Введение к работе
Актуальность темы исследования Актуальность и теоретическая значимость проблемы видятся прежде всего в том, что с возрастанием роли религии в жизни российского общества увеличилось и значение религиозного фактора в разных сферах Хорошее знание конфессиональной ситуации и религиозной идентичности населения страны (особенно многонациональной) важно и для правильной оценки ее этнополитического развития Изучение религиозной составляющей в этнической идентичности и роли религии в социально-политической сфере может помочь предотвратить потенциальные конфликты в межконфессиональных и межэтнических отношениях Как отметил Президент России В В Путин, выступая на Всемирном саммите ретигиозных лидеров в Москве 3 июля 2006 г, «незнание элементарных основ религиозной культуры делает четовека, а в особенности молодого человека, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений»1 В современных условиях также небесполезно узнать, каким образом и в какой степени религия может способствовать формированию гражданского общества в России, и, хочется надеяться, что данное исследование способно помочь выяснению этого вопроса Актуальность изучения религиозной ситуации заключается и в том, что в настоящее время больше, чем прежде, религиозные лозунги используются для этнической и политической мобилизации, поэтому очень важно знать, какие религиозные представления распространены среди населения
Переосмысление религии и ее вовлечение в социальные процессы - не только российская черта, это происходит повсеместно в мире Поэтому изучение ретигиозных процессов и конфессиональной ситуации вызывает большой интерес как в России, так и в других странах Причем, к изучению религии обращаются не только представители академической сферы, но и активные политики Примечательно, например, что бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт издала в 2006 г книгу, посвященную именно религии и ее важности в мировой политике2 В этой книге она, в частности, утверждает, что XXI век, по ее мнению, будет веком религии3, и подчеркивает важность изучения религии, особенно ее культурного аспекта В современном мире, действительно, многое трудно постичь, не учитывая религиозный фактор
Осознание значимости религии в современном мире вообще и в конкретном обществе в частности означает понимание того, как религия влияет на данное общество и как данное общество воздействует на религиозную ситуацию Важно понять, как общество и государство формируют фон для переосмысления религии Переосмысление религии всегда связано с коллективной памятью и таким образом не может быть вырвано из исторического контекста С другой стороны, поскольку религия - комплексный феномен и имеет разные измерения, как историческое наследие, так и современное состояние общества влияют на то, какое именно измерение или какой аспект будут ключевыми при формировании новой религиозной ситуации
В России на рубеже 1980 - 1990-х годов религиозная ситуация коренным образом изменилась люди перестали бояться публично заявлять о позитивном отношении к религии, говорить о своей вере в Бога и религиозной принад тежности, посещать церковь, совершать религиозные обряды и тд Религия начала восстанавливать утраченные в советское время позиции в обществе Оказалось, что, несмотря на проводившуюся на
1 Выступление Президента России В В Путина на открытии Всемирного саммита
религиозных тидеров Москва 3 июля 2006 г -
http //www mospat ru/center php9page-32106&newwm~ 1 &prn=l
2 Albright M The Mighty and the Almighty Reflections on America, God, and World Affairs
New York Harper Collins, 2006
3 Ibid P 73
протяжении семидесяти лет политику атеизации, искоренить религию так и не удалось, о чем свидетельствовали и социологические опросы, и стремление подавляющего большинства россиян совершать важнейшие ретагиозные таинства и обряды
Для России традиционно была характерна тесная корреляция между этносом и религией Ее не удалось разрушить даже в советский период, а в постсоветское время, несмотря на появление новых деноминаций, связь религиозности и этничности постепенно еще более усилилась Кроме того, в иерархии коллективных идентичностей религиозная идентичность стала более значимой
Таким образом, изучение религиозной ситуации при проведении этнологического исследования важно не только потому, что религия - неотъемлемая часть культуры этноса, но и потому, что в России религиозная составляющая непосредственно вплетена в этническую идентичность населения
Объект исследования данного исследования - современная религиозная ситуация в России
Предмет исследования - те аспекты религиозной ситуации, где особенно явно проявляется связь религии и этноса
Цель данного исследования - изучить формирование новой религиозной ситуации в современной России и выявить позиции Русской Православной Церкви Сфокусировать внимание на РҐГЦ было решено потому, что это самая многочисленная и влиятельная деноминация России (кстати, и самая крупная православная поместная церковь) Во многом именно она определяет религиозную ситуацию в стране в целом Вместе с тем в работе широко используется сравнительный материал как для соотнесения позиций РПЦ с позициями других религиозных организаций, так и для сопоставления некоторых особенностей религиозной ситуации в России и других странах
Цеть исследования определила его основные задачи К ним можно отнести
анализ основных изменений, произошедших в религиозной ситуации с начала 1990-х годов,
выявление объективных и субъективных факторов, влиявших на динамику религиозной ситуации,
анализ положения Русской Православной Церкви в обществе,
определение особенностей религиозности населения России,
характеристика религиозной идентичности православных,
- выявление важности религиозной идентичности в современной России и ее
соотношения с другими типами идентичности, прежде всего с этнической,
исследование связи религиозной принадлежности с этническим самосознанием,
рассмотрение основных факторов, формирующих религиозную идентичность в современной России,
выяснение представлений государства о роли религиозной идентичности,
анализ влияния существующей корреляции между этносом и религией на частные аспекты конфессиональной ситуации (религиозное законодательство, прозелитизм и др ),
выявление связи проблемы прозелитизма с проблемой этнической идентичности,
- понимание прозелитизма Русской Православной Церковью и другими
деноминациями, ее оппонентами,
- рассмотрение условий, в которых происходило обсуждение и переосмысление
проблемы прозелитизма,
- анализ влияния изменений в религиозном законодательстве на динамику
религиозной ситуации
Хронологические рамки работы охватывают время с 1991 по 2007 год, то есть фактически весь постсоветский период Однако поскольку большинство проблем невозможно полноценно проанализировать и понять, обособив их от исторического контекста, перед рассмотрением современных проблем в работе дается краткий исторический обзор развития религиозной ситуации
В ходе исследования первостепенное внимание было уделено прежде всего тем сторонам религиозной ситуации, которые вышти за рамки только лишь религиозной сферы и которые непосредственно связаны с этническим развитием
Положения, выносимые на защиту
Важная особенность современной религиозной ситуации в России заключается в тесной, хотя и не абсотютной, связи между религиозной и этнической идентичностью Применительно к правое тавному сегменту религиозной сферы это, конечно, ассоциация «русский - православный», но не только, поскольку Русскую Православную Церковь нетьзя считать чисто этнической Церковью Яркий тому пример - татароязычные кряшены
Тесная связь религии и этичности порождает кажущийся парадокс ретигиозной ситуации, когда на протяжении многих лет, по результатам социологических опросов, православных оказывалось больше, чем верующих На мой взгляд, такая особенность отражает не иллюзорность религиозного роста, а свидетельствует о том, что из разных граней религии грань «идентичность» особенно важна в российском контексте Это связано не только с последствиями советской секуляризации, но и с исторически сложившейся тесной связью православия с национальной культурой Эта связь была очень характерна для дореволюционной России Она же помогла православию сохраниться в период атеистической пропаганды и упростила религиозное возрождение в 1990-е годы Таким образом, «кажущийся парадокс» показывает наличие резерва у Церкви Через грань «идентичность» люди приходят и к личной вере, то есть принимают ретигию и на мировоззренческом уровне
Без учета сопряженности религиозной и этнической идентичности невозможно понять другие аспекты религиозной ситуации (например, проблему прозелитизма, формирование ретигиозного законодательства) и адекватно их оценить
Проблема прозелитизма оказалась весьма острой из-за того, что конкурирующие с РПЦ деноминации не учли значимость этнокультурной составляющей православия и тесную связь этнической и религиозной идентичности, в то время как эта связь в самосознании населения усиливалась
При анализе религиозной ситуации в современной России и положения в ней Русской Православной Церкви выделяются два временных отрезка начало 1990-х годов - середина 1990-х годов и вторая половина 1990-х годов - настоящее время Отличительная особенность второго периода по сравнению с первым - это упрочение позиций РПЦ в российском обществе и межденоминационном диалоге и усиление сопряженности между религиозной и этнической идентичностью российского населения
Методологическая основа и методы исследования Теоретико-методологической основой исследования послужили труды крупных российских и зарубежных ученых, рассматривавших важные для нас вопросы в рамках этнологии и религиеведения Это работы С А Токарева, П И Пучкова, М П Мчедлова, В Л Тишкоча, Дж Витте, Дж Ганна, Р Хаккетт, И ван дер Вайвера, А Баркер и др
Исследование имеет междисциплинарный характер, поэтому важно было учитывать подходы, существующие в разных научных отраслях Весьма ценны были разработки отечественных специалистов в области соотношения религии и этноса (исследования П И Пучкова, М П Мчедлова, А Н Ипатова, С И Брука) Необходимо было также опираться на работы, посвященные культурной идентичности и роли разных факторов в ее формировании и развитии (труды В А Тишкова, Д Ареля, Д Кертцера и
ДР)
При работе над диссертацией использовались различные методы обобщение, типологизация, интерпретация, сравнительный и сравнительно-исторический анализ документов, каузальный анализ, контент-анализ, сравнение и критический анализ
статистических данных об этническом и религиозном составе населения, полевое этнологическое наблюдение, расширенное неформализованное интервью
Источники, использовавшиеся при написании работы, весьма разнообразны документы Русской Православной Церкви и некоторых других деноминаций, государственные законодательные акты, международные правовые документы, доклады и другие выступления религиозных деятелей, данные социологических опросов, касающиеся религиозной ситуации, материалы переписей населения и инструментарий к ним, а также данные, полученные в результате личных наблюдений, бесед с представителями культа, экспертами, неформализованных расширенных интервью с кряшенами во время этнологической экспедиции
Центральное место среди всех источников занимают документы, принятые Русской Православной Церковью в рассматриваемый хронологический период и так или иначе затрагивающие поднятые в работе проблемы Это, естественно, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»4, отражающие позицию Церкви по широкому спектру религиозных, общественных, межконфессиональных и прочих вопросов Это также целый ряд документов, касающихся межденоминационных отношений, выявляющих взгляды РПЦ на миссионерскую деятельность и прозелитизм и ее видение связи религии и этничности «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»5, «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»6 и др Официальные документы дополняются текстами выступлений религиозных деятелей, их интервью газетам и телеканалам, в которых, в частности, разъяснялись или обосновывались положения документов Важным источником послужили Рождественские послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II В отличие от собственно церковных документов они в большей степени отражают связь «Церковь - общество» в них дается оценка не только церковной, но и общественной жизни, из них видно, по каким вопросам и в каком «ключе» Церковь обращается к населению
Поскольку многие анализируемые в диссертации проблемы входят в область межденоминационных отношений, было важно привлечь официальные документы других конфессий, прежде всего Римско-Католической Церкви - одного из основных оппонентов Русской Православной Церкви по проблеме прозелитизма и сильно этнизированной в России конфессии Это такие документы как «Комиссия "Pro Russia" Общие принципы и практические нормы координации евангелизаторской деятельности и экуменические обязательства Католической Церкви в России и других странах СНГ»7, «Конгрегация вероучения Декларация "Dormnus Iesus" о единственности и спасительной вселенскости Иисуса Христа и Церкви»8 и др
4 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный
бюллетень Отдел внешних церковных связей Московского патриархата 2000, № 8 С 5-
105
5 Основные принципы отношения Русской православной Церкви к инославию
Юбилейный архиерейский Собор Русской Православной Церкви Москва 13-14 августа
2000 г -wwwwco ru/bibho/books/moslavl/Main htm9mes
6 Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви //
Православная миссия сегодня Сборник текстов по курсу «Миссиология» Составитель
прот Владимир Федоров С -Пб Апостольский город, 1999 С 11-16
7 Комиссия "Pro Russia" Общие принципы и практические нормы координации
евангелизаторской деятельности и экуменические обязательства Католической Церкви в
России и других странах СНГ // Православие и католичество от конфронтации к диалогу
Хрестоматия Сосг А Юдин М, 2005 С 501-510
8 Конгрегация вероучения Декларация "Dommus Iesus" о единственности и спасительной
вселенскости Иисуса Христа и Церкви // Там же С 557-560
Отдельный блок источников составили государственные и международные правовые акты, призванные обеспечивать свободу вероисповедания и регулировать государственно-конфессиональные отношения Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990 г)9, Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г)10, «Всеобщая декларация прав человека»", «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждении»12 и др Они, в частности, были важны при анализе правового поля религиозной ситуации и сопоставления светского и церковного взглядов на права человека
Для выяснения особенностей религиозности населения России, характера религиозной идентичности и ее связи с этнической идентичностью совершенно незаменимым источником были результаты многочисленных социологических опросов, проводимых разными институтами, исследовательскими центрами и коллективами ученых
Еще одной важной группой источников стали переписи населения, инструментарий к ним, материалы, отражавшие дискуссии о включении в переписи вопроса о религии Причем, нас интересовали не только переписи, в которые вопрос о религиозной принадлежности был включен, но и те, при подготовке к которым возникали дебаты о необходимости или, наоборот, ненадобности его включения Эта группа источников была необходима не только для реконструкции конфессионального состава населения страны в определенные годы, но и для выяснения, как трактовалась религиозная принадтежность организаторами переписи, а значит, и стоявшим за ними государством, и какое место отводилось государством религиозной идентичности в структуре прочих категоризации
Наконец, ценным источником информации, а также способом проверки отдельных предположений и заключений были личные наблюдения, беседы с иерархами РГЩ и других конфессий (в том числе на конференциях и «круглых столах», организованных религиозными организациями), российскими и зарубежными экспертами в области государственно-церковных отношений и изучения религии При анализе этнического и религиозного самосознания кряшен важным источником были полевые материалы Во время предпринятой в 2001 г экспедиции, а также отдельных кратковременных выездов в Татарстан, основным способом сбора информации были избраны тематические неформализованные интервью и их особая форма - биографические интервью Поскольку такие интервью не подвергаются статистическому анализу, нет необходимости предъявлять к ним требования однородности Это дает возможность получить дополнительную информацию, кроме того, при подобном подходе влияние интервьюера на рассказчика минимально
Историография. Для исследования поставленных в диссертации задач была привлечена обширная литература, как российская, так и зарубежная Всю использованную
9 Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О свободе
вероисповеданий» Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР, № 21, 25 октября 1990 г Ст 240
10 Российская Федерация Федеральный Закон о свободе совести и о религиозных
объединениях от 26 сентября 1997 г № 125-ФЗ Принят Государственной Думой 19
сентября 1997 года Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года Подписан
Президентом РФ 26 сентября 1997 г Вступил в силу 1 октября 1997 г
11 Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией 217 А (Ш)
Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
http //www un org/russian/documen/declarat/declhr htm
12 Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии
или убеждений Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН Тридцать шестая
сессия 1981 - http //www un org/russian/documen/declarat/relintol htm
литературу можно сгруппировать по разным основаниям по хронологии, по дисциплинарной принадлежности и принадлежности к светской или церковной области, по освещаемым проблемам, наконец, по странам происхождения
Что касается группировки по хронологии, то надо отметить, что, пожалуй, количественно выделяется группа работ, написанных в 1990 - 2000-е годы Главным образом, это объясняется временными рамками самого диссертационного исследования Но и при написании исторического раздела, особенно освещении советского периода, из отечественной литературы использовалась в основном относительно недавняя, поскольку в Советском Союзе религию было принято трактовать либо как враждебную идеологию, либо как отмирающий пережиток (в какой-то степени этот пробел восполняется работами зарубежных авторов, но они были весьма ограничены в источниках относительно советского периода) Многие темы в изучении религии в советский период были просто закрыты Все это, кстати, вытесняло действитетьно научное изучение религии либо в ранние исторические эпохи, либо в «пограничные» с собственно религиеведением области В этой связи неслучайно, что в данной диссертации из работ советского периода использовались труды этнологов - С А Токаревая ПИ Пучкова13
Многие публикации 1990-х годов были ситуативны и посвящались текущим событиям (действительно очень ярким в плане изменения положения религии в обществе), они оказались весьма полезными при написании главы II «Новые тенденции в формировании религиозной ситуации в постсоветский период»
Кроме собственно религиеведческих и этнологических работ необходимо было учитывать и исследования, относящиеся к социологии, политологии, юриспруденции и другим областям Понятно также, что данная тема исследования потребовала изучения как светских, так и богословских трудов
Остановимся теперь более подробно на работах, вышедших в последние двадцать лет и имеющих отношение к теме исследования
Работы, позитивно отзывающиеся о религии, перестали быть редкостью в конце 1980-х годов Однако в основном тогда это были труды общего плана В 1990 - 2000-е годы выходит много энциклопедий и энциклопедических словарей по религиозной тематике Отметим среди них энциклопедию «Народы и религии мира», в самом названии которой отражено признание важности связи между этносом и религией1 Фундаментальной в ряду энциклопедических работ можно назвать «Православную энциклопедию»15, в написании которой приняли участие как светские, так и церковные ученые Первый том этой энциклопедии вышел в 2000 г к двухтысячелетию христианства
Работы этой группы, наряду с опубликованными в 1990-е годы документами советской эпохи, были использованы при написании главы I «Исторический контекст» В 1990 - 2000-е годы, когда были открыты многие архивные материалы, появилось значительное число публикаций по церковной истории (например, труды церковного
Токарев С А О религии как о социальном явлении (мысли этнографа) // Советская этнография 1979, № 3 С 87-105, он же Еще раз о религии как о социальном явлении (ответ моим критикам) // Советская этнография 1981, № 1 С 51-65, Пучков ПИ О соотношении конфессиональной и этнической общностей // Советская этнография, 1973, №6 С 51-62
14 Народы и религии мира Энциклопедия Главный редактор В А Тишков М Большая
Российская Энциклопедия, 1999
15 Православная энциклопедия Под общей ред Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II М Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000-
историка В Цыпина ) и по истории церковно-государственных отношений в советский период (книги О Ю Васильевой, М И Одинцова, Т А Чумаченко, М В Шкаровского и ДР17)
При написании главы II для лучшего понимания тенденций формирующейся религиозной ситуации понадобилось обратиться к работам, посвященным секуляризации (труды А Баркер, Б Уилсона18) и правам человека в религиозной сфере (работы Дж Витте и др 19)
Использования разноплановой литературы потребовало написание главы III «Русская Православная Церковь и проблемы идентичности в современной России» Это, в частности, блок работ, посвященных переписям населения произведения В А Тишкова, С В Соколовского, Д Ареля, Д Кертцера о переписях как инструменте конструирования коллективных культурных идентичностей20 (эти работы, правда, посвящены этнической идентичности, и религиозная идентичность в них не рассматривается), статьи П И Пучкова о важности включения в переписи вопроса о религиозной принадлежности Это также работы П И Пучкова о соотношении этноса и конфессии2 и сочинения А Н
См, напр Цыпин, Владислав, протоиерей История Русской Православной Церкви 1917-1990 Учебник для православных духовных семинарий М Московская Патриархия, Издательский дом «Хроника», 1994
1 Васильева О Ю Русская Православная Церковь и II Ватиканский Собор Факты События Документы М Лепта-Пресс, 2004, Одинцов М И Русская православная церковь в XX веке история, взаимоотношения с государством и обществом М Центральный Дом духовного наследия, 2002, Чумаченко Т А Государство, православная церковь, верующие 1941-1961 М АИРО-ХХ, 1999 Шкаровский MB Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве М Крутицкое Патриаршее Подворье Общество любителей церковной истории, 2000
18 Barker Е 2000 The Opium Wars of the New Millennium Religion m Eastern Europe and the
Former Soviet Union II Religion on the International News Agenda Edited by M Silk Hartford
(Connecticut) Trinity College, 2000 P 39-59, Wilson В Religion in Secular Society London
Watts, 1966
19 См, напр Religious Human Rights m Global Perspective Religious Perspectives Ed by J
Witte, Jr and J D van der Vyver The Hague, Boston, London Martmus Nijhoff Publishers,
1996, Religious Human Rights in Global Perspective Legal Perspectives Edited by J D van der
Vyver and J Witte, Jr The Hague, Boston, London Martmus Nijhoff Publishers, 1996
20 Тишков В А Реквием по этносу Исследования по социально-культурной антропологии
М Наука, 2003, Сокотовский С В Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002
года М Институт этнологии и антропологии им Н Н Миклухо-Маклая РАН, 2004,
Kertzer D I, Arel D Censuses, Identity Formation and the Struggle for Political Power II
Census and Identity The Politics of Race, Ethnicity, and Language in National Censuses Edited
by D Kertzer and D Arel Cambridge Cambridge University Press, 2002
21 См , напр Пучков П И Нужен ли вопрос о религиозной принадлежности в переписи
населения России 2002 г9 // Исторический вестник Том 13-14 2001 № 2-3 С 44-46, он
же Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в этническом процессе // Расы и
народы Вып 21 М,1991 22-29, он же Соотношение этнического и конфессинального в
России // Религиозная ситуация В ЮФО Пути совершенствования законодательства в
области государственно-конфессиональных отношений (по материалам семинара 29
августа - 1 сентября 2006 г) Геленджик Аппарат полномочного представителя
Президента РФ в ЮФО Администрация Краснодарского края Управление по
взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и
мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края, 2006 С 29-
44
Ипатова о формировании этноконфессиональных общностей Особо следует отметить произведения, написанные М П Мчедловым или вышедшие под его редакцией, посвященные вопросам этнизации религии и специфике религиозности в современном обществе23 Большую методологическую ценность представила статья Дж Ганна «Комплексность религии и определение религии в международном праве»24 Она помогла при интерпретации данных социологических опросов на религиозные темы Большой социологический материал содержится в книге «Старые церкви, новые верующие Религия в массовом сознании постсоветской России» под редакцией К Каариайнена и Д Фурмана25, и особенно в статье в этой книге «Религиозность в России в 90-е годы», написанной К Каариайненом и Д Фурманом И хотя я не могу согласиться со всеми выводами, сделанными авторами, их материалы помогли понять некоторые особенности современной религиозной ситуации в России
Тема государственно-конфессиональных отношений и религиозного законодательства была предметом большого научного интереса на протяжении всего постсоветского периода Это и понятно такой интерес был вызван необходимостью создания новой модели отношений между государством и религиозными организациями, дебатами вокруг принятия нового законодательства, неоднозначным отношением к Закону «О свободе совести и о религиозных оЕіе^итнн»/^ уже после его принятия Из всего многообразия работ этой тематики при написании главы IV «Религиозное законодательство как фактор и результат формирования новой религиозной ситуации Место в ней РГЩ» особенно ценными были труды А Г Залужного В отличие от многих очень полемичных работ на эту тему, исследования А Г Залужного отличаются непредвзятостью, стремлением к тщательному объективному анализу документов и обстоятельств их возникновения Юридические проблемы в его исследованиях ставятся в широкий исторический и культурологический контекст К сожалению, этнический аспект в них не выделяется, но автор такой цели и не ставил
Очень полезными оказались статьи тома «Религиозные права человека в глобальной перспективе Юридическое измерение» под редакцией Й ван дер Вайвера и Дж Витте27, где анализируются различные модели государственно-конфессиональных отношений, сравниваются законодательные акты, регулирующие религиозную жизнь в разных странах, рассматривается роль культурной и исторической традиции при законотворчестве в религиозной сфере Сравнительный материал, почерпнутый из этой книги, помог лучше понять связь развития религиозного законодательства с другими аспектами религиозной ситуации
Ипатов А Н Меннониты (Вопросы формирования и эволюции ЭКО) М Наука, 1 978, on же Этноконфессиональная общность как социальное явление Автореф дис д-ра филос наук М, 1980
23 См, напр Национальное и религиозное Под ред М П Мчедлова М Российский
независимый институт социальных и национальных проблем Исследовательский центр
«Религия в современном обществе» Международный фонд духовного единства
российских народов, 1996, Вера Этнос Нация Религиозный компонент этнического
сознания Отв ред М П Мчедлов М Культурная революция, 2007
24 Gunn Т J The Complexity of Religion and the Definition of "Religion" in International Law II
Harvard Human Rights Journal 2003, spring, vol 16 P 189-215
25 Старые церкви, новые верующие Религия в массовом сознании постсоветской России
Под ред К Каариайнена и Д Фурмана С -Пб , М Летний сад, 2000
26 См, напр Залужный А Г Правовые проблемы государственно-конфессиональных
отношений в современной России М Институт комплексных социальных исследований
РАН Исследовательский центр «Религия в современном обществе» Фонд поддержки
ученых «Научная инициатива», 2004
Religious Human Rights in Global Perspective Legal Perspectives
При написании главы V «РПЦ и дискурс о прозетитизме и миссионерской деятельности в современной России» пришлось столкнуться с тем фактом, что в отечественной светской литературе почти нет работ, исследующих миссионерскую деятельность и прозелитизм на современном этапе О прозелитизме много говорилось в прессе, но в основном на эмоциональном уровне и без глубокого анализа В этой главе ботыне, чем в других, пришлось использовать теологическую литературу, понимая при этом, что религиозная принадтежность авторов ситьно влияет на оценки деятельности, которую можно трактовать как миссионерство или прозелитизм Из свегских работ, непосредственно относящихся к теме, следует выделить книгу «Прозелитизм и православие в России Новая война за души» под редакцией Дж Витте и М Бурдо28, однако в ней рассматривается прежде всего юридический аспект проблемы Кроме того, работа вышла в 1999 г , и с тех пор многое изменилось Вообще при написании главы V нужно было анализировать очень разноплановую литературу, выуживая из нее нужные сведения Так, весьма полезной оказалась литература по истории разных конфессий в России и складыванию их отношений с Русской Православной Церковью Много ценного материала о существующих подходах к оценке миссионерской деятельности было почерпнуто из книги О Л Церпицкой «Взаимодействие Русской Православной Церкви и Российского государства в мировом сообществе»29, что помогло при анализе фактического материала и документов РПЦ и других конфессий
При написании диссертации быта привлечены исследования, в которых представлен православный взгляд и взпяды других конфессий на затрагиваемые проблемы, труды, претендующие на нейтральное объективное изложение, рассматриватись и работы антирелигиозной направленности
При исследовании проблем, поставленных в диссертации, активно привтекались материалы периодических изданий и прессы Чтобы избежать односторонности или предвзятости использовались и светские, и церковные (или близкие к Церкви) журналы Из церковных журналов главное внимание было уделено Журналу Московской Патриархии Кроме того, что это издание зачастую выступало в роли источника, поскольку в нем публикуются документы РПЦ, весьма полезными были и статьи, анализирующие эти документы сообщающие о разных событиях церковной жизни и взаимоотношениях Церкви с государством и обществом Особенно востребованными материалы церковных журналов оказались при написании главы о прозелитизме и миссионерской деятельности Журнал Московской Патриархии стал важным источником информации и при выявлении тенденций формирования новой религиозной ситуации, поскольку журнал сознательно не ограничивается освещением лишь сугубо церковных проблем Как было заявлено в первом номере за 1993 г, когда отмечалось пятидесятилетие беспрерывного выхода в свет, Журнал Московской Патриархии намерен «обсуждать с православных позиций проблемы современности, исторического прошлого нашей Церкви, пути возрождения Православного Отечества»
При написании гчавы о религиозной идентичности и ее связи с этничностью, естественно, важно было обратиться к журналу «Этнографическое обозрение» и его предшественнику - журналу «Советская этнография», и познакомиться с дискуссиями, которые велись по вопросам, близким к поднимаемым в данной работе
При изучении религиозного законодательства весьма ценным оказался журнал «Религия и право» Приходилось правда учитывать, что для этого журнала характерна
28 Proselytism and Orthodoxy in Russia The New War for Souls Edited by J Witte, Jr and
ME Bourdeaux Maryknol (NY) Orbis Books, 1999
29 Церпицкая О Л Взаимодействие Русской Православной Церкви и Российского
государства в мировом сообществе Отв редактор В С Ягья С -Пб Изд-во С -Петерб ун
та, 2006
30 Журнал Московской Патриархии 1993 № 1 С 4
прежде всего защита религиозных меньшинств и весьма критическое отношение к РПЦ Впрочем, иметь в распоряжении журналы, придерживающиеся сильно разнящихся точек зрения, было полезно для комплексного анализа поднимаемых проблем В этом отношении было важно привлечь и зарубежные журналы, особенно обращавшиеся к проблемам, вызвавшим большую полемику (например, журнал «Эмори Ло Ревью», анализировавший перипетии вокруг нашего религиозного законодательства)
Что же касается газет, то прежде всего использовались материалы специализированного приложения к «Независимой газете» - «НГ-религии» Фактически это единственное регулярно выходящее светское газетное издание, полностью посвященное религиозным вопросам В нем публикуются краткие новостные сводки, экспертные аналитические материалы, статистические оценки Ценно, что эта газета стремится представить разные точки зрения и показать спектр мнений по затрагиваемым проблемам Отчасти привлекались и массовые издания общего плана (газета «Известия») При использовании газет, а также некоторых журналов приходилось иметь в виду, что интерес к той или иной теме, относящейся к религиозной ситуации, зачастую обусловливался внешним информационным поводом
Привлекались также тематические Интернет-сайты, что позволило ускорить поиск и получить наибольший охват материалов
Научная новизна. Исходной посылкой исследования была убежденность в том, что современная религиозная ситуация в России изучена недостаточно, и необходим ее дальнейший систематический и глубокий анализ Хотя в последние годы вышло немало работ на религиозную тематику, труда, детально исследующего проблемы, поставленные в данной диссертации, пока нет Кроме того, такие вопросы как прозелитизм и современная миссионерская деятельность, хотя несомненно вышли за рамки теологического дискурса, очень мало исследованы в российской светской научной литературе Представляется, что в достаточно целостном и комплексном виде они в светском исследовании проанализированы впервые В диссертации дальнейшее развитие получила и разработка проблемы корреляции между религиозной и этнической принадлежностью Научная новизна исследования заключается и в том, что частные аспекты религиозной ситуации изучаются сквозь призму религиозной идентичности и ее связи с этничностью
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут найти практическое применение при использовании их государственными органами России для разработки политики по этноконфессиональньш вопросам Работа может внести определенный вклад в развитие религиозной культуры населения Также представляется, что это исследование может стать полезным при подготовке университетских курсов, посвященных религиозной ситуации в России Кстати, некоторые разделы диссертации уже включены в читаемые автором курсы «Религия в истории народов мира» и «Религия, общество, идентичность в современной России»
Апробация исследования Работа прошла определенную апробацию и в академическом сообществе Работа была обсуждена на заседании кафедры этнологии исторического факультета Московского государственного университета имени MB Ломоносова Отдельные положения исследования вынесены на суд читателя в статьях в научных журналах, главах книг, энциклопедических очерках По различным сюжетам этого исстедования делались доклады на всероссийских и международных конференциях Одна из глав была представлена на Ломоносовских чтениях на историческом факультете МГУ По материалам исследования читались публичные лекции в американских университетах - Джорджтаунском, Стзнфордском, Эмори - и институте перспективных российских исследований имени Дж Кеннана Проблемы, поднимаемые в диссертации, обсуждались в частных беседах с коллегами по кафедре, а также с российскими и зарубежными специалистами в области изучения религии
Структура диссертации Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений