степени происходит социализация личности, человек становится носителем традиций своего этноса. Брак - это общественный институт и не случайно поэтому он во все времена был предметом социального контроля, а в классовом обществе - предметом законодательства1 Поэтому изучение проблем, связанных с семейно - брачными отношениями, бытовой культурой, обусловленных с исторической памятью народа, представляет особую актуальность, так как эпоха научно - технического прогресса внесла много нового не только в сферу материальной культуры, но и затронула семейно - брачные отношения, свадебную обрядность, отношение к ритуалу и церемониям
Брак и свадебная обрядность - это проявления образа жизни человека, сопровождающие такие важные моменты как заключение брака, предсвадебные обряды, свадебные обряды и послесва-дебный цикл обрядов. Это ритуалы, способствующие созданию торжественной обстановки, праздничности, веселья.
Свадебные обряды и вопросы, связанные с заключением брака, являются значительным социальным явлением, от результатов исследования которых во многом зависят возможности научного освещения не только собственно социальных институтов, но и вообще всестороннего изучения бытовой культуры народа Вступление в брак, создание семьи - не только личное дело человека и даже двух семей - это дело общества.
Совершение ритуалов, приуроченных к переходным периодам в жизни человека, одним из которых является свадьба, во всех социально-экономических формациях рассматривалось как необходимый способ для поддержания естественного порядка функционирования человеческого коллектива Церемония бра-
1 Маркс К , Экгечьс Ф Соч Т 1 С 162
ка - это всегда публичный акт соединения врачующихся. Исполнение ритуалов, сопровождавших различные стадии заключения брачного союза, становилось общественной обязанностью. В этом проявляются соционормативные свойства культуры, ее влияния на нормы поведения в будни и праздники В процессе современных отношений эти формы общения видоизменяются (смотря как протекает процесс на селе и в городе), но не исчезают, не уходят из фонда этнической культуры.
Актуальность нашей темы обусловлена еще и тем, что она призвана отразить уникальные по своей значимости моменты свадебной обрядности чеченцев-аккинцев, которые подвергаются историческим изменениям, причем некоторые из них находятся на грани исчезновения, так как по мере появления новых свадебных действий и символических ритуалов старые продолжают сохраняться, однако их содержание постепенно меняется Все это убедительно свидетельствует о большом теоретическом и практическом значении всестороннего изучения брачных отношений чеченцев-аккинцев
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является описание и исследование вопросов, связанных с браком и свадебной обрядностью чеченцев-аккинцев как традиционных, так и новых. При этом основної! упор предполагается сделать именно на традиционном материале Представленный инновационный материал позволит выявить степень трансформации брачной и свадебной обрядности в наши дни.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи.
проанализировать основные нормы брака у чеченцев-аккинцев, формы и условия его заключения,
исследовать и описать свадебные обряды чеченцев-аккинцев;
- изучить и осветить послесвадебные обряды,
- определить степень инноваций в свадебной обрядности чеченцев-аккинцев.
Хронологические рамки в работе строго не определены, но поскольку речь в основном идет о традиционном обществе, то предположительно это период - конец XIX - начало XX в. Что касается инновационных процессов, то они затрагивают весь XX век, но особый упор делается на периоде с 1970 по 2009 год.
Методологической основой диссертации в рассматриваемом контексте является сравнительно-исторический метод. Методологической и теоретической базой при написании диссертации послужили труды российских и кавказских этнографов: Г.Ф. Чурсина, Е.М. Шиллинга, М.О. Косвена, Ю.В. Бромлея, Н.А. Кислякова, Я.С. Смирновой, С.Ш. Гаджиевой, З.И Хасбулатовой, И.Ю Алироева и др.
Во время сбора и фиксации полевого этнографического материала выявлялись, изучались и анализировались опубликованные малочисленные фрагментарные материалы по исследуемой теме
Новизна и практическая значимость диссертации. Работа является первым научным опытом в кавказоведении комплексного изучения брачных и свадебных обрядов чеченцев-аккинцев как традиционных, так и инновационных В научный оборот включено значительное количество нового материала, главным образом полевого Разрабатываемый в исследовании комплекс вопросов позволит по-новому взглянуть на ряд неизученных или малоизученных проблем и значительно расширить сведения о свадебной обрядности чеченцев-аккинцев, рассматривая ее как социокультурное явление.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов, в процессе написания статей по этнографии народов Северного Кавказа и Дагестана.
Состояние изученности проблемы. Состояние изученности
вопросов, связанных с браком и свадебной обрядностью, несмотря на давний интерес этнографический науки к этим проблемам, оставляет еще много места для исследования В таком уникальном регионе как Северный Кавказ, в частности Чечня, народные традиции, обычаи и обряды, этические и эстетические представления народов, несомненно, традиционно представляли собой богатейшую находку для исследователей Тем не менее, сведения дореволюционных авторов о браке и свадебной обрядности чеченцев весьма скудны, еще меньше этих сведений о чеченцах-аккинцах
В данной постановке эта проблема предметом специального исследования не была
Особая роль в распространении этнографических знаний принадлежала газете «Кавказ», которая начала выходить в 1846 г. в Тифлисе. Более двадцати лет газета «Кавказ» была едва ли не единственным периодическим изданием, где регулярно печатались статьи различного содержания на этнографические темы2, в частности, и чеченцах-аккинцах.
Семейно-бытовая информация о чеченцах постепенно возрастала от более или менее содержательных сообщений и общего характера заметок до специальных этнографических работ Из наиболее ранних публикаций преимущественный интерес представляют статьи И А. Клингера и К Самойлова (1850-е годы)3.
Среди работ, опубликованных в 1850-е годы, содержащих обширные этнографические сведения о чеченцах, следует назвать работу А.П Берже. Зі о - весьма содержательный очерк, который относится к населению Чечни Наряду с разнообразными вопросами этнографического характера рассматриваются также вопросы, связанные с семейными отношениями4
-
Косвен М О Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке //КЭС 1962 Ч 3 С 321
-
Клингер И А Нечто о Чечне // К 1856 Л97, 101, Самойлов К Заметай о Чечне // П 1855, №9-10
-
Берже Л П Чечня и чеченцы Тифлис, 1859
Свидетельством возросшего интереса к жизни и быту кавказских народов явилось возникновение первого серийного издания «Сборника сведений о кавказских горцах» (далее - ССКГ), издававшегося в Тифлисе. За время издания этого сборника (1868 - 1881 гг.) на его страницах появилось множество интересных статей и очерков, посвященных народам Северного Кавказа, в частности, чеченцам. В них содержится ценный материал, отражающий различные стороны быта горцев, в том числе и семейно-бытовые.
К 1860 - 1870-м годам относится выход статей А.П. Ипполи-това5, Н.Ф. Грабовского6, У Лаудаева7.
В 1860-х годах начал работать первый ингушский этнограф
4 Э Ахриев8 Наиболее важные сведения получены исследовате
лями следующего тридцатилетия XIX в , а именно - Н.Н. Харузи-
ным9, Н.С. Иваненковым10, а также - В.Н. Акимовым11.
Необходимо особо отметить работы, в которых нашли отражение семейно-бытовые отношения не отдельных народов, а всего Северного Кавказа или Кавказа в целом. Сюда следует отнести исследование Н.Ф. Дубровина, дающее систематизированное описание многих сторон семейного быта многих народов Северного Кавказа, в том числе и чеченцев. Работа Н Ф. Дубровина построена, в основном, на литературных источниках, но это не просто компиляция, так как в ней использован также и архивный материал12. В данном исследовании Н Ф Дубровин подытожил и обобщил весь собранный к тому времени этно-
-
Ипполитов Л П Этнографический очерк Аргунского округа// ССКГ Тифтис, 1868 Вып I
-
Грабовский Н Ф Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушев-ского округа // ССКГ Тифтис, 1870 Вып III
-
Лаудаев У Чеченское племя // ССКГ Тифлис, 1982 Вып VI
-
Ахриев Ч Э Об ингушских женщинах//Терские ведомости 1871 №21
-
ХарузннНН Заметки об юридическом быте чеченцев и ингушей//СМЭ 1881 Вып III
-
Иваненков НС Горные чеченцы//ТС 1910 Вып VII
-
Акимов В Н Свадебные обычаи и обряды чеченцев и ингушей // СМЭ 1881 Вып III
-
Дубровин Н Ф История войны и владычества русских на Кавказе T I Очерк Кавказа и народов, его населяющих Кн 1 Кавказ СПб , 1871
графический материал по Кавказу в целом. Для нашей работы особый интерес представляет первая книга этого тома, посвященная, как уже отмечалось выше, народам Кавказа Довольно солидное место в описаниях Н.Ф. Дубровина уделено браку и различным обрядам, в том числе и семейным Что особенно важно, в работе широко привлекается чеченский материал.
Трудно переоценить значение для нашего исследования свода адатов, изданного Ф.И. Леонтовичем, где наряду с другими народами Северного Кавказа достаточно внимания уделяется и чеченцам Здесь широко представлено обычное семейное право; не лишены значимости и замечания самого Ф И. Леонтовича во введении и комментариях13.
Ценнейшим исследованием обычного права, имеющим отношение непосредственно к изучаемой нами проблеме у соответствующего народа, является основной труд М.М. Ковалевского. Юриста по образованию, М М. Ковалевского занимали весьма разнообразные интересы. Его знаменитый труд «Закон и обычай на Кавказе» не потерял своего значения и в настоящее время14. В исследовании М М Ковалевского дано не просто систематическое описание многих из относящихся к нашей теме сюжетов, но и сделаны основанные на сравнительно-историческом методе по-пьики выявить их исторические корни. Особенно большое значение имело исследование М.М. Ковалевским семейной общины, семейных обычаев, брака и свадебных обрядов, где достаточное внимание уделяется и чеченцам
Ценные сведения об обрядах и обычаях, правда у тюркских народов (кумыки, ногайцы), содержатся в монографии Н.Семенова «Туземцы северо-восточного Кавказа»15 Тем не менее, некоторые его материалы представляют несомненный интерес и в плане
-
ЛеонтовичФИ Адаты кавказских горцев Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа Одесса, 1882-1883 Вып 1-2
-
Ковалевский М М Закон и обычай на Кавказе М,1890 Т 1-2
-
Семенов Н Туземцы северо-восточного Кавказа СПб , 1895 С 262
нашего исследования Здесь же необходимо отметить работы, в которых нашли отражение семейно-бытовые отношения не отдельных народов или их групп, а всего Северного Кавказа или Кавказа в целом Разумеется, среди таких работ наибольшую ценность представляет исследование Н.Ф Дубровина Меньшую ценность имеют более поздние сводные описания народов Северного Кавказа и Кавказа В.П. Пожидаева16, Е.Д. Максимова и ГА Вертепова17
Новый этап в изучении Северного Кавказа и Кавказа в целом наступил в советское время. Он ознаменовался заметным оживлением интереса к этнографии. Появляются сводные работы, подготовленные в советское время сотрудниками Института этнографии АНСССР. Это, прежде всего, соответствующий том двухтомника «Народы Кавказа» серии «Народы мира»18. Имеющиеся в нем характеристики семьи и семейного быта при всей своей краткости отличатся большой точностью и отражают полевые наблюдения таких компетентных кавказоведов, как Б.А. Калоев («Чеченцы», «Ингуши»).
Работы видного кавказоведа ГФ. Чурсина19 можно отнести частью к дореволюционному времени, частью к 1920-м годам. Имеются в виду несколько обобщающих работ, где среди освещения разносторонних вопросов, касающихся и этнографии народов Кавказа, имелись и семейно-бытовые аспекты. Сюда же можно отнести и другие общерегиональные работы 1920-х годов. И Хубиева (псевдоним Карачайлы) - о специфике быта кавказских горцев, А М Ладыженского - о северокавказских адатах, М. Си-
-
Пожидаев В П Горцы Северного Кавказа Ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы М,Л,1926
-
Максимов Е , Вертепов Г Туземцы Северного Кавказа Историко-статистические очерки Осетины, ингуши, кабардинцы Владикавказ, 1892 Вып 1
-
Народы Кавказа М , 1960 Т I
-
Чурсин Г Ф Свадебные обычаи и обряды на Кавказе // К 1902 № 76, Он же Очерки по экологии Кавказа Тифлис, 1913, Он же Амулеты и талисманы кавказских народов Махачкала Ассоц Сев -Кав горских краеведч организаций, 1929
горского - об особенностях брачных традиций у народов Кавказа20. Последняя из названных работ, хотя и является небольшим сообщением, представляет значительный теоретический интерес как попытка историко-культурной классификации брачно-свадебных комплексов.
Выдающийся вклад в изучение народов Кавказа и в становление кавказоведения как направления в отечественной этнографии внес М.О Косвен21 Многие вопросы, связанные с организацией и бытом семьи в ее историческом прошлом, нашли глубокую разработку в трудах М.О. Косвена - крупного исследователя первобытного общества Следует отметить, что в изучении семейных форм и отношений у народов Кавказа М О. Косвена интересовали преимущественно их генезис д древнейшие формы, нефавненно меньше - их конкретные функции в общем контексте меняющихся социально-бытовых условий, в чем и заключается его сильная сторона и ограниченность его подхода ко многим рассматриваемым вопросам.
Свой вклад в изучение этнографии народов Северного Кавказа внесли и другие этнографы, чьи работы были нам весьма полезны в разработке нашей темы - это: З.А. Никольская22, Г.А. Сергеева23 и др.
Особо необходимо отметить работу Ю.Ю. Карпова24, непосредственно связанную с народами Кавказа, в частности, чеченцами, содержащую сведения о семейных обычаях и обрядах
-
Карачайлы И Быт горских народностей Юго-Востока Ростов-на-Дону Советский Юг, 1924, Ладыженский А М Очерки социальной эмбриологии (внутриродовое и междуродовое право кавказских горцев) -ЗСКНИИ, 1929 Кн I, Он же К вопросу об изучении обычного права - БСКБК, 1929, № 3-4, Сигорский М Брак и брачные обряды на Кавказе // Э 1930 №3
-
Косвен М О Этнография и история Кавказа Исследования и материачы М , 1961 Он же Семейная община и патронимия М, 1963
-
Никотьская 3 А Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района // СЭ 1946 М>2, Ее же Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в XIX в //КСИЭ 1949 Вып 8
-
Сергеева ГА Брак и свадьба у народов Дагестана//КСИЭ 1959 Вып 32
-
Карпов Ю Ю Женское пространство в культуре народов Кавказа СПб , 2001
Выдающимся вкладом в развитие этнографии и в дело этнографического изучения народов Северного Кавказа и Дагестана являются исследования. Б.А. Калоева, М.А. Меретукова, Я.С. Смирновой, С Ш Гаджиевой25. Эти исследования во многих отношениях явились важным подспорьем в общетеоретическом и методологическом плане
Говоря об этнографах, чьи исследовательские интересы связаны с Чечней, необходимо отметить работы И.Ю. Алироева26, Ф.И Кудусовой27, З.И. Хасбулатовой28, А.Х Танкиева29, С -М А. Хасиева30 и др.
В процессе подготовки диссертации автором также использованы работы дагестанских этнографов, внесших весомый вклад в исследование семьи, брака и семейно-бытовых обрядов народов Дагестана31.
-
КалосвБА Осетины Истор этногр исследование М , 1967, Меретуков М А Семья и брак у адыгских народов (XIX - 70-е годы XX в) Майкоп, 1987, Меретуков М А Свадьба и свадебная обрядность у адыгейцев в прошлом и настоящем // УЗ Адыгейского института языка, литературы и истории Этнография Майкоп, 1974 Т XVII, Смирнова Я С Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа // КЭС М , 1976 XVI, Смирнова Я С Семья и семейный быт народов Северного Кавказа М , 1983
-
Алироев И Ю История и культура вайнахов Грозный, 1994
-
Кудусова Ф И Досвадебные обряды ингушей в доревотюционном прошлом // Семейно-бытовая обрядность вайнахов Грозный, 1982, Ее же Семья и семейный быт ингушей и чеченцев Грозный, 1991
-
Хасбулатова 3 И Семейные обряды чеченцев и ингушей в конце ХГХ - начале XX в // Семейно-бытовая обрядность вайнахов Грозный, 1982
-
Танкиев А X Об эстетике свадебной обрядности вайнахов // Там же
-
Хасиев С -М А Институт ухаживания чеченцев (по материалам второй половины XIX - начала XX в) // Там же
-
Никольская ЗА Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района//СЭ 1946 № 2, Ее же Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в XIX В //КСИЭ, 1949 Вып 8, Алиев А И и свадебные обряды даргинцев//СЭ 1953 № 4, Гаджиева С Ш О семейных отношениях кумыков в XIX веке//Уз ИИЯЛ Даг ФАН СССР Махачкала, 1952 Т IV, Ее же Брак и свадебные обряды кумыков в ХГХ - нач XX вв //УЗ ИИЯЛ 1959 Т VI, Ее же Семья и семейный быт народов Дагестана Махачкала, 1967, Ее же Семья и семейный быт дореволюционного Дагестана // Современная культура и быт народов Дагестана М, 1971, С 153-166, Ее же Очерки по истории семьи и брака у ногайцев XIX - начало XX вв М, 1979, Ее же Семья и брак у народов Дагестана в ХГХ - начале XX вв М, 1985, Ее же Дагестанские терекеменцы XIX - начало XX вв М, 1990, Ее же Дагестанские азербайджанцы XIX - начало XX вв М, 1999, Ее же Кумыки Историко-этнографическое нсстедование М, 1961,
Источники. Источниковую базу исследования составили. 1) полевой этнографический материал, 2) обычное право - адаты; 3) литературные источники и исследования; 4) фольклор.
Самым важнейшим источником для исследования данной проблемы является полевой этнографический материал. В диссертации привлекается полевой этнографический материал, собранный в районе проживания чеченцев-аккинцев в 2000 - 2006 гг. Материал собирался по индивидуальной программе, охватывавшей широкий спектр вопросов по браку и свадебной обрядности.
Ценный материал по семейно-брачным отношениям содержат адаты. Имелись адаты и у чеченцев, которые опубликованы в специальных сборниках32.
В диссертации широко используются литературные источники статьи и очерки, помещенные в различных периодических
Ее же Кумыки Историческое прошлое Культура Быт Махачкала, 2005 С 174-189 Книга вторая, Сергеева ГА Брак и свадьба у народов Дагестана в XIX в // ЖСИЭ М, 1959 Вып XXX II, Агаширинова С С Свадебные обряды лезгин (XIX -начало XX вв )//УЗ ГО1ЯЛ, 1964 Т XII, ИхиловММ Народности лезгинской группы Махачкала, 1967, Агларов М А Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности андийцев до XIX в // СЭ 1964 № 6, Бутатова А Г Свадьба лакцев в Х1Х-ХХ веке Махачкала, 1968, Ее же Лакцы Махачкала, 1971, Ее же Лакцы Махачкала, 2000, Алимова БМ Брак и свадебные обряды в прошлом и настоящем Равнинный Дагестан Махачкала, 1989, Ее же Табасаранцы (XIX - нач XX вв ) Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1992, Ее же Традиционные свадебные песни в современной свадьбе кайтагских кумыков//Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане Махачкала, Даг ФАН СССР 1984 С 92-102, Ее же Ботлихцы XIX - начало XX в Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1993 (в соавт с Д М Магомедовым), Ее же Годоберинцы Историко-этнографическое исследование
-
- начало XX вв Махачкала, 1997 (в соавт с С А Лугуевым), Ее же Кайтаги XIX-начало
-
вв Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1998, Лугуев С А Бежтинцы в
XIX - начале XX вв Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1994 (в соавт с
Д М Магомедовым), Его же Духовная культура народов Дагестана в XVIII-XIX веках (авар
цы, даргинцы, лакцы) Махачкала, 1994 (в соавт с Б Б Булатовым), Его же Дидойцы (цезы)
Махачкала, 2000 (в соавт с Д М Магомедовым), Рагимова Б Р Семейная обрядность лезгин
(вторая половина XIX - нач XX вв) Депон в ИНИОН РАН М, 1991,МусаевТМ-С Рутулы
Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1997, Мусаева МК Хваршины XIX-
XX в Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1995, РизахановаМШ Лезгины
XIX - начало XX вв Историко-этнографическое исследование Махачкала, 2005 и др
32 Леонтович Ф И Адаты кавказских горцев Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа Одесса, 1882-1883 Вып 1-2
изданиях; труды ученых и исследователей. Они затрагивают почти все аспекты изучаемой проблемы. Большинство литературных источников помещены в периодических изданиях XIX века («Кавказ», «Терский сборник», «Сборник сведений о кавказских горцах» и др.)
Достаточно ценным материалом при исследовании семейно-бытовых обрядов является фольклор
Структура диссертации. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии
Брак и формы его заключения
Вопрос о вступлении в брак юноши и девушки в большинстве случаев решался в их семьях и прежде всего их родителями, а затем уже самими молодыми людьми. В селении в подборе брачных пар были непосредственно заинтересованы семьи потенциальных женихов и невест, в нем участвовало также все сельское общество.
Девушек чечепцы-аккинцы, как и другие народы Северного Кавказа выдавали замуж в 15-16 лет1, а для мужчин брачный возраст наступал в 23-25 лет2. Относительно брачного возраста девушек у ингушей Б. Далгат отмечал, что «девочки по адату должны выходить замуж не раннее 18 лет, это делается для того, чтобы научились вести хозяйство» , что можно отнести и к девушкам чеченцев-аккинцев.
Этой же точки зрения придерживалась проф. С.Ш. Гаджиева в отношении возраста вступления в брак дагестанских девушек - горянок: «В горных районах с суровыми климатическими и трудными материальными условиями (у аварцев, даргинцев, лакцев), где к тому же женщины выполняли наравне с мужчинами тяжелые полевые работы и где родительская семья, как правило, сразу выделяла новобрачных в самостоятельное хозяйство, молодые люди вступали в брак относительно поздно, чаще уже в зрелом возрасте. В то же время у народов северного и южного Дагестана, в том числе частично у горцев (кумыки, ногайцы, дербентские азербайджанцы, табасаранцы, агулы, рутулы, лезгины цахуры, предгорные даргинцы), у которых сравнительно прочнее сохранялись традиции большесемейной организации, юноша и девушка вступали в брак раньше»1.
При заключении брака решающая роль у чеченцев-аккинцев, как и у других народов Северного Кавказа, принадлежала родителям2. Считалось, что по шариату брак не мог быть заключен без согласия жениха и невесты, но дети, обычно, не возражали против выбора родителей. Здесь же следует отметить, что родители старались узнать желание своих детей, и если предполагаемая кандидатура была по тем или иным причинам неприятна их сыну или дочери, особо на браке не настаивали. Мнение сына относительно намеченной в невесты девушки родители узнавали через его близкого друга или сестру и поручали им переговорить с сыном.
Родители девушки сами никогда не искали жениха для своей дочери. Это счиатлось недостойным, однако не означало, что их не волновала ее судьба.
Выбирая сыну невесту родители прежде всего заботились, чтобы она принадлежала к равной по общественному положению фамилии, а также обладала хорошим здоровьем, красотой, умела уважать старших, была отзывчива.
Как свидетельствуют наши полевые этнографические материалы, а также научная литература по данной проблеме у чеченцев, в частности, у чеченцев-аккинцев, основными формами брака были: 1) браки по сговору; 2) браки убегом; 3) браки умыканием, хотя последние две разновидности можно объединить в «брак уводом».
Все разновидности брака состояли из нескольких этапов: 1) выбор невесты; 2) сватовство (сговор), (увод, убег); 3) свадьба; 4) послесвадебные обряды. Каждый отдельно взятый этап представлял собой целый комплекс обычаев, которые были связаны с культовыми представлениями, якобы способствующими благополучному завершению всего дела в целом1.
В чеченской семье, построенной на патриархальных началах подчинения младших старшим, даже мужчины далеко не всегда обладали свободой брачного выбора. Сын мог лишь намекнуть матери или особому посреднику между ним и семьей о своем выборе и ждать решения . Еще меньше располагали собой девушки. Хотя по шариату от них и требовалось формальное согласие на брак, редкая невеста решалась высказывать свою волю, - отмечает исследователь семьи народов Северного Кавказа Я.С. Смирнова3.
Адаты запрещали браки между отцовскими и материнскими родственниками любых степеней, однофамильцами, а часто также между членами разных, но возводящих себя к одному корню, фамилий. Шариат закрепил запрет браков между молочными родственниками. Не разрешались также браки между родственниками по усыновлению, аталычеству, побратимству и другим видам искусственного родства4.
Свободу брачного выбора у чеченцев-аккинцев в исследуемый период ограничивали также еще сохранявшиеся обычаи утробного и люлечного обручения, обменного брака и, особенно, левирата. Например, у чеченцев «по смерти мужа вдова переходит к брату покойного, который, смотря по желанию, может: взять ее к себе в жены, предоставить ей право заключить новый брачный союз или, не делая ни того, ни другого, лишить ее возможности дальнейшего супружества» . У чеченцев-аккинцев, как и у чеченцев вообще и других народов Северного Кавказа, были известны и сороратные браки как в форме женитьбы родных братьев на родных сестрах, так и в форме женитьбы вдовца на сестре умершей жены.
У них также соблюдался принцип старшинства: младшим братьям или сестрам не полагалось вступать в брак раньше старших, по крайней мере без их разрешения2.
Как отмечают исследователи проблем семьи и брака у чеченцев, при заключении брака стремились породниться с семьей, где было много мужчин, что можно отнести и к чеченцам-аккинцам. Это особенно было необходимо в обществе, жившем в трудных горных условиях, когда для сохранения своего коллектива, для защиты его мужская сила была необходимостью. Когда невесту хвалили, относились к ней одобрительно, говорили: «Нах болуш ю иза» - буквально - «Она имеет людей»3.
Богатые знатные отдавали своих дочерей только в состоятельные семьи («бехаги, тару йолуш»), а отдавать свою дочь бедняку считалось позором4. Данное положение можно отнести ко всем народам Северного Кавказа и Кавказа. Решающее значение при выборе невесты придавали личным качествам ее родителей, т. е. «стараются выбрать себе невесту из сильного и почетного родства. Это обстоятельство при выборе невесты стоит всегда на первом плане. Красота и качество ее — дело второстепенное»5. Но немаловажными качествами, которые требовались от девушки, были также моральная чистота и трудолюбие. Требовалось, чтобы девушка была физически крепкой, способной иметь здоровое потомство и выполнять многочисленные обязанности по хозяйству, дому и воспитанию детей1.
А в женихе прежде всего ценилась готовность и способность содержать семью, хотя мерки в отношении жениха были не такими строгими, как в отношении невесты. Как отмечал Б. Далгат по отношению к даргинцам: «Жених должен, во-первых уметь прокормить себя, должен быть не дураком по природе, не сумасшедшим, словом, во всех отношениях сносным человеком»2, это же положение можно отнести и к другим кавказцам, в частности, к чеченцам-аккинцам.
В оценке личности жениха и невесты большое значение придавалось общественному мнению и особенно мнению соседей".
У аккиицев мерилом мужского достоинства являлось отношение к девушке и в этом плане нравственным законом, обязательным для каждого юноши в отдельности было обладание характеристикой «мужественности». Одним из моментов этого понятия в исследуемый период считалось умение в наиболее достойной форме выразить свое желание познакомиться с определенной девушкой .
Несмотря на то, что выбор невесты являлся с одной стороны коллективным мероприятием, в котором (как уже говорилось выше) принимали участие члены семьи, родственники, но с другой стороны в значительной мере учитывалось мнение молодого человека (жениха).
Знакомство и ухаживание
В предсвадебном цикле особое место уделяется обычаю знакомства и ухаживанию, который не имел аналогии у соседних народов Северного Кавказа и Дагестана.
Рассматриваемый «институт ухаживания» имел немаловажное значение в цикле предсвадебных обрядов. В основу «ухаживания» ложились общепринятые права и нормативы данного общества в определенное время, призванные содействовать или воспрепятствовать молодым в их знакомстве, в дальнейшем общении и, главное, в выборе девушкой будущего супруга, а парнем - будущей супруги.
Именно этот отрезок досвадебного цикла, который совмещал знакомство и ухаживание, можно условно назвать «институтом ухаживания».
Предбрачный ритуал - один из самых сложных комплексов бытовой культуры любого народа, состоящий из древнейших магических представлений и связанных с ними обрядовых действий, которые подвергались трансформации и переосмыслению, в результате чего усиливались их эстетическая направленность.
Предсвадебная обрядность чеченцев, в частности чеченцев-аккинцев, специфичен именно благодаря институту ухаживания, так как этот момент предсвадебного ритуала не имеет аналогии даже у соседнего ингушского народа . В отличие от ритуального предбрачного ухаживания юноши за девушкой у чечепцев-аккинцев, у ингушей оно не носило обязательного характера,2 в то время как чеченка-аккинка имела возможность выбирать себе парня самостоятельно.
Вернее, как отмечают специалисты, «если известное выражение, что культура народа определяется его отношением к женщине, принять за аксиому, то очевидно, что уровень демократичности ее, надо полагать, определяется возможностями, санкционируемыми обществом для выбора девушкой будущего супруга. Все-таки в основе семейного счастья лежит проверенное временем взаимное чувство молодых. Это понимали чеченцы и стремились, насколько это возможно оттеснить родителей от навязывания ими своего желания в решении брачного вопроса»3, что относится и к чеченцам-аккинцам.
По традиции чеченцев-аккиицев девушке с 15-летнего возраста разрешалось посещать места развлечений, где собиралась молодежь, но на вечеринках «сипкъерам», проводимых в честь какой - нибудь гостьи или гостя, свадьбах «ловзар» и др. она занимала пока еще места сзади «настоящих» невест. Девушка должна была пройти после 15-летия период девичества (2-3 года) и освоить в совершенстве все тонкости института ухаживания; она должна была освоить «науку» «догдаха» (букв.: вырывать сердце), «сакъера» (букв.: душу поджигать), которая имела немаловажное значение в период выбора будущего супруга .
Обычно юноши и девушки знакомились друг с другом на праздниках, свадьбах, при посещении родственников и кунаков, в ходе сельских работ, у ручья или родника, куда девушки приходили за водой.
К предстоящей свадьбе в селе, согласно существующим обычаям, юноши и девушки готовились, готовятся и сегодня, заблаговременно. Девушки вышивали носовые платки, шили праздничные наряды, а юноши продумывали остроумные головоломки, загадки для беседы с девушками. Свадьба была и остается быть праздником не только для семьи и родственников, но и для аульной, сельской молодежи. Во время таких мероприятий появлялась возможность знакомиться юношам и девушкам из разных аулов. Знакомство юношей с девушками, как и в далекие времена, и сегодня происходит на свадьбах, но уже сохраняя чаще всего ритуальный характер.
Юноши присматриваются к девушкам, приезжающим в составе свадебного поезда. Знаками выражения внимания и начала знакомства могут быть сладости, фрукты, переданные девушке через посредника. Это является как бы мостиком, едва кому заметным, перекинутым между юными людьми, быть может, впервые увидевшими друг друга. Бывало немало случаев, когда такие знакомства становились залогом будущей семьи.
Во время той (ловзар) молодежь участвовала в шуточном сватовстве, которое чередовалось с зажигательными танцами и вопросами. Здесь имели место юмор, шутки, ирония. Здесь были опытные «свахи», занимающиеся подбором невест и женихов.
В современном аккинском обществе женщины — свахи есть в каждом селе, они играют не последнюю роль, старясь по достоинству связать судьбы молодых людей, подобрать гомогенную по образованию и общей культуре пару.
Для чеченцев-аккинцев свадьба или вечеринка представляли интерес в том плане, что здесь происходило первое знакомство с девушкой. Это знакомство часто связывало судьбы молодых.
Знакомились молодые, помимо вечеринок и свадеб, на торжествах, устраиваемых после завершения сельско-хозяйственных работ оісогіа (белхи) в чьем - нибудь доме, куда девушки собирались по приглашению хозяйки дома для оказания ей помощи в работе, но чаще знакомились во время встречи у родника. Девушки шли к роднику группами, иногда взрослую девушку сопровождали сестра или младший брат. Шли к роднику привлекательно, нарядно, одевшись с большими кувшинами - турха1.
Парни приезжали верхом на коне увидеть любимую девушку или познакомиться. Одним из вариантов знакомства был следующий: юноша, встретив знакомую девушку идущую к роднику за водой, спешивался с коня и после расспросов о благополучии — {маршалла хаттар) мог попросить воды напиться или попросить ее постирать носовой платок. Если девушка была согласна принимать его ухаживание, возвращала платок через определенное время, приложив к нему (платку) второй, вышитый собственноручно. Если девушка была против, то отказывала юноше в его просьбе2. Вернее, поскольку инициатива исходила от мужчины, девушка могла принять его любовь или ее отклонить, стремясь это сделать в тактичной форме.
Поводом для встреч у многих народов, как уже отмечалось, было хождение девушек за водой; где их поджидали парни. Этот момент у народов Дагестана отмечает проф. С.Ш. Гаджиева, «Одним из наиболее популярных мест, где молодые люди могли встречаться друг с другом, были водные источники. Утром и вечером, в одиночку или группами, девушки, нарядно одетые, шли с кувшинами по воду. В эти же часы на пути к роднику или у родника сходились молодые парни. Девушки проходили мимо них молча, стараясь лишь незаметно взглянуть на них, особенно, если среди них были их избранники. По этим взглядам юноши легко определяли, как к ним относятся. Иногда молодые люди обменивались несколькими фразами. Чтобы найти повод поговорить с девушкой, юноша мог остановить ее и попросить напиться. Обычай требовал, чтобы разговор начал парень. Бывало и так, что девушек встречали не те, кого бы им хотелось видеть, а пожелавшие пошутить с девушками.»1
В этических формах взаимоотношений юношей и девушек зашифрована глубокая нравственная информация. Знакомство и ухаживание основывались на скромности, сдержанности и благородстве взаимоотношений юношей и девушек. Немаловажное значение при формировании этих взаимоотношений имеет нравственный идеал, находящий свое отражение в представлениях о благом и должном.
Являясь важным элементом нравственного сознания личности, идеал определяет основную линию ее поведения, содержание, цель и смысл жизни. Нравственный идеал не меняется от изменяющихся обстоятельств и условий жизни на протяжении длительной истории народа, что и определяет его самобытность. Разумеется идеалом для молодых являлся всесторонне развитый человек - прекрасный и душой и телом. Сюда же необходимо добавить, что нравственным идеалом являлось единство этического и эстетического идеалов, так как форма и содержание неразрывно связаны между собой, содержанием является внутренняя красота человека, которая всегда являлась главнее и важнее внешней.
«Кто прекрасен - одно лишь нам радует зренье. Кто же хорош - сам собой и прекрасным покажется». Эти слова одни исследователи приписывают Солону, другие Сапфо. Отражение этих слов можно увидеть и в народном устном творчестве чеченцев, аккинцев и ингушей.
Свадьба чеченцев-аккинцев
Обряды свадебного цикла - это сложное социальное явление, тесно связанное, как и весь брачный институт, с социально-экономическими и этническими условиями жизни общества, религией, народными верованиями, правовыми нормами и т. д.1
Но в то же время необходимо отметить, что свадебный обряд не оставался неизменным, инновации различного рода вносились в него постоянно, но не касались основной структуры. Изменения проходили с разной степенью интенсивности. Менялась последовательность свадебных действий. Свадебный ритуал нередко сокращался, некоторые старинные обрядовые действия сливались. Древние магические действия теряли смысл и превращались в простое увеселение.
Свадьбы часто устраивали осенью или в начале зимы, когда заканчивались сельскохозяйственные работы, было чем накормить гостей и крестьяне освобождались от сельскохозяйственных работ. К свадьбе обе стороны готовились самостоятельно, так как праздновали одновременно у жениха и невесты. В доме жениха свадьбу играли три дня, в доме невесты -один.
Свадебный этап, как и предсвадебный, насыщен обрядами. В нем важное место занимали подготовительные обряды. Неотъемлемым элементом свадебной обрядности у чеченцев-аккинцев была, как и у всех народов, подготовка свадебных костюмов невесты и жениха, которые по своим деталям и покрою почти не отличался от одежды, которую надевали по праздничным и особо торжественным случаям (исключение составляли головные уборы невест, цвет отдельных элементов костюма и т. д.); как правило, она была новой или хороню сохранившейся, если переходила по наследству. В данной работе мы вкратце описываем свадебную одежду невесты у чеченцев-аккинцев, так как нет возможности дать полное описание одежды по типам.
Обычная одежда чеченцев-аккинцев не отличалась особо от одежды чеченцев, ингушей и других народов Северного Кавказа. Одежда, как и манера ее ношения, были схожими. Мужчины носили папаху, башлык, черкеску, бешмет, пояс, кинжал, газыри. Женщины надевали рубахи с широкими руками и бешметы, голову покрывали платком. В костюме горцев и горянок появлялись элементы европейской одежды, которую все больше начинали шить из привозных тканей.
В начале XX века женщины - горянки стали постепенно отказываться от традиционной одежды, но, вступая в пожилой возраст, аккинские женщины возвращаются к своей самобытной одежде, и на сегодня некоторые ее элементы сохраняют традиционный покрой.
В целом вайнахская одежда может быть охарактеризована как локальный вариант северо — кавказского и вообще кавказского типа одежды, отражающего общекавказское единство на уровне кавказской историко — культурной общности.
Одежда отражает стиль эпохи, настроение человека, его быт, нравы, этническую принадлежность. В связи с этим изучение и истории одежды вайнахов, ее названий имеет не меньшее значение, чем исследование любой другой области их деятельности. Как сама одежда, так и ее названия - это исторические источники изучения культуры народа и его языка, они отражают взаимоотношения и взаимовлияние народов, их быт, обычаи и обряды, т.е. возрастные и социальные различия, особенности ритуальной одежды.
Как в колорите одежды , так и в ее покрое, отделке, орнаментах тканей, в шитье и вышивании находит свое отражение художественный вкус вайнахов, их эстетические потребности.
Костюм аккинской женщины состоял из следующих элементов: нижней рубахи - (чуъра коч), нижнего белья - (хиечи), платья - {тіиера коч), нагрудника — силга (чеч), коьчмат (аккин), передника — хъалха уллург (чеч) алдаркх (аккин), чоха - гіабали — кхакхан кетар, шерстяного платка -куортали, душегрейки, жилета - садуохдийриг (чеч), белихйолург (инг), юбки юхацйолург, пояса — тіохкар (аккин), тіехкар (инг)- тіиехкур (кист), носок пазаташ, чьорипаш, обуви - калб (аккин), украшений- туъйдаргаш (чеч.), дато(аккин) — тъуйдаргаш .
Указанные элементы одежды объединяются в три группы: цельная одежда, носимая выше пояса (талии) и ниже его.
К цельной одежде относятся рубаха -чолалх, архалук, кожаная шуба, ко второй группе - жилет, нагрудник, к третьей — юбка и штаны.
Платье аккинок были из тканей красного, кизилового, желтого, коричневого, голубого и других цветов. Нуждающиеся женщины цветов не выбирали, шили из такой ткани, какая им была доступна2.
Свадебные платья были светлых тонов вышеуказанных цветов. Поверх этого надевались гіабали и архалук. На эту рубаху надевались нагрудник, на котором укреплялись украшения и подпоясывались передником.
В конце XIX в начале XX века среди чеченцев и аккинцев появляется платье - рубаха, которое известно под тем же названием (коч) и еще его называли лакхе хадийна коч (отрезанная кокетка выше груди). В начале XX века на смену этого наряда пришел другой наряд женщин. К этому наряду добавляется безрукавка на вате, жилетка. Эта жилетка, дословно душегрейка, была в обиходе вплоть до 40-х - 50 -х годов XX века.
Чеченские, аккинские и ингушские женщины поверх нижней рубахи надевали нижнюю одежду - (юбка). К ней пришивался пояс шириной в два пальца, которому сопутствовала кофта, с длинными до кисти узкими рукавами.
Вокруг воротника на нагрудник нашивались позументы (хьаса) или (KIUHDIC) из бархата (аккин. пархат)1.
Эта одежда в начале XX века исчезла из быта и ее место занял нагрудник - сита, белишк, у ингушей - кашмат. На этот нагрудник нашивали серебряные галуны - (дато).
Праздничным платьем молодых женщин была гіабали (чоха). Ее носили и кумыкские женщины и назвали гіабалай. У аварцев также встречается такая женская одежда типа (чохи) под названием (хабало) .
Аккинские женщины шили гіабали из тонкой турецкой ткани, которая называлась (г!аба), а также шили из бархата, парчи, сукна и сатина.
К праздничным свадебным нарядам относится и платье - (полшу), аккинцы называют ее (полиш), чеченцы - (полшу), шили ее из тафты зеленого цвета с рисунком. Свадебной одежде на Кавказе с давних времен уделяли очень большое внимание, шили ее искусно и красиво, так как она подчеркивает грациозность, красоту внешнего облика девушки и человека вообще. Для этого веками вырабатывались разнообразие покроя и цвета тканей, каждый элемент такой одежды имел свое эстетическое назначение.
Традиционный костюм невесты у чеченцев-аккинцев, как и у остальных вайнахов, состоял из нескольких комплектов рубах, нижнего белья (чоха, гіабали, архалука, гіовтал), головных платков (туркал) и обуви (почаркх). Эти элементы одежды шили из шелка, сатина, ситца (чит), сукна, а обувь (калб) — из красной и белой кожи. К обуви невесты относили также «пошмакхали» (маьчи), которые были широко распространены среди соседних народов.
Чоху и архалук украшали специальным вышитым орнаментом.
Поверх нижнего белья невеста сперва надевала достигающее лодыжек длинное платье - ког. Цвет этого платья сочетался с цветом чохи, с тем, чтобы невеста не выглядела чрезмерно пестро; рукава платья доходили до запястий и сужались вниз от плеч. Оно было несколько приталено, а внизу расширено. Поверх этого платья одевался нагрудник с нашитыми на нем 16 парами пряжек - застежек из серебра. Сам нагрудник был сшит также из шелковой ткани. Затем надевали чоху (гъабали), отличающуюся от повседневной и выходной. Чоха - длинное одеяние, достигает лодыжек, однако две средние задние полы чохи невесты были длиннее и во время движения почти волочились по земле, а передняя сторона - более короткая, чтобы легко было ходить1.
На некоторых чоха передняя сторона, полы, рукава (т. к. ложные рукава достигали длиной до полы чохи) бывали оторочены каймой из дорогого белого меха. Такую чоху не расшивали, поскольку шелковая чоха с такой оторочкой считалась среди вайнахов очень дорогой, и ее редко какая невеста надевала".
В свадебную одежду невесты входили пояс позолоченного серебра, серьги (чіагарш, хъалкъанаш), кольца (мухьур), бусы (туъти), браслет (гіоз), медальон {лагпиллиг) и несколько видов головных платков {куартали) малых и больших размеров. По традиции у чеченцев-аккинцев принято приберегать смену одежды для выхода на праздничные случаи (свадьба, синкъерам).
Одна из наших информантов Мажидова Иисархалам говорила, что семья ее деда была довольно зажиточной, и ее братья и сестры выросли за счет унаследованного отцом имущества. Они не испытывали недостатка ни в чем, на свадьбах - (той) они выделялись красивой одеждой. Их отец привозил из Махачкалы, Грозного, Баку и Астрахани различного рода ткани. Из них сестрам шили праздничное «гіабалш1.
Послесвадебные обряды
С завершением свадебного пира и обычаев, сопровождающих его, не заканчивался традиционный свадебный цикл чеченцев-аккинцев. В обычаи свадебного цикла органически входят так называемые послесвадебные обычаи, направленные главным образом на то, чтобы сблизить семьи молодоженов и ввести невесту в ту среду, к которой принадлежала семья ее мужа, и в которой отныне ей предстояло жить.
В послесвадебную обрядность входят символические акции, имеющие целью закрепить новый статус молодой, т. е. она как бы приобщается к общинным ценностям. Сюда входит приобщение к источнику - вывод невесты к роднику.
Вывод невесты к роднику представляется интересным, эстетическим зрелищем, организующим всех для завершающего этапа свадебного обряда. День вывода невесты к роднику происходит спустя некоторое время после свадьбы. Щен нана (смысл, перев.: хозяйка дома) - свекровь говорит собравшимся гостям: «пускал хи тіа даккха (вывести невесту к роднику)». Невесту одевают в свадебный наряд. Рядом с невестой находятся золовки. Нускал борх - этикет невесты, обязывает невесту быть вежливой, обходительной с новыми родственниками. Невеста должна быть подчёркнуто скромна.
В окружении девушек, снох, детей, нескольких юношей пускал впервые со дня свадьбы выходит за порог нового дома. В роли ведущей этой процессии выступает старшая из снох. Невеста является главной фигурой. Звучит музыка, подходят люди с благопожеланиями к нускал. Они могут останавливаться на ловзар (танцы). Молодёжь быстро организовывает круг и хлопки, как выстрелы зовут в круг одну, вторую, третью пару. Весёлое настроение распространяется и на встречных людей. Люди желают невесте быть счастливой, благородной снохой: «Ире долуш, декъала хулда вайн ну с». Свои пожелания при такой встрече юноши выражают в танце.
Как и много лет назад звучат выстрелы, приветствуя создание новой семьи и во избежание влияния злых духов на счастье молодых.
Невеста, будучи торжественным лицом этой процессии с особой ответственностью относится к своим манерам, движениям, словам, взглядам. Нускал привлекает к себе сердца умением выражать на своём лице доброту сердечность, мягкость характера и благородство души. С девушками отношения у невесты складываются дружеские, по отношению к старшим снохам почтительные, с девочками, младшими по возрасту - любезные.
Сегодня «вывод невесты к роднику» имеет ритуальный характер, но ещё двести лет назад и до конца XIX века это мероприятие являлось торжественным и ответственным. Этот обычай уходит корнями в язычество и по словам информатора при этом по поверью происходило «знакомство» невесты сХин-нана (букв.: Мать воды) .
Сам ритуал вывода невесты к роднику в той первозданной форме не сохранился, так как мало, что удалось сохранить из песен до наших дней.
У источника иголкой, приколотой в день свадьбы к подолу свадебного платья, невеста прокалывает яйцо и бросает его в воду вместе с иголкой. При этом невеста мысленно просила у Хин-нана счастья, и потомства в новом доме. По словам информатора Мажидова Иисархалам и Яхаджиева Хажар яйцо является символом новой жизни . Возможно соприкосновение яйца с земной поверхностью - это есть связь, предрасполагающая к плодородию. Наделение яиц сверхъестественными свойствами характерно для всех народов в мире и основано оно на заключённом в них символе возрождения живого существа, ибо яйцо издавна считалось олицетворением плодовитости. Согласно древнему сознанию вайнахов, жизнь на земле зародилась из яйца, и земля имеет форму яйца.
Затем невеста, красиво наклонившись к роднику, может зачерпнуть воды. Вода - источник жизни людей. В это время звучат выстрелы. Все присутствующие - кто мысленно, кто вслух просят у Даъла (у Бога) счастливой и благополучной жизни. Это обращение направлено к Богу воды. Невеста с кувшином воды (сегодня это ведро) отходит от родника и делает это полуоборотом к роднику и к людям, выражая тем самым почтительное, уважительное отношение к Хин-нане и к людям. Отступив на несколько шагов от родника, невеста поворачивается лицом ко всем присутствующим и идёт к ним.
Выход невесты к роднику «происходит и сегодня ещё в культуре других народов Кавказа со своими особенностями. Так во время выхода невесты к роднику у чеченцев бросают в воду кусок хлеба или чіепалгаш — лепешки с начинкой, стреляют в них» , после чего невеста набирает воду. Обряд этот согласно исследователю И.Ю. Алироеву сложился в древности из желания «обезопасить» невесту, «уберечь» от водяного .
Согласно древней культуре предков чеченцев-аккинцев, «вероятно, этот обряд призван был задобрить дух именно данного родника, ибо в дальнейшем, в новом доме, в новом качестве, молодая будет всегда брать воду из этого родника. Такое предположение подкрепляется тем, что, по традиционным представлениям народов, каждый водный источник имел своего покровителя, духа, который покровительствовал тем, кто постоянно брал из него воду» .
Право выхода к роднику имеет невеста, сохранившая чистое имя в годы девичьей молодости. Только целомудрие даёт право оставаться молодой хозяйкой нового дома.
В окружении снох, девушек, детей, невеста в белом свадебном платье подходит к роднику. В то время, когда невеста наклоняется к роднику, чтобы зачерпнуть воду, звучат выстрелы. Все присутствующие - кто мысленно, кто вслух желают счастливой и благородной жизни молодым.
Женственность, красота манер проявляется во всех движениях невесты, начинающей свою новую жизнь с чистой родниковой воды.
И снова звучит зажигательная музыка, хлопки. Подобно белым лебедям плывут по кругу девушки, стремительными танцами юноши покоряют их сердца. По этикету невеста не танцует и не показывает своего настроения. Взгляд её выражает доброту, мягкость и уважение к новым родственникам. После ловзар (танцев) процессия направляется к дому. Домой возвращаться по той же дороге, что шли к роднику нельзя. Возвращаться нужно так, чтобы к дому подошли с правой стороны. С правой стороной ассоциируется удача.
Оживлённое настроение сохраняется ещё и дома. Выход невесты к роднику символизировало изобилие в доме и с этого дня она может заниматься приготовлением пищи для всей семьи.
Принесённую с родника воду невеста выливает в общий бачок с водой, тем самым как бы приумножая благодать. Затем она подает воду в кружке присутствующим. К присутствующим относятся заранее приглашенные самые близкие родственники жениха: свекр, брат свекра, старший деверь, мать свекра, золовки, сестра свекра.
Поочередно, начиная с почтенных старцев и свекра, невеста подходит и подает им воду. Данный ритуал называется мотт бастар. Он позволяет невесте заговорить с присутствующими. Каждый, кому она подает воду, просит у нее разрешения ее выпить, на что она должна ответить: «пейте». Выпив воду, каждый произносит свои пожелания молодой семье и кладет деньги или дорогой подарок (кольцо) в кружку. Свекор дарит своей снохе дорогой подарок. Это может быть: корова, буйвол, ключи от квартиры, автомобиля и т.д. По традиции молодая не должна разговаривать с женщинами старшего возраста и только в этот день с некоторыми из них она имеет право заговорить. Женщина, желающая вывести на разговор невесту, спрашивает у неё: «Можно ли выпить чай или воду», на что невеста после небольшой паузы может ответить: «На здоровье».
С этого дня невеста имеет право выхода «на люди». Начинается новая жизнь в новом доме, где отношения со всеми членами семьи и родственниками невеста будет строить согласно пускал борх (с этикетом невесты).
Отношение к снохе должно быть согласно несца болу борх (этикет отношения со снохой) деликатным. Борх (обряд) обеспечивает гармонию взаимоотношений, взаимное уважение, так как основными принципами этикета являются вежливость и тактичность.
Ввод невестки, нового человека, в дом был процессом длительным. Сохранялось этикетное расстояние, чтобы и новый человек понемногу адаптировался, и к новому человеку могли привыкнуть. Этому способствовал пускал борх (обряд невесты), отражавший нравственную философию народа, сдержанное отношение между женихом и невестой, разговорный запрет. Табу на произношение имен символически определяет этикетную дистанцию, тем самым выражая учтивость, уважение, почитание. Нускал борх имеет способность сохраняться благодаря тому, что существуют нормы, обеспечивающие эту возможность.
Внимательное отношение к новому члену общества, принятие её в свою социальную общность со всей доброжелательностью создают ощущение меры и гармонии, так необходимых для налаживания взаимоотношений членов семьи.