Введение к работе
Актуальность темы исследования. Процессы самосовершенствования и духовно-нравственного роста личности непосредственно связаны с развитием этических ценностей общества. В настоящее время, когда происходит активная трансформация ценностей и идеалов, идет поиск новых этических вех, определяющих направление движения развития общества и мира в целом, особенно актуальной и важной является проблема ценностных ориентиров, определяющих творческое развитие человека.
В связи с этим обращение творческому наследию В.В. Налимова, его идеям языка и творчества в контексте этики как «жизнетворящей» мировоззренческой парадигмы мышления, объединившей разные уровни реальности в единое целое: макро и микрокосмос, человека и Вселенную, несомненно, обогатит современную этическую науку, придаст ей новые оттенки и акценты. Ведь развитие идей любви, ответственности в контексте творчества, определение моральной позиции человека – новые грани этики, развивающие традиции русской философской мысли и имеющие актуальное значение для современной культуры, характерной чертой которой является инновационное развитие науки и знания. В связи с этим обстоятельством язык, как процесс и продукт творческого труда, становится аккумулятором изменений, влияющих на процессы межкультурной коммуникации, затрагивая нравственные пласты жизни, а творчество, как акт развития идей, - главной ценностью процесса познания.
Предмет диссертационного исследования представляет интерес еще и потому, что исследование творчества В.В. Налимова в контексте этики практически не существует, хотя в целом идеи ученого получили достаточную известность и признание в мире.
Следовательно, актуальность диссертационного исследования определяется современными процессами развития, диктующими новые тенденции в осмыслении нравственных проблем, связанных с ростом науки, трансформацией ценностей, требующих развития и осмысления традиционных ценностей в новых социокультурных условиях. В этом плане творческое наследие В.В. Налимова, актуализирующее проблему этики творчества и языка, как процессы нравственного совершенствования и духовного роста, как систему межкультурной коммуникации раскрывает новые грани и возможности этики.
Степень научной разработанности темы. В современной философии понимание нравственного содержания языка и творчества при наличии значительных исследований в этой области, не имеет единого концептуального ядра исследований, а некоторые аспекты проблемы в связке «язык-творчество» до сих пор не получили целостного рассмотрения.
Источники по проблеме этики языка и творчества в философии В.В. Налимова могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Произведения В.В. Налимова:
а) проблема этики языка, проблема языка и логики, понимания и восприятия текстов, отражение этики и культуры в знаковых системах общества – эти проблемы получили развитие во многих работах В.В. Налимова, наиболее значимыми из них являются: «Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков», «К вопросу о логико-лингвистическом анализе языка науки», «Природа смыслов в вероятностно ориентированной философии. Язык, Наука, Философия»;
б) проблема «архитектоники» личности и творчества, проблемы влияния личности на культурную среду, отражены в таких работах, как «Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности», «Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке», «Self-Organization as a Creative Process. In: Self-Organization»;
в) проблема этики сознания и бессознательного, понятие «вероятностно-ориентированной философии» исследуются в таких работах, как «Осознающая себя Вселенная», «Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление семантической вселенной», «Вероятностный подход к описанию явлений, происходящих на глубинных уровнях сознания», «Comment Peut-On Construire Un Modele De L'lnconscient? L'lnconscient. La Discussion Continue».
2. Работы современных философов, посвященные исследованию философского наследия В.В. Налимова:
а) проблема свободы человека и его ценностей, проблема «потери творчества», природа времени, теорема Бейеса и модель мира, проблема смыслов и их «фильтров», публикации незавершенных трудов В.В. Налимова (Ж.А. Дрогалина);
б) проблемы смысла у В.В. Налимова (О.Б. Мраморнов, Е.В. Маркова); проблемы вероятностного понимания реальности, космическая природа сознания, (Е.В. Золотухина-Аболина);
в) о связи В.В. Налимова с философией русского космизма (В.В. Казютинский);
г) о духовном вкладе Налимова в культуру на рубеже столетий (Г.ф.Вайцзеккер, Х.Лёкенхоф, С. Шапиро, Ю.Гарфилд, А.Ю. Закгейм, Ю.В. Грановский);
д) литературные эссе о философии В.В. Налимова, его «личностной теологии» (В.Я. Голованов).
Помимо вышеуказанных источников, необходимо выделить тех авторов отечественной и зарубежной философии, которые непосредственно связаны с изучаемыми нами проблемами, а именно:
А) Проблема морали и нравственности, самоопределения, творчества и творческой личности в русской философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, Л.Н. Толстой);
Б) Проблема языка как культурного феномена (В.Ф. Гумбольдт, М. Хайдегер, Х.-Г. Гадамер, Э. Левинас) и проблема смыслов (А. Шопенгауэр, М. Хайдегер, В. Франкл, У.Джеймс, Л. Витгенштейн, Ж-П. Сартр). Проблема «потенциального текста», в котором сочетаются идеи языка через жизнь и поступки человека (М.М. Бахтин), понимание «мира как текста» (Ж.-Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М.Фуко, Р. Барт). Проблема соотношения семантического и духовно-нравственного содержания языковых конструкций (В.Ф.Гумбольдт, М.Хайдегер, Х.-Г. Гадамер, Э. Левинас);
В) Проблема экологии этики (А. Швейцер, О. Леопольд, К.-О. Апель);
Г) Проблема Единого и Многого (Платон, Аристотель, Плотин, Н. Кузанский, И. Кант, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, П. А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Д.В. Никулин, А.А. Гусейнов, В.Н. Назаров, Т.В. Васильева, П.П. Гайденко).
Аналитический обзор источников, посвященных исследованию проблемы языка и творчества, позволяет сделать вывод о том, что в них раскрыты большей частью отдельные аспекты, в то время как теоретические проблемы, касающиеся механизмов функционирования этики языка и творчества, остаются недостаточно изученными. Несмотря на большое разнообразие концепций, философия В.В. Налимова в целом и его взгляды на космо-экологической этики в частности до сих пор не получили должного систематического изучения.
Объект исследования – этика.
Предмет исследования – проблема этики языка и творчества в трудах В.В. Налимова.
Научная гипотеза исследования – философское наследие В.В. Налимова занимает особе место среди мыслителей русской философской традиции: «вероятностно ориентированная» философия ученого представляет собой современное прочтение идей платонизма, в котором взаимодействие понятий Единого и Многого реализуется через этику языка и творчества личности.
Целью исследования является соотношение языка и творчества в трудах В.В. Налимова.
Цель диссертационной работы достигается посредством поэтапного решения следующих задач исследования:
Показать связь вероятностно ориентированной философии В.В. Налимова с идеей диалектики Единого и Многого в философии Платона;
Показать актуализацию ценностных смыслов через творчество личности;
Раскрыть понятия о «личностной капсулизации», «гиперличности» и «архитектоники личности» в этике В.В. Налимова;
Установить значение языка в вероятностно ориентированной философии В.В. Налимова как средства актуализации текста из смысла;
Показать связь нравственности и языка, а также рассмотреть влияние языка на нравственную мотивированность поступка;
Проанализировать нравственную обусловленность и специфику понятии «Делания»;
Раскрыть понимание культуры и кризиса культуры у В.В. Налимова, показать возможные пути преодоления данного кризиса, предложенные ученым.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили исследования в области философии этики, когнитивной философии и когнитивной лингвистики, лингвистической философии, лингвистической прагматики, психолингвистики, когнитивной психологии, семантического синтаксиса. Достоверность научных выводов и практических рекомендаций основывается на теоретических и методологических положениях, сформулированных в исследованиях зарубежных ученых, мыслителей ряда философских эпох, включая направления постмодернизма, метафизики сознания, синергетики.
Методологическая стратегия диссертации в целом определяется ее целью и задачами, реализация которых предполагает комплексный характер исследования. Основу его методологии составляют логическая реконструкция (структурное моделирование) и категориальная систематика этико-философских построений В.В. Налимова как единства этико-метафизической доктрины и этико-нормативной программы периода пост-пост неклассической науки. В качестве методологических принципов настоящего исследования избираются: принцип антропоцентризма и интегративный подход к исследованию.
Методы исследования определяются многогранностью рассматриваемой проблематики. Исследование проводилось с помощью комплексной методики, включающей общенаучный гипотетико-дедуктивный и структурный метод, методы этико-философского и историко-философского анализа, а также общенаучные методы и принципы познания. Структурный метод способствовал выявлению внутренней архитектоники философского учения В.В. Налимова и обнаружению его системообразующих механизмов. Исследование выполнено в когнитивном и структурно-функциональном аспектах. Такой подход предполагает, с одной стороны, учет связи с определенными содержательными структурами знания, с другой – их предназначенность для участия в актах коммуникации. Функциональный анализ позволяет связать в последовательный контекст разные подходы в интерпретации проблемы этики языка и творчества.
Таким образом, весь арсенал используемых в диссертации методов и приемов анализа этико-философского наследия В.В. Налимова, составляющих комплексную исследовательскую программу, призван обеспечить эффективную реализацию общего замысла настоящей работы – продемонстрировать идейную оригинальность и содержательную целостность духовно-нравственного учения мыслителя.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
В диссертационном исследовании выявлена связь вероятностно ориентированной философии В.В. Налимова с идеей диалектики Единого и Многого в философии Платона. Человек как микрокосм включает в себя оттенки взаимодействия Единого и Многого. В.В. Налимов, признавая фундаментальность позиции платоновской философии, подчеркивал ее действительный научный смысл. Развивая идеи Платона, Налимов ищет проявленность взаимодействия Единого и Многого через теорию смысла, признавая первичность смыслов как «изначальную заданность фундаментальных физических констант, природа которых скорее ментальна, чем физична» (В.В. Налимов «Осознающая себя Вселенная»). Единое, по мысли Платона, есть Ничто вне многого. Согласно Налимову, космическое начало бытия есть некая «потенциальность возможных смыслов, источник множества текстов», которые проявляются через личность.
-
В диссертационном исследовании показано, что человеческая личность, согласно идеям вероятностно ориентированной философии В.В. Налимова, дискретна капсуализирована в своей телесности, осознавая свою единичность. В то же самое время сознание личности определяется континуальностью (открытостью пространству смыслов). Главное свойство личности – спонтанность как «открытость вселенской потенциальности, способность попадать в резонанс с ней». Личность определяется способностью актуализации смыслов, поэтому в понимании В.В. Налимова, личность выступает как своеобразный «фильтр» смыслов, который имеет разрешающие и запретительные функции, причем его изменение связано и с изменением личности. Таким образом, континуальность – это свойство сознания, которое осуществляя смысловые перестройки, изменяет личность. Нами выявлено, что ценностный смысл континуальности заключен в творческой актуализации личности, ее способности «к открытости запредельному, к самообогащению», нравственным содержанием которой являются свобода (мысли, волеизъявления, творчества), достоинство, мотивирующая к пониманию ценности личности и ориентирующая личность на творчество, способствующего обретению смыслов, определяющих многомерность личности и «гиперличности», в связи с этим в диссертационном исследовании проанализировано своеобразие «архитектоники» личности.
-
Нами установлено значение языка в вероятностно ориентированной философии В.В. Налимова как средства актуализации текста из смысла. Текст – вероятностно взвешенный смысл, слово – то, что генерирует в языке мысль, вводя смысл в реальность бытия и, таким образом, организуя сознание и человеческую коммуникативность. В диссертационном исследовании показана связь нравственных эмоций и языка, рассмотрено их влияние на нравственную мотивированность поступка, выделена нравственная обусловленность и специфика Делания, заключающаяся в проявлениях свободы, достоинства, любви, ненасилия и толерантности.
-
В диссертационном исследовании представлено понимание В.В. Налимовым особенностей культуры и современной культуры, в частности. Культура, по мнению мыслителя, формируется как пространство смыслов. Развитие культуры, также как и развитие науки, эволюционное развитие человечества вероятностно, так как определяется известными истинами, получившими реинтерпретацию, фильтрацию старого текста в новых условиях. Ученый считал, что современная культура находится в кризисном состоянии, что проявляется, прежде всего, в деструктивных процессов в нравственной сфере (насилие, эгоизм), в нарушении экологического равновесия, отсутствии интегрированного начала в науке (специализация наук). Преодоление кризиса культуры связано, во-первых, с изменением сущности бытия, в интеграции с планетарной культурой, во-вторых, в актуализации свободной воли, выражающихся в Делании, дающей возможность изменений через возрождение новых смыслов из старых истин.
Личный вклад автора. Исследования, представленные в диссертации, проводились при непосредственном участии автора. Кроме того, в диссертационной работе автором предпринята попытка сформировать целостную картину философских идей В.В. Налимова, создавшего особую модификацию учения Платона, в частности раскрыть представления ученого в области этики языка и творчества. Также автором было прочитано большое количество источников на языке-оригинале с целью более глубокого погружения в исследоваемую проблему. Также автором была самостоятельно написана и опубликована статья на английском языке, посвященная вопросу зависимости изменения реальности от ценностных ориентиров, выбираемых сознанием личности по В.В. Налимову.
Научная новизна исследования. Настоящая диссертационная работа представляет собой опыт комплексного анализа в отечественном философском изучении В.В. Налимова. В рамках диссертации последовательно реализуется качественно новый подход к исследованию философского творчества В.В. Налимова и создаются необходимые методологические условия и логические предпосылки для его целостной реконструкции, систематического изложения и типологической квалификации. В фокусе диссертационного анализа находятся такие ключевые мотивы моральной рефлексии и философского мышления В.В. Налимова, как постижение подлинного смысла человеческого существования, придающего жизни людей всевременной статус универсального единства в Абсолюте, и обнаружение адекватной формы ценностной реализации содержания искомых смысложизненных истин. Новизна нашего подхода к исследованию духовного наследия мыслителя состоит также в тематизации и специальном анализе его философско-этических воззрений.
Данное обстоятельство привносит в канву диссертационного исследования дополнительную научную новизну, заключающуюся в осуществлении концептуальной реконструкции и контекстуального анализа различных уровней понимания проблемы В.В. Налимовым. Помимо этого, теоретические результаты диссертационного исследования могут оказаться востребованными историками философии в целях уточнения, углубления и систематики сложившейся тематической и оценочной мозаичности представлений о характере, структурной композиции и содержании этико-лингвистического учения Налимова и идентификации идейного наследия великого русского мыслителя в рамках отечественной и европейской традиций в истории духовной культуры.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Практическая ценность результатов диссертационной работы определяется открываемыми возможностями широкого обращения к ним в процессе разработки и преподавания курсов этики и других дисциплин философского цикла, прежде всего, таких, как «История философии» и «История этических учений», а также в ходе предметной дифференциации и концептуализации содержания ряда курсов в рамках образовательного направления (специальности) «Прикладная этика», постепенно входящего в практику классического гуманитарного образования современных российских ВУЗов.
Полученные в ходе исследования результаты и апробированные методики могут также использоваться в качестве теоретической базы и методологического инструментария для осмысления и разрешения конкретных дилемм нравственного сознания и коллизий морального опыта, круг которых составляют вопросы мотивации и пределов возможного духовно-нравственного совершенствования личности, определения теоретического содержания концепта свободы воли и границ его практической применимости для объяснения индивидуально-ответственного поведения разумных существ, а также характеристики способов обоснования абсолютной моральной императивности.
Результаты диссертационного работы могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества философа В.В. Налимова, а также способствовать решению ряда научно-исследовательских проблем, связанных с изучением этического и философского аспектов языка, лингвистической и философской онтологии. Вместе с тем, разработанные нами идеи могут быть применены в исследованиях по социологии, политологии и в частности конфликтологии в процессе анализа конфликтных ситуаций, когда этические и моральные установки сторон-участников находятся в центре внимания, и правильно выбранное идейное решение может привести к положительным сдвигам в мирном урегулировании вопросов.
Апробация результатов исследования. Основные результаты, полученные в процессе исследовательской работы, обсуждались на следующих научно-практических конференциях: на V Российском философском конгрессе "Наука. Философия. Общество" (2009г.) и на III Международной научно-практической конференции (2010г.) в г. Новосибирске, на V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в г. Красноярске (2009г.), на II Международной научно-практической конференции в г. Нижнем Новгороде (2010г.), на Международной научной конференции К 100-летию со дня рождения Василия Васильевича Налимова МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Москве (9–10 ноября 2010г.), на педагогических конференциях, межрегиональных конференциях и аспирантских чтениях Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского в период с 2009 по 2011.
Материалы диссертации использовались также при разработке лекционных курсов и соответствующих им семинарских занятий по философии этики и творчества как факультативному курсу на кафедре философии и социологии КГУ им. К.Э. Циолковского, а также на базе образовательного учреждения "Президентская школа" (до 2004 г. Школа Рационального Чтения (ШРЧ)) в авторском курсе для студентов ВУЗов.
По теме диссертации опубликовано 15 научных работ (в том числе 4 статьи в журнал из списка ВАК) общим объемом 4,93 п.л.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и социологии Калужского государственного университета им К.Э. Циолковского.
Структура исследования обусловлена целью и задачами диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.