Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные магико-медицинские практики, традиция и современность : Опыт комплексного системно-феноменологического исследования Харитонова Валентина Ивановна

Народные магико-медицинские практики, традиция и современность : Опыт комплексного системно-феноменологического исследования
<
Народные магико-медицинские практики, традиция и современность : Опыт комплексного системно-феноменологического исследования Народные магико-медицинские практики, традиция и современность : Опыт комплексного системно-феноменологического исследования Народные магико-медицинские практики, традиция и современность : Опыт комплексного системно-феноменологического исследования Народные магико-медицинские практики, традиция и современность : Опыт комплексного системно-феноменологического исследования Народные магико-медицинские практики, традиция и современность : Опыт комплексного системно-феноменологического исследования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Харитонова Валентина Ивановна. Народные магико-медицинские практики, традиция и современность : Опыт комплексного системно-феноменологического исследования : диссертация ... доктора исторических наук в форме науч. докл. : 07.00.07.- Москва, 2000.- 84 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-7/51-7

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I Магико-медицинские практики и магико-мистические знания в традиционных обществах 22

Раздел II Проблемы эволюции магико-медицинских практик и магико-мистических знаний на рубеже XX-XXI столетий 51

Заключение 69

Список публикаций автора по теме диссертации 77

Магико-медицинские практики и магико-мистические знания в традиционных обществах

Понятия «магия» и «мистика» в научной практике

При изучении культуры традиционных обществ принято говорить об использовании магии в практике колдунов, знахарей, шаманов и иных приверженцев «иррациональных» методов воздействия на окружающее. Известны различные классификации магии, что стало особым вопросом в антропологической науке (см.: Дж.Фрэзер, А.Фиркандт, А.ван Геннеп, Е.Г.Кагаров, К.Мошиньский и т.д.). Не менее серьезными оказались проблемы разграничения магии и религии, магии и науки (А.Леманн, М.А.Кастрен, Э.Дюркгейм, Дж.Фрэзер, Л.Г.Штернберг, Бр. Малиновский, К.Леви-Стросс и др.). Эти важнейшие аспекты теории магии детально проанализировал с интерпретацией известных концепций в своих работах С.А.Токарев. Вопрос классификации и оценки магии не входил в задачи авторского исследования, он затрагивался только в историографических разделах (3). Мое изучение традиционной культуры было сконцентрировано на понимании и реалистическом толковании (в том числе с позиции современных естественных наук) «иррациональной» стороны народной жизни, в связи с чем мне необходимо было осознать, что именно скрывается за понятиями «магия» и «мистика» для представителей традиционной культуры и ученых. Такой подход соприкасается с исследованием непознанного в естественнонаучной мировой практике (напомню. что с 60-х годов XX столетия активно развивается психотроника. которую в нашей стране именуют сейчас все чаще лшологней или Спю-энергоинфор.штшой, а ранее называли парапсихологией) и в современных направлениях психологии (в первую очередь трансперсональной, начавшей свою историю в середине 50-х годов XX века).

Специалисты по изучению эзотерического знания и оккультных наук достаточно четко разграничивают магию и мистику (напр.: Боне-витс Ф. Реальная магия. М.. 1998), что фактически не противоречит общепринятой практике. Магия воспринимается как обрядовые действа. связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и окружающую среду. Обычно речь идет о сумме практических приемов, используемых магами, колдунами, знахарями для достижения конкретной цели (напр.: Малиновский Бр. «Магия, наука и религия»; в работе «Миф в примитивной психологии» этот автор дополнительно указывает на обязательность трех составляющих магию - формулу, обряд и исполнителя).

Я сознательно выбрала одну из наиболее критикуемых точек зрения на определение магии в этнологической науке, поскольку абсолютное большинство других также имеют свои недостатки. И вызвано это, очевидно, тем, что этнографами, этнологами, антропологами, религиоведами анализируется внешняя сторона магических практик разного рода часто даже без учета того, что именно рассматривается: деятельность профессионалов, «посвященных» обладателей некого специфического знания или простых хранителей традиции.

Специалистами, рассматривающими эзотерические представления, при определении магии учитывается стремление адептов ее к осуществлению неких изменений на уровне сознания посредством воли в процессе магического решения проблем. Данный аспект представляется очень важным в реальном исследовании магии. Мистика обычно связывается с теургической практикой, имеющей целью переживания в экстатических состояниях ощущений непосредственного единения с божественным планом, а сам термин, как известно, возводится к древнегреческим мистериям. Он употребляется при характеристике религиозных сект, использующих экстатические техники. Но не только. Известный русский философ и богослов С.Н.Булгаков акцентирует в мистическом опыте православия возможность соприкосновения «с дх ховньш, Божественным лицом, а также и внутреннее (а не внешнее только) постижение нашего природного мира» (Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991, с. 308). Автор утверждает: «Возможность мистики предполагает для себя наличие у человека особой способности непосредственного, сверхразумного и сверхчувственного, интуитивного постижения, которое мы и называем мистическим, причем его надо отличать просто от настроения, которое ограничивается заведомо субъективной областью, психологизмом. Напротив, мистический опыт имеет объективный характер, он предполагает выхождение из себя, духовное касание или встречу» (С.308). И это естественно, поскольку рассматриваемый термин определяет в одном из своих значений те самые «.мистические» состояния, которые как вполне реалистические исследуются психологами и психиатрами - ИСС (измененные состояния сознания). Аналогичные состояния характерны для отправителей любых экстатических ритуалов, в том числе шаманских камланий.

Разграничение понятий магия и мистика в отношении традиционной культуры необходимо. Однако неслучайно то и друтое воспринимается как многими исследователями, так и знатоками эзотерических практик как близкородственные или даже идентичные понятия. Очевидно, что магические действа связаны с мистическим мировосприятием, а обретение мистического видения часто приходит в результате предварительных магических действ. В поздней традиции это хорошо прослеживается в обрядовой практике, в первую очередь ритуалах перехода, rites de passage, с естественным выходом в ИСС (погребальных и родинных), в работе колдунов, шаманов.

Таким образом, в реальной практике магия и мистика смыкаются и могут считаться терминами одного семантического поля при понимании того, что магический и мистический контакты направлены на одно и то же: достижение ИСС и получение каких-либо результатов за счет работы в таких состояниях. Очевидно, в мистике это выражено непосредственно, в то время как в магии такой вариант контакта либо максимально завуалирован, либо его просто нет, а есть случайно узнанная хранителем традиции система приемов и сведений об их использовании без «мистического» результата (выхода в ИСС). Маги ческая практика реально решает свои задачи, благодаря «мистической работе» (работе в ИСТ): достижение же мистических состояний гребу -ет определенных действ магического ряда.

Изучение техник погружения в ИСС. используемых приверженцами различных магико-медицинских практик с мистической компонентой. показали, что исходное разделение магических и мистических проявлений базируется на принципиальных различиях основных типов погружения в ИСС (1.2,6.10.214): медитативного (магия) и аффективного (мистика): неслучайно в отношении магии исследователи эзотерического знания подчеркивают использование трансформаций сознания путем волевых усилий Оба пути дают возможность достигать различных стадий ИСС. позволяющих обрести «мистическое» видение, а вместе с тем. при хорошем развитии суперсенситивно-экстрасенсорных способностей осуществить «магические» задачи, т.е. выполнить определенную психическую работу (1. ]7,18,21).

Из этого следуют два вывода. Во-первых, в сложившемся употреблении терминов - особенно, когда речь идет об изучении традиционной культуры в целом, а не практики специалистов-эзотериков - есть рациональное зерно: разумно разграничить магию как внешнее проявление попыток контакта с «ирреальностью», набор приемов и средств. довольно широко известных в традиции (условно - физический. материальный уровень), и мистику как попытки работы с внутренним состоянием, как реальное достижение ИСС, «нахождения в ирреальности». к чему прибегают приверженцы экстатических техник (психический, который в современной естественной науке иногда определяют через понятие «тонкоматериальный»). Разумеется, границы здесь достаточно зыбки. Очевидно, что при изучении традиции есть смысл введения термина магико-лтетическое знание подчеркивающий «взаимопроницаемость» магии и мистики.

Во-вторых, (и это непосредственно связано с первым) разграничение терминов и употребление «удвоенного» дает возможность более четко характеризовать ситуацию с мистической, магико-мистической и собственно магической практикой при понимании важности и специфики ИСС в ней. позволяя выделить деятельность «посвященных» (см. ниже) из обрядово-ритуальных действ простых хранителей традиционной культуры. Последнее дает возможность анализировать магико-мнетиче-ские практики значительно более четко, чем, например, это мог делать уже упоминавшийся Бр.Малиновский (ученый, рассматривая традиционное знание и используемый в традиции набор магических действ, включил туда ке практику «посвященных», что заставило его говорить о наличии «гения», который мог постичь, сформулировать и передать соплеменникам «ядро нового магического действа» - «Магия, наука, религия»). Современные достижения психологии и нейрофизиологии позволяют связывать это не с «гениальностью», а с возможностями ИСС. к которым прибегают «посвященные» члены коллектива. «Посвященные» обладатели эзотерического знания и «непосвященные» хранители традиционной культуры Разделение людей, являющихся обладателями эзотерического знания и хранителями знания традиционного (опосредованно получающих сведения эзотерического характера), с неизбежностью следует из изучения того, что принято относить к сфере магико-мистического (1,3,12, 14,16,18,20,23). Неслччайно на это обращали внимание те, кто изучал в традиционных обществах магико-мистическую практику, особенно шаманскую (М.Элиаде, Ю.Б.Симченко и др.). Принципиальная разница между обладателями знания и хранителями традиционной культуры в том, что одни практикуют различные техники вхождения в ИСС и работу в них, другим известно о результатах такой работы понаслышке, они довольствуются внешней ритуальной стороной практики, если обращаются к ней. Освоение ИСС-техник связано со значительной психической перестройкой (наиболее ярко выражено в «шаманской болезни»), что в культурной традиции осмыслено как «посвящение духами» (17,18,19,20,21,54,67) - отсюда наименование этих людей «посвященными». (Уточню, что обретение знания, как показывают современные исследования обладателей суперсенситивно-экстрасенсорных способностей и подтверждают сведения из области традиционной культуры, вызывается не только ярко выраженной психической перестройкой - 2). Рядом с «посвященными» часто находятся те, кто сам не прошел такую психическую ломку, но наблюдает и близко знает подобные состояния, помогает «посвященному», приобщаясь к его практике; не исключено, что в дальнейшем своем развитии такой человек освоит соответствующую психическую работу и из категории «приобщенных», значительно отличающихся от «непосвященных» хранителей традиции, перейдет в категорию «посвященных». Глубина различия между этими группами явственно прослеживается не только при работе со знатоками традиционной культуры (наиболее ярко -шаманской, менее выражено заговорно-заклинательной), но и в экспериментах с представителями современного индустриального общества, практикующими экстрасенсорику, неоведовство, неошаманство, Рейки и иные техники духовного совершенствования (2,4.15,50.55).

Проблемы эволюции магико-медицинских практик и магико-мистических знаний на рубеже XX-XXI столетий

Разграничение названных выше понятий и их терминологическое выделение необходимо для исследования процессов эволюции традиционной культуры. Особенно актуально это в ситуации. сложившейся на рубеже XX - XXI вв. При снятии в середине 80-х годов закончившегося столетия многочисленных запретов и цензуры был отмечен резкий всплеск интереса ко всему ранее доступном} только избранным, в том числе к необычным знаниям, магии, мистике, философско-религиозным учениям. За прошедшие 15 лет это вылилось в издание и распространение литературы на названные темы, появление различных магических салонов, целой команды «епископов черной и белой магии», «лучших шаманов Чукотки», «настоящих ведьм», «членов ордена колдунов России», «белых лам» и др., формирование религиозно-мистических движений во главе с харизматическими лидерами, вроде Виссариона, распространение восточных и западных философско-религиозных учений, духовных практик. Стали популярны многочисленные объединения, где пропагандируются современные техники погружения в ИСС при различной интерпретации их сути (от «учения Тантры» до Грофовского холотропного дыхания). Активно развиваются научные исследования необычных явлений, обретшие свой официальный статус в США и Европе с середины 60-х годов XX столетия и существовавшие у нас в это время в основном в «закрытых» учреждениях или подпольно (первая официальная лаборатория парапсихологии была открыта в 1955 г. С.Я.Турлыгиным, в 1958 г. ее возглавил врач-психиатр Д.Г.Мирза; разумеется эти пробле мы исследовались и ранее). Естественно, стала более открытой и традиционная магико-медиаинская и магико-мистическая практика (8,26,28).

Эта пестрота проявлений магико-мистического заставляет быть более внимательным к бытованию традиции и развитию знания «посвященных» в народной среде, к трансформациям того и другого в различные варианты псевдопрактики, к использованию техник, бывших ранее эзотерическими, уже без традиционных элементов в современной городской среде.

Закономерности существования магико-мистического тания: обретение, развитие, сохранение

В создавшейся ситуации возникает естественный вопрос о том, что являет собой всплеск интереса к магико-мистическому знанию и магико-медицинской практике. Уже высказаны мнения не только о ренессансе шаманизма (С.И.Вайнштейн), его модернизации (М.Хоп-паї). но и о закономерной эволюции (Н.Л.Жуковская). В каждом утверждении есть доля истины. Аналогичное обнаруживается в отношении восточнославянской традиции колдовства/знахарства, магико-медицинской практики.

Мои наблюдения позволяют оценить происходящее в настоящее время как эволюционный процесс развития не только магико-мистического знания, но и магико-медицинской практики. Он сопровождается некой искусственной активизацией, «ренессансом» в силу известных политических обстоятельств и элементами модернизации традиции; это вполне естественно в условиях научного открытия сути эзотерического знания. Естественность, эволюционность процесса подтверждается тем, что магико-мистическое знание имеет совершенно особые механизмы своего обретения, передачи, развития и сохранения (см., напр.: материалы, опубликованные в 1,2). Данный вывод был сделан в результате многолетних наблюдений за трансформациями традиций и распространением современных вариантов постижения «магико-мистического», а также на базе лабораторных исследований.

Помимо широко известного предположения о генетическом наследовании шаманских, равно как знахарско-колдовских способностей - а этот тезис шамановедов требует очень серьезной проверки со стороны специалистов по психо-генетическим проблемам; кстати, с ним согласны далеко не все специалисты (напр., К.Ф.Карьялайнен) -есть и иные аргументы. Поскольку практическая суть шаманизма и колдовства (магии) сводится в конечном итоге к эзотерическим тайнам погружения в ИСС и выполнения в различных фазах такого состояния определенной работы, то естественно ожидать, что в ситуациях, способствующих психическим трансформациям, человек будет идти по пути шамана или колдуна, знахаря, если тому благоприятствуют обстоятельства - существует востребованность представителей такой сферы деятельности при отсутствии запретов на нее, а также будет сохранено в какой-то степени (пусть даже опосредованно в среде хранителей традиции) познание о внешнем проявлении и оформлении практики такого рода. Последнее, как ни странно, даже необязательно. Во-первых, человек, получающий знание, может при желании обрести необходимые сведения «ирреальным» путем (увидеть во сне или в медитации); во-вторых, «избранник духов» может исходно получить необходимое для конкретной практики при первом приобщении к ней (например, при первом «появлении» духов или ирреальных персонажей).

Таким образом, магико-мистическое знание оказывается неистребимым, поскольку его поставляет нам наша психика - сфера бессознательного и Сверхсознания (1,2,20). Не будем забывать о существовании возможностей более реалистичной передачи «силы», что популярно в колдовской практике - мгновенное открытие «энергетических каналов», т.е. такая психическая трансформация человека, осуществляемая «посвященным» с сильно развитыми экстрасенсорными качествами, при которой происходит мгновенное переключение функционирования полушарий мозга. И, разумеется, даже в ситуации самого сильного преследования, запретов подпольно сохраняется передача практических навыков вместе со знанием из поколения в поколение - прямое обучение.

Иное дело, что состояние практики «посвященных» (но не фоль-клорно-этнографической традиции!) демонстрирует на данном этапе революционный скачок, поскольку современная наука и западные психологические методики столь значительно изменили наше представление о том, что раньше безоговорочно относилось к эзотерике, и так сильно повлияли на многих представителей круга «посвященных». что в их практике и мировоззрении наметились некоторые изменения. Один из показателей таких трансформаций - утрата строгой сакрализации действ: шаманы выступают на сцене, позволяют снимать себя с помощью видеокамеры во время камланий, соглашаются на психофизиологические эксперименты. Другой показатель - явная глобализация знания, чему, впрочем, более подвержены неошаманы, многие из которых получали специальное образование на различных курсах биоэнерготерапии и эниосуггестологии.

Эволюционные возможности магико-медицинской практики

Очевидно, что в такой ситуации должна значительно меняться маги-ко-медицинская практика. И это происходит в последние годы. Наблюдения в Московском регионе и выборочный контроль по нескольким городским и сельским точкам показал, что в отдаленных районах идет закономерная эволюция магико-медицинской практики при ее своеобразном «выходе из подполья». Отмечается контакт традиционных лекарей с медицинскими работниками: последние часто обращаются сами за помощью к «бабкам» и шаманам, если знают о беспомощности медицинских методов, и посылают к ним пациентов; сами же лекари в случаях заболеваний «медицинского профиля» также отправляют страждущих к врачам, а порой даже работают параллельно с ними Разумеется, это распространяется на круг «посвященных» или «приобщенных». Среди «непосвященных» «магико-мистический взрыв» привел к увлечениям сеансами А.МКашпировского, Алана Чумака. чтению литературы самого разного уровня, активизации суеверий, а также желанию овладеть тайнами магии и мистики, что позволяет существовать многочисленным низкопробным «школам гипноза», «академиям магии» и т.д. (8).

Мои наблюдения за развитием процессов, связанных с актуализацией народной медицины (во Всероссийском научно-исследовательском центре традиционной народной медицины, Ассоциации народных целителей России, на Высших курсах по подготовке и переподготовке народных целителей и др.), привели к заключению, что важнейший эффект в развитии магико-медицинской практики в настоящее время - это формирование во многом на ее основе неоведовства, народного целительства и неошаманизма, не говоря уже об укоренении в России интегральной (комплементарной) медицины (24.25,27,29,30.50,58,59,60,63,65).

Похожие диссертации на Народные магико-медицинские практики, традиция и современность : Опыт комплексного системно-феноменологического исследования