Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века Карданова Радима Султановна

Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века
<
Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карданова Радима Султановна. Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Карданова Радима Султановна; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии Дагест. науч. центра РАН].- Нальчик, 2010.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/626

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Институт абречества на протяжении длительного времени занимал важное место в традиционной институциональной системе кабардинского феодального общества. Какими бы изменчивыми не были его формы в разное время, абреками всегда называли людей, объявленных обществом или властью «вне закона».

Изучение института абречества у кабардинцев на разных этапах их истории дает возможность не только для познания прошлого, но, в определенной степени, и для понимания специфики современных социально-политических процессов на Северном Кавказе. В настоящее время на фоне повышения общественного интереса и возрастания уровня исторического сознания народных масс качественная политика федерального центра в данном регионе не мыслима без учета особенностей истории кабардино-русских отношений.

В теоретическом плане изучение данной проблемы имеет важное значение для понимания форм адаптации традиционных институтов общественной саморегуляции народов Северного Кавказа к социальной и политической системе Российской империи. Актуальность темы диссертации подчеркивается и отсутствием в историко-этно-графической науке специального монографического исследования, посвященного институту абречества у кабардинцев и процессам его трансформации в XVIII - первой половине XIX в.

Историография проблемы. Историю изучения института абречества у кабардинцев можно условно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный (постсоветский).

В историографии кабардинского абречества особое место занимают труды дореволюционных авторов, в которых затрагивались; некоторые аспекты данной проблемы. Наиболее ранней из них является «Описание кабардинского народа», составленное для Коллегии иностранных дел советником канцелярии В. М. Бакуниным в мае 1748 г.1

Важные сведения содержатся в «Кратком описании о кабардинских народах, сделанных в 1784 г. генерал-поручиком Павлом По-

1 Кабардино-русские отношения в XVI—XVIII вв. (Далее: КРО). Документы и материалы: В 2 т. Т. 2. XVIII в. М., 1957. С. 151-162.

темкиным»". М. О. Косвен называл этот труд «первой в литературе по Кавказу специальной чисто этнографической работой»3. Описание дает возможность понять особенности той этнокультурной среды, в рамках которой функционировал институт абречества кабардинцев.

Особую ценность представляет работа С. М. Броневского «Новейшие географические известия о Кавказе»4, написанная им в 1810 г., а изданная только в 1823 г. В ней автор на основе норм обычного права кабардинцев подробно рассматривает формы наказания за различные преступления, в том числе и изгнание преступников из общества.

Среди работ дореволюционных авторов следует особо выделить труд П. Г. Буткова «Материалы для новой истории Кавказа с 1720-го по 1803 год», составленный не ранее 1813 г., а опубликованный лишь только в 1869 г.5 Значение этой работы при исследовании процессов трансформации института абречества у кабардинцев трудно переоценить, так как она базируется на широком круге архивных документов, большинство из которых не сохранились до настоящего времени.

Важные сведения для исследования процессов трансформации института абречества в период Кавказской войны содержатся в труде Ф. Ф. Торнау6.

Особое значение в историографии института абречества занимают работы адыгских просветителей XIX в. Ш. Б. Ногмова7 и Хан-Гирея8.

2 Краткое описание о кабардинских народах, сделанных в 1784 году генерал-
поручиком Павлом Потемкиным // КРО. Т. 2. С. 359-364.

3 Цит. по: Косвен М. О. Материалы по истории этнографического изучения Кав
каза в русской науке // Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Т. 1. С. 282.

4 Броневский С. М. Новейшая история о Кавказе, собранная и пополненная Се
меном Броневским. СПб., 2004.

5 Бутков П.Г. Материалы для новой истории. Кавказа с 1722-го по 1803 год.
СПб., 1869.4.1.

6 Секретная миссия в Черкесию русского разведчика барона Ф. Ф. Торнау.
Нальчик, 1999. С. 183.

7 Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1994; Кажаров В. X.
«История адыгейского народа» Ш. Б. Ногмова и катастрофы его времени // Исто
рический вестник. Вып. 2. Нальчик, 2005. С. 328.

8 Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1992.

Среди работ дореволюционных авторов следует особо выделить повесть А.-Г. Кешева (Каламбия) «Абреки»9. В ней рассказывается о судьбе семейства уорков Тадж, покинувших Кабарду из-за отсутствия средств для уплаты «цены крови» и поселившихся на территории абадзехов. Эта работа представляет значительный интерес для исследования традиционных форм кабардинского абречества, несмотря на то что основной ее сюжет разворачивается в самый разгар Кавказской войны.

Этнографический очерк К.Ф. Сталя имеет важное значение для уточнения существенных деталей при исследовании института абречества кабардинцев10.

Среди трудов дореволюционных авторов о Кавказской войне, в которых имеются сведения по исследуемой нами проблеме, необходимо выделить работы Р. А. Фадеева. В частности, в «Письмах с Кавказа» автор назвал хаджиретов, которых в документах и истори-ко-этнографической литературе того времени обозначали как «абреков», «вольными кабардинцами»", что имеет важное значение для исследования процессов трансформации кабардинского абречества в последней трети XVIII - первой половине XIX в.

Во многом выявлению роли абречества в правовой культуре кабардинцев способствует книга Ф. И. Леонтовича12. Материалы о кабардинцах, содержащиеся в первом выпуске этого издания, были собраны в 20-40-е гг. XIX в. Но учитывая консерватизм норм обычного права, они репрезентативны и для XVIII в. Обращает на себя внимание анализ некоторых аспектов традиционного абречества, помещенный Ф.И. Леонтовичем во введении. В частности, он характеризует основные способы приобретения статуса «абрека» людьми, нарушившими нормы обычного права, определяет особенности их социального и правового статуса, выявляет общие черты кавказского абречества с аналогичными институтами у некоторых других народов мира.

9 КешееА.-Г. (Каламбий). Записки черкеса. Нальчик, 1988.

10 Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сбор
ник. Тифлис, 1900. Т. 21. С. 59-173.

" Фадеев Р.А. Кавказская война. М., 2005. С. 162. 12 Там же.

Значительный вклад в изучение данной проблемы внесли Н. Ф. Грабовский'', М. М. Ковалевский14, В. Н. Кудашев'5 и др.

Таким образом, в дореволюционной историографии был накоплен значительный материал в области изучения института абрече-ства кабардинцев. Кроме того, в это время наметились первые попытки теоретического осмысления основных аспектов его функционирования.

Среди работ, появившихся в 20-е гг. XX в., следует выделить исследование М. О. Косвена «Преступление и наказание в догосударст-венном обществе», которое имеет важное значение для понимания особенностей традиционного института абречества у кабардинцев.

Особого внимания заслуживает статья Г. А. Кокиева, опубликованная в 1929 г.16 Руководствуясь принципом историзма, он первым из советских историков коснулся проблемы княжеских междоусобиц в Кабарде, что имеет важное значение при изучении причин и обстоятельств изгнания князей победившей коалицией.

На рубеже 20-30-х гг. XX в. отечественная историография стала претерпевать значительные изменения под влиянием марксистско-ленинской идеологии. В это время начал утверждаться «классовый» подход в исторических исследованиях. Идеологический контроль над историческими науками стал усиливаться в послевоенное время, возрождалась общинно-родовая теория. На этом фоне существенно занижался уровень общественного развития кабардинцев.

Важную роль в изучении института княжеских изгнаний занимает первый обобщающий труд по истории Кабарды. В главе, написанной З.В. Анчабадзе, акцентировалось внимание на внутренних конфликтах между княжескими коалициями в 20-50-е гг. XVIII в.17

В своем фундаментальном труде «Этнография народов СССР» С. А. Токарев писал о черкесском абречестве как институте, порожденном «условиями патриархально-родового строя»'8.

Грабовский Н. Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в кабардинском округе // Сборник сведений о кавказских горах (Далее: ССКГ). Вып. 4. Тифлис. 1870. С. 1-72.

14 Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М, 1890. Т. 1.

13 Кудашев В. Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913.

16 Кокиев Г.А. К истории междоусобной борьбы кабардинских феодалов в
XVIII в. // История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева: Сборник статей и
документов. Нальчик, 2005. С. 72.

17 История Кабарды с древнейших времен до наших дней. М.,. 1957. С. 56.

18 Токарев С. А. Этнография народов СССР. М., 1958. С. 255.

Особое место в историографии исследуемой проблемы занимают труды советских историков, изданные на рубеже 50-60-х гг. XX в. Несомненное достоинство работ этого периода в исследовании социальной и политической истории Кабарды XVIII - первой половины XIX в. заключается в использовании обширной источниковой базы.

Значительным шагом в историческом кавказоведении стала монография В. К. Гарданова20. В ней автор на основе серьезной источниковой базы осветил различные стороны общественной и политической жизни феодальной Черкесии, определил значение традиционных институтов в регулировании общественных отношений в регионе. Для нашего исследования важное значение имеет его анализ особенностей адыгского феодализма. Рассматривая особенности отношений по оказанию покровительства князьям-«абрегам» со стороны знатных уорков в 40-50-е гг. XVIII в., В. К. Гарданов характеризовал этот институт как важнейшую привилегию дворянской элиты кабардинского народа21.

В 70-е - начале 80-х гг. XX в. большинство исследователей, придерживаясь концепции, которая сложилась в 60-е гг. XX в., в своих работах они в основном уточняли уже известные факты, либо дополняли их новыми материалами. Историография этого периода по интересующей нас проблеме в большинстве своем представлена работами по политической истории Кабарды XVII-XVIII в.22

В постсоветский период стали появляться работы, которые значительно дополняют и пересматривают достижения предшествующей историографии.

Некоторые сведения о трансформации института абречества у кабардинцев в первой половине XIX в. можно почерпнуть из монографии С. Н. Бейтуганова23. Он охарактеризовал абречество как со-

19 Смирное НА. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. М, 1958; Фа
деев А.В.
Россия и Кавказ первой трети XIX в. М., 1960 и др.

20 Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая поло
вина XIX в.). М., 1967.

21 Там же. С. 191-194.

22 См., напр.: Налоева Е. Док. К вопросу о государственно-политическом разви
тии Кабарды в первой половине XVIII в. // Вестник Кабардино-Балкарского науч
но-исследовательского института. Вып. 6. Нальчик, 1972; Сокуров В. Н. Внешне
политическое положение Кабарды в последней четверти XVII - четверти XVIII вв.:
Автореф. дис. ... канд. и. наук. М, 1977 и др.

23 Бейтуганов С. Н. Кабарда: история и фамилии. Нальчик, 2007.

циально-политический феномен в истории кабардинцев" . Свое исследование С. Н. Бейтуганов построил на изучении достаточно богатого фактологического материала. Однако автор не учитывал факторы влияния политики Российской империи на трансформацию института абречества у кабардинцев в этот период.

Заметным событием в адыгской историографии стал выход в свет в 1992-1994 гг. нескольких монографий В. X. Кажароваь, который выдвинул оригинальную концепцию социокультурного развития кабардинцев в условиях их вхождения в состав Российской империи и адаптации к ее социальной системе26. Особое место среди его трудов занимает монография, посвященная изучению трансформации традиционных общественных институтов кабардинцев в конце XVIII -первой половине XIX в.27 В этой работе им определены основные этапы и сущность кризиса и деформации феодализма в Кабарде. Большой вклад В.Х. Кажаров внес и в исследование института абречества у кабардинцев. В частности, он охарактеризовал его традиционные формы, а также определил этапы трансформации под влиянием эндогенных и экзогенных факторов. Раскрывая особенности функционирования сословно-представительных учреждений в Кабарде в 20-50 гг. XVIII в., В. X. Кажаров описывал процессы изгнания кабардинских князей. Причем автор связывал появление этого института' с упадком авторитета и власти верховного князя (пщышхуэ)28. Однако, в настоящее время накоплен значительный объем архивных материалов, позволяющих конкретизировать, уточнить и более детально обосновать выводы и обобщения, сделанные В. X. Кажаровым.

В. О. Бобровников в своей монографии, опубликованной в 2002 г., выделяет два основных направления в исследовании института абречества у народов Кавказа, что в полной мере относится и к кабардин-

Бейтуганов С. Н. Кабарда: история и фамилии. Нальчик, 2007. С. 98.

25 Кажаров В. X. Адыгская вотчина. К проблеме основной социальной единицы
адыгского феодального общества. Нальчик, 1993: Он же. Адыгская хаса. Из исто
рии сословно-представительных учреждений феодальной Кабарды. Нальчик. 1992.

26 Актуальные проблемы истории и этнографии народов Кавказа: Сборник ста
тей к 60-летия В. X. Кажарова. Нальчик, 2009. С. 4.

27 Кажаров В. X. Традиционные общественные институты кабардинцев и их
кризис в конце XV1H - первой половине XIX века. Нальчик, 1994 - 430 с.

28 Кажаров В. X. Адыгская хаса. Из истории сословно-представительных учре
ждений феодальной Черкесии. Нальчик, 1992. С. 29-31.

цам. Первое направление он связывает с генезисом «кавказофоб-ских идей российской дореволюционной литературы, сторонники которой считали его частным случаем профессионального бандитизма, присущего примитивному горскому обществу»29. Второе -условно обозначает как «прогрессивное антиколониальное движение», поддержанное всеми слоями горского общества30.

В историографии данной проблемы важное место занимает специальное исследование Ю. М. Ботякова, посвященное абрекам на Кавказе. Определенное внимание он уделяет и кабардинцам3 . Однако, давая этнографическую характеристику этого института, автор не учитывает влияние внешних факторов на процессы его трансформации в последней трети XVIII - первой половине XIX в.

Важные сведения по исследуемой нами проблеме содержатся в трудах Т. X. Алоева. Изучая политические факторы переселенческого движения кабардинцев в период Кавказской войны, автор реконструировал основные тенденции и последовательность процессов формирования массива закубанских кабардинцев (Хаджиретова Кабарда)32, которых в документах и литературе 20-50-х гг. XIX в. обозначали как «абреков».

В 2006 г. вышла в свет «Адыгская (черкесская) энциклопедия»33. Для нашего исследования большой интерес представляют описания политических процессов в Кабарде в XVIII - первой половине XIX в. Также здесь раскрывается сущность традиционных институтов общественной саморегуляции у кабардинцев, в том числе и аб-речества.

Несмотря на достижения современной историографии, особенности трансформации института абречества у кабардинцев изучены не-

2 Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. Очерки по истории и этнографии Нагорного Дагестана. М., 2002. С. 25.

30 Там же. С. 26.

31 Ботяков Ю. М. Абреки на Кавказе. Социокультурный аспект исследования.
СПб., 2004; Он же. Абречество - реальность и предрассудки // Электронный ре
сурс: ; Он же. К вопросу о статусе
абреков на Северном Кавказе //Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения.
1998-1999 гг. СПб., 2001. С. 63-64; Он же. Бурка как атрибут абрека//Лавровские
(среднеазиатско-кавказские) чтения. 1998-1999 гг. СПб., 2001. С. 65.

32 Алоев Т.Х. «Беглые» кабардинцы: формирование а Закубанье массива кабар
динского населения и его участие в Кавказской войне в 1799-1829 гг.: Дис. ...
канд. и. наук. Майкоп, 2006.

'г Адыгская (черкесская) энциклопедия. М., 2006.

достаточно. Поэтому в настоящее время назрела необходимость в проведении комплексного исследования данной проблемы.

Источи и ковую базу исследования составляют: материалы, выявленные в различных архивохранилищах, опубликованные сборники архивных документов и нарративные источники.

Основные сведения по изучаемой проблеме нами извлечены из фондов Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики (ЦГА КБР): ф. И-2 («Управление Кабардинской Линией»), ф. И-16 («Управление Начальника Центра Кавказской Линии»), ф. И-23 («Кабардинский временный суд»), ф. И-24 («Кабардинский окружной народный суд»).

Ценные для нашего исследования материалы содержатся в Центральном государственном архиве республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-Алания). Нами изучены: ф. 11 («Терское областное управление»), ф. 12 («Канцелярия начальника Терской области»), ф. 256 («Комиссия по разбору сословных и поземельных прав горцев Терской области»), ф. 262 («Комиссия по разбору сословных прав горцев Кубанской и Терской областей»).

Значительный объем информации сосредоточен в архиве Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН (Архив КБИГИ). Важные сведения содержатся в ф. 1 («История Кабарды в дореволюционный период»). Из данного фонда мы использовали материалы, собранные в разное время научными сотрудниками КБИГИ в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном воєнно-историческом архиве (РГВИА), Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК), Центральном государственном историческом архиве Грузии (ЦГИА Грузии). Из ф. 10 Архива КБИГИ нами были извлечены полевые материалы, собранные в 1970-1980 гг. в ходе многочисленных этнографических экспедиций X. М. Думановым, В. X. Кажаровым, Г. X. Мамбетовым, С. X. Ма-федзевым и др.

Ко второй группе источников относятся такие сборники документов, как: Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Восточного и Северного Кавказа. Одесса, 1882; Крестьянская реформа в Кабарде. Нальчик, 1947; Материалы Я. М. Шар-данова по обычному праву кабардинцев первой половины XIX в. Нальчик, 1986; Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев. Майкоп, 1997; Из документальной истории Кабардино-русских отноше-

ний (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.). Нальчик, 2000; Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа (1793-1894 гг.). Нальчик, 2003; Из истории Кабардинского временного суда (1822-1858). Нальчик, 2008, Антология памятников права народов Кавказа. Т. 1. Ростов н/Д, 2009. Особое место в этой группе источников занимает сборник документов с комментариями под названием «Материалы по обычному праву кабардинцев (первая половина XIX века)». Нальчик, 1956, составленный в 1956 г. В. К. Гар-дановым.

К третьей группе относятся нарративные источники: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов в ХШ-ХІХ вв. Нальчик, 1974; Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX - начале XX вв. Нальчик, 2004; Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Нальчик, 2004 и др.

Географические рамки исследования ограничиваются в основном территорией Кабарды. Но при этом в качестве сравнительного материала мы использовали данные, относящиеся к другим областям Кавказа.

Хронологические рамки диссертационного исследования включают период с конца XVIII до середины XIX в. Нижний хронологический рубеж связан со временем функционирования института аб-речества в традиционном виде. Верхний хронологический рубеж датируется серединой XIX в. Однако для более глубокого и всестороннего анализа трансформации института абречества у кабардинцев в настоящей диссертации мы использовали и материалы, относящиеся к периоду перед отменой крепостного права в Кабарде (1867), и которые во многом репрезентативны и для более раннего времени.

Объектом диссертационного исследования является кабардинское феодальное общество, а предметом - институт абречества кабардинцев, его формы и трансформация под влиянием, главным образом, внешних факторов в XVIII - первой половине XIX в.

Цель диссертации - исследовать особенности института абречества у кабардинцев.

В связи с этим нами выдвигаются несколько основных задач:

- охарактеризовать институт абречества у кабардинцев в сравнительно-историческом плане;

определить особенности традиционного института абречества у кабардинцев;

исследовать статус князей-«абрегов» в 20-50-е гг. XVHI в.;

изучить степень трансформации института абречества у кабардинцев под влиянием внешних политических факторов;

охарактеризовать абречество в условиях кризиса традиционных институтов общественной саморегуляции в конце XVIII - первой половине XIX в.;

провести анализ статуса кабардинских абреков в системе уголовного права Российской империи.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма, объективности и системного подхода, позволяющие комплексно исследовать поставленную проблему.

Для достижения поставленных целей и задач использовались такие методы исследований, как: генетический, сравнительно-исторический, типологический и т.п. С помощью структурно-функционального метода мы проводили исследование института абречества как системы взаимосвязанных элементов в политической и правовой культуре кабардинцев. Сочетание этих принципов и методов позволяет наиболее зримо представить динамику развития этого института под влиянием эндогенных и экзогенных факторов на разных этапах истории кабардинского общества.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые дан комплексный анализ традиционного абречества у кабардинцев и особенностей его трансформации под влиянием внешних и внутренних факторов в XVIII - первой половине XIX в.

В работе по-новому исследуются особенности традиционного кабардинского абречества, детально рассматривается место абречества в системе институтов общественной саморегуляции у кабардинцев, выясняется роль князей-«абрегов» в политической системе Кабарды в 20-50-е гг. XVIII в., изучается степень трансформации абречества под влиянием политики Российской империи в последней трети XVIII - первой половине XIX в., определяется статус кабардинских абреков как уголовных преступников, нарушивших законы Российской империи.

Новизна работы определяется и тем обстоятельством, что в ней по-новому интерпретируются ранее опубликованные документы, а также вводятся в научный оборот новые источники.

Практическая значимость. Исследование динамики развития института абречества у кабардинцев имеет важное значение для понимания специфики социально-политических и правовых процессов на Кавказе в XVIII - первой половине XIX в. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении различных социальных институтов адыгов в целом, при подготовке лекционных курсов, учебников и учебных пособий по истории и этнологии народов Северного Кавказа.

Основные положення, выносимые на защиту:

  1. Институт абречества был неотъемлемым элементом правовой культуры большинства народов Кавказа. Абреками называли людей, которые добровольно покидали родные места, или которых сородичи изгоняли из общества за совершение преступлений. Средства существования абреки получали от грабительских набегов.

  2. У кабардинцев институт абречества начал складываться в период раннего Средневековья. Существовал обычай под названием «щтапіз кіузжащ», когда преступник во избежание кровной мести покидал свое место жительства в поисках покровительства у влиятельных людей. Абреками в XVIII в. становились преимущественно кабардинцы, изгнанные из своих обществ за совершенные преступления.

  3. В 20-50-е гг. XVIII в. институт изгнания князей из Кабарды существенно отличался от традиционного абречества. Их изгнание было временным, не влекло полной утраты социальных и политических привилегий.

  4. В конце XVIII - первой половине XIX в. статус абрека приобретал любой кабардинец, не смирившийся с колониальным режимом. Абреками они становились с точки зрения законодательства Российской империи.

  5. До включения Кабарды в состав Российской империи институт абречества кабардинцев находился в тесной взаимосвязи с другими институтами общественной саморегуляции: наездничеством, покровительством, кровной местью, гостеприимством и др. В конце XVIII - первой половине XIX в. под влиянием политики Российской империи все эти институты в той или иной мере подверглись существенной трансформации.

  6. Во второй четверти XIX в. абречество по российским законам было отнесено к разряду уголовных преступлений. К пойманным абрекам стали применяться наказания, предусмотренные российским уголовным законодательством.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании сектора этнологии Учреждения РАН Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН 25.02.2010 г. Основные выводы диссертации опубликованы в 5 научных статьях объемом 3,2 п.л.

Структура диссертации построена в соответствии с ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка сокращений.

Похожие диссертации на Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века