Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Дореволюционная семья и ее быт. 24
1. Тип и структура семьи 24
2. Брак и свадьба 53
3. Рождение и воспитание детей 83
4. Похороны и поминки. 106
5. Семья и ее ближайшее окружение 114
6. Семья и этнокультурные процессы 131
Глава вторая. Семья и семейный быт в первые десятилетия Советской власти 160
1. Начало переустройства семьи и семейного быта. 160
2. Переустройство семьи и семейного быта на путях социалистического строительства 196
Глава третья. Семья и семейный быт в современную эпоху. 235
1. Общие факторы развития современной семьи и ее быта 235
2. Тип и структура семьи 244
3. Брак и свадьба 261
4. Рождение и воспитание детей 286
5. Похороны и поминки 302
6. Семья и ее ближайшее окружение 310
7. Семья и этнокультурные процессы 31?
Заключение 337
Приложения 348
1. Статистические таблицы. , 349
2. цитируемая литература 374
3. Литературные и архивные сокращения 393
- Тип и структура семьи
- Начало переустройства семьи и семейного быта.
- Общие факторы развития современной семьи и ее быта
Тип и структура семьи
Под типом семьи мы понимаем степень ее сложности в зависимости от наличия в ней одной или более брачных ячеек. В первом случае перед нами, по традиционной терминологии русской этнографии, малая семья, во втором - большая с ее отцовским (вертикальным) или братским (горизонтальным) подтипами. Ю.В.Еромлей и М.С. Кашуба предложили обозначить малую семью как простую, большую -как сложную, вертикальный и горизонтальный подтипы - как однолинейный и многолинейный . В малой семье мы также выделяем подтипы: просто брачную ячейку и такую ячейку с добавлением кого-нибудь из родственников - одного из родителей,дяди и т.п. Эти подтипы мы называем в соответствии с традицией русской довоенной литературы несложной и сложной малой семьей; как известно, первый из этих подтипов именуется также нуклеарной, или элементарной семьей. Наконец, поскольку в нашем регионе существовала (хотя и редко) полигиния, мы различаем моногиническую и полигиническую формы больших и малых семей. Структурой семьи Св литературе это понятие неоднозначно) мы называем ее состав и внутрисемейные отношения.
В Х1Х-начале XX в. у всех народов края были известны и большая, и малая семья, но данные о их соотношении противоречивы.
Возьмем,например,адыгов. Как сообщает Т.Лапинский, в середине XIX в. он постоянно встречал у них семьи больше,чем в 20 человек . Сходны оценки позднейших этнографов.По Е.Н.Студенецкой у кабардинцев во второй половине века "большинство семей жило Heft раздельно ,по Т.Т.Шиковой.у них же,как правило,делились только "после смерти щави семьи! . Но этому противоречат проанализированные В.К.Гардаювым данные статистики, по которым уже в первой половине XIX в. зредняя численность обитателей адыгского двора составляла от 5 до 8 человек и лишь как исключение встречались дворы, насчитываюсь цие более 8 человек . Так же обстояло дело в 1886 г., корда семей численностью до 8 человек насчитывалось 82,5%, от 8 до 10 человек - % и свыше 10 человек - только, 8,5$г.
Начало переустройства семьи и семейного быта
На Северном Кавказе, как и во многих других историко-эт-нографических регионах Советского Востока, перестройка семьи и семейного быта началась в условиях сильнейшей отсталости значительной части крестьянства, засилья патриархально-шариатских традиций, сильного влияния реакционных слоев духовенства и других ревнителей старины. Достаточно сказать, что, хотя Советская власть уже в 1918 г. провозгласила отделение церкви от государства и школы от церкви, у мусульманских народов края в первой половине 1920-х годов, а местами и позже, официально сохранялись и школы при мечетях, и шариатские суды. Сохранялись также так называемые медиаторские суды,- решавшие дела по адатаьг. Так, на территории Кабардино-Балкарии в начале 1920-х годов медиаторские суды еще занимались делами о кровоміцении, а шариатские суды продолжали разбирать тяжбы, связанные с умыканием, уплатой калыма, разводом, наследованием и т.п. Это был продиктованный местными условиями гибкий подход к делу, имевший целью нейтрализовать агитацию контрреволюционных элементов, которые пытались восстановить отсталую часть населения против Советской власти утверждениями, что отмена шариата и адатов означает политику русификации. Правда, уже в 1922 г. ЦИК Горской АССР поставил вопрос о несоответствии та-ких судов интересам народных масс , а в 1924 г. Президиум ВВДК постановил, что местные бытовые учреждения, имеющие юридический характер, не должны содержаться за счет государства, могут рассматривать дела лишь с согласия всех заинтересованных сторон и их решения не обязательны для исполнения органами Советской власти . Таким образом, традиционное правовое регулирование вытеснялось, но пока еще вытеснено не было. Медиаторские суды были ликвидированы только в 1928 г., на год пережив шариатские. Подобная обстановка создавала большие трудности и в особенности осложняла обновление семейного быта, где по преимуществу и сохранялось традиционное правовое регулирование.
Сам#ю отсталую и вместе с тем больше всего страдавшую от феодально-патриархальных пережитков и установлений, шариата часть населения составляли женщины. Поэтому не будет преувеличением сказать, что на протяжении по крайней мере первого де-u сятилетия Советской власти важнейшим фактором перестройки семьи и семейного быта была борьба за раскрепощение горянки. При этом на начальном этапе ее раскрепощения большое значение имели выработка и претворение в жизнь нового законодательства, призванного вытеснить нормы шариата и адатов советскими нормами права.
Общие факторы развития современной семьи и ее быта
Современный этап в развитии семьи отмечен прежде всего дальнейшей социальной активизацией женщин коренных народов региона. Коммунистическая партия и Советское правительство много сделали для исправления просчетов, допущенных в предвоенный период в организационной работе среди женщин. Была возобновлена практика женских собраний, конференций и съездов. В 1957 г. прошел 1-й съезд женщин Карачаево-Черкесии, в 1958 г. - женщин Чечено-Ингушетии, в I960 г. - женщин Адыгеи и т.д. На собраниях и съездах стали избираться общественные жеысоветы селений, районов, областей, республик. Открыты женские клубы. В Чечено-Ингушетии, где в большей степени, ,;чем в других автономных республиках и областях, сохранялись остатки былого неполноправия женщины, в 1959 г. восстановлены женотделы партийных комитетов. Все это наряду с общими социально-культурными процессами способствовало более широкому вовлечению женщин в общественное производство, учебу, общественно-политическую и культурную жизнь. Достаточно сказать, что, например, в Кабардино-Балкарии уже к 1970 г. доля женщин в народном хозяйстве достигала 49$, среди спещіалистов с высшим образованием - 47$, среди учащихся высших учебных заведений -71$ и т.д. Если сопоставить эти показатели с показателями по всей стране (соответственно 51,37 и 48$), то станет очевидно, что женщины автономных республик к областей Северного Кавказа оказались в первых рядах женщин СССР. Правда, уровень производственной занятости женщин коренных народов региона ниже (у осетин, например, П$ сельских жительниц и 33$ горожа-ноёС заняты только домашнім хозяйством ), но также очень высок. Другой, связанный с этим фактор современного развитая: семьи у народов Северного Кавказа - быстрый рост ее материального достатка. В городах намного увеличилась среднемесячная заработная плата рабочих и служащих, в селениях значительно возросли личные доходы колхозников от общественного производства и заработки рабочих совхозов. В 1966 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР рекомендовали колхозам ввести гарантированную оплату колхозников и нормы выработки, действующие на аналогичных работах в совхозах. Тем самым характер труда колхозников и рабочих совхозов сблизился, а в последующие годы большая часть колхозов региона преобразовалась в совхозы. Среднемесячные заработки в промышленности и в сельском хозяйстве стали расти в близких пропорциях, а тем самым в таких же пропорциях стали расти и семейные бюджеты.