Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Среднее специальное образование художественного профиля в контексте программ модернизации образовательной системы России в 1985-1991 гг.
1.1. Система среднего художественного образования в середине 1980-х гг.: организация, результаты и перспективы развития 26
1.2. Образовательная политика правительства России в 1985-1991 гг. и эволюция среднего художественного образования 32
1.3. Социально-профессиональная и культурно-ментальная специфика педагогических кадров среднего художественного образования 40
Глава 2. Институциональная структура и особенности функционирования системы среднего художественного образования в Российской Федерации в 1990-е-2005 гг.
2.1. Развитие среднего художественного образования в период становления рыночной экономики: проблемы выживания учебных заведений и трудоустройства выпускников художественных школ и училищ 49
2.2. Инновации в структуре и содержании среднего художественного образования: обновление нормативной и учебно-методической базы, типы учебных заведений, образовательные направления 77
2.3. Становление подготовки кадров по художественным специальностям в многопрофильных колледжах 110
- Система среднего художественного образования в середине 1980-х гг.: организация, результаты и перспективы развития
- Образовательная политика правительства России в 1985-1991 гг. и эволюция среднего художественного образования
- Развитие среднего художественного образования в период становления рыночной экономики: проблемы выживания учебных заведений и трудоустройства выпускников художественных школ и училищ
Введение к работе
Фактологическая и теоретическая база развития в России средней профессиональной школы в XX веке включает обширный комплекс исследований, в том числе, работы О.Л. Аникст, И.К. Воеводского, С.Я. Батышева, Д.И. Чупрунова, Н.Н. Кузьмина, Ш.М. Мунчаева и других авторов , посвященные становлению системы профессионального образования в дореволюционной России и в СССР. Преобладание технических специальностей в начальном и среднем профессиональном образовании и его тесная связь с промышленностью, обусловила соответствующую тематическую направленность данных научных исследований, в которых основное внимание уделялось проблемам подготовки специалистов технического профиля. Общие вопросы развития среднего художественного и художественно-педагогического образования затрагивались в контексте изучения системы средних специальных учебных заведений, готовивших кадры для легкой промышленности и сферы обслуживания, а также в ходе изучения истории педагогического образования в СССР".
Проблематика подготовки кадров среднего звена для художественной промышленности затрагивалась в публикациях по истории народного декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов3.
В 1990-е - 2000-е гг. отечественная историография среднего профессионального образования выходит на новый методологический уровень, расширяется источниковая база исследований. Внимание ученых привлекают проблемы реформирования и модернизации среднего профессионального образования на основе существующего исторического опыта и внедрения новых образовательных парадигм и принципов управления образованием, эволюции профессиональной школы в условиях рыночных отношений. В том числе, необходимо упомянуть труды A.M.
Новикова, В.И. Жукова, П.Ф. Анисимова, В.М. Жураковского, которые определили ведущие тенденции в новейшей историографии среднего профессионального образования4.
На рубеже XX-XXI веков данная проблематика приобретает все большую актуальность в контексте решения задач социально-экономической модернизации страны и реализации образовательной политики Российской Федерации5. Во второй половине 1990-х - 2000-е гг. проблемы развития среднего профессионального образования, включая художественное, становятся предметом обсуждения на научных конференциях и семинарах . Выходят в свет статьи и монографии П.Ф. Анисимова, В.М. Зуева, А.И. Михащенко, В.А. Штурбы, В.П. Попова, в которых на основе научной объективности создается целостная картина эволюции среднего профессионального образования в России в XX веке .
Большое внимание в этот период специалисты уделяют инновационным типам учебных заведений, вопросам становления непрерывного образования, формированию региональных образовательных систем, развитию социального партнерства в образовательной сфере, включая деятельность средних специальных учебных заведений художественного профиля . В том числе, следует выделить работы Т.В. Челышевой, Е.Г. Вакуленко, В.Ф. Максимович, Н.Б. Смирновой, и др., в которых анализировались проблемы эволюции художественного образования в условиях образовательной реформы в России9.
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. выходят в свет исследования Е.А. Сергеева, А.А. Сойникова и др., в которых анализируется исторический опыт развития среднего гуманитарного образования, проблемы подготовки специалистов в области культуры и искусства10. В 2000-е гг. выходят в свет учебные пособия для педагогических и художественных вузов по истории художественного образования в мире и России, в которых затрагиваются и отдельные аспекты развития средней художественной школы. В частности, следует упомянуть учебное пособие СВ. Анчукова, посвященное становлению и современному состоянию художественно- педагогического образования в России и за рубежом, изданное Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена11. В 2006 г. была издано учебное пособие Н.К, Шабанова, посвященное развитию художественно-промышленного и художественно педагогического образования в России в XIX-XX вв. 12. Вопросы подготовки кадров со средним художественным образованием для сферы сервиса отражены в работах В.П. Попова и др.
Частично проблематика среднего художественного образования затрагивалась в работах, посвященных начальной, общеобразовательной и высшей школе1 . Тема истории художественного образования разрабатывается в конце 1990-х - 2000-е гг. в рамках диссертационных исследований. В том числе, развитию художественного образования в Алтайском крае во второй половине XX века, посвящена работа В.И. Бочковской15.
Некоторые аспекты истории подготовки кадров со средним художественным образованием освещались в диссертациях искусствоведческого, педагогического, экономического профиля. В том числе, в диссертации А.Г. Толмачева была дана краткая характеристика художественного образования по подготовке квалифицированных кадров специалистов народных промыслов, представлен обзор нормативных документов, определявших развитие народного искусства в современной России, показана специфика учебных заведений системы предприятий народных художественных промыслов16. Важное научное значение имеют исследования Т.В. Челышевой, Е.Г. Вакуленко, Н.П. Манжос, Т.В. Толбузиной и др.17.
В 1990-е - 2000-е гг. было подготовлено несколько изданий, посвященных истории народных художественных промыслов, в которых освещались некоторые вопросы подготовки профессиональных кадров мастеров народного декоративно-прикладного искусства. В частности, следует выделить книгу В.Я. Короткова, посвященную тульским оружейникам и их путям к художественному мастерству18.
Важное значение для научного освоения темы среднего художественного образования в России в XX - начале XXI вв. имели публикации и научные форумы, посвященные развитию отечественного дизайна19. В то же время, историография различных направлений среднего художественного образования только начинается зарождаться, практические отсутствуют работы, посвященные таким видам среднего художественного образования, как художественное моделирование косютма, парикмахерское и визажное искусство и т.п.
Ценная информация по теме диссертационного исследования содержится в публикациях по истории художественных училищ России: Of)
Саратовского, Пензенского, Екатеринбургского и др." . Материалы о становлении и деятельности художественных сссузов и реализации художественного образования в педагогических училищах и колледжах представлена во 2-м томе «Истории среднего художественного образования в России», подготовленной коллективом авторов под руководством В.М. Жураковского.21
В этот же период выходят в свет издания, посвященные истории педагогических училищ и колледжей, в которых раскрываются некоторые аспекты развития среднего художественного образования в различных регионах России в XX веке22.
Материалы по истории и деятельности художественных училищ и колледжей, работе художественно-графических отделений учреждений среднего педагогического образования регулярно публиковались на страницах журнала «Среднее профессиональное образование» («Специалист»).
В вышеназванных монографиях, статьях, учебных пособиях, диссертациях проблематика среднего художественного образования затрагивается фрагментарно, либо в одном из частных аспектов проблемы, хронологические рамки большинства работ не поднимаются выше начала 1990-х гг.; новейший этап развития средней художественной школы России почти не исследовался в отечественной историографии.
Иностранная историография художественного образования в России представлена исследованиями по проблемам развития современных образовательных систем, затрагивающими вопросы участия Российской Федерации в международных образовательных программах, а также работами по истории русского народного искусства и дизайна23.
Таким образом, к настоящему времени создан историографический комплекс, раскрывающий различные аспекты проблемы среднего профессионального образования в России в XX - начале XXI вв. Однако тема развития среднего художественного образования в середине 1980-х -2005 гг. не ставилась и не исследовалась в качестве комплексной научной проблемы.
Объектом диссертационного исследования являются законодательные акты и нормативные материалы, регулировавшие сферу среднего художественного образования в конце 1980-х - 2000-е гг., институциональные структуры среднего художественного образования, их типы, направления и формы обучения, учебные программы, учебно-методическая база, материально-техническое обеспечение, кадры преподавателей и учащихся художественных школ, училищ и колледжей.
Предметом диссертационного исследования является деятельность центральных и местных органов власти, научно-методических центров, художественных вузов СССР и Российской Федерации, по развитию среднего художественного образования, процесс эволюции структуры и содержания художественного образования в условиях формирования рыночной экономики, развитие механизмов управления и финансирования системы среднего художественного образования в конце 1980-х — 2000-е гг.
В диссертации не рассматриваются направления среднего художественного образования, обеспечивающие подготовку специалистов в сфере музыкального и театрального искусства, балета, народного фольклора и пр., которые обладают особыми присущими только им типологическими свойствами и являются предметом специального изучения24. Проблемы их развития в данной работе затрагиваются косвенно в общем контексте анализа государственной политики и организации среднего художественного образования в России во второй половине 1980-х -2005 гг.
Хронологические рамки исследования. Диссертация охватывает период с середины 1980-х гг. что позволяет оценить результаты развития среднего художественного образования в советский период и специфику его эволюции в годы перестройки общественно-политической и социально-экономической системы страны, по 2005 г., когда система среднего профессионального образования России выходит на новый уровень развития в рамках региональных образовательных систем и структур непрерывного образования.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма, научной объективности и системности. Исследование выполнено с использованием проблемно-хронологического, системно-структурного, логического и историко-логического методов.
Использование сравнительно-исторического и проблемно-хронологического методов исследования позволяет взаимосвязано проанализировать и осмыслить динамику и специфику изучаемых процессов и явлений на разных этапах эволюции системы среднего художественного образования в России.
Системный принцип предполагает изучения среднего художественного образования в России как целостного явления, анализ фактов во всей их совокупности и взаимосвязи и опирается на современные научные подходы к исследованию данной темы.
Методологическая задача исследования заключается в достижении оптимального сочетания конкретного, эмпирического изложения исторического материала и его теоретической, проблемно-содержательной реконструкции, выявлении сущности и внутренней логики развития среднего художественного образования в середине 1980-х-2005 гг.
Развитие среднего художественного образования России в середине 1980-х - 2005 гг. изучается в контексте общих социально-экономических и культурных процессов, в динамике эволюции отечественной образовательной системы и сфер использования кадров со средним художественным образованием.
Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является изучение и анализ эволюции среднего художественного образования в России середины 1980-х - 2005 гг. во всех его основных аспектах: правовом, структурном, организационном, финансовом, кадровом, учебно-методическом, социальном, культурном.
Для достижения указанной цели соискателем поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние системы среднего художественного образования в России к середине 1980-х гг. охарактеризовать его структуру, содержание, основные типы учебных заведений, количественные и качественные показатели.
2. Исследовать влияние образовательных концепций и законодательных и нормативных актов, определявших развитие средней специальной школы России во второй половине 1980-х - 1991 г. на развитие среднего художественного образования.
3. Проанализировать организационную и финансовую специфику функционирования среднего художественного образования Российской Федерации в условиях политических и социально-экономических реформ 1990-х.
4. Изучить эволюцию структуры и содержания среднего художественного образования в контексте развития рынка образовательных услуг, рассмотреть важнейшие образовательные направления и формы обучения в средней профессиональной школе по художественным специальностям, эволюцию учебно-методического процесса в 1990-е - 2000-е годы,
5. Проанализировать динамику количественных и качественных характеристик педагогического корпуса системы среднего художественного образования России во второй половине 1980-х - 2005 гг.
6. Проанализировать проблемы качества подготовки и специфику трудоустройства выпускников средних специальных учебных заведений художественного профиля в рассматриваемый период.
7. Раскрыть роль и место среднего художественного образования в процессе эволюции социальной структуры российского общества, реализации культурно-просветительных и молодежных программ.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, что позволяет показать эволюцию среднего художественного образования в СССР и на постсоветском пространстве и исследовать данную проблему в контексте развития культурных связей России и стран СНГ и Балтии в 1990-е - 2005 гг.
Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования.
В диссертации использованы справочные и статистические издания, отражающие динамику количественных и качественных характеристик системы среднего художественного образования в 1980-х - 2005 гг.: обзорная информация Министерства местной промышленности о народных художественных промыслов, статистические справочники, энциклопедии, библиографическая литература"5. Важнейшую группу опубликованных источников по теме диссертации составляют законодательные и нормативные материалы, в которых отражена государственная образовательная и культурная политика России в рассматриваемый период, в том числе, «Закон об образовании» 1992 г., концепции среднего профессионального и художественного образования, культурной и молодежной политики, и др."6 Существенное значение для диссертационного исследования имеют приказы Министерства образования РФ об утверждении государственных образовательных стандартов среднего художественного образования, опубликованные протоколы и отчеты, обзорные материалы Министерства образования и Министерства культуры РФ, доклады министров, в которых отражена проблематика развития отечественной художественной школы в рассматриваемый период27.
В диссертации используются сборники документов и материалов, посвященные проблемам развития профессионального образования28, опубликованные материалы советов директоров средних специальных учебных заведений, научных центров, занимавшихся проблемами среднего художественного образования29.
В диссертационном исследовании использованы материалы периодической печати, в том числе бюллетени Государственного комитета СССР по народному образованию, Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, журналы: «Среднее профессиональное образование» («Специалист»), «Искусство и образование», «Декоративное искусство», «Художник», электронный журнал «Педагогика искусства» и др.
Источники мемуарного характера представлены, главным образом, в сборниках документах и материалов, посвященных истории учебных заведений художественного профиля. В том числе, следует выделить сборник публицистических и мемуарных материалов «Истоки» о народном промысле «Гжель» . В диссертации использованы также воспоминания и публицистические произведения ведущих модельеров и дизайнеров России31.
Основу диссертации составляют документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), в том числе фонды Министерства высшего и среднего профессионального образования СССР (Ф.Р-9606), Совета министров РСФСР (Ф. А-259), Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР (Ф.А-605), Министерства местной промышленности РСФСР, Министерства бытового обслуживания РСФСР, Министерства культуры РСФСР (Ф.А-501) и др. В протоколах коллегий Минвуза и Министерства культуры РСФСР, отчетах управлений учебными заведениями отраслевых ведомств, статических обзорах, служебной переписке, материалах совещаний директоров учебных заведений содержится информация о деятельности художественных училищ, их финансовом положении, профессиональном уровне и менталитете педагогических кадров, трудоустройстве выпускников и т.п.
В диссертации использованы текущие архивы Министерства науки и образования и Министерства культуры и массовых коммуникаций, в которых отражена политика Российской Федерации 1990-х — начала 2000-х гг. в области художественного образования. В работе используются также официальные сайты органов управления образованием и культурой, где опубликованы новейшие законодательные и методические документы по проблематике среднего художественного образования, информационные и образовательные порталы, содержащие сведения о истории и деятельности средних специальных учебных заведений художественного профиля, материалы электронных конференций по проблемам художественного образования и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной историографии осуществлено комплексное изучение проблемы развития среднего художественного образования в России в середине 1980-х - 2005 гг. во всех основных аспектах: законодательном, финансовом, организационном, кадровом, научно-методическом, социально-экономическом и культурном.
В диссертационном исследовании представлена авторская концепция эволюции среднего художественного образования в России в период середины 1980-х - 2005 гг.; исследован процесс и результаты изменения его организации, структуры и содержания.
Впервые проанализировано развитие традиционных и новых типов средних специальных учебных заведений художественного профиля в рассматриваемый период, изучена специфика их функционирования на рынке образовательных услуг; показано развитие востребованных художественных специальностей в многопрофильных колледжах и училищах культуры и искусств (моделирование одежды, •, дизайн, флористика и пр.); определено место среднего художественного образования в системе подготовки квалифицированных кадров для художественной промышленности, сферы педагогики, культуры, сервиса.
В диссертации раскрывается роль среднего художественного образования по отношению к другим уровням художественного образования и в российской системе образования в целом, его значение для сохранения традиций отечественной художественной школы и моделирования новых организационных и педагогических систем художественного образования.
В исследовании показано значение художественных училищ и колледжей и центров непрерывного художественного образования для формирования культурной среды в городах и регионах России, художественного просвещения и эстетического воспитания молодежи в условиях поликультурного общества.
Автор доказывает, что среднее художественное образование представляет собой не только систему подготовки профессиональных кадров для различных областей жизни и деятельности российского общества, но и социально-культурный феномен, характеризующийся устойчивыми связями между сферами искусства, культуры, экономики и быта.
В диссертации вводится в научный оборот значительное количество архивных источников по изучаемой проблеме.
Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов при подготовке учебных пособий и научных статей по проблемам отечественной истории, лекционных курсов и монографических исследований.
Результаты диссертационного исследования могут использоваться в процессе разработки концепций и модернизации системы среднего профессионального образования, а также культурно-просветительных проектах.
Апробация исследования. Вынесенные на защиту положения диссертации прошли научную апробацию в университете на заседаниях кафедры . В 2007-2008 гг. автором опубликовано 8 работ по теме диссертации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и литературы.
Аникст О.Л. Профессиональное образование в России: Статьи и доклады. М., 1920; Бейлин А.Е. Кадры специалистов в СССР, их оформление и рост. М., 1935; Воеводский И.К. Профессионально-техническая подготовка кадров для тяжелой индустрии СССР. 1917-1972 гг.: [Учебное пособие]. Курск, 1973; Вихирев Н.В. Среднее профессиональное образование к десятилетию Октября. Основные итоги. М., 1927; Кузьмин Н.Н. Техникумы и училища в СССР. М., 1975; Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / С.Я. Батышев, Н.Н. Кузьмин, Е.Г. Осовский и др.; Отв. ред. С.Я. Батышев. - М., 1981; Лютых А. А., Мунчаев Ш.М. Партийное руководство профессионально-техническим образованием в период развитого социализма. Воронеж, 1983; Чупрунов Д.И. Специалисты среднего звена: Планирование, подготовка, использование. М., 1984; и др.
Горьковскому педагогическому училищу 60 лет / Педагогическое общество РСФСР, Горьковское областное правление; Сост. Л.А. Белова, А.Д. Ульянова. Горький, 1989; Смятских А.Л. История развития среднего педагогического образования в России: Спецкурс. М., 1991; и др.
Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н., Художественные промыслы России. М., 1989; Теоретические и исторические предпосылки существования профессиональной подготовки в области народных художественных промыслов. М., 1989; Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сб. научных трудов НИИХП. М., 1990; Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность: Сборник научных трудов НИИХП. М., 1991; и др.
4 Пономаренко Б.Т. Профессиональное образование: опыт, противоречия и тенденции реформирования. (По материалам России и Украины. 1980-90-е годы). М., 1995; Новиков A.M. Профессиональное образование в России: (Перспективы развития) / РАО, Исследовательский центр проблем непрерывного профессионального образования. - М., 1997; Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001; Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Традиции и новые тенденции. М., 2001; Жураковский В.М. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М., 2000; Колин К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования: Лекция-доклад. М., 2000.
5 См.: Демин В.М. Модернизация среднего профессионального образования - пути опережающего развития: Сборник научных трудов. М., 2003; Садовничий В.А. Среднее профессиональное образование и будущее России: Сборник научных трудов. М., 2003; и др.
Проблемы непрерывного многоуровневого профессионального образования: Материалы региональной Научно-практической конференции / Ред. A.M. Козина и др. - Нижний Новгород, 1997; Непрерывное профессиональное образование: проблемы и опыт создания учебного комплекса школа-колледж-вуз: Материалы 1-й Региональной конференции, Ставрополь, 26-37 октября 2000 г. / Под ред. Чуриной и др. - Ставрополь, 2000; Модернизация образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях с использованием опыта международного сотрудничества: Материалы VIII Международной научно-практической конференции 18-19 марта 2004 г. / Под ред. Л.И. Анищевой. - Воронеж, 2004; Художественное образование в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 2002; Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы X научно-практической конференции, декабрь 2004 г. СПб., 2004; Художественное образование: история, современность, перспективы. IV Региональная научно-практическая конференция. Тобольск, 2006; Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 4-6 апреля 2007 г. Волгоград, 2007; и др.
7 История среднего профессионального образования в России / Анисимов П.Ф., Демин В.М., Зуев В.М., Г.В. Мухаметзянова и др.; Под рук. В.М. Жураковского. - М., 2000. Кн.1.; Михащенко А.И. История начального и среднего профессионального образования в России: Учебное пособие. Курган, 2002. Штурба В.А. Разработка государственной политики в области народного образования и ее реализация в Российской Федерации в 60-90-е гг.: (на материалах Юга России); Автореферат... доктора исторических наук. М., 2001; Попов В.П. Очерки истории среднего профессионального образования России в XX веке. М., 2002; Он же. Среднее профессиональное образование России на рубеже веков. 1990 2005 гг. Волгоград, 2007; Трофименко В.И., Зюлин В.В., Потехина М.В. Среднее профессиональное образование во второй половине XX века. 1941-2005 гг. Волгоград, 2007; и др.
8 Мухаметзянова Г.В., Ермоленко В.А. Колледж - инновационный тип среднего профессионального учебного заведения. Казань, 2002; Совершенствование региональной системы профессионального образования / Под ред. В.Т. Буглаева. - Брянск, 2000; Непрерывное профессиональное образование (опыт и проблемы): Сборник научных трудов / РАО, Академия общественных связей; Под. ред. П.С Хейфеца. - СПб., 2001; Худолий Н.Г. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования / Под ред. Д.А. Данилова; РАН, Сибирское отделение, Якутский научный центр, Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Якутский государственный инженерно-технический институт. - М., 2002; Социальное партнерство - путь к формированию компетентного специалиста / Попов В.П., Улитенкова Н.А., Кириллов П.В., Чайковский В.А. - Волгоград, 2006; Банников В.Н. Этнохудожественное образование в России (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) // Искусство и образование. 2007. № 5 (49) С.46-51; и др.
9 Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. М., 2001; Вакуленко Е.Г. Современное состояние преподавания народного искусства в многоуровневой системе подготовки специалистов на Кубани. Краснодар, 2003; Диалог: непрерывное художественное образование и традиционное прикладное искусство. СПб., 2004; Максимович В.Ф. Традиционное прикладное искусство России и образование // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы X научно- практической конференции, декабрь 2004. СПб., 2005. С.5-10; Смирнова Н.Б. Теория и методология проектирования системы непрерывного художественного образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов. М., 2006.
10 Сергеев Е.А. Генезис российской системы профессионального образования в сфере культуры и искусств. Смоленск, 1999; Федорович Е.Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX вв.): Учебное пособие для педагогических вузов. Екатеринбург, 2001; Сойников А.А. Государственная политика по формированию условий для развития средней специальной гуманитарной школы в Российской Федерации (1960-1991). Курск, 2004; и др.
11 Анчуков СВ. История становления и современное состояние художественно-педагогического образования в России и за рубежом: Учебное пособие. СПб., 2004.
Шабанов Н.К. История художественно-промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX-XX вв.: учебное пособие. Воронеж, 2006; Васильев А.А. Теория и история развития художественного образования. Краснодар, 2007.
13 Сервис в России: теоретические и прикладные вопросы. М., 2002; Очерки истории Московского государственного университета сервиса / Авт.-сост. В.Э. Багдасарян. - М., 2002; Попов В.П. , Кузьмина Т.В. Сфера сервиса и Волгоградский технологический колледж - 50 лет вместе // Среднее профессиональное образование. М., 2000. № 9. С.26-28; Попов В.П. Волгоградский технологический колледж: Востребованная коллекция идей // Аккредитация в образовании. Йошкар-Ола, 2006. № 5. С.52-53; и др.
14 Александрова Е.Я. Художественное образование в России: историко-культурологический очерк. М., 1998; История художественного образования в России XX века. В лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т. 1. / сост. Н.Н. Фомина,
ред. Ю.В. Голобоков. - М., 2002; Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: Материалы Первой Всероссийской электронной научно-практической конференции. Самара, 2002; Тишина Т.П. Высшее художественное образование в Республике Саха. К 10-летию высшего художественного образования Якутии: Сборник материалов. М.Якутск, 2005; и др.
Бочковская В.И. История развития художественного образования в Алтайском крае (вторая половина XX века): Автореферат... кандидата исторических наук. Барнаул, 2006.
16 Толмачев А.Г. Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (на опыте Московского художественного училища прикладного искусства): Автореферат... кандидата искусствоведения. М., 2004. См. также: Лаврентьев А.Н. Традиции и эксперимент в отечественном дизайне 1920-1990-х годов: Автореферат... доктора искусствоведения. М., 1996.
Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: Автореферат... доктора педагогических наук. М., 2003; Вакуленко Е.Г. Региональная система профессионального образования в сфере декоративно-прикладного искусства (на примере Краснодарского края): Автореферат... доктора педагогических наук. Краснодар, 2004; Манжос Н.П. Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX — XX веках: Автореферат... кандидата педагогических наук. Саратов, 2004; Толбузина Т.В. Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства: Автореферат... кандидата педагогических наук. М., 2007; и д.р
18 Коротков В.Э. Негасимый свет мастерства. Тула, 2001; Кузьмичев Л.А. Приволжские ювелиры. Иваново, 2002; Максимова О.Г., Смирнова Н.Б. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования Чувашии. Чебоксары, 2005; и др.
19 Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. М., 1995; Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик, 1997; Дизайн в России: Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн в России: проблемы теории и практики: С.-Петербург, 9-10 декабря 1998 г. / Отв. ред. Ю.В. Манько. -СПб., 1998; Мода и дизайн: Исторический опыт, новые технологии: Материалы международной научной конференции. СПб., 2005; и др.
Манжос Н.П. Саратовскому художественному училищу имени А.П. Боголюбова - 105 лет // Специалист. 2002. № 2. С. 13-14; Ярков С. Художественная школа Урала: 100 лет Екатеринбургскому художественному училищу имени И.Д. Шадра. Екатеринбург, 2002; Савин О. Пензенское художественное... Страницы истории старейшего учебного заведения России. Пенза, 2005; и др.
" История среднего профессионального образования в России / Анисимов П.Ф., Демин В.М., Зуев В.М., Г.В. Мухаметзянова и др.; Под рук. В.М. Жураковского. - 4.2. М., 2001.
Ким В.В. Чукотский многопрофильный колледж: история, состояние, перспективы. СПб., 2004; Лисицын С.А. Гатчинский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского: К 135-летию образования учебного заведения. Гатчина, 2006; и др.
Адаме Арвин В., Мидлтон Дж., Зайдерман А. Доклад Всемирного банка о политике в области профессионального образования // Перспективы. Вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. 1993. № 2. С.7-24; Quality Management in Vocational Education: Recommendation for Providers of Educational Services and for Educational Institutions. - Helsinki, Finland: National Board of Education, 2000;
Contemporary designers I Ed. Ann Loe Morgan. L., 1986; Anderson T. Real Lives: Art teachers and Culture of Schools. Portsmouth, 2004; и др.
24 См.: Сергеев Е.А. Генезис российской системы профессионального образования в сфере культуры и искусств. Смоленск, 1999; Федорович Е.Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX вв.): Учебное пособие для педагогических вузов. Екатеринбург, 2001; Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: Автореферат... доктора педагогических наук. М., 2003; Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 4-6 апреля 2007 г. Волгоград, 2007; и др.
Гохман В.И., Ильин СИ. Народные художественные промыслы в условиях перехода к рыночной экономике: Обзорная информация / Местная промышленность. Республиканский внедренческий центр по труду и информации. Серия «Народные художественные промыслы и производство сувениров». - М., 1991; Энциклопедия профессионального образования. М., 1998-1999. Т. 1-3; Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический справочник / Сост. В.М. Зуев. - М., 2000; Студенты высших и учащиеся средних специальных учебных заведений, молодые специалисты: права, гарантии, социальная защита: Справочно-библиографические материалы. М., 1992; и др.
26 Концепция среднего специального образования. М., 1991; Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2000; Федеральная программа развития образования. М., 2002; Среднее профессиональное образование: Сборник нормативных правовых документов / Под ред. П.Ф. Анисимова. - М., 2000; Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса / Сост. Г.А. Лукичев, Т.Ю. Тихомирова, В.А. Митрофанов и др. - М., 2004; Художественная жизнь современного общества. В 4-х томах. Т.4. Кн. 1-2. Государственная культурная политика в документах и материалах / Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. - СПб., 2001; Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. № 2; и ДР.
Российское образование: состояние, проблемы, перспективы: (Доклад министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на Всероссийском совещании работников образования) // Бюллетень МО РФ. 2001. № 2. С.3-28; Демин В.М. Среднее профессиональное образование России - состояние, проблемы, перспективы развития: Доклад на II съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России. Москва, 20 марта 2001 г. М., 2001; О Программе развития среднего профессионального образования России на 2000 - 2005 годы: Приказ Минобразования России от 01.02. 2000 № 305. С изменениями в соответствии с приказами Минобразования России от 10.05. 2001 № 2015 и от 09.09.2002 № 3242; Об итогах первого этапа модернизации российского образования и о приоритетах развития системы образования в 2004-2005 годах: Доклад министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на расширенном заседании коллегии 25 февраля 2004 года // Бюллетень МО РФ. 2004. № 4. С.4-14; Фурсенко А.А. Об основных направления молодежной политики в Российской Федерации и государственных мерах ее реализации // Народное образование. 2006. № 4(1357). С.9-13;идр.
28 Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования: Сборник документов и материалов. М., 1987; Региональная политика и национальная доктрина образования: (По материалам собрания Академии профессионального образования 19 января 999 г.): Сборник. М., 1999; Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге (XIX-XX вв.): Сборник документов. СПб., 2000; Непрерывное образование в университетском комплексе. Система среднего профессионального образования: [Сборник документов и материалов] / Сост. Гавриков А.П., Тимофеев В.В. - Великий Новгород, 2001; Тишина Т.П. Высшее художественное образование в Республике Саха. К 10-летию высшего художественного образования Якутии: Сборник материалов. М.Якутск, 2005; и др. " О переходе учебных заведений культуры и искусства РСФСР на новые условия хозяйствования: Приказ Министерства культуры РСФСР № 190 от 29.05. 1990 г. М., 1990; Состояние и проблемы развития образовательных комплексов СПО: Материалы Всероссийского совещания директоров ссузов 1-2 ноября 2005 года. Волгоград, 2005; и др.
Истоки: Сборник авторских публикаций из жизни народного художественного промысла «Гжель» / Логинов В.М., Андреева А.А. — м., 1996; Наш дом «Уральское подворье» / Сост. Ф.В. Валисевич, Г.П. Полунина. - Пермь, 2002; и т.п.
Зайцев В.М. Такая изменчивая мода /Лит. запись А. Васильева. — М., 1980; Соловьев Ю.Б. Моя жизнь в дизайне: дизайн — это элегантность, эффективность и комфорт. М., 2004.
Система среднего художественного образования в середине 1980-х гг.: организация, результаты и перспективы развития
Структура художественного образования в СССР начала формироваться уже в первые послереволюционные годы и окончательно сложилась в 1970-х гг. Среднее художественное и общее образование на базе общих 4-х классов давали средние художественные школы при 7 крупнейших художественных вузах1. Художников и скульпторов-исполнителей, мастеров по различным художественным специальностям, учителей рисования готовили художественные училища, основная масса которых находилась на территории РСФСР (Московское памяти 1905 г., Ленинградское им. В.А. Серова, Пензенское, Казанское, Ростовское, Якутское Ярославское, и др.), а также в столицах и крупных городах союзных республик - в Тбилиси, Ташкенте, Алма-Ате, Душанбе, Ашхабаде, Одессе и пр. Всего в СССР в 1977 г. действовало 51 среднее художественное училище.
В отдельную группу выделялись художественно-промышленные училища (техникумы) и училища декоративно-прикладного искусства (Московское им. М.И. Калинина, Абрамцевское и Загорское в Московской области, Красносельское в Костромской области и пр. Всего в СССР в 1977 г. в 66 учреждениях среднего художественного образования обучалось 15 тысяч человек по специальностям: скульптура, художественная роспись, театрально-декорационное искусство, преподавание черчения и рисования, художественное ткачество, художественное оформление, художественная обработка металла, дерева, кости, камня, стекла, художественная керамика, промышленная эстетика и др. Следует также упомянуть о профессионально-технических художественных школах с 2-4 летним сроком обучения, которые готовили мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства (Федоскинская. Мстерская и др.)"".
Среднее специальное образование художественного профиля в РСФСР давали учебные заведения различной ведомственной ( принадлежности: художественно-промышленные училища находились в подчинении Министерства местной промышленности, художественные школы и училища и культурно-просветительные училища относились к ведомству Министерства культуры, а также техникумы Министерства бытового обслуживания РСФСР, готовившие специалистов в области конструирования одежды, парикмахерского искусства и т.п. Художественно-графические отделения действовали в педагогических училищах Министерства просвещения РСФСР (в 1970 г. их насчитывалось 36 ). Аналогичные системы управления художественным образованием действовали в других союзных республиках. Несмотря на ведомственную разобщенность, средние специальные учебные заведения являлись частью общей системы художественного образования и воспитания, включающего все образовательные ступени, от художественной педагогики в дошкольных учреждениях и центрах детского творчества до художественных вузов. При этом престиж высшей советской художественной школы в мире был очень высоким, а изделия прикладного искусства, создававшиеся мастерами - выпускниками художественно-промышленных училищ имели спрос на внутреннем и международном рынке произведений искусства. Художественные училища в ряде областных центров СССР имели богатые педагогические традиции, которые оказывали воздействие на работу детских художественных школ, кружков, изостудий.
Образовательная политика правительства России в 1985-1991 гг. и эволюция среднего художественного образования
Художественные ссузы и педагогические училища, готовившие кадры по художественным специальностям, почти не были затронуты образовательными реформами конца 1980-х гг., которые были направлены, прежде всего, на оптимизацию организационной структуры и модернизацию содержания среднего технического образования"2. В то же время средняя художественная школа, по ряду направлений достаточно активно вошла в процесс создания системы непрерывного образования -стратегическую задачу, провозглашенную XXVII съездом и февральским пленумом ЦК КПСС 1988 гг.23
В 1988 г. Министерством культуры РСФСР была разработана Концепция перестройки подготовки кадров среднего звена для культурно-просветительных учреждений отрасли, предусматривавшая создание училищ культуры и искусств на базе культурно-просветительных училищ24, что расширяло образовательный профиль учебных заведений и способствовало развитию художественного образования на основе обновленных гуманитарных и эстетических подходов, формированию новой модели специалиста для социокультурной сферы.
В конце 1970-х - 1980-е гг. средние специальные учебные заведения СССР «получили свое окончательное, важное место в общей системе профессионального образования... При всех имеющихся недостатках они стали довольно четко организованными, полноценными учебными заведениями, выпускающими востребованных временем высококвалифицированных специалистов. В лучших училищах и техникумах уже тогда, в начале 1980-х гг., зарождались новации, получившие развитие в наши дни (например, многоуровневость и в какой-то мере непрерывность образования)»" . Инновационные процессы затронули и сферу художественного среднего образования. Так, 3-й московский индустриально-педагогический техникум (впоследствии -Московский художественно-педагогический колледж технологий и дизайна), выпускниками которого являются выдающийся модельер В. Юдашкин и известный стилист Д. Винокуров, уже в 1983 г. участвовал в эксперименте по подготовке специалистов по интегрированным планам совместно с педагогическими вузами26.
В эти годы одной из инновационных моделей развития профессионального образования были учебно-научно-производственные комплексы, первый опыт создания которых был предпринят в отраслевых системах подготовки кадров энергетической промышленности и машиностроения" . Поиск новых форм взаимодействия с производством затронул учебные заведения, готовившие специалистов среднего звена в области декоративно-прикладного искусства. В частности, одним из первопроходцев в данной области стало производственное объединение «Гжель» Раменского района Московской области, находившееся в ведении Минместпрома РСФСР.
Гжельский художественно-промышленный техникум (Московская область) стал одним из первых средних специальных учебных заведений, работавших по новой тогда методике интеграции обучения с производством, получившей название «предприятие-техникум». Еще в 1984 г. ПО «Гжель» были взяты на баланс котельная и другие материально-технические объекты техникума, что позволило руководству учебного заведения освободиться от части чисто хозяйственных проблем и уделять больше внимания образовательному процессу.
Развитие среднего художественного образования в период становления рыночной экономики: проблемы выживания учебных заведений и трудоустройства выпускников художественных школ и училищ
В 1991-1992 гг. в российском законодательстве были сформулированы базовые законодательные положения, определившие принципы образовательной политики страны в наступившем десятилетии, прежде всего, «Закон об образовании» 1992 г., которые сформировали новое правовое поле функционирования системы среднего художественного образования, определили развитие его структуры, содержания, появление новых и возрождение ряда традиционных образовательных направлений.
Следует отметить, что законодательная база российского художественного образования всех уровней в рассматриваемый период включала также законодательно-нормативные документы, регулировавшие сферу культуры, что определялась и социальными функциями художественной школы и системой ее административного подчинения. В частности, 9 октября 1992 г. правительством РФ был принят концептуальный документ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который провозгласил право каждого человека «на гуманитарное и художественное образование без ограничения возраста, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании» .
В декабре 1993 г. коллегией Госкомвуза были утверждены «Основные направления развития среднего профессионального образования», которые определили перспективы развития среднего специального образования в непростой для него период. Реалии повседневной жизни учреждений среднего художественного образования в начале 1990-х гг. определялись, прежде всего, трудностями вхождения в совершенно новую для них систему - рынок образовательных услуг.
С 1990 г. учебные заведения культуры и искусства были переведены на новые условия хозяйствования". Сфера культуры и искусства, в отличие от ссузов производственного профиля, которые хотя бы частично поддерживались промышленными министерствами, в период становления рыночной экономики должна была выживать самостоятельно при очень слабой финансовой поддержке государства. Материальные проблемы образовательных учреждений вели не только к сдаче в аренду учебных помещений и общежитий, но и к продаже ряда объектов, которая поощрялась местными властями .
Финансовое и материально-техническое положение художественных школ, лицеев и училищ в течение 1990-х гг. оставалось достаточно сложным. Программы их государственной поддержки не реализовывались на практике. Так, например, хотя для художественных лицеев PAX в 1992 г. было предусмотрено приоритетное финансирование как для объектов национального достояния, и в 2002 г. такое элитное учебное заведение как С.-Петербургский академический лицей им. Б.В. Иогансона «прилагает неимоверные усилия для выживания»4.
Некоторые художественные школы и училища, которые в советский период принимали учеников со всей страны, в 1990-е гг. фактически превратились в региональные или городские образовательные центры, т.к. отправка детей для обучения из других городов и областей для получения «неперспективного» художественного образования не привлекала родителей или была им не по средствам.