Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. История этнографического изучения тувинцев 15
1.1. Периодизация истории изучения 15
1.2. Первый период этнографического изучения тувинцев
1.2.1. Первый этап: начало XVII - начало XVIII в 21
1.2.2. Второй этап: 1730-е-1840-е гг 27
1.2.3. Третий этап: вторая половина XIX в 46
1.3. Выводы 127
Глава 2. Классификация источников по первому периоду изучения тувинцев 132
2.1. Общие вопросы классификации этнографических источников .132
2.2. Источники по этнографии тувинцев
2.2.1. Типологическая классификация 140
2.2.2. Классификация по этнотерриториальным группам 150
2.3. Выводы 155
Глава 3. Вопросы этнонимики и расселения тувинцев по источникам первого периода их изучения 158
3.1. Этнонимы 158
3.2. Расселение 166
3.3. Выводы 182
Заключение 184
Источники и литература
- Первый период этнографического изучения тувинцев
- Второй этап: 1730-е-1840-е гг
- Типологическая классификация
- Расселение
Введение к работе
Актуальность темы исследования. История этнографической науки в России к настоящему времени изучена слабо. Это вполне относится и к этнографическому сибиреведению, в том числе к тувиноведению. К началу XXI в. собрано и опубликовано большое количество материала по этнографии тувинцев. В этом процессе протяженностью в четыре столетия участвовали как отечественные, так и зарубежные ученые, включая исследования последних десятилетий, выполненные непосредственно в Туве. Накопление фактического материала ставит вопрос об актуальности исследования истории этнографического изучения тувинцев, что еще в 1975 г. было отмечено известным тувиноведом СИ. Вайнштейном. Однако до настоящего времени история собирания и публикации трудов по этнографии тувинцев не была предметом специального изучения. Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью обобщения опыта изучения этнографии тувинцев на основе систематизации источников и их комплексного анализа. Результаты такого исследования имеют большое научное значение для современного тувиноведения.
Степень изученности темы. В настоящее время отсутствует обобщающий труд по истории этнографического изучения тувинцев, однако информация по отдельным вопросам этой обширной темы содержится в исследованиях самого различного характера.
Истоки истории изучения тувинцев восходят к аннотированной библиографии литературы о тувинцах, вышедшей с 1768 по 1902 гг., составленной Н.Ф. Катановым (1903, 2007). В нее включены труды как на русском, так и на иностранных (немецком, французском) языках.
История изучения тувинцев в целом становится предметом исследования у представителей разных наук со второй половины XX в. В нашем обзоре рассматриваются только работы, содержащие информацию по теме диссертационной работы.
В 1954 г. выходит работа П.А. Шахуновой и Б.А. Лиханова «К вопросу изучения Тувы русскими исследователями», где обобщена история геолого-этнографического изучения Тувы с начала XVII в. по конец первой половины XX в. Эта работа была переиздана в 2007 г.
В 1955 г. выходит небольшая статья В.И. Дулова, где проанализированы сведения о тувинцах из сочинения геодезиста Е. Пестерева.
В материалах поездки по Западной Туве Л.П. Потапова (1960), совершенной им в 1950-1960-е гг. в составе Тувинской комплексной экспедиции, освещена изученность культуры и быта тувинцев долины р. Алаш.
В монографии «Тувинцы-тоджинцы» СИ. Вайнштейна, вышедшей в 1961 г., исследована история этнографического изучения восточных тувинцев.
В 1968 г. появилась статья СИ. Вайнштейна «Краткая история этнографического изучения тувинцев», а в 1975 г. вышла его следующая статья «Этнографическое изучение тувинцев». Они являются первыми работами, специально освещающими вопрос истории изучения этнографии тувинцев. В них дана краткая характеристика основных источников по этнографии тувинцев со времени первых наблюдений над жизнью тувинских племен в начале XVII в. и до середины XX в. В первой работе создана краткая периодизация истории изучения (Вайнштейн, 1968), во второй - отмечена актуальность разработки историографии этнографического изучения тувинцев и подготовки полной истории их изучения (Вайнштейн, 1975). В работе СИ. Вайнштейна, опубликованной в 1968 г., проанализированы исследования Н.Ф. Катанова по этнографии тувинцев и других тюркоязычных народов.
В статье Н.И. Толстовой (1971) «Документальные источники по тувинской историографии» охарактеризованы письменные источники, содержащие сведения о Туве, в том числе и имеющие значение для изучаемой нами темы.
В статье «Исследования по этногенезу тувинцев» М.Х. Маннай-оол (1975) представлен краткий обзор основной литературы по вопросу о происхождении тувинцев.
В монографии В.П. Дьяконовой (1975) показано состояние изученности погребального обряда тувинцев с конца XIX в. по 1975 г.
В труде «Тувинские народные игры» И.У. Самбуу, вышедшем на тувинском языке в 1968 г. и на русском - в 1978 г., кратко представлена история изучения народных игр тувинцев.
В 1987 г. вышла монография М.Б. Кении-Лопсан «Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства», где ученый описал историю изучения шаманизма тувинцев.
Историко-этнографическое изучение тувинского фольклора представлено в монографии Г.Н. Курбатского «Тувинцы в своем фольклоре» (2001) и в работе Д.С. Куулар «Общие вопросы истории и теории тувинского устно-поэтического творчества» (2002).
Историю изучения обрядовой деятельности тувинцев исследовала Ч.В. Монгуш (2005).
История изучения разных аспектов духовной культуры тувинцев рассмотрела в культурологическом аспекте А.К. Кужугет (2006).
Отдельные аспекты истории этнографического изучения тувинцев освещены в монографии о книжной культуре Тувы З.М. Монгуш (2007).
Небольшой раздел по истории этнографического изучения тувинцев, написанный СИ. Вайнштейном, представлен в коллективной работе «Тюркские народы Восточной Сибири» (2008).
Важные сведения по истории исследований Тувы содержат работы «Культурно-антропологические факторы регионального развития (на примере Тувы)» (2002) и «Тува между прошлым и будущим» (2008) Ч.К. Ламажаа (Даргын-оол).
В статье «Золотой век» тувиноведения и перспективы развития гуманитарных исследований в Туве» К.А. Бичелдей (2009) показал развитие исследований по географии, геологии, археологии и этнографии Тувы с 1616 г. и до середины XX в., а также особо отметил широкое развитие научного тувиноведения с середины прошлого столетия по начало XXI в.
Таким образом, вопросы истории этнографического изучения тувинцев рассматривались в рамках исследований по отдельным аспектам этнографии тувинцев либо в работах, посвященных научной деятельности авторов, изучавших культуру тувинцев, а также в общих трудах о развитии гуманитарных исследований в Туве.
Объектом диссертационной работы является этнография тувинцев как отрасль знания, а предметом - история накопления материалов и формирование источниковой базы по этнографическому изучению тувинцев.
Целью работы является изучение процесса собирания и публикации материалов по этнографии тувинцев в России в период XVII-XIX вв.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
на основе существующих кратких периодизаций разработать более полную и уточненную периодизацию истории этнографического изучения тувинцев;
дать подробный анализ источников для раскрытия истории изучения тувинцев в течение первого и самого продолжительного периода этого процесса (XVII в. - первая половина 1890-х гг.);
построить классификацию использованных в диссертации источников с делением по типам и по этнотерриториальным группам тувинцев;
4) исследовать этнонимику и расселение тувинцев с привлечением
современных разработок как проблему, наиболее полно освещенную в первом
периоде.
Хронологические рамки исследования охватывают начальный период этнографического изучения тувинцев - с XVII в. по первую половину 1890-х гг.
Вместе с тем, для определения вклада исследователей для разработки проблемы происхождения этнонимов и формирования этнической территории привлекаются работы XX-XXI вв.
Территориальные рамки определены, исходя из содержания источников первого периода изучения. Они включают территорию Тувы, район оз. Косогол и северо-западную часть Монголии, округ Тарбагатай на территории Китая, районы рек Ока, Тунки и оз. Ильчир, входившие в Иркутскую губернию. В современной ситуации эти места соответствуют территории Республики Тыва, Хубсугульского аймака и северо-западной части Республики Монголия, Синьцзян-уйгурского автономного района Китая, Тункинского и Окинского районов Республики Бурятия.
Теоретико-методологическая основа. Методология диссертационного исследования базируется на принципе историзма, согласно которому история накопления сведений о тувинцах рассмотрена
- во временной последовательности;
- как процесс, развивающийся с количественными и качественными
изменениями.
В ходе исследования диссертант опиралась на теоретические разработки ведущих отечественных ученых. Во-первых, это работы специалистов-тувиноведов СИ. Вайнштейна, А.К. Кужугет и Ч.К. Ламажаа, в которых рассматривается вопрос периодизации истории изучения тувинцев и Тувы. Во-вторых, использованы теоретические положения по классификации исторических и этнографических источников из работ А. С. Лаппо-Данилевского, Л.Н. Пушкарева, Р.Г. Кузеева, Н.В. Лукиной, И.Д. Ковальченко, Г.Г. Громова, Р.Ф. Итса, В.В. Пименова и др.
В диссертации использовались следующие методы исследования фактического материала:
- описательный метод, широко применяемый при синхронном анализе;
индуктивно-систематический метод, предполагающий частное изучение материалов авторов с последующим их обобщением и систематизацией; данный метод применен для содержательного анализа источников;
сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить сходство и различие в содержании исследуемых источников на разных хронологических отрезках;
- типологический метод, использованный при формальной
классификации анализируемых источников.
При обобщении результатов исследования также были применены такие общенаучные методы познания как описание, анализ и синтез.
Источниковая база. Источниковой базой для исследования послужили труды авторов, изданные в исследуемый нами период этнографического изучения тувинцев (XVII-XIX вв.). Они представлены картами и такими письменными источниками, как документы делопроизводства, дневники и письма, записки, отчеты, доклады, статьи, а также научные труды. Часть источников опубликована в изданиях Русского географического общества и его Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского отделов, в журналах «Сибирский вестник», «Живая старина» и в иных периодических изданиях, а также данные о тувинцах получали публикацию в качестве приложений к обобщающим работам других авторов. Материалы СУ. Ремезова и таких крупных исследователей, как Г.Ф. Миллер, И.Э. Фишер, П.С. Паллас, И.Г. Георги, П.А. Чихачев, Г.Н. Потанин вышли отдельными трудами.
Для того чтобы наиболее полно представить историю публикаций этих источников, также привлекались их переиздания, вышедшие к началу XXI в. Выдержки из большинства источников со сведениями о тувинцах содержатся в сборниках «Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало XX века)» (Кызыл, 2003) и «Урянхай. Тыва дептер» (М., 2007. Т. 1-6).
Таким образом, нами использовались опубликованные источники, увидевшие свет на русском языке. Последнее обстоятельство указывается в
связи с тем, что материалы некоторых авторов впервые публиковались на иностранных (немецком, французском) языках, а русскоязычный вариант их трудов вышел в последующие периоды изучения тувинцев.
Научная новизна. Настоящая работа представляет собой первое обширное специальное исследование по истории этнографического изучения тувинцев. В отличие от всех предыдущих публикаций на эту тему, касающихся либо локальных групп, либо отдельных вопросов этнографии тувинцев, в диссертации представлены все группы этноса, проживающие на территории России и за ее пределами (Монголия, Китай), и проанализированы источники по самым разным аспектам традиционной культуры этноса. Основой для систематизации рассмотренных в диссертации материалов стала детальная разработка общей периодизации этнографического изучения тувинцев. При ее составлении автор опиралась на положения и выводы о периодизации тувиноведов СИ. Вайнштейна, А.К. Кужугет и Ч.К. Ламажаа.
В диссертации рассмотрен первый, и самый продолжительный период процесса изучения, протяженностью почти в триста лет. Изучение тувинцев рассматривается как последовательный процесс, зависевший от историко-политических изменений, происходивших с XVII по конец XIX в. Изучены и обобщены труды 28 авторов, содержащих существенные этнографические сведения о тувинцах. В результате анализа источников выявлено, что они отличаются по степени содержательности этнографических данных.
Диссертантом впервые разработана классификация источников по этнографии тувинцев, которая основывается на двух критериях - способ фиксации и отражения информации и этнотерриториальная характеристика источников.
На основе анализа источников первого периода изучения рассмотрено распространение этнонимов «урянхайцы», «сойоты, сойоны» и «туба, тыва» в XVII-XIX вв., показано расселение тувинцев, а также проведено соотношение указанных этнонимов с территориальными группами тувинцев.
Положения, выносимые на защиту.
Полная и уточненная периодизация истории этнографического изучения тувинцев, созданная диссертантом на основе положений СИ. Вайнштейна, А.К. Кужугет и Ч.К. Ламажаа, составляет следующую схему: первый период: XVII в. - первая половина 1890-х гг.; второй период: вторая половина 1890-х гг. - 1920 г.; третий период: 1921-1944 гг.; четвертый период: 1945 г. - начало 1990-х гг.; пятый период: 1990-е гг. по настоящее время. Основаниями для разграничения периодов являются способ собирания этнографического материала и объем собранного материала. Диссертация охватывает первый период, разделяемый на три этапа: 1) XVII - начало XVIII в.; 2) 1730-е - 1840-е гг.; 3) вторая половина XIX в.
Исследуемый в диссертации первый период является самым продолжительным, охватывая почти три столетия. Процесс изучения тувинцев в данный период определялся, главным образом, объективными факторами, при этом важную роль играло проживание тувинцев на заграничной для России территории. Государственные приоритеты России в установлении дипломатических отношений, необходимость разграничения границ с соседями, развитие экономических связей с Тувой создавали предпосылки для научных исследований в сопредельных территориях Азии. Вторым определяющим фактором было развитие этнографической науки в России -первые Академические экспедиции (1733-1743; 1768-1774 гг.) и создание в 1845 г. Русского географического общества.
В этот период материалы о тувинцах собирались во время кратких поездок, либо часть территории Тувы охватывалась для изучения ее населения попутно, в рамках экспедиций, имевших целью исследовать более обширные территории. Полученные сведения характеризовались отрывочностью, а в некоторых случаях материалы о тувинцах служили приложением к данным о других народах, живущих по соседству с ними.
Специальные этнографические экспедиции к тувинцам появляются
только позднее, на втором периоде их изучения.
3. Количественный и качественный анализ материалов, собранных в
первом периоде изучения тувинцев, дал следующие результаты. Нами
исследованы труды 28 человек. В рамках трех этапов данного периода
изменение числа изученных авторов шло в динамике - по возрастающей линии
(2-7-19 человек). В профессиональном отношении это были люди из самых
разных сфер деятельности: государственные служащие, купцы, ученые -
представители разных наук (историки, лингвисты, этнографы, геологи,
натуралисты).
Сопоставление трудов, содержащих материалы данного периода, показывает, что в них приводятся сведения о расселении, этнонимике, происхождении, фольклору и языку, материальной и духовной культуре тувинцев. В охвате и объеме полученной информации также наблюдается положительная динамика, выражавшаяся в расширении круга вопросов по тувинской этнографии.
В целом, процесс этнографического изучения тувинцев в первый период был последовательным, но не равномерным.
4. Классификация источников первого периода изучения тувинцев
построена на основе двух критериев - способ фиксации и отражения
информации и этнотерриториальная характеристика источников. По первому
критерию выделяются изобразительный (карты) и письменный
(делопроизводственная документация, документы личного происхождения,
периодическая печать, научные труды) типы источников. На основе второго
критерия выделяются источники, отражающие сведения о следующих
этнотерриториальных группах тувинцев: косогольские урянхи, урянхи р.
Кобдо, урянхайцы Тарбагатая, тункинские и окинские сойоты и таннуские
урянхи (сойоты), объединяющие урянхов р. Бий-хем, урянхайцев рек Улуг-Хем,
Хемчик, сойонов р. Алаш и оз. Кара-Хол.
5. В трудах первого периода изучения тувинцев наиболее полно освещены вопросы их этнонимики и расселения. В XVII-XIX вв. в отношении тувиноязычного населения использовались названия «урянхайцы, урянхи», «сойоты, сойоны», которые связывались с их территориальным размещением (косогольские урянхи, сойоны р. Алаш и др.). Среди них самих бытовал этноним «туба» или «тыва». В указанные века они были расселены на значительной территории: Тува, север и северо-запад Монголии, юго-запад Иркутской губернии и западная часть Китая.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и выводов для дальнейшего изучения истории отечественной этнографической науки в целом, в том числе этнографического сибиреведения и тувиноведения. В теоретическом плане диссертация значима для дальнейшей разработки вопросов классифицирования этнографических источников. Проведенное исследование может быть использовано также в качестве учебного материала при изучении курса по тувинской этнографии, при составлении учебных пособий, лекционных курсов, при написании курсовых и дипломных работ.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 7 публикациях автора, включая статью «Становление этнографической науки в Туве» в издании, рекомендованном ВАК, и в докладах, представленных на следующих конференциях: Международная научная конференция «Вторые исторические чтения Томского государственного педагогического университета» (г. Томск, ноябрь 2007 г.), XII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, апрель 2008 г.), Международная научно-практическая конференция XXV-e Дульзоновские чтения «Сравнительно-историческое и типологическое изучение языков и культур» (г. Томск, июня 2008 г.), XIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, апрель 2009 г.), Международная научная
конференция «Тувинская письменность и вопросы исследования письменностей и письменных памятников России и Центрально-Азиатского региона» (г. Кызыл, июль 2010 г.).
Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, сокращения и приложения.
Первая глава посвящена проблеме периодизации истории изучения тувинцев, а также истории собирания и публикации материалов по их этнографии. Во второй главе рассматриваются общие вопросы классификации этнографических источников, и дается анализ источников, рассмотренных в первой главе, а именно их классифицирование. В третьей главе продолжается анализ источников, рассмотренных в первой главе. Здесь в качестве предмета исследования диссертантом выбраны вопросы наименования и расселения тувинцев, которые присутствуют во всех источниках.
В Заключении формулируются основные выводы, полученные в результате исследования.
Приведен список источников и литературы, сокращений.
В приложениях представлены карты, таблица, содержащая публикации первого периода этнографического изучения тувинцев, и список авторов первого периода изучения.
Первый период этнографического изучения тувинцев
Задолго до оформления этнографии как научной дисциплины русские и иностранные исследователи стали собирать сведения о народах Сибири. К числу этих народов относятся тувинцы — коренное население верховьев Енисея. Этнографическое изучение тувинцев имеет достаточно длительную историю. Наибольший вклад в сборе сведений об их культуре и быте внесли отечественные географы, ботаники, путешественники, купцы, чиновники государственных ведомств и ученые. Полученные ими этнографические материалы о быте и культуре тувинского народа стали ценнейшей источниковедческой основой для исследований отечественной этнографии XX в. и собственно тувинской этнографической науки, формирование которой приходится на середину XX в.
При рассмотрении общей истории этнографического изучения важно не только выявить соответствующие ИСТОЧНИКРІ, но и очертить границы периодов этой истории и тем самым создать основу для построения периодизации. В общем определении периодизация характеризуется как деление процессов развития общества и природы на периоды, отличающиеся друг от друга на основе определенных признаков или принципов. Под периодом понимается промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс или этап общественного движения [Большой..., 2002, с. 896]
Применительно к нашей теме периодизация позволяет выстроить определенную хронологическую систему вышедших работ с последующей их классификацией, систематизацией и обобщением содержащихся в них данных, иначе говоря, выделить периоды истории изучения тувинцев. В переходах между этапами прослеживаются качественные и количественные изменения корпуса источников.
Общая периодизация этнографического изучения тувинцев необходима, во-первых, для упорядочивания и анализа источников по этнографии тувинцев за период с XVII по начало XXI в., во-вторых, она показывает развитие (по возрастающей линии) научно-познавательного интереса исследователей и общую динамику выхода публикаций о Туве и тувинцах в течение нескольких столетий.
Специально этой широкой проблеме посвящены небольшие, но очень ценные статьи известного этнографа-тувиноведа СИ. Вайнштейна «Краткая история этнографического изучения тувинцев» [Вайнштейн, 1968], «Этнографическое изучение тувинцев» [Вайнштейн, 1975]. Им была разработана периодизация- этнографического изучения тувинцев - с начала XVII в. до середины ХХ-в. В ней выделены четыре периода: первый- период — от XVII в. до 80-х гг. XIX в., когда- этнографические сведения становились достоянием науки в результате общих наблюдений над бытом тувинцев; второй/ период — от конца XIX в. до образования Тувинской Народной Республики (ТНР) в 1921 г., во время которого в Туве проводились этнографические экспедиции; третий период - годы существования ТНР (1921-1944), когда специальное этнографическое изучение не проводилось, но ценные материалы накапливались в ходе различных хозяйственных и демографических экспедиционных обследований; четвертый период — с 1944 г., когда разворачиваются широкие этнографические исследования, организуемые местными и центральными научными учреждениями [Вайнштейн, 1968, с. 251—252]. Этой периодизации частично следовала А.К. Кужугет при написании своей монографии «Духовная культура тувинцев: структура и трансформация» [2006]. Через изучение трансформационных процессов духовной культуры тувинцев, происходивших с начала XX по начало XXI в., А.К. Кужугет отразила и развитие гуманитарной (в том числе этнографической) науки в Туве в эти годы. Она выделила три периода: первый - годы.существования Танну-Тувинской республики (1921-1944) (совпадает с третьим этапом периодизации СИ. Вайнштейна); второй — советский период для Тувы (1944-1991) (начало совпадает с началом четвертого этапа в периодизации СИ. Вайнштейна); третий — постсоветский период (1991-2005) [Кужугет, 2006, с. 179-264]. Периодизация исследований по Туве представлена Ч.К. Ламажаа. Она включает три этапа в соответствии с тремя историческими этапами в развитии научного знания о тувинском обществе:
На первом этапе сбор сведений о быте и обычаях тувинцев производился учеными и.путешественниками, начиная, с конца XVIII4 в., в XIX в., до начала XX в., посещавшими территорию в центре Азии, называемой Урянхайским краем, или Сойотией. На этом этапе был собран и описан большой объем этнографического материала, характеризующий развитие традиционного тувинского общества.
Ко второму этапу относятся исследования с 1920-х годов советских ученых московской, петербургской (ленинградской) этнографических» школ, а также работы,ученых уже самой Тувы (Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, основанного В 1945 г.). В фундаментальных трудах, наряду со сбором и описанием этнографического материала, были проанализированы первые трансформационные тенденции традиционного общества.
На третьем этапе появляются работы обобщающего характера, в частности по современным проблемам жизни Тувы. Это исследования по этносоциальной, социокультурной, этноконфессиональной проблематикам, а также по социально-экономическим вопросам [Ламажаа, 2002, с. 9-10; 2008, с. 9-12].
Второй этап: 1730-е-1840-е гг
В; ходе беседы Г.М Пёрмикину удалось узнать важные сведения; в частности о том, что- наг прибрежных, степных местах нагорной долины, озі Косогол обитало более 5 тысяч урянхов, они, управлялись местным родовым князем, и назначался из Монголии особый чиновник Тузалакчы [Сельский, 1858, с. 57].
Для угощения закололи лучшего барана. Как писал Г.М. Пермикин, «часть мяса изрубили в мелкие куски; положили в котел, в, кипящую; воду и засыпали потом китайской вермишелью; из этого взвара, вышла довольно густая и вкусная похлебка» [Сельский, 1858, с: 58].. Пермикин сообщил и о способе приготовления чая у урянхов, отметив, что.чай урянхов с примесью лиственничной коры был очень не: дурен, а главное чрезвычайно питателен [Сельский; 1858; с. 60]. . Г.М: Пермикит осмотрел буддийский монастырь урянхов на северной; стороне оз. Косогол. В украшениях кумирен был; соединен вкус тибетский; вместе с китайским. Он описал и внутреннюю обстановку главной кумирни; где: было собрано все, что имеет у себя буддийская священная: космогония с бесчисленными атрибутами этого верования. Кроме этой кумирни, Г.М: Пермикин осмотрел еще две, найдя в?них то,же расположение предметов, но с той разницей; что бронзовые изображения и глиняные слепки были гораздо меньшего размера, и что: в них находилось множество новых видов. буддийских божеств [Сельский, 1858; с. 62-63].
Г.М. Пермикин стал очевидцем буддийского служения, происходившего в четвертой кумирне и совершавшегося пятьюдесятью ламами;
Ошсообщил такжео шахматной игре; которая между богатыми; урянхами была в большом ходу. Игра называлась шетер; количество пешек был таким, как в шахматах у русских. Названия пешек: нойон, берсы, тымэ, морэ, тыргэ. Приведенные Г.М. Пермикиным названия шахматной игры и некоторых фигур — монгольские. Это объясняется тем, что косогольские урянхи по сравнению с другим; населением Тувы в наибольшей степени: подвергались- влиянию; соседних монголов
Имеется.в сведениях F.M!: Пермикина описание:женской,одежды.. Наряд женщин был очень красив и удобен ш много напоминал1 покрой монгольского: Зимняя их одежда состояла из овчин, очень тщательно выделанных, по подолу нашита довольно широкая красная обшивка; рукава их показались ему очень странными, у самих плеч делались буфы, набитые шерстью. Поверх шубы надевался китайчатый халат без: рукавов, большею частью синего цвета, ворот которого застегивался серебряными тонкими бляшками [Сельский;, 1858, с. 6в\.
Из сведений F.M; Пермикина; где описаны: прически- женщины и девушки; можно определить- их социальное положение. Так: онг отмечал, что; девицы заплетали свои волосы: т одну косу ж пускали? ее?подобно русским,; по спине; а; женщины; — в две: косы? и распускали І ИХ: по - передней части шеж . Жены: нойонов отличались от простых женщин передним у бором-волос, носимых ими в виде широких, тонких плетешков; для поддержания которых они смачивали клеем; и чтобы: они не мялись, скрепляли волосы двумя Камышевыми. дощечками,, а нижний конец плетешков-украшают подвесками: из, моржанов и, цветных; камнеш [Сельский; 1858, с. 66].
Кроме:шахматнойшгрьі,її.Мї. Пермикиюсообщил; о?других традиционных играх; — конных скачках и борьбе; Их устраивали в; августе, после буддийского? служения, на; которое; собирались народ и ламы в главном курене. Боролись урянхи или нагие, или в узком платье; сделанном из плотной? китайской: материи;, совершенно «обтягивающей тело [Сельский; 1858;. с. 66]; В последнем даноописанйетрадиционногокостюма: борцов; называемышсодяк-.
О языке урянховІГ.М. Иёрмикин писал,, что они, говорят между собот уйгурским языком;, следовательно, должны принадлежать к. тюркскому поколению. При этом в.совершенстве владели монгольским языком. Он привел сравнительный материал; по языку урянхов. Это 15 слов: с переводами на монгольский и русский языки [Сельский, 1858; с. 68]. Большая часть слов являются тюркскими и соотносимы с тувинским языком. Г.М. Пермикиным была приведена и система, счета урянхов, которая также совпадает с современной тувинской и является тюркской. Эти данные говорят о том, что в середине XIX в. косогольские урянхи в языковом отношении оставались еще тюркоязычными, но с сильным влиянием со стороны монголов.
Г.М. Пермикин отмечал: «На одной земле с урянхами, только в различных местностях, живут также Сойоты, Дархаты и Карагасы; любопытно знать, составляют ли эти инородцы отдельные роды или принадлежат к урянхайскому племени? Если же это не урянхи, то кто из этих инородцев заключает в себе элементы финского языка и кто из них монголы» [Сельский, 1858, с. 68]. Но исследователь не пояснил, о, каких сойотах он упоминает: сойотах Тункинского ведомства Иркутской губернии или сойотах Бий-Хема (Тува). Мы можем заключить, что в 1850-х гг. у русских исследователей еще не было четкого представления о том, что сойоты и урянхи в указанное время представляли собой одну складывающуюся народность. Пояснение этих этнонимов сделает В.В. Радлов во второй половине XIX в.
Типологическая классификация
О культовом сооружении оваа писали многие авторы XIX в.; выше мы приводили сведения Г.П. Сафьянова.
В районе Торгалыгского перевала экспедиция Потаниных встретила большой караван урянхайцев. А.В1 Потанина дала описание женской одежды: «На головах у женщин были пунцовые шерстяные капюшоны, вроде тех, что носят наши монахини под клубуком. По краям и вокруг лица этот головной убор был вышит белыми- бусами. Шубы на женщинах были-, длинные, овчинные, у некоторых крытые синей нанкой;, фасон женских шуб напоминал рубаху наших татарок; книзу шуба; оканчивалась широкой оборкой, окаймленной полосой красного ситца или черного плиса» [Потанина, 1895, с. 51].
Вступив в урянхайскую землю через, перевал Торгалыг, они очутились, как писала А.В. Потанина, w шаманском- центре. У расширения Торхолыгской долины, при выходе ее на.долину Улухана, окрестные горы представляли собой тринадцать отдельных пиков, бывших жилищем тринадцати горных духов, или. хозяев места... У входа в ущелье стояло огромное обо; оно.не было;похоже на другие, т.е. простую кучу камней или хвороста, а было сложено из» бревен, поставленных конусом, и представляло собой такой же урянхайский алянчик, или шалаш, какой и доныне употребляют звероловы-урянхайцы. Внутри этого конуса были протянуты шнурки, все густо увешанные яламой, или лентами, разноцветных материй; в- дальнем от входа конце был прилавок, и на нем стояли вырезанные из дерева фигуры разных животных, верблюдов, коней, быков. По объяснению сопровождавших их людей, это должно было изображать животных, принесенных будто бы в жертву [Потанина, 1895, с. 52].
Много места в сведениях А.В. Потаниной отведено шаманству урянхайцев. В окрестностях Модот-обо на Торгалыге жило до десяти шаманов и шаманок, камлание двух из них им удалось увидеть. Исследовательница описала атрибуты шаманки Найдын: ерень, т.е. шнур, увешанный лентами и протянутый в переднем углу юрты, шаманский плащ, сапоги. Особенно подробно дано описание шаманского плаща [Потанина, 1895, с. 54-55]. В ее труде дан русский перевод напева шаманки Найдын во время ее камлания, в котором содержится восхваление идола змеи чылан ээрен этой шаманки [Потанина, 1895, с. 57]. Её сведения о процессе камлания шаманки Найдын схожи с данными Г.Н. Потанина, но она подробнее описала финальную часть камлания - гадание всем присутствовавшим с помощью колотушки орбо [Потанина, 1895, с. 56-57].
По сообщению А.В. Потаниной, урянхайские камы совершали обязательные камланья 9-го, 19-го и 29 числа каждого месяца. Они приглашали их «камлать нарочно», т.е., например, по случаю болезни, или для. освящения нового домашнего ээрена [Потанина, 1895, с. 57].
В заключении исследовательница отметила о существовании сильного социального неравенства среди урянхайцев: «естьг богачи и в то же время многие буквально ничего не имеют, живут в бревенчатых шалашах -алянчиках, покрытых древесной корой, и питаются лишь тем, что добудут на охоте или в лесу: кореньями; орехами, лиственничной корой» [Потанина, 1895, с. 70].
Таким образом, большая часть сведений А.В. Потаниной касается тувинского шаманства: описание культовых сооружений оваа, шаманского костюма, процесса камлания с гаданием в конце. Также ею дано краткое описание женской одежды, сказано о жилище, по всей вероятности, о чуме, покрытом древесной корой. Из хозяйства она упомянула охоту и собирательство. Следует заметить, что ее дневниковые записи как источник личного происхождения, не лишены субъективной оценки и отношения ко всему увиденному. В них исследовательница без приукрашивания делилась своими впечатлениями.о жизни и земле урянхайцев.
Певцов Михаил Васильевич (\%47-1902) относится к числу заслуженных русских исследователей Центральной Азии. В 1878-1879 гг. по инициативе Географического общества совершил экспедиционную поездку в Монголию и северные провинции Китая. В ходе нее М.В. Певцов собрал обширные материалы. Результаты этой экспедиции под названием «Путешествие по Монголии и Северным провинциям1 внутреннего Китая» были изданы в записках Западно-Сибирского отдела РГО за 1883 г. Этот труд исследователя был переиздан в 1951 г. под названием «Путешествие по Китаю и Монголии». Данная работа М.В. Певцова очень объемистая- и содержит сведения по географищ истории, этнографии посещенных им местностей.
Из отчета М.В. Певцоваї известно, что маршрут экспедиции, начался с Алтайской станицы Котон-Карагай Усть-Каменогорского уезда и далее через перевал Улан-даба в город Кобдо, затем в Юго-Восточную Монголию и Внутренний Китай [Певцов, 1951, с. 67-68]. Следует указать, что непосредственно на территории современной Тувы исследователь не был, т.к. экспедицией1 она не была охвачена, но собрал сведения об урянхайцах Монголии.
Этнографические сведения в отмеченном труде М.В. Певцова выделены отдельной, четвертой главой - «Заметки о племенном составе населения Монголии, образе жизни и быте обитателей этой страны...». В ней исследователь отмечал, что северо-западная часть Монголии была занята следующими племенами: дурбетами, олетами, торгоутами, цзахачинами и урянхайцами [Певцов, 1883, с. 64]. Ему удалось собрать небольшие сведения об урянхайцах, о племенах, обитавших в высоких горных областях Монгольского Алтая, известных в литературе как алтайские урянхайцы, и о населении верховьев Енисея. Их М.В. Певцов называл то урянхаями, то урянхайцами.
Расселение
Вопросы расселения и этнонимики тесно связаньъ между собой; т.к. каждый из них органично дополняют друг друга. Наименования тувинцев, которые мы подробно рассмотрели в-разделе З.1., следует соотнести и связать с их расселением с тем, чтобы показать под какими названиями становились известными отдельные части тувинского населения в процессе их перемещения с XVII по конец XIX в. в пределах таких государств, как государство. Алтын-Ханов, Джунгария, Китай и Россия. Укажем их по хронологии:
С XVII до середины XVIII в.
В состав государства Алтын-ханов с начала по конец XVII в. входили тувинские племена, обитавшие на территории между оз. Косогол на востоке и оз. Убса-Нур на западе, а.также верховьях Енисея на севере.
В составе государства Джунгария с конца XVII в. до серединьг XVIII в. находились тувинские племена, кочевавшие в западной части территории современной Тувы — между Западным Саяном и хребтом Танну-Ола.
В состав Российского государства входили: 1. Тувинские улусы Саянской и Кайсотской землиц Красноярского уезда. Считались частью российских владений со второй половины XVILB. ДОІ1727 Г. (до подписания Буринского трактата между Россией и Китаем), отошли к владениям Цинского государства, в составе которого с середины XVIIr по начало XX в. соответствовали Тоджинскому и Хубсугульскому (Хасутского) хошуном Тувы. 2. «Иркутские тувинцы», обитавшие в верховьях р. Иркута и у оз. Тунки, находились в. составе Иркутского уезда. После заключения Буринского трактата в 1727 г. они окончательно остались в составе России. В составе Цинского государства оказались: 1. С конца 1720-х гг. тувинские племена, кочевавшие близ оз. Косогол. 2. Часть тувинских племен, кочевавших между Черным Иртышом и Монгольским Алтаем. Они были переданы в ведение наместника Дзасактухановского аймака в Северной Монголии. Известны, как алтайские урянхайцы. С 1750-х гг. до конца XIX в. В составе Российского государства по условиям Буринского трактата 1727 г. осталось тувиноязычное население, жившее на юго-западе Иркутской губернии. По источникам XIX в. известны как тункинские и окинские сойоты.
В состав Цинского государства с 1757 г. входила вся территория Тувы: 1. Тувинцы Дзиндзилика, т.е. южных районов, современной Тувы. В источниках XIX в. названы таннускими урянхами; 2. Тувинцы верховьев р. Бий-хем составляли северо-восточный Тоджинскии хошун. В источниках XIX в. упоминаются как сойоты или урянхи р. Бий-хема; 3. Тувинцы, населявшие долины pp. Хемчик и Улуг-Хем, т.е. западные и центральные хошуны. По источникам XIX в. назывались сойотами, реже урянхами. 4. Племена, обитавшие в долине оз. Косогол. С середины XVIII по начало XX в. они составляли Хасутский (Хубсугульскому) хошун Тувы. В источниках XIX в. известны как косогольские урянхи; В верховьях р. Кобдо кочевали- урянхи, известные по источникам XIX в: как кокчулутуны. Таким образом, на основе трудов XIX в. выявляется тувиноязычное население, проживавшее на территориях Тувы, Монголии, Китая и Российского государства. Их мы; обозначили этнотерриториальными группами. К ним относятся: 1. Тангну-урянхайцы, которых можно разделить на урянхов (сойотов) р. Бий-хема, урянхайцев (сойотов) р. Улуг-Хем, урянхайцев (сойотов) долины р. Хемчик и сойонов оз. Кара-Хол и р. Алаш. 2. Тункинские и окинские сойоты Иркутской губернии; 3. Косогольские урянхи (урянхайцы); 4. Урянхи р. Кобдо; 5. Урянхайцы округа Тарбагатай. Выделение их не случайно, все они к началу XXI в. продолжают проживать в тех же местах, которые населяли в XIX в.
Таннуские урянхи — это тувинцы Республики Тыва. Этнографические различия этих групп тувинцев фиксировались и сообщались в источниках первого периода изучения. В этнографической литературе XX в., в зависимости от особенностей.хозяйства, культуры и быта, принято их делить на восточных тувинцев (или тувинцев-тоджинцев), занимающих северо-восточные и юго-восточные горно-таежные территории, и западных тувинцев, населяющих центральные, западные и южные горно-степные районы Тувы [см.: Вайнштейн, 1961, 1991]. Окинские и тункинские сойоты под тем же названием проживают на территории Бурятии [см.: Дугаров, 1983; Павлинская, 1993, 2002; Рассадин, 1996, 1999]. Косогольские урянхайцы и кокчулутуны по сей день продолжают компактно проживать в Монголии: первые — в Хубсугульском аймаке, а другие в Кобдоском аймаке. Известные по источникам XIX в. урянхайцы округа Тарбагатай - это тувиноязычное население, проживающие в Синьзян-Уйгурском-. автономном районе Китая [см.: Решетов,, 1990; Монгуїщ 1997, 2002а, 20026]: